Полярный опыт маршрутной группы "Арктика"
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Владимир Семёнович Чуков (род. 1946) - российский полярный путешественник, руководитель спортивной группы МВО «Арктика», которая в период с 1979 по 1985 год совершила ряд лыжных походов в районах Полярного Урала, горного плато Путорана, полуострова Таймыр, по островам «Комсомольской правды», архипелагу Северная Земля и дрейфующим льдам северной части Карского моря. В период между 1987 и 1998 гг. В. Чуков организовал несколько автономных лыжных переходов в районах Северного полюса.
В многочисленных походах были испытаны различные средства навигации. При совершении длительных лыжных переходов в условиях, когда отсутствует возможность надежной постоянной привязки к местности и точного определения своего местоположения, полезно пользоваться одометром, который позволяет с определенной степенью точности определять величину пройденного расстояния.
Вопросы ориентирования в ходе совершения высокоширотных переходов следует считать наиболее технически сложными, требующими от штурманов и руководителей групп высокого уровня специальной подготовки, а также большого опыта работы с компасом в высоких широтах, где горизонтальная составляющая магнитного поля Земли действует значительно слабее, чем в средних широтах. Основным методом определения сторон света, обеспечивающим необходимую точность, являлся метод с использованием магнитного компаса. В различных переходах использовались как жидкостные компасы «Азимут» и «Контакт», так и обычный компас Андрианова, который оказался предпочтительней. Также стороны света определялись более примитивным методом: по часам и солнцу.
На рисунке показан вариант «солнечного компаса». Этот нехитрый прибор в солнечное время позволял выдерживать нужное направление движения с точностью +5°, что вполне достаточно при условии проведения обсервации 1 раз в 1-2 дня.
Для того чтобы взять нужный азимут, необходимо было взглянуть на часы и совместить соответствующее данному времени деление на шкале прибора с солнечной тенью от центрального стержня прибора. В этом случае шкала компаса будет ориентирована по сторонам света, а стрелка, закрепленная на шкале в положении избранного азимута движения, укажет нужное направление. Описанный метод ориентирования очень прост и удобен, особенно в тех случаях, когда выбранный азимут движения неизменен в течение продолжительного времени, как это часто бывает при движении в условиях Крайнего Севера. При плохой видимости, отсутствии солнца единственным надёжным способом контроля правильности движения является магнитный компас.
Большой опыт полярных путешествий дал возможность В. Чукову проследить определенные тенденции в использовании материалов для экспедиционного снаряжения в условиях Арктики. Сам путешественник говорит об этих тенденциях так: «Во-первых - вытеснение хлопчатобумажных тканей. Во-вторых - уход от меха. Мех, это, конечно, хорошо, но через двое суток хождения одежда из меха теряет свои свойства. В-третьих - уход от шерсти. Шерстяные вещи тяжелые. Когда в конце семидесятых появился материал синтепон, все наше снаряжение стало изготавливаться с его использованием в качестве утеплителя. Сейчас, с конца девяностых годов, мы перешли на материал тинсулейт. Эти ткани длительное время сохраняют свои теплоизоляционные свойства в условиях низких температур и влажности.
Отрицательным свойством искусственных тканей является то, что они электризуются. Ощущаешь себя в искусственной шкуре. От этого накапливается определенная усталость».
Первые походы совершались с использованием брезентовой двускатной палатки, затем - бескаркасной шатровой палаткой «Зима», в качестве центрального кола приспосабливались две лыжи, связанные между собой эспандерными резинками. Одна лыжа при этом надставляла вторую. В качестве оттяжек применялись лыжные палки и лыжи.
Усовершенствовав имеющийся вариант палатки, группа Чуков стала использовать шестигранную шатровую палатку неправильной формы: одна ее сторона, напротив входа, значительно превосходит пять остальных. Благодаря такой конструкции в ней рационально используется внутренний объем и площадь пола для устройства 9 спальных мест, кухни и личных вещей членов группы. Все основные размеры палатки приведены на рисунке:
Семигранный шатер экспедиционной группы «Арктика» под руководством В.С. Чукова. 1985-87 гг.
Наружный слой палатки выполнен из плотного технического капрона, идущего на изготовление тормозных парашютов. Внутренний слой изготовлен из тонкого технического парашютного капрона. Внутренний слой палатки прикрепляется с зазором между слоями в 3-5 см. В верхней части внутреннего слоя имеется отверстие, выполненное в виде затягивающейся горловины, сквозь которое проходит центральная опора палатки. Вверху внутренний слой закрепляется на резиновых амортизаторах, что обеспечивает равномерность его натяжения при колебаниях высоты палатки при ее установке. В местах перегиба граней и по периметру пола внутренний слой подвязывается с учетом соблюдения необходимого зазора между слоями, по периметру пола внутренний слой имеет 15-20-сантиметровый напуск, что препятствует попаданию инея, осыпающегося между слоями, внутрь палатки. Благодаря второму слою повышаются теплоизоляционные свойства палатки (без дополнительного обогрева в палатке устанавливается температура на 10-12° выше, чем снаружи) и предотвращается или существенное уменьшается образование конденсата, образующегося на внутренней поверхности палатки, за счет того, что теплый влажный воздух охлаждается, попадая в пространство между слоями, и, таким образом, образование инея идет преимущественно в этом промежутке, в этом случае конденсат нетрудно удалить из палатки, предохранив от отсыревания другие вещи, находящиеся внутри. При транспортировке внутренний слой палатки не снимается и остается прикрепленным в течение всего перехода.
В верхней части купола палатки имеется небольшой вентиляционный рукав, которым следует пользоваться в момент открытия автоклавов или раскладывания горячей пищи, что сопровождается выделением большого количества пара.
Пол палатки выполняется из фторопластированного капрона, который длительное время сохраняет водоотталкивающие свойства. В том месте, где устанавливается центральная опора, к полу пришито усиление из авизента и ограничительное кольцо под опору. Тамбур выполнен из тонкого технического капрона с полом из фторопластированного капрона.
Палатка имеет 9 основных и 8 дополнительных оттяжек. При установке на непродолжительное время при хороших погодных условиях вполне достаточно использование только основных оттяжек. Оттяжки выполнены из плоской парашютной стропы шириной 15 мм и в местах постоянного соприкосновения с лыжами и лыжными палками, используемыми при установке палатки, усилены изоляционной лентой.
Все рёбра палатки, а также линия сопряжения стенок палатки с шатровой крышей и с полом усилены путем прошивки такой же стропой, это позволило существенно повысить допустимые ветровые нагрузки на единицу площади поверхности палатки, поскольку основная нагрузка воспринимается стропой, имеющей значительный запас прочности. По опыту 1983-1984 годов, когда группа попадала в наиболее суровые условия, палатка с успехом выдерживала натиск пурги с ветром до 35-40 м/с в течение длительного (около 3 суток) времени.
Время, необходимое для установки палатки на благоприятном снежном покрове (лыжа входит в снег с небольшим усилием на глубине не менее 25-30 см), составляет около 5-8 минут.
В собранном виде упаковка палатки занимает объем около 25 х 35 х 50 см и перевозится на санках-волокушах.
Палатка может устанавливаться как на снегу, так и на льду или каменистой поверхности. Для установки на льду вместо лыж используются ледобуры или ледовые крючья.
Групповой спальный мешок имел прямоугольную форму, слегка сужающуюся к ногам. Сверху мешок обшит тонким парашютным техническим капроном. Спальный мешок выполнен из трех слоев синтеллона, но в ногах и по бокам добавлен дополнительный слой, так как эти места наиболее подвержены холоду.
В ранних экспедициях для борьбы с конденсатом использовалось общее покрывало, одно на все спальные мешки, в виде легкой накидки из одного слоя синтепона с пришитым к нему капроном. Точка росы попадает на накидку, и процесс образования конденсата идет на ней. Накидку легко вытряхнуть, скинув с нее намерзший лед, а днем ее можно просушить, повесив на несколько часов во время обеда на лыжи. С помощью специальных тесемок накидка подвязывается к мешку, причем в ногах и по бокам спального мешка за счет больших размеров накидки, делаются подвороты. За счет большей длины накидки в головной части спального мешка образуется большой клапан, которым можно укрыться с головой. Дыхание сквозь него не затруднено. Для переноски спального мешка и накидки используются специальные капроновые мешки, оборудованные затягивающимися ремешками, благодаря чему объем упаковок можно значительно сократить. Переноска спального мешка и накидки осуществляется двумя членами группы. Подготовленный к переноске спальный мешок представляет собой упаковку размерами 40 х 35 х 75 см, а накидка - 40 х 40 х 60 см.
Группой были опробованы двойные спальные мешки, вкладывающиеся один в другой, однако такой способ оказался неэффективен, так как мешки быстро отсыревали, а просушить их оказалось невозможно.
С целью борьбы с конденсатом использовалась многослойная одежда. Швы, которыми утеплитель пристрачивается к наружному или внутреннему слоям, проходят продольно, вертикально, параллельно друг другу.
В первых походах группа Чукова использовала войлочные ботинки «прощай, молодость», а также ботинки «вибрамы» без подкладки. Для теплоизоляции использовались одна или две пары носков, поверх ботинок надевались теплые подбахильники и бахилы для защиты от снега. Бахилы изготовлялись самостоятельно следующим образом: к обрезанной галоше пришивалась в качестве голенища капроновая труба.
В походе по дрейфующим льдам применялось горное снаряжение, в частности 12 ледобуров, необходимых для установки палатки на льду или жестком насте. Альпинистские карабины применялись во время переправ для крепления «паромных» веревок. На группу имелся один ледоруб, который использовался для скалывания торосов при установке палатки, пробивания отверстий в насте для установки лыж при разбивке лагеря и др.
Для приготовления пищи использовались примусы «Шмель» серийного производства. Для большего удобства при работе с примусами использовалась простейшая конструкция в виде складной подставки, что позволяло свободно маневрировать примусами, не снимая автоклавов. Вначале кухня устанавливалась в санки, но впоследствии кухню стали устанавливать непосредственно на снег. Конструкция кухни и схема ее установки в палатке показана на рис. 4. Транспортировалась кухня в санках вместе с палаткой и канистрой бензина, из которой производилась заправка примусов, так что при установке палатки санки полностью освободились и могли быть использованы под кухню.
Специфика лыжных переходов по дрейфующим льдам состоит в том, что нередко возникает необходимость преодолевать участки открытой воды. Гарантировать преодоление таких участков можно лишь при наличии плавсредств. Наилучшим образом в автономных экспедициях зарекомендовали себя лодки ЛАС-5 и ЛАС-ЗМ. Переправа осуществляется «челноком» с помощью двух 200-метровых веревок. Первый рейс совершается на веслах, а в последующих рейсах лодка применялась как паром. Роль весел выполняли лыжи. Для накачивания лодки использовался ручной насос «мехового» типа. В последующем был опробован стандартный резиновый насос - «лягушка», более удобный в работе.
В состав медицинской аптечки для сложных высокоширотных путешествий в первую очередь входили медикаменты, которые могли потребоваться в случаях обморожений, переохлаждений, простудных заболеваний, а также в случае поражения глаз в результате высокого уровня солнечной радиации. Комплект аптечки группы Чукова содержал перевязочные и дезинфицирующие средства, обезболивающие таблетки и капли, сердечные и успокаивающие средства, активированный уголь, спирт нашатырный и медицинский, витамины и поливитамины, пипетку, градусник, шприц-тюбик.
Переход по маршруту: Москва - Тикси - о.Средний (арх. Северная Земля) - точка 83°23 с.ш.100°в.д. - точка 87°37 с.ш. 100°25 в.д. - о.Средний - г.Мурманск- Москва был организован Спортивным Комитетом МО СССР при поддержке ЦК ДОСААФ СССР, Главного Управления погранвойск КГБ СССР и Московского филиала Географического общества АН СССР. Протяженность активной части маршрута составила 800 км. Сроки проведения экспедиции - с 31 марта по 9 мая 1987 г. В экспедиции под руководством В.С. Чукова приняло участие 10 человек.
Цели и задачи путешествия - достижение географической точки Северного полюса группой спортсменов-лыжников, действующей в автономных условиях, т.е. без промежуточных сбросов продовольствия, снаряжения и топлива с применением авиации, а также без использования вспомогательных средств передвижения (мотонарты, собачьи упряжки и т.д.).
В ходе экспедиции выполнялись научные программы и задания медико-биологического, психологического характера, оценивались возможности оптимизации функционального состояния участников во время перехода, испытывались технические средства связи, снаряжение, обмундирование, отрабатывались вопросы тактики и техники движения в условиях дрейфующих льдов Центрального Арктического бассейна. Выполнялись задания ВНИИ охраны природы и заповедного дела МСХ СССР.
В экспедиции использовалась капроновая двухслойная палатка шатрового типа, вместимостью 10 человек. Палатка имела капроновый непромокаемый пол, в котором имелся вырез для установки кухни. Вход в палатку - тубусного типа, оборудованный тамбуром. Тамбур имел основной и аварийный выход, на случай длительной пурги. В качестве центральной опоры при установке палатки используется лыжа длиной 180 см, надставленная лыжной палкой. Общая высота опоры около 200 см. При наличии снега палатка устанавливается с использованием лыж и лыжных палок. Оттяжки сделаны из плоской парашютной стропы шириной 15 мм. Время установки - около 10 минут. В сложенном виде упаковка палатки занимает объем около 25x35x50 см. Для установки палатки на льду используются ледобуры (ледовые крючья). Утеплительные коврики изготавливались из пенополиуретана и укрывали всю поверхность пола, отводимую под спальный мешок. Такие коврики имели малый вес, не обладали гигроскопичностью, имели хорошие теплоизоляционные свойства. Коврики фиксируются на полу с помощью капронового чехла.
В качестве верхней одежды в экспедиции 1987 г. использовалась куртка пуховая, синтеллоновая, конструкция которой не отличается от используемых туристами и альпинистами в горах. Синтеллон предпочтительнее пуха в силу своей меньшей гигроскопичности. Куртка обшивается снаружи плотным капроном для улучшения ветрозащитных свойств, а изнутри - тонким капроном. В повседневный комплект одежды входят брюки с высокой спинкой и анорак, сшитые из брезента или шерсти с лавсаном, шерстяное трико и легкий свитер или плотная байковая рубашка, хлопчатобумажное или шерстяное белье. В комплект ветрозащитной одежды входят капроновые брюки и анорак яркой окраски, а также специальная ветрозащитная маска в виде тубуса или откидных щитков. Комплект утепленной одежды состоит из капроновых брюк и куртки с синтеллоновым утеплителем. Брюки оборудованы молниями-самосбросами. В качестве головного убора применяются меховые авиационные подшлемники. При солнечной, безветренной погоде использовались обычные шерстяные вязаные шапочки. Каждый участник группы имел рукавицы из синтеллона с прочными чехлами из авизента, шерстяные перчатки, усиленные капроном, меховые рукавицы, непромокаемые рукавицы для работ при наведении переправ. Для защиты ног от низких температур использовались носки, сшитые из синтеллона, и обычные шерстяные. Как солнце- и ветрозащитные использовались очки газосварщика с дополнительным теплоизоляционным слоем.
Для личной гигиены применялись специальные марлевые салфетки разового пользования, пропитанные туалетным лосьоном.
Для сна в первом автономном переходе использовался групповой, десятиместный спальный мешок в сочетании с накидкой. В качестве утеплителя использовался синтеллон. Сверху мешок обшит тонким парашютным капроном и для борьбы с конденсатом накрывался специальной накидкой, выполненной так же, как и спальный мешок. Во время путешествия спальный мешок и накидка постепенно накапливают конденсат, и требуется периодическая просушка или вымораживание влаги.
В автономном переходе 1987 г. для установки ветрозащитных стенок из снежных кирпичей и выравнивания площадки под палатку использовались снеговые пилы и лопаты.
В комплект снаряжения входили также радиосредства, теодолит Т-30, микрокалькулятор, хронометры, кино- и фотоаппарат. В переходе 1987 г для приготовления пищи применялись примусы «Шмель-2», несколько модернизированные в целях снижения их веса. Для удобства использовалась складная подставка-кухня. Пища готовилась в автоклаве объемом 8 л. Чай - в обычной кастрюле, форма которой повторяла форму автоклава и позволяла транспортировать их вместе.
В качестве специального снаряжения использовались санки-волокуш и, снабженные ручками или заплечными лямками для возможного их переноса. Санки выполняются из листового сплава алюминия. Одно из важных требований, предъявляемым к санкам, - отсутствие выступающих углов, что позволяет избежать заклиниваний в торосах. Для транспортировки санок в пути применяется специальный пояс с легко раскрываемым замком типа авиационного и тяга, сделанная из парашютной стропы длиной 2-2,5 м. Перевозимый груз укладывается в капроновый мешок и крепится в санках таким образом, чтобы исключить потерю груза в любых ситуациях.
В комплект группового снаряжения входили два ремнабора: основной и швейный. Основной ремнабор представляет собой тот минимальный набор инструментов и материалов, который должен обеспечивать устранение любой поломки, возникающей со снаряжением на маршруте. Ремнабор и каждый его элемент должны находиться в легкодоступном месте: в кармане рюкзака или в санках. Весь комплект инструментов и материалов должен укладываться в одну сумку-мешок. Каждый инструмент должен иметь удобную теплую неметаллическую рукоятку. Одним из важных требований к ремнабору является минимизация веса и объема. В связи с этим к инструменту, входящему в комплект, предъявляют повышенные требования, основным требованием является возможность выполнять каждым инструментом как можно большее количество операций.
Состав основного ремнабора:
Отвертка большая
Плоскогубцы
Напильник трехгранный
Полотно ножевочное
Коловорот
Набор сверл (от 2 мм до 6,0 мм в диаметре)
Две иглы большие
Брусок точильный
Шило
Набор малых отверток
Проволока стальная, диаметром 1 мм, длиной 1 м.
Алюминиевая пластина 50 x 200 x 0,5 мм
Клей «Момент» в жестком футляре
Резина, кожа, парашютные стропы, репшнур
Изолента х/б, хлорвиниловая, лейкопластырь по 1 мотку
Крепеж: шурупы, гвозди, заклепки, винты с гайками от 2 до 5 мм
Пружины для креплений
Ограничительные кольца-шайбы для палок.
Кроме этого необходимы специальные ремнаборы, входящие в комплект принадлежностей радиостанции и примусов, с такими инструментами, как: монтажные бокорезы, паяльник, гаечный ключ для затяжки головки примуса, ножницы.
Во время автономного перехода 1987 г. обеспечивалось регулярное трехразовое горячее питание. Дополнительно во время коротких привалов между переходами, делались «перекусы», в состав которых входит сухофрукты, шоколад, карамель, витаминизированная пастила. Дополнительно к основному питанию участники перехода в течение всего путешествия использовали корректирующие пищевые добавки «АМЕВИС».
Общая калорийность суточного рациона распределялась следующим образом: завтрак - 30%, обед - 40%, перекусы - до 5%, ужин - около 25%.
В лыжных походах было обеспечено регулярное трехразовое горячее питание. Во время коротких привалов между переходами, за один час до обеденной остановки и за один час до окончания суточного перехода, делались перекусы (чернослив, курага, гематоген, конфеты, витамин С с глюкозой и т.п.).
При составлении раскладки учитывалось, что завтрак должен быть высококалорийным, небольшим по объему, легкоусвояемым. Обед должен содержать высокий процент животных белков (мясо), большое количество углеводов и жиров, то есть основную массу пищи, содержащей трудноусвояемые продукты, богатые клетчаткой, наиболее долго задерживающиеся в желудке. Значение ужина - восстановить затраченную энергию, подготовить организм к движению по маршруту на следующий день. Необходимо, чтобы ассортимент продуктов, включаемых в ужин, способствовал установлению тканевых белков и пополнению в организме углеводных запасов, а также был легкоусвояем. В меню ужина были включены белые каши, молочные продукты.
Большое значение придавалось правильному соотношению витаминов в рационе питания. Особое внимание обращалось на содержание в рационе питания витамина С, суточная норма которого равнялась 100-120 мг.
В длительном путешествии огромную роль играло соблюдение принятого режима питания, обеспечивающего постоянный интервал между отдельными приемами пищи.
В ходе подготовки к путешествию были разработаны 4 типовые раскладки, отличающиеся друг от друга по калорийности, которые чередовались во время перехода в зависимости от нагрузки. В первые дни перехода использовалось количество продуктов (сублимированное мясо, супы-концентраты, крупы) несколько меньше расчетного. На 5-й -7-й день раскладки соответствовали расчетному значению, а со второй половины маршрута раскладки несколько увеличивались за счет образовавшегося резерва в первые дни перехода. «По нашему мнению, - отмечает Чуков, - горячая пища должна быть достаточно обильной, так как чувство сытости зависит не только от калорийности, но и от длительности ее пребывания в желудке. Даже очень калорийная пища, но недостаточная по объему, не дает ощущения сытости. Ощущение же постоянного недостатка в пище отрицательно сказывается на моральном состоянии участника, а, соответственно, и на его работоспособности».
Состав продуктов и энергетическая ценность каждой раскладки, а также материально-техническое обеспечение перехода 1987 г. приведены в таблице.
Автономная экспедиция, стартовавшая с мыса Арктический, самого северного острова Северной Земли 23 февраля 1998 г, должна была пройти маршрут, соединяющий арктические побережья России и Канады без использования вспомогательных транспортных средств, в том числе авиации. Длина маршрута составляла почти 3,4 тыс. км, которые были преодолены за 115 дней: марафон завершился 20 июня 1998 г на побережье острова Уорт Хант (Канада). В состав экспедиции входило пять путешественников, руководил группой В.Чуков.
Вес груза на каждого лыжника составил по 200 кг. У каждого члена группы была пара саней, по одной запасной лыже и лыжной палке. Для передвижения использовались лыжи «Бескиды» экспериментальной лыжной фабрики г. Мукачево. Это уширенные клееные деревянные лыжи длиной 180-190 см, имеющие металлическую окантовку по всей длине. Одна пара лыж без креплений весит 4-4,5 кг. Для арктического перехода лыжи необходимо было модернизировать, а именно: установить металлические канты на эпоксидную смолу, усилить носковую часть лыж и задники, покрыть эпоксидной смолой носковой изгиб грузовую площадку и задник. Крепления для ботинок выполнялись из стали 1,5 мм толщиной по размеру обуви с пружинным устройством, позволяющим регулировать силу натяжения фиксирующего ногу элемента. Использовались обычные дюралевые лыжные палки, кольца которых были заменены на металлические с кожаными элементами. Ручки утеплялись синтеллоном или пенополиуретаном. Длина палок должна быть на 10-15 см короче по сравнению с лыжными палками для скоростного бега.
В начале путешествия скорость продвижения составляла 2-3 км в день, причиной этого малой скорости была открытая вода, гигантские поля торошения, постоянные подвижки льдов. Опасность представляли встречи с белыми медведями. О таких встречах рассказывает В. Чуков: «Медведь с интересом наблюдал за нашим передвижением, а когда стали стрелять в него из ракетницы, он удивленно провожал взглядом летящие мимо ракеты и даже не думал пугаться и убегать. Один раз ночью медведь стал ломиться в палатку. Но это был «воспитанный» гость, так как «стучал» именно в дверь - немного порвал тамбур». Тяжело переносилась низкая температура (- 47°С) в сочетании с высокой влажностью и сильным ветром (20 м/сек). С наступлением арктического лета главной трудностью стало преодоление трещин и разводьев. «Иногда через широкие трещины вещи переправляли так: загружали небольшую льдину и отталкивали палкой от берега, а на другой стороне «баржу» встречали и разгружали». Последние две недели лыжники шли по растаявшей поверхности льдов по 13-14 часов в сутки, спали по 5-6 часов.
В качестве внутренней обуви в трансарктическом переходе использовались простейшие треккинговые ботинки. Для отдыха изготавливается специальная обувь, получившая название - «чуни», которые шьются из нескольких слоев синтеллона и обшиваются капроном. По форме они напоминают обыкновенные валенки.
Подбахильники, куртки, спальные мешки были сделаны из утеплителя тинсулейта. Этот материал, изготовленный из особо тонких волокон, должен был обеспечивать защиту от холода даже в самые суровые морозы и не впитывать влагу. Однако материал все же набирал влагу, хотя сохранял теплозащитные свойства. В спальные мешки на ночь клали обувь, сушили носки, хранили видеокамеру.
В трансарктическом переходе использовалась пятиместная двухслойная палатка, специально изготовленная фирмой «Мегатест», представляющая собой каркасно-дуговую конструкцию, состоящую из трех самостоятельных отсеков. Наружный ветрозащитный слой имел вставки из дышащего материала. В 4-5 см от него находилась внутренняя палатка из капрона. Конденсат от дыхания накапливался в виде инея между этими слоями. Тамбур площадью 1,5 х 1,5 м обеспечивал буферную зону, где можно было снять верхнюю одежду, бахилы, отряхнуться от снега. Второй отсек был техническим, здесь располагалась кухня. Третий отсек предназначался для сна и отдыха. На дно палатки стелилось два слоя пенополиуретановых ковриков, причем один слой располагался перпендикулярно второму. Края ковриков наползали на стенки палатки, что заменяло традиционную стенку из кирпичей.
Материально-техническое обеспечение перехода 1987 г.
Групповое снаряжение
Специальное снаряжение:
Индивидуальное снаряжение
Продукты
Первый вариант раскладки
Второй вариант раскладки
Третий вариант раскладки
Четвертый вариант раскладки
Иллюстрации
Утеплительные коврики. Схема укладки ковриков и спального мешка в палатке: а - твердый утеплительный коврик (8 шт.); б - мягкий утеплительный коврик (5 шт.); в - место установки центральной опоры; г - вырез в полу палатки для установки кухни; д - спальный мешок; е - накидка; ж - мешок с личными вещами; з - места связывания ковриков друг с другом
Кухня и схема установки ее в палатке: а - спальный мешок; б - центральная опора из лыжи и лыжной палки; в - рюкзаки и другие личные вещи; г - гигиенический люк в тамбуре; д - рабочее место дежурного; е - место установки кухни
Схема проверки лыж под статической нагрузкой: Р= вес человека + вес рюкзака
Универсальные крепления с пружинным элементом
Универсальные крепления с S-образным упругим элементом
Бахилы: а - галоши; б - накладка из авизента; в - накладка с внутренней стороны из широкой стропы; г - стропа капроновая; д - нижняя часть бахил из плотного капрона; е - верхняя часть бахил из тонкого капрона
Чуни: а - синтеллон (2-3 слоя); б - подошва из пенополиуретана
Повседневный комплект одежды
Съемный капюшон
Капюшон штормовки с откидными щитками
Комплект утепленной одежды. Брюки из синтеллона с молниями на внешних сторонах
Санки-волокуши, которые были использованы в последних походах
Конструкция волокуш, которые предполагается изготовить к будущему ледовому лыжному переходу
Лодки ЛАС-5 (вверху) и ЛАС-3М (внизу)
Насос увеличенной производительности
Снеговая пила, нож, лопата
Ледобур
Одометр: а - санки-волокуши, б - счетчик оборотов; в - рабочее колесо с длиной окружности 1 м; г - шкивы с передаточным отношением 1:1
Варианты установки мачты для антенны симметричный вибратор: на лыжах (вверху) и на лыжных палках (внизу)
Подача сигнала с помощью сигнального зеркала
Схема определения сторон света по часам и солнцу