Альпинизм в Скалистых горах



Альпинизм в Скалистых горах

Материал нашел, перевел  и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Geoffrey Winthrop Young. Mountain Craft. Methuen & Co Ltd. London, 1934. под ред. Дж.В.Янга. Искусство горовосхождений. Лондон, изд. Мэтьюэн и Ко, 1934 г. Статья А.И.Мамма "Скалистые горы".

Первое издание в 1920 году

перевод с английского

СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ

А.И. МАММ (A. L. MUMM)

Общая топография

СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ формируют основу североамериканского Континента. Канадские Скалистые горы простираются от границы Соединенных Штатов в северо-западном направлении на несколько сотен миль. Из областей, которые представляют интерес для альпинистов, северный предел отмечен пиком Сэра Александра (Sir Alexander), который возвышается в нескольких милях к западу от континентального раздела или водораздела и в 60 - 80 милях от горы Робсон. Страна, расположенная между этими двумя горами, представляет огромный интерес для исследователей и альпинистов, но в настоящее время недостаточно хорошо известна и плохо картирована. О территории, расположенной к югу от горы Робсон мы обладаем некоторыми знаниями условий для альпинизма, но они совсем неполные. До горы Ассинибоин (Assiniboine), расстояние по прямой линии приблизительно 200 миль (грубая оценка). Еще недавно не было известно о каком-либо интересе со стороны исследователей гор или альпинистов, проявленном к главной цепи канадского юга Скалистых гор. Но, в ходе официального исследования водораздела между перевалом Кикинг Хорз («Брыкающаяся лошадь») (Kicking Horse Pass) и границей (1913-16),были открыты никак не меньше, чем четыре группы гор, покрытых снегами и ледниками, и содержащий три вершины более чем 11 000 футов. Ни на одну из них пока еще не было предпринято восхождение. Они простираются на расстоянии около 40 миль за группой гор Ассинибоин.

Скалистые горы теперь доступны по двум железнодорожным линиям. Через них был закончен путь до Великого Тихого Океана в начале 1914. Этот путь проходит через горы долиной Реки Атабаски, и в том месте, где он уходит от Атабаски, можно подняться к перевалу Йеллоухед («Желтоголовый») (Yellowhead) (на расстоянии в 17 миль), где стоит Джаспер, будущий туристический центр, к которому мы возвратимся позже. Другая линия, Канада-Tихий океан (Canadian Pacific), которая была проложена более тридцати лет назад, пересекает главную цепь в районе перевала Кикинг Хорс (Kicking Horse Pass), и затем, после спуска в глубокий каньон Реки Колумбия, проходит через самое сердце горной страны Селкирк (Selkirk). Восхождения в наше время проводится непрерывно и систематически в течение почти тридцати лет в районе, граничащим с этой железнодорожной веткой в районе главного хребта Селкирк. Далее условно будем называть эту область C.P.R. Это - единственная область, где в настоящий момент преобладают условия, сходные с таковыми в европейских Альпах, и восхождения в пределах этого региона весьма отличаются от условий восхождения в каком-либо другом месте в Канаде.

Альпинист, желающий увидеть горы Канады, но не располагающий достаточным временем после прибытия (на мой взгляд, по крайней мере месяц нужен для района C.P.R.), может совершить короткую поездку, речь о которой пойдет ниже.

 

Регион С.P.R.

Путеводитель Бейдеккера по Канаде (1907) содержит приблизительно десять страниц, точной и чрезвычайно сжатой информации об этом районе и прилегающих областях. Подробные данные главным образом изложены в главах с 1 по 9. Из книги «В сердце канадских Скалистых гор», написанной Преподобным сэром Джеймсом Оутрэмом, можно почерпнуть описание почти целого района с добавлениями в виде его собственных историй и огромным количеством цитат из оригинальных рассказов доктора Колли, г. Вилкокса и членов Горного Клуба Аппалачей (Appalachian Mountain Club).

Железная дорога заходит в горы с востока долины Реки Боу (Bow), которая является главной водной артерией региона Саут-Саскачеван; она течет к Банфу (Banff). Хотя сам Банф не считается центром альпинизма, здесь есть очень популярный C.P.R. Банф Спрингс Отель. В свое время доктор Колли обнаружил в этих местах хороший горный подъем в окрестностях Горы Эдит, и, несомненно, легко могут быть найдены и другие объекты для восхождений. Здесь находится дом Альпийского Клуба Канады и отправная точка для восхождения на гору Ассинибоин. Этот пик является самым высоким на юге железной дороги, и подъем на нее - прекрасная экспедиция. При благоприятных условиях можно достичь и покорить вершину и вернуться назад в Банфу в течение шести дней. Это означает путешествие со снаряжением для разбивки лагеря и вьючными лошадями; но для альпиниста, посещающего Канаду впервые, имеет смысл совершить одну такую поездку, поскольку, помимо того, что такое путешествие приятно и интересно само по себе, оно дало бы полезный опыт в случае, если вы собираетесь вернуться сюда через год и совершать расширенную поездку по непроторенным дорогам в глубине страны.

Вскоре после выезда из Банфа долина Реки Боу идет параллельно с главной горной цепью, минуя горы Шторм и Болл, к которым можно добраться через перевал Вермильон (Vermilion) из Банфа за два дня.

На расстоянии тридцати пяти миль от Банфа расположен Лагган (Laggan). Здесь железная дорога отходит в сторону от реки Боу и поднимается через ручей Бат Крик (Bath Creek) к перевалу Кикинг Хорз. Лагган - станция у озера Луиз, где есть еще одна гостиница C.P.R. первого класса (в 3 милях от железной дороги), тут, на южной стороне горной цепи, расположен основной горный центр. На несколько пиков можно подняться непосредственно от гостиницы; также можно поселиться в постоянном летнем альпинистском лагере в долине Десяти Пиков. Или можно взять с собой палатку, припасы, и т.д. (можно послать груз туда из гостиницы). Подобную стоянку можно организовать или в районе озера Луиз, или в лагере у озера О’Хэра. Оттуда удобные подходы ко всем другим пикам, заслуживающим внимания, кроме таковых из горной цепи Оттертэйл (Ottertail).

Последний из упомянутых горных массивов легче всего достичь от Филда, расположенного в 16 милях от Лаггана и 8 милях к западу от перевала Кикинг Хорз, где есть другая гостиница C.P.R. «Маунт Стивен Хаус», лучший горный центр на северной стороне железной дороги. Помимо гостиницы в Филде есть шале на Изумрудном Озере и два постоянных летних лагеря, один на водопадах Такаккау (Takakkaw Falls); другой, Лагерь Уоррена, я так и не смог найти. Конечно, также можно совершить короткую поездку к Реке Боу, приблизиться к горной цепи Вапутик (Waputik), но долины Йохо и Изумрудная на мой взгляд, более привлекательны. С точки зрения альпинизма эти горы менее интересны чем те, что расположены на южной стороне железнодорожной линии и то же самое может быть сказано относительно горы Гектор, высочайшей вершины между долинами Боу и Пайпстоун. К востоку от Пайпстоуна также стоит посетить горы озерного края Птармиган (в переводе «Куропатка»), расположенные как раз напротив Лаггана.

Лучшая общая карта этой части района C.P.R., которую я смог обнаружить - карта южной части Скалистых гор, изданная Министерством внутренних дел. К сожалению, они заканчиваются в четырех или пяти милях не доходя до горы Ассинибоин. Часть этого материала для текущих целей издана в брошюре, выпущенной Компанией C.P.R. Масштаб составляет 4 мили в дюйме. Крупномасштабные карты отображают горы, фактически формирующие водораздел (включая горную цепь Ассинибоин) на юг от ущелья Валтур (в переводе «Стервятник») и горы Гордон в горной цепи Вапутик.

В Селкирке есть так называемый Дом Ледника (приблизительно 90 миль по железной дороге за Филдом и 3 мили от перевала Роджер), там железная дорога пересекает горный хребет. Это, вероятно, лучший из центров C.P.R. в данном районе, и пока наибольшее количество экспедиций можно проводить непосредственно из гостиницы, или, в крайнем случае, только с одной ночевкой. В этом отношении у Дома Ледника есть очень немного конкурентов даже в Швейцарии. Путеводитель дает короткое описание этих маршрутов и превосходную небольшую карту гор, которые буквально окружают гостиницу.

Проводники и снаряжение

Шесть-восемь швейцарских проводников привозятся каждое лето Компанией C.P.R., и предпринимаются попытки побудить некоторых из них обосноваться надолго в Эдельвейсе, рядом с Голденом в регионе Колумбия. Их распределяют в течение сезона по четырем или пяти центрам, которые уже были упомянуты. Любой желающий может воспользоваться их услугами по цене 5$ в день. Нужно общаться с запросом в гостиницу от которой намереваетесь подняться, как можно раньше. Альпинист, прибывающий в район C.P.R. с обычным швейцарским снаряжением, будет наслаждаться большим количеством маршрутов восхождений без специальных приготовлений. Даже веревки и ледорубы поставляются в Дом Ледника, и вероятно, в другие центры также. Превосходные одеяла Компании залива Гудзона можно приобрести в Банфе, а для ночевки на одну ночь их, вероятно можно брать напрокат.

Есть также много областей для восхождения без сопровождения проводниками. Некоторые из экспедиций, несомненно, трудны и подходят исключительно для опытной сильной группы без сопровождения. Впрочем, трое достаточно опытных любителей могли бы достигнуть многого. По сравнению с главной горной цепью, на Селкрике двигаться придется по снегу и льду, а по скалам – мало. Тут, кажется, больше подъемов умеренной трудности, чем в Скалистых горах с южной стороны железной дороги.

Способы путешествий

Путешествие вдалеке от железной дороги, как уже было сказано, означает необходимость путешествовать со снаряжением для лагеря и с вьючным обозом. Отличный проводник совмещает здесь функции гида и упаковщика вещей. Такой человек - бесценное сокровище. Стоит упомянуть здесь, для тех, кто еще не посетил Скалистые горы, что они очень независимая группа мужчин, и что социальные различия, которые считаются само собой разумеющимися в Европе просто не существуют для них здесь. Чем быстрее путешественник может заставить себя относиться к этому моменту спокойно, тем более приятным будет его пребывание там. Путешественник также обнаружит, если будет внимательно смотреть по сторонам и слушать, что есть очень четкий, неписаный кодекс поведения в лагере, из которых самыми важными правилами являются следующие: никогда не ворчите; никогда не проявляйте нетерпимость; никогда не указывайте кому бы то ни было делать что-нибудь, всегда сначала спрашивайте.

Обычный способ договориться с проводником-упаковщиком состоит в том, чтобы сообщить ему максимально заранее количество членов группы и предположительную продолжительность поездки. Тогда он берет на себя ответственность за все, обеспечивая верховых и вьючных лошадей, палатки, кухонное оборудование, провиант, и т.д., за фиксированную сумму оплаты за день: единственная вещь, которой путешественник, как ожидается, обеспечит себя сам, являются его постельные принадлежности. В районе C.P.R. подготовка к путешествию находится теперь почти полностью в руках компании Брюстер Трансфер и Ко Лтд (Brewster Transfer Co. Ltd), чья штаб-квартира находится на Озере Луиз. Они имеют хорошую репутацию, и, как говорят, предоставляют хороших работников. Их обычные нормы оплаты — 15$ в день на одного человека; для двух человек - 12,50$ на каждого человека; и 10$ в день на каждого из трех человек, «со скидками для больших групп». Вне района C.P.R. подготовка к походу - все еще вопрос отдельных частных предприятий; некоторые из них, прежде работавшие в районе C.P.R., мигрировали к Джасперу, и, вероятно, другие будут основывать там свою штаб-квартиру, поскольку время идет; но в настоящее время основной центр экипировки Северной Альберты находится на озере Сент-Энн, около Эдмонтона. Их обычные расценки находятся на том же уровне, как у Компании Брюстера (N.B.-написанный в 1913; цены могут теперь быть выше).

Несколько предложений относительно некоторых из вышеупомянутых пунктов могут быть полезны.

Заметки о снаряжении

1. Попробовав однажды обойтись без верховых лошадей, частично основываясь на принципах аскетизма, частично в познавательных целях, могу без колебаний утверждать, что это - большая ошибка. Тоскливо тащить на себе все снаряжение, особенно при пересечении рек.

2. Путешественник должен удостовериться, что одна из палаток – вигвам (типи). Во время периода холодной, влажной погоды (даже в августе на весьма низких уровнях иногда сталкиваются со снегом), вигвам делает жизнь намного радостнее. Один из работников экипировочного центра с большим и разнообразным опытом как летнего, так и зимнего путешествия сказал мне, что предпочел бы большую обычную палатку с печью. У меня нет никакого личного опыта в этом плане, но какой-то из двух этих вариантов необходим. Обычные палатки, которые вам выдадут удовлетворяют всем обычным требованиям, но иногда не выдерживают длительную влажную погоду. Я однажды взял палатку Вимпер из сверхлегкого материала, которая, помимо того, чтобы быть абсолютно водонепроницаемой, обладала двумя большими преимуществами: во-первых, у нее был пол; во-вторых, ее можно было мгновенно собрать по прибытии в лагерь: с другими палатками приходилось рубить палки для стоек и приходилось проявлять внимание к очень многим другим вещам. Один недостаток и серьезный — состоял в том, что стойки были ужасно длинные, их было неудобно возить. Намного легче, когда стойки составные из двух частей. Маленькая палатка Маммери не требуется так часто, как в Альпах, но в целом ее стоит брать с собой.

3. Относительно одежды: требуется то же, что и в Альпах. Следует принять во внимание, что каждый проводит больше времени в пути, чем собственно в восхождении. Поэтому в большей степени подбитые гвоздями горные ботинки не очень подходят для верховой езды; они застревают в стременах, что может легко стать источником опасности и причиной падения. Подбивать ботинки обычными (не рельефными) гвоздями намного лучше для обычного путешествия. Перчатки полезны в поездке через густой лес, и шелковый шейный платок является некоторой защитой против москитов. Компания Фортум и Масон, Джермин Стрит, Лондон, выпускает хорошую модель ботинок для лагеря.

Плащ макинтош или клеенчатая одежда «oilies” - незаменимы для того, чтобы путешествовать во влажную погоду. Накидка из клеенки «Oilies» обеспечивает более полную защиту от дождя, но ее трудно надеть и снять, и в ней ужасающе жарко, когда на плохой дороге нужно слезть с лошади и идти пешком. В целом, предпочтение следует отдать макинтошу. Для того, чтобы устроиться на ночлег, несколько одеял - все, что требуется в хорошую погоду; еловые ветви обеспечат прекрасный матрац. Но стоит сказать несколько слов в пользу раскладушки, особенно если у палатки нет пола. С походной кроватью с Х-образными ножками, спальным мешком и одеялом можно быть спокойным при любой погоде, пусть вас не пугает дополнительный вес кровати. Намного более важно, чтобы поклажа, содержащая личный багаж, была надежно и компактно упакована, так, чтобы с ней было легко обращаться. Она также должна быть легкой. В несколько чемоданов (предпочтительно из дробленого тростника) не более, чем 26 дюймов длиной, входит все, что требуется для поездки в течение двух месяцев. Чемоданы хорошо подходят при навьючивании на каждую сторону седла. Чатламчи (Chtlamchi) (сосуд для воды) индийского типа полезен, но крупноват, лучше взять меньший сосуд (предпочтительно не эмалированный) в Армейских и Морских Магазинах и сделать кожаный чехол для него.

4. Ночевка под открытым небом для Канады – редкость. Не нужно думать о доставке из Англии продуктов питания из серии «побаловать себя перед сном». Виски превосходного качества и сигары (хорошие и дешевые), можно купить в Магазинах Компании Залива Гудзона в Эдмонтоне или Калгари. Относительно условий вообще, у экипировочных центров обычно имеется прекрасное представление о том, что требуется; но если у Вас есть какое-нибудь специальное предпочтение, например, какао или кофе, чай — следует также упомянуть об этом.

Сезон

Сезон восхождений в Канаде и погодные условия вообще, грубо говоря, подобны Альпийским; но сезон закрывается ранее, а период прекрасной погоды, которая так часто встречается в Альпах в начале сентября, отсутствует в Канаде. Когда закончатся хорошие дороги, надо принять во внимание, что реки будут труднопроходимы в начале лета (то есть к концу июля), (позже - легче). Весьма небольшие ручьи могут внезапно стать непреодолимым препятствиями в течение дня или двух в любое время. Тропы, которыми регулярно не пользуются, ухудшаются, и, как было отмечено выше, метели иногда делают путешествие временно невозможным даже в августе. Иными словами, опрометчиво планировать что-либо заранее, пока не установлены реальные даты и время путешествия.

Ежегодные лагеря

Никакой опыт альпинизма в Канаде не был бы полон, если не упомянуть Альпинистский Канадский Клуб и ежегодные лагеря его участников в горах, которые действительно стали выдающейся особенностью канадского альпинизма. Лагери устраиваются обычно в конце июля и работают в течение восьми-десяти дней. Они обязательно располагаются возле железных дорог, но ими пользуются и группы более отдаленных экспедиций. Альпинисту, намеревающемуся завести первое знакомство со Скалистыми горами, трудно сделать это приятнее и выгоднее, чем посещая один из этих лагерей. Для этого и по многим другим причинам ему неплохо дать совет стать членом клуба. Сердечный прием, предлагаемый английским альпинистам вообще, и членам Альпийского Клуба в частности, вам обеспечен. Горные лагеря оказывают неоценимую помощь в получении информации из самых авторитетных источников относительно топографии, новых экспедиций, методов путешествия и тому подобного. Если бы посещение лагеря не нужно, то путешественник, в качестве члена клуба, мог бы в любом случае получить совет и помощь от его организаторов и других участников, которые иначе будут для него недосягаемы.

Доступность, цены и прочее

Относительно поездки из Англии следующие подробные сведения были даны в приглашении, выпущенном для членов Английского Альпийского Клуба в 1913:

- Плата за проезд пароходом, первый класс, от Ливерпуля до Монреаля составляет 18£, 10 s. В один конец (судном одного класса).

- Стоимость билета туда и обратно, первого класса, от Монреаля до Лаггана (C.P.R.) 13£. Наценка для места в спальном вагоне составляет 6£ для двоих.

- Стоимость билета туда и обратно, первого класса, от Монреаля до станции «Горы Робсон» (G.T.P.) 14£. Наценка для места в спальном вагоне составляет приблизительно 6£, 10 s. для двоих.

- Время, занятое поездкой от Ливерпуля до станций Гора Робсон или Лагган, составляет десять - одиннадцать дней.

Нота бене. - рейс на судне одного класса занимает несколько дней дольше. Место в спальном вагоне фактически обязательно. Два человека, берущие «купе», могут совершить поездку в намного большем комфорте за дополнительную оплату 2£, 3 s. с каждого. Время и оплата за проезд до Джаспера намного меньше, чем до Гор Робсон. Время в пути от Ливерпуля до Станции Лагган или Горы Робсон короче, но это трудное и продолжительное путешествие. Полные подробные сведения, вместе с брошюрами, расписаниями, и т.д., могут быть получены в Лондонских офисах C.P.R. и G.T.P., оба на улице Кокспур (Cockspur Street), в Лондоне, в пределах ста ярдов друг из друга. Единственный альтернативный маршрут к Монреалю лежит через Нью-Йорк, об этом см. Путеводитель.Бредекера по Канаде.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru