Опыт путешествий Виллема Баренца в период с 1594 по 1597 гг.



Опыт путешествий Виллема Баренца в период с 1594 по 1597 гг.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Голландский мореплаватель Виллем Баренц (ок. 1550 —1597) в период с 1594 по 1597 гг. трижды пытался отыскать Северо-Восточный проход из Атлантического океана в Тихий. В 1596 году он предпринял третье плавание, во время которого впервые в истории арктического мореплавания осуществил зимовку. История этой зимовки демонстрирует опыт выживания в суровых обстоятельствах полярной зимы без предварительной подготовки.

В экстремальных условиях маленькое сообщество оказалось крепким и полным жизненных сил. Решающее значение для исхода зимовки имели, по-видимому, лидерские качества капитана и штурмана. Мужественным офицерам удалось сделать из команды зимовщиков единый коллектив. Подтверждает это и дневник Де-Фера, написанный в спокойной манере от первого лица множественного числа. Все решения принимались совместно, раздача продуктов и одежды производилась справедливо и поровну. Во время обратного путешествия на лодках они также одинаково делили продукты питания. Такой порядок принял капитан, полагая, что все они одинаково ценны перед Богом, и каждый должен самостоятельно приложить максимум усилий для выживания.

11 сентября Де-Фер пишет: «Мы решили, что разумно построить небольшой дом». Это найденное решение, а не приказ. Запись от 16-го сентября гласит: «Мы впервые пошли за дровами». 17-го: «13 человек отправилось к месту, где был найден плавник». 25-го: «Мы подняли каркас дома». 26 сентября: «Мы начали устанавливать стены, часть группы ушла за топливом, другие же занимались обработкой дерева и строительством дома». Каждый делал то, что он умел лучше всего. Были созданы специальные правила об уборке снега и заготовке дров. Ежедневно во время зимовки приходилось откапывать выход из дома наружу. Такая работа не вызывала ни у кого большой радости, но все выполняли ее согласно очередности. От работы освобождались только два человека: капитан и штурман. Однако освобождение от заготовки дров и уборки снега, и, как следствие, отсутствие дополнительной физической нагрузки не пошло им на пользу.

В течение полярной ночи моряки поддерживали свою физическую форму не только работой. Они играли в мяч, совершали прогулки и пробежки, чтобы восстановить силы. По настоянию корабельного врача, который заметил, что плохая гигиена негативно влияет на настроение моряков, в начале ноября из большой пивной бочки был изготовлен специальный чан для купания. В нем зимовщики часто мылись, после чего душа и тело, как пишет Де-Фер, «получали новые силы».

6 января 1597 года зимовщики отмечали день Богоявления (по-голландски праздник «Трех Царей»), который праздновался по обычаю родины пирогом, испеченным из муки, с начинкой из ворвани. Состоялись шуточные «выборы» своего короля. Им стал заведующий снаряжением и огнестрельным оружием, и его торжественно провозгласили властелином Новой Земли. 16 февраля по случаю масленицы каждому была выдана небольшая порция вина.

У путешественников не было ни подходящей одежды, ни запаса продуктов питания, не было и достаточной уверенности, что у них хватит сил на возвращение. После того, как было принято решение о зимовке, моряки обследовали ближайший район суши. Они обнаружили реку, вынесенную на берег древесину и следы животных, как они считали, оленей и лосей. Изучив сложившуюся ситуацию, они сделали вывод, что шхуна их зажата льдом, который простирается до видимых пределов. 11 сентября Де-Фер пишет, что им остаются только две вещи: сделать все возможное для выживания и отдать свою судьбу в Божьи руки.

Было принято решение о строительстве дома для зимовки. На шхуне находилось много материала, но для деревянного каркаса он не годился. 12 сентября начался поиск подходящих бревен из числа найденных на берегу, что было связано с серьезными трудностями. Для этого им приходилось ходить два раза в день за 6000 шагов в одну сторону. 15 числа они смастерили сани для перевозки бревен. 16-го начали перевозить их на место строительства. Затем пошел снег, что еще более осложнило процесс переноски, который затянулся на 14 дней. 23 сентября скончался корабельный плотник, и все же 25-го началась сборка дома. Несмотря на сильный ветер и снегопад, за 5 дней были возведены стены. 7 октября на крыше начали приколачивать доски, которые затем были покрыты парусиной и засыпаны песком. Хотя спальные места еще не были закончены, 12 октября они уже впервые ночевали в доме. Таким образом, на постройку дома ушел ровно месяц.

Дом имел следующую конструкцию. Он имел 4 стены по 10 метров каждая, внутреннее пространство перегораживалось на 2 части: жилое помещение и кладовую. В крыше соорудили отверстие для выхода дыма. Щели были заделаны паклей и смолой. Пакля забивалась в щели отверткой и сверху заливалась разогретой смолой. Дом имел три входа - по одному на каждый ветер, чтобы тепло не выдувалось порывами ветра при открытии двери.

Понимая, что судно может быть сильно повреждено и даже раздавлено льдами, путешественники переправили на берег обе имеющиеся там лодки, а одну даже дотащили до дома. Следующая задача состояла в обеспечении себя провиантом. На судне находилось много соленого мяса и вяленой рыбы, крупы, гороха и бобов, сыра, масла, пива и вина, а также хлеба. Необходимую часть продуктов, а также бочонки с пивом и вином также перенесли в дом. Такими же необходимыми, как и продукты питания, были дрова, запас которых следовало сделать как можно больше. В качестве дров предполагалось использовать выброшенные на берег бревна.

Запас провианта не был рассчитан на целую зимовку, и с ноября его было решено делить на порции. Каждый человек получал примерно 250 граммов хлеба в день, две маленькие чашки вина. На 22 ноября осталось 17 головок сыра, а людей было 16. Одну головку они съели вместе, а остальные разделили по одной на каждого. Основу рациона составляло соленое мясо. Несмотря на то, что вокруг лагеря бродили белые медведи, свежее мясо не употреблялось в пищу до мая 1597 года, когда несколько человек умерли голодной смертью. Всего за зиму 1597 года голландцы убили 13 медведей. С них снимали шкуры, вытаскивали клыки, предполагая отвезти в Нидерланды для продажи. Медвежий жир использовался как масло для ламп, но мясо считалось ядовитым. С января порция хлеба была урезана.

При таком рационе опасность распространения цинги была достаточно велика, первые случаи заболевания отмечены в январе. Тогда с помощью специально изготовленных силков, а впоследствии с помощью ловушки- крышки зимовщики организовали охоту на песцов, чтобы иметь свежее мясо. Ловушка - крышка делалась из толстых досок, на которых находились камни, а под ней приманка. Когда песец тянул приманку, крышка захлопывалась. До конца февраля они поймали 25 песцов.

В ноябре капитан «по потребности» раздал шерстяные одеяла. Такой принцип работал до тех пор, пока необходимых вещей было много. В конце ноября мороз стал усиливаться, и имеющаяся одежда уже не спасала людей. Для изготовления теплой одежды стали использовать материю из шерсти и хлопка, которая находилась среди прочих товаров на корабле. Из хлопка и шерсти зимовщики сшили себе рубашки, а из песцовых шкур шапки. Кожаная обувь также не выдержала мороза, от которого она дубела. В декабре команда принялась за изготовление самодельной обуви, для чего на деревянную подошву принайтовывались голенища из шерсти и овчины.

Вынесенные на берег бревна поначалу обеспечили большой запас дров, который, однако, быстро истощался. Восполнить его в условиях полярной ночи было невозможно. На борту судна имелось много угля, который начали использовать для отопления, и дом стал хорошо прогреваться..


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru