Антология экспедиционного очерка

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: British Ski Year Book. Edited by Arnold Lunn. The Ski Club of Great Britain and The Alpine Ski Club. Sir Isaac Pitman and Sons, Ltd, London. volVIII, № 17, 1936. Под редакцией Арнольда Лунна. Лыжный клуб Великобритании и Альпийский лыжный клуб. Сэр Исаак Питман и сыновья, Лондон. Том 8, №17, 1936 г.

Перевод с английского

E. A. M. Веддерберн (Альпийский Лыжный Клуб)

Монблан

К счастью, туман немного рассеялся и мы, стоящие у ресторана Пьера l’Echelle смогли дойти до скал Грандс Мулетс через ледник. Мы надели лыжи и стали карабкаться прямо над рестораном на несколько сот футов вверх. Первый переход, под небольшим ледником Ронд,  который спускается вниз по вершине Эгиль дю миди — место, где летом в тебя всегда падают камни. Склон  выглядел достаточно паршиво, большая часть снега, выпавшего в течение двух последних дней, казалось, уже приготовилась превратиться в лавину. Жюльен первым пересек склон, я следовал за ним в двухстах футах, в то время,  как солдаты, которых кормили в это время в ресторане, выглянули,  чтобы посмотреть и издать пугающие вопли ободрения и поддержки. После этого мы нашли хороший безопасный путь между трещин  и даже не стали утомлять друг другой связкой. К тому времени, когда мы достигли  приюта, на Грандс Мулетс уже шел сильный снегопад и финальное карабканье вверх по скалам было неприятным, было очень холодно. «Отель» естественно, был в отвратительном состоянии, в каждом углу намело сугробы снега. Тем не менее, там было полно еды, и, поскольку снег прекратился, мы рано улеглись спать, в умиротворенном состоянии, хотя мои замечания о сне в Хижине Рекуин следующим вечером были расценены как несвоевременная шутка ввиду обескураживающей информации, которую мы собрали в Шамони.

Мы без сожаления покинули наши влажные одеяла рано утром следующего дня, тем более, что погода выглядела многообещающей, и примерно в 3.30 утра мы уже спотыкались о скалы, спускаясь ниже «гостиницы» в темноте. Следующие три часа ходьбы на лыжах были неимоверно трудными. Снег был таким глубоким, что лыж совсем не было видно на поверхности. При каждом повороте надо было утрамбовывать места, на которых следовало поворачиваться, и такие повороты даже и в такой ситуации граничили по сложности с гимнастическими упражнениями. Через час и около того, солнце начало освещать пики вокруг нас и расцветило тучи, которые заполнили всю долину, и, хотя было очень холодно, мы стали себя ощущать бодрее. К тому времени, когда мы поднялись на уровень Rocher de l’heureux Retour, я сделал замечание, что мы в принципе находимся на высоте Кол дю Миди, хотя при медленном темпе движения, который получался у нас в тот день, мы вряд ли могли бы оставить тогда свои следы на этой вершине. Через следующие двенадцать часов мы поднялись выше 11500 футов, что, при моем физическом состоянии, оказало значительный эффект на увеличение скорости.

После того, как мы пробрались через ад ледяных блоков, которые покрывали Мелкое Плато, мы вошли в более глубокий снег, и все говорило о том, что подобные условия сохранятся до самого Валло на нашем обычном маршруте. В итоге, мы повернули направо, чтобы дойти до горного хребта Дома дю Гутэ, где снег мог быть сдутым ветром и не таким глубоким.

К счастью, так и было и мы смогли быстро дойти до Col du Dome и далее, как обычно, к хижине Валло, как всегда засыпанной снегом — там мы остановились, чтобы сменить наши лыжи на альпинистские «кошки». Первые десять минут мы тащили наши лыжи на плечах, но вскоре устали и закрепили их в виде крестов Св.Эндрю на наших заплечных мешках. Путь по горному хребту от Хижины Валло, которая все отдалялась, был большим удовольствием, хотя на это и потребовалось много времени, так как часто приходилось идти мелкими шажками, но, в конечном счете, мы, по очереди, покорили вершину, чтобы оказаться на самой большой высоте в Европе. Это произошло приблизительно в 11.15 утра. Было слишком холодно, чтобы долго сидеть, хотя мы решили вернуться тем же путем, по которому мы прошли, и оба, без слов, начали путь вниз до Кол де ля Бренва , куда мы достаточно быстро дошли, даже несмотря на то, что свалились в одну из расщелин.

Мы надели лыжи и прошли несколько сотен футов по очень ухабистой местности по нанесенному ветром снегу. Виды здесь, и в целом по всему пути следования были просто волшебные. Острые как нож края льда, широкие снежные карнизы. Вид, открывшийся прямо перед нами был не столь приятным, как ранее, поскольку склоны, по которым мы надеялись достичь ущелья Мон Моди, были покрыты чистым льдом, а у нас не было времени на преодоление таких барьеров. Мы снова надели «кошки» и, обходя особенно крутые места, оказались на отроге горы Мон Моди (Mont Maudit). Затем настал самый неприятный из всех встречавшихся на всем протяжении нашего тура участок пути, где нам пришлось балансировать на вершине огромного карниза, слева от которого имелся ледяной склон, а справа не было ничего, кроме бездны. После этого испытания мы опять надели лыжи и начали спуск поперек восточного склона горы, ниже бергшрунда, к нашему ущелью . Здесь нас охватило отвратительное чувство шока, поскольку северная сторона горы выглядела абсолютно непроходимой и весьма опасной. Пришлось опять надеть альпинистские «кошки».

Внизу снег оказался лучшего качества, нежели он выглядел сверху, и после того, как Жюльен присоединился ко мне на высокой скорости, мы надели лыжи и пересекли спуск наискосок к правой его стороне. После  торопливого перехода через еще два бергшрунда, мы четко увидели тропу к ущелью под нами. Следующая часть нашего катания на лыжах не подлежит описанию.  Снег был глубоким и очень мягким около трех футов глубиной, к тому же мы были в связке. Меня слегка воодушевило, что даже швейцарские и  французские чемпионы по лыжам часто падали.

Очень усталые, мы съехали на лыжах к ущелью и начали подниматься вверх по легким склонам, чувствуя, что наши проблемы закончены.

Но тут мы ошибались, поскольку мы вышли на отрог склона, ведущего Кол дю Миди,  все выглядело даже еще хуже, чем тот склон, который мы только что преодолели, на верху все было покрыто льдом и снизу располагались огромные бергшрунды.

Уже становилось поздно, поднимался туман, и поскольку оба мы были чужаками в этом районе, нам требовалась хорошая видимость, чтобы найти дорогу к хижине Реквин (Requin), поэтому, не теряя времени, мы изо всех сил начали взбираться около вершины и снова поменяв лыжи на «кошки», мы спустились с отрога горы. После этого медленного перехода мы опять попали на участок с глубоким снегом, и надели лыжи. Затем была пробежка,  разрывающая сердце, в глубоком, по колено снегу, мы были связаны веревкой и веревкой были перевязаны все возможные предметы, но в конечном счете благодаря необыкновенной способности Жульена находить дорогу, мы вышли в направлении Кол дю Миди около 5 пополудни.

Затем у нас была быстрая пробежка вниз по долине Бланш, но когда мы подошли к леднику дю Жан, снег изменился к худшему, стал похож на хрупкую ледяную корку, и у нас был час абсолютно адской ходьбы по нему. Прибыв абсолютно изможденными в хижину Реквин, мы обнаружили около тридцати остановившихся там солдат. Благодаря вмешательству чрезвычайно доброго управляющего приютом, мы достали столь необходимое нам питье, поскольку очень страдали от жажды, затем улеглись на ночлег, деля одно одеяло и два фута койки на двоих. Даже для таких уставших людей, как мы, такие условия и шум не дали уснуть, и в 7 часов утра то, о чем мы оба думали, нельзя было обсуждать вслух.

После того, как мы проболтались там еще час, мы наконец-то смогли получить свой чай и вышли в путь вниз на ледник. Но через пять минут ходьбы мы уже снова могли смеяться и через полчаса развили прекрасную скорость,  это был великолепный спуск к Монтенверу  по легкому и несколько смягченному снегом насту. Этот короткий быстрый спуск с волшебными видами был завершающей частью нашего очень полюбившегося нам тура, после которого у меня появилось огромное доверие к Элиасу Джульену (Elias Julen), который никогда ранее не посещал этот регион, и кто провел этот тур с величайшим умением, силой и яркостью. Некоторые профессиональные проводники из Шамони сказали, что такой тур невозможен в принципе в это время года!