Опыт полярных экспедиций Ю.Подрядчикова



Опыт полярных экспедиций Ю.Подрядчикова

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Юрий Подрядчиков (1938—1987) - участник лыжных автономных походов в экстремальных арктических условиях в период 1960 - 1990 гг. В период с 1979 по 1985 год участвовал в нескольких лыжных походах в районах Полярного Урала, горного плато Путорана, полуострова Таймыр, по островам «Комсомольской правды», архипелагу Северная Земля и дрейфующим льдам северной части Карского моря. В 1987 году участвовал в автономном лыжном переходе к Северному полюсу, во время которого трагически погиб. В ходе экспедиций путешественник провел практические исследования некоторых проблем, возникающих при выполнении задач подобных походов.

Практика переходов спортивных групп показывает, что грамотно составленный график перехода с учетом скрупулезного изучения района, препятствий, удобных мест биваков - залог успешного прохождения маршрута для выполнения задачи. Как показали исследования максимальных весовых нагрузок, протяженность переходов может доходить до 1100 км. Максимальная возможная автономная продолжительность перехода также определяется весовыми нагрузками на человека и может составлять 35 суток. Чтобы не допускать физических перегрузок, дни отдыха обычно намечаются через 5-6 ходовых дней. В маршрутах повышенной сложности необходимо планировать не менее 2 дней отдыха. Кроме этого на всякие непредвиденные обстоятельства в зависимости от сложности маршрута резервируют 2-5 дней. Наиболее правильно построенным считается маршрут, когда особенно сложные участки приходятся на срединную часть пути.

Деятельность группы регламентирует распорядок дня. Примерный распорядок дня группы выглядит следующим образом:

подъем - 6 часов;

начало движения - 8 часов;

движение до 12.30 (5 ходок);

обеденный перерыв с 12.30 до 14.30;

движение с 14.30 до 19.00 (5 ходок);

устройство бивака, приготовление ужина с 19.00 до 21.00;

личное время на ремонт снаряжения, различных записей с 21.00 до 22.00;

отбой - 22.00.

На каждый день назначается дежурный - ответственный за приготовление пищи. Дежурный встает на 1 час раньше официального подъема для приготовления завтрака.

Снаряжение для движения

Подрядчиков указывает, что в условиях лыжных переходов, особенно по морским льдам, для лучшего определения своего местоположения целесообразно использовать одометр, который дает возможность измерить пройденное расстояние. Он состоит из колеса и счетчика оборотов. Одометр крепится к индивидуальным санкам специальным устройством, позволяющим колесу наиболее точно отслеживать пройденный путь.

При совершении ледовых переходов преодоление водных преград предполагается только в крайних случаях, когда обход открытой воды занимает более суток. Для организации переправ рекомендуется использовать лодку типа ЛАС-5 с защитным поддоном из прорезиненного материала. Переправа 10 человек планируется в 3 рейса. Переправившиеся первыми вместе с грузом готовят бивак или отдых. Возврат лодки проводится двумя участниками. В случае небольших расстояний (до 100 м) возврат лодки возможен с помощью парашютной стропы-веревки. У группы также имеется опыт преодоления водных преград с помощью понтона из трех гондол. Гондолы между собой скрепляются лыжами, палками и капроновой тесьмой. Вес понтона - 10 кг, время сборки - 0,5 часа, грузоподъемность - 0,8 т. Весла изготовляются самостоятельно, лопасти из легких сплавов крепятся с помощью шурупов к ручке из дерева.

При переходах в районах сильного торошения в бассейнах Арктики, а также на гористой части материка и островах нарты затрудняют движение, поэтому группа путешественников широко применяла индивидуальные санки-волокуши, используя в этом качестве детские пластмассовые саночки. Они выдерживают 1-2 длительных похода, хорошо скользят по любому снегу. Чтобы приспособить санки для лыжного перехода, нужно просверлить отверстия в бортиках, привязать кольца из капроновой тесьмы, через которые пропустить капроновую ленту для увязки груза. Лента переходит в упряжь для перевозки санок. Упряжь крепится на специальном поясе. На санки можно погрузить 30-35 кг.

В последние годы группа стала использовать индивидуальные санки из легких сплавов, которые имеют большой запас прочности и вмещают больше груза, чем пластмассовые детские саночки. Направляющими служат специальные угольники, приклепанные к днищу санок. Санки конструкции С.В. Гашева представляют собой гибкий лист с приклепанными направляющими без специальных бортов. На этот лист вшивается грузовой капроновый мешок, затягивающийся капроновой шнуровкой. Испытания показали, что данные санки более удобны в эксплуатации и требуют в 1,2 раза меньше усилий при транспортировке.

Походный ремонтный набор рекомендуется упаковывать по принципу патронташа: на плотном материале нашиваются карманы различной величины для инструмента и других предметов. Гвозди, шурупы, заклепки и т.п. следует упаковывать в коробочки с наклеенными этикетками с указанием находящихся в них предметов. Пассатижи должны иметь приспособления для резки проволоки. Полукруглый напильник позволяет делать пропилы различной формы: треугольные, полукруглые, ровные. Пластинки дюралевые для ремонта лыж должны иметь отверстия. Тросы для креплений должны быть из капрона, которые более практичны в эксплуатации, чем металлические. Ремнабор должен храниться в таком месте, чтобы его можно было быстро достать как во время отдыха, так и во время движения.

Снаряжение для определения точки стояния

Отсутствие характерных ориентиров в арктических районах создает большие трудности в определении местонахождения и направления движения при пользовании картой и компасом. Показания стрелки компаса в данном районе неустойчиво.

В. Подрядчиков предлагает два пути решения задач определения местонахождения и направления движения: астрономические и радиолокационные. Для обеспечения измерений средней точности следует ис пользовать теодолиты типа ТОМ, ТМ-1, Т-30, Т-15, весом от 3,2 до 6,0 кг. В переходе по Северной Земле группа определяла свое местонахождение с помощью астрономических методов навигации, используя теодолит Т-30. Теодолит Т-30 имеет небольшой вес и достаточно просто готовится к работе. По паспортным данным он дает точность 0,5, что соответствует точности местоопределения только 9 км. В арктических условиях бывает довольно тяжело провести серию наблюдений. Для создания запаса по точности нужен прибор, снабженный нониусным от- счетным устройством и дающий погрешность определения 5-10». Такие приборы весят 4 -5 кг.

Точность показаний теодолита зависит и от устойчивости самого прибора. Треногу заводского изготовления брать с собой в переход нецелесообразно из-за большого веса. В 1984 г в походе по Северной Земле группа использовала треногу из лыжных палок. Испытания показали нецелесообразность использования треног подобного типа. Из-за ветров в Арктике происходит колебание теодолита на этой треноге и ошибка определения точки стояния доходит до 40-60 км. Группа нашла наиболее целесообразный выход из положения - использовать вместо треноги постамент из нарезанных снежных кирпичей. Точность определения точки стояния возросла до 4-6 км. На ледовые переходы теодолит должен быть в футляре и помещаться в верхней части рюкзака, ближе к спине.

В таком положении теодолит можно быстрее достать, а также почти исключается повреждение теодолита при падении.

Для вычислений можно использовать простейший электронный калькулятор. Батарейки для калькулятора следует держать у себя на груди в специальном мешочке, чтобы они не замерзли.

Для хранения точного времени во время перехода по Северной Земле в 1984 г использовались наручные электронно-механические часы с кварцевой стабилизацией «Полет», выпускаемые 1-м Московским часовым заводом. Часы ежесуточно сверялись по сигналам точного времени, принимаемым с помощью KB радиостанции Р-143.

Навигационная документация включает в себя таблицы ТВА-57, навигационный журнал, аэронавигационную карту, схему склонений в Арктике, карту дрейфа льдов Арктики, а также транспортиры и карандаши.

Ремонтный набор

Наименование

Количество

Примечание

Пассатижи

1 шт.

 

Набор отверток

1 шт.

 

Напильник п/круглый

1 шт.

 

Ножницы

1 шт.

Можно использовать ножницы из аптечки

Иголки

1 набор

 

Булавки английские

3 шт.

 

Пластинки дюралевые 250x70

4 шт.

Необходимы для ремонта лыж

Гвозди 10 мм

30 шт.

 

Гвозди 40 мм

10 шт.

 

Шурупы для л/креплений

20 шт.

 

Проволока медная 1 мм

5 м

 

Шило

1 шт.

Может входить в комбинированный набор из отверток, шила

Канты для лыж

4 шт.

 

Лента капроновая

10 м

 

Крепления запасные

1 компл.

 

Тросы для креплений

4 шт.

Лучше использовать из капрона

Ткань капроновая

1 кусок

Необходима для ремонта палатки и другого снаряжения

Нитки х/б толстые, тонкие, капроновые

3x30 м

 

Заклепки 2 диаметров

2x7 шт.

 

Сверла

1 компл.

 

ЗИП к примусам

1 компл.

 

Кольца к л/палкам

2 шт.

 

Хлорвиниловая лента

1 моток

 

Клей универсальный «Момент-1»

1 тюбик

 

Общий вес ремнабора

1,5 кг

 

В последний год группой проводилась работа по возможности определения своего местоположения с помощью космической системы «Коспас». С помощью переносного передатчика весом около 2 кг группа передает сигналы на космический аппарат системы. Космический аппарат определяет координаты группы, которые принимаются через ретранслятор на приемную часть KB радиостанции или на специальный приемник. В данном случае значительно упрощается процедура местоопределения, а также на 3 кг уменьшается вес, переносимый группой. Проведение данных исследований планировалось в 1985 г.

Снаряжение для бивачных работ и отдыха

В походах различной продолжительности группой использовались палатки. Зимняя палатка должна отвечать следующим требованиям: способность разместить 10 человек, ветроустойчивость, минимальный вес, комфортность, ветронепроницаемость, быстрота и надежность установки. В 1972 году в походе по Полярному Уралу группа испытывала армейскую брезентовую четырехгранную палатку. Испытания показали, что данная палатка не отвечает всем поставленным выше требованиям. Имея первоначально довольно большой вес (до 12 кг), к концу перехода вес увеличивается до 17 кг. Малое количество граней не способствует ветроустойчивости палатки, а для уменьшения парусности необходимо уменьшать высоту стенок палатки.

Наиболее полно требованиям зимних походов отвечают самодельные палатки, которые подразделяются на 2 типа - каркасные и бескаркасные на центральной опоре. Палатки первого типа сконструированы путешественниками из Ленинграда и Тулы. Их форма, близкая к полусфере, обеспечивает достаточную устойчивость к ветру, а отсутствие центральной опоры создает большие возможности для размещения. Основной недостаток каркасных палаток - необходимость изготовления специального каркаса, что увеличивает вес группы на 5 кг. В ленинградской палатке, кроме того, требуется надевать оболочку на каркас сверху, что затруднительныо при сильном ветре.

К бескаркасным палаткам относятся «Чум» и «Шатер», они отличаются не только формой, но и отсутствием специального каркаса. Бескаркасная палатка устанавливается с помощью лыж и лыжных палок. Это позволяет добиться минимального веса - палатка на 10 человек, сшитая из капрона, весит всего 6 кг.

Преимущества палатки «Чум», по внешнему виду напоминающей чум или ярангу - испытанные жилища народов нашего Севера, заключаются в простоте пошива, быстроте установки, хорошей ветроустойчивости. На скатах такой палатки не оседает снег. Отрицательная сторона конструкции - некоторая потеря полезного объема из-за острого угла между скатом и дном.

Более полно объем палатки используется у шатровых конструкций. На основе многолетнего опыта изготовления палаточных конструкций общественным тренером Лукояновым П.И. была предложена наиболее рациональная форма палатки. Этот тип палатки изготавливается промышленностью под названием «Зима». В 1978 г в зимнем путешествии в районе БАМа (Южно-Муйский хребет) группа испытывала эту палатку и дала самые положительные рекомендации.

Совершенствование спортивной палатки «Зима» продолжается силами самодеятельных туристов. В 1983г. армейская группа путешественников по Таймыру проходила маршрут с палаткой, внутренний слой крыши которой был изготовлен из тонкого капрона для защиты от изморози. Ко входу палатки, оборудованному затягивающимся тубусом, пришит тамбур с дном из фто- ропластированного капрона. Благодаря тамбуру достигалась возможность сократить потери тепла при входе и выходе из палатки. В тамбуре удобно отряхнуться от снега, оставить снятые бахилы. Данная палатка обеспечивает разницу в температуре без использования печек и примусов в 10-12°. Палатка типа «Зима» устанавливается за 10 минут с помощью лыж и палок.

Ветрозащитные стенки у палатки необходимо ставить всегда как средство утепления и защиты от сильных ветров. Поэтому место для палатки в тундре и на горном плато выбирается там, где есть плотный снег, глубиной не менее 50 см, что обеспечивает надежное положение воткнутых лыж, к которым крепятся оттяжки. Желательно, чтобы такая площадка отыскивалась за складкой местности или нагромождения камней: они станут дополнительной защитой от ветра. Стенку ставят как можно ближе к палатке, охватывая ее с 2 или лучше с 3 сторон. С ветровой стороны и со стороны входа двускатной палатки стенки выкладываются по форме торцов, а с боков - на высоту стенок. Вход желательно защитить тамбуром или полукруглым заслоном. Шатровая палатка обкладывается снежными кирпичами по всем граням на высоту стенок. Если они имеют наклон, то кирпичи кладут со сдвигом внутрь, чтобы добиться плотного прилегания снежных блоков верхнего ряда к палатке.

Время, затрачиваемое на сооружение стенки, зависит от слаженности группы и рациональной организации работ. Особенно трудоемка заготовка снежных кирпичей. В середине выбранного участка в один ряд выбирают кирпичи, после чего их вырезают по обеим сторонам канавы. Наиболее пригодный инструмент для резки снега - ножовка, а для подрезания блоков снизу - снеговая лопатка. Резать кирпичи размером больше 60x40x30 см нежелательно, из-за большого веса они будут ломаться. Если снежные блоки рассыпаются при извлечении, нужно уменьшить их размер или сменить место карьера. Не следует резать очень узкие кирпичи и для быстроты укладывать их длинной стороной к палатке. Такая стенка обычно разрушается даже при не очень сильным ветром. Чтобы этого не случилось и не пришлось ставить новую стенку в пургу, снежные блоки надо укладывать друг на друга плоскими гранями так, чтобы их широкая сторона формировала толщину стенки.

Простейшими укрытиями и убежищами в случаях, когда установка палатки невозможна по тем или иным причинам, может стать пещера или снежная хижина, а также иглу.

Пещера - наиболее простое сооружение, уметь делать которое должны все участники перехода. Удобное место для ее постройки - снежный наддув на верху ската. Глубина наддува должна быть не менее 2 м. Свод изнутри надо выровнять, а в стенках сделать ниши для мелких предметов. В стенке нетрудно вырубить окно и затянуть его полиэтиленовой пленкой. Пол и стенки внутри в местах соприкосновения со спальными мешками застилаются полиэтиленовой пленкой. Передняя открытая часть вырытой пещеры закрывается стенкой с лазом и вентиляционным отверстием. Снаружи лаз закрывается приваливаемой снежной плитой, а изнутри - занавешивается, например, пенопластовым ковриком и прижимается рюкзаком. От работы примусов и дыхания людей в пещере устанавливается плюсовая температура.

Снежную хижину также должны уметь строить все участники похода. Она представляет собой небольшое укрытие на 2-3 человека, которые оказались без палатки и вынуждены организовать ночлег. Вначале из крупных блоков выкладывается прямоугольник с небольшим сдвигом верхних кирпичей внутрь. В этом случае незакрытое пространство вверху окажется не более 60-80 см, его легко перекрыть снежными плитами, уложенными горизонтально или наклонно. Лыжи и палки в качестве опоры для перекрытия используются, если нет возможности вырезать снежные плиты необходимой длины.

Иглу - более сложное сооружение из снега. Методика его сооружжения, разработанная и описанная Берманом в 1968 году, включает в себя несколько этапов:

С помощью шнура вычертить круг, внутри которого будет находиться пол хижины. Диаметр круга определяется количеством участников группы.

Место для строительства иглу выбирается в зависимости от наличия твердого наста. Плиты для первого ряда вырезаются размером 60x40x20 см, а для последующих - несколько меньшим размером. Они ставятся настовой поверхностью внутрь.

Плиты первого ряда устанавливаются под углом 2025° и срезаются наклонно, чтобы выкладывать последующие ряды по спирали с увеличением наклона за виток примерно на 5°, а диаметр отверстия не должен превышать 50 см.

Надежность конструкции иглу достигается сферической формой плит, внешняя грань которых больше внутренней, что не дает возможности плите провалиться внутрь.

Устойчивость положению плиты придают контакты в 3 точках: по нижней грани - двумя угловыми точками, а с предыдущими плитами - верхним правым углом. Заметное сближение хотя бы двух из трех точек контакта лишает плиту устойчивости.

Перед установкой очередной плиты ей придается форма трапеции желаемых размеров. Подгонка плиты производится на стене: боковые грани снежных плит подрезаются так, чтобы достигался надежный контакт во всех 3 точках.

Окончательно плита ставится следующим образом: вначале - вертикально на нижнюю грань, потом, медленно наклоняя ее верх внутрь хижины, добиваясь плотного прилегания смежных плит в верхней точке. Нужный наклон достигается подрезанием грани.

Все вертикальные стыки плит нижнего ряда должны перекрываться плитами верхнего ряда, а некоторые плиты перекрывают два стыка, иначе с уменьшением диаметра спирали плиты уменьшаются настолько, что опорные точки сблизятся и плиты в верхних рядах потеряют устойчивость.

Отверстие вверху сооружения закрывается плитой, что можно сделать, выравнивая верхнюю грань последней спирали.

Щели между плитами закрываются кусками плотного снега и забиваются рыхлым снегом.

После завершения строительных работ плиты прорезается снаружи ножовкой на уровне пола, что создает вход и иглу, который закрывается изнутри снежной плитой.

Спальные мешки и коврики

Использование одноместных спальных мешков в автономных переходах нецелесообразно - при значительном весе они уступают коллективным по тепловым свойствам. Индивидуальный пуховый спальный мешок весит до 2,5 кг, что составит на 5 человек 12,5 кг, а вес группового мешка на 5 человек не превысит 6 кг. В 1981 г в путешествии по архипелагу Новая Земля прошли испытания групповых двойных четырехместных мешков, изготовленных тренером П.И. Лукояновым. В качестве теплоизоляционного материала использовался синтепон. Верхняя часть изготовлена из тонкого капрона. Однослойные мешки вкладывались друг в друга и были предназначены для сна 5 человек. Такая конструкция позволяла ежедневно просушивать на ветру составные части спального мешка, что является залогом сохранения теплоизоляционных свойств.

В 1983 году на Таймыре группа испытывала одинарный шестиместный спальный мешок, основной особенностью которого являлась защитная синтепоновая накидка, крепящаяся сверху и обеспечивающая дополнительную теплоизоляцию в ногах и по краям за счет больших подворотов. Использование такой накидки позволяет полностью избежать отсыревания.

Наиболее оптимальным материалом для изолирующих ковриков признан вспененный полиэтилен (пенополиэтилен), который обладает низкой теплопроводи- мостью, эластичностью, отсутствием гигроскопичности. Длина изолирующего коврика должна составлять 1,0-1,2 м. Ширина определяется числом ковриков, подкладываемых под спальный мешок. Опыт показал, что коврики из поролона при кажущемся удобстве и доступности существенно уступают пенопластовым, а тем более пено- полиэтиленовым: даже зашитые в водонепроницаемый материал или заплавленные в целлофан они впитывают влагу, при этом вес их значительно увеличивается, а теплоизоляционные свойства ухудшаются.

Следует обратить внимание на пошив коврика, чтобы полностью исключить зазоры между пластинами коврика, обеспечив лучшую теплоизоляцию. Кроме того, он свертывается в рулон или плоскую удобную для переноски форму.

Инструменты

Ножовка. С помощью ножовки нарезаются снежные «кирпичи» для стенки вокруг палатки, а также для строительства других сооружений из снега. Форма ручки и материал полотна ножовки должны быть достаточно удобными и прочными, как при резке достаточно прочных древесных пород.

Лопаты. В походах широкое распространение получили лопаты, сделанные из алюминиевого листа толщиной 1,5-2,0 мм с габаритами 500x400 мм, с прорезью для рук с одного бока. Такие лопаты имеют многоцелевое назначение: ими можно выравнивать площадки в снежном склоне, переносить снежные «кирпичи», они могут служить подставками для примусов. Однако в сложных арктических переходах, когда каждый день приходится организовывать снежные бивачные работы, такие лопаты неудобны. В этих условиях целесообразно использовать самодельные лопаты, изготовленные по типу малых саперных лопат, но значительно облегченные.

В 1980 г при переходе по Верхоянскому хребту группой испытывалась лопатка-ножовка, сделанная из одного листа с приваренным ножовочным полотном. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными.

Ледовые крючья. Ледовые крючья необходимы для установки палатки на ледовых участках, где нельзя использовать лыжи в качестве опор. Наиболее надежны вворачиваемые крючья.

Щетки-сметки. Щетки-сметки требуются для удаления утреннего инея, плотным слоем осевшего на верхней части спального мешка, а также для выбивания снежной снежной пыли из бахил и одежды

Снаряжение для приготовления пищи

В длительных автономных походах для приготовления пищи наиболее удобен и надежен примус «Шмель». Лучшее топливо для примуса - авиационный бензин, так как при его использовании практически не засоряется горелка примуса. При отсутствии авиационного бензина следует использовать неэтилированный бензин марок А- 72, АИ-93, А-98. Расход бензина для приготовления пищи на группу из 10 человек составляет в среднем 1,2 л в день.

Разжигать примус целесообразно не бензином, а сухим спиртом, т.к. горелка примуса меньше засоряется. При разжигании примуса удобно пользоваться газовой зажигалкой. В переходе по Таймыру в 1983 г автономная группа использовала для разжигания примусов изопро- пиловый спирт, который обладает большой теплотворной способностью, горит без копоти и запаха. Расход спирта весьма незначителен. На весь поход потребовалось около 650-700 мл спирта. После полного его сгорания чашечка остается чистой, без шлака, чего нельзя сказать о сухом спирте.

Для примусов рекомендуется использовать пенопластовые подставки. Подставка представляет собой кусок плотного пенопласта с вырезанными в нем углублениями для 2 примусов. При наличии подставки снег или лед под примусами не протаивает, примусы меньше охлаждаются, вся кухня становится более устойчивой.

Использование автоклавов на 15-20% экономит бензин и ускоряет приготовление пищи. Автоклавы - скороварки промышленного производства совершенствуют, облегчая их вес, для этого удаляют ручки и упрощают систему крепления крышек. В последние годы группа пользовалась самодельным автоклавом, изготовленным из двух алюминиевых кастрюль объемом 10 л. Обрезав кастрюли на высоте заклепок ручек, в дне одной из них делается овальный вырез, усиленный приваренным изнутри кольцом. Обе кастрюли соединяются сваркой. Поверх сварного шва приваривается кольцо, обеспечивающее необходимую прочность. По форме овального выреза вытачивается крышка с пазом для резинового кольца-прокладки. На крышке для обеспечения плотности прилегания ее к кольцу имеются особые приспособления: фигурная пластина, винт с барашковой гайкой, а для ручного стравливания избыточного давления - предохранительный клапан с кольцом и манометром.

Для увеличения полезного действия примуса на скороварку-автоклав рекомендуется надевать экран-рубашку в виде колокола из кварцевой ткани или тонкого асбеста, которая, удерживая тепло, увеличивает площадь обогрева емкости. В нижнюю часть экрана вшивается проволока, обеспечивающая зазор между стенками скороварки и рубашкой, а в верхней части оставляется отверстие для прохождения снизу вверх нагретого воздуха.

Автономная группа во время зимних переходов применяла специальную кухонную установку. Она представляет собой разборный каркас из металлических стоек, обтянутый с боков жаростойким материалом. В нижней части установки укрепляется дно из фанеры, на которое ставятся примусы. Такая установка обеспечивает устойчивое положение посуды во время приготовления пищи.

В комплект используемых емкостей во время автономных походов входит канистра для бензина. Опыт показал, что наиболее удобны дюралевые 10-литровые канистры: они абсолютно герметичны и хорошо укладываются в санки-волокуши. При использовании пластмассовых канистр необходимо запастись прокладками из бензостойкой резины. В 1978 г в путешествии по Южно- Муйскому хребту группа пользовалась для перевозки бензина пластмассовыми литровыми флаконами (из-под шампуня). Удобство использования данных емкостей очевидно: сводится к нулю возможность пролива бензина, как это случается при использовании 10-литровых канистр, кроме того пустую емкость можно выбросить, тем самым уменьшив вес груза.

В качестве посуды, как показал опыт походов, наиболее целесообразно применять литровые пластмассовые кружки. В целях экономии веса одна кружка используется для первого, второго блюда и для чая. Горячая пища в такой посуде не остывает в течение длительного времени.

Средства радиосвязи и сигнализации

Для связи на расстояния до 300 - 400 км наиболее целесообразно использовать армейские штатные KB радиосвязи Р-143 «Лира» весом до 10 кг. Испытание данной радиостанции в условиях длительных арктических переходов проходило в 1984 г в походе по Северной Земле. В переходе по Северной Земле радиосвязь с помощью данной радиостанции поддерживалась с радиостанцией Р-155 на о. Среднем, а также с радиостанцией управления «Севморгео» «Алмаз» на о. Голомяный. Стационарные станции имели антенны типа «однонаправленный вибратор» и позволяли обеспечивать устойчивую связь на расстоянии 1000 км в условиях нормального прохождения сигнала.

В походной группе были взяты антенны: штырь 2 м, штырь 4 м и предусматривалась возможность создания направленного ответвителя, который позволил бы улучшить излучающие характеристики антенны до 1,5 раз. В сутки предусматривалось до 3 сеансов связи. Рабочая основная и дополнительная частоты были выбраны с учетом прогноза прохождения коротких волн в апреле. Согласно прогнозу, устойчивая связь обеспечивалась на волнах свыше 14,4 Мгц в утренние часы с 6 до 8. Кроме того, для связи с о. Голомяным волны были выбраны частотой 3,68 и 3,65 Мгц с учетом станций «Алмаз».

Однако прогнозы прохождения радиоволн оправдались не полностью. Слышимость на частотах 3,65-3,68 Мгц оказалась более благоприятной. Из-за магнитных бурь радиосвязь может пропадать. Для связи на меньшие расстояния группе необходимо брать с собой штатную 15-килограммовую антенную мачту. Для уменьшения веса мачты до 5 кг следует заменить брезентовый чехол радиостанции на чехол из капрона, к которому будет меньше прилипать снег. Аккумуляторы, придаваемые штатной радиостанции Р-143, вполне выдержали арктические условия эксплуатации. Для обеспечения взаимодействия 2-3 групп можно использовать малогабаритные УКВ радиостанции типа Р-158 «Виконт» весом до 4 кг.

В качестве средств сигнализации группа в течение многих лет успешно использовала штатные реактивные ракеты РПСП-40 разных цветов (зеленого, красного, белого).

Наименование

Кол-во

Перевязочные материалы

Бинт узкий

6 шт.

Бинт широкий

6 шт.

Вата

100 г

Лейкопластырь

1 кат.

Пластырь мозольный

5 шт.

Желудочные средства

Горькая соль

100 г

Энтеросептол

1 пачка

Салол с беладонной

2 пачки

Пурген

2 пачки

Но-шпа

1 пачка

Сердечные средства

 

Валидол

1 пачка

Нитроглицерин

1 пачка

Настойка валерианы

3 б.

Кордиамин

10 амп.

Противовоспалительные средства

Рондомицин

4 уп.

Аспирин

4 пачки

Обезболивающие средства

Пирапол

2 пачки

Промедол

6 амп.

Морфий

6 амп.

Анальгин

2 пачки

Стимулирующие средства

Седуксен

1 пачка

Кофеин

5 амп.

Люминал

1 пач.

Наружные средства

Спирт борный

25 г

Спирт нашатырный

10 амп.

Спирт ректификат

500 г

Линимент синтомицина

1 тюб.

Мазь тетрациклиновая

1 тюб.

Стрептоцид белый

15 пор.

Марганцовка

1 уп.

Вазелин

1 тюб.

Крем «Луч»

1 тюб.

Гигиеническая помада (для предохранения губ от обветривания)

1 тюб.

Инструменты. Примечание: санинструктор должен пройти специальную медицинскую подготовку

Термометр

1 шт.

Шприц в стерилизаторе

1 шт.

Иглы для инъекций

6 шт.

Скальпель

2 шт.

Пинцет

1 шт.

Иглы и нитки хирургические

1 набор

Скобки

10 шт.

Бинт гипсовый

1 шт

Бинт эластичный

2 шт.

Ножницы

1 шт.

Жгут капроновый

1 шт.

Общий вес аптечки:

2 кг

 

Для взаимодействия с другими группами или внутри группы необходимо широко использовать средства сигнализации: сигнальные дымы, ручные ракеты. Для пуска ракету держат в согнутой левой руке чуть выше головы, направив строго вертикально вверх. Рывком дернув правой рукой запальный шнур, пускают ракету.

В качестве сигнальных дымов можно использовать комбинированные сигнальные патроны ПСНД. Его «дневной конец» заполнен составом, образующим при горении в течение 30 секунд густой ярко-оранжевый дым, а «ночной» горит ярко-малиновым пламенем. Патрон берут в правую руку, а левой, отвинтив предохранительный колпачок, достают из углубления запальный шнур. Затем, встав спиной к ветру и держа патрон в чуть согнутой руке, рывком вверх дергают шнур. На открытой местности сигналы видны довольно далеко, в ночное время - до 10 км.

Сигналы также могут подаваться другими способами: криком, свистом, фонарем, зеркалом, маханием темным предметом на светлом фоне.

Горное снаряжение

Переходы группы по ледникам и горному рельефу архипелагов Новая Земля, Северная Земля, Таймыру показали необходимость использования следующего комплекта горного снаряжения на группу из 10 человек:

3 ледоруба,

вспомогательная и основная веревки,

ледовые крючья,

10 карабинов,

расходный репшнур.

Ледоруб используется для обработки снежно-ледовых склонов, а также для страховки и самостраховки. При некачественном изготовлении дефекты ледоруба могут привести к срыву и аварии. Наиболее слабое звено у стандартных ледорубов - древко. При подборе ледоруба надо проверить, нет ли крупных сколов дерева, не расслоилось ли древко. Группа чаще стала использовать самодельные ледорубы с полой алюминиевой рукояткой и цанговым креплением штычка, разработанные Абалаковым В.М. Данный вид ледоруба позволяет осуществлять более надежную страховку на снегу со снятым штычком.

Ледовые крючья подразделяются на вбиваемые и вворачиваемые. Из вбиваемых используется ледовый крюк Абалакова. Такой крюк с успехом используется и как спальный. Однако он тяжелее, забивание его требует сноровки и силы, крюк сложно использовать при наличии твердого, натечного льда. По этим причинам пришлось отказаться от применения вбиваемых крючьев и использовать вворачиваемые крючья. Наибольшее распространение получили полые ледорубные крючья. Ледорубный крюк не скалывает лед, а вырезает в нем отверстия. Крюк универсален и при соответствующей заточке легко вворачивается в лед одной рукой. Чаще всего используется однозаходный ледовый крюк с тремя режущими кромками, разработанный Абалаковым В.М. Вес стального крюка - 200 г, титанового - 100 г.

Наиболее распространен стальной треугольный карабин (абалаковский). Треугольный карабин очень удобен как поясной, но для крючьевых карабинов удобнее овальная или трапециевидная форма, обеспечивающая более свободное прохождение веревки.

Горное личное снаряжение

Горное личное снаряжение включает в себя следующие предметы: подвесную систему, кошки, приспособление для спуска по веревке, зажимы.

Подвесная система. Подвесной системой называется комбинация обвязки с беседкой. При срыве нагрузка распределяется на большую поверхность тела; сорвавшийся участник может довольно продолжительное время висеть на веревке, предпринимая какие-то действия. Однако подвесные системы, используемые в альпинизме, мало пригодны для горных лыжных переходов. Они довольно громоздки, тяжелы, не расчленяются на составные части, неудобны при длительном хождении. Путешественниками из Куйбышева создана конструкция подвесной системы. Для изготовления обвязки необходимы следующие материалы: 1м капронового ремня, 1,2 м парашютной стропы шириной 2 см (для подтяжек), пряжка для регулировки длины подтяжек, пряжка для регулировки нагрудного ремня. Для беседки необходимо 70 см капронового ремня и 4м парашютной стропы.

Кошки. Промышленность в те годы выпускала один тип 10-зубных кошек, у которых все зубья отогнуты вниз, что затрудняет прохождение крутых ледовых участков. Эти кошки также не предназначены для подгонки к лыжным ботинкам. Хлопчатобумажное крепление-кошка мокнет и смерзается на морозе. Этих недостатков лишены самодельные кошки. Они имеют 12 зубцов, из которых передние загнуты под углом 30° к горизонту, а следующая пара - под углом 45°, что позволяет уверенно проходить ледовые стенки. Кошки изготовлены из стали 30 ХГСА толщиной 3 мм и весом 600-700 г. Для уменьшения веса вместо стали можно использовать титан.

Очень важной является система крепления кошек к ботинку. Ремни, обладая малым весом, не должны намокать, смерзаться. Закреплять следует отдельно пятку и носок кошки, что способствует лучшему удержанию кошки на ноге и ускоряет процесс одевания.

Для длительных походов представляют интерес кошки конструкции В. Николаева, которые крепятся к носку и пятке лыжных ботинок с помощью пружин. Такая система позволяет в течение 3-5 секунд снять или надеть кошки.

Приспособление для спуска по веревке. В качестве данных приспособлений применяются «восьмерки», «рогатки» из листового алюминия. Основные требования к спусковым приспособлениям следующие: минимальный угол обхвата веревкой корпуса спускового устройства 400° , максимальный - 600°. Спусковые устройства дают возможность плавно регулировать скорость спуска, четко фиксировать веревку. Кроме того приспособления для спуска могут использоваться как тормоз при спуске тяжелых грузов, например, пострадавшего.

Зажимы. Зажимы используются при подъеме по веревке, при вытягивании рюкзаков с использованием полиспаста, для самостраховки, при прохождении горизонтальных перил. Зажим практически полностью заменяет схватывающий узел. Используются зажимы двух типов: с кулачком, прижимаемым к веревке пружиной (типа «Жумар»), и с кулачком, выполненным в виде двухплечевого рычага, на одно плечо которого действует внешняя на  грузка (вес человека). Зажимы типа «Жумар» громоздки, выдерживают меньше нагрузки и хуже держат на обледенелой веревке, но очень удобны при подъеме. Рычажные зажимы можно использовать при следующих видах работ: подъем на стременах, организация полиспастов, подтягивание рюкзака.

Личное снаряжение

В комплект личного снаряжения входит одежда, обувь, головные уборы, рюкзак, средства транспортировки груза общим весом до 17 кг.

Наименование

Кол-во

Вес, кг

Общий вес, кг

Примечание

Снаряжение для перевозки груза

Рюкзак капроновый

1

1

1

 

Лыжи с палками

1

5

5

 

Лыжные ботинки

1

1,5

1,5

 

Ремень капроновый для перевоза санок

1

0,1

0,1

 

Снаряжение для защиты головы

Лыжная шапочка для движения

1

0,2

0,2

 

Меховая шапочка для отдыха

1

0,4

0,4

 

Ветровая маска или шарф

1

0,1

0,1

 

Очки темные

1

0,1

0,1

 

Снаряжение для защиты туловища

Пуховая куртка

1

1,5

1,5

На время отдыха, а также вовремя бивачных работ

Свитер шерстяной

1

0,6

0,6

 

Анорак с меховой оторочкой

1

0,4

0,4

Используется при движении при сильном ветре

Ветрозащитный анорак

1

0,20

0,20

 

Рубашка нательная шерстяная

1

0,2

0,2

 

Рукавицы для движения

1

0,2

0,2

 

Рукавицы меховые для отдыха

1

0,3

0,3

 

Снаряжение для защиты ног

Брюки теплые-»самосбросы»

1

0,3

0,3

 

Брюки ходовые ветрозащитные

1

0,3

0,3

 

Плавки

1

0,1

0,1

 

Рейтузы шерстяные

1

0,2

0,2

 

Кальсоны шерстяные

1

0,1

0,1

 

Носки простые

 

0,05

0,15

 

Носки шерстяные

 

0,2

0,6

 

Бахилы

1

0,5

0,5

 

Чулки меховые (чуни)

1

0,5

0,5

 

Горное личное снаряжение

Подвесная система

1

0,35

0,35

Используется в случае переходов по ледникам и горным массивам Северного Ледовитого океана

Карабины

2

0,08

0,16

 

Кошки

1

1

1

 

Приспособление для спуска по веревке

1

0,05

0,05

 

Зажимы

2

0,08

0,16

 

ИТОГО: вес в рюкзаке около 8кг; на себе - 8,5 кг.

 

 

 

 

 

Снаряжение для транспортировки груза и защиты тела

Рюкзак. Рюкзак для зимних переходов должен отвечать следующим требованиям: наименьшее количество энергозатрат при переноске груза, устойчивость лыжника с рюкзаком, особенно на спусках и поворотах, удобство укладки и извлечения вещей, минимальный вес.

Наиболее подходящими для автономных походов оказались конструкции мягких самодельных рюкзаков. Автономная группа использует рюкзаки, сшитые из списанных парашютов, армированных капроновой лентой, емкостью не менее 90 дм3. Вес рюкзака не превышает 0,7- 0,9 кг. Используются также рюкзаки, сшитые из каладндрированного авизента. К основной части рюкзака пришивают тубус, который при неполной загруженности рюкзака убирают внутрь. Клапан рюкзака имеет форму коробочки, при этом дно клапана должно быть достаточных размеров, чтобы закрывать верх рюкзака. Вдоль спины с внутренней стороны рюкзака вшивают перегородку из тонкого капрона для переноски коврика.

Лыжи. В 1970-1976 гг. группа, совершая путешествия по Кольскому полуострову и Полярному Уралу, изучала возможности армейских лыж с полужесткими креплениями. Данные лыжи оказались не пригодны для арктических переходов, т.к. их легко сломать при пересечении торосистых участков, при переходах через трещины. Не выдерживают суровых морозов Арктики армейские крепления: лопаются металлические щечки, рвутся резиновые ремни.

Как показала многолетняя практика зимних переходов, самыми лучшими лыжами являются окантованные лыжи марки «Бескид». Для переходов лыжи выбираются на 20 см короче общепринятой длины беговых лыж. Это обеспечит большую маневренность лыжника при движении среди торосов, при перемене направлений на склонах. Перед переходами лыжи надо не менее двух раз просмолить. Для многодневных лыжных походов по резко пересеченной местности лыжные крепления типа «ротофелло» непригодны: в случае падения при спусках «мертвая» фиксация ботинка приводит к травме ноги. Кроме того, эти крепления затрудняют использование бахил.

Спортсмены предпочитают ходить в дальние походы на универсальных тросиковых креплениях. Распространены крепления с пружинным устройством, например, от прыжковых креплений. С помощью этого устройства натягивается не пружинный, а обычный гибкий тросик. В этом креплении практически нет деталей, которые бы растягивались или рвались.

В 1984 г в переходе по Северной Земле испытывался новый вид креплений конструкции В. Николаева. Фиксация ботинка производится с помощью капронового тросика поворотом устройства, устанавливаемого непосредственно на креплениях. На грузовую площадку под ботинком предлагается набить полиэтиленовую или жестяную пластинку. Также можно покрыть площадку несколькими слоями эпоксидной смолы или паркетного лака.

Лыжные ботинки. Во избежание обморожений пальцев ног при арктических переходах лыжные ботинки должны быть двойными, с высоким голенищем, широким плотным носком и рантом 6-7 мм, с подошвой, которая бы не прогибалась от давления на пятку тросиковой пружины, с широким «языком». Больше всего отвечают перечисленным требованиям простые рабочие ботинки, имеющие просторный носок. Ботинки надо брать на два-три размера больше обычно носимых, чтобы нога в шерстяных носках не была стеснена, а пальцы могли свободно шевелиться. Внутрь ботинка кладется войлочная стелька. Шнурки ботинок рекомендуется изготовить из капроновой тесьмы или плетеного шнура с оплавленными концами. Длина шнурка подбирается с таким расчетом, чтобы при полностью расшнурованном ботинке концы не выскакивали из верхних люверсов. От промокания верх ботинка предохраняет пропитка кожи дегтем, силиконовым кремом или специальными составами.

Во время тренировочных походов группы по Кольскому полуострову проверялись возможности совершения сложных походов на лыжах «Бескид» с использованием в качестве лыжной обуви солдатских сапог. В результате предварительных исследований получены положительные результаты.

В 1984 г. во время перехода по Северной Земле проверялись возможности использования в качестве лыжной обуви войлочных туфлей. Необходимая жесткость обеспечивалась надетыми на войлочные туфли галошами с пришитыми к ним бахилами.

Опыт походов 1966-1972 годов показал, что в качестве лыжной обуви непригодна валеная обувь по причинам большого веса, а также сильной влагопроницаемости.

Ремни для перевозки санок. Использование ремней позволяет распределить равномерно нагрузку санок по поясной части лыжника. Для этих целей можно использовать солдатский ремень, продев через него петлю упряжи для санок. Применяются также специальные ремни из капрона с карабинами в двух разных частях пояса для пристегивания лямок упряжи. Такие ремни легче по весу и обеспечивают приложение силы не в одном, а в двух местах пояса лыжника.

Головные уборы. Наиболее подходящий головной убор для движения - двойная шерстяная шапочка с наушниками. Можно совершать переходы в меховой шапке, которая будет служить головным убором также и во время отдыха и сна. В палатке шапка нередко соприкасается с крышей, на которой оседает иней. Чтобы предохранить шапку от этого инея, следует обшить верх капроном. В пургу и при очень сильных ветрах от обморожения лица спасают плотные шерстяные шарфы, которыми при необходимости обматывают лица. Для этих же целей также применяют специальные мягкие суконные маски. В них вырезают и обметывают отверстия для глаз и рта.

Удобно использовать шапочку-маску. При сильном ветре и пурге отвороты этой шапочки с прорезанными заранее отверстиями для глаз опускаются. В качестве масок используются армейские шерстяные подшлемники.

Очки солнцезащитные. Основное средство профилактики снежной слепоты - ношение очков-консервов, защищающих глаза не только от действия прямых солнечных лучей, но и от отражения от облаков и снеговой поверхности. Стекла должны задерживать 60-75% света. Лучше пользоваться защитными очками со специальными стеклами желтоватого или желтовато-зеленого цвета. Защитные очки синего или зеленого цвета значительно нарушают цветовое зрение.

Группа обычно пользуется защитными очками, которые используются для сварочных работ и не пропускают свет по бокам. Первоначально для защиты глаз от бокового света в очках ставились матерчатые перегородки, сейчас перегородки делаются из пластмассы. Испытывались горнолыжные очки, которые наиболее целесообразно использовать в условиях сильных ветров Арктики, например, на архипелагах Северного Ледовитого океана. Защиту для глаз можно соорудить из подручного материала: фотопленки, картона или из полоски темной ткани, в которых делают отверстия в виде тонких прорезей или точечных проколов иглой.

Рукавицы. Для движения целесообразно использовать ходовые рукавицы, состоящие из внутренних шерстяных варежек и съемных рукавиц. В качестве внутренних варежек группа в течение нескольких зимних сезонов использует варежки, сшитые из сукна старых шинелей. Испытания показали, что этот материал плотный и отлично впитывает пот, поэтому руки всегда теплые и сухие. Съемные верхние рукавицы шьются из капрона. Они придают дополнительную ветрозащиту, а также предохраняют шерстяные варежки от промокания во время ходьбы на лыжах. Наружные рукавицы следует пришить к куртке, чтобы они не были потеряны. Для отдыха, а также для работ на биваке используются теплые рукавицы из меха. На них также должны быть наружные рукавицы из капрона для предохранения основных рукавиц от протирания.

Бахилы. Бахилы предохраняют ботинки от увлажнения и снега, способствуют сохранению тепла и шьются из капрона, хорошо отталкивающего снег. Существуют различные формы бахил. Чаще всего бахилы изготавливаются в виде мешка: они просты в пошиве и ремонте. Такие бахилы надеваются поверх штанов и стягиваются резинкой. Если штаны стягиваются внизу шнуровкой, то пользуются укороченными бахилами. Можно сшить бахилы в форме сапожка со шнуровкой.

Еще один вид бахил изготавливается на основе галош. Галоши должны свободно надеваться на лыжную обувь. По периметру к ним пришиваются голенища из капрона. Данная конструкция удобна тем, что обеспечивается хорошее сцепление с поверхностью при движении по льду, наледям, снежно-фирновым склонам, каменистым участкам. Она обеспечивает простое и надежное крепление альпинистских кошек. Данные бахилы значительно долговечнее других конструкций.

Одежда

Пуховая куртка. Лыжники-путешественники обычно шьют куртки, которые в большей степени отвечают их требованиям, в домашних условиях. Для пошива куртки 50-52-го размера необходимо 6 м ткани для внутреннего и наружного покрытия, 6 м ткани для простежки (при ширине ткани 90 см); разъемная «молния» длиной 70-80 см; 650-700 г пуха. Наружное покрытие куртки для арктических зимних переходов обычно шьют из каландрированного капрона, а внутреннее покрытие - из плащевой ткани. Вывернув куртку, можно использовать ее в зимних таежных походах во время тренировок. Простежку лучше всего делать из тонкого парашютного капрона. Порядок пошива приведен в методических рекомендациях по снаряжению. Пух заменяют синтепоном, не уступающим пуху по своим теплоизоляционным качествам. Для сохранения теплоизоляционных свойств куртки необходимо ежедневно просушивать на ветру во время обеденных перерывов (1,5-2 часа).

Свитеры. Опыт показывает, что свитеры желательно иметь только шерстяные, с высокой горловиной и рукавами, закрывающими кисть руки. Длина свитеров должна быть такой, чтобы заправленные под брюки, они могли закрывать поясницу и ягодицы, особенно при работе в наклонном положении. Свитер должен быть легким и теплым, связанным, например, из верблюжьей шерсти. Свитер может быть заменен курточкой, сшитой из офицерского сукна старых шинелей, который обладает лучшими теплоизоляционными свойствами.

Анорак. Основным видом верхней одежды, используемой во время движения, как показала практика, является ветронепроницаемая капроновая куртка - анорак с капюшоном, отороченным мехом. Анорак шьется обычно в комбинации капронового верха и подкладки из тика, что в сочетании обеспечивает достаточную ветрозащиту. Капюшон оторачивается ворсистым мехом, причем пришивают его таким образом, чтобы при сильном встречном ветре им можно было почти полностью прикрыть лицо. Особое внимание следует уделить заделке горловины и обшлагов куртки. Горловину наиболее удобно и просто стягивать шнурком с зажимом. Рукав заканчивается удлиненной манжетой с прорезью для большого пальца. Такая манжета, закрывая часть кисти, полностью предохраняет рукав от задувания ветра и попадания снега. На груди имеется карман.

В дополнение к основному анораку с капюшоном, отороченным мехом, должен быть ветрозащитный анорак из болоньи, который надевается при сильном, пронизывающем ветре, а также при мокром снегопаде.

Рубашки. Опыт путешествий в арктических районах показывает, что целесообразно надевать нательную рубашку из шерсти, а сверху байковую рубашку. Эти материалы хорошо впитывают пот и обладают хорошими теплоизоляционными свойствами.

Брюки. В комплект необходимой одежды должны входить несколько пар брюк. Брюки теплые - «самосбросы» шьются из тонкого капрона. В качестве наполнителя- утеплителя используется синтепон. С внешней стороны вшиваются разъемные «молнии», позволяющие надевать брюки, не снимая лыж. Такие брюки необходимы при устройстве биваков, во время сильного ветра, пурги и т.п. Шьются они по выкройке обычных брюк, но на размер больше.

Брюки ходовые ветрозащитные имеют несколько модификаций. Все модели не должны иметь карманов. В походе по Северной Земле испытывались следующие виды ходовых брюк: солдатские хлопчатобумажные с лавсаном, офицерские шерстяные с лавсаном, брезентовые, капроновые. Испытания выявили, что наиболее подходящим материалом для арктических походов является шерсть с лавсаном. Брюки, сшитые из этого материала, имеют неплохую ветрозащиту, хорошие теплоизоляционные свойства, к ним не липнет снег.

Неплохо зарекомендовали себя и солдатские хлопчатобумажные брюки с лавсаном. Выкройка ходовых брюк должна отличаться от выкройки для обычных армейских условий. Желательно стяжку верха брюк сделать плотной резинкой, что позволяет быстро натянуть брюки поверх анорака, чтобы исключить задувание и попадание снега при работе в наклонном положении.

Нижнее белье. Под ходовые брюки рекомендуется надевать шерстяные рейтузы, а под них - шерстяные кальсоны, из комплекта «егерского» белья. Шерсть даже во влажном состоянии сохраняет тепло. При одинаковом весе шерстяные изделия обладают несравнимо лучшими теплоизоляционными свойствами, чем хлопчатобумажные. Также удобно использовать плавками, сшитыми из байковых армейских портянок.

Носки. Участник перехода должен брать в поход не менее трех пар шерстяных носков, две пары хлопчатобумажных и одну пару капроновых. Надетые на ногу носки должны облегать ее без складок и в то же время не стеснять движений пальцев. Для этого каждая последующая пара подбирается большего размера. Носки обычно надевают в такой последовательности: сначала хлопчатобумажные, затем шерстяные и на них капроновые. В длительных походах неплохо зарекомендовали себя теплые портянки, надеваемые поверх простых или шерстяных носков.

Чулки меховые. Меховые чулки используют для обогрева ног во время отдыха в палатке и сна. Их можно сшить из любого натурального меха, но лучше - собачьего. В меховых чулках, надетых поверх бахил, можно находиться на улице и выполнять различные бивачные работы.

Оптимальные рационы питания для мобильных автономных групп

Опыт длительных автономных походов в арктических районах позволили разработать общие требования к рационам питания:

минимальный вес;

максимально возможная калорийность;

соотношение белков, жиров, углеводов 1:2:5 (по массе);

минимальная потребность в нагревании и варке;

надежность упаковки и сохранность в пути;

удобство разделения продукта на единичные порции;

минимальное содержание влаги и клетчатки.

Энергозатраты организма в Арктике существенно повышаются. Уровень суточных энергозатрат у людей, занятых одной и той же физической работой, в Арктике в 1,5-1,8 раза больше, чем в условиях умеренного климата. Данные затраты требуют высококалорийные рационы питания. Группы российских путешественников на протяжении двух десятков лет исследовали совершения автономных переходов при минимальной энергетической емкости рационов питания от 3000 до 4000 ккал/сутки при весе соответственно от 700 до 960 г. Исследования показали, что личный состав группы при совершении похода, протяженностью 800-1000 км при суточном рационе в 700 г в сутки теряет в весе до 5-7 кг.

Как показали исследования автономных групп, для более эффективного выполнения задачи необходимый суточный рацион в арктических условиях должен иметь энергетическую емкость 4000 ккал при оптимальном весе 960 г без упаковки. Этот рацион вполне устраивал участников, и никто из них не потерял в весе.

Необходимостью использовать в Арктике высококалорийные продукты не решает задачи соотношения компонентов питания. Соотношение белков, жиров и углеводов при совершении длительных арктических переходов до 1000 км при емкости пайка 4000 ккал подбиралось в течение ряда лет экспериментальным путем.

Упаковка и расфасовка продуктов. К упаковке продуктов в условиях автономных длительных походов предъявлялись особые требования. В экстремальных условиях Арктики любые, даже несложные операции и действия в обычных условиях превращаются в довольно трудоемкие. Поэтому для облегчения приготовления пищи целесообразно расфасовывать продукты по дням перехода. На каждом мешке необходимо поставить число к/калорий на одного человека в сутки. Имея тройной набор суточных рационов по калорийности - высшей, средней и низшей - в наиболее тяжелые дни по физической нагрузке выделяется рацион высшей калорийности, а в легкие дни - низшей калорийности. В тяжелые дни увеличивается выше среднего на 20 г по весу дорожный перекус. Перед обедом дорожный перекус выдается после 3-го перехода, а после обеда - после 2-го перехода. По калорийности обед получает в 1,5 раза выше ужина и завтрака.

Крупы упаковывались в мешочки с дневной нормой. Гречка и рис промывались и просушивались, гречка прожаривалась. Остальные крупы тщательно просушивались.

Высококачественное свежее мясо подвергается соответствующей обработке - прожариванию со специями. Дневная норма мяса упаковывалась в фольгированные пакеты.

Кофе, какао берется в поход в фабричной упаковке. Дневная норма на 1 человека определяется столовой ложкой.

Сахар целесообразно брать пиленый, но не быстрорастворимый. Каждая пачка сахара упаковывается в капроновый мешок.

Масло сливочное фасуется по 200 г.

Сухари готовятся из ржаного хлеба. Буханка хлеба режется сначала пополам, а каждая половина - на 10 частей. В одну упаковку укладывается количество сухарей или галет, необходимых группе для одноразового приема пищи. Одноразовая норма галет (сухарей) упаковывается в целлофан и запаивается.

Дневная норма супов высыпается из фабричной упаковки в целлофановый пакет, на котором указан день приема.

Мясные изделия (колбаса, мясо, ветчина, сало) расфасовываются по дням согласно норме.

Организация санитарно-гигиенических процедур

В жестких арктических условиях, при сильных морозах, ветрах, отсутствии воды, нельзя в полной мере обеспечить необходимые санитарно-гигиенические мероприятия. Это, несомненно, сказывается на самочувствии участников и в конечном итоге - на успешном выполнении задач группы.

Путешественник отмечает: «Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий группам, совершающим переходы в безлесных заполярных районах, необходимо брать дополнительное количество бензина из расчета 0,5 л в день на группу 10 человек для получения воды из снега. При совершении 30-суточного перехода группа должна брать дополнительно 15л бензина. Дополнительное количество бензина, а также необходимость наличия мыла, зубной пасты, щетки, приводит к увеличению веса груза на каждого участника до 2 кг. Увеличение веса вынуждает группу сократить количество ходовых дней на два, т.е. фактически сократить запланированный маршрут на 50-60 км. Кроме того, проведение обычных санитарно-гигиенических процедур в полевых арктических условиях приводит к довольно ощутимой потере времени, что также фактически грозит уменьшением запланированных к прохождению километров. С другой стороны - пренебрежение к санитарно-гигиеническим процедурам также сказывается на конечной цели перехода. Поэтому обеспечение автономных групп специальными санитарно-гигиеническими средствами без существенного увеличения веса участников является довольно важным условием лучшего выполнения стоящих перед группами задач».

Специальные санитарно-гигиенические средства разрабатывались коллективом Института медико-биологических проблем для космических экипажей. В 1983 г в переходе по Таймыру по заданию Института МБП группой спортсменов под руководством В. Чукова были проверены возможности их использования малыми автономными группами. Для испытания группе были выданы четыре вида санитарно-гигиенических средств: марлевые колпачки, пропитанные зубным эликсиром, - средство гигиены полости рта; влажные салфетки для проведения гигиенических процедур по уходу за кожей лица, рук, шеи, ног (стоп); сухие салфетки для обработки отмороженных и обожженных арктическим солнцем кожи лица, губ, носа; влажные полотенца для гигиенических процедур всех участков кожи человека в «банные дни».

В процессе испытаний выявились следующие особенности специальных средств для гигиены:

Наибольшую практическую ценность в арктических переходах для малых групп представляют влажные салфетки. Обработка лица, рук и ног (стоп) имеет ценность с гигиенической точки зрения; приносит облегчение, заряд бодрости и предохраняет ноги от потертостей. Для использования салфетки необходимо отогреть ее на примусе. Одной салфетки хватает на 3 дня.

Практическую ценность имеют также сухие салфетки, которые использовались для обработки обмороженных, обветренных и обожженных солнцем участков лица и в качестве туалетной бумаги. Особенно удобно использовать их для очищения носа.

Влажные полотенца дали возможность обрабатывать все участки кожи и организовывать «банные дни», что прежде было невозможно.

Исследование психологических особенностей мобильных автономных групп

В течение 1981, 1982, 1984 гг. Подрядчиков по заданию медицинского отдела проводил исследование эмоционально-психологической сферы и физического состояния членов изолированной малой группы в экстремальных условиях. Данные исследования в переходе по архипелагу Северная Земля проводились по нескольким направлениям:

эмоционально-психологическая сфера каждого члена группы;

эмоционально-психологическое состояние коллектива;

зависимость состояния отдельных членов и группы в целом от физической нагрузки, погодных условий.

Исследования проводились следующим образом: в процессе перехода каждый участник вел дневник, куда два раза в день заносил оценку своего физического состояния, настроения и оценку психологического состояния группы. Была разработана унифицированная шкала оценок.

По результатам исследований были построены графики, по которым сделаны следующие выводы:

1. В первой половине маршрута заметно резкое колебание физического состояния группы. Процесс акклиматизации завершился на 4-5-й день с начала прохождения маршрута. Из анализа индивидуальных графиков видна зависимость общей физической подготовки и времени акклиматизации. К моменту завершения процесса акклиматизации стабилизируется и уровень физического состояния.

Разрыв между графиком физического состояния и графиком настроения группы на среднем участке пути можно объяснить психологическим утомлением и тем, что основная цель маршрута была изменена ввиду объективных обстоятельств. Физически группа была подготовлена лучше, чем психологически, процесс психологической совместимости еще не закончился.

В настроении группы большую роль играет ясность задачи на день и на весь период в целом.

Физическое состояние колеблется в зависимости от сложности маршрута

В            первые дни движения наблюдается спад настроения, что можно объяснить процессом акклиматизации, врабатываемости, притирки членов группы. Повышение настроения наблюдается после первого и второго критических моментов акклиматизации. Резкие скачки настроения не наблюдаются. В начале маршрута отмечаются перепады настроения.

У более опытных участников группы спады настроения на трудных участках маршрута бывают менее заметны, чем у менее опытных.

График настроения группы по оценке каждого участника совпадает с графиком изменения настроения отдельных участников в целом, т.е. оценка настроения группы субъективно зависит и от личного настроения каждого. Но настроение группы в целом все оценивают одинаково.

Акклиматизация по времени у каждого участника проходит индивидуально, в зависимости от возраста, физической подготовки.

У более тренированных и опытных участников графики физического состояния стабильнее, период врабатываемости заканчивается раньше.

Рекомендации по выживанию в некоторых экстремальных ситуациях

Сильный мороз и ветер

В арктических условиях следует учитывать вет- ро-холодовой индекс, т.е. охлаждающую силу ветра, воздействующего на ткани организма. Согласно данным, действие температуры -25°С при ветре 10 м/с соответствует воздействию на организм пятидесятиградусного мороза.

При морозе без ветра нет особых проблем с экипировкой, и организм довольно быстро перестраивается на низкие температуры. Это подтвердилось при переходе группы по Северной Якутии в районах полюса холода. Но даже при небольшом ветре всего 5 м/с сильный мороз -40° будет эквивалентен -57°С. В данном случае при небольшом ветре и сильном морозе требуется особо тщательная защита ног, лица и рук. Если не будет принято соответствующих мер, то группа может быть выведена из строя на несколько дней. В переходе по Северной Земле два участника группы слегка обморозили ноги и почти 100% состава - лица.

Во избежание подобного исследователь дает некоторые практические советы:

«Взять за правило каждый день перед сном проводить проверку состояния ног. Если во время движения вы почувствовали, что поморозили ноги, немедленно принимайте меры.

Невзирая на предполагаемый прогноз погоды, надевайте всегда плавки.

Во время движения периодически осматривайте на предмет обморожения лица друг у друга.

Будьте   особо внимательны к возможности обморожения в период акклиматизации. В этот период целесообразно ношение защитных масок.

Не работайте на морозе голыми руками, пользуйтесь шерстяными перчатками.

Ботинки, чтобы не промерзли во время сна, кладите с собой в спальник».

Сильный ветер

Согласно шкале Бофорта, различают сильный ветер (10,8-13,8 м/с), крепкий (13,9-17,1 м/с), очень крепкий (17,2-20,7 м/с). Двигаться в условиях ветра можно, слегка наклонившись вперед.

Если ветер имеет скорость движения больше 20 м/с (шторм), но меньше 25 м/с, двигаться можно только в исключительных случаях. При встречном ветре и плохой видимости от движения следует отказаться. При ветре, дующем в спину, или боковом и плохой видимости, но при маршруте, пролегающем в условиях ровного рельефа, двигаться можно, приняв меры для сохранения компактности группы. Например, необходимо привязаться к одной длинной веревке, пропустив ее через лямки рюкзака, и выдерживать направление движения по компасу или «по ветру».

«Белая мгла»

«Белая мгла» - рассеянный свет в облачные дни, когда пейзаж одинаково бело и не имеет четких контуров и граней. «По временам кажется, что снежное поле словно уходит из-под ног. Приходится подолгу задерживать взгляд на темных предметах одежды участников, и тогда эта неприятная иллюзия несколько прекращается», - описывает В. Подрядчиков свои ощущения.

При движении группы в условиях «белой мглы» целесообразно придерживаться некоторых практических советов:

Из-за отсутствия солнца, выдерживать нужный курс движения следует по преимущественному направлению ветра или застругов. Необходимо помнить, что точность движения по ветру (застругам) небольшая и колеблется в пределах 10-15°. В отдельные моменты возможны отклонения до 30°.

Учитывая, что впереди идущий, задающий определенное направление движения, психологически устает, через 10-15 минут целесообразно его менять.

Замыкающий участник, видящий, как выдерживает заданный курс направляющий, должен постоянно корректировать его.

Следует помнить, что особую опасность «белая мгла» представляет в горах: из-за отсутствия теней скрываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить крутизны заснеженных склонов, трещин.

Пурга

Предвестником пурги является появление ветра и тяжелой тучи серого зловещего цвета на горизонте. Ветер поднимает снег, поземка резко ухудшает видимость, солнце меркнет, резко падает температура воздуха. Первый порыв пурги налетает упругим валом. За первым порывом следует обманчивое непродолжительное затишье, после которого начинает собственно пурга. Конкретные действия группы в условиях пурги должны быть следующими:

Собраться всем вместе, снять лыжи. По возможности уйти под защиту большого камня или торосов.

Соорудите из лыж противоветровый щит, воткнув их в снег в один ряд и образовав почти сплошную стенку. Лыжи ставьте несколько наклонно, скользящей поверхностью к ветру.

Оденьте пуховики и другие теплые вещи.

Приступите к сооружению ветрозащитной стенки из снежных кирпичей, иначе палатку на сильном ветру не поставишь.

Поставьте палатку ветровой гранью к ветру как можно ближе к защитной стенке, последовательно фиксируя стенки граней с помощью лыжных палок и закрепляя их оттяжки лыжами. Потом установите центральную опору из 2 связанных лыж. Вход в палатку должен быть направлен в противоположную сторону от ветра.

Наиболее ослабленные участники должны залезть в палатку, расстелить коврики и спальные мешки.

Ю. Подрядчиков дает еще несколько практических советов тем, кого застигла пурга:

«Вы вынуждены двигаться в пургу по тундре или льдам. Чтобы не растеряться, рекомендуется двигаться, привязавшись к одной веревке (как при сильном ветре). Последний обвязывает веревку вокруг пояса и, притормаживая, удерживает ее в натянутом состоянии. На некоторых склонах можно двигаться таким же способом, только без лыж.

Если вы отстали, то не сходите с лыжни и не пытайтесь догнать группу, срезая петли ее пути. Знайте, что у группы больше возможностей найти отставшего на лыжне или вблизи нее. Если сошли с лыжни, например, к укрытию, оставьте на ней хотя бы лыжную палку, наклоненную в сторону вашего движения.

При разбивке бивака во время пурги не отходите от палатки. Если отошли и потеряли ее из виду, попытайтесь вернуться по своему следу. Потеряв его, немедленно остановитесь и спокойно оглядитесь: в разрывах поземки сможете увидеть палатку. Если и это не помогает, не теряйте самообладания и не мечитесь, иначе вы только запутаете следы и удалитесь от места бивака. Начиная мерзнуть, не пытайтесь согреться, закопавшись в снег. Придумайте любую работу, но, главное, двигайтесь. Заметенного снегом трудно заметить. Боритесь с желанием уснуть.

Во время работ каждый должен наблюдать за товарищем. Даже кратковременная потеря его из виду должна стать сигналом тревоги: нельзя затягивать время начала поисков!»

Неопределенность точки стояния

«Если вы заблудились, проявите максимум терпения, не позволяйте «ногам идти вперед головы» - подумайте хорошо, посоветуйтесь друг с другом, и выход, как правило, будет найден. Когда выяснится, что надо провести разведку, то для нее выделяются наиболее подготовленные люди, чтобы не идти вслепую всей группе. Во время разведки надо очень тщательно продумать возвращение в лагерь и по пути движения оставлять (или запоминать) необходимое количество ориентиров. Или же двигаться всем составом группы в нужном направлении и стараться осуществить привязку к ориентирам для определения своего местонахождения».

Если сориентироваться не удается, необходимо выходить к ближайшему наиболее протяженному ориентиру: реке, дороге, направление которых известно. При отсутствии ориентиров идти вдоль первого попавшегося в пути ручья по течению - ручей приведет к речке, а та, в свою очередь, к большей реке.

В 1981 г при переходе по Новой Земле группа при первых признаках наступления «боры» ушла в горы и потеряла свое местоположение. После нескольких неудачных попыток привязаться к местности группа приняла решение по первой реке, текущей на запад, уходить от берега Баренцева моря, и там определить местоположение. Через сутки, выйдя на берег, группа определила свое местоположение.

В случае перехода по акватории Северного Ледовитого океана при невозможности определить точку стояния с помощью теодолита (нет солнца, испорчен прибор и т.п.) следует выдерживать глобальное многодневное направление по компасу и солнцу с учетом дрейфа Сдр = 0,015Светр, направление по ветру +10° к северу.

В группе - больной

Если больной может передвигаться, то в теплой верхней одежде он идет вместе с другими, а его груз (рюкзак и санки) распределяется равномерно по всем участникам (примерно по 4-5 кг в середине пути).

Если больной не может передвигаться, но в срочной медицинской помощи нет необходимости, можно силами группы построить «иглу», где сам больной и один из членов группы останутся на некоторое время. Оставшихся людей требуется снабдить примусом, питанием и другими принадлежностями. По радио необходимо указать координаты убежища и запросить помощи. Группа уходит на выполнение задания.

Если больной находится в таком тяжелом состоянии, что не может передвигаться и ему нужно срочно оказать квалифицированную медицинскую помощь, то все усилия должны быть направлены на то, чтобы добраться ближайшего населенного пункта. Из лыж и дюралевых листов, которые группа взяла для резки снежных кирпичей, делаются нарты. Заболевшего кладут в спальный мешок, привязывают к нартам, попеременно все участники тянут нарты. При прохождении сложных участков необходима тщательная разведка и страховка.

Падение в трещину

Двигаться по леднику необходимо след в след в связке по 3 человека. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину - продольные трещины. Наиболее правильный путь движения на участке изгиба - ближе к его внутренней стороне. На расширяющейся части нельзя двигаться друг за другом параллельно продольной оси ледника: это может привести к падению в трещину всей связки. Выпуклые участки ледника характеризуются обилием хаотически расположенных трещин. Движения по таким ледникам следует избегать или проходить их после тщательной разведки.

Самый распространенный подъем провалившегося в трещину - подъем на страхующей веревке. Пострадавшего вначале необходимо спустить до полки или до трещины, чтобы под ослабленную веревку подложить две связанные лыжи, зафиксированные на снегу 2 ледорубами. Далее требуется снять и вытащить другой веревкой рюкзак и лыжи. Затем группа, взявшись за веревку пострадавшего, общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника. Двое, предварительно застрахованных, подтягивают товарища и помогают ему вылезти из трещины.

В случае отсутствия у пострадавшего страхующей веревки, сбрасывают ему веревку, если он чувствует себя хорошо. А при нахождении пострадавшего без сознания, один из участников спускается по возможности вниз и помогает вытаскивать упавшего из трещины.

Падение в открытую воду

При движении по акватории Северного Ледовитого океана возможны падения участников в открытую воду под лед, не выдержавший веса лыжника с грузом. Такой случай произошел с группой около берегов архипелага Новая Земля в 1981 г. Как показала практика, рюкзак и санки с прорезиненным вкладышем помогают лыжнику некоторое время находиться на плаву. Другие участники помогают пострадавшим выбраться на крепкий лед с помощью капроновой ленты, выброшенной на лед каждым во время движения по опасным участкам.

Оказывая помощь, группа не должна собираться вся вместе и подходить близко к границе некрепкого льда. Провалившемуся, если он не был застрахован лентой, следует ее подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать в качестве опоры при вылезании на лед. Выбираться на надежное место следует ползком, распластавшись на льду, плавными медленными движениями.

После оказания помощи пострадавшим необходимо срочно поставить палатку и организовать их переодевание в сухой комплект верхней и нижней одежды. Дать пострадавшим горячего чая (но не спирта, практика показала, что от него можно больше замерзнуть), или можно несколько граммов спирта добавить в чай. Просушку мокрой одежды следует организовать во время обеденных перерывов на ветру.

Встречи с белыми медведями

Многолетние путешествия по Арктике показывают, что белые медведи первыми на людей не нападают. Следует опасаться белых медведей тогда, когда они голодны. В этом случае их интересует пища, которая находится в рюкзаках или санках, но не сам человек. В 1984 г, во время перехода по Северной Земле, группы встречали белых медведей. В. Подрядчиков так описывает их поведение: «Они, совершенно не обращая внимания на присутствие людей, занимались своими делами. Группы были готовы к отпугиванию медведей с помощью сигнальных ракет». Кроме того, медведи боятся шума, производимого ударами в металлическую посуду.

В случае опасности встречи с медведем на биваке группе следует расположить санки вокруг палатки таким образом, чтобы зверь обратил внимание прежде всего на них. На непредвиденный случай требуется оставлять на выходе из палатки ракеты или оружие.

Группа осталась без палатки и спальных мешков

Группа может остаться без палатки и спальных мешков в случае их потери или при разделении группы на 2 части, одна из которых забрала палатку и групповые спальные мешки. Наиболее простым и надежным убежищем при данных обстоятельствах является пещера. Вход в пещеру одновременно служит и вентиляционным отверстием. Он должен располагаться немного ниже пола пещеры для отвода углекислого газа, более тяжелого, чем воздух. Необходимо следить за тем, чтобы не отравиться углекислым газом. Для этого дверь нельзя наглухо закрывать. На увеличение концентрации газа в воздухе указывает плохое горение спички или свечи на уровне пола. Желательно проделать еще несколько вентиляционных отверстий, расположенных ниже уровня пола. В пещере от работы примусов устанавливается положительная температура. Расстелив коврики и надев на себя все теплое, можно отдыхать ночью.

В случае, когда нет достаточного слоя снега, можно построить снежную хижину. Для утепления хижина засыпается сверху снегом. Следует также обратить внимание на устройство вентиляции. Можно построить и более сложное сооружение из снега - «иглу», если есть соответствующий опыт.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru