Опыт американских арктических и антарктических экспедиций и станций



Опыт американских арктических и антарктических экспедиций и станций

Полярники американских дрейфующих станции, как правило, жили в сборных щитовых домиках (3,6 на 4,8 м). В таких же домиках располагались и научные лаборатории. Кают-компания и камбуз представляли собой единую постройку из трех стадартных домиков. Все оборудование камбуза электрофицировано. В отдельном домике располагался автоматизирований комплекс, состоящий из душевого помещения, умывальников, стиральной машины и льдотаялки. Для хранения продуктов применялись дуговые (круглые) палатки. Домики отапливались соляром или пропаном, а освещались от централизованной дизель-электрической станции.

Антарктическая экспедиция США 1928-1930 гг.

Целью экспедиции было не столько научное изучение материка, сколько территориальные притязания США. В качестве транспортных средств использовались баржа «Город Нью-Йорк» с деревянной обшивкой толщиной 85 см; трехмоторный моноплан «Форд», одномоторный моноплан «Фейрчайльд», одномоторный моноплан «Фоккер»; один автомобиль на полозьях; сани; лыжи; аэроплан; 80 эскимосских собак.

В распоряжении участников экспедиции имелись следующие продукты питания: ветчина, конфеты, американский сыр, куры, индейки, яйца, порошковое молоко, печенье, варенье и повидло, мука, кофе, чай, какао, пем- микан, сахар, овсяная мука, шоколад, солодовое молоко, соль, лимонный порошок, свежее мясо тюленей и др. Участники экспедиции имели следующую одежду:

парки (рубаха из оленьего меха с широкими проймами)

мокасины из оленьей кожи

сапоги на резиновой подошве

большие лыжные сапоги с подошвами из тюленьих кож

белье для зимы и лета отдельно по 4 пары на одного человека

носки -10 пар

брюки -2 пары

сапоги - 6 пар

мокасины - 2 пары

шерстяные рубахи - 2

свитера - 2

оленья парка

легкая парка

напульсники - 6 пар

шапка из меха выдры

перчатки

желтые солнцезащитные очки.

Р. Бэрд пишет: «Сапоги, брюки, верхняя одежда - все было у нас из оленьих шкур. Чтобы шерстяная одежда могла равняться по степени теплоты с меховой, она должна быть вдвое тяжелее. Мех полярного медведя теплее оленьего, но тяжелее».

Прочее снаряжение включало в себя спальные мешки из оленьего меха, писчую бумагу, электрические стиральные машины, стиральное мыло в порошковом виде, зубные щетки, щетки для рук, щетки для головы, тальк, мыло туалетное, крем для лица, лезвия для бритья, аптечку, газолин, газолиновые печи, научные приборы, керосин и др.

Лагерь участников экспедиции был устроен следующим образом. Стены и крыши домиков имели по 10 см в толщину и были выкрашены в оранжевый цвет для того, чтобы они были лучше заметны с аэроплана. Внешняя обшивка зданий состояла из твердых строевых досок толщиной 35 см, затем прокладывалась изоляция в 35 см, затем два слоя волокнистой изоляционной доски и, наконец, внутри - три слоя масляной краски. Постройки были возведены без использования гвоздей. Балки, поддерживающие здание, прикреплялись болтами, не выходившими наружу, чтобы холод не проникал извне. Весь материал был приготовлен и прикреплен к рамам из сосны. Каждая секция весила 46 кг, ее размеры были 1х2,5 м, и два человека легко могли ее поднять. Здания находились на расстоянии около 100 м друг от друга по причине пожарной безопасности.

Были построены здания управления, спальни, мастерских, столовой, фотолаборатории, метеостанции, магнитной обсерватории и некоторые другие. Укрытия для собак и склад тюленьего мяса были сделаны под снегом.

Главной трудностью для экспедиции оказалась повышенная влажность. Р. Бэрд указывает на то, что «сырость является главным бичом Антарктики». Из-за этого, по его мнению, люди отмораживают конечности, и это усложняет использование спальных мешков.

Во избежание травм при прохождении особо трудных участков лыжники привязывали себя друг к другу веревками и выстраивали цепочку. Линию маршрута часто отмечали бамбуковыми шестами с оранжевыми флажками. По мнению Р. Бэрда, этот цвет является одним из наиболее заметных на снегу.

Антарктическая экспедиция США 1932-1933 гг.

Целью экспедиции было укрепление своих территориальных притязаний в Антарктиде, составление с этой целью карт антарктического побережья.

В качестве транспортных средств использовались двухмоторный самолет «Кондор» с лыжами и поплавками, одномоторный моноплан «Фоккер» и «Пилигрим», снеговые автомобили, трактор «Клетрак», три вездехода от «Ситроена», суда «Рупперт» и «Бэр», норвежские лыжи, канадские собаки.

В рацион питания входили сушеные овощи, пеммикан, соусы, пиво, свежее мясо тюленей, кофе, кукуруза, херес, трубочный табак, жевательная резинка и т.д.

Комплект одежды участников экспедиции состоял из следующих предметов:

лыжные сапоги

меховая верхняя одежда

шерстяные носки

рубашки

штаны

брезентовые брюки

шелковое и шерстяное белье

шлем

двойные варежки

снеговые очки.

Среди прочего снаряжения отмечаются примусы, бамбуковые шесты для флажков, ветряные двигатели, кухонная посуда, туалетная бумага, научные приборы, струнная проволока, книги, пишущие машинки, патефоны, телефонные столы, снежные лопаты, радиоантенны, инструменты для механической мастерской, мыло, спички, палатки, паяльные лампы, аптечка, огнетушители и газовые маски, горючее, спирт, ацетон.

На базе помимо жилых зданий располагались электро- и радиостанция, механические мастерские, метеостанция, научная лаборатория, молочная ферма, лазарет, библиотека, обсерватория, кинозал, «тюлений домик» (место для разделывания тюленьих туш).

Антарктические экспедиции США 1955-1957 гг.

Операция «Дипфриз 1»

Основной задачей экспедиции являлось сооружение двух баз США в Антарктиде (Литл-Америка и база в проливе Мак-Мёрдо), а также проведение некоторых научных исследований. Ответственность за подготовку и ведение операции, начиная с сооружения баз и завершая окончательным вывозом научного персонала из Антарктики, возлагалась на Военно-Морские силы США. Руководство научными работами экспедиции поручалось специально организованному при Национальной Академии Наук Национальному комитету США по проведению МГГ. Председателем комитета избран известный физик доктор Жозеф Каплан, а председателем Специального Антарктического Комитета - доктор Лоуренс Гоулд.

За основу экипировки зимовщиков первоначально предлагалось брать образцы полярной одежды из фланели красного цвета и в случае необходимости утеплять ее дополнительными слоями. В конечном итоге у участников экспедиции имелась одежда, состоявшая из шести слоев. Верхние парки, комбинированные с брюками, были окрашены в самые разные цвета: от ярко-красного до густо-черного. У полярников имелась одежда самых разнообразных цветов: красного, голубого, зеленого. Это было сделано для того, чтобы избежать тоскливой монотонности и влиять на настроение зимовщиков. Кроме того, известно, что людей в ярких костюмах легче заметить с воздуха.

Как транспортные средства использовались флагманы «Арнеб» и «Уэйндот», танкеры «Неспелим» и «УОС-70» (нефтехранилище, которое позже было вморожено в лед), ледоколы «Эдитсо» и «Глетчер». Также использовались самолеты: два «Нептуна» Р2Ч два «Скаймекера» R5D, четыре «Скайтрена» R4D, четыре самолета типа Р2У7, самолет С-124, самолеты типа «Оттер». Среди сухопутного транспорта имелось 25 тракторов типа «Уизел», «Сноу- Кэт» и др., а также сани, лыжи, собаки. Грузы на станцию на Южном полюсе сбрасывались на парашютах.

Всего в лагере располагалось 35 зданий. По воспоминаниям Р.Бэрда, «в засыпанных снегом уютных хижинах люди ежедневно наслаждаются кинокартинами, спят на многопружинных матрацах, имеют горячее и холодное водоснабжение, вкусные напитки и бифштексы по заказу».

Экипированием участников зимовки занималось Управление по снабжению и обеспечению Военно-Морских сил США. По воспоминаниям Р. Бэрда, «офицеру штаба по снабжению капитану Дональду Ф. Кепту и раньше приходилось выполнять странные поручения, но никогда прежде он не сталкивался с такими требованиями, какие свалились на него теперь. Тут были и походные печки, работающие на сжатом газе, которые в течение 30 секунд выбрасывают тысячи тепловых калорий при минимальной затрате горючего. Тут был и пеммикан - главный продукт всех полярных экспедиций, который состоит из мяса, жиров, икры, хлебных злаков и фруктов с добавлением витаминов. Все это приготовлено в виде обезвоженных концентратов-кубиков, которые можно есть сырыми, варить или поджаривать на походной печке. Тут были и бревна, нужные для сооружения «мертвяков» или кнехтов для швартовки судов. Такое прозвище кнехты получили за то, что их нижний конец, опускаемый в отверстие во льду, закрывался ящиком, напоминающим гроб, а из ящика высовывался верхний конец кнехта. Отверстие, куда был вставлен такой «мертвяк», заливалось водой, и кнехт вмерзал в льдину, превращаясь в постоянный причал для судов. Тут же были и телеграфные столбы, из которых делались предохранительные причальные решетки. Опыт показал, что обычные предохранительные решетки из пеньковых канатов не годились для швартовки ко льду. Офицеру было поручено также достать две собачьи упряжки. При этом собаки должны были иметь хорошие характеры и железные мускулы. Они должны быть одинакового роста и не иметь примеси волчьей крови, чтобы ни одна из них не взбесилась».

Операция «Дипфриз 2».

Целью экспедиции было строительство пяти станций в Антарктиде. В распоряжении экспедиции имелись следующие транспортные средства: 12 кораблей, самолеты (в том числе на лыжах) «Нептун», «Скаймастер», «Глобмас- тер», «Оттер», «Скайтрейн», вездеходы типа V3L.

По воспоминаниям Р. Бэрда, «тракторный парк представляет собой настоящее чудо техники. Каждая машина снабжена эфирным стартером, который рассчитан специально на работу в полярных условиях, когда вокруг воет ветер, а температура достигает -53еС. Закрытые кабины действительно делают поездки на таких тракторах «лимузинными путешествиями». Кабины снабжены независимыми обогревательными системами, которые поддерживают тепло даже в случаях остановки мотора. Огромные гусеницы надеты на деревянные направляющие катки, которые заменяют обычные. Это сделано для того, чтобы уменьшить намерзание снега и льда».

Зимовщики размещались в домах размером 6х15 м, в которых на каждого человека приходится 10 кв м площади. Новые сборные дома, состоящие из двухметровых панелей, имеют плоские крыши, находящиеся на уровне снежной поверхности. Дома соединяются между собой туннелями и имеют удобные выходы на поверхность. Внутренняя металлическая обшивка помещений способствует конденсации паров и отражению тепловой энергии. Дома сооружаются на фермах, опирающихся на деревянные платформы, которые предотвратят оседание. Большая часть деталей дома соединяется посредством специальных скрепок, заменяющих гвозди и шурупы».

Операция «Дипфриз 3».

Все транспортные средства экспедиции были разделены по следующим группам: морская авиация, континентальная авиация, морской флот. В первую группу входили 10 судов: ледоколы «Глетчер», «Бертон Айленд» и «Атка», тарнспортные суда «Гринвилл Виктории», «Джон Р. Тоул» и «Арнеб», танкер «Неспелин» и конвойный миноносец «Броу». Континентальная авиация использовала восемь транспортных самолетов С-124 «Глобмастер». Морская авиация располагала следующими средствами: четыре самолета Р2V-7 «Нептун» (со стартовыми ракетами), два самолета R5D «Скаймастер» на колесах, четыре самолета R4D «Скайтрейн» на лыжах, два самолета R4D-8 «Скайтрейн» на лыжах, два самолета UF «Альбатрос» на лыжах, девять самолетов иС-1 «Оттер» на лыжах, 13 вертолетов. Всего в операциях должны были принять участие 44 самолета.

Планом третьей экспедиции предусматривалось, что до конца 1957 года военно-морские самолеты с большим радиусом действия прибудут на аэродром Уигрэм, а транспортные самолеты Военно-воздушных сил США опустятся на аэродроме Хэрвуд, который, как и первый, находится в Крайстчерче (Новая Зеландия). Прилет намечался на 15 сентября 1957 г. В зависимости от условий погоды в первых числах октября один самолет типа P2V-7, два самолета типа R4D-8 и сухопутные самолеты начнут перевозку грузов и персонала на базу Мак-Мёрдо.

Авиаотряд состоит из следующих единиц:

Морская авиация:

4 самолета P2V-7 «Нептун» на лыжах (со стартовыми ракетами);

2 самолета R5D «Скаймастер» на колесах;

4 самолета R4D «Скайтрейн» на лыжах;

2 самолета R4D-8 «Скайтрейн» на лыжах;

2 самолета UF «Альбатрос» на лыжах;

9 самолетов UC-1 «Оттер» на лыжах.

Восемь вертолетов будут переданы ледоколам. Командование Шестой воздушной эскадрильей (VX-6) возлагалось на капитана 3-го ранга В. Дж. Коули.

Континентальная авиация - 8 транспортных самолетов С-124 «Глобмастер» (Glob master). Они находились под командованием бригадного генерала авиации Е. У. Хэмптона (Е. W. Hampton). Эти самолеты прибыли в Новую Зеландию с таким расчетом, чтобы в октябре 1957 г. начать полеты в Антарктиду.

Морская авиация также должна помогать сухопутным антарктическим операциям, а в случае необходимости самолеты примут участие в поисках и спасательных работах. Помимо снабжения баз грузами и персоналом, морская авиация перевезет и сбросит на парашютах около 350 т грузов над станцией «Южный полюс», 350 т над станцией «Бёрд» и 50 т над временным лагерем для шести человек, который будет сооружен близ ледника Лив. Примерно к 15 ноября, когда должна была быть закончена доставка грузов, дополнительные самолеты эскадрильи ВХ-6 должны были улететь обратно в США. Два или более самолетов «глобмастер» остались в Новой Зеландии для связи с Антарктидой.

Большая часть персонала, зимовавшего в районе моря Росса, будет отправлена в Новую Зеландию и далее воздушным путем в США, так как на судах, выделенных для обслуживания этого района, число спальных мест очень ограничено.

Ко второй половине февраля, когда закончатся работы по снабжению всех баз и смене персонала, все остальные суда и самолеты возвратились в США.

Одна группа судов под командованием капитана Г. Л. Кетхэма, заместителя командующего морскими силами операции, будет обслуживать базы в районе моря Росса и станцию Уилкс (Берег Нокса). В эту группу входили ледоколы «Глетчер», «Бертон Айленд» и «Атка», транспортные суда «Гринвилл Виктори», «Джон Р. Тоул» и «Арнеб», танкер «Неспелин» и конвойный миноносец «Броу».

Миноносец «Броу» находился между Новой Зеландией и Антарктидой, чтобы во время авиаперелетов посылать метеорологические данные и служить промежуточным пунктом связи и радиомаяком.

Ледокол «Глетчер» и транспортное судно «Гринвилл Виктори» прибыли в залив Кайнан к базе «Литл-Амери- ка V» к 1 декабря. К 8 декабря туда же подошел ледокол «Бертон Айленд». На обратном пути ледокол «Бертон Айленд» отбуксировал в США нефтеналивное судно «Y0G-70».

Американские антарктические станции

Главная американская база «Литл-Америка» полностью находится под снегом. На базе находится более 25 построек. Щитовые дома стандартного типа сконструированы для Канадской Арктики и Гренландии, где они проходили испытания. Каждый щит примерно 110 см шириной и около 2 м высотой. Скрепляются щиты посредством специальных клинообразных затворов. Крыша дома плоская и держится на легких металлических стропилах. Изнутри стены обшиты тонкими металлическими листами, напоминающими алюминий. В каждом домике около пяти комнат, площадь каждой 8-9 кв м. В жилых помещениях научная группа живет по два-три человека. Личный военный состав живет в помещениях по четыре- пять человек.

Планировка его зависит от потребности: перегородки представляют собой тонкие пятимиллиметровые фанерные листы, поэтому менять расположение комнат можно как угодно. В домиках, которые занимают научные группы, по пять комнат: три комнаты вдоль одной стены и две комнаты вдоль другой. Между двумя последними комнатами располагается нечто вроде кают-компании, в которой стоят стол, два металлических дивана и лампы на длинных ножках. В комнатах находятся по две кровати с пружинными сетками и положенными на них матрасами из микропористой резины и по два металлических платяных шкафа. В других комнатах, где живут три-четыре человека, количество шкафов соответствует количеству проживающих. Кроме этого, в таких помещениях находятся по две тумбочки, которые с помощью досок превращены в нечто вроде столика и стулья.

Каждый дом имеет два выхода: один главный, ведущий в центральный туннель, и один запасный. Главные выходы каждого домика направлены в общий туннель, который соединяет все дома. Туннель построен из деревянных опор квадратным сечением 2 х 2 м. Сверху эти стропила и каркас обтянуты сначала металлической сеткой, а затем покрыты брезентом. Туннель проходит вдоль всего поселка и является главной улицей.

В туннеле в нескольких местах установлены средства противопожарной безопасности.

Американская станция «Плато», основанная в 1965 году, - одна из самых маленьких американских станций в Антарктиде. Она построена на высоком Советском плато Восточной Антарктиды, на высоте 3624 м над уровнем моря.

Станция предназначена для проведения метеорологических наблюдений, изучения прохождения длинных радиоволн, съемки полярных сияний и ионосферных наблюдений, предусмотренных научной антарктической программой США.

Форма американских зимовщиков очень живописна: ярко-оранжевые рубахи с капюшонами, опушенными коричневым мехом, лица закрыты огромными черными очками.

Жилые помещения очень маленькие, напоминают корабельную каюту. Каждый полярник имеет индивидуальную каюту, оборудованную откидной койкой и шкафчиком для личных вещей. Вход в нее из общего холла, в одной из ниш которого расположена электрокухня.

Электроэнергией и теплой водой станцию снабжает дизельная. В помещении площадью 15-18 кв м стоят два 8-цилиндровых дизеля фирмы «Катерпиллер» мощностью 180 лошадиных сил каждый, соединенные с генератором переменного тока. В этом же помещении находится емкость (около 4 кубометров), в которой растапливается снег. Снег подается в емкость через завалочное окно, расположенное в стене здания над емкостью. Подвозится снег на небольшом гусеничном тракторе, оборудованном ковшом-лопатой, управляемым с помощью гидравлической системы.

В самом углу здания находится радиостанция. С Мак- Мёрдо поддерживается радиомикрофонная связь.

На север от станции расположена метеоплощадка, а за нею гляциологический полигон. Они обнесены флажками, проход, а тем более проезд за линию флажков строго запрещен. К западу от главного помещения станции, примерно в 400 м, расположен павильон, в котором летом работают гляциологи. В остальное же время года этот домик является резервным - на случай выхода из строя основного помещения станции. По сути дела, это автономная маленькая станция «Плато», оборудованная дизельной и всеми другими бытовыми службами. Однажды при аварии дизеля на основной станции американские зимовщики жили несколько дней в этом павильоне. Недалеко от гляциологического павильона находятся два маленьких геофизических домика, один с вариометрами, другой с прибором для определения магнитного склонения.

На территории станции имеется площадка для транспорта и другой техники, в том числе американских антарктических снегоходов «Snow Cat» («Снежный кот»). Кузов «сноу кэт» имеет совершенно прямые углы и представляет собой огромную коробку, которая через легкую раму опирается на 4 самостоятельных гусеничных движителя. Привод всех четырех движителей осуществляется от коробки передач через раздаточную коробку, карданные передачи, мосты с полуосями, как у автомобиля. Управляется «сноу кэт» так же, как автомобиль, - рулевым колесом, при этом поворачиваются передние движители. На «Плато» имеются «сноу кэт» с моторами в 140 и 120 лошадиных сил. Используется двигатель дизельного типа с небольшой турбиной наддува. Сам кузов представляет собой просторный цельнометаллический вагон с утепленными стенками, полом и потолком. Вдоль стен в два яруса расположены восемь спальных мест. Отапливается кузов соляровой печью-капельницей фирмы «Вестинга- уз». «Сноу кэт» имеет четыре скорости, максимальная 35 км/час. Весит тягач около 8 тонн и может буксировать небольшие легкие сани.

Оригинальны устройства для перевозки топлива - резиновые баллоны, соединенные попарно осью, которая имеет дышло для сцепки с машиной, или осью впереди стоящей пары. Баллоны, обладающие большой грузоподъемностью, похожи на огромные автомобильные колеса. Они парами цепляются к «сноу кэт», и во время движения катятся за ним по снегу.

Кроме этих машин дальнего действия, на транспортной площадке находятся другие: бульдозер на гусеницах, небольшой вездеход класса нашего ГАЗ-47 и гусеничный транспортер с гидравлическим погрузчиком и платформой для погрузочно-разгрузочных работ. Этот агрегат очень помогает полярникам в хозяйственных работах: заготовке снега, перевозке тяжестей, уборке мусора и пр. Такая малая механизация особенно необходима на высотных внутриконтинентальных станциях, где всякая физическая работа сопровождается многократным перерасходом сил.

Около самой станции находятся склады - полуцилиндрические пакгаузы из гофрированного железа. В одном из складов оборудован бар. Вход в него осуществляется через маленький тамбур, полукруглые стены основного большого помещения плавно переходят в потолок, отделанный серебристой тканью. Помещение обогревается полностью электрическими грелками. Большую часть бара занимает бильярд, на задней стенке висит киноэкран, у самого входа находится высокий столик, уставленный разнообразными винами и фруктовыми напитками.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru