В Тункинских Альпах



В Тункинских Альпах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский


Тункинский отряд Прибайкальской геологической экспедиции. В состав отряда входили: П. И. Прокофьев, геолог, геоморфолог В. В. Ломакин, петрограф Н. В. Яцюк
и коллектор И. Я. Гринман.

 

Исследованиями охвачена полоса шириной до 50 км и протяжением около 200 км в области верхнего и среднего течения р. Иркута и pp. Ильчи и Култучной, несущих свои воды непосредственно в Байкал.

На протяжении указанной полосы имеются пять крупных котловин, аналогичных по своему происхождению и составу слагающих их пород Байкальской впадине и являющихся как бы продолжением Байкала к западу.

Самая восточная котловина, Торская, занимает площадь в 350 км2, следующая за ней Тункинская котловина, наиболее крупная из всех, имеет около 30 км в ширину и 40 км в длину; западнее Тункинской котловины лежат: Туранская – площадью 50 км2, Мойготско-Хойтогольская – площадью 80 км2 и Мондинская, имеющая всего лишь около 40 км2.

С севера котловины ограничиваются мощным круто вздымающимся хребтом – Тункинскими Альпами, имеющими вид гигантской стены с острыми зубчатыми башнями, с юга – менее высоким горным массивом Хамар-дабаном, отличающимся, в противоположность Альпам, плоской или куполовидной формой вершин и пологими склонами.

29 июля мы приехали из Иркутска в Култук, где, погрузив на автомашину большую часть нашего багажа, рано утром выехали в Тунку, намеченную главной базой нашей партии.

Дорога вначале шла вдоль узкой, местами ущелистой долины р. Култучной, затем мы въехали в такую же долину ее притока, р. Ильчи, и через несколько часов, перевалив высокий водораздел между Ильчи и Иркутом, достигли р. Быстрой.

Здесь мы увидели картину страшных разрушений, произведенных этой горной рекой во время наводнения, происшедшего месяц назад. Большой мост на каменных быках был унесен, сдвинуты и повалены его массивные устои; в русле реки и по берегам нагромождены огромные валуны и целые горы леса; улицы села на протяжении около двух километров изрыты глубокими вымоинами. На ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги во время этого наводнения унесено несколько домов, и весь город, а также ж.-д. станция были покрыты почти метровым слоем камней и ила. Наводнение произошло вследствие теплого дождя, прошедшего в период таяния снега в горах.

От р. Быстрой до д. Тибельти дорога шла по живописной узкой долине большой реки Иркута, которая, как бы пропилив здесь высокий Зыркузунский хребет, течет в крутых обрывистых берегах. Около д. Тибельти начинается Торская котловина. Неожиданно открывается величественная панорама. Широкая ровная степь, в которой прихотливо вьется серебряная лента Иркута, ограничена с севера огромной зубчатой стеной, изрезанной узкими щелями речек, стекающих с хребта. Яркое горное солнце заливало своими лучами окрестности, все кругом сверкало изумрудом и золотом, горы же были подернуты синеватой дымкой.

  

Перевалив невысокую горную перемычку, отделяющую Торскую котловину от Тункинской, мы к вечеру приехали в с. Тунку. Ранее прибывший на место работ геоморфолог показал нам пустой дом, в котором, по его мнению, мы могли бы с большим удобством разместиться. Дом оказался без окон и дверей, но, так как время было теплое, это обстоятельство нас не смутило и, наскоро разгрузив автомобиль, мы устроились на ночлег, а на следующий день, подыскав новую квартиру, приступили к последним приготовлениям к выходу в поле.

Первый выход на Еловский отрог, отделяющий Торскую котловину от Тункинской, был проведен всем отрядом совместно. В этом маршруте были детально исследованы третичные отложения, развитые в окрестностях д. Замараихи, изучены базальты, покрывающие большую площадь Еловского отрога, и составлен геологический разрез по р. Иркуту от с. Тунки до с. Гужиры. Затем был сделан глубокий маршрут в тункинские гольцы по р. Сеган-Угун. Река эта служит путем, по которому можно пересечь Тункинские Альпы и пройти на р. Китой. Вдоль самого русла реки вьется небольшая, все время переходящая с одного берега на другой, тропинка, по которой можно проехать верхом. Предполагали с Сеган-Угуна совершить подъем на гольцы, но на них в это время выпал снег, и подъем не удался.

30 августа мы вернулись в Тунку для подведения итогов наших наблюдений, приведения в порядок собранных материалов и пополнения запасов для следующего маршрута. Потратив на все это три дня, мы уже двумя партиями выступили в очередной маршрут. Геоморфологическая партия направилась в западную часть Тункинской котловины, а геологическая – снова в горы продолжать исследование Тункинских Альп далее к западу. Маршрут был начат с исследования окрестностей курорта Аршан, который расположен на р. Кынгарге, у самой подошвы Тункинских Альп. Курорт этот хорошо благоустроен, лежит в очень живописной местности и охотно посещается больными. Недостатком курорта является обилие дождей, выпадающих на южном склоне Альп. Случайно мы попали в удачное время, когда стояла сухая и теплая погода, и нам удалось сделать глубокую вылазку в горы по р. Кынгарге и посетить окрестные гольцы.

Кынгарга в горах представляет почти непроходимую речку. На большом протяжении здесь она течет в отвесных берегах высотой до 400 м, образуя многочисленные эффектные водопады. С чрезвычайно большими трудностями, цепляясь за выступы скал и ежеминутно рискуя сорваться в пропасть, мы прошли всю Кынгаргу почти до истоков, исследуя шаг за шагом ее обрывистые берега.

Маршрут по Кынгарге дал нам богатый материал по структурной геологии, и, кроме того, в известняках южного склона Тункинских Альп, считавшихся до сих пор «немыми», нами обнаружена фауна, которая позволит определить возраст толщи, слагающей Тункинские Альпы.

Затем из курорта был совершен подъем на ближайшие гольцы. Подъем и спуск оказались очень тяжелыми в виду большой крутизны склонов, и нам местами пришлось молотками выбивать ступени для ног, чтобы не свалиться.

В этот маршрут мы повстречали медведя. Встреча произошла вблизи вершины гольца, на высоте 1200 м. Очевидно, медведь поднялся выше лесной зоны, чтобы отдохнуть от назойливых насекомых, которых в это время очень много в лесу. Встреча была до такой степени неожиданной, что и люди, и зверь несколько мгновений стояли друг против друга, как вкопанные. Затем, несколько опомнившись и учтя неравенство сил, медведь резко повернул и галопом бросился бежать от нас по каменным россыпям, покрывающим склон. Мы хотели послать ему вдогонку пулю из имеющегося при нас манлихера, но выстрела почему-то не получилось. По словам стрелявшего, произошла осечка, но есть основание подозревать, что он просто второпях забыл зарядить ружье.

Случаи гибели человека от медвежьей лапы в этих краях нередки, особенно в годы  неурожая кедровых шишек, когда голодный медведь долго не ложится в берлогу.

При возвращении нашем в Култук произошло трагическое событие: неподалеку от поселка медведь загрыз охотника, который неожиданно на него наткнулся.

Закончив работы в окрестностях курорта, мы двинулись далее на запад, вдоль подошвы Тункинских гор. Следующей остановкой был намечен дацан (буддийский монастырь) на р. Хандагайке, в 18 км к западу от Аршана. Мы ехали на двуколке прекрасной дорогой по северной окраине Тункинской котловины среди бурятских улусов. К вечеру мы достигли дацана, чему были очень обрадованы, так как надвигавшаяся туча грозила с минуты на минуту разразиться сильным дождем.

И действительно, вскоре пошел дождь, продолжавшийся в течение трех дней и превративший мелкие ручейки в грозные ревущие потоки.

За это время мы осмотрели дацан, который нам показали оставшиеся при дацане 4 ламы. Дацан во многом сходен с православной церковью. В нем также можно различить алтарь, где находятся изваяния многоруких буддийских богов, кадильницы с пахучими травами и разная церковная утварь, и молельный зал, в котором сосредоточены специального покроя костюмы и шапки для молящихся.

На четвертый день пребывания в дацане нам удалось все же сделать маршрут вверх по р. Б. Хандагайке. В виду сильной залесенности местности, отсутствия каких-бы то ни было тропинок, а также большого падения реки (свыше 200 м на 1 км), текущей среди огромных, нагроможденных в беспорядке каменных глыб, маршрут оказался чрезвычайно тяжелым. Трудности усугублялись еще тем, что лес был мокрый и с каждой тронутой ветки на проходящего лилась вода, как из пожарного брандспойта. С высоты 600 м над дацаном долина реки приняла иной характер, и мы были вознаграждены за трудности первого участка пути. Ледником, который в недавнее время спускался по этой реке, долина здесь распахана в широкий пологий желоб с крутыми, почти отвесными стенками и плоским дном, свободным и от леса и от валунов.

Вернувшись в лагерь, мы начали готовиться к возвращению в Тунку. Ночью выпал снег, покрывший толстым слоем не только горы, но и предгорную часть долины. В Тунку же мы приехали по совершенно сухой дороге: снег в долине под лучами сентябрьского солнца растаял в течение нескольких часов.

15 сентября геологической партией отряда была предпринята трехдневная поездка на лошадях в северо-западный угол Еловского отрога, где были осмотрены остатки древних вулканов и выяснены взаимоотношения базальтов с осадочными породами; геоморфолог же в сопровождении одного рабочего выехал в Мондинскую котловину.

Возвратившись, отряд начал подготовку к большому маршруту в западную часть района, в Туранскую и Мойготскую котловины и на Туранский отрог, отделяющий Тункинскую котловину от Мойготско-Хойтогольской.

В первый же день, при переезде через р. Жемчуг, у нашей двуколки сломалась ось, и нам пришлось заночевать в расположенном поблизости бурятском улусе. Хозяин-бурят принял нас очень гостеприимно, но, к сожалению, он так плохо говорил по-русски, что беседовать с ним можно было только через переводчика.

Основным занятием бурят здесь является скотоводство и охота на зверя, который в изобилии водится в лесах, покрывающих склоны гор. Из крупных зверей в Тункинской районе встречаются медведи, изюбры, дикие кабаны, дикие козы и волки, приходящие из Монголии; из мелких – белка и соболь, являющиеся важными объектами охотничьего промысла.

Исправив двуколку, мы отправились в дальнейший путь. Несмотря на то, что был уже конец сентября, в долине еще стояла теплая погода, на гольцах же лежал глубокий снег.

Установившаяся хорошая погода позволила нам в срок и успешно выполнить все намеченные маршруты. Были исследованы северные склоны Хамар-дабана на протяжении от р. Кырена до Мойготской котловины, с заходом вглубь гор на 8–10 км, Туранский отрог и Туранская котловина, западная часть Тункинской котловины, и сделан геологический разрез по р. Иркуту на протяжении от Мойготской котловины до р. М. Зангисана.

7 октября геологическая партия вернулась в Тунку, через два дня вернулась и вторая партия, а 12 октября по всей Тункинской долине выпал снег, который и остался лежать до конца наших работ.

Геоморфологическая партия направилась вскоре прямо в Култук, а геологические исследования пространства между Торской котловиной и Байкалом продолжались до 23 октября. Уже по снегу был сделан маршрут по р. В. Тибельти, позволивший сопоставить породы, слагающие восточную часть Хамар-дабана с породами западной и средней части, и маршрут по р. Иркуту, ниже д. Быстрой, давший исключительно богатый материал по тектонике района. Иркут здесь течет в обрывистых берегах и на протяжении многих километров дает прекрасные обнажения коренных пород. Очень тщательно были исследованы долины pp. Ильчи и Култучной, весьма важные для понимания геологической структуры юго-западного Прибайкалья, и наконец последний маршрут состоялся 23 октября уже из Култука по р. Медлянке и вдоль тракта Култук – Иркутск.




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru