Об альпинистских хижинах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1963 г.
Перевод с немецкого
Виктор Вейманн
От хижины к хижине – однажды по-другому
«От хижины к хижине» – название не современной увлекательной книги, а одного, когда-то популярного путеводителя. Ведь в то время программа отпуска включала в себя походы «от хижины к хижине».
И так как книгоиздатель Патцль считал, что эти отпускные дни были самыми прекрасным в его жизни, то прошлым летом он не захотел ехать ни в Италию, ни в Грецию ни в Испанию, а отправился в походы в Альпы, путешествуя, как и в былые времена, от хижины к хижине!
Но времена изменились. Когда Патцль, немного измотанный от поездки ночью и высокого расположения хижины, добрался до первого приюта, он пережил первое разочарование. В хижине было полно народу и Патцлю предоставили место в каптерке.
«Ведь это только на одну ночь!» - сказал хозяин хижины. Каптерка располагалась точно над гостевой комнатой, а сами гости в течение дня отдыхали на лугу близ приюта и поэтому чувствовали себя по-настоящему бодрыми и веселыми.
«От хижины к хижине» – следующим утром Патцль перешел по горам к следующей хижине. Но и эта хижина была полна постояльцев. Патцль, ощущавший каждой своей клеткой и косточкой последствия десятичасового марша и валившийся с ног, с удовольствием поспал бы в кровати. Но: «Не могу же я из-за Вас вытолкать с кроватей людей, которые находятся в хижине уже целую неделю. А что Вы хотите вообще? Вы можете остаться впрочем, только на одну ночь!» – сказал хозяин хижины. Этой ночью Патцлю пришлось спать на лавке в гостевой комнате. И то только к полуночи, после того как помещение было убрано.
«От хижины к хижине» – после того как Патцль провел на матрасе в третьей хижине бессонную ночь из-за хихиканья и шуточек молодых людей, он приостановил свои походы «от хижины к хижине». Он вынужден был покончить с этим, иначе отпуск доконал бы его.
«Путешествующие по горам сегодня не самые желанные гости в хижинах» – этим словами Патцль закончил свою мучительную историю отдыха во время отпуска.
Каждый член альпийского союза все еще верит в то, что данный статус (членство в союзе) позволит беспрепятственно пребывать в хижинах, которые были построены нашими предками для альпинистов. Ведь при зачислении в члены союза говорили: умеренные сборы, преимущество при предоставлении спального места. В этой доброй вере член союза отправляется в горы, возвращается оттуда обозленный – и, конечно же, выливает весь свой гнев в офисе своего альпийского союза. Вероятно, там попытаются утихомирить возмущающегося, но тот ведь не сам выдумывает существующие проблемы с хижинами.
Может когда-нибудь случится, что альпийские союзы, в распоряжении которых имеются хижины, будут сообщать членам союза о существующих проблемах с хижинами. Не имеет смысла, если Комитеты и управляющие уже давно занимались этими проблема и все делают в отношении общественности, как будто они такие, как в старые добрые времена.
В былые времена возник (конечно, романтический) идеальный образ управляющего хижины, странным образом возникающий у альпинистов и по сей день: тут в своей хижине хозяйствует дряхлый Зеппль и выталкивает радостного йодлера. Когда два альпиниста приходят к нему, он долго им поет, а затем они снова идут дальше после двух чашек чая. На что жил в своей хижине добропорядочный Зеппль? Это редко интересовало альпинистов в те старые добрые времена.
Важно: Управляющий хижиной - это профессия, как и профессия столяра или врача. Он не может существовать только воздухом, он должен что-то зарабатывать, чтобы жить.
Были и остаются хижины - «золотые впадины». Арендаторы этих хижин зачастую знают, как привлечь деньги.
Важно: владение одной или несколькими хижинами для альпийского общества является не актив, а – как сформулировал секретарь союза – «скорее проклятие». Разве жалуется каждый владелец городской квартиры на высокие расходы на содержание: сколько еще раз так высоко расположенный дом будет поврежден непогодой!
Большинство приютов расположены в Центральных Альпах, то есть: в определенные дни они переполнены, затем длительное время пустуют.
Многие альпинисты закрывают до следующего года хижины, переполненные к Троице – и напрасно!
И к тому же есть хижины, в которых управляющий действительно живет одним воздухом. Признаками таких хижин является частая смена арендаторов. Руководители союзов постоянно жалуются на то, что никто больше не хочет брать на себя управление хижиной. Но как раз эти хижины чрезвычайно важны для альпинистов, покоряющих особенные цели (вершины).
Был поставлен на обсуждение вопрос о преобразовании этих хижин по швейцарскому образцу в «необжитые защитные хижины». Далее было предложено построить наряду с «золотыми впадинами» хижины на самообеспечении, с тем чтобы будущие альпинисты снова обрели крышу над головой.
Контраргумент: «Мы, альпинисты, должны уступить наши хижины клопам?».
Отсюда еще одно предложение: установить высокую арендную плату для арендаторов «золотых впадин» и из отсюда образованного денежного фонда платить зарплату арендаторам «кладбищ».
Идеальное желание: хранитель хижин вместо хозяина хижин.
Очевидно, что сегодня многие, не оцененные активными альпинистами «клопы» захватили большинство хижин. Впрочем, понятие «клоп хижин» больше не относится только для толстяка, поднимающегося задыхаясь к хижине с большой сумкой почтальона. Есть также уже «поколение клопов», так называемые курсы лыжной езды (по часу до и после обеда «склон идиотов», иначе только защитная хижина)…Коллективные поездки в отпуск членов альпийских союзов (Нельзя требовать от людей, чтобы они каждый день мчались наверх. В конце концов, это их отпуск!»). Истинные «клопы» не появляются больше поодиночке, а только массово. Во время проведения курсов или групповых поездок они захватывают хижины, выселяя одиночных альпинистов в верхние комнаты или в кладовки.
При этом недовольный альпинист на своем спальном месте не может забыть одного: эти «клопы» преимущественно из равнинных местностей, и для них поездка в Альпы является самым важным событием в году; если они изредка «сделают» вершину, то все же вернутся домой с большими воспоминаниями о горах, нежели некоторые альпинисты.
Самая большая ошибка, которую в последнее время совершало руководство альпийских союзов, состояла в строительстве новой хижины Рудольфа в Высоком Тауэрн. И сегодня, когда строительство до сих пор стоит, дискуссии по этому еще не утихли.
Аргументы За: Представление о том, что хижина должна быть темной, закоптелой будкой, устаревшее. Целью альпийских союзов является привлечение людей в горы, пропаганда Альп. Но тот, кто пропагандирует Альпы, должен мочь предоставить временные приюты. В 2000 году в Альпах будет больше таких приютов как эта хижина Рудольфа.
Контраргументы: Сегодня – заметьте: сегодня! – не может быть задачей альпийского союза строительство приютов для альпийских плейбоев или управляющих хижин. Хотя в этом горном отеле есть условия для сна и приготовления пищи, альпинисты с самого начала были здесь посторонними. Кроме того строительство этого дома позволило альпийским союзам выступить успешно с коммерциализацией горного мира. Так как с новой хижиной Рудольфа, к сожалению, также альпийское объединение попыталось оторвать себе кусок от экономически выгодного пирога.
В любом случае дискуссия вокруг новой хижины Рудольфа дала довольно четкие ответы на некоторые вопросы:
Эти вероятно старые хижины ценятся не больше, но к тому же мрачные защитные хижины, в которых всегда кто-то наводит ужас, если нужно сходить в туалет.
С другой стороны: Хижина как отель… официант … богатое меню… атмосфера, в которой больше всего хотелось бы завернуть ледоруб в шелковую ткань – альпинист это не любит.
Альпинист видит в защитном доме все еще «защиту»-дом, в котором он мог выспаться после десятичасового тура – даже если он не уведомил письмом о своем визите три месяца назад.
Кроме того нужно было учесть старый порядок пребывания в хижине: с 10 часов вечера необходимо соблюдать полнейшую тишину.
Мы не должны забывать одного: сегодня нет определенного пути решения проблем защитных хижин; только индивидуальный и территориальный подход может уменьшить их.
Ведь есть различия между популярным приютом для альпинистов и лыжников в Тироле и хижиной для скалолазов в забытом Богом крае! И если для приютов альпийских союзов в Предальпах действуют общие условия, то возмущает всех посетителей… взнос!
«Взнос за пользование хижиной – почему? Тогда мы просто в следующий раз попьем пива у хозяина! Оплата спасательных операций в горах – за что? В хижине абсолютно нет спасательных приборов, и поранившему палец при резке хлеба хозяин хижины подарит пластырь из своей частной аптеки». Видно, что решение проблем защитных хижин остается на сегодняшний день непростым. Однако что-то установлено: все хижины в Альпах – высокогорные и расположенные на равнинах и в Предальпах – были построены много лет назад руководителями альпийских союзов для своих членов. Если сегодня иногда делаются попытки объединить интересы членов союзов и государственных объединений иностранного туризма, желания членов альпийских союзов становятся скромнее. И пытаясь поставить интересы одного союза (или одной секции) выше остальных, противоречишь духу альпинизма. Так как альпинист прежде всего альпинист – и только во вторую очередь добровольный (это никогда нельзя забывать!) член альпийского союза.
Те, кто старается сегодня решить проблему защитных хижин, должны постоянно обдумывать свои собственные слова: Для альпинистов были построены хижины и для них они должны остаться!