Действия при сходе лавины



Действия при сходе лавины

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: G.Seligman. Snow Structure And Ski Fields. Macmillan and Co, Ltd. London, 1936 г. Г.Селигман. Структура снега и снежные районы. С приложением «Погода в Альпах» С.К.М. Дугласа. Изд. Макмиллан и Ко, Лондон, 1936 г.

Перевод с английского


ДЕЙСТВИЯ ПРИ СХОДЕ ЛАВИНЫ

Наблюдения, которые будут описаны далее, касаются вопросов предотвращения опасностей схода лавин в целом и не являются особыми предостережениями для отдельных типов лавин, некоторые из которых уже были описаны.

Опыт является самым ценным проводником, но некоторые пробелы в нашем опыте могут быть заполнены   при помощи здравого смысла — здравый смысл основан на знании того, как приступить к оценке условий, и на имеющемся готовом решении относительно того, какую тактику принять при угрожающей опасности. Именно эти моменты я теперь и пытаюсь изложить.

Лунн дает прекрасный совет относительно лавинной опасности, подобный самому известному из изречений Пунча, — «избегайте их». Но естественно, как продолжает он, это не всегда возможно.

Вернуться той же дорогой, по которой вы пришли, особенно, если это влечет за собой скоростной спуск с горы, которая пришла в движение, — маневр, который взывает к проявлению преувеличенного количества благоразумных качеств по сравнению с тем, что имеют многие решительные группы. Немногие могут сопротивляться искушению продолжать маршрут, когда опасность, перед лицом которой вы находитесь, не является бесспорной.

Но ответ на вопрос, должна ли группа возвратиться по своим следам, когда это возможно — это не всегда возможно — необычно простой. Он принимает форму другого вопроса. Что бы вы предприняли, если бы то или иное бедствие дало бы им возможность возвратиться, что бы вы сделали в отпущенные вам последние несколько минут?

Сколько отчетов при сходе лавин включает такие слова: «Конечно, мы должны были повернуть назад»? Но факт остается фактом, и мы не делаем этого.

ОПАСНЫЙ ЛАНДШАФТ

Хотя моя история должна была бы показать, что крутизна склона ни в коем случае не является единственным фактором, который принимают во внимание, человеческая натура такова, что мы склонны с подозрением оценивать крутые склоны, и это весьма справедливо. Мы можем использовать наши знания и говорить, что «на первый взгляд, этот склон опасен, но условия, являющиеся такими-то и такими-то, делают его сегодня безопасным».

Но есть другие типы склонов, кроме длинных и крутых, к которым следует относиться с опаской - это короткие крутые склоны, нависающие над скалами или трещинами в леднике, и склоны, несущие подушки снега или ветровые запластования.

Другие места, которых следует опасаться и к которым надо относиться с подозрением, те, в которых даже маленькая лавина, если бы она сошла, образует заслон. Она сможет погрести человека в своем глубоком снежном потоке, задушив его интенсивным давлением снега, падающего в узкое место. Такие места - основания узких долин, ущелий или кулуаров, а также любая горизонтально лежащая преграда, упирающаяся в скалу, напротив которой падающий снег образовал бы затор (сравните рис. 342 и 274). Примеры таких преград — стены, ледниковые морены и даже дороги .

Пример такого снежного заслона хорошо показан на рис. 341, который является фотографией покрытого снегом наконечника лавины, сошедшей 9-ого марта 1935 года на Оберзульцбахере, около хижины Курзингер.

Здесь снег небольшой мелкой лавины со склонов слева образовал заслон напротив ледяного серака справа и полностью похоронил группу из четырех человек. Три человека расстались со своими жизнями.

Даже плоские террасы на склоне представляют собой опасность. При трагедии в Алетшвальде в 1931 году снег накопился на террасе под более плоским углом, чем остальная часть склона, и хотя часть группы не была погребена в снегу в верхней части наконечника лавины, одно из тел, которое отнесло к террасе, оказалось засыпанным на глубине в 13 футов (см. рис. 343).

Даже плоское и безопасное на первый взгляд основание долины или ледника не должно восприниматься как самое безопасное место, по которому можно идти. Лавины с крутых склонов могут проноситься вниз вплоть до уровня земли.

КАК РАСПОЗНАТЬ БЕЗОПАСНЫЙ ИЛИ ОПАСНЫЙ СКЛОН

Установив, что группа находится на подозрительном основании, руководитель должен предпринять следующий шаг - решить, безопасно ли состояние снежного покрова, возможна ли лавина или она маловероятна.

 

Рис. 342. Диаграмма склона, показывающая, как лавина может образовать заслон и глубоко засыпать жертву около преграды A и как снег распространяется дальше и укладывается достаточно мелким слоем по открытому склону B.



Рис. 343. Разрез лавины в Алетшвальде в 1931 году показывает, как снег образовал заслон на плоской террасе и глубоко похоронил тела людей.

 

Я не могу выразиться лучше, чем Кранстэвер, и потому цитирую его:

«Когда человек установит максимально точно качество выпавшего снега, он будет знать, какую лавину можно ожидать. Он сосредоточит свое внимание на небольшом количестве явлений. Это важный пункт, так как лыжник будет действовать по одному сценарию, если он будет ожидалстарую лавину влажного снега, и иначе, если бы он ожидает лавину пылевидного снега».

Это мысль, которую я часто высказывал в этой книги.

 Далее Кранстэвер продолжает:

«Например, простое знание того, что снег не таял в течение десяти дней и что все еще подмораживает, будет достаточно для него, чтобы перестать бояться схода лавин влажного снега. После этого он должен пытаться узнать состояние различных снежных слоев ниже уровня нового выпадения. Это знание частично он сможет почерпнуть при изучении метеорологических отчетов и также при расспрашивании местных жителей. Непрерывное зондирование с помощью его ледоруба или лыжной палки укажет детали при переходе с места на место; чем больше опыта он имеет, тем лучше он сможет проанализировать состояние снежных слоев. Знание состояния подстилающего слоя и основания очень полезно. Например, если вы будете знать, что вам предстоит пересечь слои снега, лежащие на сланце, покрытом небольшим количеством свежего снега, который выпал с подветренной стороны после холодного периода, вы приложите все усилия, чтобы лучше остаться дома».

Здесь уместно изложить шесть основных положений в оценке безопасности снежного склона, которые Бильджери всегда внушал своим ученикам-горнолыжникам при их инструктировании.

Бильджери выучил огромное количество горнолыжников из различных социальных слоев, и его метод заключался в том, чтобы им не приходилось особо думать над получаемой информацией, получая до предела упрощенный материал. В конце концов, даже если лекции ничего не объясняют и цель их весьма ограничена, слушатели с трудом смогут распознать опасность лавин. Но информация, исходящая от человека, с группами которого никогда не происходили серьезные несчастные случаи, должна внушать уважение. Эта информация будет способствовать упрощению многих проблем, особенно для тех, кто, возможно, был впечатлен их сложностью, изложенной на этих страницах.

 

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОЛКОВНИКА БИЛЬДЖЕРИ

(Три для склона, три для снега).

1. Угол склона.

Все снежные склоны крутизной в 25° и больше градусов могут быть опасными и должны быть пересечены с осторожностью.

2. Ландшафт.

Однородные, обычные контуры более опасны, чем остроконечные или разбитые склоны.

3. Основание.

Склон, покрытый камнями или деревьями, держит снег лучше, чем непокрытый склон.

4. Глубина снега.

Чем глубже снег, тем больше опасность схода лавин.

5. Состояние снега.

Чем снег более перистый или более влажный, тем выше опасность схода лавины. Ветровые запластования снега следует распознавать и избегать.

6. Прикрепление снега.

Снег, не прикрепленный к его подстилающему слою, более опасен, чем снег, надежно прикрепленный.

 

Теперь мы рассмотрим систему действий руководителя группы, который решил, что основание, по которому он идет, не только подозрительно, но и угрожает опасностью схода лавины.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

Если лавиноопасный склон должен быть пересечен горизонтально (это иногда называют «контурным пересечением»), он должен быть пересечен высоко.

Тогда, если снег сходит, всегда есть шанс, что на более высоком уровне над вами нет достаточной массы снега, которая могла бы раздавить группу. Кроме того, если есть угроза схода лавины влажного снега, то, возможно, она не набрала еще достаточную скорость, чтобы сокрушить группу, поэтому есть шанс избежать этой опасности.

Если есть возможность пересечь склон в самой его высокой точке у основания скалы, это часто, но не всегда, самое лучшее место.

Ранее было показано, что линия разлома после того, как лавина сошла со склона, имеет арочную форму; и мне было сделано умное предложение —когда надо проехать по склону, покрытому снегом, пересекая его по прямой, то риск уменьшится, если пересечение сделать в форме арки — сначала вверх и затем вниз — оставляемый след движения по такой траектории способствует сдерживанию оставшегося снега. Это абсолютно теоретическое предложение и, насколько я знаю, никогда не проверенное. Эксперимент был бы весьма интересен в подходящих условиях.

Если есть какие-нибудь покрытые снегом горные хребты, вдоль которых или вверх и вниз по которым может двигаться группа, она должна держаться их, даже если это влечет за собой много дополнительных усилий и обходов. Лавины всех видов менее вероятно упадут с горных хребтов, чем с кулуаров. Горные хребты, естественно, более безопасны. Еще один момент, достойный самого особого внимания — если склон был охвачен рядом лавин, они могут всегда прослеживаться по кулуарам или даже по небольшим понижениям, которые едва ли можно удостоить обозначением «кулуар», и если будут какие-нибудь места, не затронутые падениями лавин, то это будут горные хребты или ребра жесткости.

Если есть какие-нибудь скалы и след ведет от скалы к скале, есть шанс, что эти следы остановят сползающий снег. Есть много отчетов о таких происшествиях, когда через лыжника, прячущегося от лавины позади скалы, перелетала основная по весу масса снега. Турист должен принять во внимание, тем не менее, что в условиях оттепели снег будет самым влажным рядом со скалами и более лавиноопасным в их непосредственной близости.

При выборе маршрута не делайте обычную ошибку, следуя по старым следам, потому что это - следы. Они могут быть обычным маршрутом, но нельзя быть уверенным, что, если они были безопасны вчера или даже час назад, они все еще остаются безопасными.

Если имеется снежное ветровое запластование и его предполагается пересечь на спуске, можно предложить лыжнику лечь лицом вниз и скатиться — так можно благополучно избежать опасности! Естественно, распределенный вес лежащего тела с меньшей вероятностью сломает запластование, но это кажется очень опасным методом перехода, даже в случае очень маленьких толстых запластований.

Если маршрут заставляет проходить по заснеженной дороге или террасе, лыжники должны придерживаться внешней стороны (см. рис. 344). Если они пересекают террасу со стороны холма, есть опасность подрезать склон выше, особенно если на склоне имеется трещина. На внешней стороне они будут оставлять снег на дороге, чтобы поддержать его на склоне, расположенном выше. Если дорога широкая, лучше находиться тоже на ее внешней стороне по причине, что маленький сход снега может поставить заслон на дороге и достаточная его глубина похоронит под собой всю группу.

 Рис. 344. Диаграмма террасы или дороги A—B на склоне. Есть большая опасность подрезать снег выше, если лыжник идет по внутренней части A, особенно если есть ручей или поток D, что так часто бывает в этом месте. B или даже C — правильные точки для пересечения местности (по Кранстэверу).

 

Следует отметить, что это не то же самое предупреждение, которое говорит об опасности выпуклых склонов и выдает рекомендации в пользу обхода вогнутых склонов. В случае прохождения дороги или террасы на широком прямом склоне вогнутость и выпуклость - просто крошечные детали на фоне общей картины.

ВОГНУТЫЕ КАРНИЗНЫЕ СКЛОНЫ

Про пересечение склонов на большой высоте есть свои особенности. На вогнутых горных склонах лыжники иногда преднамеренно ищут самую крутую часть склона, не предполагая, что она наименее безопасна. Если есть карниз, эта опасность усилена не только непосредственно наличием карниза, но и тяжелыми отложениями снега сразу под ним, которые нанесены туда ветром, сформировавшим сам карниз. Мы с Лэвингтоном Эвансом указали на усиленную опасность нахождения под карнизом в нашем сообщении о лавине Валлуга, которое было подготовлено по заданию Лыжного Клуба Великобритании. Эта ситуация хорошо иллюстрирована в рисунке Здарского, который он любезно предоставил в мое распоряжение и в который я взял на себя смелость внести некоторые изменения (см. рис. 345).

Недавно Паульке указал в статье, иллюстрированной рисунком, который также, кажется, принадлежит Здарскому, что пересечение вдоль склона, покрытого тонким слоем снега, ниже карниза может заставить лыжника решить, что он находится на безопасном снегу, потому что он настолько тонкий, тогда как сам лыжник, вероятно, подрезает тяжелые и сомнительные в плане безопасности отложения снега выше себя. Снег лежит тонким слоем в этой точке преимущественно из-за крутизны склона, который неспособен удержать много снега, если тот не спрессован ветром.

 Рис. 345. Диаграмма изображает некую гору и различные отложения снега, образованные ветром, иные, нежели ветровые запластования.

 

Поскольку сами карнизы склонны ломаться в любое время то ли благодаря размораживанию, то ли из-за перегрузки вследствие смещения такого количества снега, которое они не могут вынести, мой совет может быть сформулирован следующим образом: «Проявите максимальную осторожность при нахождении высоко на вогнутом склоне, особенно если на нем есть карниз».

Другая ситуация, как уже объяснял Унна, складывается, если вогнутый склон создает лавину. На группу, пересекающую его по безопасно выглядящей плоской нижней части, обрушится главный удар лавины, несущейся с максимальной скоростью и увлекающей за собой массы снега. Однако, если группе требуется пересечь склон с карнизом, лучше сделать это как можно ниже, чем рискнуть нарушить глубокий снег над ним. Это становится важным при переходе склона в очень открытом месте — самая существенная мера безопасности будет описана в следующей главе.

Но самой надежной тактикой будет стремление не пересекать опасные горизонтальные пересечения основания. Ранее было отмечено. что подрезающее действие лыжи оказывается самым большим, если линия движения была горизонтальной, и наименьшей, если она была вертикальной.

Если опасность становится угрожающей, и лыжник решает повернуть назад, то, спустившись вниз с горы, лучшего всего бежать таким способом, чтобы линия движения не имела никаких поворотов. Если у него есть с собой чехлы для лыж, он может надеть их на лыжи. Напряжения окружающего снега на повороте часто бывает достаточно, чтобы сместить угрожающую лавину. Это хорошо иллюстрировано на рис. 348, который показывает маленькие лавины, сошедшие в местах поворотов, которые делал лыжник.

 Рис.346. а – карниз выше Фалдума, Лешенталь; б – тот же карниз, обрушенный вниз. Результат схода лавины. Фотография Э.Эйгестера (E. Eugster).

В доказательстве того, что было сказано ранее, (см. pис. 298), приведем интересный случай: две лавины сошли с выпуклой части склона и повороты, сделанные лыжником на вогнутой его части, только нарушили снежный покров.

Естественно, при беге следует избегать падений. Если лыжник думает, что он неспособен без падений осуществить спуск на лыжах, для него лучше всего снять лыжи и спуститься пешком.

Поднимающаяся в горы группа, держась вместе и следуя по одному следу, скорее нарушит равновесие опасного склона, чем те люди, которые спускаются вниз поодиночке. Мне кажется, что намного больше несчастных случаев было среди лыжников, поднимающихся на склон или пересекающих снежные просторы, чем во время спуска.


 Рис.347. Причиной схода лавины в Фелберге, Черный Лес, стал отрыв карниза. Можно видеть остановившуюся огромную глыбу, которая является частью карниза. Фотография Х. Хэка (H. Hoek). 

 


Рис.348. Склон возле перевала Хахненмус, Адельбоден. Вид лавины, сместившей витки лыжни. Интересно отметить, что это гора с выпуклым склоном. Фотография Э. Гайгера (E. Gyger), Адельбоден.

 

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ СХОДА ЛАВИНЫ: СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Следует принять во внимание, что первая лавина часто сопровождается второй, идущей по тому же самому следу либо рядом с ним, необходимо предпринять все необходимые предосторожности, чтобы защитить себя и спасательную экспедицию от дальнейших бед.

Когда начинается сход второй лавины, каждый человек спасает себя сам и сам за себя отвечает, но как только эта лавина сошла, следует использовать все известные тактики для спасения других и при этом проявить дисциплину и взаимодействие.

Некоторые рекомендуют, выставить в какой-либо безопасной точке наблюдательный пост, чтобы предупреждать о новых лавинах. В любом случае руководитель должен проинструктировать свою группу о тех шагах, которые надо предпринять в случае дальнейших сходов лавин.

Вся спасательная работа должна выполняться в тишине, чтобы звук дальнейших сходов лавин можно было вовремя услышать и чтобы приказы руководителя были услышаны и мгновенно принимались к исполнению и, наконец, для того, чтобы можно было бы услышать призывы о помощи того, кто оказался погребенным под лавиной. (Обычно происходит наоборот — крики жертвы редко доходят до поверхности, в то время как он весьма отчетливо слышит шаги и голоса над собой).

Предположив, что имеются оставшиеся в живых, но погребенные под снегом люди, немедленно надо предпринять надлежащие предосторожности для их безопасности, надо не теряя ни секунды искать любые тела, рюкзаки, лыжи или предметы одежды, которые могли бы дать подсказку относительно местонахождения жертв. Если ничего подобного не замечено, нужно послать кого-то из группы, чтобы он отметил с помощью лыжных палок точку, с которой жертва могла быть унесена и точку, где ее видели в последний раз во время схода лавины. Эти точки должны быть отмечены с максимальной точностью.

Линия от палки до палки даст примерное направление, в котором тело было снесено лавиной вниз, оно будет найдено в некоторой точке рядом с этой линией и ниже места нахождения нижней воткнутой палки. Кэмпелл пишет: «Таким образом, спасательная экспедиция установит, был ли их товарищ погребен главным потоком лавины или отскочил в сторону. Если он спустился с главным потоком, они, наиболее вероятно, найдут его недалеко от основания. В таких случаях в первую очередь надо осмотреть то место, где лавина остановилась при достижении плоского основания. Это место будет находиться не прямо в конусе выхода лавины (поскольку он состоит не из главного снежного потока, а из глыб снега, которые спустились отдельно от основной лавины), а несколько выше его. Если, с другой стороны, окажется, что жертва стояла на краю лавины, когда та сошла, или имела возможность и была в состоянии пробиться к краю, или была отброшена туда непосредственно главным потоком, то следует обыскивать именно края потока лавины (которые перемещаются медленнее). Эти наблюдения относятся к типу лавин, сходящих по гладкому пути; если, однако, на пути лавины будут какие-нибудь препятствия, в середине потока или по сторонам, такие как большие камни, деревья, и т.д., то они замедлят скорость спуска, и поэтому возможно оставят жертву выше этих мест (см. рис. 342). Поэтому было бы необходимо искать очень тщательно и в этом месте также». (Естественно, спасатели будут вести свои поиски, основываясь, главным образом, на знании того, какая именно часть лавины застигла жертву. Если большая часть лавины сошла ниже жертвы, она будет найдена около ее вершины).

 Рис. 349. Прут Линденмана для зондирования, сложенный и развернутый.

Я полагаю, что более тщательное исследование проблемы покажет, что различные типы лавин будут нести тела различными способами. Несмотря на то, что реальным решающим фактором для определения местоположения тела будет контур холма, влажный снег, например, с его большим весом и плавучестью, будет уносить тело дальше всего, а сухой (легкий) снег похоронит тело глубже. Нужно помнить, что стороны и основание потока будут течь с меньшей скоростью, чем центр и вершина, и это может дать подсказку, где будет находиться тело. Возникает потребность сбора подтверждающих это умозаключение данных, и их сбор, я надеюсь, станет одной из важнейших задач Швейцарской Комиссии по Лавинам.

Предполагая, что никакие другие подсказки относительно местонахождения жертвы не доступны, нельзя терять времени для начала поиска. В начале поисков нет времени для лишних раздумий, абсолютно необходимо, чтобы люди, оставшиеся в живых, сохраняли присутствие духа и вели бы тщательный систематический поиск пропавших.

Поиск должен пройти через четыре основные стадии.

Первая:

Группа должна разойтись в горизонтальном направлении над лавиной и, начиная с ее основания, подняться на вершину в поиске любого признака жертвы над поверхностью, особенно тщательно осматривая упомянутые выше места, где он мог бы быть погребен.

Вторая:

Если поиск на первой стадии доказывает наличие тел под снегом, группа должна начать зондирование. Лыжные палки с удаленным диском для снега или тупые концы лыж, вероятно, будут единственными доступными материалами. Поиск должен сначала идти в наиболее вероятных местах, как упомянуто выше.

Превосходный портативный складной прут для зондирования был изобретен Линденманом, главой туристической секции Швейцарской Лыжной Федерации. Он весит всего 1,5 фунта и складывается, занимая очень мало места в рюкзаке.

Третья:

Если поиски терпят неудачу, следует тщательно прозондировать весь конус выхода лавины (см. рис. 350), начинающийся с основания или близко к нему, и далее вверх. Члены группы должны находиться на расстоянии трех или четырех шагов друг от друга и зондировать снег слева направо, так, чтобы не пропустить ни одного квадратного фута. При перемещении во время поиска группа должна двигаться ровной линией. (см. рис. 351).

Четвертая:

Если поиски так и не дали никакого результата, должны быть вырыты траншеи (см. примечание о совках ниже), сначала в наиболее вероятных местах, затем в конусе выхода лавины (см. Рис. 352). Они должны иметь ширину около одного метра с перемычками между ними около трех метров шириной, траншеи должны зондироваться горизонтально. Рытье должно всегда выполняться так, чтобы снег не был лишен поддержки, поскольку он может падать или даже образовать следующую лавину. В основном поэтому траншеи должны быть вырыты выше следа лавины.



 Рис.350. Показано, как нужно обследовать верхушку сошедшей лавины во время поиска (по Бильджери).

 

Если группа является достаточно большой, она должна быть разделена на смены, чтобы сэкономить силы и предотвратить толкучку и беспорядок.

Если нет никакого результата через четверть часа после начала поисков, одного или двоих членов группы нужно послать в долину для организации спасательной экспедиции, должным образом оборудованной щупами для зондирования и всем необходимым спасательным снаряжением, а также медицинскими наборами для оказания первой помощи. Если поблизости имеется доктор, он должен войти в спасательную экспедицию.

 Рис. 351. Поиск жертв в конусе выхода лавины. Обратите внимание на порядок расположения членов группы. Фотография Дж.Бильджери. (G. Bilgeri).

 

Если только один из всей группы остался в живых, а за помощью идти далеко, он должен сам начать поиски группы в течение, по крайней мере, часа, прежде чем идти за подмогой. Если есть разумный шанс обнаружения еще живых людей, как, например, в большом, но неглубоком конусе выхода лавины, можно искать одному значительно дольше.

Ни в коем случае нельзя оставлять участок, где произошел несчастный случай, не отметив тщательно место с помощью самой высокой и самой сильной доступной метки.



 Рис. 352. Траншеи, вырытые в конусе выноса лавины. (Идея Бильджери, изображено Здарским).

 

Когда во время зондирования спасатель чувствует искомый объект, он должен копать до тех пор, пока не удостоверится, является ли найденное телом. Камни, скалы, деревья плохо отличимы в толще снега, требуется большая практика, чтобы понять, что именно нащупал конец палки или прута. Естественно, если Вы предполагаете, что нашли тело, требуется проявить максимальную заботу, чтобы не нанести человеку телесные повреждения во время раскопок. Много лет назад Бильджери приспособил крошечные коготки к концу зондирующего щупа, чтобы они зацеплялись за одежду погребенного и передавали информацию о местонахождении жертвы.

Зондирование само по себе вентилирует снег, и даже если жертва лежит слишком глубоко, чтобы быть обнаруженной с помощью лыжных палок, проделанные ими отверстия доставят жертве воздух, что принесет несомненную пользу. Если жертва найдена, сразу следует проделать несколько отверстий в снегу поблизости от нее, чтобы обеспечить доступ воздуха, работа по извлечению человека должна быть начата без задержки, и в первую очередь надо освободить голову. В ходе этой операции следует тщательно заботиться о том, чтобы не позволить блокам снега рушиться и снежной пыли сыпаться на лицо жертвы. Голова обычно оказывается расположенной в направлении под гору, особенно, согласно Унну, если жертва не успела снять лыжи, потому что в этом случае снег, который сходит последним, толкает тело жертвы вниз по склону после того, как лыжи уже съехали быстрее тела.

Для того чтобы освободить погребенное тело от снега, нет ничего полезней и легче, чем всегда брать с собой сделанный швейцарцами алюминиевый совок, изобретенный майором Изелином. Его вес без ручки, вместо которой используется лыжная палка, составляет 1,25 фунта

.

 Рис.353. Поиск жертв лавины с использованием зондирующих щупов. Фотография Я. Габерелла (J. Gaberell).

 Рис. 354. Комбинация совка для снега и запасного наконечника лыжи; слева - на ручке; справа – прикрепленный к сломанной лыже.

Я иногда боюсь убеждать лыжников обременять себя новыми приспособлениями, но считаю, что по крайней мере один из каждых двух или трех членов группы, идущих в горы, где могут сойти лавины, должен брать с собой совок. «Носители совка» должны быть равномерно распределены в группе при пересечении опасного места, и, особенно когда угрожают сухие лавины свежего снега, замыкающий группы должен всегда иметь с собой совок. Недавно я спроектировал для своего собственного использования комбинированный запасной лыжный наконечник-совок, который весит не больше, чем обычный запасной лыжный наконечник. С этим наконечником очень легко ходить на лыжах при всех состояниях снега, поскольку он сделан на основе обычного запасного лыжного наконечника. Ни один серьезный турист-лыжник и тем более опытный альпинист не пойдет далеко в горы без запасного лыжного наконечника, и поэтому, беря с собой комбинацию лыжного наконечника и совка, он не добавляет ничего к обычно переносимому весу снаряжения, кроме того совок полезен в других целях, помимо использования его при несчастных случаях: копнув им один- два раза, можно узнать важные особенности последовательности и состояния слоев снега, также совок может быть полезен при входе в засыпанную снегом хижину. Совершенно точно, что при ведении спасательных работ рытье снега руками, даже в перчатках, или пяткой лыжи, являются абсолютно неэффективным. Совок же легко удаляет большие снежные блоки при каждом ударе. Вальтер Зигфрид, большой знаток в вопросах альпийских несчастных случаев, пишет, что за прошлые три года девять человек были спасены от удушья в лавинах при помощи совков для снега. Поэтому я не извиняюсь, а напротив, активно призываю каждую серьезную группу брать с собой совки любого вида.

Работа спасательной экспедиции в долине будет, вероятно, проведена под руководством опытного проводника, но если его нет, руководитель туристов должен принять на себя это руководство, деля спасателей на группы из пяти-шести человек, каждая со своим лидером во главе, желательно разметить для каждой группы на снегу по участку площади конуса выноса лавины, который они должны обследовать.

Хотя некоторые погребенные под снегом жертвы лавины оставались живыми в течение многих дней, обычно смерть наступает после нескольких часов пребывания под снегом, если жертва не была мгновенно убита при сходе лавины. Скорость и система в проведении спасательных работ весьма существенны, чтобы использовать все шансы найти и откопать погребенного, пока он еще жив.

Вопрос о том, должна ли спасательная экспедиция выходить в период затянувшейся плохой погоды и рисковать жизнями ее участников и должны ли оставшиеся в живых рискнуть своими жизнями, чтобы продолжать поиск товарищей в условиях длительной лавинной опасности и плохой погоды, принадлежит скорее к вопросам альпинистской этики, чем к исследованию лавинной опасности. Здесь я скажу лишь то, что святой обязанностью всех оставшихся в живых будет сделать все возможное для выяснения остается ли хоть малейший шанс найти под лавиной живых людей, и если он есть, подвергнуться разумному риску, чтобы спасти эту жизнь — все это еще является, я надеюсь, традицией альпиниста.

Скорая помощь, затрагивающая спасение жертвы лавины, то есть искусственное дыхание, обработка обморожений и согревание, не является предметом повествования в данной книге, но для тех, кто желает изучить эти вопросы, я посоветовал бы более подробно изучить превосходную работу доктора Рудольфа Кэмпелла из Понтрезины, президента секции Бернского Швейцарского Альпийского Клуба, у которого как ни у кого другого был накоплен огромный опыт действия при альпийских несчастных случаях. Руководство Адмиралтейства дает полное изложение метода искусственного дыхания Шефера. Различные вопросы скорой помощи также очень подробно излагает в газете доктор Вайолет Рендал.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru