Снаряжение велотуриста



Снаряжение велотуриста

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Жилин В.И. Снаряжение велотуриста. (А. Власов, А. Дементьев, В. Жилин, Г. Караев. Турист на велосипеде). ОГИЗ – Физкультура и туризм. Москва, 1937 г.

 

Снаряжение – это наименее проработанный вопрос велотуризма. В немногочисленной литературе содержатся разнообразные советы у разных авторов, нередко диаметрально противоположные. Это зависит как от характера маршрутов (протяженность, район путешествия, порядок осуществления, содержание), так и от личных привычек туриста, но в основном все же от отсутствия проработки вопроса. Недостаточная проработка в свою очередь объясняется небольшим числом предпринимавшихся велопоходов. Последние дали некоторый материал, касающийся приспособления снаряжения к существующей конструкции так называемых дорожных, а по сути дела прогулочно-экскурсионных машин. Поэтому в настоящее время едва ли можно дать описание снаряжения, обоснованное по всем пунктам. Приходится ограничиться рекомендациями в порядке передачи личного опыта.

 

Снаряжение веломашины 

Не касаясь описания всех конструктивных особенностей, которые хотел бы видеть в своей машине велотурист, укажем лишь на некоторые возможности приспособления обычной «дорожной» веломашины средствами, доступными каждому велосипедисту.



Грязевые щитки на машине обязательны, но обычная их конструкция в походе явно недостаточна. Нижнюю часть переднего щитка надо удлинить с помощью куска кожи или брезента, как показано на рис. 8. Задний щиток в той части, которая находится между вилками, желательно сделать более широким также с помощью кожи.

Цепь может быть защищена от пыли и грязи картером.

На седле целесообразно иметь войлочную или ватную покрышку. В последнем случае ее следует простегать, а затем обтянуть шелковой материей.

В покрышке необходимо сделать прорезы соответственно таковым в коже седла и аккуратно без рубцов обметать их. Крайне желательна установка на машине счетчика. Фонарь в походе безусловно необходим. Из всех существующих типов велосипедных фонарей требованиям походной жизни наиболее отвечает обыкновенный фонарь с сухой батареей, надевающийся на специальный крюк велосипеда. Он портативен, легок и может быть использован на остановках при организации ночлега. Фонарь может оказаться необходимым даже в том случае, когда не предполагается делать ночные переходы. Турист не гарантирован от вынужденного опоздания в пути, и тогда фонарь при наступлении темноты даст возможность продолжать путь. Если во время ночного переезда окажется необходимым ремонт камеры или машины, батарейный фонарь также выручит туриста.

Шины, по крайней мере, камеры, перед путешествием надо надеть новые, но не накануне отъезда, а заблаговременно, чтобы можно было испробовать их в 3 – 4 тренировочных поездках.

Размещение и перевозка багажа в нашей практике получали различные решения, и в результате полученного таким образом опыта мы не рекомендуем способ перевозки багажа в рюкзаке за спиной.

Весь багаж должен быть расположен и укреплен на машине, но так, чтобы любая вещь могла быть быстро вынута из багажа, после привалов на укладывание вещей требовалось минимальное время, распределение тяжести на машине было рационально, а крепление несложно, но надежно.

Ассортимент вещей должен быть достаточен, чтобы обеспечить не только элементарные требования удобства, но даже и некоторый комфорт при наименьшем общем весе и объеме багажа. Без особых затруднений можно перевозить с собой багаж от 16 до 20 кг, что испытано нами в походах протяжением до 1 500 км по Украине, Крыму и даже горному Кавказу на машинах Московского велозавода и других. Отдельные участники имели багаж в 25 кг. Среди участников были и женщины, на машинах которых размещался груз, почти равный таковому у мужчин. Со стороны участников при этом не поступало заявлений о необходимости уменьшения веса багажа; были лишь рационализаторские предложения к снижению его. Упаковка вещей и крепление багажа не вызывали серьезных затруднений. Случаи задержки в пути из-за необходимости переупаковки или из-за недостаточности крепления его были крайне редки и являлись результатом небрежности отдельных участников.

Совершенно очевидно, что разместить на машине груз до 20 кг при одновременном удовлетворении вышеперечисленных требований можно лишь с помощью специальных приспособлений.

Большая часть груза должна приходиться на заднее колесо, чтобы не стеснять свободы маневрирования направляющего переднего, к тому же принимающего на себя почти всю тяжесть толчков, вызываемых неровностями дороги. Но чрезмерная перегрузка заднего колеса также может оказаться для него непосильной, что прежде всего скажется в «пробивании» шины, т. е. в соприкосновении время от времени обода колеса с грунтом даже при большом наполнении камеры воздухом. Наиболее рациональное распределение тяжести багажа на машине может быть достигнуто размещением его на заднем багажнике и в специальной велосипедной сумке, укрепляемой в переплете рамы (рис. 9). Багажник должен быть устойчив, что испытывают после укрепления груза. Для этого надо, встав рядом с машиной и держа ее за седло, несколько раз резкими короткими движениями наклонить машину в ту или другую сторону. Багажник при этом не должен «вилять» и давать дополнительных, больших, чем машина, отклонений. «Виляние» нагруженного багажа снижает устойчивость машины, что требует от велосипедиста при движении по тропинкам или по плохо укатанным дорогам большого напряжения, а следовательно, и непроизводительной затраты энергии, и может привести к поломке машины.

Наибольшей устойчивостью обладает широкий багажник (16 – 19 см) со стойками на ось заднего колеса. При упаковке вещей надо иметь в виду, чтобы более тяжелые приходились ближе к седлу, а вместе с тем правая и левая стороны были равновесны.


 

Сумка, укрепляемая в переплете рамы, может быть брезентовая, дерматиновая или кожаная. Чтобы она не теряла формы, можно сделать ее с жестким остовом. Длина сумки определяется рамой велосипеда, ширина (снаружи) 8 см, а глубина 20 и даже 25 см.

Весь багаж не уместится на заднем багажнике и в сумке, а некоторые предметы даже и не целесообразно помещать в сумку или на багажник, о чем будет сказано ниже, при описании ассортимента вещей, необходимых велотуристу в походе. 

 

Снаряжение общего пользования 

Багаж велотуриста состоит из вещей общего пользования и вещей индивидуального пользования.

К вещам общего пользования следует отнести предметы кухонного хозяйства, некоторые запасные части машин, инструменты, часть медикаментов, фотоаппараты, фотопластинки и вообще предметы, взятые на всю группу. Остановимся на некоторых из них. На каждые 4 – 5 чел. достаточно иметь один примус, лучше всего дорожный, разборный. Упаковывать его можно в клеенчатый или полотняный чехол. В дороге примус можно перевозить укрепленным на переднем багажнике (рис. 9). Дополнительное крепление примуса может оказаться при этом нелишним. Для этого достаточно захватить горелку примуса в мертвую петлю тонким ремнем или бечевкой и притянуть одним концом к раме, а другим к трубе нижней вилки. Примус таким образом оказывается в стороне от прочих вещей.

Так как на ветру горелку примуса трудно разогреть, а горение примуса от задувания часто прерывается, то полезно для защиты пламени от задувания иметь жестяную трехстворчатую ширмочку, которая не слишком близко подходит к горелке. По высоте створки ширмочки должны на несколько сантиметров превышать горелку.


Иглы для прочистки капсюля горелки должны быть в запасе у каждого участника путешествия.

Два металлических чайника емкостью по 7 – 8 стаканов могут обеспечить 5 чел. Брать вместо двух чайников один соответственно большего размера нецелесообразно, так как большой чайник будет неудобен и в перевозке и в эксплуатации. Имея два чайника, можно быстро согреть кипяток в одном из них и вслед за этим поставить на примус другой.

Наиболее удобна перевозка чайника на заднем багажнике. Укрепить чайник можно с помощью охватывающего ремневого кольца с тремя пришитыми к нему концами ремней. Двумя концами чайник притягивается к стойкам багажника, а третьим – к задней вилке велосипеда.

Для небольшой легкой сковородки диаметром до 15 см место в багаже найти нетрудно.

Настоятельно рекомендуется иметь одно брезентовое ведро. Оно дает много удобств: избавляет от утомительных после дороги частых хождений с чайником за водой то для умывания, то для варки пищи или для приготовления чая, то для мытья посуды и т. д.

Рекомендуется также иметь на группу один брезентовый или резиновый тазик, необходимый для отыскания прокола камеры. И ведро, и тазик места займут немного и имеют небольшой вес. В дороге их следует всегда иметь под руками. В числе вещей коллективного пользования надо иметь 1 – 2 фотоаппарата так упакованными, чтобы обеспечить приведение в готовность в минимальный срок. Для перезарядки пластинок нужен специальный мешок.

Список запасных частей, взятых по одной на группу, составлен из предположения однотипности велосипедов и включает: цепь, ось переднего колеса, ось заднего колеса, шатун правый и левый, конуса передней, задней втулки и педалей, 1 – 2 велопокрышки, чашки головки руля, по 25 – 30 шт. спиц для переднего и заднего колес. Кроме того, некоторые запасные части следует взять по одной на каждую машину согласно списку, приведенному в описании снаряжения индивидуального пользования.

Инструменты общего пользования можно ограничить: молотком, пассатижами, раздвижным ключом, ручными тисками. В группах численностью больше 5 чел. полезно иметь вторые тиски.

Относительно аптечки ограничимся рекомендацией не набирать большого числа названий медикаментов, равно как и больших запасов их.

При распределении вещей общего пользования среди участников необходимо руководствоваться целым рядом соображений. Товарищам, которым поручено выполнение по группе тех или иных обязанностей, передаются и соответствующие вещи. Затем при распределении следует принять во внимание, во-первых, физическое состояние туриста, во-вторых, портативность вещи (если вещь требует отдельного места, как примус или чайник, то это нагрузка значительная), в-третьих, вес предметов и вес самого туриста (перегрузив кого-либо из участников, вся группа будет стеснена в движении, а перегрузка машины может привести к аварии).

 

Снаряжение индивидуального пользования 

Один из самых серьезных вопросов организации велопохода – это обеспечение участникам хорошего отдыха ночью. Желание большинства велотуристов оставаться на ночлеге под открытым небом вполне естественно, но для этого необходимы не только защита от холода, ветра и дождя, но еще и некоторые удобства. Плохой сон не восстановит силы, и план следующего дня в той или иной мере окажется невыполненным.

С большим удобством можно устраиваться на ночлег в палатке типа выпущенных в 1935 г. ОПТЭ, вмещающей 2 чел. с машинами.

В путешествии по Украине и Крыму можно обойтись без палатки. Необходимы лишь теплое белье и походная постель. Белье для ночлегов рекомендуется иметь трикотажное (одну смену).

Походную постель можно сделать из брезентового или полотняного пледа, с помощью застежек или ремней с пряжками превращающегося в своего рода спальный мешок. Длина пледа определяется ростом туриста, несколько превышая его. Брезент превосходно защищает от ветра, а в случае нужды может быть использован и как навес от дождя. От простынь ради уменьшения багажа, может быть, придется отказаться. Вместо простыни целесообразно иметь легкое одеяло – покрывало, которое можно подвергать частой стирке.

При наличии палатки мешок будет излишним, а простыня окажется более необходимой. Легкое одеяло не исключается и в этом случае.

Под голову удобно иметь надувающуюся резиновую подушку. Устроив себе постель на сене или соломе, сменив походный костюм на трикотажный, завернувшись в одеяло и в плед-мешок, можно в ясную погоду обеспечить хороший сон без палатки под открытым небом даже в сравнительно холодные и ветреные ночи. Дополнительно можно укрыться еще плащом.

Постельные принадлежности (спальный мешок, подушка, трикотажное белье, одеяло) следует уложить в отдельный пакет, лучше всего клеенчатый. Впрочем, все эти вещи без труда укладываются в обыкновенный портфель (брезентовый). В походе его удобно помещать вдоль заднего багажника.

Плащ укрепляется на руле в специально сделанном для него чехле. Мелкие вещи можно уложить в чемоданчик размером 30 X 20 X 10 см, который и походе укрепляют на заднем багажнике поверх пакета с постельными принадлежностями. Вполне достаточно и пакет и чемоданчик притянуть к багажнику двумя или даже одним хорошим ремнем в обхват (рис. 9).

В чемоданчик следует поместить те мелкие вещи, которые, как правило, потребуются лишь на больших привалах. Сюда относятся прибор для бритья, тюбик с мылом, ложка (лучше десертная, вполне заменяющая и чайную и столовую), вилка (желательно складная), небольшой подсвечник, 2 – 3 свечи, запасная батарейка для фонаря, стакан, чайник для заварки, принадлежности и материалы для починки костюма и велопокрышек, твердый спирт для разжигания примуса, иглы примусные, спички (запасная коробка), бинт, немного ваты, полотенце для вытирания посуды. Складной нож целесообразно иметь при себе.

К ручке чемодана можно пристегнуть поперечную велосипедную сумку, в которой каждому участнику похода надлежит иметь: ключ гаечный, ключ конусный, проволочную отвертку, полукруглый напильник, маленькие ножницы, запасной замочек для соединения цепи, 4 – 5 гаек и ленточку латуни для ремонта автоматического тормоза. Инструмент рекомендуется разместить в карманчиках, нашитых на кусок полотна. В этой же сумке помещаются материалы для ремонта камер: 2 – 3 куска старой камеры, лист шкурки, вентильная трубка и резиновый клей.

В сумке, укрепленной в раме велосипеда, помещаются тканевые и трикотажные вещи, индивидуальный набор запасных частей для веломашины, кое-что из состава вещей общего пользования (пластинки и пр.), продовольственные запасы, туалетные принадлежности, а также вещи, плохо выдерживающие тряску (фотоаппарат).

Из тканевых и трикотажных вещей, кроме уже отмеченных (пара трикотажного белья, полотенце для посуды), необходимо взять на смену 1 – 2 верхних рубашки, 3 – 4 пары носков или пару портянок, штук 5 – 8 носовых платков, 1 – 2 запасных личных полотенца (не считая одного в туалетном наборе), 2 – 3 мешочка из белой плотной ткани для сахара, хлеба и т. п., рассчитанные на вместимость 2 кг сахарного носка, и 2 мешочка из черной ткани вдвое большего размера на случай перевозки консервных банок, фруктов, запаса пищепродуктов общего пользования, дополнительных запасов хлеба и т. д.

В индивидуальный набор запасных частей, обязательный для всех участников, входят части, наиболее подверженные поломкам: обе педальные оси, а при однотипных машинах одна левая (тогда каждый второй участник имеет правую), запасные шарики для педалей, головки руля, каретки и втулок, кусок медной проволоки, прочная бечевка, ремень неширокий, но эластичный, на случай связывания лопнувшей рамы, камера, второй замочек для соединения цепи.

Для туалетного набора, состоящего из мыльницы с мылом, зубной щетки в футляре, тюбика с зубной пастой и полотенца в специальном чехле, рекомендуется отгородить куском брезента место в передней части сумки.

Фотоаппарат лучше всего помещать в средней части сумки, подложив под него что-нибудь мягкое (Фотоаппарат можно перевозить также в футляре на ремне через плечо).

Йод в маленькой скляночке с притертой пробкой, скляночку с велосипедным маслом, масленку, безусловно, обязательную для каждого участника, и тряпку для чистки машины рекомендуем поместить в отдельную треугольную велосумку и укрепить ее в углу между рамой заднего багажника и его стойкой. Здесь склянки с йодом и маслом будут и в безопасности и в стороне от прочих вещей и пищепродуктов. Каждую склянку полезно затянуть в резиновую муфту, вырезанную из старой камеры.

К другой стойке багажника рекомендуется пристроить склянку с керосином. Для перевозки керосина очень удобны плоские полулитровые флаконы из-под тройного одеколона, с корковой, но отнюдь не резиновой, пробкой. 


 

Флакон следует обшить чехлом из брезента или дерматина и, продернув узкий ремень через петли, сделанные на чехле, концами его подвязать флакон к раме багажника (рис. 10). Вторым опоясывающим ремнем флакон пристегивается к стойке. Если багажник узкий, то керосин придется прикрепить к стойке  наружной стороны.

В велопоходах по Кавказу и Крыму был испытан способ перевозки багажа, претендующий на снижение центра тяжести груза. Результат получился положительный, а для горных местностей, по-видимому, и преимущественный. На багажнике сверху помещался лишь незначительный груз, а главная часть его размещалась в сумках, укрепленных по обеим сторонам багажника сбоку так, что верхний край сумки был на уровне рамы багажника. Сумки могут иметь дополнительные крепления к стойке багажника и к задней вилке рамы веломашины (рис. 11).

 

Костюм велотуриста 

Мнения отдельных велотуристов по вопросу о костюме сильно расходятся. Требования к нему в значительной мере зависят от вкуса и привычек. С первого взгляда кажется целесообразным иметь костюм просторный: он не стесняет движений. Однако такой костюм заметно увеличивает сопротивление, что сильно сказывается при встречном ветре. Наоборот, облегающий, например трикотажный, костюм скоро набирает в себя большое количество пыли и в то же время способствует избыточному прогреванию тела на солнце. Езда без рубашки в одних трусиках нам кажется негигиеничной.

В результате проделанных нами велопоходов мы находим удобным пользоваться следующим костюмом. На голову лучше всего надевать берет: он легок, защищает от солнца и от холода, хорошо при этом вентилируется, позволяет пользоваться им во время сна в случае ночлега под открытым небом в холодные ночи. Рубашка из легкой ткани покроя гимнастерки или ковбойки, длиной до талии, с продернутой по нижнему обрезу резинкой, нам кажется наиболее удобной. Сзади и с боков у пояса рубашки можно сделать 2 – 21/2 см прорезы для пропускания надеваемых под рубашку помочей, с которых пряжки должны быть сняты. Для защиты от холода в пасмурные дни или вечером на привалах полезно иметь свитер.

Брюки (бриджи) из легкой шерстяной или бумажной ткани можно надевать поверх трикотажных трусов.

Обувь в походе должна быть прочна, легка и приспособлена для пешеходного движения по дорогам грязным, жестким и недостаточно гладким. В то же время она должна защищать от пыли и не вызывать потоотделения. Лучше всего этим требованиям удовлетворяют брезентовые сапоги. Они удобны еще и тем, что легко просыхают, хорошо чистятся сухой щеткой или с гуталином и даже с маслом. В брезентовые сапоги можно надевать портянки, но нет никаких неудобств в пользовании и носками.

Чтобы можно было на привалах дать отдых ногам и провентилировать сапоги, необходимо иметь с собой туфли, но с непрорезиненным верхом. В багаже связанные туфли легко  помещаются под пружиной багажника без дополнительного укрепления.

Женский костюм для путешествий на велосипеде существенных отличий от только что описанного не имеет.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru