Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Сибирская Советская Энциклопедия. Главный редактор Б.3.Шумяцкий (Москва), помощники редактора: А.А.Ансон (Новосибирск), М.М.Басов (Иркутск). Том третий. Л-Н. Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1932 г.

Ленские тракты — под этим названием известны грунтовые пути, соединяющие Сибирскую железнодорожную магистраль с Леной, имеющие грузооборот не менее 90% всех грузов, поступающих в Ленский бассейн. В состав их входит: 1) Якутский тракт: Иркутск — Качуг — Жигалово, протяжением 401 км (транзитное значение имеет участок Иркутск — Качуг, 256 км; участок же Качуг — Жигалово, 145 км, в основном обслуживает местное население); 2) Малышевский тракт, часто называемый Шалашниковским, от станции Тыреть Томской железной дороги, через Балаганск в Жигалово (280 км) и 3) Ангаро-Ленский тракт, в прошлом называвшийся Илимским, от пристани Заярская или Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене (267 км). Ангаро-Ленский тракт возник первоначально как Илимский  волок  при  продвижении русских колонизаторов из Енисейска на Лену  (1631 г.). Затем волок этот был превращен во вьючную тропу и в этом виде просуществовал до  начала  XVIII в.,  после чего  путь  этот транзитное значение для летнего времени утратил и   имел   весьма   ограниченное   значение   лишь   как зимняя дорога. Развитие Иркутска как административного и торгового  центра  вызвало  необходимость  найти  выход к   Лене   по   кратчайшему   для   Иркутска   пути. Следствием  этого  явился  Якутский тракт.  Начало более  или менее  широкого использования этого пути относится к первым десятилетиям XVIII в., но устройство его как тракта было  очевидно проведено в последнем десятилетии XVIII века. Развитие   во   второй   половине   прошлого   столетия   золотопромышленности   в   Ленском  бассейне   и усиление в связи с этим грузооборота на реку Лену  вызвали  устройство  еще   одной  дороги  на Лену — Малышевского тракта (1878 г.), имевшего по грузообороту до начала империалистической войны немаловажное значение. Якутский тракт, как  технически  лучше  устроенный   (гравийная дорога),  имеет  наибольший  транзитный   грузооборот, определяющийся   для   1931 года   в   70 -80   тыс.   т. Перевозки грузов совершаются как гужом, так и автотранспортом, значение которого с каждым годом усиливается. Малышевский тракт, из-за отсутствия должного ремонта, вызванного исключением из списка дорог государственного значения, превратился в зимник, не проезжий для  летнего времени  (с 1930 года тракт вновь включен в список дорог республиканского  значения).  Грузооборот  его  составляет 20-25  тыс.  т.  Ангаро-Ленский  тракт, начатый   постройкой  в   1919 году  в   связи   с  гражданской войной   не   был   достроен.   Вновь   начатое   с 1925/26 гг. строительство также еще не закончено, и тракт используется только как зимник. Транзитный  грузооборот — 5-8  тыс.   т.  Развивающийся грузопоток в Ленский бассейн по Ленскому тракту (увеличение ежегодно на 30-40%) требует приведения всех трех трактов в состояние, обеспечивающее автодвижение. Якутский тракт в 1931 году находился   в   процессе   переустройства.   Малышевский и Ангаро-Ленский тракты намечены к устройству в   1932 году.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru