Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Сибирская Советская Энциклопедия. Главный редактор Б.3.Шумяцкий (Москва), помощники редактора: А.А.Ансон (Новосибирск), М.М.Басов (Иркутск). Том третий. Л-Н. Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1932 г.

Ледоколом называется специальное судно, приспособленное для ломки льда, для чего оно имеет специфические обводы и особо крепкий набор корпуса. В целях осуществления коммерческого мореплавания Северным Морским путем — в устья Оби и Енисея и преодоления льда в Финском  заливе  фирме  Армстронг  в  Англии, по проекту Макарова, был сделан заказ на постройку  ледокола   «Ермак»,   который   весной   1899 года спущен на воду. После удачного испытания «Ермака» во льдах Финского залива, на этом ледоколе под руководством Макарова же был совершен поход в Северное Полярное море к берегам Шпицбергена, где в несколько дней удалось достичь 81° 28 с. ш. В результате первого плавания на ледоколе «Ермак»   были   произведены   переделки:   был снят носовой винт, в силу чего пришлось перебрать весь набор носовой части корпуса заново и изменить  ее обводы, и в конструкции был предусмотрен ряд усовершенствований, что сделало    «Ермака»    прототипом    современных мощных ледоколов. Особенностями ледокола «Ермак» среди других явились: параболический вид шпангоутов   и  соответственная  кривизна   бортов   и дна для того, чтобы лед не мог его сжимать, а приподнимал из воды; возможность быстрого значительного изменения дифферента (наклонения корабля в продольном направлении) путем перекачки воды из носовых танков в кормовые и обратно на случай, если бы ледокол затерло льдами и нужно было бы раскачиванием оторвать его от   ледяного   припая;   расположение   парового отопления с расчетом на нагревание наружных бортов для оттаивания намерзшего льда и пр. «Ермак»  по  своим  размерам  и  мощности  до сего  времени  является  одним   из   крупнейших ледоколов в мире; не уступает ему по мощности только   ледокол   «Красин»,   свободно   двигающийся   (без остановок  и  разбега)   по  сплошному  ровному льду   Финского   залива   толщиною  до   120   см. По  своему  типу  ледоколы   подразделяются   на  ледоколы-тараны (ледорезы) и ледоколы-ледоломы. Ледокол-таран    более   приспособлен   для   работы   во льдах, которые хорошо  раздвигаются,  когда  ледокол, разламывая   даже   крепкие   льдины,   отжимает их  в  стороны,  имея  запасные  пространства  в полыньях. Такая работа требуется от ледокола в подвижных льдах, например, летом в Полярном море, когда  льды сжимаются  и разжимаются ветрами. Нос   ледокола-тарана   имеет   форму   прямого   клина, которым он работает, входя в лед с сохранением нормального  положения  ватерлинии   (не  изменяя дифферента). Ледокол-ледолом вползает на лед, действуя на него своей тяжестью сверху   вниз,   для   чего   носовая   часть   имеет форму  ложкообразную  или  в  виде  наклонного клина. Этот тип ледоколов предназначается для работы  в  сплошном  льду.  Ледокол  с ложкообразным носом, так называемого  гамбургского типа, хорошо работает в хрупком сплошном ледяном поле, но в вязком льду или в «ледяной каше» движение затрудняется. Этот недочет ледокола-ледолома до известной степени устраняется при конструкции носовой части в виде косого клина. Современные  наши  ледоколы-ледоломы  имеют  форму  носа  в виде  косого   клина   с   наклонным ребром   под углом 20-30° к горизонту, с плоскими от форштевня   гранями,   плавно   переходящими   в   кривые очертания остального корпуса. Для успешности работы в вязком кашеобразном льду на ледоколе   устраивается   носовой   винт,   который   струей воды,   создающейся   от   его   действия,   размывает  сгущения впереди ледокола  и,  кроме того,  содействует работе ледокола  в   ровном  ледяном  поле, угоняя воду под корпус ледокола  и создавая полость перед носовой колющей частью, благодаря чему сопротивление льда уменьшается, но носовой винт мешает ледоколу работать в мощных льдах, почему вооруженный таким винтом ледокол «Ленин» не  пригоден  для  арктических  плаваний  среди тяжелых льдов. Из советских ледоколов в настоящее время наиболее   мощными  являются   «Красин»,   «Ермак», «Ленин», «Добрыня Никитич», «Давыдов», «Федор Литке» и «Трувор», из которых только один «Федор  Литке» — ледокол-таран  (ледорез).

В Полярном море, в частности в морях, омывающих Сибирское побережье — Карском, Лаптевых и Северо-Восточном, заполненных большей частью года плавающим льдом, для экспедиционного плавания считается целесообразным применение крепких небольших деревянных судов с ледяным поясом (усиленная обшивка по ватерлинии), как более приспособленных для жилья в низких температурах — более прочных при ударах об лед и легче исправляемых судовыми средствами. Такое мнение особенно укрепилось после экспедиции Ф. Нансена в 1894-96 гг. на пароходе «Фрам». Подобные суда употреблялись первоначально и для коммерческих сообщений Северным Морским путем в устья Оби и Енисея; так, в 1893-97 гг. пароходами «Лорна-Донне» и «Блан-катра» сопровождались коммерческие суда, следовавшие через Карское море в Сибирь, причем пароходы исполняли назначение ледокола и помогали коммерческим судам при встрече со льдами. В 1905 году была попытка использования в Карском море ледокола «Ермак», окончившаяся неудачей (ледокол сел на камень в Югорском Шаре). В 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены транспорты «Таймыр» и «Вайгач» для исследования вод Полярного моря, прилегающих к берегам Сибири. Это транспорты водоизмещением по 1500 т каждый с одной главной машиной в 1200 1 НР. В 1910-15 гг. «Таймыр» и «Вайгач» работали в сибирских морях к востоку от Таймырского полуострова; с них были открыты остров Вилькицкого и острова Северной Земли. В 1914-15 гг. оба транспорта совершили переход Северным Морским путем из Владивостока в Архангельск, выдержав зимовку во льдах у Таймырского полуострова. В 1918 году «Таймыр» и «Вайгач» участвовали в гидрографической экспедиции в Карском море, причем «Вайгач» погиб в Енисейском заливе, наскочив на подводную скалу у мыса Ефремов Камень; транспорт «Таймыр» до сего времени используется Гидрографическим Управлением для плавания к берегам Новой Земли и в Карском море. В июне-июле 1920 года плавали в Карском море ледоколы «Красин» и «Ф. Литке» для оказания помощи затертому льдами ледокольному пароходу «Малыгин» (бывший «Соловей Будимирович»).

Начиная с 1920 года советским правительством установлены регулярные коммерческие сообщения Северным Морским путем, причем при следовании Карским морем коммерческие суда сопровождаются конвоиром, он же ледовый разведчик, в качестве которого до 1929 года применялся один из ледокольных пароходов Белого моря — «Седов» или «Малыгин»; в 1921 году  в Карском море был еще ледокол «Ленин», сопровождавший группу из 5 иностранных коммерческих судов. Ледокольные пароходы отличаются от обычных крепостью корпуса, несколько видоизмененными обводами его, соответственным форштевнем, ледяным поясом и сильной машиной. В 1929 году вследствие резкого увеличения грузооборота Северного Морского пути (26 судов), для работ в Карском море был использован ледокол «Красин». В этом же году ледокол «Ф. Литке» совершил плавание из Владивостока на остров Врангеля для смены личного состава управления островами Врангель и Геральд и снабжения советской колонии. В 1924 году для водружения советского флага и снятия канадской колонии на остров Врангеля из Владивостока ходил ледокол «Красный Октябрь» — теперь «Давыдов». В 1930 году, когда к сибирским портам на Оби и Енисее пришло 50 судов, их сопровождали ледоколы «Ленин» и «Малыгин». В дальнейшем развитии мореплавания в приполярных морях, омывающих побережье Сибири, ледокольному флоту, безусловно, принадлежит решающая роль.

В пределах Сибири, кроме Полярного моря, ледоколы используются также на озере Байкал. До постройки Кругобайкальской железной дороги, с 1900 по 1904 гг., для беспрерывного железнодорожного пути от Челябинска в Забайкалье, на озере Байкал применялся ледокол-паром, перевозивший поезда от станции Байкал летом на станцию Мысовск и зимой на станцию Танхой. Для этой цели были приобретены за границей два ледокола  «Байкал»  и  «Ангара»,   доставленные  в  разобранном виде по железной дороге. Вагоны с железнодорожного полотна, в числе 25, подавались на главную палубу парома «Байкал», где в закрытом коридоре были уложены рельсы.

 

Наиболее мощный ледокол «Байкал» (на рисунке)  в 1918 году сгорел во время гражданской войны. Он был построен из стали, имея 61,3 м длины, 17,3 м ширины, скорость 20 км в час, мощность машин 3750 индикаторных сил. Второй вспомогательный ледокол «Ангара» и в настоящее время используется для сообщения по Байкалу как транспортно-ледокольное судно.

 


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru