Опыт Камчатских экспедиций В.Беринга



Опыт Камчатских экспедиций В.Беринга

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Беринг Витус Ионассен (1681 —1741), датчанин по национальности, в 1725 году по поручению Петра Первого возглавил Первую Камчатскую экспедицию, целью которой было изучение возможного соединения Азии с Америкой. Во время второй Камчатской экспедиции, в 1733 году, Беринг достиг Аляски, нанес на карту ее побережье и ряд островов.

В состав Первой экспедиции, отправившейся в путь 24 января 1725 года, входили 34 человека, в т.ч. научные работники, 13 матросов, 4 плотника, 2 парусных ученика, 2 конопатчика, 1 купец. По пути в состав участников были приняты еще 5 человек и 24 солдата. Помимо того на временную работу брали мастеровых и рабочих. К июню 1726 года численность участников экспедиции достигла 200 человек. Экспедиция была разделена на 2 части: основная часть отправилась в путь на 25 подводах, а другая часть с В. Берингом во главе последовала 5 февраля на 8 подводах. Для экспедиции были специально построены боты «Фортуна» и «Святой Гавриил». В середине июля 1728 года на борту бота «Св. Гавриил» 44 человека отправились из устья р. Камчатки на поиски пролива между Азией и Америкой. В середине августа на совете с подчиненными Беринг решил повернуть обратно из-за опасности навигации  в осеннее время. В первых числах сентября 1728 года отряд вернулся в устье р. Камчатки. Первого марта 1730 года В. Беринг вернулся в Санкт-Петербург, значительно расширив представления о северо-востоке Азии - от южной оконечности Камчатки до северных пределов Чукотки.

Для передвижения из Якутска к Охотску использовались местные лошади- низкорослые, выносливые, крепкие, длинношерстные с густой шерстью особи, а также нарты, запряженные собаками. Собаки служили не только тягловой силой, но и проводниками, а также «метеорологами», так как чувствуя приближение бури, вырывали норы в снегу и прятались в них. Громоздкие и тяжелые грузы (пушки, ядра, канаты, паруса, якоря, цепи и т.д.) сплавляли по рекам.

Из 672 лошадей, вышедших из Якутска, в Охотск прибыли 396, остальные погибли из-за отсутствия корма. При переходе часть грузов была брошена по дороге, люди и животные доведены до изнеможения. Люди также голодали до такой степени, что ели ремни, кожи, кожаные штаны и подошвы, хотя в Якутске во время весенней ярмарки запасы продовольствия пополнили сахаром, мукой, огородными овощами, виноградным вином, а также холстом и шерстяными тканями.

В Охотске Беринг предпринял усилия по лесозаготовке и обеспечению состава экспедиции продовольствием. Для этого он организовал рыбную ловлю, выварку соли из морской воды и заготовку вина, а также ужесточил правила и нормы выдачи продовольственных пайков. У встречавшихся по пути местных жителей команда покупала мясо, рыбу, воду, меха лисицы, песцов, моржовые клыки.

Согласно заметкам путешественников, наиболее комфортно они чувствовали себя на Камчатке. По мнению А.Чирикова, в Якутске «снегов мало идет, а морозы стоят жестокие», для лета же характерны высокие температуры. В качестве отличительной черты Охотс- ка описывается неприятный мелкий дождь с туманом в мае-июле («бус»).

Неудачи этой экспедиции связаны с тем, что из Якутска экспедиция вышла поздно (в конце июля - начале августа), за что сурово поплатились ее участники, оказавшись в условиях осеннее-зимнего бездорожья и рано наступивших морозов.

Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга, известная как Великая Северная Экспедиция, состоялись в период 1733-1743 гг. В 1732 году был подписан приказ об организации данной экспедиции под руководством В. Беринга для географического обследования берегов Северной Сибири и для решения вопроса о положении Азии и Америки относительно друг друга, а также для поиска пути в Японию.

В состав экспедиции входило пять партий. Задачей первой из них под руководством С. Муравьева и М. Павлова являлось исследование и описание берегов от Архангельска до устья р. Оби. Вторая партия под командованием лейтенанта Д. Овцына решала аналогичные задачи на участке от устья Оби до устья Енисея. Третья партия во главе с штурманом Ф. Мининым работала на участке от устья Енисея до устья Колымы. Отрядами четвертой партии руководили В. Беринг и А. Чириков, которые на двух судах «Святой Петр» и «Святой Павел» направлялись к берегам Северной Америки. В составе этой партии находился отряд лейтенанта В. Прончищева, которого после гибели сменил сначала С. Челюскин, а затем Харитон Лаптев. Пятая партия под руководством лейтенанта П. Ласиниуса, а после его смерти - лейтенанта Дмитрия Лаптева на трех судах отправлялась на поиски прохода и установление дружественных отношений в Японию.

Экспедиция вышла из Санкт-Петербурга в феврале 1733 года в составе 546 участников. В экспедицию входили морские офицеры (начальники отдельных партий), штурманы, подштурманы, ученики штурманов, гардемарины, комиссары, шкиперы, подшкиперы, боцманы, боцманматы, квартирмейстеры, ботовые и шлюпочные мастера, трубачи, барабанщики, канониры, матросы, конопатчики, парусники, плотники, купоры, солдаты, капралы, сержанты, лекари, подлекари, профессора и академики, адъюнкты, студенты, инструментальные мастера, рудознатцы (специалисты горного дела), живописцы, рисовальщики, переводчики, геодезисты и их ученики, пробирных дел мастера. Среди участников были такие видные деятели науки, как Стеллер, Гмелин, Миллер и др. Академики путешествовали с комфортом: в их распоряжении находилось до 10 подвод, а также большое количество обсуживающего персонала, т.е. поваров, прачек, плотников, столяров и других мастеровых.

Запасы и снаряжение экспедиции пополнялось в Нижнем Новгороде, Казани, Тобольске. Согласно предписанию властей многие сибирские города должны были помогать экспедиции транспортом, судами, рабочей силой. Кроме того, местные власти совместно с нарочными офицерами организовывали закупку оленьего мяса, рыбы, рыбьего жира в помощь наличным запасам экспедиции.

Для целей экспедиции в Охотске был построен солеваренный завод, около Якутска на р. Талле - небольшой железоплавильный завод, на Камчатке организовано производство вина из местной сладкой травы. Помимо этого, было создано постоянное почтовое сообщение Москва-Тобольск, Тобольск-Якутск (срочные посылки доставлялись один раз в месяц), Якутск-Охотск (аналогичные грузы доставлялись два раза в месяц).

Но обеспечение продовольствием все возрастающего числа участников оказалось одной из наиболее важных проблем экспедиции. Для сохранения запасов продовольствия в местах проведения исследования согласно приказу надлежало строить «магазины», а также маяки. Для целей экспедиции было заготовлено стадо оленей и построен продовольственный склад. Однако основой рациона всех участников Великой Северной экспедиции оставалась солонина с сухарями. В результате многие участники, например, из отряда П. Ласиниуса , погибли от цинги и тифа.

В распоряжении первой партии находились два судна: «Обь» и «Экспедицион» длиной по 54 фута, шириной по 21 футу (суда-кочи) (коч (кочмара) - северное промысловое парусное судно, имевшее, как правило, две мачты и плоское дно, что улучшало возможности маневрирования во льдах и лавирования против ветра.

Они были «обшиты самой крепкой лодейной вицею (вица - тонкая размоченная хворостина, употреблявшаяся иногда вместо веревки) накладывая край по три вершка, и упруги (шпангоуты) друг друга по полуаршину, а палуба креплена кокорами (кокора - нижняя часть дерева, срубленная с частью толстого корня. Употреблялась при судостроении для боковых ребер или шпангоутов судна, на которые наколачивались доски), по две кокоры у каждой балки».

Вторая партия располагала ботом «Обь-Почтальон» и двухмачтовой дубель-шлюпкой  «Тобол» длиной в 70 футов, которую сопровождали дощаники с припасами и стройматериалами. (дубель-шлюпка - военное парусно-гребное килевое судно, имевшее несколько малокалиберных пушек, от 18 до 30 весел, причем каждым управлял один человек. Парусное вооружение было различное, большей частью гафельное, мачт 1-2, постоянные.

Опытным путем была доказана малая эффективность такого способа организации передвижения, вследствие чего, позже по берегу на оленях следовали казаки для оказания при необходимости помощи судам. Они везли чумы и продовольствие.

Дубель-шлюпка «Якутск» была судном третьей партии. При Харитоне Лаптеве на судне установили новый такелаж. Кроме того, под его руководством были приобретены новые инструменты для изготовления лодок и проведена заготовка оленей и собак. Для обеспечения возможных зимовок участников экспедиции была осуществлено переселение семей местных жителей в устья р. Оленек, Анабара, Хатанга, Таймыра.

В качестве дополнительных транспортных средств участниками отряда использовались нарты.

В отряде Д. Лаптева были примеры использования самодельного плавучего средства для сообщения судна на рейде с сушей. Плавсредство было сделано из обручей разломанных бочек, соединенных продольной жердью, представлявших собой своеобразный конус, затем сооружение обшивалось парусиной.

Главными врагами исследователей были холод, болезни и недостаточное по количеству и витаминизированности питание. Остро стояла проблема чувствительности глаз к постоянному созерцанию белой пелены, а также защиты глаз от повышенного количества солнечного света. На практике была установлена необходимость защитных приспособлений для глаз в условиях сплошного снегового покрова при солнечной погоде.

Сам капитан-комнадор Витус Беринг не дожил до завершения работ экспедиции. В декабре 1741 года он умер «от голода, жажды, неудобства, печали и скорби» на острове, ныне носящем его имя.


Способы передвижения у камчадалов - на собаках и под парусом. По гравюре начала XVIII столетия.




Способы передвижения у камчадалов - на оленях и собаках. По гравюре начала XVIII столетия.





Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru