Авторы

Авторы


Липкин М.А.

Липкин Михаил Алексеевич (1902-1940) - инженер-летчик-испытатель, майор.

Липкин Михаил Алексеевич 

С 1935 (?) - на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Р-5 с объектом Г-61 (кассета Гроховского), АИР-10, Г-22, ДБ-2(А) (1936), СБ бис 3, С-17 (УТ-3), СБ 2М-103 (1937-38).

10 ноября 1936 М.А.Нюхтиков и М.А.Липкин с воентехниками С.Обыденковым и А.Елтышевым установили новый международный рекорд высоты полета с контрольной нагрузкой в 10000 кг, поднявшись на ДБ-А 4АМ-34Р на 7032 м, а 11 ноября с грузом 10000 кг - уже на 12695 м. 20 ноября они установили на ДБ-А рекорд поднятия груза в 13000 кг на высоту 4535 м. 

С начала июня 1937 руководил звеном Р-5 НИИ ВВС, принявшим участие в Памирской экспедиции. Летчики доставляли экспедиционные грузы вплоть до высоты 6200 м, что значительно облегчило работу альпинистам. Правда, в одном из полетов только мастерство военного летчика М. Липкина позволило предотвратить аварию. С трудом справившись с мощным воздушным нисходящим потоком, он сумел посадить самолет на крошечный пологий участок склона снежного купола на высоте 5200 м. Летчики не пострадали, но самолет пришлось оставить на месте посадки, которое с тех пор носит название скалы Липкина.

Начальник отдела скоростных бомбардировщиков НИИ ВВС. С 1940 (?) - на летно-испытательной работе на авиазаводе №22 (Фили). 2 июня из-за падения давления масла в правом моторе произошла авария самолета СПБ №3/1 конструкции Н.Н.Поликарпова. Выключив двигатель, М.А.Липкин решил идти на посадку на заводской аэродром весьма ограниченных размеров. Неправильно управляя посадочными щитками, он не дотянул до ВПП и задел стабилизатором винт стоявшего на земле СБ. При падении подломилась правая стойка шасси, после чего самолет взмыл на 60 м и, зацепив землю правой плоскостью, лег на «брюхо». Машина требовала капитального ремонта.

30 июля произошла уже катастрофа. В СПБ №1/1 погибли летчик М.А.Липкин и инженер Г.А.Булычев. В тот день предстояло, в частности, провести испытания на флаттер при скорости 600 км/ч по прибору. По показаниям свидетелей, машина, летя горизонтально (!) с высокой скоростью (о чем свидетельствовал слишком резкий звук моторов) на высоте 2000-2500 м, стала рассыпаться в воздухе. Оторвалось левое крыло, левый двигатель, еще какие-то части, затем все врезалось в землю.

Аварийная комиссия, проработав лишь два дня, решила, что наиболее вероятной причиной катастрофы стал изгибно-элеронный флаттер крыла. Удивляться нечему. Комиссия состояла из администраторов и единственным профессионалом был профессор ЦАГИ В.И.Поликовский, специалист в области двигателестроения. Всю вину за происшедшее свали на заместителя главного конструктора Н.А.Жемчужина, не выполнившегося указания ЦАГИ по установке весовой компенсации на элероны. Николая Алексеевича арестовали. Впоследствии его удалось освободить благодаря заступничеству ведущих специалистов НИИ ВВС. Зато теперь вину единодушно перевалили на летчика Липкина, который, по единодушному мнению, слишком энергично наращивал скорость самолета. Причем всеми почему-то считалось, что пилот делал это в пикирующем полете. А машина-то шла по горизонту, ну, в крайнем случае, в пологом снижении. Так что о поспешности проведения испытания вряд ли стоит здесь говорить. Кроме того, многие сотрудники завода и КБ, имеющие отношение к испытаниям, считали Михаила Алексеевича осторожным и опытным пилотом.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru