Антология экспедиционного очерка



Валериан Иванович Альбанов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский 

Источник: В.Ю.Визе. Валериан Иванович Альбанов.(К тридцатой годовщине со дня смерти). Сборник «Летопись Севера». Изд. Главсевморпути, М.-Л., 1949 г.



В 1912 году в Арктику вышли три русские экспедиции. Они были организованы на ничтожные средства, и оборудование их ни в какой мере не соответствовало тем большим задачам, которые эти экспедиции перед собой ставили. Экспедиция к Северному полюсу старшего лейтенанта Г.Я. Седова, не достигнув цели, вернулась без своего начальника, умершего на крайнем севере архипелага Франца-Иосифа. Экспедиция геолога В.А. Русанова на шхуне «Геркулес» погибла со всем ее личным составом и судном. Третья экспедиция лейтенанта Г.Я. Брусилова, на шхуне «Св. Анна», также закончилась трагически: из нее вернулось только двое — штурман В. И. Альбанов и матрос Конрад.

Весной 1914 года, когда «Св. Анна» дрейфовала во льдах Полярного бассейна к северу от Земли Франца-Иосифа, ее покинула партия в составе 11 человек во главе с Валерианом Ивановичем Альбановым. Они хотели пешком по дрейфующим льдам добраться до Земли Франца-Иосифа. Все оставшиеся на судне — их было 13 человек — погибли, а из партии Альбанова удалось спастись только двоим — самому Альбанову и матросу Конраду. Их случайно обнаружила на мысе Флора (на Земле Франца-Иосифа) возвращавшаяся на «Св. Фоке» экспедиция Седова, которая и доставила обоих моряков в Архангельск. Своим спасением Альбанов был обязан только личным своим качествам — мужеству, энергии и непоколебимой воле.

Невероятные трудности перехода по дрейфующим льдам со «Св. Анны» к Земле Франца-Иосифа и несказанные лишения, которые Альбанову и его спутникам пришлось испытать, описаны в его книге «На юг, к Земле Франца-Иосифа». Эта книга по своему захватывающему драматизму и удивительной простоте и искренности принадлежит к числу выдающихся в русской литературе об Арктике. Однако не только этим художественным произведением Альбанов прославил свое имя. Ему мы обязаны сохранением научных результатов экспедиции Г. Я. Брусилова в виде судового журнала и таблиц метеорологических наблюдений и морских глубин. Несмотря на скромный объем этих материалов, значение их для познания гидрометеорологического режима высоких широт, в особенности дрейфа льдов, оказалось очень большим. В частности можно упомянуть, что на основании спасенного Альбановым судового журнала было предсказано существование острова в северной части Карского моря.

В. И. Альбанов родился в 1881 году в Воронеже, в семье ветеринарного врача. После смерти отца, которого Альбанов лишился с раннего детства, мальчика отдали на воспитание его дяде, жившему в Уфе и занимавшему там должность инспектора школ. Здесь В. И. Альбанов успешно закончил гимназию. Еще в детстве В. И. зачитывался описаниями различных путешествий, особенно морских. Под влиянием прочитанных приключенческих книг В.И., будучи гимназистом, решил предпринять большое путешествие и с этой целью раздобыл лодку. Скрывшись из дому и не сказав никому ни слова, В. И. с товарищем поплыли вниз по реке. Лодка оказалась дырявой и затонула. В.И.Альбанов и его товарищ были вскоре обнаружены и водворены в свои дома. Дядя настаивал на том, чтобы В. И. стал инженером, и предложил ему с этой целью поступить в высшее учебное заведение. Но у юноши были свои собственные планы. С ранних лет его неудержимо влекло к себе море и потому он хотел поступить в морское училище. Дядя был против этого и наотрез отказал своему племяннику в средствах на обучение в морском училище. Отказ этот не изменил принятого Альбановым решения. Он скрылся из Уфы, приехал в Петербург и поступил здесь в мореходные классы. Ему было тогда 17 лет. Деньги на существование и учение Альбанов зарабатывал уроками и продажей изготовлявшихся им моделей судов. Удавались ему такие модели превосходно.

В 1904 году В. И. Альбанов окончил мореходные классы, после чего плавал учеником на разных судах в Балтийском море. В марте 1905 года Альбанов переехал в Красноярск, где поступил помощником капитана на пароход «Обь», на котором плавал в 1905 и 1906 годах по Енисею и  Енисейскому заливу.

Между прочим, на этот пароход в устье Енисея была принята часть грузов для постройки кругобайкальской железной дороги, привезенных сюда из балтийских портов через Карское море.

Валериан Иванович Альбанов


В 1907 и 1908 годах Альбанов плавал на судах «Союз» и «Слава» и на яхте «Астарта». В 1909—1911 годах он плавал на пароходе «Кильдин», Мурманского общества пароходства, совершавшем рейсы между Архангельском и портами Англии.

В 1912 году Альбанов зачислился старшим помощником на судно экспедиции лейтенанта Брусилова «Св. Анна». На нем он провел в ледовом дрейфе два тяжелых года. Плавание этого героического судна хорошо известно.

Вернувшись из полярной экспедиции в 1914 году, Альбанов поступил на приписанный к Архангельскому порту ледорез «Канада» (ныне «Литке»). На нем он плавал, сперва в должности ревизора, затем старшего помощника, до 1918 года.

В 1918 году Альбанов снова перебрался на Енисей; где плавал на пароходе «Север», сперва принадлежавшем акционерному обществу «Енисей», а с 1919 года вошедшем в состав Обь-Енисейского гидрографического отряда.

По окончании навигации 1919 года Альбанов был вызван в Гидрографическое управление в Омск. На обратном пути в Красноярск Альбанов заболел сыпным тифом, унесшим в могилу этого скромного труженика, имя которого неразрывно связано с завоеванием Арктики.

В. Ю. Визе


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru