О риске в горах в эпоху появления альпинизма



О риске в горах в эпоху появления альпинизма

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №12, Мюнхен, декабрь 1979 г.

Перевод с немецкого


С лестницей высотой в 20 перекладин и деревянного топора в 1859 году на Вайсен Фрау в Бернском нагорье. Человек на лестнице занимает очень рискованную позицию. 

Франц Йозеф Хуги пытался покорить в 1828-1829 гг. Финстераархорн. При этом он чуть не упал в ледниковую трещину на седловине Ротхорн. 

Когда фотографирование с «затвором» превратилось в хобби альпинистов, постоянно нужно было быть наготове, чтобы поймать в кадр сенсацию.

Об игре с огнем.

Приключения в горах на старых гравюрах.  Из отчета Фрица Шмитта. 

Если художники и графики XVII-XVIII ст. пытались передать, прежде всего, живописность и романтизм альпийского ландшафта – крутого, высокого, изрезанного и устрашающего, как в реальной действительности – то, с момента зарождения альпинизма и в его классическую эпоху, им приходилось сталкиваться с опасностями на скалах и льду. Их желанием было показать трепещущей и далекой от гор публике, какими рисковыми героями были эти скалолазы – преимущественно британцы – на европейской арене Альп. Для этого особенно хороши новые репродукционные методы – литография (1796) и гравюра на стали (1820).

 

Естествоиспытатель Франц Йозеф Хуги настойчиво трудился в 1828 и 1829 гг. над Финстераархорн в Бернском нагорье, но вынужден был сдаться еще в начале пути. В его труде «Естественно-историческая поездка в Альпы» по иллюстрациям можно сделать вывод о технике передвижения, экипировке и снаряжении того времени. Длинные штоки только мешали в момент подъема по скале, при помощи геологического молотка корректировались уступы в скале для большего удобства, там даже нашлось место для туриста в полуботинках. Разумеется, с собой также брали лестницу, а за страховочную веревку хватались в экстренных случаях только одной рукой. Несмотря на это, скользящему по седловине Флотхорн, Хуги удалось таким образом спастись от срыва в ледниковую трещину. Пожалуй, без помощи ангела-хранителя возращение из ледникового региона кажется сомнительным.

Летом 1935 года доктор Айнзеле, окружной врач из Берхтесгадена, отважился покорить Цугшпитце с пятой попытки. 11 лет спустя в изданной Гуидо Герресом «Немецкой домовой книге» он опубликовал подробный отчет, дополненный забавными иллюстрациями Каспара Брауна. Это был первый иллюстрированный репортаж о Цугшпитце, пользовавшейся тогда еще дурной славой. На ней пятеро человек при свете факелов поднимаются на Партнах по трапу без поручней, ползком совершают траверс по крутым стенам и взбираются по острому снежному скалистому гребню. Айнзеле сообщает: «Отважный Ханни (из Партенкирхена), наконец, стоял на скале, куда за ним никто не смог проследовать». Он ликовал, стоя на одной ноге на шпиле Монблана, и переплюнул в этой позе эквилибриста Гастона Ребаффа.

В первой половине XIX века восхождения на Монблан с экспедиционной целью пробудили живой интерес у общественности. Как это принято и в наши дни, покорители вершин, успешно вернувшиеся  из экспедиции, зачастую выпускали иллюстрированную книгу. Джон Аульдьо, о котором известно, что в 1827 году только он достиг вершины Монблан исключительно потому, что «потянул веревку, спереди закрепленную двумя проводниками», поместил в свою книгу жуткие картины путешествий по ледникам, такие как полдник на обветшавшем расщепленном мосту.

Мистер Альберт Смит, поднявшийся в 1851 году на Монблан с 19 проводниками и носильщиками «внешне измученным», также составил отчет с картинкам В. Беверли о своем восхождении. Смит может считаться пионером в составлении альпинистских докладов, и это еще до основания альпинистского клуба. Он был настоящим профессионалом. С 1852 года он выступал с докладом в Египетском зале на Пикадилли в Лондоне перед швейцарской кичливой публикой, рассказывая о своих путешествиях в горы и демонстрируя крупноформатные иллюстрации с лазанием по льду и отчаянно свой смелый, но неумелый спуск по снегу.

И публика аплодировала, и так продолжалось шесть лет. Даже королева Виктория удостоила чести Альберта Смита. Злые языки сомневались в альпинистских способностях британца. Так, проводники, его сопровождавшие, подтвердили, что он был не только затащен на самую высокую гору Европы, но и браво спустился с нее и предоставил сомнительное доказательство в 1891 году на викторианской выставки в Лондоне. Несмотря на это, он – подходящий персонаж для произведения Доде «Тартарен на Альпах»! Летом 1859 года Монблан задумал покорить пруссак: доктор В. Пичнер, ученый, внештатный учитель в королевской реальной школе в Берлине. Альпинистом он не был, но при этом являлся большим поклонником «Театра дикой природы». Он называл Монблан  «европейской Давалагири» (Белой горой). Пичнер добился славы и уважения. Самая высокая вершина Гранд-Муле названа в честь Рохера Пичнера. Но наибольшую известность ему принес «Атлас», прилагавшийся к его книге, посвященной Монблану, с цветными печатными иллюстрациями в Grofolio. Здесь Монблан представлен, как огромный улей «в утреннем альпийском сиянии», словно залитый малиновым сиропом. Пичнер писал: «Этот световой эффект навсегда останется в моей памяти».

На другой иллюстрации изображен  ужасный ландшафт ледника вблизи Гранд-Муле: «Переход через ледниковую трещину с помощью проводников и ледовых веревок». Сегодня бы хотелось больше гулять по такому гигантскому ледяному балкону. Это было даже хуже, чем в разломе ледника Кхумбу на Эвересте.

Вот что думает Штайницер: «Работа Пичнера является доказательством того, насколько сильно на момент 1860 года немецкая иллюстрация отставала от швейцарской, французской и английской».

Но и некоторые английские иллюстрированные произведения могут вызывать сегодня улыбку. Клинтон Т. Дент создал с другими известными альпинистами первое руководство по технике альпинизма «Альпинизм», которое в 1892 году поступило в продажу как издание всемирно известной библиотеки Badminton Library. Большинство иллюстраций Х.Г. Виллинка показались нам наивными. Например, запечатлено пересечение ледового желоба. Подскользнувшись, участник бы неизбежно сорвал бы идущего следом за ним человека. И лаконичный текст под картинкой: Backing-up (поддержка/помощь). То, что это же самое изображение, зеркально перевернутое, было повторно опубликовано в статье Людвига Пурчеллера в журнале клуба альпинистов Германии и Австрии в 1894 году, точнее с нескрываемым комическим комментарием «Вы только упадите, а мы поймаем!» ни о чем не говорит.

Другом и напарником учителя физкультуры из Зальцбурга (на счету которого 1700 покоренных вершин) был житель Вены Эмиль Зигмонди. Обоим впервые покорились восточная стена Монте-Розы и Маттерхорн без сопровождения проводников.

24-летний Зигмонди написал стандартный труд «Опасности Альп – практические советы альпинистам» (1885 г.).

Здесь мы встречаем иллюстрации событий в Доломитах, после просмотра которых у современного скалолаза волосы становятся дыбом. Эмиль стоял на крутой плите, держа в руках перекинутую через блок веревку и длинный шток, т.к., очевидно, идущий впереди скалолаз сорвался и просвистел над плитой в пропасть. Но веревка и Эмиль держались браво. Сорвавшийся потерял только свою шляпу. Все четверо тоже могли бы расстаться с жизнью. С Эмилем Зигмонди это произошло летом 1885 года при попытке взобраться на Мейж с юга. Старая веревка порвалась.

«Самым популярным способом изображения гор стала открытка», – такие строки можно было прочесть в 1913 году. Так называемая  «почтовая открытка» была введена в Австрии в 1896 году, видовые открытки появились уже в следующем году и превратились в находку на миллион. От безвкусной мазни с изображением ландшафтов и альпийского сияния и яиц серны до очеловеченных видов Эйгера, Менха и Юнгфрау, а также Покорного и Дикого Кайзера. Но также такие известные горные художники как Отто Барт и оба Комптона порой работали в индустрии видовых открыток.

«Критический момент», так подписан рисунок Эрнстом Плацем. Он появился в тот период, когда впервые был совершено восхождение на Гуглию и Фиолетовые башни. Интерес вызывает примитивное снаряжение и несовершенная веревочная страховка.

На рубеже столетий появились альпинистские статьи в картинках в таких изданиях, как, например, «О суше и море» и «Немецкая иллюстрированная газета».

Картинки поставлялись из цеха: Эрнт Плац, живописец и альпинист. Вместе с Альбрехтом Краффтом он совершил первый подъем на восточную стену Вацманна без проводника и дошел до Кавказа и Килиманджаро. Иллюстрации Плаца кажутся устаревшими, но при этом всегда отражают реальность, изображено ли на них лазание по скалистому гребню в шипованных ботинках и коротких кожаных штанах или подъем на одну из башен Доломитов. Интересными кажутся снаряжение и обращение с альпинисткой веревкой в те времена, когда были преодолены Гуглия и Фиолетовые башни, к тому моменту скалолазы уже рисковали в нижнем диапазоне современного IV-го уровня сложности.

И пусть современные суперскалолазы, укомплектованные самым последним снаряжением (от защитного шлема, защищающего от падающих камней, до профилированной подошвы), неодобрительно покачают головой, но эти скалолазы из дедовских времен были настоящими мужиками: от Винклера и Делаго, Димаи и Беттега до уже спортивно мотивированного поколения в лице Пица, Дюфлера и Пройса. Грешников, идущих против альпинистского духа, среди первых покорителей ледников и героев Монблана было, напротив, не так много, как об этом написано в отчетах и показано на картинках.


Этот рисунок взят из книги «Альпинизм» (1892 г.) К. Т. Дента. Подскользнувшийся скалолаз, идущий вторым по веревке, определенно бы сбил с ног третьего.


Эмиль Зигмонди написал в 1885 году пособие «Опасности Альп». В нем изображен срыв партнера, которого он смог удержать, стоя на крутой плите.


Ханни Барт из Партенкирхена, проводник пятого по счету подъема на Цугшпитце в 1835 году, очевидно, не страдает головокружением.


 Берлинец доктор В. Пичнер в 1859 году при поддержке проводников поднялся на Монблан. По его зарисовкам К. Ульрих изобразил фантастическую, крупноформатную цветную литографию. 

При попытке подъема на Гросвенедигер в 1828 году эрцгерцог Иоганн пожелал подняться на вершину через северо-западный склон. Ниже вершины всю группу едва не накрыла лавина. К слову, сорвавшемуся вниз Рореггеру удалось уцелеть. 

Все иллюстрации взяты из личной коллекции  Ф. Шмитта.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru