Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Макс Зингер. Колымская трасса На суше и на  море №4, Орган ОПТЭ и ЦК ВЛКСМ, ОГИЗ Физкультура и туризм, 1936 г.

В документальном очерке М.Зингер коротко рассказывает о том, как катер «Октябренок» прошел 500 км по р.Колыме от Столбовой до Средникана. Затем также кратко описан пеший путь длиной 45 км через Крохалинский перевал и, наконец, путешествие на автобусе по Колымской трассе длиной 400 км до Магадана. Автор рассказывает о трудностях строительства трассы. В тексте упомянуты дровозаготовки, идущие вдоль трассы, и добыча гравия.


Изобилующее перекатами верховье Колымы стало последним препятствием перед участниками Лено-Колымской экспедиции 1935 года, собиравшимися выйти к берегу Охотского моря, откуда свободна дорога на Владивосток.

Катер «Октябренок», на котором шел начальник Лено-Колымской эк­спедиции капитан Бочек вместе со своими ближайшими помощника­ми, долго и упорно боролся с буй­ной силой Замкового и Каменного перекатов. Двенадцатикилометро­вая скорость течения реки спорила со скоростью, развиваемой кате­ром. Ему помогала мышечная сила людей, работавших шестами.

Охота на рябчиков, куропаток, гусей скрашивала дни. Ночами мо­розы доходили до пятнадцати гра­дусов, и по утрам над рекой сте­лился туман. В нетопленой каютке катера, где нас поместилось шесть человек, замерзала в чайнике вода.

Пятьсот километров вверх от Столбовой до Средникана были настойчиво преодолены, несмотря на все трудности плавания по осеннему мелководью. Дальше Средникана «Октябренка» не про­пустила упавшая вода. Здесь, в этом небольшом бревенчатом по­селке, мы остановились в ожида­нии лошадей, которые были заня­ты на золотых приисках. Нам дали коней лишь под вьюк.

Через Крохалиный хребет (отро­ги Яблонового хребта) мы шли пешком, без лыж, без всякой под­готовки, утомленные полугодовым пребыванием на речном пароходе, который переправил нас с верховь­ев Лены через Ледовитый океан в Колыму. Глубоким снегом запоро­шило болота и топи в тайге. Мы шли,   проваливаясь   по   колено   в снег, маскировавший зыбуны и кочки, валуны и болота. Ползучий кедровник цепко хватал за ноги. Он стелился по сопкам над снега­ми. А сопкам не было конца. И в этих горах величественно уходили вдаль от Колымы к трассе теле­фонные столбы. Здесь мы не чувствовали себя одинокими...

Лиственницы давно сбросили свою хвою и стояли оголенные, словно после пожара. Мы не видели ни следов человека, ни зверя. Только цепочка мышиных следов вилась по свежей пороше. Чем дальше мы поднимались на хребет, тем реже становилась тайга. С вер­шин сопок-гольцов в тумане сне­гопада совсем не было видно тай­ги, спрятавшейся у их подножий.

Сорок пять километров через Крохалиный перевал с трудом и огромным напряжением были пройдены за два дня.

Измученные и усталые, выйдя на трассу, мы вдруг увидели освещен­ный электричеством автобус. Каза­лось, что расстроенное воображение рисовало в глухой тайге эту прекрасную машину. Но вот авто­бус дал сигнал встречной машине. Тут наше оцепенение прошло. Мы увидели и другие машины, проносившиеся по Колымской трас­се, — это были пятитонные грузо­вики, везшие продовольствие для золотых приисков Колымы. Маши­ны мчались на восток и на запад, с Колымы и на Колыму.

Прислали автобус и возвращав­шимся работникам Лено-Колым­ской экспедиции. И вот после Крохалиного перевала, после болот, то­пей и глубоких снегов мы вдруг очутились в мягко рессорившей машине и понеслись к Охотскому мо­рю за четыреста километров.

Трасса бежала среди сопок. Оди­нокие лиственницы свидетельство­вали о недавно порубленной тайге. Стволами лиственниц выстлали всю дорогу от Магадана — Ногаево до верховьев Колымы. Дорожники скребками и лопатами счищали снег в кюветы по обеим сторонам шоссе.

Автобус нес нас дальше к Ябло­новому хребту. Невольно мы вспо­минали далекую Москву, глядя на замечательное творение человека здесь, на дикой Колыме. Всего лишь три года назад из Магадана до Колымы добирались за сорок суток по тяжелому таежному без­дорожью. А нам предстояло про­ехать тот же путь за десяток часов.

Когда машина делала крутой по­ворот, люди с непривычки хвата­лись за сидения и друг за друга. Улыбчивый шофер каждый раз оборачивался к пассажирам и предупредительно говорил:

— Вы не беспокойтесь! Мы еще не свалились. Как только машина свалится, я вам немедленно об этом сообщу.

В Мяките была первая заправка горючего из бензиновой колонки. Вчера мы пили воду из горных ключей. Сегодня остановились в уютном доме, построенном в тай­ге у Колымской трассы, и завтра­кали у начальника дистанции. Он угощал свежими колымскими огур­цами, помидорами, вызывая у нас удивление.

По всей дороге расставлены веш­ки, словно фонарные столбы. В расщепленных верхушках вешек укреплены ветки кедровника-стлан­ца, чтобы лучше можно было заметить в сумерках ограждение дороги.

Машина мчалась по высокому месту, круто забирая в гору. Вот гора Дедушкина лысина. А затем Черное озеро.

Скоро мы увидим Магадан, подойдя к нему с далекого Севера. Совершив трудный путь в условиях таежного бездорожья, мы лучше поймем великое значение Колымкой трассы.

Вчера ночевали на Стрелке у гостеприимного Ходжаева, сегодня – в Атке. Ночью пурговало, намело большущие сугробы. Дорожники опасаются, что трассу закроют на время очистки.

- Для автобуса трасса всегда открыта, - успокаивает нас шофер. Слухи о закрытии трассы подтверждаются. Только она закрыта на девяностом километре, близ Магадана. У нас в Атке – мороз, снег. Там, в Магадане – проливные дожди, размывающие путь. Как велико теплотворное влияние даже сурового Охотского моря!

Дорога то прямая, как шоссе Москва — Ленинград, то кружит без конца по долинам рек или взбегает петлями на крутую сопку.

До Магадана еще сто шестьдесят километров. Нам сообщили по те­лефону на остановке, что через тридцать километров на трассе снега уже нет.

На стопятидесятом километре снова берем бензин из колонки.

Вот и первые следы дождя. В кюветах еще не замерзли лужи­цы, но политая дождем трасса схвачена морозцем и будто глази­рована. Освещенные солнцем снеж­ные вершины сопок своим блеском слепят глаза. Колена дороги напо­минают крутые колена Колымы в ее верховьях.  Требуются большое умение, сноровка и напряженное внимание, чтобы вести машину. Наш шофер делает это уверенно и спокойно. Только мелькают стол­бы — указатели пройденных кило­метров.

На праздничной арке мелькнул плакат. Показываются и исчезают люди, грузовики, вешки, столбы. Все будто во сне. Стремительное путешествие по Колымской трассе после мучительно медленного пе­рехода через Крохалиный хребет кажется дивной сказкой. Эту сказ­ку поведал всему миру строитель дороги, руководитель Дальстроя — Эдуард Петрович Берзин. Послан­ный партией и правительством, он пришел сюда со своими соратника­ми и повел борьбу с вечной мерз­лотой, топями и болотами, прокла­дывая трассу к Верхней Колыме. Люди пробивали дорогу в скалах, засыпали болота гравием, вычерпанным из горных ключей. Пяти­десятиградусные  морозы не останавливали   этих  героев   труда  на восточном краю советской земли...

Становится все теплей и теплей. На вершинах сопок не видно сне­га. Вдали синеют острые зубцы скал. Автобус чуть замедляет ход, приближаясь к мостам, перекину­тым через болота, ключи или ручьи.

Вон — дровозаготовки. Штабеля пиленной на дрова лиственницы. Штабелем сложен и гравий, добы­тый из ключа для ремонта дороги.

Мы были как раз на девяносто втором километре, когда вдруг по­казалось солнце. Стало радостно, и вспомнились солнечные дни лет­него перехода по Лене и Колыме.

Вдоль дороги расставлены цвет­ные столбы. Почва камениста. Вон и каменоломня. Здесь пробивали скалу и брали камень для трассы.

Голые лиственницы грустно про­вожают нас. На восемьдесят седь­мом километре берем последний раз перед Магаданом бензин.

Идут навстречу пешие, мчатся конные, проносятся грузовые и легковые машины, как будто мы по Ленинградскому шоссе едем к Мо­скве и скоро увидим огни Белорус­ского вокзала.

Вся дорога усыпана песком и ярко выделяется своей желтизной среди темени сопок. Нигде уже не видно снега.

Последние сопки. Уже близко плещет холодное  Охотское море.

Слышны гудки паровозов-куку­шек. Автобус с последнего возвы­шенного места спускается к Мага­дану, залитому огнями электриче­ства, и останавливается возле гостиницы, где нам уже приготовлен номер.

Вечером с капитаном Бочек мы шагаем по улицам Магадана. Он говорит мне о том, что путь из Лены в Колыму речным парохо­дам проложен. Отдаленная поляр­ная река Колыма обогатилась в кратчайший срок мощным флотом. На Колыме работают три затона: Лабуя, Столбовая и Зырянка. Мы видели раскинутые на берегах но­вые селения. В Родчеве, Сеймчане работают животноводческие, овощ­ные совхозы. Обстановочная служба на Колыме, вчера еще дикой, поставлена лучше, чем на Лене. Это заслуга Колымского речного управ­ления Дальстроя. Радиостанция Лабуи во время навигации сообща­ет всем находящимся в рейсе паро­ходам о горизонте воды на Колыме.

Чувство гордости невольно охва­тывает каждого, кто впервые с се­вера или востока, из тайги или с моря попадает на Колымскую трас­су. За три года Дальстрой проде­лал огромную работу в горах, то­пях и болотах. На шестьсот кило­метров раскинулась трасса. Слы­шен непрерывный гул проносящих­ся машин. Невольно сравниваешь эту таежную дорогу с лучшим мо­сковским шоссе. Поселки вдоль трассы оттеснили тайгу. Еще недав­но люди, пробираясь от Охотского моря к Колыме по болотам и зы­бунам, отдыхали только в палат­ках. Теперь на трассе много посел­ков и даже гостиница. Владивосток поддерживает без малого круглый год навигацию до бухты Нагаево — преддверия Верх­ней Колымы. Дальстрой обзавелся своим речным и морским флотом.

Как некогда после челюскинской эпопеи всем нам сразу стали близ­ки неизвестные ранее названия — Уэллен, Ванкарем, бухта Провиде­ния — так и сейчас мы все уже знаем о бухте Нагаево, о городе в тайге — Магадане, о Колымской трассе. Мы знаем о замечательной работе дальстроевцев на далеком Востоке нашей великой родины.




span style=/span

Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru