Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Дневник самодеятельной женской альпинистско-туристской группы Новосибирского института военных инженеров транспорта (НИВИТа). Рукопись. Август 1939 г.

Состав группы:

Ольшевская В.И. – командир похода

Прокопьева Т.А.

Брайловская Г.Я.

Сачкова А.А. – комсорг

Власова А.М.




 

Маршрут:

Альпинистский: Новосибирск – Нальчик – Тегенекли – Кругозор – приют Одиннадцати – восточная вершина Эльбруса – Тегенекли.

Туристический: Тегенекли – перевал Беча – Мазер – Местя – Зугдиди – Сухуми – Сочи – Новосибирск.

 

4 августа. Группа в составе 5 человек выехала из Новосибирска.

8 августа. В 10 часов 30 минут Московского времени прибыли в Москву. Экскурсия в Московский метрополитен. Московский метрополитен им. Л.М.Кагановича является лучшим метрополитеном в мире. Особенно приятное впечатление осталось от просмотра третьей очереди метро (горьковский радиус). Классическая стильность архитектуры, соответствующая названию станций, отличает одну от другой. Движущиеся лестницы (эскалаторы), скамеечки для сидения, в достаточной степени работающая вентиляция – признак заботы о человеке, признак рода строительной техники метро. Группа посетила один из лучших речных вокзалов грандиозного сооружения Сталинской эпохи, переданного в эксплуатацию в 1937 году канала Москва-Волга – Химкинский вокзал.

Канал Москва-Волга разрешил проблему водоснабжения Москвы и превратил столицу СССР в порт трех морей: Белого, Балтийского и Каспийского.

9 августа. Отправились в Нальчик.

11 августа. Прибыли в Нальчик – центр Кабардино-Балкарской автономной республики, расположенный в предгорье на высоте 500 м над уровнем моря.

Город Нальчик – небольшой, но уютный и чистый, новая красивая станция, молодые парки свидетельствуют о развитии и росте города за годы Советской власти, о превращении Нальчика в цветущую столицу Кабардинско-Балкарской автономной республики. Остановились в гостинице «Турист». Фасад здания гостиницы и вестибюль оставляют лучшее впечатление, нежели внутреннее оборудование.

Замечательно искупались в пруду, расположенном в парке. Купание подробно сфотографировала Прокопьева.

12 августа. Позавтракав, быстро-быстро собрали свои вещи и сели в грузовой автомобиль, следовавший по маршруту Нальчик – Тегенекли (130 км). От города на протяжении 20 км дорога асфальтирована, затем идет шоссе. Мы проехали мимо вновь построенной гидростанции БаксанГРЭС, мимо поселка рабочих молибденовых рудников, через ряд кабардинских селений и балкарских аулов. Дорога из Нальчика в Тегенекли проходит по Баксанскому ущелью, по берегу реки Баксан. Ущелье очень красивое, местами скалы нависают над трактом, и эти места особенно остаются в памяти. К трем часам дня приехали в Тегенекли. Дом туриста в Тегенекли – палаточный лагерь – расположен на высоте 1780 м над уровнем моря на берегу реки Баксан между ущельями Адыл-су и Юсенги. Здесь достаточно прохладно, так как солнце застилается утром и вечером туманом.

13 августа. После завтрака пошли к начальнику спасательной станции горного Кавказа т. Бабину для получения от него разрешения на совершение восхождения на Эльбрус. Там от него мы узнали, что на Эльбрус взойти можно, но вторая часть нашего маршрута – вершина Шхельды - по новой классификации относится по трудности к категории 3А, а не 2Б, как было, кроме того, восхождения на вершины второй степени трудности и выше запрещены правительственной комиссией до особого распоряжения. Итак, мы решили выполнить пока  1 часть намеченного маршрута. Узнав подробно, как обстоит дело со снаряжением, мы отправились в учебный альпинистский лагерь Адыл-су, где надеялись встретить члена нашей группы Шуру Стародубову, которая закончила в Адыл-су школу инструкторов по альпинизму 5 августа 1939 года.  Как выяснилось, Шура Стародубова уехала, не дождавшись нас. Очевидно, она не получила нашу телеграмму о выезде из Новосибирска. Вернувшись из лагеря, мы решили 14 августа выступить из Тенегели на Терскол и дальше до Нового Кругозора.

14 августа. Утром, после завтрака, отбив телеграмму Резекину о выходе на Эльбрус и взяв письменное разрешение на восхождение на Эльбрус от начальника спасательной службы Эльбрусского района т. Бабина, мы направились в Новый Кругозор. Вышли в 1 час дня. До Терскола – 10 км, дорога шоссейная с небольшим подъемом. Дойдя до Терскола и отдохнув, стали подниматься вверх. От Терскола рельеф местности резко изменился. Здесь начинался подъем под 25-30 градусов, который тянется до приюта Одиннадцати и с каждым шагом набирает высоту. От Терскола до ледника идет тракторная дорога, по которой забрасывается на тракторе все необходимое  прямо до ледника, а от ледника до приюта Одиннадцати – лошадьми, запряженными в сани. До Нового Кругозора местность покрыта зеленью: всевозможными красивыми, запашистыми  цветами, лиственными деревьями. По всему ущелью Баксан течет река Баксан, в которую вливаются ручьи с каждой вершины, с каждого склона, беря начало у ледников. Некоторые ручьи более обильны, и многие из них образуют водопадики. Идя в этой роскошной природе, как-то невольно забываешь об усталости, мысли уносятся вдаль, думаешь о предстоящих восхождениях. Идешь с уверенностью, что Эльбрус будет взят. Идешь с надеждой, что пока победишь Эльбрус, придет разрешение из Москвы на восхождение на  вершину 2 степени трудности.  Подходя к Новому Кругозору, увидели: растительность скудная, нет уже деревьев и цветов, кругом раскинулись луга, на которых небольшие пастбища овец, а ручьи по-прежнему шумят. В 9 часов вечера прибыли на Новый кругозор, поужинали и легли спать. От Тегенекли до Нового Кругозора  18 км, итого мы прошли 18 км, с таким крутым подъемом на протяжении 8 км. Новый Кругозор имеет высоту 3550 м над уровнем моря. Мы поднялись на 1770 м.

15 августа. В 9 часов утра вышли на приют Одиннадцати. Сначала поднимались по тракторной дороге часа 4. Здесь уже не встречается никакой растительности. Кругом скалы и осыпи. Подъем по трудности такой же, как и до Нового Кругозора. За нами поднялся трактор, который нас обогнал перед ледником. У ледника оделись потеплее, одели очки и продолжили путь дальше. В 2 часа дня пришли на приют Одиннадцати. Гостиница была переполнена, так как проходила акклиматизацию альпиниада Народов Севера (44 человека), которые выжидали погоду уже четвертый день. Вечером нас разместили в гостинице «Приют Одиннадцати», расположенной на высоте 4200 м над уровнем моря.

16 августа. Второй день живем в гостинице «Приют Одиннадцати». Гостиница расположена на высоте 4200 м над уровнем моря, у подножия Эльбруса, с южной стороны. К северу от нее возвышается двуглавый Эльбрус, а на юг, запад и восток простирается необъятная панорама Кавказских гор. В ясную погоду вид с высоты гостиницы исключительный. Гостиница снаружи обтекаемой формы, вся обитая оцинкованным железом, внутри имеет вид парохода. В ней 3 этажа. Комнаты, расположенные по обе стороны коридора, проходящего посередине, имеют вид кают: 4 кровати вдоль стен, одно окно, столик под ним – вот и вся обстановка. Столовая расположена в конце здания на 2-ом этаже. Она довольно уютная, хотя и небольшая. Гостиница имеет канализацию и водопровод, замерзающий вечером и оттаивающий к полудню. Большим недостатком гостиницы является отсутствие вентиляции. В комнатах нет форточек, а кроме того, плохо работают кухонные печи. Когда их топят, то весь дым идет не в трубу, а прямо в кухню и оттуда расходится по всему зданию. Особенно страдает от дыма столовая, находящаяся как раз над кухней, несколько меньше бывает его на 3 этаже. До обеда бродим по леднику вокруг «Приюта», сходили на приют Девяти, расположенный недалеко, там работает экспедиция Академии Наук. После обеда легли отдыхать, так как решили идти на восхождение. В 24 часа (в 12 ночи), одев все теплые вещи и штормовые костюмы, вышли из «Приюта», но, поднявшись до высоты 5000 м, вынуждены были спуститься из-за плохой погоды: был очень сильный холодный ветер и снег.

17 августа. В 9 часов утра спустились вниз. Сразу легли отдыхать. День провели в подготовке к предстоящему восхождению. Анна Власова чувствовала себя неважно, а Шура Сачкова заболела.

18 августа. Отдохнув от неудачного восхождения, начали готовиться к повторному. Состояние Шуры Сачковой к вечеру нисколько не улучшилось, посоветовавшись с врачом (который здесь имеется), решили, что в восхождении она участия принять не сможет.

С 6 часов вечера легли спать с расчетом в 11 часов выйти на восхождение, но несмотря на наши тщетные усилия уснуть, мы этого сделать не смогли, каждый скрытно даже от себя нервничал, больше всего беспокоила погода, а вдруг опять такая же вьюга, как вчера, всякая лишняя попытка выматывает альпиниста и вселяет чувство неуверенности в достижении поставленной задачи, лишь к 9 часам нам удалось уснуть, но директор гостиницы решил, что выход на восхождение назначен на 10 часов, разбудил нас в 10 часов, прервав и без того непродолжительный сон.

В 11 часов  встали, оделись и без 10 минут 12 вышли с приюта Одиннадцати, вышли на риск начальника спасательного пункта приюта Одиннадцати (как его все зовут), не обещавшего хорошей погоды.  Но пройдя незначительное время установили, что погода почти безветренная, небо все мерцало в звездах, следовательно, было свободно от туч, но радоваться было еще рано, и мы шли с опаской, все время на него посматривая и думая, поможет нам на сей раз природа или подведет. Но природа решила поберечь наши силы сибиряков и дала в этот день безукоризненную погоду для восхождения – теплую, безоблачную, безветренную. После четырех с половиной часов ходьбы начался рассвет. Через не рассеявшуюся еще мглу ночи слабо виднелось очертание обеих вершин Эльбруса. Подъем перед седлом стал значительно круче. Остановки для отдыха приходилось делать все чаще и чаще. Состояние участниц было хорошим до самого седла, никто даже не посмел «съездить в Ригу». Около 6 часов утра достигли седловины 5200 м, вершина казалась совсем близко, оставалось преодолеть подъем протяженностью около 400-500 м. Склон, ведущий к вершине, был довольно часто усеян выступающими из-под снега скалами, на которых очень быстро отходили начинающие отмерзать ноги, не стесняясь нисколько того, что на них было надето по 3 пары шерстяных носок и по паре портяных носок и стельки. Поднимаясь, мы наблюдали восход солнца, в горах это имеет особую прелесть. Двигаться с каждым шагом становилось все труднее, кругом был такой простор и ширь, а дышать становилось все труднее, остановки приходилось делать через 15-20 шагов.

В 10 час. 55 мин утра достигли восточной вершины Эльбруса (высота 5595 м над уровнем моря). Восхождение посвятили Дню авиации. Вид на окружающую панораму был исключительный. Горы без конца и без края, в такую минуту хочется иметь крылья и пронестись над ними. Особенное восхищение вызывает красавица Ужба.


Женщины на вершине Эльбруса

Каждым из нас овладело чувство самоудовлетворения, чувство, которое знакомо каждому, когда он видит, что его замысел, мечта осуществились.

Пробыв на вершине около часа и сделав все необходимое (написав записку и «почирикав лейкой») и вдоволь налюбовавшись панорамой, начали спуск. Спуск сложность из себя не представлял. Взяв равномерный не слишком быстрый темп, мы через два часа благополучно достигли «Приюта Одиннадцати». Напившись горячего чаю, улеглись спать.

Встав в 4 часа дня, увидели, что погода резко изменилась, пошел снег и подул ветер – началась обычная для Эльбруса пурга. Быстро начало темнеть, все затянуло туманом. Начальник спасательного пункта предложил нам остаться на ночь, мы согласились.

19 августа. Встав в 9 часов утра, узнали, что у Ани Власовой распухла щека, оказалось, что у нее флюс, начали лечить (грелкой и полоскать марганцем), кроме того, у нее болела голова и «шалил» желудок. Погода нисколько не улучшалась. По совету врача решили остаться еще на один день. Шура Сачкова в основном поправилась, но чувствовала еще слабость.

Начали отдыхать, кто занялся игрой в домино, а вечером танцевали в столовой под шум разыгравшейся бури. В 11 часов легли спать, с тем чтобы утром начать спуск на Кругозор.

20 августа. Рано утром, сдав штормовые костюмы и другое снаряжение, которое брали на приюте Одиннадцати, стали собираться для спуска в Тегенекли.

Было чудесное, солнечное утро. Обе вершины Эльбруса были хорошо видны. Начали спуск в 9 часов утра. Навстречу попадались одна за другой группы туристов. Большинство туристов в штурмовых костюмах, в то время как мы шли в майках. Вот мужчина пожилых лет с альпенштоком в руке шаг за шагом набирает высоту, любуясь чудесными неровностями материка. Через два часа ходьбы мы были на Кругозоре. Попили горячего кофе и начали спускаться дальше. Путь от Кругозора до Терскола зигзагами вьется на крутом склоне горы. Для более быстрого спуска мы значительно сокращали путь за счет крутого спуска по тропинкам. От Терскола до Тегенекли шли по шоссейной дорог мимо шумящей горной реки. В такую хорошую погоду идти так интересно, что совершенно не чувствуется тяжесть рюкзака. В один час мы были в Тегенекли. Там мы встретили большое скопление альпинистов и туристов.

В этот же день мы пошли к начальнику спасательной станции узнать о положении с восхождением. Все участницы горели желанием взойти на вершину 2-ой степени трудности. К нашему сожалению, разрешения еще не было, но ожидалось со дня на день.

К вечеру погода изменилась. Появились облачка. Был вполне вероятен пасмурный день назавтра.

21 августа. С утра начался ливень, который продолжался весь день с небольшими перерывами. После вчерашнего спуска болели мышцы ног. Отвратительная погода испортила все планы сегодняшнего дня: мы намеревались сходить в ущелье Шхельды, которое считается очень красивым.

Сдав все снаряжение (которое брали в Тегенекли на прокат), часть занялась хозяйственными делами, а часть пошла на спасательную станцию оформлять восхождение и решать вопрос, касающийся восхождения на вершину 2-ой степени трудности и туристского маршрута. Начальник спасательной станции т. Бабин сказал нам, что распоряжение не пришло и, вероятнее всего, что оно не появится совсем в этом сезоне, ибо сильно ухудшившаяся погода в горах разрушила теплившиеся надежды альпинистов, а их, надо сказать, в Тегенекли собралось большое количество. Следовательно, вопрос о втором восхождении отпадал совсем. Но судьба нам готовила еще один сюрприз. Нам начальник спасательной станции не рекомендовал идти по нашему туристскому маршруту, так как в том районе шли несколько дней подряд сильные ливни, все тропы и дороги размыты, и машины, которые курсировали между Местией и Зугдиди (расстояние 150 км) по этой причине перестали ходить. Поэтому мы могли там застрять на много дней, да и идти под ливнем, не имея с собой палаток, – удовольствие ниже среднего. Ходить в плохую погоду даже по самым замечательным местам – это значит терять 90% удовольствия, которое можно было бы получить в хорошую погоду.

Наступившее ненастье по данным метеорологической станции должно быть продолжительным, что и оказалось впоследствии справедливым, так как до 28 августа не только в горах, но даже по всему побережью была очень скверная погода. Поэтому мы решили назавтра выехать в Нальчик, а оттуда на берег Черного моря.

22 августа. Рано утром выехали на автомашине в Нальчик, а потом в Пятигорск, где осмотрели достопримечательности города. Проехали на автобусе вокруг горы Машук, съездили на место дуэли Лермонтова и сходили в «Провал» - это место на горе, где в 1872 году произошел обвал и получилась подземная пещера, имеющая отверстие сверху, а внутри пещеры образовалось подземное озеро с водой зеленого цвета (цвет этот обуславливается наличием в озере каких-то живых существ). Вода озера обладает какими-то целебными свойствами. В общем, нам Пятигорск понравился. Вечером на электричке (электрическая железная дорога) уехали в Минеральные Воды, откуда поездом приехали в Армавир. В час ночи отбыли с поездом в Сочи.

23 августа. В Сочи приехали в 12.45. сдав рюкзаки в камеру хранения, отправились осматривать город. Сочи – чистый город, утопающий в зелени. Климат мягкий, растительность богатая, пышная. Сочи – самый благоустроенный курорт в СССР. В Сочи выстроены прекрасные светлые просторные санатории. В Сочи свыше 60 санаториев и домов отдыха. Между Сочи и Мацестой проложена превосходная автомагистраль, окаймленная с обеих сторон тропической растительностью. Вечером этого же дня автобусом поехали в Гагры. По дороге из Сочи в Гагры мы проехали Хосту и Адлер. Хоста, защищенная горами от холодных северных и северо-восточных ветров, является одним из благоприятных уголков Сочи-Мацестинского курорта.  Хоста – очень красивое место, утопающее в зелени. Дорога, идущая из Сочи в Гагры, асфальтирована и проходит близ берега Черного моря, то приближаясь к нему очень близко, то несколько удаляясь петлями от берега. По такой дороге нам было приятно ехать и наблюдать заход солнца. В Гагры приехали в 11 часов ночи, остановились на ночлег в турбазе. Гагринская турбаза находится на самом берегу Черного моря, что очень удобно для туристов и альпинистов. Ночевали мы на открытом воздухе в летнем клубе, имеющем навес. Мы расположились на диванах и долго слушали прибой морских волн. Это был самый приятный ночлег за все время нашего путешествия.

24 августа. Познакомившись с Гаграми, днем в 14.00 на катере «Норд» Черным морем отправились в Сухуми. На катере нас изрядно покачало, каждый из нас по-своему переносил морскую качку, но во всяком случае не особенно понравилась качка, и мы с удовольствием вышли на берег в Сухуми вечером, часов в 20.00. Сухуми – столица и крупный культурно-экономический центр Абхазской АССР.  Во все времена года Сухуми утопает в пышной субтропической зелени и цветах, здесь изобилие различных фруктов.

25 августа. Погода с утра была ничего. Сквозь облака довольно часто проглядывало солнце. Позавтракав, мы разбрелись по городу, решив собраться на пляже. Сухумский городской пляж считается одним из лучших пляжей всего Черноморского побережья: на нем совершенно нет камней и крупной гальки. Покрыт он очень приятным песком и мелкой галькой. Пляж благоустроен: имеются кресла для лежания, отдельные кабинки для раздевания, устроены большие грибы-зонты для защиты от солнца. Но насладиться всей прелестью моря вдоволь нам не удалось, так как уже с полудня начался дождь, перешедший потом в ливень, и уже почти не прекращавшийся до самого нашего отъезда. Кое-как добравшись до дома с пляжа (шли около 2 часов, все пережидая дождь), до вечера сидели, никуда не выходя. Вечерком походили по городу, посмотрели Сухумскую набережную и пристань. Начавшийся дождь рано загнал нас домой.

26 августа. Встали рано утром. Смотрим на дождь – опять идет. Перспектива сидеть дома целый день никому не улыбалась. Поэтому почти сразу все пришли к решению, что нужно уезжать. Как раз в 10 часов отправлялся большой теплоход «Армения», совершающий рейсы между Батуми и Одессой. Быстро собрав вещи, пошли на пристань, купили билеты в Сочи и в 10 часов оставили Сухуми. Качка, вызывающая морскую болезнь, давала себя чувствовать. Все были рады, когда через 8 часов показался на берегу Сочи.  В Сочи решили переночевать, так как ехать сразу в Армавир не имело смысла.

27 августа. Утром выехали из Сочи до Армавира, куда приехали в 8 часов вечера.

28 августа. В 15 часов с минутами выехали из Армавира в Ростов. На Москву совершенно нельзя достать мест ни на один из 9 поездов, проходящих через Армавир. В 12 ночи приехали в Ростов.

29 августа. В 1 час ночи  с 29 на 30 августа выехали из Ростова в Москву.

30 августа. Ехали из Ростова в Москву через Воронеж и Мичуринск.

31 августа. Приехали в 10 часов утра на Казанский вокзал. Сразу же отправились устраивать отъезд из Москвы. В Москве оказалось удачнее. Сразу закомпостировали билеты на 2 часа ночи с 31 на 1 сентября на внеплановый поезд №72. День провели в ходьбе по Москве. Вечером были в парке Культуры и Отдыха им. Горького на карнавале, посвященном началу учебного года в вузах и школах.

1 -5 сентября провели в дороге в Новосибирск.

5 сентября. В 4 часа утра благополучно прибыли в Новосибирск.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru