Транспортировка пострадавших в горах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1975 г.
Перевод с немецкого
В середине: Горные носилки Штиглера на Доломитовом фронте во время Первой мировой войны 1914-1918
Справа вверху: Носилки Немецко-Австрийского клуба альпинистов, с помощью которых раненых спускали по канату.
Справа внизу: Носилки клуба альпинистов с колесами. (1943г.) Г. Флора/ В. Флепс
Транспортировка раненых – вчера и сегодня
В течение многих десятилетий транспортировка раненого альпиниста из высокогорной области была одной из огромных проблем для его товарищей, приходивших ему на помощь. Т.к. раньше не знали механизмов транспортировки, друзья несли раненого вниз с горы на спине. Зачастую помогали также охотники и крестьяне, они тянули потерпевшего к долине на волокушах, собранных из ветвей. С момента туристического обнаружения Альп в конце прошлого столетия увеличилось количество несчастных случаев; вскоре создалось «Альпийского спасательного общества».
Эксперты в области альпийской спасательной службы на «Международной конференции по спасанию в горах в 1948 году» в Штрипсенйох (Кайзергебирге): Д-р. Р. Кэмпелл (сегодня почётный председатель Международной комиссии альпийского спасательного дела), д-р. Шмидт-Велленбург (генеральный секретарь Австрийского альпийского союза), проф. д-р. Б. Брайтнер (правление Хирургической университетской клиники Инсбрук и председатель Австрийского Красного Креста).
Одним из первых средств для транспортировки были носилки с палками Немецко-Австрийского клуба альпинистов, с помощью которых пострадавшего несли вниз при большой нагрузке для всех носильщиков, которую трудно представить. Два спасателя, с носилками с палками между собой, должны были спускаться по канату с двух отдельных анкерных закреплений каната. Как и в случае носилок с палками, так и с позднее разработанными носилками с двойными палками раненый лежал полностью на спине. На ровной местности к носилкам Альпийского клуба альпинистов приделывались два колеса, чтобы для пострадавшего и спасателей было быстрее преодолевать длинные горные долины.
На доломитовом фронте во время Первой мировой войны бесчисленное множество раненых нужно было транспортировать из высокогорного района к долине. Впервые при этом применили горные носилки, разработанные Штиглером, для транспортировки пострадавшего в полусидячем положении. Горные носилки Штиглера не только могли нести два помощника с помощью ремня безопасности, но также с помощью этой складной деревянной конструкции было возможно спускать на канате по стене пострадавших. В период между Первой и Второй мировыми войнами причислялись горные носилки Штиглера к самым используемым альпийским средствам транспортировки в Восточных Альпах.
Французское средство транспортировки (разработано Пигвиллем) может использоваться в сочетании со стальным тросом в обрывистой скалистой местности. Такие же носилки Полвиллы можно поднимать вертолетом (тип Alouette) с помощью лебедки и размещать в кабине вертолета только в полёте на режиме висения.
В конце тридцатых годов в Швейцарии Марквальдер построил роликовые опорные носилки, которые использовались преимущественно швейцарской армией. В этой металлической конструкции – соответственно она была тяжелой – пострадавший лежал, как и горных носилках Штиглера в положении "на корточках" полусидя, его тянули вниз через обрывистые местности и скалы.
Во время Второй мировой войны все используемые альпийские средства транспортировки были протестированы на пригодность для транспортировки пострадавшего в Войсковой горной медицинской школе им. Санкт Йохана в Тироле, пригодные носилки усовершенствовались. Так горные носилки Штиглера получили два колеса для быстрой транспортировки пострадавшего. Ряд других средств для спасения, таких как стальной трос, сиденье для спуска по канату, мешок для спуска по канату и спасательные сани были разработаны и испытаны в общих чертах в последние послевоенные годы в Войсковой горной медицинской школе им. Санкт Йохана.
Все эти современные спасательные средства больше не применялись на фронте, после войны их переняла основанная Австрийская служба спасения в горах и в 1948 году они впервые были представлены на интернациональном форуме альпинистов, спасателей в горах и врачей в Штрипсенйох (Кайзергебирге). Эта альпийская спасательная техника с современными средствами спасения привлекла интерес и получила признание не только во всем альпийском пространстве, но и позднее во всем мире. Таким образом началась новая эпоха в истории альпийского спасательного дела.
Во Франции развитие альпийских средств транспортировки прошло свой путь. Из походных носилок, используемых французами уже в Первой мировой войне, лодкоподобной железной конструкции, при сохранении горизонтального положения пострадавшего развилась транспортировочная штанга, располагавшаяся вилкообразно на плечах спасателя; пострадавший транспортировался в висячем положении. В обрывистой местности спасатель мог положить эту транспортировочную штангу с пострадавшим поперек перед собой и мог спускаться по канату.
Горные носилки Австрийской службы спасения в горах спускаются с помощью стального троса по выступающей стене.
Фото: Архив проф. д-ра Герхарда Флора
Пигвиллем разработал современное средство транспортировки для спасения в воздухе и на земле. При подъеме эти маленькие носилки может нести один человек на спине в упакованном виде. При транспортировке обе вилки носилок лежали на плечах спасателей; пострадавшего спускали вниз к долине в горизонтальном положении. Особое значение приобретают эти носилки при использовании их с вертолетом типа Alouette III. Они могут быть подняты с помощью лебёдки в полёте вертолета на режиме висения, а также они могут загружаться во время полета.
После введения современной спасательной техники в горах со стальными тросами, горными носилками и сиденьем Граммингера поворотным пунктом в истории альпийской транспортировки раненых стал вертолет. Его использование в альпийской службе спасения является самым бережным, быстрым, современным и надежным методом транспортировки. Если несколько лет назад оказание помощи посредством самолета было возможным только в некоторых отдельных случаях, в будущем станет применение вертолета – как это доказывают внушительные цифры Швейцарской службы авиационной скорой помощи – средством выбора для транспортировки раненого из альпийских регионов (см. также АЛЬПИНИЗМ 2, стр. 36, спасение с помощью вертолета).
Уже в 1966 году на 1-м международном симпозиуме вертолетов в Кляйне-Шайдег (Швейцария) Бюлер продемонстрировал международной публике гениальный простой метод транспортировки тяжелораненых посредством вертолета в разработанной им горизонтальной сети. Метод Бюлера для спасения пострадавших из обрывистой скалистой местности посредством спасательного тросового леера и горизонтальной сети представляет собой новаторское достижение в области альпийской спасательной службы на самолёте. Благодаря этому возможно высадить спасателя без лебедки на вертолете, взять пострадавшего и доставить его внешней транспортировкой к промежуточной станции. С помощью лебёдки на вертолете спасатель может спуститься без промежуточной посадки и взять пострадавшего. Это возможно с вертолетом Alouette III вместе с носилками Пигвелле и с типом вертолета Bell UH 1 D вместе со специальным устройством для подвешивания для горных носилок горноспасательной службы.
Размещение раненого в вертолете типа Jet Ranger.
Справа: раненый в горизонтальной сети; его поднимают в полёте вертолета на режиме висения
Фото: Архив проф. д-ра Г. Флора
Возможности размещения тяжелораненого в вертолете сильно ограничено. В вертолете Jet Ranger тяжелораненому можно сделать внутривенные инфузии и инъекции, а также провести искусственную вентиляцию лёгких амбулаторным прибором. В экстренном случае существует возможность транспортировать двух раненых в лежачем положении.
Очень маленькое внутреннее помещение вертолета типа Lama имеет место только для одного лежачего больного. Зато в вертолете типа Bölkow достаточно места для оказания медицинской помощи для двух пострадавших. В вертолете Alouette III помощь можно оказать также двум лежачим больным. Оптимальные возможности для размещения и лечения предлагает вертолет Bell UH 1 D, однако финансовые и лётно-технические обстоятельства ограничивают возможности применения вертолета такого типа.
В распоряжение альпийской спасательной службы предоставлен сегодня ряд возможностей транспортировки. Для наземной транспортировки пострадавшего из высокогорной местности идеальную возможность транспортировки представляют собой горные носилки, сиденье Граммингера и используемый годами мешок вместе со стальным тросом. Спасение пострадавшего посредством самолета перспективно и абсолютно может рассматриваться как метод транспортировки.
Возвращение в лагерь 2. Слева ослеплённый блеском снега Лионель Террай, рядом с ним Марсель Шатц, сзади носильщик - тибетец