Опыт Австро-венгерской полярной экспедиции 1871-1874 годов



Опыт Австро-венгерской полярной экспедиции 1871-1874 годов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Юлиус Пайер (1842—1915) - австрийский полярный исследователь, руководил совместно с К. Вайпрехтом в 1872 -1874 гг. арктической экспедицией, которая открыла Землю Франца-Иосифа.

На подготовительном этапе экспедиции летом 1871 года Вайпрехт и Пайер на судне «Айсбьерн» провели рекогносцировочное обследование северных районов Баренцева моря для ознакомления с распределением льдов и условиями навигации. Результаты данных работ помогли уточнить цели проведения экспедиции: исследование неизвестных областей к северу от Сибири, осуществление прохода через Берингов пролив и обратно. Пунктом отправления экспедиции являлся северный берег острова Новая Земля.

Для экспедиции было специально построено судно «Тегетгоф», представлявшее собой прочную деревянную моторно-парусную шхуну с закругленными бортами водоизмещением 200 тонн, оснащенную паровым двигателем в 100 лошадиных сил. На борту судна находились 24 участника экспедиции, трехгодичный запас продовольствия, 8 ездовых собак, нарты, лодки, научная аппаратура и другое экспедиционное снаряжение.

В качестве основного транспортного средства на суше в экспедиции использовались нарты трех типов (на собачьей и человеческой тяге) с длиной полозьев 6, 8, 11 футов и шириной 1,2 и 2,5 дюйма. Высота нарт составляла 1 и 1,5 фута. Из плавучих средств передвижения Ю.Пайер негативно отзывается о деревянных и металлических лодках, а также килевых шлюпках. Исследователь рекомендует использовать кожаные, резиновые, парусиновые непромокаемые лодки, а также норвежские фансботы. Фансботы имели 20 футов в длину, 7 футов в ширину и грузоподъемность 15 центнеров. С внешней стороны они были покрыты просмоленной тонкой сосновой покрышкой толщиной 3, 16 дюймов, затем клался пласт толстого войлока, за ним следовала обувка из дуба, толщина которой составляла также 3,16 дюйма.

Экипировка членов экспедиции учитывала особенности климата и состояла из следующих предметов:

длинный жилет из овечьей шерсти с набрюшником -1 шт.;

суконная рубашка-2 шт.;

шерстяные кальсоны-1-2 пары;

суконные брюки с боковой прорезью-1 пара;

варежки-1 пара;

легкий капюшон-1 шт.;

шерстяные перчатки-2 пары;

фланелевая повязки на нос, прикреплявшаяся к капю- шону-1 шт.;

носки из буйволовой шерсти - несколько пар;

шлем из овечьей шерсти-1 шт.;

чулки с фланелевыми нашивками на пятках и пальцах - несколько пар;

брезентовые сапоги на фланелевой подкладке с широкой подошвой и войлочной стелькой;

пимы - меховые сапоги выше колен с меховой подошвой. Пимы носились мехом наружу поверх лептов. Лепты - меховые сапоги мехом внутрь, имевшие несколько меньшую длину по сравнению с пимами. Зимой носили оленьи пимы, а летом тюленьи, обладавшие свойством полной непромокаемости.

Для обеспечения комфорта во время сна использовался общий спальный мешок с отдельными индивидуальными шерстяными мешками внутри. В очень холодных условиях имелась возможность использовать мешки из буйволового меха, а также надувные матрасы, подкла- дываемые под мешок. Ночевки, как правило, организовывались в снеговых пещерах или палатках с пологом в виде каучукового ковра. Стенки палатки поднимались вверх на 2-3 фута, вход, не доходя до самого низа, плотно закрывался при помощи крючков и колец.

Среди продуктов, заготовленных для экспедиции, имелись мясные консервы, сахар, рис, сгущенное молоко, кофе, ром, сухая лапша и макароны, шоколад, гороховая колбаса, другие виды круп.

Экспедиция располагала некоторыми рабочими инструментами, а именно имелись: жестяные обеденные котелки, воронки, снеговые лопаты, штативы, резиновые бутыли для отцеживания спирта, 3 двуствольных ружья и револьверы для охоты и на случай форс-мажорных ситуаций.

Имея богатый опыт личных путешествий в условиях арктического севера и изучив опыт других, Ю.Пайер оставил свои заметки по поводу снаряжения санных экспедиций.

Недостаточная предусмотрительность или беззаботность при подготовке подобных путешествий создают очень опасные положения, особенно в моменты, когда экспедиция, находится уже на далеком расстоянии от корабля. Ужасные последствия могут иметь самые незначительные на первый взгляд происшествия: отсыревание спичек, опрокинутый бидон со спиртом, пожар в палатке, неспособность некоторых участников похода к продолжению пути, разрушение белыми медведями продовольственного склада, вскрытие льда на море. Основным правилом снаряжения является строгий отказ от всего непосредственно не связанного с жизненными нуждами, кроме инструментов. Походное снаряжение должно быть самого совершенного качества. Пайер отмечает, что «уклонение от первого из этих правил содействовало, между прочим, печальному исходу Франклиновского предприятия. Мак-Клинток описывает перегруженность этой экспедиции совершенно ненужными предметами».

Благополучный исход экспедиции может оказаться сорванным из-за незначительных упущений в снаряжении. Примером этого служит санная экспедиция Моисеева вдоль берегов Новой Земли, осуществленная в 1839 году. В результате отсутствия снеговых очков все участники ее ослепли в первые же дни, и экспедиция была вынуждена свернуть работу.

Пайер указывает, что нормой для снаряжения подобных предприятий должны служить экспедиции Пари и Дж. Росса, которые ответственно относились к снаряжению экспедиции и отбору участников. «Выносливая команда сможет даже во время сильнейших морозов провести целые недели вне корабля со всеми его защитными приспособлениями».

Важнейшим условием успеха являются правильно выбранные транспортные средства. Благодаря разной продолжительности и непостоянному характеру различных времен года в высоких широтах, исследователь советует брать в экспедицию нарты трех типов. Самые маленькие предназначаются для собачьей тяги, нарты большего типа рассчитываются на человека. Полозья различных нарт отличаются своими размерами: 6, 8 и 11 футов в длину, 1, 2 и 2 1/2 дюйма в ширину. Необходимо отметить, что увеличение широты полозьев чрезвычайно облегчает переходы через глубокий снег. Высота нарт колеблется между 1 и 1 1/2 футами, а максимальная подъемная сила — от 71/2 до 20 центнеров. Нарты должны быть построены из лучшего ясеневого дерева, полозья должны, постепенно закругляясь, достигать высоты, несколько превышающей высоту нарт, чтобы избежать погружения их в глубокий снег. Соединения обоих полозьев должно производиться не посредством сплошного деревянного щита, а при помощи двух крепких досок, веревочного плетения и четырех поперечных палок, соединенных ремнями с вертикальными стойками, идущими от полозьев. Расположение стоек в направлении вдоль полозьев обязательно, так как в противном случае они будут вспахивать снег. С большой осторожностью следует пользоваться винтами; желательно применять их только в креплении обивки на приподнятой части полозьев и на так называемой стойке. Эта стойка служит для подвешивания ружей, но важнее ее роль в качестве руля и толкача, в силу чего она должна быть такой крепости, чтобы выдержать максимальное напряжение силы одного человека. Нижняя поверхность лыж должна быть не гладкой, а ребристой, обитой сталью и старательно заклепанной, чтобы винты не выпячивались после непродолжительного пользования нартами.

Тележки могут использоваться только для поездок по свободной от снега поверхности земли, примером чего может служить объезд Парри в 1820 г. острова Мель- вилль. Рекомендуется применять вместо маленьких колес большие, диаметром около пяти футов.

Санная упряжка из трех собак и семи человек строится таким образом, чтобы впереди шли люди, привыкшие к длинному энергичному шагу. При движении не следует хвататься за основную веревку, так как этим путем ослабляется эффект общего напряжения сил.

Собаки запрягаются в нарты попарно, но каждая на отдельном шнурке, гак как иначе вся упряжка перепутается. Если количество собак более четырех, то их приходится впрягать не попарно, а ставить рядом. На Колыме собак располагают попарно друг перед другом, а чукчи, живущие еще дальше к востоку, запрягают по четыре собаки в один ряд. В этом случае постромки должны быть длинные, длиннее всего для средних, самых сильных и понятливых псов. Отбор собак для каждой упряжки должен быть очень тщательным, учитывающим характер той или иной породы. Например, эскимосская собака охотнее всего бежит быстро и поэтому не любит равномерной напряженной работы с большим грузом, а ньюфаундленды предпочитают езду шагом. В районе Гудзонова залива наиболее подходящими упряжными животными считают собак с сильной примесью волчьей крови, потому что такое потомство отличается мужеством и силой. Более всего подходят настоящие ньюфаундленды, после них следуют волкоподобные эскимосские псы и сибирские собаки. Эскимосские собаки очень полезны еще и потому, что они способствуют охоте, задерживая преследуемого охотником белого медведя.

Во время санных путешествий собаки ночуют на открытом воздухе. Обычно их привязывают к колышкам; чтобы они не убежали. Сам Пайер во время своего путешествия практиковал ночевку собак в специальной маленькой легкой палатке. Продвижению вперед может препятствовать состояние лап ездовых собак. Собаки, не закаленные с ранней молодости в тяжелых переходах по льду, легко ранят себе лапы, причем эти раны долго не заживают. Для предотвращения ухудшения состояния собачьих ног путешественник советует ежедневно смазывать их коллодием или промывать водкой, после чего каждую лапу заворачивать в специальный фланелевый колпачок. В случаях, когда собака оказывается сильно переутомлена, следует действовать по обычаю сибирских народностей, пуская некоторое количество крови около хвоста или около ушей.

Во время санных поездок можно при ветре, дующем в спину, с большим успехом пользоваться маленьким парусом, устанавливаемым на штанге вместо мачты и альпийской палке вместо реи.

Ночевка во время санных путешествий устраивается в снеговых пещерах или в специально оборудованных палатках. Выбор материала, из которого изготовлена палатка (бумажная материя или парусина), зависит от климатических условий района. Пол в палатках должен непременно делаться из каучукового ковра. Стены палатки должны подниматься вертикально от земли на 2-3 фута, так как иначе в помещении нельзя будет повернуться. Вход в палатку должен плотно закрываться с помощью крючков и колец и не доходить до самого низа. Проще и надежнее устанавливать палатки с помощью двух штанг, скрещенных в ее передней части.

Путешественники ночуют в общем спальном мешке, внутри которого иногда могут находиться индивидуальные шерстяные мешки. В температурных условиях до —20° Р в качестве такого мешка используется толстое одеяло. При более сильных морозах следует пользоваться мешком из буйволового меха. Для того чтобы мешок ночью не сполз, его необходимо застегивать до половины длины. Употребление овечьего меха нежелательно, так как он гораздо тяжелее буйволового и обладает способностью впитывать влагу, что легко вызывает образование в мешке льда. Спальный мешок хранится всегда внутри палатки и укладывается вместе с нею на нарты, чтобы избежать лишнего соприкасания со снегом. При падении температуры ниже —30° Р мешок не спасает от мороза, для того чтобы облегчить тяжесть холодной ночи, хорошо иметь надувной резиновый матрац в 3-4 фута ширины, который подкладывается под мешок таким образом, что только ногам спящих приходится лежать на снегу. В практике большей части экспедиций с успехом применялись мешки из оленьего и собачьего меха.

Вооружение экспедиции должно состоять не менее чем из трех двуствольных ружей и одного револьвера - трех патронов в день хватает даже в районах хорошей медвежьей охоты. Пули должны быть разрывные со стальными наконечниками. Дробовые патроны, используемые для охоты на птиц, в санных экспедициях превращаются в лишний груз. Во время охоты на руки надевают легкие шерстяные перчатки. Во избежание отморожения не следует дотрагиваться до металла голыми руками.

В состав аптечки должны входить следующие средства: мазь против отморожения, хлористое железо, английская соль, атропиновая мазь, корпия.

Инструменты и другое снаряжение удобно хранить в ящике, прикрепленном в передней части нарт. Здесь же хранятся приборы для географической съемки и определения места, анероид, термометр, спички и патроны, вложенные в маленькие жестяные коробки и старательно оберегаемые от влаги. Тут же помещается небольшое количество гвоздей и винтов, ветровые щиты, принадлежности для шитья, запасные войлочные подошвы, аптечку ложки, щетка, альбом для зарисовок, флаг, веревки и проч. На внешней стенке ящика прикрепляется термометр, бинокль и топор. (См.рис.). Карманный хронометр должен постоянно храниться в одежде начальника экспедиции, так как в противном случае хронометр может остановиться под влиянием холода.

Лопата; собачьи нарты; спиртовая кухня; бидон со спиртом; воронка; резиновая фляга; мешки с провизией.

Парус; палатка и спальные мешки; штатив и штанги; ящик с инструментами; бинокль, топор, термометр.

Ю. Пайер рекомендует увеличивать в маршруте количество продуктов в день для человека на половину по сравнению с количеством продуктов, расходуемых на судне. Таким образом на одного человека в день приходится от 2,5 до 2,75 фунтов твердой пищи и столько же на каждую сильную собаку. Опыт путешественника показывает, что даже незначительное сокращение этого рациона уменьшает способность переносить холод и, уже спустя несколько дней, вызывает как у людей, так и у собак чувство слабости, которое мучит больше, чем голод.

Во время санного путешествия, совершенного в 1827 году, Пари пришел к выводу, что десяти унций сухарей и девяти унций пеммикана на человека недостаточно для поддержания сил. Он говорит: «Полезно знать, что наш ежедневный рацион, испытанный, кстати, в течение нескольких дней на борту судна, оказался недостаточным для поддержания сил людей, проводящих круглые сутки на свежем воздухе и в течение не менее двенадцати часов подвергающихся воздействию мороза и влаги, притом редко получающих горячую пищу и исполняющих тяжелую работу. Наши силы заметно упали к моменту возвращения на судно. Физические силы команды стали убывать еще в самом начале путешествия и продолжали таять все больше, несмотря на то; что в первые недели пути не было заметно, чтобы они испытывали какие-либо особые лишения. Эта убыль в силах, приписываемая нами недостаточности питания, стала заметной уже через четырнадцать дней при переброске мешков с хлебом и другого груза. Я не сомневаюсь, что несколько человек матросов, начавших немного прихварывать, заболели бы серьезно двумя неделями позднее. Ради сохранения наших сил необходим был бы запас продовольствия на одну треть больше имевшегося».

Для удобства запас провизии следует разделить на недельные рационы и распределить их по отдельным мешкам. Каждый очередной мешок должен открываться не раньше, чем опорожнится предыдущий. Советуется также увеличить содержимое последних мешков приблизительно на одну пятую стандартного веса, чтобы избежать голода и противодействовать проявлениям слабости. Запас провизии состоит из мясных консервов, сухарей, мясного экстракта, шоколада, крупы, гороховой колбасы, сахара, риса, сгущенного молока и кофе. Сгущенное молоко и кофе рекомендуется употреблять утром для увеличения сил и противодействия жажде. Пеммикан и сало должны употребляться при очень низких температурах в очень ограниченном количестве, так как они больше всего способствуют развитию жажды. С этой же целью следует избегать мучных блюд, гороховой колбасы и копченого мяса. Для участников санного похода приоритетное значение в пище должно принадлежать свежему мясу, которое будет добываться охотой.

Для уменьшения веса санного груза все консервы извлекаются из жестяных коробок и сохраняются в маленьких мешочках. Сухую лапшу и макароны следует в путешествие в том случае, когда есть уверенность в наличии плавника., так как эти продукты при варке должны долго кипеть и их приготовление возможно лишь при наличии избытка топлива. Очень существенно при низкой температуре приготовление крепкого чая и ежедневная маленькая порция рома во время длительных поездок Остальное снаряжение состоит из следующего: бочонок с крепким ромом, жестяные обеденные котелки, воронка, резиновая бутыль для отцеживания ежедневной порции спирта для согревания кухни, снеговая лопата и штатив.

Неоднократно делались попытки использования во время санных поездок лодок, которые давали бы гарантию возвращения на судно или достижения к цели путешествия в случае вскрытия льда на пути следования. Для этого используются исключительно кожаные, резиновые или парусиновые непромокаемые лодки. Лодки деревянные или металлические для этих целей не пригодны, так как во всех случаях они представляют довольно значительный груз. Лодка весит от 300 до 400 фунтов и требует для своего переноса силы двух-трех мужчин. Такое увеличение веса, а также трудности погрузки лодки настолько ощутимы для экспедиции, что обычно ее приходится бросить уже на небольшом расстоянии от судна, как это случалось в экспедициях Кэна и Хэйса.

Иначе обстоит дело в преимущественно водных путешествиях или таких, что протекают в равной степени на воде и на льду. Тут нужны лодки достаточных размеров, и такой подъемной силы, чтобы вся команда и весь груз могли в них уместиться. Для этой цели лучше всего подходят норвежские фансботы, способные принять семь-восемь человек. Они не пригодны только для перетаскивания на большие расстояния через глубокий снег, так как для этого нужно двойное количество людей. Переправа этих лодок по льду производится с помощью нарт наибольшего из описанных размеров, если состояние льда хорошее или среднее. По очень глубокому снегу лодки перевозятся на особых санках на трех низких полозьях. Полозья эти соединены между собой досками, загнутыми кверху с обоих краев, так что в целом образуется плоскость, препятствующая погружению нарт в снег.

Достойной подражания является конструкция лодок, испытанная в экспедиции Парри. Эти были вместительные плоскодонные лодки, с каждой стороны киля которых были прикреплены полозья, облегчавшие транспорт лодок на льду. Вес такой лодки составлял пятнадцать центнеров, длина их равнялась двадцати, а ширина семи футам. Шпангоуты отстояли друг от друга на фут и были сделаны из крепкого ясеня или американского орешника; поперечное сечение каждого прута было от дюйма до полдюйма. Между каждыми двумя шпангоутами имелся половинный шпангоут; то есть меньших размеров, не достигавший при этом до верха. Снаружи лодки были покрыты просмоленной непромокаемой тканью. Сверху шла очень тонкая (3/16 дюйма) покрышка из сосновых досок, затем пласт из толстого войлока и, наконец дубовая обшивка той же толщины, что и сосновая. Все это было надежно скреплено с каркасом наружными железными скобами. Лодки обладали поразительной эластичностью и способны были выносить довольно сильное сжатие. Экипаж каждой лодки состоял из двух офицеров и двенадцати человек команды.

Для продолжительных переходов по льду непригодны килевые шлюпки. Хорошо снаряженная экспедиция должна непременно располагать некоторым количеством старательно сконструированных трехполозых саней.

Исследователь не советует подражать в одежде северным кочевникам, так как они более легко переносят холод. Европейцу во время санного похода достаточно иметь на себе длинный жилет из чистой овечьей шерсти, к которому пришит набрюшник; две крепких суконных рубашки, 1—2 пары шерстяных кальсон, одну крепкую пару суконных брюк с боковыми прорезами, одну пару обыкновенных варежек и легкий капюшон. В таком костюме можно перенести любую температуру. В случае усиления ветра и метели необходимо одевать доху, две пары шерстяных перчаток и широкую фланелевую повязку через нос, прикрепленную к капюшону. В походе к капюшону приставляется ветровой щит, назначение которого — защитить лицо с подветренной стороны от возможного отморожения. Фланелевые маски с вырезами для носа и рта покрываются ледяной коркой и становятся непригодными уже спустя несколько часов. Для облегчения дыхания при холодном ветре служит прикрывающая рот легкая шаль. Ввиду того, что даже самая короткая борода во время путешествия превращается от пара, идущего изо рта, в сплошной кусок льда, ее необходимо сбривать.

Необходимо учитывать индивидуальную переносимость холода каждым из участников. В случаях, когда температура не ниже —15°-20°, можно даже ночью ограничиться жилетом, суконной рубашкой, одной парой шерстяных кальсон, шубой, суконными брюками, одной парой перчаток и одной парой чулок. Наиболее чувствительные к холоду одевают еще пару носков из буйволового меха. Шлем из овечьей шерсти надежно защищает голову. Перчатки, не предназначенные специально для рисования или работы с инструментами, должны быть связаны из овечьей шерсти, а пальцы их обшиты фланелью. Чулки тоже должны быть обшиты фланелью на пятке и в пальцах. Их следует держать по возможности сухими.

Для участников санных экспедиций предпочтительна одежда из меха буйвола и енота, но путешественник признает, что «наиболее подходящей одеждой приходится считать костюм, сшитый из гагачьих шкурок».

Наиболее подходящей Пайер признает обувь в виде брезентовых сапог на фланелевой подкладке с широкой подошвой и толстой войлочной стелькой. Сапог должен быть эластичным, так как только это свойство обуви защищает ногу от отморожения, поэтому не следует утяжелять сапоги, покрывая их снаружи каучуком или веревочным плетением. Голенища сапог должны быть настолько просторны, чтобы сапоги легко натягивались поверх брюк. Кожаные сапоги при санных путешествиях не применимы, так как при низкой температуре они теряют эластичность и неизбежно вызывают обморожение ног. Меховая обувь мало пригодна для длительных переходов.

Следует избегать пользоваться тканями, легко впитывающими сырость. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, чтобы подкладка и карманы были не бумажные, а непременно чисто шерстяные. Не следует также носить задерживающую испарения резиновую одежду.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru