Антология экспедиционного очерка

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: В. Никольский. Восхождение на Эльбрус. Ячейка ОПТЭ при МАИ Краснопресненского района Москвы. Под редакцией Н. Смирнова. ОГИЗ Физкультура и спорт. Москва- Ленинград, 1931 г.

Предисловие

Приступая к изданию серии «Туристский опыт», ОПТЭ ставит ceбe задачу не только привлечь общественное внимание к пролетарскому туризму, как одному из методов соцстроительства, но и научить широкие массы трудящихся по-туристски организовать свой отдых, организовать обмен опытом туристов.

Наши путешествия охватывают десятки и сотни тысяч рабочих и крестьян. Пролетарское туристское движение растет бурными темпами, применяя самые разнообразные формы и методы работы, создавая новые формы производственной учебы и общественно политической работы.

Путешествия, наглядно знакомящие с лучшими формами промышленной и сельскохозяйственной реконструкции СССР, обогащающие туристов знаниями, втягивающие их в общественно-политическую работу, необходимо всячески разбивать и широко популяризировать.

Серия «Туристский опыт» и будет посильно выполнять эту задачу. Автором и участником серии будет каждый пролетарский турист, который свой опыт, свои знания и впечатления от путешествия передает через серию «Туристский опыт» другим туристам.

В серии будут печататься дневники, записки и описания рядовых туристов, проделавших интересные, полезные и доступные для широких масс рабочих и крестьян путешествия. Турист простым, бодрым и живым языком будет рассказывать о том, куда он ездил, какой район соцстроительства видел и какую общественную работу выполнял в пути.

Давая возможность широким массам трудящихся-туристов выступить со своими произведениями, туристский опыт рассчитывает не только организовать обмен опытом, но и заинтересовать самих туристов, и особенно молодежь, литературной работой, научить их писать.

Совершенно понятно, что не все выпуски серии будут одинаковыми. Наряду с деловыми и вполне отвечающими всем задачам пролетарского туризма очерками будут попадаться и очерки чисто описательного, географического характера, удовлетворяющие только любознательности туриста.

Таким очеркам будет уделено гораздо меньше внимания, при чем их недостатки и односторонний характер будут отмечаться.

При дружной поддержке всех пролетарских туристов мы создадим массовую серию «Туристский опыт», которая будет служит делу улучшения качества экскурсий и путешествий, будет вовлекать новые тысячи пролетариев в наши ряды.

Восхождение на вершины высоких снеговых гор является для туриста серьезным экзаменом.

Здесь проявляются его физическая подготовленность, выносливость, находчивость и, наконец, упорство. Вот почему, мы должны всячески содействовать наблюдаемому за последние годы росту туристов-высокогорников.

Небольшая группа, всего из трех туристов-высокогорников ячейки ОПТЭ при МАИ, задалась целью в этом году:

1. Совершить восхождение на вершину горы Эльбрус (5600 м).

2. Выяснить условия высокогорных восхождений и в частности восхождения на Эльбрус с целью приобретения необходимого опыта для правильной организации групп высокогорников-туристов в нашей ячейке.

3. Произвести на вершине Эльбруса некоторые научные наблюдения по поручению научной экспедиции ЦЕКУБУ, с которой мы и связались.

4. Сделать серию фотоснимков, в частности заснять с вершины Эльбруса панораму главного Кавказского хребта.

6 августа мы выехали на линейке из Нальчика по направлению к Эльбрусу. Последние 12 км нам пришлось проделать пешком. Наиболее тяжелые вещи мы погрузили на ишака, а остальные взвалили на собственные плечи.

Наша первая горная ночевка была устроена на высоте 3200 м на левом выступе Эльбруского массива, на так называемом «Кругозоре». По сторонам нашей стоянки спускаются вниз ледяные языки ледника Азау. Прямо перед глазами развертывается громадная панорама главного Кавказского хребта. А сзади вырисовываются две белоснежные вершины Эльбруса.

Отсюда они кажутся такими близкими и доступными!

Однако, это только обманчивое впечатление, которому поддаются многие новички, рассчитывая одним махом добраться до вершины. Они не учитывают подлинного расстояния и тяжелых условий, связанных с затруднением для дыхания на большой высоте. Им также не всегда известны крутизна подъема и прихотливость погоды. Как часто, совершенно неожиданно для туриста, вершины заволакиваются облаками, и внезапно налетевший вихрь снежной пыли в дикой пляске срывает с крутых склонов целые ледяные глыбы…

О том, что подъем на Эльбрус не так легок, лучше всего свидетельствует одинокая могила на «Кругозоре», австрийского альпиниста Фукса, погибшего здесь в июле 1930 г.

Крепко усвоив лозунг туриста: «Наш дом — палатка», мы остановились на «Кругозоре», не в имеющемся здесь доме для ночлега базы ОПТЭ, а в своей маленькой горной палатке.

При подъеме на Эльбрус лучше, чем где-либо, применима пословица: «тише едешь, дальше будешь»! Ведь туристу необходимо все время заботиться о сбережении своих сил, а, кроме того, он должен постепенно осваиваться и приспособляться к высоте. Вот почему на следующий день мы с большими запасами провианта, теплыми вещами и палаткой поднялись вверх только на один километр, до так называемого «Приюта ОПТЭ», где и заночевали. «Приют ОПТЭ» расположен в группе скал, защищающих его от ветров, на высоте 4200 м. В 1929 г. здесь установлена была железная будка для ночлега туристов. Она имеет всего 8—10 мест, и, конечно, летом достать там место не так легко.

Мы ночевали в своей палатке...

Продолжая свое медленное наступление, мы в ночь на 12 августа двинулись вверх, намереваясь остановиться лагерем на седловине Эльбруса (5250 м) с тем, чтобы после ночевки, со свежими силами взять вершину.

Идти приходится в «кошках» с очками и масками на лице.

Шаг за шагом мы продвигаемся все выше и выше.

Через горы мы отчетливо различаем море, находящееся от нас, примерно, за 150 км.

Взобравшись на седловину, мы попали в страшную снежную бурю. Сильный ветер, свыше 30 м в сек., буквально сшибал с ног. С громадным трудом расставили мы свою палатку и укрылись в ней.

Мы были на самом высоком лагере альпинистов во всей Европе.

Все вершины Альп и Кавказа были ниже нас...

Двое суток мы пролежали в палатке, пережидая ужасающий буран.

Когда буря стихла, мы спустились вниз к «Приюту ОПТЭ». Нам нужно было немного отдохнуть, прежде чем штурмовать вершину Эльбруса.

Через два дня, дождавшись благоприятной погоды, мы снова лезем на вершину. Теперь палатка нам не нужна. Оставив вещи в седловине, мы совершенно налегке ползем вверх.

Ровно в 6 часов вечера — мы на самой вершине.

Она представляет довольно большое снежное плато, на котором заметны следы давно угасшего кратера. Все окружающие горы остались далеко внизу. Они напоминают гигантские, застывшие волны разбушевавшегося моря...

Кто не был на вершине высоких гор, тому никогда не понять переживаемых альпинистом ощущений! Передать их трудно. Нужно самому испытать свои силы, попытаться победить одного из наших ледяных великанов!

Спуск с Эльбруса — одно удовольствие.

Так как в верхней части пути трещин нет, можно просто съезжать вниз «на собственном иждивении», тормозя палкой или ледорубом.

Подобное путешествие доставляет громадное удовольствие. Один только совет: помните о собственных брюках, иначе от них останется одно воспоминание!

Наше удачное восхождение на Эльбрус дает нам право сказать, что на Эльбрус подняться может всякий здоровый турист, имеющий известный опыт в горном туризме. Для этого oн должен обязательно соблюдать наши основные правила: не спешить, не переутомляться, всегда быть начеку. Надо надеяться, что в будущие годы тысячи пролетариев-туристов будут ходить на вершину Эльбруса, будут себя закалять и проверять свою подготовленность к тяжелой борьбе для защиты страны Советов.

Замечания редакции

Об этом коротеньком рассказе одного из участников восхождения на Эльбрус можно сказать следующее: данное путешествие было организовано достаточно продуманно и в общем правильно. Особенно ценным для наших молодых туристов-высокогорников являются похвальная расчетливость, методичность и выдержка, проявленные участниками при осуществлении своего плана.

Выполненное таким порядком путешествие, помимо успешного достижения намеченной цели, закаляет организм туриста и способствует выработке стойких, упорных, дисциплинированных и отважных бойцов-пролетариев, нужных стране строящегося социализма.

Однако, вместе с этим редакция считает необходимым отметить, что задачи пролетарского туризма накладывали на участников данной экспедиции целый ряд обязательств, которые остались невыполненными.

Сосредоточив все свое внимание на собственной тренировке, наши туристы забыли, что они должны были включить в свой план и общественно-политическую работу в пути.

Эту работу в той или иной форме они с успехом могли выполнить как в месте своей стоянки и снаряжения (г. Нальчик), так и в пути до Эльбруса и обратно. Туристы забыли, что они должны всемерно изживать старый взгляд на туризм, как на путешествие развлекательно-приключенческого характера, что они должны вкладывать в него свое пролетарское содержание.