Альпинизм. Вопросы безопасности
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1973 г.
Перевод с немецкого
Альпинизм. Вопросы безопасности.
Это только введение в ужасную смертельную борьбу, когда не молниеносно быстро оказывается помощь.
Из большого количества несчастных случаев становится очевидным, что сегодня очень много альпинистов, среди которых не распространены седла скалолаза или петли. При подготовленной петле может быть возможным, что она сама где-нибудь зажмет и альпинист будет не в состоянии подняться. После того, как подобные несчастные случаи стали обыденностью, я хотел бы указать на эффективную самопомощь посредством лестницы. Дальше можно установить, что лестницы пригодны для подъемов 4-го уровня, так как во многих случаях нужно преодолеть крутое ключевое положение. Самопомощь после падения на канате очень проста:
Повесьте лестницу перед грудным узлом;
Поднимитесь на любую перекладину.
В тот же самый момент грудной узел ослабнет, острая жизненная опасность устранена. Можно только изменить положение веревочной лестницы (движение – это очень важно для циркуляции крови), или сесть на верхнюю перекладину. С помощью второй лестницы можно сделать очень удобное сиденье.
В этом месте следует еще раз указать на то, что посредством ремня скалолаза можно предотвратить опасности. Здесь начинаются муки выбора. В спортивных магазинах предлагается пройти испытание на висячем приспособлении.
Подъемные приспособления, которые действительно помогают.
Если сорвавшийся еще и ранен, это обозначает, что он не способен помочь себе сам, и не способен совершить подъем, и тогда помочь может только просьба о быстром освобождении. Альпинисты Миттенвальдера Отто Лоренц и Ричард Райндль исследовали спасательный метод, разработанный объединениями альпинистов, и пришли к совершенно новым знаниям, описанным ниже и представленным в картинках.
В некоторых упражнениях мы тестировали подъемные приспособления, которые рекомендованы объединениями альпинистов, и горной охраной. При этом мужчина висел на канате, который свисал через край скалы к испытуемому. Высота, которую нужно преодолеть, составляла примерно 30 м! С вышеописанными подъемниками преодоление этой высоты было невозможным. С помощью этих подъемников на тренировочной площадке для скалолазания можно протащить вверх своего отдохнувшего и не израненного товарища. Но когда, во время сложного маршрута, уставший и, возможно, израненный из-за падения на канате другого, ты должен вытянуть его на 30-метровую высоту, дело становится более затруднительным. Поэтому мы размышляли о других видах подъемника, испытывали его в самых экстремальных условиях и пришли к следующим результатам.
Сначала завязывается петля с помощью узла прусика на канате, спускающимся к сорвавшемуся, и закрепляется к статичному крюку для разгрузки каната. Дальнейший порядок пользования подъемником отражен на рисунке.
Существенные преимущества этой модели:
Малая затрата сил (см. измеренные показатели)
Тянуть вниз! При этом можно использовать вес собственного тела.
Сразу после падения на канат подвешивается карабин и затягивается перед узлами пояса скалолаза (справа), и затем нагружается лестница (слева), нагрузки на тело уже нет.
Модель Митенвальд – скала 1.
Канат, который нужно тянуть, вешается вместе с карабином, как и при закреплении перекрестного карабинового сиденья в ремне сиденья. Поэтому весь вес тела без особых усилий используется как силовая тяга (если нет сиденья, то нужно с помощью каната завязать петлю). Если ваш вес 70 кг, а для вытягиваемого требуется 40 кг, то вы можете себе представить, что кроме привычной работы больше физическая сила нигде не применяется.
Двойной подъемник (скала 2) должен быть приведен в исходное положение смещением петель пруса. Опыт показывает, что можно выиграть много времени, если следовать следующим шагам: прежде чем карабины 2 и 4 соприкоснутся, нужно полностью охватить на карабине 2 канат, чтобы избежать скатывания, а другой рукой одновременно передвинуть узел пруса от карабина 4 к карабину. Если карабин 4 передвинуть так пару раз, весь подъемник должен привестись в исходное положение.
Внимание! Если это происходит не так, а каждый раз переставлять весь подъемник, то разгрузочная петля будет затягиваться, и из-за этого натяжения теряется примерно 5 см выигранное высоты и тогда нужно в два раза длиннее, чтобы вытянуть сорвавшегося.
То, что мы советуем для ледников другие модели, имеет достаточное основание. В скалах легче тянуть вниз, но при этом происходит сильное давление на крепление, а на льду нельзя при фиксации с помощью кирки допустить этого давления.
Поэтому здесь можно использовать подъемники, у которых направление подъема указывает на место крепления. Лучше всего для этого подходит следующая модель:
Эти обе модели соответствуют в принципе системе AV. У модели «Лед 1» канат можно пропустить через два отдельных карабина. При наличии 4-х карабинов удобнее, использовать «Лед 2», как на то указывают измеренные величины. При этом обратите внимание на канаты в верхнем карабине идут в одном направлении. В этом случае 2 или 3 каната не вызывают видимых недостатков в карабине. «Лед 2» обслуживается также, как «скала 2». При всех указанных величинах нужно обратить внимание на то, что они на местности из-за трения о скалу и лед больше выпадают.
Общий рекомендательный совет:
Карабины привязать самой короткой петлей узлом прусика к канату. Мы рекомендуем также каждому альпинисту: иметь при подъеме минимум 3 завязанные узлом петли из 70-ти сантиметрового репшнура толщиной 5 мм. При подъеме эти короткие петли не находят применения, в экстренных случаях они должны быть обязательно. Иногда советуют повесить 2 карабина в петли пруса вместо одного. Но мы при измерениях не обнаруживаем никаких преимуществ. Теоретические и физические расчеты приводят все к тому же результату.
При подъеме возникающее трение действительно уменьшается, если вместо 11-меллиметрового каната используется в подъемнике тонкий репшнур. Если для подъемника больше нет карабинов или их мало, можно их заменить следующим: основу и крюк, особенно кольцевой крюк, завязываются узлом в канат с помощью коротких петель пруса. Или при использовании репшнура для подъемника привязывать прямо к нему. Если в распоряжении нет крюка, то вместо карабина могут служить петли, обмотанные перевязочным бинтом. Если не обматывать петли бинтом, то они прогорят за короткое время. Для использования крюка 2 такие петли и 2 марлевых бинта (из аптечки в рюкзаке) мы сделали подъемник «скала 1». С его помощью один человек поднял другого на 25-ти метровую высоту за 1 час. Дополнительное трение каната о край скалы тоже было. Через 2-3 метра перевязка должна быть подремонтирована с помощью марли.
Дорогие альпинисты! Мы надеемся, что вы учите эти подъемники бесплатно.
Отто Лоренц и Рихард Райндль.
Информация.
Справка по практическим вопросам предоставлена:
Отто Лоренц,
8102 Миттенвальд,
Альберт-Шоттштрасе. 25
Теоретические вопросы:
Рихард Райндль,
8102 Миттенвальд
Модель
Миттенвалльд – скала 1
Измеренные величины: вес сорвавшегося - 80 кг.
Просто АV - Подъемная сила 56 кг
Просто горная охрана - 66 кг
Миттенвльд – скала1 - 40 кг
Существенно новое на нашей модели – это вывешивание карабина 3 на спускающийся канат.
Модель Миттенвальд - скала 2:
Не хватает подъемника - скала 1 , тогда его можно расширить, как показано на рисунке.
Измеренные величины: вес сорвавшегося - 80 кг.
Удвоенный АV - Сила тяги 42 кг
Удвоенная горная охрана - 52 кг
Миттенвльд – скала2 - 25 кг
Лед 1 - 42 кг
Лед 2 - 25 кг
Измеренные величины: вес сорвавшегося - 80 кг.
Миттенвльд – скала2 - 25 кг.
Пит Шуберт
Новое снаряжение-73. Больше шансов выживания в горах
«Альпинизм - это спорт, который круто срывается во все стороны и покушается на жизнь». Это крылатое выражение попадает в самую точку.
А альпинизм ( это без сомнения) не совсем безопасен.
Одна из многих возможностей – исключить моменты опасности из альпинизма – это подобрать лучшее снаряжение.
Не удивительно, что альпинисты заинтересованы в технических новинках, которые увеличивают шансы выживания в горах, а риск заметно уменьшают.
И ежегодно появляется множество новинок.
Зачастую это только незначительные изменения на уже существующих образцах снаряжения, и очень редко речь идет о действительно новых вещах.
Также и сегодня. В феврале на ИСПО в Мюнхене были представлены некоторые новинки, достойные удивления, так, например, зажим на двойном канате фирмы Salewa для подъема и спуска на двойном канате. (см.3/73, стр.36), канат спортивный, элитный, фирмы Kesel и светящийся в сумерках и в тумане (см. Альпинизм 6/73, стр. 43). А также сиденье скалолаза, модель – Клаус Гои австрийской фирмы Тойфельбергер в Уэльсе. К сожалению, во всех публикациях включая публикации фирмы производителя, рекомендуется только один вид каната: повышенная опасность ушиба позвоночника (см. Альпинизм 10/72, стр. 4). Это коротко о достойных упоминания, но малореволюционных новинках ИСПО 73.
Сенсационных новинок, которые, увеличивая шансы выживания в горах, являются историческими, - только 2 продукта.
1 - Новый материал для ледоруба из ГФК (усилитель стекловолокна) фирмы Штубаи из Фульпмеса.
2- Канат - Эвердрай фирмы Тойфельбергер, которая также выпускает канат-Эдельвейс.
Прежний ледоруб с деревянной ручкой
То, что хвалят старики ледоруб с деревянной ручкой, сегодня можно использовать, в лучшем случае, как палку для ходьбы.
Она одна из самых отсталых, несоответствующих сегодняшнему состоянию современной техники, и одна из самых опасных звеньев цепи обеспечения надежности во льдах. Известно достаточное количество несчастных случаев, когда к падению каната приводит сломанный ледоруб. Об одном несчастном случае стоит рассказать: Альфред Бонерт и его спутник нашли у подножия горы Монт Маудит сломанный ледоруб.
В конце 1970 года были проведены испытания прочности ледоруба на новых и уже использованных предметах. Результат был для поднимающихся по льду не слишком ободряющим (см. «Альпинизм» 5/71 и «Территорию надежности» в отчете DAV 69/70). По результатам испытаний новые ясеневые кирки ломаются при показателе – 200 кг , новые ледорубы из карии – при 270 кг. Но здесь еще не сделано выводов по поводу самых низких показателей ломкости. Так, например, самый плохой ясень сломался при 157 кг, а самая плохая кария – при 202 кг, из рексилона – при 270 кг. Не удивительно! Диапазон показаний прочности натуральных материалов очень велик. Лишь у рексилона (проклеенное дерево) диапазон меньше.
Еще хуже дело выглядит с использованным ясенем.
Ледоруб c ручкой из металла
Новые, прочные ледорубы давно появились на рынке. Ручки сделаны из металла (алюминиевые трубки). Но металлическая ручка обладает рядом недостатков.
- Металл обладает плохой изоляцией. При использовании изоляция портится, или она недостаточна изначально.
- Металл дрожит, вибрирует. Это качество характерно для всех видов прочных металлов.
Таким образом, были почти исследованы новые пути, которые в области космонавтики, например, привели к самым удовлетворяющим результатам.
Ледоруб с ручкой из стекловолокна
В свете использования современных технологий в секторе горного снаряжения ледоруб был сделан из стекловолокна. Инициатива исходила от журнала «Территория надежности» DAV,который в своем вышеупомянутом отчете 1971 года указал на катастрофическое состояние техники в области прочности. Заводы Штубаи в Фульпмес/Тироль приняли предложение, и самый большой немецкий концерн воздухоплавания и космонавтики, фирма Мессершмит-Бёльков - Блoм ГмБХ в Оттобруне под Мюнхеном разработал новое стекловолокно, которое изготавливается по лицензии на заводах Штубаи.
Новое стекловолокно обладает таким же поперечным разрезом, что и привычные деревянные материалы. Поверхность делается несколько шершавой, чтобы избежать скольжения руки. Стекловолоконный материал только лишь незаметно тяжелее, чем предыдущие деревянные изделия. Положение центра тяжести – неизменно. Маховой момент – также неизменен. Теплопроводность стекловолоконного материала несравненно ниже, чем у алюминия. Аллюминий: 180 ккал/гм С. Стекловолокно: 0,3 до 0,6 ккал/гм С. Стекловолоконный материал проводит тепло рук, по меньшей мере, в 300 раз меньше, чем алюминий.
В качестве ледоруба была выбрана испытанная модель Штубаи «Nanga-Parbat-Extrem» с несколько кривым крючком (на острие, не на лопате), что является более положительным при ледолазании, но менее выгодно для прорубливания ступеней. Клешневое крепление головки ледоруба к деревянной ручке было заменено клеевой связкой. Прочность разрыва в направлении ручки свыше 1000 кг.
Степень прочности новой ручки из стекловолокна
Комиссия по материалам УИАА на последнем заседании 14-15 апреля этого года в Париже выработали нормы прочности ручки ледоруба, которые, если остальные страны-участницы в течение 3 месяцев не предъявляют претензии (что, конечно, не ожидается), должны быть в конце года опубликованы.
В соответствии с этими нормами ручка ледоруба, которая имеет знак качества УИАА (также как канаты и карабины), указывает на показатели ломкости (400 кп) при распределении тяжести.
Новая ручка из стекловолокна от Штубаи будет полностью соответствовать этим нормам. Из 8 ручек кирки, подверженной испытаниям на прочность (УИАА требует 5) самый низкий показатель был при 475 кг, самый высокий - при 695 кг. Поэтому стекловолоконная ручка очень эластична. При нагрузке 360 кг и последующей разгрузкой до нуля не было установлено никакого постоянного преобразования формы стекловолоконной ручки. Стекловолокно имеет преимущество абсолютного нестарения. В рядом стоящей диаграмме обозначены величины прочности новой рукоятки из стекловолокна в сравнении с прочностью ручки из ясеня, кирии и рексилона.
Цена.
Путем замены новым клееным узлом затраты на новую ручку в сравнении с деревянной рукояткой сокращены, что ведет к компенсации части увеличивающихся расходов очень дорогостоящего изготовления ручки из стекловолокна. Таким образом, удивительно низкая цена – примерно 100 DM- будет сохраняться.