Зимний альпинизм



Зимний альпинизм

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Mountaineering. Sydney Spencer. Seeley Service & Co. London, 1934. Альпинизм. Под ред. Сиднея Спенсера. Библиотека Лонсдейл, том 18. Лондон, изд. Сили Сервис и Ко, 1934. Генри Хоек. Глава "Зимний альпинизм".

Перевод с английского


 

Зимний альпинизм

Доктор Генри Хоек

Только в течение прошлых сорока лет было заметно различие между зимним и летним альпинизмом.

До этого, возможно, было  различие в выходе фактической физической энергии, но  различие в восхождении  в эти два сезона было небольшим. Главное различие заключается в целях, которые альпинист желал достигнуть, в способе разделения  дня и в общем плане.

Способ восхождения на гору зависит (от самой горы, а не от силы и умения альпиниста), полностью от топографии, ее геологического  формирования и материала, и, конечно, ее высоты. Кроме того, естественно, географическое  положение имеет отношение  к вопросу, но мы не будем рассматривать это здесь,  поскольку эта статья имеет дело с европейскими условиями. Другими словами мы имеем  дело только  с Альпийскими условиями.

Мы можем завоевать много высоких гор посредством простой «ходьбы». В других случаях часто необходимо передвигаться нестандартным способом, делать короткие и длинные шаги, иногда поднимать ногу довольно высоко или даже использовать руки. Мы называем это «карабкание». Даже это не достаточно на многих или даже большинстве пиков; техника начинает играть свою роль, нужно сократить шаги и использовать руки, чтобы подтянуться. Это называется «альпинизм».

Как всегда происходит в действительности, границы между этими тремя методами не ясны. Те, кто опытны, и кому  не знакомо головокружение, могут пойти свободно и беспрепятственно, тогда как новички или робкие должны держаться руками. Это когда они начинают подниматься.

Так же как невозможно установить определенную границу между ходьбой, карабканием и альпинизмом, так и нет точного разделения между летним и зимним альпинизмом. Как только кто-то захочет сделать ясное различие, достаточно будет словесного  определения. Нужно сказать: «Я совершу летние восхождения с первого  мая до первого ноября; и во время остальной части года я совершу зимние восхождения». Многие  Континентальные Клубы приняли эту схему для своих любимых статистических отчетов. Естественно это не затрагивает корня вопроса.

Каждый читатель должен понять, что действительно имеется в виду, когда мы говорим о зимнем альпинизме, это подъем на  пик при зимних условиях. Эти условия отличаются  холодом, снегом, и льдом в местах, где мы обычно не находим их в течение летних месяцев. Кроме того, мы должны принять во внимание недостаток более коротких дней, который возмещен до некоторой степени более устойчивой погодой. Единственное принципиальное различие – краткость дневного света; кроме этого, зимние условия могут преобладать летом, и фактически часто встречаются неожиданно, и выше определенной высоты они почти всегда существуют.

Зимой  «зимние условия» - говоря об Альпах - достигаются приблизительно на  6000 футов ниже их летнего уровня. И трудности из-за снега, лавин, которые являются функцией снега, из-за  холода и заледенелых скал состоят в том, чтобы встретить их и ожидать с самого начала. Только опасности схода  ледников меняются немного со временем года. Зимой опасность схода льда и сжатие обуви  меньше, чем летом; трещины в леднике обычно должны пересекаться аккуратнее, поскольку они заполнены мостами нового снега, упавшего зимой. Следовательно, прочность этих мостов часто сомнительна. Так же может произойти, что трещины в леднике настолько скрыты под незащищённым от ветра снегом, что даже самый опытный глаз не в состоянии обнаружить их.

После вышеупомянутого можно заключить, что искусство восхождения зимой означает перемену высокого восхождения на более низкую высоту. Научная техника альпиниста, со всеми ее правилами и уловками, переходит от областей постоянных снегов к сферам временного снега. Альпинизм уже начинается на меньших и менее важных холмах.

Поэтому это определяет правила игры. Все, что сказано в этой книге в главе, названной «Лед и  снег»  применяется одинаково к более старому типу альпинизма зимой.

В самых высоких регионах каждый подъем по его характеру -  это подъем в зимних условиях. На высоких горах целый год  идет снег, и никогда не идет дождь. Зимой трудности и опасности только увеличены сильными холодами, более короткими днями, и часто (но не всегда) большим количеством снега.

Одежда. - Это означает, что наша одежда должна быть более теплой, чем летом и если возможно, более ветронепроницаемой. Несколько слоев тонкого материала более эффективны, чем один толстый. Бесспорно, ботинки должны быть сделаны из самого лучшего сорта «живой» кожи. Под живой кожей я подразумеваю, что кожа еще не потеряла свое оригинальное сальное свойство. Как только это произошло, и вода входит в поры,  поверхностная смазка не помогает. Старая кожа «мертва». Когда вода проникает в поры и замерзает, даже если только на поверхности,  ботинки водонепроницаемы. Но они также воздухонепроницаемы.

Это, как все знают, предотвращает циркуляцию воздуха и в то же самое время испарение от ног. В результате  уплотнение пота на внутренней части кожи приводит к влажным и ледяным ногам. Это означает, что нужно всегда быть внимательным, чтобы не получить обморожение. Следовательно, необходимо избегать тугих ремней, и особенно резинок. Желательно, чтобы крепления для ног не останавливали кровообращение в пальцах ног. Портянки должны или обматываться настолько свободно, насколько возможно, или, предпочтительно, вообще не использоваться.

Это означает, что при всех обстоятельствах нужно запланировать тур так, чтобы в рамках человеческого предвидения никакой бивак не был необходим. Если ночевки под открытым небом нельзя избежать, нужно закопать себя в  снегу и постараться не заснуть.

Далее это означает, что мы должны понять, как лечить обморожение массажем - но ни в коем случае вообще не применять  метод натирания снегом, который только увеличивает холод.

Мы должны понять, что нельзя давать или употреблять алкоголь даже в маленьких дозах. Очевидное ощущение теплоты, которую создает алкоголь, является только ловушкой. Поверхностные вены расширяются, и вероятность обморожения увеличивается. Бренди, виски и любые другие сильные алкогольные жидкости намного опаснее зимой, чем летом.

Лавины. Это означает, наконец, что всегда нужно помнить о лавине, поскольку это представляет самую большую опасность для зимнего альпиниста. Знание лавин важно, но такое знание (часть того, что мы называем, знание снега) приходит только с годами опыта в горах. Нужно, по крайней мере, знать, что снег может формировать десятки добавленных слоев, у каждого из которых может быть различный коэффициент трения и единства; что нужно внимательно рассматривать каждый склон более 25  градусов; управляемый ветром снег, как вторичный  слой, является особенно предательским; что крутой склон под нависшей глыбой снега является очень  опасным, и что самый большой процент всех несчастных случаев схода лавины вызван маленькими сдвигом сухого снега, приведенного в движение самим альпинистом, а не огромной и громоподобной влажной лавиной снега. Это происходит только в течение теплых дней конца зимы, или после дождя, и обычно следует за определенным и известным следом. Большие лавины весной  - периодические потоки снега, и как реальные потоки, текут слой за слоем. Период, во время которого поток сходит, сравнительно очень короток. Альпинист не начинает  восхождение непосредственно в этот период, таким образом, шанс, быть раздавленным такой лавиной, довольно отдален.

Все (позволяет нам настаивать), что  мы упомянули относительно техники завоевания снега, об опасностях снега и льда, об одежде и оборудовании, все, что было сказано об общей квалификации альпиниста летом, также применяется, еще больше, теми, кто поднимается на самые высокие пики зимой.

Таким образом, это есть... или возможно более правильно, таким образом, это было! Поскольку то, что я написал выше, был технический и психологический аспект зимнего альпинизма  приблизительно сорок лет назад. И таким образом, это является для альпиниста старой школы. И если бы это было все, то я мог бы закрыть тему здесь. Сегодня невозможно сделать так! Приблизительно сорок лет назад или  скажем на протяжении  прошлых сорока лет, в то время как развитие все еще продолжается, зимнее восхождение претерпело изменение, из-за введения нового инструмента.

Лыжи - Это новое устройство - лыжи, правление скольжение, одна из наиболее прекрасных идей, которые человек когда-либо имел. В любом случае инструмент предельной простоты, который благодаря  этой простоте открыл большие  пространства и возможности, о которых раньше не мечтали.

Это просто случайно, что в нашей европейской цивилизации альпинизм развился  в науку и спорт до того, как ходьба на лыжах стала известна нам. Альпийские исследователи прошлого столетия были не знакомы с лыжами и их преимуществами, поэтому не использовали их.

Логическим следствием того, чтобы не использовать никакие  легкие  средства преодоления глубокого снега и пересечения обширных засыпанных снегом мест зимой было следующее: восхождение стало по существу летним развлечением, спортом, или  называйте как угодно. Кроме того, альпинист старых классических времен, и те, кто мысленно все еще живут в тех временах, считали и считают человека, который использует новое  и более быстрое оборудование,  чужаком в их священных и любимых заповедниках.

Как раз когда можно использовать велосипед только  в качестве спортивного инвентаря, таким образом, можно использовать лыжу или только  в качестве спортивного инвентаря, или также как средство преодоления  смертельно опасных трудностей из-за снега.

Большая часть старшего поколения увидит только спортивную сторону этого нового инвентаря. И потому что они - кто в глубине души были спортсменами - искали главным образом трудные, скалистые, или ледяные горы, и часто пропускали более легкие, таким образом, они  не считали альпиниста на лыжах настоящим другом или коллегой. Поскольку естественно альпинист на лыжах ищет горы, где он может использовать свой инвентарь и свое умение  в лучшем качестве.

Это теперь вообще установленный принцип, что всесторонний альпинист может быть только тем, кто поднимается в течение года, кто изучил необходимую лыжную технику, чтобы преодолеть трудности, которые нельзя преодолеть иначе.  Он должен понять это точно так же как искусство сокращения шагов на льду или вбивания колышков в скалы, или управления веревкой, или использования тисков. Лыжа сделана для того, чтобы скользить! И движение лыжника на холм или вниз в основном скользящее. Чтобы сделать это совершенно ясным (хотя это кажется очевидным), нужно понять, что  лыжа ни скарпеттти, ни ботинки для восхождения, ни крюки, и при этом они не взаимозаменяемы. Лыжа была разработана и сделана таким способом как, чтобы преодолеть большие дистанции сравнительно гладкой поверхности, и в то же самое время создать наименьшее сопротивление скольжению вперед. Крутизна поверхности земли (говоря технически) не имеет никакого значения к этому фундаментальному требованию.

Основываясь на  этих двух  фактах, мы можем сделать два вывода: во-первых, цель лыжника- альпиниста, или альпиниста,  использующего  лыжи, будет выбрана такой, чтобы максимально использовать преимущества инвентаря.  Можно было бы поэтому выбрать сложные горы, на которые не взбираются летом, поэтому их обычно оставляют в покое. Когда подъем предпринят, каждый выбирает гору, на которую нужно восходить пешком  вплоть до самой вершины, В этом случае лыжи можно оставить и забрать  на обратном пути. Необходимо принять во внимание, что восхождение пешком в середине поездки требует нести лыжи. Это часто неизбежно, где каждый хочет достигнуть вершины  горы, обдуваемой ветром. Только извращенцы находят удовольствие в ношении лыж. Все лыжные бегуны, несомненно, согласятся в этом, хотя это может быть их единственный пункт соглашения.

Мода на лыжный спорт в Альпах привела к массе путеводителей. Теперь для зимних альпинистов возможно получить заранее всю необходимую информацию относительно характера определенной горы.

Во-вторых, часто забывался тот факт, что  почти каждый  горный маршрут  зимой отличается от летнего. Чтобы использовать все преимущества  лыж,  требуются сравнительно гладкие склоны, по этой причине лыжник  выберет, если возможно, склоны для подъема и спуска. Идеальный маршрут для альпиниста без лыж, естественно, следует за горным хребтом, идеальный маршрут для лыжника пробегается через склоны. «Идеальный» - в этом случае самый простой и самый легкий маршрут, маршрут по склону полон опасностей схождения лавин.   Каждый сезон число несчастных случаев, вызванных, таким образом, достигает тревожного количества, почти всегда это  логический результат того, что был выбран «идеальный»  маршрут в смысле лыжного спорта. Итак, можно сделать вывод, что необходимо ознакомиться  с природой и свойствами снега прежде, чем делать попытку восхождения на  пик зимой без опытного руководства. Нужно  следовать четырем условиям, чтобы предпринять восхождение зимой в высоких Альпах с минимумом риска и максимумом удовольствия:

(1) Общее Горное  Искусство, и Опыт (о котором мы уже говорили  вкратце выше).

(2) Специальный Опыт в Снегу (с которым  мы также имели дело).

(3) Самое лучшее Спортивное Оборудование.

(4) Хорошая Способность бегать на лыжах.

Оборудование. - Мы дифференцируем  вполне примерно одежду  и инвентарь. Что касается одежды, можно сказать, что она  должна быть ветронепроницаемой, достаточно теплой  и настолько  гладкой насколько это возможно, чтобы снег  не прилипал к одежде. Все остальное это дело привычки, за исключением одной вещи: в каждом долгом туре нужно взять, по крайней мере, одну  (или лучшие две) дополнительные  пары перчаток или рукавиц. Причина очевидна; даже опытный лыжник  может упасть, и влажные перчатки - реальная опасность для пальцев.

Относительно принадлежностей (поскольку это касается лыжника или отличается от того летнего альпинизма), это включает лыжи, крепление, ботинки, палки, и рюкзак вместе с различными пособиями по скалолазанию и скольжению. Лыжи должны скользить в снегу или по снегу. Они не должны тонуть в снегу слишком глубоко, это означает, что опорная поверхность лыжи должна соответствовать весу лыжника.

 Альпы зимой. Слева: Вейрсхон из Домюэтт. Справа: Пики Грепон и Шармон (Район  Шамони)  

 

Практическая ширина лыжи для туризма заключена в узких пределах. Если ширина является слишком большой, то нога непосредственно не поддержана, при передвижении по крутым заснеженным склонам. Это может вызвать серьезное напряжение в лодыжке, которое снизит выносливость. Лыжа поэтому должна быть довольно длинной, что часто затрудняет поворот, но с другой стороны дает лучшую стабильность в прямом управлении. Через многие годы опыта мы узнали, что для всестороннего использования так называемый тип «Телемарка» является лучшим. Больше нет необходимости говорить об этом, так как лыжа других форм встречается в настоящее время очень редко. Длина лыжи для человека нормального телосложения определяется таким образом: поднять руку выше головы, кончик лыжи должен достать до ладони. Ширина под ногой обычно между 7,5 и 8,5 см. В загнутом месте лыжи  приблизительно 9,5 – 10 см, ширина хвоста 8,5- 9,5 см. С практической точки зрения, в качестве материла  мы должны рассмотреть только шлак или гикори (Сагуа Альба). Гикори является более твердым и более гладким, но более тяжелым, чем шлак. Укрепленные края против твердого снега или льда стали очень популярными в последние несколько лет. В настоящее время выбор находится между волокном, латунью  или сталью. Достоинства этих различных краев - предметы горячих обсуждений. Но на достоинствах искусственных краев, как таковых, не может быть никакого дальнейшего аргумента.

Окончательное решение относительно краев, вероятно, будет тем же самым, какое было достигнуто в отношении креплений, а именно, что есть много удовлетворительных вариантов.

Хорошее крепление должно быть железное и регулируемое, которое быстро крепится и прямо к ботинку. Время лыж с дыркой для ремешка  и креплением, которое нужно завязывать, прошло.

Описание  всех  хороших креплений заполнило бы книгу, и чтобы не проанализировать слишком много, я рекомендую из многих моделей те две, которые являются теперь самыми популярными: «Альпина» (сделана Аттенхофером, Швейцария) и «Кандагарские Гонки» (также швейцарская модель). Оба крепления сделаны из легкого металла, так же как из стали. Легкий металл, который рекомендуется для труизма.  Выбор между этими двумя не является широким. Нужно убедиться, что крепление правильно установлено, и что оно соответствует ботинку. Когда крепление должным образом установлено, невозможно переместить пятку ботинка в бок, но пятка должна быть настолько свободной, что возможно наклонить колено к лыже, а пальцы ног находятся на поверхности лыжи.  Ботинки покрывают ноги, и инструмент для подошвы передает давление ноги на стремя. Основываясь на этом факте, можно сделать определенные выводы в отношении того, что требуется  от хорошего ботинка. Подошвы должны быть крепкими, толстыми и твердыми, но гибкими. Они должны сопротивляться скручиванию и деформации. Они должны быть по форме такими, чтобы в месте  соприкосновения с креплениями образовывали прямую линию.  Также обязательно, чтобы нога, в целом, не перемещалась  в ботинке. Нога должна держаться твердо, иначе лучшая подошва, лучшее крепление не принесет пользы. С другой стороны, пальцам должно быть свободно. Это  существенная защита от обморожения. По этой причине у хороших лыжных ботинок носки укреплены и подняты, и сделаны особенно широкими для пальцев ног. Из оборудования всех лыжных бегунов ботинки являются, возможно, самыми важными. С плохими лыжами и первоклассными ботинками можно идти, но с хорошими лыжами  и плохими ботинками - НЕТ!

Много лет палки были пасынками лыжного спорта. Недавно они были улучшены. Мы требуем от хорошей пары палок,  чтобы они были легкими, одинакового веса и отлично подходили; чтобы их практически  невозможно было сломать  (по этой причины я рекомендую палки,  покрытые  шнурком или тканью); чтобы  диск свободно поворачивался во всех направлениях, даже на снегу, чтобы были широкие петли для рук. Длина - вопрос вкуса, но они должны, по крайней мере, доставать до подмышек. Естественно, в комбинированных турах, палка не может заменить ледоруб. В случаях, где требуется ледоруб, можно взять небольшой; лучше всего  положить его в рюкзак вертикально, лезвием внутрь. Необходимо иметь ледорубы из двух частей (со стальным рукавом в середине). Но движение с этими ледорубами не доставит удовольствие.

Рюкзак лыжника отличается от рюкзака альпиниста. Неожиданные повороты (и возможность случайного падения не нужно упускать из виду) требуют рюкзак, который при любых условиях останется близко к телу. Несомненно, лучшие рюкзаки – с жесткой формой, сделанные по норвежской модели. У них есть еще одно преимущество, ремень через поясницу, который помогает распределить вес. Давление на плечи, таким образом, несколько уменьшено,  и руки свободны для палок. Конечно, это вызывает маленькое увеличение веса, но это того стоит! На трудных скалах рюкзаки с жесткой формой могут стать  помехой и иногда даже быть опасными. В комбинированных турах лучше использовать более старую и более простую модель.

Полное обсуждение оборудования для восхождения и лыж потребовало бы  целую главу. При движении наверх лыжи должны ехать  легко вперед; они не должны задерживаться и скользить назад. При спуске должны скользить так быстро и свободно и с так небольшим количеством сопротивления, насколько это возможно. Эти требования, кажется, противостоят друг другу, но очевидно,  то, что является гладким, будет скользить и то, что является грубым, будет держать. Поэтому мы должны попытаться подготовить скользящую поверхность лыжи согласно нашим потребностям, и грубо и гладко. Сцепление при подъеме  в гору (то есть высокая адгезия к снегу) может быть получено, покрыв поверхность лыжи подходящим воском. Это позволяет лыже скользить вперед легко, но, в момент  увеличения веса, давящего на лыжу, затрагивает кристаллы снега, таким образом вызывая трение. Это теоретически возможно и может быть сделано практически. К сожалению, каждый воск хорош только в специальном диапазоне температуры и для особого типа снега. В ходе долгого подъема каждый естественно пересечет все виды снега и встретится с различными температурами. По этой причине  воск обычно только хорош на небольших  восхождениях, и должно едва  может быть рекомендовано для Альпийского восхождения.

Идея покрыть заднюю поверхность  лыжи полосками меха, волосами, кажется, возникла в очень ранние годы. Это покрытие должно, конечно, быть съемным. Большой опыт показывает, что лучший материал для этой цели – шкурка тюленя. Два полностью различных метода приклеивания этой «кожи» были развиты, а именно, привязывание  кожи и приклеивание  кожи (последние также называют в честь их изобретателя кожа «Зохм»). Сами слова объясняют метод. В первом случае кожа, сшитая на тесемке, прикрепляется ремнями к лыже (существует много типов); во втором случае тонкие и податливые полоски  приклеиваются мягким воском.

Приклеивание кожи является лучшим  для долгих туров, и особенно в турах, где нет необходимости снять их, и надеть снова через короткие интервалы. Но необходимо их приклеивать очень аккуратно и внимательно. При  низких температурах иногда трудно заставить их приклеиться должным образом. Эта проблема может быть преодолена при использовании подходящего мягкого воска, и нагревании кожи, которое  может быть достигнуто, в случае необходимости, если нести ее под рубашкой  близко к телу. Главные преимущества приклеивания – легкость, полное прилипание к поверхности лыжи, и возможность катиться по склону. Этот последний пункт очень важен, поскольку часто возможно избежать маленькой лавины при быстром спуске.

Искусственная кожа, сделанная из плюша, теперь входит в общее использование; она очень хорошая, могут также приклеиваться, износостойкая и более дешевая  в конечном счете. Недостаток состоит в том, что она не катиться по склону так, как настоящая кожа,  но это возмещается тем, что при  восхождении она держит лучше, чем кожа котиков.

Существуют бесчисленные приготовления к тому, чтобы заставить лыжу скользить по склону легко, но, безусловно, лучшим является масло, которым должна быть хорошо пропитана поверхность; но снег и лед может собираться на бегущей поверхности наиболее тщательно смазанной лыжи, и чтобы достигнуть максимальной скорости должно быть применено следующее покрытие другого вида. Все используется с этой целью, согласно температуре и условиям снега, и часто применяется в нескольких слоях. Все виды смолы, воска, парафина, грампластинки, льняного масла, резины, графита, дудочки, а также есть много секретных приготовлений и смесей. Правильное вощение лыжи - искусство, которое требует большого опыта, хотя стопки бумаг были написаны на эту тему. Вообще туристический бегун найдет, что смесь смолы и воска (например, известные в торговле как «Пара» или «Нансен»), наносимый горячим утюгом, отвечает большинству целей.  Для того, чтобы вощить  пути, рекомендуется использовать твердый и экономичный парафин графита. Это не имеет никакого значения для альпиниста, достигает ли он 60 км в час или 70, пока его лыжи не прилипают.

К вышеописанным специальным  инструментам альпиниста на лыжах должно быть добавлено оборудование альпиниста: ледоруб, веревки, крюки и т.д.

Очевидно, альпинист должен понять, как использовать ледоруб и веревки, и, очевидно, он должен понять свои лыжи и знать, «как ходить на лыжах». Ему не обязательно  ходить на лыжах как «лыжный гонщик», но он должен обладать хорошей способностью лыжного бегуна. Другими словами «круглогодичный альпинист»  должен понять не только теорию лыжного спорта, но и должен быть в состоянии применить это.

Я не буду пытаться описать эту технику здесь, поскольку это уже было сделано в книге «Зимние виды спорта», издании библиотеки Лонсдейл, - я просто упомяну несколько моментов, важных для альпиниста. С длинными досками для скольжения можно достигнуть три вещи - ходьба в гору (или на уровне), скольжение по склону и прыжок. Прыжок - только акробатический трюк, очень внушительный и интересный, но бесполезный в походах.  Подняться на гору на лыжах с приклеенной кожей для сильного и способного человека не будет подвигом,  но сделать это правильно - совсем другой вопрос. Под правильностью мы имеем в виду минимум напряжения  - необходимое для  поддержания, по крайней мере, скорости среднего альпиниста летом. Необходимо соответствующее обучение и  большое количество практики, чтобы суметь это сделать.

Мы не будем рассматривать правила, которые относятся ко всему альпинизму, с  лыжами или без, а именно, ровный и устойчивый уровень продвижения, правильное дыхание, предотвращение ненужного подъема и понижения тела и т.д. Мы не имеем что-либо с обычным обучением, цель которого состоит в том, чтобы проинструктировать ученика в каждом особом шаге, таком как «отступание», «отступание наполовину»,  «нивелирование уклонов с помощью визирок» и др.  Все имена говорят сами  за себя. Это шаги, которые просто должны быть изучены, но в ходе обычного восхождения используются редко. Но они могут быть очень необходимыми для преодоления  короткого крутого препятствия. Мы ограничимся рассмотрением обычного восхождения вверх. Это можно сделать хорошо и легко или плохо, с ненужными расходами энергии. Теперь, сохранение энергии в зимнем туре имеет важное значение для сохранения тепла тела,  холодная среда требует сама по себе очень значительных расходов энергии, нагрузка при этом  падает в основном на сердце.

Сохранение энергии при подъеме в гору. — Как мы можем лучше всего сохранить энергию, поднимаясь в гору? Разными способами. Во-первых, не взбирайтесь на гору несмотря ни на что, выбирайте маршрут, который повышается устойчиво и постепенно согласно топографии склона горы. Во-вторых, выберите маршрут насколько возможно, в  котором нет утомительного поворота. Это почти всегда возможно, если Вы изучите  сначала ландшафт  и распланируете линию подъема. В-третьих, правильное использование палок, что означает устойчивые передовые толчки. Чтобы сделать это, необходимо поместить концы палок в снег близко к лыже. Если сделать иначе, то часть энергии проявится в бесполезном давлении со стороны, в соответствии с  известным «параллелограммом сил». Далее, руки должны быть хорошо вытянуты вперед (никогда  не в сторону!), чтобы получить долгий устойчивый толчок, который может продлиться через несколько шагов.

Наконец, многое может быть спасено рациональным и осторожным методом ходьбы, избегая поперечного колебания, которое всегда приводит к ослаблению хватки лыжи на снегу, и идя в вертикальном положении. Наклон вперед вызывает обратное и нисходящее давление на лыжу. Длина шага должна соответствовать крутизне склона, и можно было упомянуть новичку много других хитростей. Это приобретается постоянной практикой без кожи, так как  только при этих условиях каждая ошибка становится сразу очевидной посредством скольжения лыжи назад.

Сколько раз  в час лыжник  может поднять ноги  по сравнению с летним альпинистом на легкой земле? Природу и глубину снега естественно нужно учитывать, но, предполагая, что лыжник действительно изучил, как подняться должным образом, что есть хорошо проложенный и разумно сложный путь, искусный лыжник должен быть в состоянии двигаться приблизительно на десять процентов, быстрее, чем альпинист летом.

Нисходящий Пробег. - В нисходящем пробеге не найти большого очарования лыжного спорта, но, из-за его скорости, продолжительность тура, который может быть совершен в короткие зимние дни, сильно увеличивается.  Поскольку, фактически говоря, пробег вниз не требует почти никакого времени вообще. То, на что требовались часы, чтобы подняться, можно преодолеть за несколько  секунд. Но здесь также необходима техника,  приобретенная в течение долгой и утомительной практики.

Ходьба на лыжах - искусство скатывания в долину при максимально возможном уровне скорости без падения.

Тот, кто совершает с умом утомительные повороты кругом  через лыжу или  с помощью палки достигает основания за  соответствующее время без падения, является намного лучшим компаньоном в высоких Альпах, чем тот, кто пробегает несколько сотен футов в замечательной форме, делает два или три красивых поворота, а затем приземляется  с потрясающим  грохотом. Мы не хотим выражать мнение, что это - или хорошая форма, или прекрасный вид способствует поворотам через лыжу; напротив, Альпийский лыжный бегун должен быть в состоянии завершить свои  повороты при самых неблагоприятных снежных  условиях  (каждый иногда встречался с дьявольским типом хрупкой корки) и на самых крутых склонах. Спуск вниз, когда все в одной связке, который необходим на многих ледниках, возможен только, когда вся компания может действительно ходить на лыжах.

Тот, кто «не может ходить на лыжах», не должен заниматься зимним альпинизмом! Плохих падений  нужно избежать в любом случае. Лучше в десять раз идти медленнее, чем попасть в переделку или рискнуть, что может  оказаться фатальным для всей компании. Склоны для  практики находятся ниже, а не на горных вершинах.

Нужно учиться там, где невозможно нанести себе вред, и речь идет не о высоких Альпах. Но каждому требуется  время и усердие, чтобы научиться.

Кроме того, нельзя забывать, что инструкции и очевидное мастерство на одних только склонах для практики не являются достаточной подготовкой к высокому подъему. Условия на склонах для тренировки несколько искусственны, и на снежных равнинах открытых гор каждый будет всегда сталкиваться с новыми и неожиданными условиями, которые не соблюдались в школе. Все это предназначено, чтобы показать, что нужно также заниматься независимо от официальных методов, и далеко от общей толпы - и затем заниматься еще раз. Факт, который нельзя пропустить - это  то, что высокая скорость,  которая развивается с помощью лыж или других средств, сопровождается увеличенным риском, и высокие горы представляют достаточную опасность в себе, даже больше зимой, чем в другое время. По этой причине зимнее восхождение должно только быть предпринято с лучшим зимним  оборудованием, полной способностью, и большой предусмотрительностью.

Лыжи - инструмент предельной простоты; в этом самая большая загадка. В его линиях объединены желание человека скользить и преодолеть дистанцию. Это  одно из самых искусных устройств, созданных человеком, открыло обширные возможности.

Примите во внимание его способность преодолевать расстояния, объединенную с притягательностью большой скорости, и каждый начинает схватывать почти невероятные возможности, которые он должен предложить.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru