Зимняя тренировка альпиниста



Зимняя тренировка альпиниста

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Гернгрос ЮЗимняя тренировка альпиниста. (Туризм зимой). ЦС ОПТЭ. Москва, 1935 г.

 

Альпинизм, труднейший вид туризма, завоевывает в СССР все большее место. Для успешного развития навыков высокогорного туризма среди наших туристов особенно важное значение имеет использование всего года для тренировки мышц, развития воли, способности ориентироваться на местности, приобретения умения управлять телом. Горное путешествие и горовосхождение во время летнего отпуска лишь тогда будут действительно ценными и результативными, если альпинист готовился к ним в течение всего года, особенно зимой, широко используя лыжный сезон. Опыт лучших альпинистов СССР и за границей (в частности опыт баварских альпинистов, показавших чрезвычайно высокую технику в атаке на Конченюнгу, вторую в мире вершину в Гималаях) говорит, что в течение всего года идет подготовка к летним «испытаниям» на право назваться опытным и культурным альпинистом. Что же альпинисту надо делать зимой?

На первом месте стоит горно-лыжный туризм. Лыжные вылазки по пересеченной местности дают ряд технических навыков, весьма близких к отдельным моментам восхождения. Взять хотя бы быстрый спуск с горы между препятствиями (деревья, пни, овраги и т.д.).

Для такого спуска требуется уменье молниеносно учесть возникающие на пути препятствия, оценить их и объехать, т. е. не только заметить и сообразить, каким поворотом лучше обойти препятствия, но и точно и быстро выполнить все нужные движения, не задев другие, находящиеся поблизости препятствия.

В работе сказываются в равной мере и факторы психические (быстрота соображения, ориентировка и передача распоряжения мышцам) и факторы физические (четкость восприятия зрения, точность и размеренность движений, учтенных подчас до сотых долей метра, быстрота использования мускулов). Уменье точно поставить ногу, повернуть ее на тот именно угол, который требует обстановка, дать телом нужный толчок, в нужном направлении, – все это входит элементами и в скалолазание или в трудный подъем по льду. Та же координация (согласование) движений, которую мы применяем в альпинизме, повторяется с соответствующими изменениями и в передвижении по пересеченной местности (конечно меньшую роль играют руки). Развитие правильного глазомера, уменье быстро оценить расстояние до предмета тоже получает свое развитие при спуске на лыжах с горы.

Подъем на лыжах тем или иным приемом («елочкой» или «лесенкой») оказывается полезным для альпиниста, держа в постоянной работе поясничные и ножные мышцы, которыми он будет широко пользоваться во время горовосхождения.

Наконец нельзя забывать гимнастику, которую получает дыхание, исключительно важный фактор в лыжном туризме и альпинизме. Лыжник, особенно лыжник-горняк, не может не следить за состоянием сердца, за правильностью работы легких. Слабое или перетружденное сердце не дает ему удовольствия. Переутомление мышц пройдет безболезненно, но слабость сердца будет все время о себе напоминать если не болями, то одышкой, испорченным настроением. А многие ли туристы знают пределы безвредной работы своего сердца?

Думается, очень немногие. Горно-лыжный туризм приучит альпиниста правильно оценивать рабочие возможности своего сердца и установить нормальный для его сердца режим. Если он будет при этом консультировать врача-физкультурника, то придет к отпуску с полным знанием сильных и слабых мест своей сердечной деятельности, с правильной оценкой лежащих перед ним возможностей. Мало этого, тренируя свое сердце и дыхание, все время наблюдая за ними и контролируя их через врача, чтобы не допустить переутомления, турист может значительно улучшить работу того и другого, приведя их в хорошее состояние к летнему сезону альпинизма. Горно-лыжный туризм оказывает большую услугу не только для уже побывавшего в горах опытного туриста, но, и это особенно важно, для новичка, который, хорошо использовав лыжный сезон, получит некоторые навыки, нужные альпинисту. Для тренировки альпиниста особенно важны лыжные вылазки с ночевкой в лесу на снегу. Этот вид туризма развивает другие способности, чем горнолыжный туризм, и дает целый ряд нужных альпинисту знаний и навыков. Прежде всего, – уменье обращаться со спальным мешком. Спальный мешок входит в обиход альпиниста, как ледоруб или веревка. При вылазках с ночевкой усваиваются навыки пользования спальным мешком. Самое пребывание и сон ночью зимой на снегу, в лесу или под прикрытием приучает организм к холодному воздуху.

Во время восхождений ночевка на льду или в снегу – обычное явление, причем пониженное барометрическое давление еще усиливает действие на организм непривычных условий. Заранее приучить организм к сну на морозе значит создать сопротивляемость этим условиям.

Однако следует предостеречь от неосторожных шагов в отношении ночевок зимой в лесу. Они полезны, если проводятся под руководством опытных товарищей, если новички втягиваются постепенно, делая первые ночевки в небольшие морозы. Важно, чтобы место ночевки было тщательно выбрано. Оно должно быть защищено от ветра. Нельзя ночевать на открытых местах, где даже в безветренную погоду замечается более низкая температура. Лучше всего выбирать лес или защищенный овраг. Обязательно иметь палатку, во всяком случае для первых ночевок. Если нет палатки, то необходимо вырыть в снегу глубокую яму или пещеру. Но еще раз подчеркиваем, что лишь тогда этот вид тренировки принесет пользу, если будет проводиться организованно, с учетом индивидуальных особенностей каждого из участников тренировки.

Такого рода полуторадневные вылазки могут быть хорошо использованы для обучения участников работе с картой и компасом. В комплекс знаний на получение значка альпиниста СССР I степени уменье читать карту и ориентироваться по карте и местности входит как обязательное требование. Во время вылазки не трудно ознакомить участников с чтением карты и проверить на деле полученные знания. Можно организовать движение групп таким образом, что ведущими явятся рядовые участники, которые должны будут показать свое уменье читать карту и ориентироваться на местности. На долю инструкторов ляжет контроль за правильность ориентировки «ведущего», который при недостатке опыта может, пожалуй, «завести» лыжников куда не надо.

При организации лыжной вылазки важно установить, что ухудшение погоды (понижение температуры, снегопад, ветер) не служит основанием к отмене вылазки. Вылазка в плохую погоду ценна тем, что приучает к снежным бурям и ветрам, которых трудно избежать в горных путешествиях.

Лыжные соревнования тоже имеют свои положительные стороны, хотя и не являются основным видом тренировки для альпиниста. Достоинство соревнований, и в особенности соревнований по пересеченной местности, заключается в том, что они развивают волю и заставляют использовать все ресурсы тела. И то и другое важно для альпиниста. Нередко бывает, что во время трудного восхождения или при опасном траверсе кажется, будто все силы исчерпаны и достижение цели невозможно. Между тем при напряжении воли альпинист оказывается в состоянии дать еще немало сил, которых вполне хватит на выполнение поставленной себе цели. В минуту финиша на соревнованиях участник точно так же напряжением воли мобилизует свои запасные ресурсы, которых он, быть может, иногда даже не знает. Но подготовка к соревнованиям на ровном месте значительно рознится от тренировки альпиниста, о которой мы говорили выше и которую надо считать более важной. Соревнования на ровном месте дадут в общем меньше эффекта.

Чрезвычайно важно использовать зимний период для получения комплекса теоретических знаний, необходимых альпинисту. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев теоретические занятия начинаются тогда, когда уже пора собираться в горный лагерь или в путешествие. Наскоро составляются семинары, прочитываются лекции, проводятся два-три практических занятия, и все готово. Результаты, понятно, соответствуют подготовке, и окончившие семинары, оказавшись в горах, чувствуют себя столь же беспомощными, как и не проходившие их. Между тем при правильной постановке дело приняло бы совершенно иной характер. С осени ячейка ОПТЭ должна получить программу семинара для подготовки на сдачу норм на значок альпиниста СССР I степени и подобрать из числа опытных альпинистов преподавательский состав. Важно, чтобы занятия начинались с начала зимы и чтобы лыжные вылазки практиковались каждый выходной день.

Во время вылазок рекомендуем проводить специальные занятия с веревкой, развивая руки и пальцы и укрепляя у участников полученные на теоретических занятиях знания. Например, пройдя часть программы, посвященную снаряжению, можно на ближайшей вылазке проверить уменье товарищей собрать действительно все нужное (и притом только нужное) для путешествия, а также уменье уложить рюкзак. Тогда же проверить знание ухода за ногами, уменье пользоваться палаткой, спальным мешком, знание узлов и правил охранения.

Если в течение месяца проводить даже только два теоретических занятия и две вылазки, то с ноября по июнь (мы, конечно, считаем не только лыжные месяцы) получим 7 – 8 мес. или 14 – 15 занятий и столько же вылазок.

Участники семинара набираются из того актива, который летом думает участвовать в горном походе или поехать в лагерь. Семинар имеет целевую установку – подготовить товарищей на сдачу норм на значок альпиниста и на совершение восхождения. Состав семинара не должен набираться случайно, без учета лежащих перед товарищами возможностей. Но мы хотим предостеречь от часто повторяющейся ошибки. Зачастую не начинают занятий до того момента, пока не определится точно, будет ли летом лагерь или поход и кто именно примет в них участие. В результате занятия откладываются на месяцы, и в последнюю минуту начинается спешка. Это неправильно. Состав надо наметить с осени, из числа возможных участников лагеря или похода, но совершенно не дожидаясь разрешения организационных вопросов лагеря.

Из сказанного ясно, что зимний сезон следует использовать для заблаговременной подготовки альпинистских групп на лето. Тут могут возникнуть различные задачи, в зависимости от летних перспектив. Если имеется в виду организация горного лагеря, то внимание должно быть направлено на общую альпинистскую подготовку возможных участников, на внедрение навыков лагерной жизни. Несколько серьезней будет обстоять дело, если предположено провести горный поход, который требует от участников более высокой степени подготовки, значительно большей слаженности и наличия навыков коллективного путешествия. В этом случае роль зимних тренировок и вылазок становится решающей. Они должны выявить характерные особенности участников, дать возможность участникам основательно «спутешествоваться», привить себе навыки, которые отсутствуют или недостаточно развиты, и наконец должны привести к отбору лучших и браковке слабых в физическом или социальном отношении.

Группа, проделавшая 8 – 10 однодневных или полуторадневных вылазок, будет точно знать свои слабые и сильные стороны и может смело начинать серьезный горный поход.

Еще трудней подготовка группы альпинистов, ставящих перед собой задачей восхождение на серьезную вершину. В этом случае в течение зимы уже можно приблизительно распределить участников по связкам, подтянуть более слабых, взаимно изучить темп движения и научиться его приспосабливать к другим.

Поразительная сплоченность баварской группы Бауэра на Канченюнге (Гималаи) в значительной мере объясняется тем, что почти все ее участники на протяжении нескольких лет каждый свободный день совместно совершали лыжные или пешеходные вылазки в горах. Постоянная практика дала им ту тренированность, которая помогла преодолеть исключительные по трудности восхождения.

Наконец в течение зимы должны быть испытаны и подготовлены товарищи, которые займут места инструкторов в лагерях или походах. До настоящего времени владение лыжами еще не поставлено условием для получения звания инструктора. Однако слышится уже много голосов, которые заявляют, что инструктор должен владеть лыжами и уметь обучать лыжному туризму. Следует ожидать, что в течение ближайшего времени будут сделаны решительные шаги в этом направлении.

С ростом альпинистского движения быстро растет спрос на инструкторский состав. Между тем инструкторские кадры совершенно недостаточны. Самая квалификация инструкторов часто оставляет желать лучшего. Ячейки должны отказаться от практики запрашивания инструкторов у вышестоящих горных секций и решительно стать на путь подготовки своих кадров. От горных секций облсоветов можно получить (и то не всегда) старшего инструктора, а весь штат инструкторов и их помощников должен быть создан на месте, и притом не весной и летом, а в течение осени и зимы. Требования, предъявляемые к инструктору, велики. Они включают не только основательное знание техники, но и уменье передать свои знания другим, знакомство с методикой обучения. К этому добавляется еще ряд требований: хорошее политическое развитие, уменье завоевать авторитет, распорядительность, способность распознавать и оценивать порученных инструктору людей. Эти качества развиваются во время работы, во время тренировки, в процессе вылазок. Очень важно еще зимой наметить и отобрать товарищей, которые по своим качествам могли бы быть инструкторами и их помощниками и начать с ними работу.

Несомненно, что тренировка будущего инструктора или помощника инструктора гораздо серьезнее, чем тренировка лагерника, и она должна вестись по определенному плану и под руководством соответствующей горной секции.

Таковы основные формы зимней тренировки альпиниста. Они должны меняться в зависимости от географических условий (наличие гор, пересеченная местность, равнина) и от целей, которые ставят себе участники летнего путешествия (восхождение, георазведка, лагерь, открытие перевалов и т. д.). Но несомненно одно: использование всего зимнего периода для тренировки с широким применением горно-лыжного или лыжного туризма укрепит альпинистские кадры и внесет систематичность в их подготовку.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru