Авторы

Авторы


Урванцев Н.Н.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Магидович В.И. (Научный редактор, составитель). Арктика - мой дом.  Полярная энциклопедия школьника. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. Москва, Северные просторы, 2001 г.

Урванцев Николай Николаевич (1893-1985) - путешественник, географ и геолог-первооткрыватель, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки и техники России, исследователь Восточной Арктики. В 1918 окончил Томский технологический институт и на следующий год, работая в Геологическом комитете, начал изучать недра Таймыра. За четыре неполных года он открыл и исследовал Норильские месторождения медно-никелево-платиновых руд и угля, а также выполнил первую съемку группы норильских озер. Вместе с Н. Бегичевым весной 1922 они проследили всю Пясину до устья, затем, пройдя вдоль побережья Карского моря к западу, выявили окончание гор Бырранга и нашли останки пропавших участников экспедиции Р. Амундсена на судне «Мод».

В 1930-1932 в качестве научного руководителя экспедиции по изучению Северной Земли совместно с Г. Ушаковым Урванцев прошел со съемкой не менее 2200 км. Вместо двух значительных островов, показанных на старых картах, они обнаружили три крупных, один средний и несколько мелких, составили карту архипелага, выяснили его рельеф и геологическое строение. В 1933 впервые в истории арктических исследований Урванцев совершил поход на полугусеничных автомашинах вдоль северного выступа Таймыра и заснял 800 км побережья полуострова, включая заливы Терезы Клавенес, а также острова Комсомольской Правды.

В 1930-е годы Н. Урванцев был репрессирован и доставлен в Норильск, в живых остался во многом благодаря директору Норильского комбината А. Завенягину, создавшему ученому сносные условия для жизни и работы. Вплоть до полной реабилитации в 1955 он практически не выезжал из Норильска. Но и позже, живя в Ленинграде, сохранял тесную связь с комбинатом и городом, был почетным гражданином Норильска.

В 1959 «ученому-землепроходцу» Н. Урванцеву была присуждена Большая золотая медаль РГО.

Его именем названы бухта и мыс в шхерах Минина, скала в Антарктиде.

_____________

Н.Урванцев с женой. Фото из книги Владимира Юльевича Визе "На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря" (Два исторических плавания 1932 и 1934 гг.). Издательство Главсевморпути, Москва – Ленинград, 1946 г.


______________


Источник: Гвоздецкий Н.А.  Сорок лет исследований и открытий. Государственное издательство географической литературы, Москва, 1957 г.   

Глава "Исследования Арктических и субарктических пространств северной Сибири. Таймырские экспедиции"

Работы в районе Таймырского озера показали «полное несоответствие между картой и истинными очертаниями и размерами Таймырского озера». Выяснилось, что Таймырское озеро вытянуто к востоку на 4° более, чем предполагалось. Было уточнено представление о хребте Бырранга и открыто много новых более мелких хребтов. Один из горных массивов обнаружен южнее Таймырского озера, считавшегося до того времени «границей между горной северной и относительно плоской южной частью Таймырской земли». На обратном пути исследователи убедились в том, что Таймырское озеро продолжается значительно дальше к югу, чем изображали на картах прежде.

Существенный вклад в научное изучение полуострова Таймыр был сделан Таймырской экспедицией 1929 г. Геологического комитета СССР, работавшей под руководством Н. Н. Урванцева. Эта экспедиция дала много новых сведений по орографии и гидрографии края, выяснила особенности его геологического строения, обнаружила ярко выраженные следы мощного древнего оледенения. В результате этих работ экспедиции существенно изменилось представление о рельефе гор Бырранга. Экспедиция вела крупномасштабную полуинструментальную маршрутную съемку (При полуинструментальной съемке часть измерений (например, измерение углов) производится геодезическими инструментами, а часть (например, определение расстояний) - простыми приемами, употребляемыми при так называемой глазомерной съемке. Полуинструментальная съемка менее точна, чем инструментальная, но точнее глазомерной), которая базировалась на астрономических пунктах, определявшихся геодезистом А. Ф. Беспаловым.

На основании маршрутных съемок и имевшихся ранее материалов (съемок А. Ф. Миддендорфа и А. И. Толмачева) Н. Н. Урванцевым были составлены топографические и геологические карты р. Нижней Таймыры, бассейна р. Таймыры и северной части Туруханского края [сейчас Таймырский  (Долгано-Ненецкий)  национальный округ].

Большое значение в уничтожении Таймырского «белого пятна»  имели  работы Арктического  института.

Существенное осложнение в исследование Таймыра вносила удаленность его территории. Одна из экспедиций, работавшая на озере Таймыр в 1943—1944 гг., сперва прошла по тундре около 1 тыс. км на оленях, а затем спустилась к нему по реке на лодках. Экспедиция зимовала на берегу озера в палатках, отапливавшихся каменным углем, ведя всю зиму стационарные научные наблюдения. Обратная доставка экспедиции была осуществлена специально присланным самолетом.

Если первые советские экспедиции на Таймыр (А. И. Толмачева, Н. Н. Урванцева и последующие) пользовались главным образом лодочным транспортом, собачьими и оленьими упряжками, то в дальнейшем в таймырской тундре стали также использоваться автомашины-вездеходы. Съемочные работы выполнялись с помощью авиации. Постоянным спутником экспедиционных партий стала радиоаппаратура. Радио связало исследователей не только с экспедиционными базами, но и со всей страной. Для зимовщиков возводились прочные строения, которые доставлялись сюда по Северному морскому пути. Но и в этих новых условиях работа в таймырской тундре была нелегкой.

«Летом здесь не снимешь зимней шапки и ватного костюма: сейчас припекает солнце, а через час мокрые хлопья снега могут закрыть нежную зелень травы. Здесь не найдешь ягод и грибов, годных в пищу. Лишь изредка, если солнце подсушит растущие на камнях лишайники, можно из этих лишайников сложить костер и вскипятить чайник, сберегая драгоценный   керосин».

В пеших маршрутах нужно нести с собой все; от консервов и сухарей до спального мешка и кольев к палатке. Каждый шаг здесь—открытие, но дается он с трудом. «Ноги вязнут в оттаявшей почве, необозримые поля каменных россыпей встают на пути, бурные холодные реки заставляют по нескольку дней искать брод».

Летом в таймырской тундре пробуждается жизнь. В этом далеком необжитом краю исследователю часто приходится встречаться с никогда не видавшими человека животными. Молодой песец, подходит к экспедиционной палатке, принюхиваясь к незнакомым запахам и не обращая внимания на смех и разговоры. «Но щелканье затвора фотоаппарата его пугает. Песец отскакивает и хрипло тявкает на гостей...

...В травяных долинах пасутся олени, бережно неся свои ветвистые рога, еще не окостеневшие и покрытые бархатистой   кожей...».

Распластавшийся по земле кустарничек полярной ивы радует взгляд исследователя. Если поднять его от земли, то он не будет выше  сидящего  на корточках человека...

В1933 г. на мысе Челюскин, самой северной оконечности полуострова Таймыр и всего Азиатского материка, была создана полярная станция. С этого времени начались систематические работы по географическому изучению побережья полуострова Таймыр. На смену прежним описательным работам пришли инструментальные съемки на твердой геодезической основе. (Твердая геодезическая основа, или геодезическая опорная сеть, представляет собой систему пунктов, положение которых на местности определяется путем наземных измерений с помощью точных  инструментов.

Определение положения опорных геодезических пунктов производится преимущественно методом так называемой триангуляции, основу которого составляет тригонометрический принцип определения расстояний. На местности строятся ряды или сети треугольников, последовательно связанных между собой общими сторонами (по углам треугольников ставятся вехи или сооружаются специальные вышки, называемые сигналами). Сторона одного из треугольников, называемая базисом, измеряется с большой точностью (мерной лентой или специальной проволокой). Для остальных треугольников точными геодезическими инструментами измеряются углы, а расстояния определяются путем тригонометрических вычислений.

Опорная геодезическая сеть должна быть привязана к пункту, для которого известны географические координаты: широта и долгота. В отдаленных малоисследованных территориях это могут быть тщательно отнаблюденные астрономические пункты.

Пункты опорной геодезической сети, как и астрономические пункты, служат основой для производства топографической съемки местности. При этом они располагаются гуще, чем астрономические пункты, поэтому точная и подробная топографическая съемка (наземная инструментальная или аэрофототопографическая съемка), как правило, производится на твердой геодезической основе.

Астрономические и геодезические наблюдения в экспедициях, занимающихся съемкой местности, выполняются геодезистами. Непосредственно съемку местности или дешифрирование (расшифровку) аэрофотоснимков при аэрофототопографической съемке выполняют  топографы.)

 Географическая карта побережья   постепенно уточнялась и исправлялась. Создавались точные морские карты, обеспечивающие потребности навигации.

Большие работы по исправлению и уточнению карты побережья полуострова Таймыр были выполнены Восточно-Таймырской экспедицией Гидрографического управления Главсевморпути 1940—1941 гг. Было изучено обширное пространство   побережья   от  мыса   Челюскин  до  бухты Марии Прончищевой, т. е. от самой северной до самой восточной  части  полуострова.

В состав экспедиции входило 38 человек: геодезистов, топографов, гидрографов и других специалистов. Возглавлял экспедицию астроном-геодезист А. И. Косой, неоднократно руководивший большими работами в слабо изученных районах Севера.

Экспедиция была оснащена инструментами высокой точности, имела в своем распоряжении радиоаппаратуру, небольшое гидрографическое судно «Норд», мотокатера и  вездеходы.

Экспедиция снаряжалась в Ленинграде и Архангельске. Из Архангельска одна группа сотрудников (морской отряд) с частью снаряжения добиралась к месту работ на «Норде», основная же часть экспедиции и ее главные грузы плыли на ледокольном пароходе «Дежнев».

В середине сентября исследователи были на Таймырском побережье (Морской отряд на «Норде» прибыл месяцем раньше). Перед глазами их расстилался голый, унылый берег. Горная цепь, проходящая южнее, немного скрашивала пейзаж. Растения тундры отцвели, кругом все было окрашено в грязножелтый цвет.

«Куда бы  ни  ступила  нога,—пишет А.   И.   Косой,— вода выступала из грунта, и сколько мы ни искали сухую площадку для постройки базы—найти не могли. Узкая галечная прибрежная полоса могла служить только временным местом для складывания грузов, да и она наполовину была   загромождена   навороченными   на   берег  ледяными глыбами...».

Сперва на пустынном берегу возник палаточный город, затем началось сооружение трех деревянных строений экспедиционной базы.

В первый же день пребывания на берегу в гости к исследователям пожаловали три белых медведя. «Их встретили с радостью и даже доставили в лагерь на машине, правда, уже в виде мертвых туш. Удачная охота обеспечила надолго и людей и собак прекрасным свежим мясом...».

Во время осенних геодезических работ морского отряда под собачьей упряжкой проломился лед. Собаки и нарты с грузом оказались в воде. Лагерное снаряжение удалось достать из-подо льда, но двенадцать лучших собак утонули, этим был нанесен большой урон транспорту экспедиции.

 

__________________


Источник: Репрессированные геологи. Биографические материалы. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва-Санкт-Петербург, 1995 г.  Комитет РФ по геологии и использованию недр. Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им.А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ). Всероссийский институт минерального сырья (ВИМС). Санкт-Петербургское общество «Мемориал». Санкт-Петербургский государственный горный институт (СПбГГИ). 

Николай Николаевич Урванцев (1893-1985) - геолог, географ, полярный исследователь, первооткрыватель уникального Норильского м-ния, доктор г.-м. н., профессор, Засл. деятель науки и техники РСФСР. Родился в г. Лукояново Нижегородской губ. в семье купца. 

Окончил горное отд. ТТИ (1918). С 1919 вел геологические исследования на Таймыре по заданию Сибгеолкома, созданного в октябре 1918 по инициативе профессоров ТТИ и функционировавшего в период правления Колчака.

В 1920 открыл Норильское м-ние медно-никелевых руд, в последующие годы проводил его разведку. В 1929 изучал Северо-Западный Таймыр (горы Бырранга). В 1930-1932 — науч. руководитель Североземельской экспедиции, В 1932-1937 — зам. директора Всес. Арктического ин-та, курировал геологию и картографию.

Арестован 11 сентября 1938 в Ленинграде. Его обвиняли в том, что он, бывший колчаковец, является участником контрреволюционной диверсионно-вредительской организации. Показания выбивали на многочисленных допросах. На суде Н. Н. от своих показаний отказался, суд прервали. Был этапирован в Соликамские лагеря.

После отмены приговора и прекращения дела (22 февраля 1940) вернулся в Ленинград и принял приглашение на работу в ЛГИ. Арестован 11 сентября 1940 в связи с возобновлением «дела». Осужден ОСО при НКВД 30 декабря 1940 по ст. 58, п. 1 а, 6, 9, 10 и 11 на 8 лет заключения в ИТЛ. Некоторое время находился в Актюблаге, где работал лаборантом бетонного цеха, в 1942 назначен гл. геологом Донских хромитовых рудников, а затем переведен в Норильлаг, где возглавил геологическую службу Норильского комбината.

Вскоре был расконвоирован и совершил научную поездку на север Таймыра. «За отличную работу» освобожден досрочно 3 марта 1945, но оставлен в ссылке при комбинате. Реабилитирован 18 августа 1954, вернулся в Ленинград в 1958. До своей кончины работал в НИИГА, возглавлял отдел геологии Арктики. [39, 112, 149, 150, 161, 199,236].


Источник: Репрессированные геологи. М.-СПБ. 1999 г.

         Урванцев Николай Николаевич арестован 11 сентября 1940 г. Приговорен: ОСО при НКВД СССР 30 декабря 1940 г., обв.: 58-1а, 6, 9, 10, 11. Приговор: 8 лет ИТЛ, осв. 3.03.1945.  Реабилитирован 18 августа 1954 г.

Родился в 1893 г., Нижегородская губ. с.Лукояново; образование высшее; геолог. Проживал: Ленинград. 



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru