Антология экспедиционного очерка

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: British Ski Year Book. Edited by Arnold Lunn. The Ski Club of Great Britain and The Alpine Ski Club. Sir Isaac Pitman and Sons, Ltd, London. volVIII, № 17, 1936. Под редакцией Арнольда Лунна. Лыжный клуб Великобритании и Альпийский лыжный клуб. Сэр Исаак Питман и сыновья, Лондон. Том 8, №17, 1936 г.

Перевод с английского

A. Д. Байнс (Альпийский лыжный клуб)

Лискамм в середине зимы

Погодные условия во время первой половины января 1935, предотвратили нашу попытку восхождения на Лискамм (4 538 м.), и казалось, как будто, то же самое ждало нас снова в прошлом январе, потому в горах день за днем дул сильный ветер, меняющийся с южного направления на западное. Кроме того, в прогнозах погоды из Цюриха ни о чем другом, как только об облаках, небольших снегопадах, высоких температурах и западном ветре и не говорили. Все это в области Церматта означает плохую погоду.

Однако, 14-го января, хотя было все еще облачно, ветер поменялся на северо-западный, что само по себе являлось значительным улучшением ситуации, поскольку северный ветер в области Церматта предвещает прекрасную погоду. Метеорологический офис в Цюрихе, куда мы звонили в 10 утра, обещал нам туман в высоких регионах, отсутствие ветра и температуру воздуха чуть ниже 15-ти градусов. Тогда после поспешной консультации с моими гидами Сигизмундом и Оскаром Перреном, мы решили подойти как можно скорее к хижине Битемпс (2802 м.).

Мы вышли в 1.15 пополудни после раннего обеда быстрым маршем, чтобы не терять время. Главный официант гостиницы совершенно очевидно решил, что я собирался уйти на неделю, а не на два дня, судя по количеству пищи, которым он меня снабдил, хотя всегда лучше иметь слишком много, чем слишком мало. Гиды принесли свою еду с собой, которая, как я обнаружил, является намного лучше, чем та, которой меня обеспечили в гостинице. Найдя путь через ледник строго с левой его стороны, мы вскарабкались вверх в центре по твердому, разметенному ветром снегу. В футе от сераков мы были вынуждены повернуть и пройти по правой стороне ледника, и на полпути через них из-за скал пришлось пройти в стороне от них. Обойдя сераки мы опять вернулись на ледник и держась строго по центру. В 5.45 вечера достигли хижину Битемпс. Далее мы следовали по тропе мимо Швартзее  (Черного озера) до озера Цумзее, затем мы отклонились налево, прошли мимо Фурри и вскоре достигли «морды» ледника Боден, поскольку так называют более низкую часть ледника Горнер.

Затем последовали чай и ужин, все сразу, и в 7 вечера все уже было приготовлено к утру, и мы пошли укладываться спать. Начнем с того, что никто из нас не уснул, поскольку хижина была слишком жарко натоплена.

Мы выглянули наружу в 4.30 утра. Было тепло, безветренно, лился лунный свет, хотя вокруг луны наблюдалось гало (ореол). Итак, мы решили выступить в путь в 6 утра. В действительности мы вышли в 6.30 утра после плотного завтрака и общей уборки хижины, поскольку мы намеревались возвратиться прямо к Церматту после подъема. Мы поднялись за несколько минут на морену около ледника Гренц, затем, после того, как мы перекинули веревку прямо через ледник к основанию ледника Цвиллингс, где мы оставили кучу вещей, которые мы не хотели брать с собой во время восхождения.

Ледник Цвиллингс был слишком испещрен трещинами, чтобы начинать свой путь с него, но мы нашли путь через него в центре, не беспокоясь о трещинах. По пути через область трещин,  мы держались по левую сторону ледника, чтобы быть вне зоны возможного падения любой из ледяных лавин, которые падают от висящих ледников на западное крыло Лискамм.

Три из них упали во время нашего подъема. На высоте около 3700 метров нам пришлось попасть снова в опасную зону из-за некоторых сераков и падения висящих ледников, и поэтому решили, что лучше всего повернуть в сторону Лискамма. Над этими препятствиями мы резко повернули влево, в направлении Кастора (4230 м), пока не вышли из опасной зоны, и затем поменяли свой курс прямо на ледник, дорога на который теперь была уже совсем не крутая. Затем шли в направлении Фелико (4068 м), не доходя до которого мы пошли вверх по склону, который заканчивается на восточном гребне Лискамма.

В 10.15 утра мы остановились на высоте около 4150 метров над уровнем моря, сняли лыжи, и поскольку в тот момент дул очень холодный северный ветер, прошли несколько футов вниз, по склону в Итальянскую часть, где уже было теплее, и светило солнце, несмотря на подернутое дымкой небо. Мы провели там около пятнадцати минут, поели и надели альпинистские «кошки». Оставив все, кроме нескольких сухих слив и кубиков сахара, которые мы рассовали по карманам, мы пошли к восточной вершине, намереваясь вернуться к обеду. Снег на горном хребте был тверд и поскольку мы не были обеспокоены льдом или карнизами, мы шли быстро. На высоте приблизительно 4300 метров горный хребет превращается в ледяной склон, обрамляемый на его юго-восточной стороне некоторыми скалами. Мы быстро взобрались на скалы, которые были практически свободны от снега, чтобы попасть на вершину горного хребта, расположенную чуть ниже западной вершины (4478 м.) и достигли последнюю в 12 полудня.

Мы посмотрели на восточную вершину (4538 м) когда шли вдоль горного хребта, и увидели, что он, вроде бы, был в хорошем состоянии. Тогда мы спросили друг друга, есть ли у нас время, чтобы продолжить подъем на восточную вершину и вернуться, не имея при этом возможности попасть в нижнюю часть Ледника Цвиллингс на лыжах в полной темноте. Мы решили продолжить восхождение, чтобы не терять время. Итак, в 12.30 мы тронулись в путь. Горный хребет был покрыт хорошим твердым снегом с несколькими скалами, высовывающимися здесь и там и полное отсутствие карнизов. В постоянном быстром ритме мы дошли до восточной вершины в 1.05 полудня. Вид, простиравшийся от Мон Визо на юго-юго-западе до горной гряды Ортлер на востоке был превосходен, даже несмотря на то, что итальянская равнина была скрыта под густым туманом.

Погода превзошла все наши ожидания, поскольку не было даже дуновения ветерка и было очень тепло.

Покинув вершину в 1.10 утра, мы дошли до восточного пика в 2.15 дня. К этому времени все мы почувствовали острый голод, и, выступив в путь снова в 2.20 дня и, спускаясь вниз на еще большей скорости, мы дошли до покинутых нами рюкзаков в 3.20 пополудни. Тут мы немного поели и сняли «кошки». В 3.40 полудня мы опять отправились в дорогу. Начало не было слишком удачным, поскольку каждый из нас попытался пойти своим путем, а на самом деле, хорошо, когда все члены группы, связанные одной веревкой идут в унисон. Первые 300 метров попадались очень интересные снежные формирования из грубого снега, которые выдул ветер, и которые сверкали, как лед с участками мраморной корки тут и там, но с точки зрения лыжного спорта весь этот красивый снег был ужасен.

Наше продвижение сначала не было очень быстрым; мое спуск на лыжах был ужасен, но с улучшенными условиями снега ниже по склону вниз мы значительно увеличили свой темп. Недостаток света мешал ведущему лыжнику видеть изменяющиеся очертания предметов и изменения в снегу, который, однако, был по большей части хорошего порошкового качества.

Мы спускались по леднику длинными переходами, но при достижении зоны трещин были вынуждены придерживаться нашего следа при восхождении. Мы быстро прошли мимо сераков, и вышли к леднику. Все так же придерживаясь собственных следов, мы остановились для того, чтобы забрать свои вещи и, когда дошли до морены, отвязали веревку. В 5.20 вечера мы вернулись обратно в хижину для второго ночлега.

Вскоре мы развели костер, чтобы сварить горячий грог и немного супа, и как только закончили ужин и помылись,  к 7 вечера мы легли спать, не побеспокоившись о том,  чтобы оставить костер внутри, поскольку было довольно тепло. Когда я выглянул наружу следующим утром, небо было затянуто тучами, и вершина Маттехорна подпирала собой тучу. Поскольку мы никуда не спешили, то мы снова улеглись на наши кушетки до 8 часов утра, неторопливо позавтракали, убрали за собой хижину и, в конце – концов, вышли в 9.10 утра. Придерживаясь следов своего же вчерашнего восхождения, мы вернулись в Церматт в 11.15 утра, к тому времени порога прояснилась, и солнце ярко сияло на небе. В горах дул сильный юго-восточный ветер, и на следующий день пошел снег.

Некоторые скажут, - и на самом деле мне действительно говорили, - что эту экспедицию вовсе не следовало проводить, пока не установится погода. Я признаю, что погода не установилась, фактически барометр показывал снижение давления еще во время нашего первого ночлега в хижине, но партии лыжников обычно и не ночуют в хижинах в середины зимы, пока хорошая погода абсолютно не установилась, и в такую погоду, конечно, сложно предпринять много хороших восхождений.