Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский


Часть четвертая

 XII

Большая Москва

 

Москва — город старинный, разросшийся в течение столетий. Нетрудно разглядеть и на сегодняшнем плане Москвы ее первоначальное ядро — Кремль, — и Красную площадь под стенами Кремля, и бывший торговый пригород со странно звучащим названием — Китай-город, и узел кривых дорог-улиц, разбегавшихся в разные стороны — на Тверь, на Калугу, в сторону Золотой Орды. Исторически сложившийся город Москва — несовершенен, его нужно перестроить, исправить, привести в соответствие с социалистическим стилем жизни.

Сталинский план реконструкции Москвы, принятый Центральным комитетом партии и правительством, уже выполняется.

Река одета камнем. Замечательные мосты встали над рекой. Срыты Китайгородские стены, неузнаваемо изменился Охотный ряд, образовалась новая Манежная площадь, раздвинулись площади Пушкинская, Маяковского, втрое расширилась улица Горького, кольцо «Б» превращено в грандиозную автомагистраль. Метрополитен соединил отдаленные концы города и сейчас уже устремляется под рекой в Замоскворечье и в Сталинский район, к новым заводам-гигантам.

И все это только начало. Тот, кто приедет на торжественное открытие Дворца Советов, увидит новый город — Большую Москву, — прекрасную столицу социалистической державы.

Основы старого города будут сохранены. Останется Кремль, останется Красная площадь, только расширится в сторону Китай-города; сохранится основная сетка радиальных и кольцевых магистралей Москвы. Но как непохожа будет Москва на ту, которую мы знали и видели вчера! Широкая Ново-Кировская магистраль пересечет реконструированную площадь Дзержинского и, войдя в Китай-город, откроет перспективу на мавзолей Ленина и Дворец Советов.

От Свердловской площади, огибая с двух сторон гостиницу «Москва» с ее парадным портиком, обращенным к Дворцу Советов, начинается новая магистраль, которая пока еще не имеет точного названия. Ее называют то аллеей Ильича, то проспектом Ленина, то магистралью Дворца Советов.

Начало этого проспекта-аллеи уже положено: это Охотный ряд и новая Манежная площадь. Стены Кремля окаймляют магистраль слева; справа — Дом Совнаркома СССР, старинное здание Московского университета, новое и старое здания библиотеки имени В.И. Ленина.

Это — главная ось Большой Москвы. Она протянется от площади Свердлова, мимо Дворца Советов, через торжественный ансамбль его площадей, к Ленинским горам, она пересечет реку и горы и выйдет на юго-запад Большой Москвы.

Там, за Ленинскими горами, расположатся сотни новых просторных кварталов социалистического города. Открытые, дворы с фонтанами, бассейнами, садами; многоэтажные, светлые дома с широкими окнами; прямые проспекты-аллеи, каналы и парки — все в этом городе будет выражать основную идею социалистической реконструкции — сталинскую заботу о человеке.

 

Дворец и новый город

 

Большая Москва будет иметь от края до края 25—30 километров. Примерно в пятьдесят раз меньше высота Дворца. Такое соотношение лишний раз подчеркивает огромные масштабы здания.

Дворец Советов будет служить высотным стержнем Москвы; сюда сойдутся новые, преображенные магистрали и площади. Он будет архитектурным центром нового города.

 

Старые Хамовники

 

Петр Кропоткин, чье имя носит бывшая Пречистенка, назвал некогда эти кварталы «Сен-Жерменским предместьем Москвы». Это была аристократическая часть города: в арбатских и пречистенских переулках и сейчас стоят красивые барские особняки, усадьбы с колоннами за высокими чугунными решетками. Здесь обитало московское дворянство, здесь поколениями проживала избранная московская интеллигенция.

Чуть дальше к реке начинались грязные захолустья Хамовников, Лужнецкой слободы, Усачевой набережной. В гнилых и темных хибарках, в грязи немощеных переулков, без воды и света прозябали семьи потомственных пролетариев ситценабивной фабрики Альберта Гюбнера, кружевной фабрики Ливерса.

Еще дальше к реке — и вот уже пошли огороды Пышкина, Хихоркова, Мякошина. Кулаки-огородники, московские капустные короли заодно занимались ломовым и ассенизаторским промыслами.

Так выглядел этот район Москвы в царское время, так жили рядом нищета и богатство. А над всем районом, над всей Москвой высился золоченый купол храма Христа-спасителя.

 

 

То, что сгинуло навсегда

 

Храм строили долго и мешкотно — при четырех царях.

25 декабря 1812 года был дан указ Александром I. Заложили храм спустя двадцать семь лет — при Николае I. Кирпичные стены и купол закончили спустя еще пятнадцать лет — в царствование Александра II. И только при Александре III, 26 мая 1883 года, храм открыли — спустя семьдесят с лишним лет после победы над французами.

В многолетней истории сооружения храма сказались и рабские темпы крепостного труда, и низкий уровень российской строительной техники. На старинных гравюрах можно увидеть господ в блестящих цилиндрах, осматривающих котлован, и изможденного строителя с каменщицкой «козой», медленно бредущего по деревянным подмостям.

Освятили храм, и зачадил, воскурился ладан; печальным и мерным звоном отозвались колокольни пению кафедрального хора; и на много десятков лет потянулась церковная служба.

Молился темный люд, ища у бога правды и справедливости. Лихо подкатывали на рысаках загулявшие купчики, показывали заезжим гостям свою святыню, хвастали двенадцатью бронзовыми дверями по восемьсот пудов каждая.

И уж никто не вспоминал о нескольких поколениях русских строителей, в кровавом поту создавших своими руками чужую гордость, чужую славу.

Вызолоченные шатры, священные изображения на стенах, сын божий в виде младенца с хартией — все было назначено служению одной-единственной цели: как можно дольше держать народ — усачевский, хамовнический, лужнецкий — в плену рабства и темноты, в покорности перед арбатскими и пречистенскими господами.

И все это, естественно, кончилось в октябре 1917 года.

 

 

Фрунзенский район Москвы

 

За двадцать лет советской власти старые Хамовники — теперь Фрунзенский район Москвы — неузнаваемо изменились. Начать с того, что барские особняки и усадьбы стали достоянием народа. На Пречистенке и в арбатских переулках поселились трудящиеся. На месте деревянных слободских домишек выросли благоустроенные каменные дома с водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом.

Триста пятьдесят новых домов появилось во Фрунзенском районе Москвы. В тридцати восьми корпусах новой Усачевки живет 30 тысяч человек.

Фрунзенский район стал средоточием школ и институтов. Здесь возник Химико-фармацевтической институт, огромная Военная академия имени Фрунзе, здесь в старом особняке помещается Дом ученых.

Ряд новых школ выстроен в районе. Появилась Всесоюзная строительная выставка, автоматическая телефонная станция. Линия метрополитена соединила район с центром города.

Новые мосты. Новые заводы: «Каучук», «Электросвет», «Оргаметалл». Новые скверы и бульвары. Красивые набережные. Асфальтовые мостовые.

Исчезла кричащая роскошь богатства. Исчезла нищета. И однажды исчез храм Христа-спасителя — символ черного прошлого Москвы и России.

 

 

Как еще изменится Фрунзенский район

 

И все же трудно было бы вообразить Дворец Советов в тесноте сегодняшних кварталов и улиц, как они ни изменились за эти двадцать лет.

Бульварное кольцо «А» уперлось бы прямо в Малый зал Дворца. Музей изящных искусств стоял бы в тени Дворца, у самого его подножия. И мимо нельзя было бы ни пройти, ни проехать.

Решительная перепланировка района, основные строительные работы еще впереди.

Проспект Ленина будет парадной магистралью Москвы, Это будет не улица, а композиция парков и садов. Вряд ли где-нибудь в мире найдется улица, которая сможет соперничать с проспектом Ленина: здесь будут построены красивые дворцы, которые вместе с Дворцом Советов составят замечательное архитектурное целое.

Кольцо «А», уходящее от Арбатской площади к реке в виде неопределенной кривой, будет отведено дальше, от Сивцева-Вражка к Чертольскому переулку. Бульвар примет четкую угловую форму, повторяя прямоугольную систему плана Дворца Советов. Под проспектом Ленина бульварное кольцо «А» углубится в выемку, затем вступит в тоннель длиной около ста метров и выйдет из него уже у набережной. Новый мост соединит кольцо «А» с его пока еще не существующим продолжением в Замоскворечье.

Все, что окажется по эту сторону нового бульвара, начиная от стен Кремля и до Чертольского переулка, войдет в орбиту Дворца Советов.

 

 

Площади Дворца Советов

 

Площадь Сан-Марко в Венеции занимает 13 тысяч квадратных метров. В Риме две больших площади: Пьяца дель-Пополо с территорией в 20 тысяч квадратных метров и площадь св. Петра — 57 тысяч квадратных метров. В Париже есть площадь Конкордия — 79 тысяч квадратных метров.

Асфальтированные пространства Большой Москвы вокруг Дворца Советов нельзя сравнить ни с одной из этих площадей. Тысячи квадратных километров асфальта окружат Дворец и создадут собой необходимое основание для его высокого и стройного силуэта.

Со стороны Кремля площадь Дворца несколько углублена, на ней будут поставлены скульптуры и памятники, здесь начнется парадная лестница, ведущая к Главному входу. Фронт этой лестницы шире площади Свердлова.

Со стороны Волхонки площадь представит собой грандиозную автостоянку на несколько тысяч легковых автомобилей и автобусов.

Одиннадцать гектаров займет площадь со стороны Малого зала, — почти в три раза больше Красной площади.

 

 

Минуты «пик»

 

За четыре минуты все находящиеся в Большом зале — двадцать одна тысяча человек — могут выйти в кулуары и фойе. Тут рассчитано все: число проходов, их ширина, скорость движения в коридорах и сколько места занимает человек в толпе.

За пятнадцать минут освобождается весь Дворец — последний его посетитель выходит на площадь. Тут подсчитаны: ширина эскалаторов, скорость их движения, число подъездов. Необходимо, чтобы и разъезд посетителей не был затруднен. На площадях перед Дворцом не должно быть толпящихся пассажиров, ожидающих транспорта.

Все это рассчитать и предвидеть — задача нелегкая. Каждую машину, каждый троллейбус и автобус нужно заранее разместить на прилегающих к Дворцу площадях. На поверхности места не хватит — нужно строить подземные стоянки машин, может быть, подземные гаражи. Нужно заранее предусмотреть вентиляцию подземных стоянок, удаление автомобильного газа.

По движущимся тротуарам люди будут под землей пересекать улицы, чтобы попасть к своей машине или к будущей центральной станции метрополитена.

Как быть со станцией метрополитена «Дворец Советов»? Она после реконструкции района окажется посреди огромной площади. К ней нельзя будет проникнуть, если не перенести вестибюль станции в подземные этажи Дворца. Между тем метрополитен сможет взять на себя перевозку почти половины всего числа посетителей Большого зала. 

Инженеры подсчитывают, проектируют, спорят. Их задача осложняется еще и тем важным обстоятельством, что все их проекты должны строго соответствовать общему архитектурному решению территории Дворца Советов.

Входы во Дворец располагаются в трех ярусах. Это поможет равномерно распределить многотысячные потоки посетителей, избежать закупоривания входов толпой. Первый ярус — подземный. Пассажиры метрополитена войдут во Дворец по внутренней галерее, соединяющей станцию метрополитена с вестибюлем Дворца. Второй ярус подъездов и вестибюлей расположен на уровне площадей, окружающих Дворец с трех сторон. К третьему ярусу, находящемуся на стилобате здания, поведут главная лестница и пологие пандусы — автомобильные въезды.

Проспект Дворца Советов

  

 

На перекрестке магистралей

 

Есть и еще одно, может быть, сложнейшее условие транспортной планировки зоны Дворца Советов.

Четыре городские магистрали встречаются у Дворца Советов и опоясывают его со всех сторон: кольцо «А», набережная Москва-реки, Замоскворецкая магистраль и, наконец, путь на юго-запад — проспект Ленина.

Инженеры подсчитали, что возможный автопоток в направлении на юго-запад из центра Москвы достигнет уже к 1950 году пяти тысяч машин в час.

Предвидя на многие годы вперед, товарищ Сталин еще на первых заседаниях Совета строительства был озабочен решением вопроса о том, как обеспечить, чтобы свободно и беспрепятственно текли вокруг и мимо Дворца большие транспортные потоки будущего города.

Как сочетать городское транзитное движение мимо Дворца Советов с собственно дворцовым транспортом? Конечно, к Дворцу не каждый день и час будут стекаться тысячи машин, не каждый день и не круглые сутки будет работать Большой зал Дворца Советов. Но как быть в минуты «пик», когда начнут съезжаться делегаты съезда или когда кончится очередное заседание? Нельзя же в этот час закрывать городское движение, — парализовать главные городские магистрали. Тут возможно одно решение, говорят инженеры: устроить «двухэтажное» движение, чтобы городской и дворцовый транспорт в часы «пик» не встречались.

 

 

Окрестности Дворца Советов

 

Отдаленная Арбатская площадь испытает на себе архитектурное влияние Дворца Советов. Арбатскую площадь увеличат вдвое, и все же она будет так мала по сравнению с ансамблем площадей Дворца Советов, что все привыкнут видеть в ней как бы «подъезд» к Дворцу. Она получит форму прямоугольника, в основании которого уже сейчас поставлено новое здание Наркомата обороны. Музей изящных искусств имени Пушкина отодвинется за новые границы площади.

С другой стороны — Александровский сад, протянувшийся вдоль Кремлевской стены, возможно, будет превращен в зеленую террасу проспекта Ленина.

На острове между рекой и Водоотводным каналом разобьют парк; его зеленые просторы расположатся на подступах к Дворцу Советов со стороны Замоскворечья.

На Стрелке предполагается поставить монумент челюскинцам.

Река будет спрямлена.

Уже сейчас строится дворцовая набережная. Левый берег реки, образующий излучину, выравнивается, излучина засыпана землей. Стенка набережной делается из бетона и облицовывается гранитом. У воды устраиваются три причала: два боковых по 30 метров и центральный — длиной в 76 метров.

К парадным пристаням у самого Дворца Советов будут причаливать волжские теплоходы. Набережная здесь пройдет в двух ярусах: на высоте четырех метров — транзитная магистраль на юго-запад и на высоте пятнадцати метров над уровнем воды на эстакаде — собственно дворцовая набережная. Автомобили будут двигаться вдоль реки двумя потоками, один над другим.

 

 

Новый горизонт

 

В таких городах, как Нью-Йорк, где высокие здания громоздятся на узких улицах-ущельях, архитектурный замысел искажается. Дом высится на сотни метров над землей, и его не видишь. Над, головой встают отвесные стены, отвесные скалы из полированного камня! Это — «архитектура для ангелов и пилотов».

Дворец Советов — высочайшее в мире здание — будет открыт со всех четырех сторон. Из разных точек Москвы Дворец Советов можно будет увидеть весь — от головы статуи до самого подножия, до колоннады главного входа.

От Краснохолмского моста — вдоль реки; из Замоскворечья — над парковым массивом острова; от Нескучного сада — вдоль реки; от Ленинских гор — вдоль проспекта Ленина, выходящего прямо к Дворцу; от Комсомольской площади — в перспективе новой Кировской магистрали, направленной осью прямо на Дворец, — отовсюду можно будет любоваться зданием парламента Советской державы. За много километров от столицы будет виден силуэт Ильича.

 

 

Наша Родина

 

Однажды мы окажемся у подножия статуи Ленина, на самой верхней террасе Дворца, на высоте трехсот шестнадцати метров над землей.

Выше нельзя: внутрь статуи ведет ход, но он не для всех — это служебная лестница. На нашей террасе вместе с нами помещается всего только пятьдесят человек, здесь уже тесно.

Мы видим землю с высоты летящего самолета. В пасмурную погоду Москва внизу закрыта облаками. В ясный солнечный день отчетливо видны зеркальные поверхности водоемов канала Москва — Волга. Москва прорезана водными артериями: Андреевский канал, Обводный канал, реконструированная Яуза.

Парковые массивы вошли в город. Зеленые пространства садов и парков и голубые жилки каналов — это Большая Москва. Мы видим новые здания: Театр Красной Армии, Дом книги, Дворец молодежи, многоэтажные дома на Фрунзенской, Дорогомиловской, Котельнической и других набережных, Дворец литературы у Краснохолмского моста, Центральный стадион в Измайлове, реконструированный узел вокзалов на Комсомольской площади.

А дальше — парковый пояс, леса. Электропоезда бегут во все концы нашей страны. Всмотритесь вдаль: кажется, вся наша родина открыта с вышки Дворца Советов. Видны колхозные поля, широкие равнинные реки, заводские районы, цепи гор.

Народы нашей родины выстроили этот Дворец-памятник, — что ж удивительного, что с его высоты мы взволнованно почувствуем всю страну, ее величие, ее бескрайный простор, ее преображенную панораму.

Для того чтобы успешно построить Дворец Советов, нужно было, чтобы наша страна завершила другую стройку — стройку величественного здания социализма, нужно было, чтобы партия большевиков под мудрым руководством великого Сталина выполнила огромную часть своего бессмертного дела.

В резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова Дворец Советов занимает всего три строчки. В них вписана лаконически выраженная директива: «Закончить к концу третьей пятилетки основные строительные работы по сооружению Дворца Советов».

Значение этого решения не переоценить, не преувеличить.

Сооружение Дворца Советов достойно своего времени. Третье сталинское пятилетие — эпоха высококачественных сталей, передовой химии, сложного машиностроения, автоматической техники, эпоха, полной электрификации страны. Каждой деталью, каждой технической подробностью, каждым конкретным фактом проявления своего совершенства Дворец Советов органически включается в план третьей пятилетки. Он станет первым в ряды ее лучших произведений.

Это неточно сказано, будто Дворец Советов на несколько метров выше «Эмпайр стэтс билдинг» — самого высокого здания капиталистического мира. Он выше нью-йоркского небоскреба на целую эпоху.



Величайшее здание мира


Главный вход. Фрагмент





Высотная часть


Фрагмент фасада


 

Статуя Ленина. Работа скульптора С.Д. Меркурова.               Схема каркаса статуи Ленина



Гипсовая маска лица Ленина


Так строилась Эйфелева башня



Вид Матхеттена – деловой части Нью-Йорка


На строительной площадке (С рис. художника Б. Рыбченкова)



Монтаж стального каркаса стилобата со стороны Волхонки


Высотная часть дворца, башмаки и краны-деррики


 

Схема каркасов Дворца советов и американского небоскреба


Продольный разрез


  

Монтаж стальных конструкций



Вид на Дворец Советов со стороны Б.Каменного моста. (Рис. художника Б. Рыбченкова


Большой зал


Вестибюль Главного входа


Зал Сталинской Конституции


Малый зал


Зал героики Гражданской войны. Вариант


Зал героики Гражданской войны. Вариант


Схема подачи воздуха к креслам


Фрунзенский район Большой Москвы. Проект


Дворец Советов будет архитектурным центром большой Москвы


Ответств. редактор А. Шпаер

Художественно-полиграфическое оформление С. Телингатер

Художественный редактор Я. Фидэль

Технический редактор Ю. Гурвиц

Фото А. Соркина (кабинет фотодокументации Управления строительства Дворца Советов)





Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru