Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Сибирская Советская Энциклопедия. Главный редактор Б.3.Шумяцкий (Москва), помощники редактора: А.А.Ансон (Новосибирск), М.М.Басов (Иркутск). Том третий. Л-Н. Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1932 г.

Лихтер (от голландского) — металлическое плоскодонное несамоходное грузовое судно, приспособляемое к рейдовым и полуморским условиям плавания. В Сибири лихтер впервые появились в 1905 году, когда в Красноярск прибыла целая флотилия закупленных специально для Енисея казенных судов в составе 6 пароходов и 9 лихтеров (при полном грузе в 516 т имели осадку 1,8 м). Все лихтеры были построены немецкой судостроительной верфью «Вулкан», никаких механических приспособлений, кроме грузовых стрел, не имели. Крупнее и совершеннее являются построенные за последние годы лихтеры «Северно-Сибирского Акционерного Общества» («Комсеверопути»), выпущенные Балтийским заводом в Ленинграде и собранные и спущенные на воду в Тюмени. Достаточно крупные по своим размерам (длина 94,4 — 98 м, ширина 15 м, высота бортов 4,5 м и осадка с полным грузом 2,3 м), обладающие грузоподъемностью по 2350 т каждый. Эти лихтеры несколько тяжелы: вес одного корпуса их достигает 561 т, а со всеми устройствами, оборудованиями, надстройками и так называемыми «дельными вещами» достигает 786 т. Поэтому в порожнем состоянии они сидят около 0,69 м, в то время как некоторые двухэтажные пассажирские пароходы облегченной конструкции (напр.   «Ким» — бывший   «Киргиз»  Коломенского  завода, постройки 1912 года) в порожнем состоянии, имеют осадку лишь 0,56-0,60 м. При холостой осадке эти лихтеры имеют водоизмещение 775 т, а с полным грузом — около 3.125 т. Для отопления кают и действия рулевого привода, брашпиля и шпиленка суда снабжены паровым котлом, и для обслуживания грузовых стрел каждый лихтер имеет по несколько двухтонных лебедок; благоустроенные жилые помещения рассчитаны, на 30 человек грузчиков и 17 человек судовой команды. Лихтеры предназначены для плавания по Нижней Оби, Нижнему Иртышу и для рейдовой работы в Обской губе, по операциям Карской экспедиции. По своей величине, грузоподъемности, оборудованию и устройству все эти новейшие лихтеры принадлежат к лучшим судам несамоходного речного флота и на будущее время послужат образцом для стандартной постройки. Собственный вес этих судов должен быть несколько уменьшен с той целью, чтобы вместе с рейдовой службой они были пригодны и для внутренней работы не только на низовых, но и на сравнительно тихих и менее полноводных средних речных плесах.





Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru