Опыт экспедиции Свердрупа на судне "Эклипс"



Опыт экспедиции Свердрупа на судне "Эклипс"

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Экспедиция Свердрупа на судне «Эклипс» была снаряжена летом 1914 года для розысков экспедиции Брусилова и Русанова. Русское правительство пригласило возглавлять эту экспедицию известного полярного мореплавателя, бывшего капитана нансеновского «Фрама» Отто Свердрупа.

Экспедиция на «Эклипсе» должна была осмотреть побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Енисея до мыса Челюскина, остров Уединения и восточное побережье северного острова Новой Земли.

Построенный в 1867 году из дуба и снабженный ледовой обшивкой из еще более прочного дерева, зверобойный барк «Эклипс» с паровым двигателем в 360 индикаторных лошадиных сил, водоизмещением 440 регистровых тонн, специально предназначался для длительного плавания в арктических водах. В личный состав экспедиции входил 21 человек: 2 русских, 18 норвежцев и 1 финн.

Экспедицию снабдили прекрасно. Большая часть продовольствия была приобретена у известного полярного исследователя Руала Амундсена, который заготовил его для своей неосуществленной экспедиции на «Фраме». На судне имелись 3 двуслойные и 3 однослойные палатки, 6 специальных полярных саней, 2 нарты из лыж, 2 маленьких санок и 30 упряжных собак.

Радиостанция на «Эклипсе» была 4-киловаттная, с радиусом действия 800 километров. Экспедиция на пароходе «Эклипс» вышла 13 июля 1914 года из Христиании (Осло) в Александровск-на-Мурмане, куда пришла 1 августа, а 6 августа отправилась к проливу Югорский Шар. С 10 по 13 августа «Эклипс» стоял на якоре у селения Хабарова, ожидая назначения радиотелеграфиста, после чего вышел в Карское море. Уже 16 августа судно стало дрейфовать во льдах. Дрейф, прерываемый по временам свободным плаванием под парусами или при помощи паровой машины, продолжался до 20 августа.

У островов Тилло 8 сентября «Эклипс» встретил не- взломанный лед и, крейсируя между этой группой островов и островами Маркгама, услышал, как переговаривались между собой по радиотелеграфу «Таймыр» и «Вайгач». Свердруп немедленно попытался связаться с гидрографической экспедицией. Попытка эта увенчалась полным успехом.

Начальник экспедиции обсудил с офицерами создавшееся положение. Ввиду угрожающей судну опасности решено ускорить приготовления к выходу на лед. Около полуночи разбудили команду, роздали шерстяное белье и меховую одежду. Все переоделись. Приготовили к немедленной выгрузке запас провизии на 20 дней, санки, лыжи, инструменты, оружие, аптечку и небольшие парусиновые чемоданы с личными вещами. К 3 часам все приготовления закончены. Команде разрешили идти спать не раздеваясь.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru