О ледовых крючьях



О ледовых крючьях

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №3, Мюнхен, декабрь 1963 г.

Перевод с немецкого

Ледовые крючья


Когда в 1924 году Ригеле и Вельценбах вбили впервые ледовые крюки в ледяную толщу северо-западной стены Висбаххорн, начался новый период для скалолазов. Уже испытанная на скалах техника использования ледовых крюков не только для страховки, но и как средство передвижения для преодоления трудных мест, позволила справляться с доселе непреодолимыми маршрутами.

Возможность вбивать крюки в лед крюки призматической или цилиндрической формы, не оставляя трещин, основана на своеобразном физико-химическом составе воды: её максимальной плотности в жидком состоянии. Если подвергнуть любой лёд соразмерно высокому давлению, то, по принципу Лэ Шателье, лёд должен превратиться в жидкость. Для того, чтобы при температуре -20 градусов растопить лёд, нужно, к примеру, давление не меньше 2000кг/см2. Удар молотком, в порядке этих величин, легко переносит давление на лёд при сравнительно небольшой площади кончика ледового крюка. Таким образом, ледовый крюк, посредством замещения давления образовавшейся водой проникает в лёд. Важно, что в момент завершения удара, вода снова моментально превращается в лёд. Этот процесс называют смерзанием или режеляцией. Ледовый крюк при соответствующих температурах примерзает более или менее прочно.

При компрессии 1 кг/см2 температура плавления льда понижается до 0,0075 градусов. При температуре от 0 градусов С, стало быть, уже достаточно небольшого давления, чтобы лёд расплавился. На основе этого, все альпинистские снаряжения в «тёплом» льду всё же более или менее быстро ослабевают. Но с другой стороны, это означает, что в таком льду процесс режеляции при ударе крюком осуществляется существенно небольшим давлением, чем в холодном льду. При последнем вокруг загнутого внутрь крюка образуется значительное радиальное поле напряжения, которое может привести, при неблагоприятных градиентах температур, к трещине на площади наибольшего скалывающего напряжения.

Трубчатые и полутрубчатые ледовые крюки от Рикардо Кассина стали, поэтому настоящим прогрессом, так как при работе с этими моделями крюков в лёд поступало значительно меньшее напряжение, чем при работе с полными ледовыми крюками. Все эти упомянутые модели имеют один общий недостаток: чтобы достать крюк альпинисту понадобится много времени и сил, так как в процессе режиляции очень часто крюк плотно застревает в глыбе, почти до последнего сантиметра и чтобы его достать, нужно разрыхлить лёд.

Изобретение ледового винта советскими альпинистами было ещё одним прогрессом: винт извлекается из льда быстро и без труда. В скором времени различные виды винтов появились в Австрии, Франции, Германии и Швейцарии. Они, однако, имели один общий дефект, который был у полных крюков, которые создавали во льду опасное радиальное напряжение. Наилучшей из всех известных нам моделей до сего времени является модель MARWA-Eisspirale, так как эта модель, благодаря своему маленькому поперечному разрезу создаёт незначительное напряжение. С другой стороны, при высоких температурах льда под нагрузкой шага передаётся сильное давление на лёд и ослабевает, соответственно, быстрее.

Проанализировав все известные изобретения, пришли к выводу, что ни одно страховочное средство не сочетает в себе все только положительные качества, которые должны соответствовать требованиям, основанным на безопасности и практичности при движении.

Вскоре основу модели стали составлять трубчатые спирали. Эта модель уже при лабораторном испытании, которому подвергались все ранее упомянутые модели, имела существенные отличия. При похожем пределе прочности спираль ледяной трубки больше не приводила к возникновению фугасного действия (эффекту взрыва).

Все испытанные винты раскалывали блок уже при небольшом вкручивании в лёд, в то время как спирали в этих же экстремальных условиях не вызывали никакого фугасного действия. Принцип работы этого нового страховочного средства очень простой. Трубчатая спираль имеет фрезерную головку с большим углом подъёма, которая фрезерует лёд наружу и через тело винта выбрасывает назад. Снаружи на трубке находится прямоугольная резьба с относительно большим зазором. Эта резьба служит для плотного соединения со льдом. При построении нужно обращать внимание на то, что для связи стали со льдом, необходимо оставить требуемый минимум для режеляции. Вследствие чего при вкручивании винта в лёд образуется незначительное напряжение.

Главное достоинство этого способа заключается в том, что эту спираль внедряют в тонкое ледовое покрытие и в узкие ледовые жилы, не опасаясь раскалывания льда. В «тёплом» льду от 0 градусов сравнительный опыт показал, что при напряжении трубчатые спирали медленно разрыхляет лед, в результате чего сравнительно большая площадь контакта переносит груз небольшого давления на лёд.

Трубчатые спирали появились на рынке в 1964 году.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru