Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: В. Шнейдеров. Путешествия с киноаппаратом. Госкиноиздат, Москва, 1952 г.


 

1 

Далеко, на крайнем востоке азиатского материка, лежит полуостров Камчатка – страна огнедышащих гор. Камчатка и Курильские острова – единственное в нашей стране место, где действуют вулканы. Путешествуя на корабле по Тихому океану и наблюдая огнедышащие горы с моря, находясь у их подножья в дни кратковременного пребывания на берегу, я мечтал о путешествии к их покрытым снегами, вечно курящимся вершинам.

В 1948 году в Москве произошла у нас встреча с известным ученым-вулканологом В. И. Влодавцем. Она-то и подала идею об экспедиции в этот еще так мало известный большинству людей чудесный и богатый край.

Влодавец рассказал нам о новом открытии на Камчатке – долине гейзеров, в которой пока побывало только пять человек. Как было бы интересно проникнуть с киноаппаратом в эту скрытую за горными хребтами в таежных дебрях Камчатки долину и показать на экране действие крупных гейзеров!

Министерство кинематографии СССР сразу откликнулось на предложение о создании видовых экспедиционных фильмов о Камчатке: одного, дающего представление о стране и вулканах, и второго, посвященного путешествию в долину гейзеров.

Экспедиция была назначена на лето 1949 года, но мне, к сожалению, не пришлось в ней участвовать, я должен был закончить другую, ранее начатую работу. Совершить путешествие на Камчатку и заснять одно из замечательнейших явлений природы – извержение гейзеров – довелось режиссеру Николаю Тихонову и оператору Александру Зильбернику.

Их путешествию и посвящен этот очерк.

Гейзерами называются водяные вулканы. Регулярно, как бы по расписанию, они выбрасывают из недр земли фонтаны кипящей воды и пара. Механизм этого явления природы еще недостаточно изучен, а оно представляет огромный интерес для науки. О существовании больших водяных вулканов в нашей стране до последнего времени ничего не знали. Широко популярны были гейзеры Исландии, Иеллостонского парка Америки, Новой Зеландии. Узкому кругу специалистов было известно, что на Камчатке среди Паужетских горячих ключей есть два небольших, не больше метра, выброса кипятка.

Еще давно известный исследователь Камчатки, впоследствии академик С. П. Крашенинников в своем труде писал:

«Ключи бьют здесь с шумом во многих местах, как фонтаны, а высота их фут и полтора».

Но малая высота этих выбросов не давала уверенности в том, что ученый описывает известные своей мощью и своеобразием гейзерные извержения. Считалось, что «настоящих» гейзеров в СССР нет.

Летом 1941 года научный сотрудник Кроноцкого Государственного заповедника Т. И. Устинова в сопровождении проводника А. Крупенина путешествовала по дебрям заповедных ущелий Камчатских гор. Выйдя к реке Шумной, около вулкана Кихпыныч, Устинова обнаружила долину и в ней множество извергающихся на большую высоту настоящих бурных водяных вулканов. Речка, протекающая по долине, получила имя Гейзерной, а долину прозвали Долиной гейзеров.

Долгое время эта долина оставалась открытой, но не посещаемой из-за трудности путешествия к ней. Только в 1945 году туда снова проник проводник А. Крупенин и привел с собой научного работника Аверина. В 1947 году долину посетил вулканолог В. И. Влодавец, который впоследствии и подал идею произвести киносъемку Долины гейзеров... Вот, собственно говоря, и все, кому довелось побывать там.

В 1949 году Долина гейзеров была заснята на пленку. Теперь каждый, кто интересуется многообразием природы нашей Родины, может совершить кинопутешествие на Камчатку, побывать в удивительном крае огнедышащих гор и кипящих фонтанов.

 

2

 

Путешествие в Долину гейзеров будет не легким. К нему надо серьезно подготовиться и потренироваться. Экспедиции придется без дорог и тропинок пробираться по тайге и тундре, взбираться в горы, перебираться через каменистые осыпи. Во время этого похода надо успеть произвести съемки природных ландшафтов, растительного и животного мира. Надо так построить работу, чтобы все, что только можно сделать сейчас, было бы сделано, чтобы путешествие в долину как можно меньше задерживалось путевыми съемками.

Близится осень, и надо торопиться. Раньше пробиться к гейзерам было невозможно – снега закрывали перевалы. Теперь от снежного покрова остались только отдельные поля, через которые можно перебраться, но близится ранняя осень с ее непогодами.

Кто знает сколько дней придется быть в пути и сколько надо будет просидеть в долине, пережидая пасмурную погоду, чтобы заснять гейзеры.

Пока идет подготовка и управление заповедника собирает экспедицию, группа выходит в тренировочный поход на склоны вулкана Шмидта. Ее ведет проводник А. Крупенин, тот самый, который вел открывшую в 1941 году Долину гейзеров научную сотрудницу заповедника Т. И. Устинову.

Описывая это путешествие, режиссер и оператор вспоминают:

«Долго идем берегами реки Богачевки, потом сворачиваем и начинаем подниматься в гору. Подъем крутой, склоны горы заросли непроходимой гущей ольховника и кедрача. Прорубаем тропу, буквально продираясь сквозь густую чащу. Туман застилает все вокруг сырой и мутной пеленой...

Среди огромных валунов, поросших мохом и стланцем, раскидываем свой первый лагерь. Утром следующего дня поднимаемся на Гамченский перевал. Перед нами каменистая долина, далеко впереди дымит вулкан Кизимен. Грозовые облака ползут по трехглавой горе Конради, сверкает молния, гулко и раскатисто гремит гром. Испуганно всхрапывают на крутом спуске кони. Начинается ливень...

Перед нами ледники, сползающие с северного склона Кроноцкой сопки, правее – подернутое дымкой труднодоступное Кроноцкое озеро, самое большое на Дальнем Востоке, еще правее – долина реки Лиственничной, заросшая густыми лесами.

Едва успеваем снять прекрасную панораму, как Крупенин замечает стадо белоснежных баранов».

Конечно, сейчас же созревает решение заснять этих редких животных. Снежные бараны сохранились только на высокогорье Камчатки и кое-где на северо-востоке Сибири, в наиболее неприступных горных местах.

Бараны самцы в это время года собираются большими стадами и пасутся отдельно от самок. В стаде, замеченном экспедицией, до пятидесяти животных; их головы украшены огромными винтообразно закрученными рогами.

Засидка и ожидание в укрытии за камнями не дают результата – животные не приближаются. Подойти к стаду по открытой местности невозможно. Что делать?

Проводник Крупенин решает отправиться в обход, чтобы попытаться загнать стадо на скрытую в камнях камеру. Однако дальше события разворачиваются совсем не так, как предполагалось.

Заметив Крупенина, животные не испугались его, а, сбившись в кучу, с любопытством стали рассматривать невиданного пришельца. Крупенин вскинул ружье и несколько раз выстрелил в воздух. Эхо долго гремело в горах, но бараны лишь вздрогнули и сбились в тесную кучу. Только пять, наиболее боязливых, по-видимому, отделились от стада и медленно побрели в сторону, противоположную аппарату.

Все попытки загнать животных к нужному месту не давали никакого результата. Бараны упорно не хотели пугаться. Крупенин, опасаясь, что ушедшая пятерка сманит за собой в гору и все стадо, бросился животным наперерез, но удивленные бараны и тут не испугались, а, наоборот, всем стадом устремились в погоню за... Крупениным. С большим трудом проводник ухитрился подогнать к камере четырех животных, которых и заснял чуть не плачущий от досады оператор...

Еще один день, еще одна ночевка в горах, и, закончив тренировочный поход, группа возвратилась в усадьбу заповедника Кроноки, чтобы через несколько дней отправиться к основной цели своего путешествия – в Долину гейзеров...

 

3

 

Начало пути ничем не примечательно. Тропа, проложенная к устью реки Кроноцкой, благополучно выводит на берег реки. Аппаратура и грузы вместе с людьми перевозятся на другую сторону в челноке, а лошади перебираются через реку вплавь, прекрасно справляясь с течением.

Дальше путь лежит по едва заметной узенькой тропке, проложенной по обрывистому берегу реки. Затем идут леса, а за ними начинается зона горной тундры. Ее зеленые моховые ковры и болотца, усыпанные спеющими ягодами, – приволье для птиц и зверей. Караван экспедиции то и дело поднимает в воздух тяжелых куропаток, стаи кроншнепов, гусей. Вдали мелькнул олень, в панике умчались три здоровенных медведя, мирно лакомившихся спелой голубикой и заметивших караван только тогда, когда он подошел к ним чуть ли не вплотную...

Вот и устье реки Шумной. Экспедиция поворачивает от морского берега на север и берет направление на вулкан Кихпыныч.

Кончились тропы. Никто в этих местах не бывает, и дорогу теперь надо находить только по компасу. Далеко за горами среди диких ущелий скрывается заветная долина. Путь к ней не прост...

Караван снова пробирается по тайге. Сцепившись ветками, стоят на пути деревья. Под ними густые, местами непроходимые заросли трав. Чтобы пробраться по этому высокотравью, скрывающему лошадь с всадником, то и дело приходится спешиваться и с огромным усилием протаптывать узкий коридор для коней. Вьюки цепляются за ветки, каждый шаг вперед дается с трудом.

Проводник едет на своей лошади с топором в руке, зарубками на стволах деревьев отмечая маршрут. Мало ли что в путешествии может случиться, зарубки всегда покажут заблудившемуся или отставшему путь на берег моря...

Каких только зверей нет в горах Камчатки! Здесь в изобилии водится медведь, дикий олень, лисица, каменный баран, речная выдра, волк и многие другие животные. Сохранился здесь и драгоценный соболь, скрывающийся главным образом в зарослях кедрового стланца. Тут же обитают целые семейства белок.

Несмотря на свой неказистый вид кедровый стланец хорошо плодоносит, и белкам здесь нетрудно заготовить припасы на зиму.

Огромный Кроноцкий заповедник охраняет животных, дает им возможность беспрепятственно размножаться и обогащать фауну всего полуострова, отрезанного от материка просторами холодной тундры...

С подъемом снова меняется характер растительности. Лесные дебри остаются внизу, и караван взбирается теперь по камням среди кустиков ольховника и зарослей кедровника-стланца.

Путь взят на западный склон вулкана Кихпыныч. С каждым часом пути подъем все круче и труднее. Лошади то и дело останавливаются, тяжело поводя боками. Все чаще на пути попадаются поля прошлогоднего снега, так и не растаявшего за все лето.

«Но вот подъем кончается – описывают свое путешествие Тихонов и Зильберник. Справа – вершина вулкана Кихпыныч, впереди крутой обрыв. Вокруг насколько хватает глаз бесконечные горные цепи, а внизу под головокружительным обрывом простирается цветущая долина. Заходящее солнце серебрит струящуюся по дну долины горную речку, ниспадающую каскадами водопадов, а рядом с лентой реки то здесь, то там внезапно вспыхивают, вздымаются гигантские клубы пара.

Перед нами Долина гейзеров...»

Долина напоминает широкую котловину. По ней со склонов Кихпыныча с востока на запад бежит река Гейзерная, приток Шумной, несущей свои воды в океан.

Спуск в долину оказывается куда более сложным, чем подъем. Он возможен лишь по крутому склону горы, покрытому каменной осыпью, ползущей под ногами и скатывающейся вниз лавиной острых осколков камня. Из-за этого караван приходится растянуть и сводить лошадей одну за другой, поддерживая их в наиболее опасных местах.

Наконец осыпь пройдена. Впереди ущелье, стиснутое высокими скалами и забитое снизу снегом. Лошади бьют копытами по слежавшемуся насту, их шаги гудят в пустотах, промытых в снегу талыми водами ручьев. Неосторожное движение – и одна из лошадей проваливается вместе с глыбами снега...

Еще несколько усилий, поворот влево – и впереди открывается тихая, покрытая зеленью долина.

Зеленая, сочная в рост человека трава, корявые стволы каменной березы, а за ними белые столбы пара и неумолчный подземный гул. В долине тепло, горы защищают ее от ветра, в воздухе слегка пахнет сероводородом.

Пока развьючивают лошадей, кинопутешественники бегут на холм, чтобы поближе рассмотреть гейзеры.

Удивительная, полная мрачной красоты картина предстает перед глазами людей. По склонам гор, спускающихся уступами к реке, повсюду поднимаются разбросанные в беспорядке столбы белого пара, расходящиеся вверху огромными клубами, похожими на облака. Сквозь них вверх и в стороны с силой бьют струи кипятка. Одни прекращают свое извержение, опадают и исчезают в углублениях почвы, другие начинают фонтанировать, сменяя затихшие. Склоны гор покрыты крохотными розочками гейзерита – розового минерала, отлагаемого водой гейзера.

На дне долины то молчат, то неожиданно вскипают и выбрасывают струи пара грязевые вулканы – огромные воронки, наполненные кипящей кашей глинистого раствора. Одни из них грязно-серые, другие красно-коричневые. Рядом с воронками небольшие озера, наполненные горячей и теплой водой. Вода местами красная. Такой цвет придают ей особые теплолюбивые водоросли, которых здесь множество...

Пока в лагере разбивают палатки и готовят ужин, операторам надо осмотреть места и наметить точки работы. Времени терять нельзя, надо ловить каждый час хорошей погоды.

Лагерная жизнь здесь полна удобств. В долине тепло, нет ветра, к услугам путешественников всегда имеется ванна (горячее озеро). Кухня действует постоянно. Стоит взять котелок, зачерпнуть в него горячей воды, засыпать крупы и поставить в грифон – выходное отверстие гейзера – и каша готова. Можно за ней не присматривать – она не пригорит и не остынет. Да и посуду после такой готовки не надо оттирать от сажи, она не закоптится у костра...

С утра начнется опасная и увлекательная работа. Выражение «xожу, как по вулкану» вполне уместно при путешествии по Долине гейзеров. Кругом горячие озера, воронки грязевых вулканов, грифоны. Того и гляди где-нибудь рядом с ворчаньем и грохотом вырвется из-под земли столб кипящей воды. К тому же не все гейзеры извергают вертикальный столб кипятка, есть такие, которые выбрасывают свои струи под определенным углом, а то и почти горизонтально.

Грифоны похожи на огромные каменные чаши, ширина и глубина которых измеряется метрами. Они то пусты, то наполнены кипящей переливающейся через края водой. Вода бурлит пузырьками газа, от нее клубами поднимается пар. Ученый проверяет термометром температуру воды – девяносто семь градусов!

Камера установлена над жерлом грифона. Чаша изнутри наполняется водой. Вода бурлит, пенится, переливается через края, сбегая по розочкам гейзерита в реку. Откуда-то из-под земли нарастает глухой гул. Один из ученых с часами в руках следит за поведением гейзера.

– Быстро в сторону!

Камера подхвачена и перенесена в другое заранее определенное место. Сейчас начнется извержение. Оно происходит точно по расписанию каждые двадцать две минуты. Но этот график действителен только для данного гейзера, названного «Фонтаном», у других гейзеров свое, «индивидуальное» время.

Гул достигает наибольшей силы. Над грифоном поднимается в облаке белого пара столб кипящей воды высотой в двадцать метров. Струя бьет, не спадая, с сильным напряжением. Беснуясь и рыча, пароводяной вулкан бушует несколько минут, потом постепенно затихает, уменьшается и исчезает вовсе.

Выброшенная на поверхность площадки вода каскадами скатывается в реку или сбегает обратно в чашу гейзера.

Но «Фонтан» далеко не самый значительный из гейзеров долины. Самому большому присвоено и соответствующее имя – «Великан». Он действует реже «Фонтана» – каждые три часа двадцать пять минут выбрасывает столб воды на высоту в шестьдесят метров, а облако пара на триста. Эти цифры высчитаны учеными, сопровождающими экспедицию. По наблюдениям Устиновой, полный цикл деятельности гейзера продолжается два часа пятьдесят минут. Само извержение длится, впрочем, недолго. Оно начинается отдельным выбросом воды на высоту, примерно, в полтора метра. Потом следует пароводяной «выстрел» высотой метров в пятьдесят. После этого начинается непрерывное фонтанирование, продолжающееся всего минуты четыре.

Огромные массы воды извергаются из жерла грифона.

Она заливает площадку гейзера, возвышающуюся метров на двадцать пять над рекой, стекая вниз широкими водопадами.

Съемка «Великана» чуть не кончилась трагически. Так как каждая минута была дорога, группа не могла терять времени, выжидая действия каждого гейзера в отдельности. Пока «Великан» накапливал свои силы и готовился к выбросу, группа вела съемку других объектов. Вдруг раздался крик наблюдателя:

– Внимание! «Великан» начинает действовать!

Режиссер с операторами бросились к точке, с которой намечено было снимать общий план извержения. Как всегда, оператор схватил ящик с камерой, ассистент – кассеты и оптику, а режиссер – штатив.

Перебегая по скользким камням с тяжелым штативом в руках, Тихонов поскользнулся на крутом склоне и, упав на спину, начал скользить вниз по горе к уже наполнившемуся кипящей водой грифону «Великана». Зная, что выпустить штатив из рук, значит потерять его, режиссер одной рукой прижимал штатив к себе, охраняя его от ударов о камни, другой, сдирая с пальцев ногти, старался удержаться на месте. Только у самого отверстия грифона, раскинувшегося огромным котлом размером три на полтора метра, глубиной в три метра, Тихонову удалось уцепиться за острые камни. Еще метр-два, и он заживо сварился бы в кипятке.

Пока оттаскивали в сторону режиссера и штатив, пока устанавливали камеру, «Великан» не ждал. Он начал действовать, как ему и было положено по расписанию, и вскоре затих. В этот день съемка не могла состояться – солнце садилось за горный кряж. К счастью, и на следующий день была хорошая погода, позволившая несколько раз заснять «Великан» во всем его великолепии.

Пока шли съемки, ученые собирали новые и новые данные об удивительной долине. Они взяли несколько проб воды, богатой минеральными солями, и установили, что температура земли около «Великана» семьдесят градусов, а воды в реке у стока гейзерных вод двадцать один. Даже температура воздуха в долине на целых девять градусов выше окружающих мест. Когда-нибудь здесь будут открыты самые удивительные в мире водолечебницы, окруженные оранжереями и зимними садами с тропической флорой, выращиваемой на тепле подземных котлов Долины гейзеров.

 

4

 

Конец сентября. Осень в разгаре. То и дело моросят дожди. Сизые туманы ползут из ущелий, деревья облетели, и снега на горах все ниже опускаются к подножьям. Надо торопиться, пока не наступила зима. Все съемки уже закончены, кроме одной – в кратере Туйлю Ключевского вулкана. Восхождение на склоны Ключевской сопки – последнее путешествие киноэкспедиции на Камчатке.

Около Ключевской еще в 1935 году Академией наук СССР была построена вулканологическая станция. Отсюда ученые повседневно наблюдают за поведением вулкана. У побочного кратера – Туйлю вулканологами сооружен небольшой домик-приют, откуда они совершают вылазки для исследования вулкана.

Кинопоход на Туйлю соединяется с вылазкой ученых, что даст возможность заснять не только кратер, но и производимые в нем научные работы.

Подъем на Ключевскую сопку нелегок. Но ученые не раз взбирались на его вершину и даже спускались в главный кратер. Нельзя не вспомнить о спуске туда геолога Михайлова во время одного из извержений, о поразительном дрейфе химика Иванова и геолога Попкова по склону вулкана на корке сползающего вниз лавового потока.

Взобравшись в асбестовых сапогах на корку, температура которой достигла трехсот градусов, ученые пробили в ней ломом отверстие, взяли пробы газа и произвели исследования расплавленной магмы...

Чуть светало, когда караван экспедиции покидал Ключи, знакомые путешественникам по предварительной поездке вниз по реке Камчатке. Но тогда была ранняя весна, и деревья одевались свежей зеленью. Теперь же дует холодный ветер, срывая с них последнюю листву.

Чем выше в гору, тем резче меняется ландшафт. Спускающиеся сверху лавовые потоки иссечены глубокими каньонами – следами деятельности ледниковых рек. Могучими слоями залегают напластования пепла – черного, базальтового, изверженного кратерами Ключевской, и белого, андезитового, занесенного сюда ветрами со стороны вулкана Шивелуч, расположенного в пятидесяти километрах. Лавовый поток преградил русло реки и своим грозным дыханием – жарой и газами – убил росшие на берету березы. Их сухие стволы простирают к небу изломанные ветки, напоминая о том, что здесь не так давно текла огненная река лавы...

Вот и приют вулканологов – деревянный домик среди камней...

Еще темно, но надо вставать. На дворе десять градусов мороза. Немногим теплее и в помещении. Очень не хочется вылезать из теплых спальных мешков, в которых так хорошо спалось после тяжелого восхождения. Но скоро солнце осветит склоны вулкана и можно будет начинать съемки.

Первая остановка на пути к кратеру – исследование фумаролы – трещины в земле, выводящей из кратера струи газа. Оператор наводит фокус на тоненькую трубочку термометра, чтобы заснять показания ртутного столба. Он быстро ползет вверх, поднимаясь до трехсот градусов, но ученые объясняют, что газ здесь низкой температуры. В других фумаролах термометр показывает свыше пятисот.

Тут же представляется возможность произвести и «трюковую» съемку: человек втыкает в трещину между камнями, из-под которых выходит газ, какую-то попавшуюся ему под руки ветку. Проходит несколько минут, и, вытаскивая ее из трещины уже обуглившейся, он закуривает об нее папиросу.

Сейчас вулкан находится в состоянии покоя, и его деятельность выражается только в выбросе столба дыма, состоящего из струй подземного газа. Но когда вулкан просыпается, лучше быть подальше. Он начинает выбрасывать облака пепла и газов на высоту до четырех километров, вышвыривает из жерла лавовые бомбы и целые раскаленные глыбы, полыхая заревом величиной с полнеба, изливает потоки расплавленной магмы.

Количества извергаемых вулканом продуктов действительно грандиозны. В 1937–1938 годах Ключевская сопка из главного кратера извергла на поверхность четырнадцать миллионов кубометров лавы и сто шестьдесят миллионов кубометров пепла, песка и других «сухих» продуктов. Из побочного кратера «лавового жерла» за одни 1938 год истекло двести сорок миллионов кубометров лавы, образовавшей огненную реку, протяжением в шестнадцать километров. Последний раз Ключевская извергалась в 1946 году...

Вот и кратер Туйлю. Он завален огромными глыбами камней и лавы. Широким столбом высоко в небо поднимается из него дым, то и дело закрывая объектив камеры, мешая съемке. Впереди в земле и камнях черный провал, из него также струится дымный газ. Кашляя и отдуваясь, люди тихонько отпускают веревку, спускающуюся куда-то под землю, в зев пропасти.

Уже снят спуск в жерло кратера ученого, проникшего в эту мрачную щель вулканического подземелья, чтобы измерить температуру газов, изучить форму жерла, взять пробы минералов, возгонов и самих газов, еще не вышедших на поверхность и не вступивших в соприкосновение с воздухом.

Теперь надо снять выход отважного исследователя на поверхность.

Сигнал – подергивание – и люди начинают потихоньку натягивать и выбирать веревку. Режиссер командует: – Внимание! Съемка!

Оператор, окутанный клубами дыма, крутит ручку. Из отверстия жерла кратера вулкана появляется фигура ученого. Первым делом он протягивает колбы с пробами газа и мешочки с образцами пород и только после этого выбирается на площадку кратера...

Задание выполнено. Усталые, но довольные, всласть наглотавшись вулканических газов, кинопутешественники вместе с учеными возвращаются в домик станции. Поужинав, все лезут в теплые спальные мешки, верные спутники путешественников и в Арктике, и в Кара-Кумах, и на Камчатке...

Последний день съемок. Он посвящен ученым, проникающим в тайны грозных явлений природы, исследующим и познающим вулканическую деятельность земли.

 

* * * 

Караванный путь в Ключи, перелет на самолете в Петропавловск, снова на пароходе «Сибирь» во Владивосток и долгий железнодорожный путь на транссибирском экспрессе в Москву, в студию.

Съемка видовых фильмов «В стране вулканов» и «Долина гейзеров» закончена.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru