Альпинизм и туризм в прошлом



О сложности содержания горных приютов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №4, Мюнхен,  апрель 1970 г.

Перевод с немецкого

Хозяйка горного приюта Ватцманнхаус

Критика в адрес критиков горных приютов 

Следует признать, часто не всё идёт так, как должно бы и как мы себе этого желаем, но кто из нас осмелиться утверждать, что в его бизнесе всё безукоризненно? Что ни разу не был допущен промах, ни разу не был забыт заказ, ни разу служащие не вели себя невежливо, ни разу не было простоя из-за нехватки товара и т.п.? Многие альпинисты ошибочно считают – и их высказывания подтверждают это – что хозяева горных приютов для туристов  являются оплачиваемыми служащими альпийских клубов, и что на высоте от 1000 метров можно вести себя грубо и по-хамски, потому что: «Мы в горах и приют принадлежит нам!» Могло бы слишком далеко завести, если бы в этом месте  перечислить всё, что пришлось вытерпеть. Дружеский ассортимент широк: от оскорбительных прозвищ до швабских приветствий. Следует внести ясность: мы, хозяева горных приютов, являемся партнёрами по договорам с нашими Обществами, как Немецкий клуб альпинистов, Туристический клуб «Друзья природы», или с государством. За хозяйственное использование объекта мы вносим значительную арендную плату, которая в большинстве случаев значительно выше расценок в долине. Все хозяйственные риски мы несём сами – никто не доплатит нам ни единой марки, если, например, лето выдастся дождливым, кроме того, мы несём полную ответственность за порядок, распределения мест и отчётность, не получая за это ни гроша. Ведь плата за ночлег принадлежит Обществу, а оно несёт только лишь непроизводительные расходы. Где ещё в гостиничном бизнесе возможно такое, чтобы арендодатель гостиницы или пансиона имел процент от оборота ресторана, но выручку и доходы за проживание единолично клал себе в карман.

Мы слышим только одно: какие обязанности имеют жадные до наживы хозяева, и какие права у бедных членов Общества. К месту замечу: арендаторы горных приютов тоже являются членами своих Обществ. Но давайте-ка спросим: какие же обязанности у альпинистов? Кто содействует запущенности гор? Так называемый «случайный» горный турист, который не поднимался ни на Ватцманн Зюдшпитце, ни даже на бивачную стоянку у Восточной стены? В карманах его брюк нет ни банок пива, ни бутылок водки, ни рыбных консервов.

Зато рюкзаки «настоящих» наполнены этими засоряющими природу вещами, которые очень часто просто небрежно оставляются в местах отдыха. Потом придёт кто-то – то ли хозяин приюта, то ли лично сам председатель Общества – и уберёт всё это дерьмо, не так ли? Давайте, критики, помогите убрать отходы, оставленные вами и вашими плохо воспитанными предшественниками, покажите молодёжи пример воспитания и уважения также и здесь, «в горах»! А вы, «молодые», так снисходительно отзывающиеся о запылённых устаревших «стариках», которые расчистили вам дорогу и продолжают делать это, которые несут основную нагрузку в администрациях Обществ и вносят большую часть денег, с которых вы ещё требуете – и получаете!– субсидии на поездки, много ли среди вас протоколистов, казначеев?

Раньше штат Ватцманнхаус насчитывал 12-14 сотрудников, в большинстве своём знающих дело профессионалов. Теперь здесь копошатся хозяева с членами своей семьи и с дальними родственниками, помогающими в сезон. Если вам повезёт, вы на несколько недель получите в помощь студента-иностранца. Техник-смотритель? Горничные? Помощник повара? Туда, в глухомань? Без телевизора, без ванны, без проточной воды? В таких условиях сегодня нас поднимет на смех каждый потенциальный сотрудник, даже если мы девушке-горничной предложили бы зарплату в 600 ДМ и выше. И, несмотря на это, заведение должно функционировать так, как если бы здесь работало десять помощников.

Это, конечно же, сказывается на работе. Упрощение бизнеса, результирующее из нехватки персонала, это вынужденная мера, которая нам, хозяевам, сильно действует на нервы. Рассудительный гость приюта относится к этому с пониманием. Но очень странно и для нас досадно, что хозяева вообще и хозяева горных приютов в частности, являются такими отличными мишенями для общественной критики. Некоторые из гостей даже считают, что, побыв в приюте час, он уже знает все дела и может с одного маху вести такой «детский» бизнес. Что стоит тогда десятилетний опыт работы в опасном месте? Очевидно, мы просто слишком глупы. Почему бы молодёжным группам и командам с близких к Альпам местностей, возможно, при поддержке горных егерей и  пограничников не предпринять постепенное очищение от хлама горных вершин?

И разве странно, что у некоторых измученных хозяев лопается терпение, когда они, несмотря на все усилия, ещё должны  и выслушивать или читать умные речи или претензии? Они ведь тоже люди, со своими бедами и заботами, как и все мы. Разве не стоит быть более толерантными, больше думать и анализировать, прежде чем судить и осуждать? Сердечно приглашаем всех наших горьких критиков, которые с малой долей компетентности оглашают своё непоколебимое мнение, провести выходные у нас не в качестве гостя, а в качестве временного сотрудника. Они бы узнали тогда, что бутылку пива берут в руки не менее девяти раз, прежде чем она попадёт с машины пивоварни на стол, и такой же путь она проделывает в обратном направлении, 1 кг ненужного груза, поднятого на высоту  свыше 1300 метров. Кто бы после этого ещё выступал против баночного пива? Наши сотрудники, работающие по выходным, в каждое воскресное утро удивляются виду спальных помещений, которые в это время имеют очень мало общего с жилищами людей. Они работают как служба уборки мусора, а особой наградой за это становится чистка семи туалетов, которые за последние 24 часа были приведены в неподдающееся описанию состояние. И хозяева сами берутся за работу, потому что студент-помощник, конечно же, этого делать не станет. Нашим умным наблюдателям пришлось бы постирать полотенца и простыни, которые использовались для чистки обуви, и они с удивлением бы обнаружили, что два хорошие шерстяные одеяла с вытканными инициалами хозяев, три полотенца, четыре мерные кружки,  15 стаканов для пива, пепельница, меню с обложкой, судок для горчицы, несколько ложек-вилок, фотоаппарат или анорак попутчика нашли новых хозяев. Затем мы ещё собираем в большую корзину мусор вокруг дома, и сортируем его на металл, стекло, бумагу и остатки пищи. Если бы среди всех недружелюбных современников не нашлось всё же нескольких людей, нашедших добрые слова признания, можно было бы действительно впасть в отчаяние и стать мизантропом.

На полях отметим, что они, хозяева, спят всего лишь пять часов. Хотя в 22.00 в приюте объявлен «тихий час», но ведь надо же и убрать, и посчитать. И после этого рабочий день не всегда заканчивается. В час ночи громыхают во входную дверь. Ночные туристы, поднявшись с долины, проголодались и хотят пить, конечно же, мы открыты и для них и жертвуем им часть своего скудного отдыха.

В пять хозяин уже стоит у плиты (а перед этим он успел развесить бельё), завтрак готовится час. И тогда начинается ворчание: «Так, а почему завтрак не подают в четыре или в пять, мы хотим успеть подняться на три вершины. Свинство! И он считает себя хозяином! Мы будем жаловаться!» Разве этих людей интересует тот факт, что мы, из-за нехватки персонала, не можем работать в две смены, что обслуживающий персонал (из числа родственников) с шести утра и до десяти вечера непрерывно на ногах. Кто видит, что хозяин уже в три утра поехал в долину, чтобы закупить продукты? Давайте поразмыслим над тем, почему именно в секторе услуг не всё идет так гладко и упорядоченно, как раньше. Беспримерный экономический подъём двух последних десятилетий принёс не только преимущества, но и недостатки. Полная занятость вызывает нехватку персонала. Невозможно, чтобы хозяева ночлегов и гостиниц включили в число своих постоянных обязанностей ещё и обязанности мойщиков посуды, горничных, портье, техников. Стало невозможным заполучить работников в старый приют высоко в горах. Последствия этого следует рассматривать как временное явление, а не перекладывать ответственность за него на плечи тех, кто и так страдает от такого развития. Не в обиду будь сказано. 

В условиях нехватки персонала часто вся работа ложится на плечи хозяина: приготовление пищи, заготовка дров, уборка, стирка. Фото: Херберт Маэдер.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru