Северная экспедиция М.В.Ломоносова



Северная экспедиция М.В.Ломоносова

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) - русский ученый-естествоиспытатель, энциклопедист. Осознавая роль Сибири в развитии экономики государства Российского, ясно понимая, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке» и имея большой опыт жизни среди рыбаков- поморов, Ломоносов составил рекомендации для «плавающих по ледовитому морю», в которых содержатся советы, не утратившие актуальности и в наши дни.

Целью северной экспедиции, по мнению ученого, должно стать изучение и заселение Камчатки и восточного берега Охотского залива, «где, кроме многих небольших рек, может способствовать река Уда, которая, будучи не меньше Рейна (как то по карте явствует) и имея устья около 58 градуса ширины, удовольствует переведенцев хлебом, скотом и рыбою, корабельным строением, лесом, пенькою и смолою и, чаятельно, железом, ибо оного руд редкие места не имеют».

В состав экспедиции необходимо брать одиноких людей, физически подготовленных к далеким переходам, «которые бы мало причины имели назад оглядываться и попечение иметь об оставшихся домашних». Также необходимы люди, знающие языки местного населения.

Ломоносов рекомендует пользоваться небольшими, легкими, крепкими, поворотливыми судами, снабженными ботами или шлюпками. При этом они должны быть неновыми, «чтобы оных в ходу удобность и свойства несколько искусством изведаны были». Для предохранения бортов от столкновения со льдами необходимо обшить их досками. Опыт показывает, что запас досок необходимо возить с собой. Кроме ботов и шлюпок на каждом судне должно быть по два или по три «торосовых карбасков», которые используются на Белом море при ловле тюленей, так как они не только удобны на воде, но годятся для волочения по земле.

Для обеспечения безопасности продвижения на льды следует высылать «торосовщиков в мелких судах с малыми компасами», которые будут искать места, пригодные для прохода больших судов. В целях поддержания связи между большими и малыми судами, а также с торосовщиками используются ракеты со шлагами и с черным дымом. Для разрушения крупных льдин, опасных для судов, возможно использование пороха «таким образом, как рассекаются в рудокопных ямах каменные горы». Поэтому в число необходимых инструментов должен входить бур для просверливания льда. Ломоносов советует для быстроты работы использовать горячие или раскаленные буры.

Из оборудования, среди других приборов, необходим ареометр для исследования степени солености воды.

Продумывая маршрут и этапы экспедиции, ученый рекомендует заранее построить «прибежище северных мореплавателей» около северо-восточного мыса Новой Земли. Место для зимовья должно быть выбрано с учетом удобства пристани и наличия запасов пресной воды. Зимовье должно состоять из нескольких изб с хлебными печами, окончинами и ставнями, с сенями и с двором, обшитых досками. Кроме того необходим амбар для содержания провианта и баня, ценность которой для здоровья особенно подчеркивает автор. Эти постройки требуется заранее доставить к зимовью.

Чтобы обеспечить зимовщикам благоприятные условия жизни и деятельности в полярных условиях, Ломоносов советует запастись провиантом в расчете на 2 года жизни, исходя из тех сведений об особенностях зимовки, которые имеются в отчете экспедиции Баренца. Относительно рациона питания Ломоносов не дает конкретных указаний, но отмечает три важных момента: 1) необходим запас различных рыболовных и охотничьих приспособлений («сети, уды, ярусы, рогатины») для добывания свежей пищи и жира для освещения и обогрева; 2) необходим запас противоцинготных лекарств, в том числе природных средств: сосновая водка, сосновые шишки, шагра, морошка; 3) запасы должны быть рассчитаны на максимальный срок, превышающий предполагаемый на год.

Осознавая научную ценность предполагаемой экспедиции, ученый предлагает особые меры для сохранения материалов. «Ежели которому судну приключится крайнее несчастие от шторма или от другой какой причины (от чего, боже, сохрани), тогда, видя неизбежную погибель, бросить в море журналы, закупорив в бочках, дабы хотя может быть некогда по случаю оные сыскать кому приключилось. Бочки к тому иметь готовые с железными обручами, законопаченные и засмоленные».

Для уточнения местоположения во время путешествия рекомендуется использовать птиц, «которые к плаванию на воде неспособны, а к подобному опыту служить могут и близость льдов показывать».

Рассматриваются также случаи незапланированных, а значит неподготовленных зимовок. Причинами таких зимовок могут быть повреждение судна, ледовый плен или задержка в пути до наступления осени. В этих случаях необходимо действовать по предлагаемому плану. Сначала заблаговременно выбрать удобное место и построить из леса или плавника избы. Печи изготовить из имеющейся глины, а в случае ее отсутствия складывать каменки и очаги из диких валунов. В качестве домов могут служить и сами суда, если они сохранны. Опасно далеко отходить от судна, но полезно двигаться, чтобы сохранить физическую силу. Необходимо заниматься охотой и рыболовством, чтобы обеспечить себя продуктами питания. В целях защиты от цинги употреблять в пищу сосновые шишки, шагру, пить теплую звериную и птичью кровь.

Ломоносов отмечает также важность сохранения присутствия духа и здорового микроклимата в коллективе зимовщиков. Он пишет: «Ограждаясь великодушием, терпением и взаимным друг друга утешением и ободрением, помогая единодушием и трудами, как брат брату, и всегда представляя, что для пользы отечества все понести должно и что сему подвигу воспоследует... от всей России благодарность и вечная в свете слава».




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru