Режим, темп движения и отдых в горном путешествии



Режим, темп движения и отдых в горном путешествии

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Малеинов А.А., Тушинский Г.К. Путешествие в горах. Государственное издательство географической литературы. Москва, 1950 г.
Ответственные  редакторы: кандидат географических наук Н.А. Солнцев, заслуженный мастер спорта по альпинизму С.И. Ходакевич

 

Режим, темп движения и отдых в горном путешествии

Задача правильно установленного режима движения заключается в наиболее экономном и равномерном расходовании жизненных сил восходителя. Сохранение полной работоспособности и возможности противостоять внезапному осложнению обстоятельств горного путешествия в любой его момент зависит от продуманного режима движения и его соотношения с темпом восхождения, режимом отдыха и питьевым режимом.

Если в технике горовосхождения мы изучаем приемы преодоления горных препятствий, в тактике мы привязываем эту технику к конкретному горному рельефу и к его опасностям, то, рассматривая вопросы режима и темпа движения восходителя, мы увязываем решенные ранее вопросы с физиологическими возможностями человека.

 

Темп движения в горах

Темп восхождения определяется физическими возможностями каждого члена группы и может быть выдержан только при условии правильного соотношения движения и отдыха, регулирующих затрату и восстановление жизненных сил.

Квалифицированный, хорошо тренированный восходитель делает подъем в хорошем темпе (достаточно быстром) и без перенапряжения своей сердечно-сосудистой системы.

Неровный темп, неправильный режим движения и отдыха, не обеспечивающий восстановления сил, не раз был причиной срыва похода, восхождения, причиной несчастных случаев как в спортивных группах, так и в серьезных экспедициях, преследовавших научные цели.

Чем сложнее условия движения, тем более сказываются в пути недочеты во взятом темпе и соблюдении режима.

На пути восхождения движение может быть одновременным и попеременным. Одновременное движение обычно идет по всему пути подходов (за исключением трудных участков) на ледниках, снежниках, на склонах средней крутизны и легких скалах.

Здесь основной задачей является сохранение равномерного темпа, который способна выдержать вся группа. Под темпом следует понимать не только общую среднюю скорость движения связки, но также быстроту ориентировки при выборе пути, четкость в организации страховки, умелую и быструю забивку крюков, подвеску карабинов и другие чисто технические приемы, требующие не столько физических сил, сколько технической тренированности. «Гонка» на путях подходов и излишняя медлительность на технически трудных участках также порочны, как частый отдых в долине и ускорение темпа ходьбы за счет движения без страховки.

Общий темп движения, определяемый тренированностью всей группы, должен быть таков, чтобы в любой момент маршрута человек двигался с примерно одинаковой нагрузкой мышц, сердца и легких. Пульс сразу реагирует на перегрузку сердца, поэтому на коротких остановках всегда следует проверять пульс с целью контроля правильности темпа движения.

Акклиматизация человека на высоте в значительной степени сказывается на его способности выдержать хороший темп движения. Влияние разреженности атмосферы и кислородного голодания сказывается на только что приехавших в горы людях уже на высотах в 2—3 тыс. м.

Анализируя опыт ряда восхождений, можно установить, что пределы темпа восхождения на подъеме по пологой долине с отметками дна около 2 тыс. м, на подходах в среднем таковы:

 

По вертикали

По горизонтали

Быстрый темп

Средний темп

Медленный темп

400-500 м в час

200-309     »

100-150     »

4,5—5 км в час

3—4      »

2            »

Темп движения нужно брать ровный, без рывков, не вызванных необходимостью. Некоторое повышение темпа допустимо лишь в тех случаях, когда форсируется опасный участок (лавинное поле, кулуар). Так как путь в данном случае идет по сильно пересеченной местности, то естественно, что движение по склонам разного уклона потребует различного темпа.

Правильный общий темп движения обеспечит ровную и бесперебойную работу сердца, и следовательно, нормальное дыхание.

На крутых подъемах необходимо идти, значительно сокращая шаг. Темп должен соответствовать возможностям всей группы (учитывая нагрузку каждого человека). При этом руководитель должен равняться на слабейшего, хотя здесь уместна оговорка о том, что слабых вообще в горные маршруты брать не следует. Для соблюдения хорошего темпа группа должна быть равномерно сильной и тренированной. Не следует поручать ведение группы людям, склонным к ускорению темпа движения. Получасовой спурт (рывок) человека, не умеющего держать ровный темп, может в первый же день сказаться на общем состоянии участников восхождения.

Особое внимание следует уделить началу ходового дня. При выходе с бивуака рекомендуется иметь несколько замедленный темп движения с тем, чтобы постепенно втянуться в нормальный темп. После 15—20 минут ходьбы необходима остановка для подгонки снаряжения, подтягивания шнурков ботинок, тесьмы разболтавшихся кошек, поправки рюкзака.

Большое внимание во время движения уделяется состоянию ног, так как потертость ног у одного из членов группы сильно влияет на успех мероприятия всей группы. К сожалению, на потертость ног во время пути некоторыми путешественниками не обращается внимания. Это неверно, и с таким отношением к этому очень важному моменту в движении группы, следует бороться. Две, три пары толстых шерстяных носок надежно предохраняют ноги от потертостей.

Если маршрут идет по цельному снегу, нужно часто менять головного, прокладывающего след. Это также в значительней степени влияет на равномерность темпа. На средних высотах (2 000—4 000 м) уставной марш восходителя — 50 минут ходьбы, 10 минут отдыха. Для хорошо тренированных людей на сравнительно некрутых (до 20°) уклонах ходовое время между короткими привалами можно увеличить вдвое — до 110 минут. Краткие остановки делаются для восстановления дыхания и отдыха плеч и спины от рюкзака. Через каждые 2—3 ходовых часа делается увеличенный перерыв в 15—20 минут. Здесь  руководитель   похода  дает команду  на  питание.

Делать остановки чаще допустимо лишь на высотных восхождениях в поясе высоты 5—6 тыс. м при преодолении особо крутых подъемов. Частота привалов здесь устанавливается с расчетом на восстановление нормальной деятельности сердца. В этом случае продолжительность паузы — отдыха не более двух-четырех минут.

На коротких остановках не следует садиться и ложиться. Допустимо лишь снятие рюкзака или опора спиной (например, о камень). Отдых через двух-трех часовой промежуток следует использовать для принятия небольших порций пиши, заранее приготовленных и распределенных между людьми.

На кратковременных отдыхах большой колонны люди отдыхают на тех местах, где их застала команда ведущего. Время отдыха может быть использовано для переодевания, перепаковки рюкзаков, а также для отогревания мерзнущих конечностей.

Во время тяжелых подъемов всегда нужно проверять пульс. При наличии товарищей с учащенным пульсом их освобождают от части груза и пристраивают непосредственно сзади ведущего.

Для   большей    равномерности   движения   дистанция между отдельными людьми устанавливается не меньше 3—10 м. В большой колонне команда подается головным и передается по колонне командирами звеньев и отделений. Как правило, при прохождении лавиноопасных склонов дистанция увеличивается и здесь особенно следует следить за ее соблюдением. Во время движения какие-либо разговоры между участниками, относящиеся не к самому маршу, абсолютно не допускаются.

Во многих руководствах для туристов, а иногда и в альпинистских книгах можно встретить рекомендацию устраивать посредине дня большой перерыв для обеда и даже послеобеденного сна. Горовосходитель на путях восхождения, будучи связан с обстановкой, создаваемой опасностями в горах и состоянием снега на поверхности склонов и ледников, не имеет возможности позволить себе такую роскошь. Светлое время дня нужно беречь, тем более, что технически трудные участки требуют для прохождения (часто при ненапряженном общем темпе) много времени.

Только на путях подходов в жарких долинах Средней Азии (особенно с вьючным транспортом) обеденный перерыв целесообразен, ибо здесь нужно покормить и распрячь животных, а этот процесс занимает не менее двух часов как раз самой полуденной жары.

 

Режим питания и питья в походе

Работа в горах требует затраты очень большого количества сил. В связи с этим при организации горных экспедиций следует обратить особое внимание на состав и калорийность пищи.

В рацион горовосходителя должны входить: мясные консервы, сгущенное молоко, копчености, сливочное масло, кофе, какао, шоколад, различные фруктовые экстракты и витаминизированные концентраты, сыр, сухие фрукты, сало, печенье, галеты и т. д.

Обычно во время путешествия в горах горячее питание приготовляется по утрам и при остановке на ночлег. Для принятия пищи в середине дня следует брать с собой сухой завтрак.

Каждый восходитель знает, насколько важно, чтобы во время похода хорошо работал желудок. Питание всухомятку при продолжительном движении  отрицательно действует на работоспособность, создавая предпосылки для катарральных явлений в желудке. Отсутствие необходимых гигиенических условий во время приготовления пищи на бивуаках часто вызывает расстройства нормальной деятельности пищеварительных органов, а вместе с ними резкое понижение работоспособности человека.

Товарищ, заболевший в пути даже не острым желудочным заболеванием, зачастую не только выбывает из строя как восходитель, но может явиться большой обузой для остальных членов группы.

При длительных экспедициях с походами по жарким долинам и альпийским лугам, когда путешественников соблазняет большое количество фруктов и молочных продуктов, без принятия профилактических мер (мытья фруктов и кипячения молока) можно заболеть серьезными желудочно-кишечными заболеваниями типа дизентерии. Некоторые излишества в потреблении пищи также могут привести к выходу из строя.

Все сказанное должно мобилизовать внимание организаторов и руководителей горных походов на необходимость весьма серьезной постановки режима питания в походе.

Для хорошего пополнения израсходованных сил, питание рекомендуется организовывать 4—5 раз в день.

Примерное расписание принятия пищи с обозначением ее распределения по калорийности смотри на таблице (стр. 285).

Как видно из приведенной ниже таблицы, принятие горячей пищи, требующее большой затраты времени, приурочивается к бивуаку перед выходом и при остановке на следующий бивуак. При этом во избежание задержки выхода полезно готовить пищу, предназначенную на утро с вечера, а утром лишь разогреть ее, хотя при четкой организации приготовления пищи и наличии хорошо работающих примусов и спиртовых кухонь вполне можно за 40 минут приготовить сытную горячую пищу.

Утром же накануне выхода между участниками распределяется сухой рацион на день. Первый завтрак должен быть богат жирами, углеводами и белками. Второй легкий завтрак, следующий после энергичного прохождения 2—3-х ходовых дистанций, состоит из хорошо усваиваемых продуктов, не требующих приготовления, быстро усваиваемых организмом. Через 2—3 дистанции на подходящем безопасном месте снова устраивается отдых и легкий обед без специального приготовления. Можно допустить лишь разогревание консервов, занимающее не более 10 минут, чтобы уложиться в 30—35 минут отдыха. Четвертое питание дается также через 1—2 ходовых дистанции. Оно состоит из легкой закуски из хорошо усваиваемых продуктов. Рабочий день завершается приготовлением достаточно плотного ужина. После ужина окончательное устройство бивуака, рекогносцировка и, наконец, отбой. Ложиться спать сразу после ужина не рекомендуется.

 

 

I

питание

II

питание

III

питание

IV

питание

V

питание

Время  дня

5 ч.

10 ч.

13 ч.

16 ч.

18 ч.

Продолжи-

тельность остановки

С ночлега

15 мин.

33-35 мин.

15 мин.

На ночлег

Процент    калорийности   от  суточного рациона

30%

10 %

 

20%

10 %

 

30%

Примерное меню

Кофе

Какао

Мясное

горячее

Сало

Сыр

Мучное

Хлеб

Шоколад

Конфеты

Сухие

фрукты

Сахар

Орехи

Печенье

Галеты

Пряники

Мясо конс.

Рыбные консервы

Сгущ.

молоко

Сливочное масло

Копчености

Галеты

Сухари

Шоколад

Конфеты

Сыр

Копчености

Сахар

Фрукты

Печенье

Галеты

Какао

Чай

Компот

Кисель

Каши

Мучное

Сыр

Хлеб

Сухари

Ужин должен сопровождаться потреблением достаточного количества влаги, восстанавливающим потерю воды в организме за целый ходовой день. Это гарантирует от срыва правильного питьевого режима.

Морозным утром часто бывает трудно отыскать незамерзшую воду. Поэтому запас воды полезно делать с вечера до замерзания ее в трещинах и на ледниках.

Пища в походе должна быть обильно снабжена витаминами. Удобны комплексные витаминозные препараты. О витамине «С» в любом виде (таблетки или сироп) следует особенно позаботиться во избежание появления цинготных симптомов.

Одним из проявлений горной болезни является отсутствие аппетита, и поэтому нужно заботиться о том, чтобы ассортимент продуктов питания допускал выбор их в соответствии со вкусами участников похода. Пища восходителя, особенно при штурме вершины, должна быть вкусно приготовлена, чтобы она могла возбуждать аппетит.

Тонизирующими продуктами часто служат сухие фрукты, копчености, орехи и особенно свежие фрукты.

Искусственные мобилизующие препараты при восхождениях применять, как правило, не рекомендуется, ибо так или иначе они вызывают некоторую реакцию, которая на длинном пути может придти как раз тогда, когда это совсем нежелательно. Можно допустить небольшие дозы шоколада «Кола» только на решающих участках штурма или спуска в очень тяжелых условиях, когда люди идут на пределе сил.

Потребление алкоголя во время восхождения или перед ним ни в коем случае не разрешается. Маленькая фляжка крепкого спирта имеется в неприкосновенном запасе начальника группы и применяется только как медикамент на случай аварии или сильного ознобления среди участников.

Питьевой режим в долине на путях подходов и непосредственно при восхождении в высокогорной местности должен быть очень строг. При тяжелой работе восхождения человек теряет много влаги. Потеря влаги, необходимой организму, компенсируется приемом внутрь жидкой пищи и питья. Однако беспорядочный прием воды у каждого ручья в течение дня вызывает перегрузку сердца, в то же время поддерживая иллюзию жажды. Здесь особенно проявляется действие воды ледниковых ручьев, которая, будучи совершенно пресной, быстро выводит из организма человека соли.

Вместе с принятием пищи следует потреблять достаточное количество воды, необходимой для организма, лучше в подсоленном или подкисленном виде. От питья в течение ходового дня нужно строго воздерживаться, тем более от сосания снега, льда и т. д. Это губительнейшим образом влияет на работу сердца и, как правило, не утоляет жажду.

Сосание в случае большой жажды мятных или леденцовых конфет, так же как и сосание камешка-голыша (известный способ таджиков), может помочь преодолеть трудно терпимую жажду. Однако здесь следует предостеречь от опасности проглатывания этого камешка.

 

Бивуак и техника его  организации

Умело устроить бивуак в любых условиях должен каждый человек, путешествующий в горах. Это в равной степени касается как альпинистов, так и различных исследователей гор. Хорошо организованный бивуак поможет восходителю отдохнуть после тяжелого дня похода, восстановить свои силы, переждать плохую погоду перед решительными и трудными участками пути, а исследователю использовать бивуак как стационарную базу для проведения наблюдений или измерений.

Кроме непременного условия безопасности бивуака, он должен быть организован с расчетом на минимальные удобства. Только в этом случае бивуак может оправдать свое назначение.

Конечно, в распоряжении горовосходителя всегда должны быть кое-какие средства для организации бивуака, хотя бы мешок-палатка Здарского, или плащ-палатка армейского типа. Однако каждый восходитель должен уметь для организации бивуака использовать и подручные средства.

Хороший стиль восхождения — каждый бивуак, даже при остановке на одну ночь делать так, будто он рассчитан на длительное пребывание в нем. На самом деле, капризная горная погода может всегда нарушить намеченный график восхождения или исследовательских работ и заставить восходителей пережидать снегопад, дождь или пургу в течение многих дней. Хорошо организованный бивуак позволит провести вынужденное пребывание в нормальных условиях, тогда как неаккуратно подготовленный не позволит восстановить силы восходителей.

Палаточный бивуак — наиболее распространенный вид бивуака в высокогорье. Палатки, применяемые восходителями, — это палатки двускатные «гималайки», «па-мирки», полудатки и односкатные. Предпочтение почти всегда отдается более легким типам, и только многодневная стационарная работа в высокогорье заставляет предпочитать «гималайкам» и «памиркам» пусть более тяжелую, зато более высокую и комфортабельную полудатку.

Разбивка палаточного бивуака в ледниковой долине и в зоне альпийских лугов дело несложное. Подходящая сухая площадка хорошо разравнивается, если же почва каменистая, то площадка аккуратно вымащивается плоскими камнями и затем посыпается мелким гравием или устилается мхом. Если позволяет почва, то следует окопать палатку неглубокой канавкой, чтоб во время дождя площадка под палаткой оставалась сухой.

Палатка ставится входом всегда в сторону долины, что защищает от холодных ветров, дующих с ледников. В качестве опор используются специальные складные палочки или ледорубы, наращенные куском дюралевой трубки или палкой. Колышками для укрепления палаток хорошо служат ледовые крюки, а на фирне — кошки, затоптанные в снег. На скальных площадках оттяжки палатки натягиваются и закрепляются с помощью крупных камней или скальных крюков.

Для палатки выбирается укрытое от ветра место, иначе во время непогоды ее может забить снегом не только снаружи, но и изнутри. Площадка, на которой расставляются палатки, может быть расположена на морене или скалистых выступах среди снежных полей. При этом нужно ее проверить, чтобы не было опасности камнепадов и лавин.

Если палаток несколько, удобно ставить их попарно входами друг к другу для защиты от ветра и удобства хозяйственного обслуживания. При установке палаток во время сильного бурана приходится ставить их входом в одну, подветренную сторону. Продукты распределяются из одной палатки через форточки и входы последовательно поставленных палаток, что не требует переходов из одной палатки в другую в штормовую погоду.

Палаточный бивуак может быть разбит почти повсюду не только на путях подходов, но даже на гребнях и стенах трудных вершин. Все здесь зависит от умения, наблюдательности и работоспособности группы. Конечно, на таких маршрутах, как стены, прежде чем будет оформлена площадка для расстановки палатки, требуется большая предварительная работа, но останавливаться перед этим не следует, так как отдых после тяжелого пути должен быть полноценным.

Из практики советских горовосхождений за последние годы следует отметить, что в условиях сложнейших и труднейших траверсов и восхождений почти везде разбивались палаточные бивуаки даже там, где до сих пор расстановка палаток считалась невозможной.

При отсутствии стационарной палатки, а также в особенно плохую погоду, когда приходится выжидать, наиболее рациональными бивуаками в зоне вечных снегов являются снежные. Снежные бивуаки можно делать там, где имеется мощный, к тому же достаточно плотный снежный покров (рис. 111).


Рис.111. Снежные пещеры

Особенно серьезно следует отнестись к выбору места для пещеры, чтобы не очутиться в лавинной «ловушке». Не следует копать пещеру в лавинном конусе, несмотря на то, что там может оказаться плотный хороший снег. Чтобы не вести работу даром, следует заранее зондированием определить глубину снежного сугроба. Удобное место для выкапывания пещеры на леднике — это подветренная сторона небольших морен. Часто с успехом используется подветренная сторона желоба выдувания, возникшего перед большими камнями. Наверху, на гребнях, пещеру следует копать в самом пологом месте подветренного склона в спрессованном снежном мешке, после установления полного отсутствия лавиноопасноcти.

 

Иногда, хотя и редко, можно выкопать пещеру на наветренной стороне склона, но при этом выход приходится занавешивать палаткой Здарского или заваливать глыбами снега.

Копать пещеру нужно, выкалывая большие куски фирна, предварительно подрезанные лавинной лопатой в совершенно определенном порядке. Снежные глыбы удаляются лопатой, руками, а мелкие обломки выгребаются лопатой и котелками. Наличие лавинной лопаты у каждой группы восходителей значительно ускоряет работу. Одна-две на группу широкие стальные или дюралюминиевые лопаты, с усилением лезвия сталью являются основными инструментами для устройства бивуаков в снегу. С лопатой следует обращаться осторожно, чтобы не сломать и не погнуть ее в твердом снегу.

Если снег и фирн не плотный, то потолок может легко обвалиться, причинив большие неприятности. Поэтому, в неплотном снегу делаются пещеры небольшого размера (не более чем на 2—3 человека); входами пещеры обращены друг к другу.

Форма потолка пещеры — сферическая, для того, чтобы талая вода сбегала по уклону, не капая с потолка. Вход делается низким, узким, чтобы теплый воздух не выходил из пещеры. В целях ускорения работы делается широкий вход, но по окончании работ он закрывается большими глыбами снега.

Внутри пещеры вырубаются ниши для снаряжения и хозяйственных принадлежностей (для примуса).

Пещеру снаружи следует обозначить, воткнув у входа ледоруб или насыпав бугор из снега; особенно это необходимо, когда она выкопана на ровном месте или на пологом склоне. В последнем случае предварительно выкапывается углубление в виде «погребного хода» и затем уже пещера расширяется.

Температура в пещерах достаточно высока, даже при больших морозах и ветре снаружи. По измерениям некоторых экспедиций, температура внутри пещер колеблется от +4° до —4° при наружной температуре воздуха в —30° и ниже.

Снежные пещеры оправдали себя как самый надежный вид высокогорного бивуака. Их неоднократно применяли и применяют наши восходители летом на больших высотах в условиях, приближающихся к зимним. Пещеры с успехом применялись на траверсе Дых-тау — Коштан-тау, на высотах порядка 5000 м, на траверсе Безингийской стены, на штурме высот пика Ленина и т. п.

При отсутствии глубоких спрессованных сугробов, следует отдать предпочтение снежной хижине.

Снежные хижины проще в изготовлении, но обязательно требуют наличия палатки-мешка. Они сооружаются в тех случаях, когда на склоне нет условий, подходящих для выкапывания снежной пещеры. Снежные хижины ставятся зимой на дне долины на леднике. Для постройки снежной хижины на безопасном от лавин месте, нужно предварительно тщательно просмотреть местность, чтобы не поставить ее на пути лавин даже под пологим склоном. Здесь отмеряется прямоугольник размером в полтора на три метра (для четырех человек). Снег аккуратными кусками вырезается и вынимается, образуя яму. Снежные «кирпичи», вынутые из такой ямы, осторожно выкладывают по ее краям. Таким образом, снежная хижина растет одновременно вверх и вниз. На одной стороне ее дна делается снежная лавка. На сиденье и под ноги кладутся веревки, ледорубы, матрацы. Когда внутренняя высота хижины станет равной росту в сидячем положении самого высокого человека в группе — стены перекрываются связанными ледорубами или лыжными палками. Сверху эти импровизированные «стропила» покрываются палаткой, мешком или пластами прочных «снежных досок». Несколько «снежных кирпичей» прижимают крышу по краям и сверху. Вход с парой ступеней делают сбоку, с подветренной стороны (рис. 112).

Следует упомянуть и о снежных хижинах типа эскимосских «иглу». Они изготавливаются из кубиков плотного снега «снежной доски», которая выкладывается по спирали и образует купол сферической формы. Такой бивуак удобен как стационарное жилье, но при его постройке требуется исключительно крепкий снег и достаточное количество времени. Он может быть рекомендован для группы исследователей с длительным временем пребывания в условиях высокогорья на затененных склонах или зимой.

Эскимосские хижины типа «иглу» успешно используются Хибинской географической станцией Московского университета в качестве лабораторий для изучения снега, льда и процессов фирнизации.

Наконец, последнее, о чем следует рассказать, это об организации «вынужденного бивуака» (висячего бивуака). Это может иметь место на крутых, скальных и комбинированных снежноскальных маршрутах, где возможность расстановки палатки исключается   из-за   крутизны склонов. Для организации такого бивуака может быть использована узкая площадка с вертикальной или нависающей скальной стеной, защищающей сидящих от ветров, камнепадов и лавин.

 

Рис.112. Снежные хижины


Стена должна быть обращена на восток, юго-восток или юг. Это диктуется тем соображением, что солнце, рано освещая площадку бивуака, дает возможность быстрее свернуть его и продолжать   восхождение.   Если   не учесть этих возможностей, значит на два часа сократить ходовой день. Особенно большое значение это имеет в холодные месяцы: конец августа, сентябрь, октябрь.

Для страховки по обеим сторонам площадки забиваются крюки и при помощи карабинов на них прикрепляется сдвоенная веревка. Индивидуально подвязавшись достаточно длинными вспомогательными веревками, участники восхождения подсоединяются карабинами к слегка натянутым перилам. Таким образом они получают возможность передвигаться вдоль основной веревки. На сиденья подстилаются мягкие теплые вещи. Очень хорошо применить здесь надувную подушку или надувной матрац.

Необходимо так выложить камни под ногами, чтобы при сидении колени были приподняты несколько вверх. Сидеть с висящими ногами очень утомительно; при этом ноги очень быстро отекают и мерзнут.

Запас продуктов в мешочках вешается на крюк. Ботинки во избежание потери привязываются за штрипки к веревочным перилам. При наличии спального мешка восходитель, завязавшись, залезает в него, если же мешок не взят с собой (по причине экономии в весе), на ноги, одетые в две-три пары запасных шерстяных носок, надевают пустой рюкзак. Применение двуспального или четырхспального мешка, как рекомендует Абалаков, не всегда удобно по той причине, что не всегда удается найти такую широкую ровную полку, где уместится сидя четыре человека. Значительно более рационален для бивуаков в трудных условиях составной спальный мешок из пухового «наножника» до бедер, пристегивающегося к просторной пуховой куртке, которая днем может быть использована как свитер.

Подготовившись и утеплившись таким образом, плотно прижавшись друг к другу, участники группы накрываются мешком-палаткой так, чтобы форточка палатки приходилась против лиц, сидящих в середине. Воздух под палаткой время от времени проветривается, так как под прорезинкой от дыхания скапливается много паров.

Для предохранения от удара молнией при возможных грозах весь металлический инструмент оставляют в стороне на небольшой площадке или спускают по склону вниз, на вспомогательной веревке, метров на 20—30, закрепив ее в стороне от группы. Это правило предосторожности от явлений   грозового   разряда   особенно    важно, когда группа имеет ночевку на остром гребне вершины или поблизости от него.

Примус или кухня на сухом спирте ставятся под левой рукой у крайнего в группе. Левая рука при этом придерживает приборы, во избежание их падения, а правая манипулирует с другими принадлежностями бивуачной кухни.

Сидячие и висячие бивуаки, организованные на ледовых стенах могут быть при хорошем устройстве достаточно теплыми. Удобство здесь заключается в том, что на склоне любой крутизны можно вырубить нишу.

Очень важно здесь учесть, что ледовые крюки могут держать постоянно, не вытаивая, лишь сравнительно небольшую нагрузку. Во всяком случае полный рюкзак весом около 25 кг, уже может вызвать в течение нескольких часов вытаивание ледового крюка.

Непременные условия, которым должен отвечать каждый бивуак, — это безопасность, защита от непогоды, возможность отдыха, приготовления пищи и наличие питьевой воды.

Остановку на основной бивуак (для ночлега) следует делать засветло с тем, чтобы до быстрого наступления темноты было время подготовить место ночлега и проверить его безопасность. Это иногда требует довольно много сил и времени. Выявлять же лавиноопасность и опасность камнепадов в темноте — дело совершенно нереальное.

На устройство бивуака палаточного типа достаточно иногда получаса, а иногда и двух часов, в зависимости от характера площадки и умения группы устанавливать бивуак.

Для постройки снежной хижины требуется времени до двух часов, а выкапывание пещеры меньше чем в два часа вообще невозможно.

Характер бивуака определяется условиями погоды и намерениями группы. Бивуак в палатке удобен из-за минимальной затраты времени и сил, необходимых на ее организацию, но палатки значительно хуже противостоят ветрам, нежели снежные пещеры и хижины. В условиях штормового ветра и большого мороза пещера несравненно выгоднее палатки. Пещера незаменима также как основная база для неоднократных ночевок при радиальных маршрутах и разного рода исследованиях.

На бивуаке начальник быстро распределяет обязанности между членами группы по разравниванию и постройке площадки, по расстановке палатки, расчистке снега, выкапыванию сточных канавок, приготовлению пищи.

При постройке снежных бивуаков надеваются штормовки. Во время работы нужно следить, чтобы возможно меньше попадал на них снег (во избежание намокания штормовки).

По окончании оборудования бивуака нужно немедленно надеть на себя теплую сухую одежду, предназначенную для ночевки. Большое внимание необходимо уделить ногам: в случае необходимости оттереть зябнущие ноги и надеть сухие носки.

Когда палатки установлены или выкопаны пещеры, — все залезают в спальные мешки, оставляя лишь одного дежурного для организации питания. Продукты выдаются сразу на вечер и на следующее утро, с тем, чтобы не морозить людей, заставляя их лишний раз вылезать из мешков. Особенно важно учесть это на холодных, снежных бивуаках.

После постройки бивуака не следует оставаться в штормовом костюме, так как он затрудняет дыхание и потоотделение и поутру восходитель может почувствовать себя совершенно «разбитым». На бивуаке нужно стараться побольше высушить вещей. Если бивуак расположен в помещении (пастушьем балагане, хижине) или в лесистой местности, где можно развести костер или очаг, нужно использовать эти средства для того, чтобы высушить одежду и ботинки. Однако при этом нужно стараться ботинки не пересушивать. Ботинки, пересушенные до поломки кожи, могут поставить всю группу в чрезвычайно серьезное положение.

На бивуаке каждая вещь снаряжения должна быть целесообразно использована. Если группа идет с лыжами, их необходимо положить на пол скользящей поверхностью вверх. Этим создается изоляционная прокладка. Под спальный мешок кладутся все лишние вещи, особенно под спину, чтобы не застудить почки и легкие. Удобно под спальный мешок класть веревки, распределяя их длинными витками, по возможности без узлов, по всему полу. Можно использовать для подстилки чехлы от кошек. Но лучшей подстилкой на холодном бивуаке служит специально надувной или из пористой резины матрац. Его применение позволяет свести до минимума вес спального мешка.

Организация бивуака при низкой температуре заслуживает особого внимания. Отсыревшие штормовки кладутся между мешками или под голову в скатанном виде, иначе утром придется надевать на себя ледяной панцирь. Ботинки, даже слегка отсыревшие за день, легко замерзают, к утру превращаясь в подобие деревянных колодок. Надевание их становится чрезвычайно затруднительным. Чтобы этого не случилось, нужно тщательно очистить ботинки от снега, положить их в специальный мешок из прорезиненной ткани и затем класть с собой в спальный мешок. Запасные носки, рукавицы, варежки согреваются также внутри спального мешка. На ноги надеваются сухие носки, сверх них — отсыревшие (но не мокрые!), а затем — еще пара сухих. Сырые носки, оказывающиеся между сухими, за ночь всегда высыхают от теплоты ног. Весьма желательно использование для ночлега меховых или ватных чулок, что позволяет выбрать для экспедиции более легкий мешок. На спальный мешок в ногах (обращенных ко входу в палатку) надевают пустой рюкзак. Все пуговицы и пряжки одежды расстегиваются, завязки распускаются, и телу предоставляется абсолютный отдых.

Выход с бивуака делается на рассвете или незадолго перед рассветом, для того, чтобы светлую часть дня возможно полнее использовать для движения. Лишь иногда при безопасном последующем пути и при очень низкой температуре утром приходится выжидать, пока утренние лучи   солнца дадут возможность согреться на бивуаке.

Время для приготовления пищи, для еды и одевания должно быть сведено к минимуму. Необходимо, чтобы вся группа энергично готовилась к выходу, чтобы одним товарищам не приходилась ждать других, ибо ранним холодным утром можно легко приморозить ноги и руки. При большом холоде прием пищи производится до вылезания из спальных мешков. По команде «к выходу» все участники одновременно приступают к надеванию обуви, в случае необходимости связываются. Первая связка должна быть готова раньше всех остальных.

Умелое устройство бивуака определяет качество отдыха и безопасность группы. Особенно это относится к случаям, когда приходится организовывать вынужденный бивуак для защиты от заставшей в пути непогоды. Здесь многое зависит от дисциплины и спаянности группы, от энергии ее начальника. Сила воли, выносливость и выдержка спасли не одного путешественника в горах на бивуаке в самых тяжелых условиях. Отсутствие этих необходимых качеств погубило многих людей, не умевших терпеть лишения или отделившихся от группы, подчиняясь одному инстинкту самосохранения. Самое главное на «холодном бивуаке» — держаться вместе, особенно когда очевидна необходимость вынужденного отсиживания. Противостоять трудностям несравненно легче в коллективе. В дружном коллективе сильный отдаст ослабевшему свою порцию пищи, согреет мерзнущего, подбодрит упавшего духом.

 

Особенности движения в тумане и темноте

В тумане нужно идти чрезвычайно осторожно. На подъеме дистанция между людьми определяется длиной веревки, при одновременном движении обязательное пределах видимости. Сокращение дистанции можно рекомендовать только в самых безопасных местах. Через каждые пять минут одновременного движения при растянутой колонне руководитель колонны дает свисток замыкающему. Двойной ответный свисток свидетельствует о том, что колонна двигается в порядке. Руководители и замыкающие должны тщательно прислушиваться к подозрительным шумам и при предположении, что идет лавина или камнепад, давать сигнал тревоги, криком «лавина», «камень». Разговоры участников на марше абсолютно не допускаются.

Движение в тумане необходимо сопровождать непрекращающейся ориентировкой, визируя с помощью компаса или буссоли на видимые в тумане предметы. Туман, облачность почти всегда бывают подвижны, поэтому, потеряв направление, нужно обождать прояснения или появления хотя бы еле заметного контура ближайшей горной цепи, с тем, чтобы восстановить ориентировку. Торопливость в тумане приводит к несчастным случаям.

Компас должен быть у первого и у замыкающего группу с тем, чтобы, они могли, взяв направление на цепочку идущих людей и на проложенный сзади след, ориентироваться   в   правильности    направления    движения.

В случае очень сильного тумана, особенно сопровождающегося снегопадом, при потере ориентировки нужно тщательно выбрать безопасное от лавин и камнепадов место и, организовав бивуак, выслать на разведку дальнейшего пути движения вспомогательную группу. Маркировка пути во время предварительной разведки значительно облегчает движение в тумане.

Особенно осторожно в тумане нужно двигаться по рассеченному трещинами леднику. Если при хорошей видимости степень трудности пути по леднику допускает движение без связывания, то в тумане движение без веревки совершенно недопустимо.

Следует учесть, что мало подвижные туманы сосредоточиваются в котловинах, мульдах, над ровными плато. Над крутыми ледниками или гребнями движение воздуха происходит более активно и, следовательно, здесь можно быстрее ждать прояснений. Часто видимость с наветренной стороны хуже, чем с подветренной. Поэтому иногда не имеет смысла в таких местах пережидать туман, лучше выбраться туда, где по условиям рельефа видимость лучше. Заметим к тому же, что интенсивность горных туманов меняется с высотой и в зависимости от времени дня.

Движение в темноте имеет много общего с продвижением в тумане. Необходимость связывания здесь совершенно очевидна и вряд ли требует пояснения. Непрерывная связь и здесь является обязательным условием, ибо потерять человека в темноте легче, чем в тумане, а найти потерявшегося много труднее.

Движение ночью (правда, не всегда) благополучнее, так как камнепады и лавины ночью менее вероятны, но технически движение в темноте значительно сложнее, а без хороших фонарей вообще невозможно.

Осложнение условий похода может всегда затянуть марш до наступления темноты, и наличие в группе минимального осветительного устройства в виде батарейного фонаря, электрофонаря, аккумуляторного фонаря или даже керосиновой, «летучей мыши» обязательное условие для того, чтобы не попасть в беду. Лучшее, что можно желать для любого дохода — это аккумуляторный фонарь на головном уборе с аккумулятором, спрятанным в рюкзаке (фонари подобного типа применяются для работы в шахтах). Десятиамперчасовый аккумулятор щелочного типа (НКН-10) обеспечивает 15—18 часов непрерывной работы. Фонарь, укрепленный на шляпе или груди, освобождает руки и позволяет пользоваться ледорубом и веревкой. Этот же аккумулятор может быть использован для питания ламп переносной радиоустановки.

Если на неизвестном месте ночью предполагается разбивка бивуака, то следует быть предельно осторожным и провести разведку с фонарем по крайней мере на сотню метров во всех направлениях от предполагаемой площадки. После рассвета до выхода солнца на гребни вершин следует еще раз просмотреть степень безопасности бивуака с тем, чтобы во время утреннего туалета вблизи палатки не быть застигнутыми первыми камнепадами.

 

Вьючный транспорт

Там, где кончаются автомобильные и гужевые дороги, вверх к вершинам идут вьючные тропы. При восхождениях и на пути к перевалам по этим тропам человек почти всегда может использовать вьючный транспорт. С его помощью значительные грузы с быстротой пешего движения могут быть переброшены на большие высоты и расстояния. Но, несмотря на несложность вьючного способа переброски грузов, каждый путешественник в горах должен не только иметь элементарное понятие о навьючивании грузов, но и уметь самостоятельно водить вьючных животных, не надеясь на специального погонщика, которого далеко не всегда возможно найти.

На Северном Кавказе и в Закавказье почти всегда на путях подходов можно достать вьючную лошадь или ишака (реже мула), а в горах Средней Азии — ишака, верблюда или яка.

На ишака, в зависимости от трудности пути, можно грузить до 50 кг, на мула до 90 кг, на лошадь до 80 кг. Лошадь менее вынослива, более пуглива и капризна, чем ишак, и иногда не может пройти по таким трудным тропинкам, по каким пройдет ишак.

Вьючный транспорт может очень облегчить поход, при условии умения вьючить животных, водить и ухаживать за ними. Больное животное, со стертой спиной причиняет больше хлопот, нежели помогает. Из-за плохого навьючивания   возможна   потеря    ценного   груза,    не   говоря  уже  о  том,   что   животное  легко   может  быть   изранено.

Первое, что нужно сделать, получая животных под вьюк, — это проверить состояние их спин и копыт. Животных с набитыми спинами брать в поход не следует. Если имеется небольшая потертость, не более пятачка, ее следует промыть раствором марганцево-кислого калия или риваноля и наложить повязку с ксероформовой мазью или сухим ксероформом, а также устранить причину, вызывающую потертость. Следует просмотреть седло и потник.

Перед отправлением в экспедицию необходимо иметь в наличии вьючные ящики и сумы в комплекте с достаточным количеством тесьмяных ремней для закрепления грузов на седлах. Только при наличии хорошей снасти можно избежать потери грузов и развьючивания в пути. Всякое вьючное седло состоит из войлочного или ватного стеганого потника, ленчика в виде двух дуг, соединенных между собой полками (рис. 113). В крестьянском седле ленчик обычно деревянный, в специальном седле типа Грумм-Гржимайло дуги ленчика металлические и весь ленчик лежит на кожаной покрышке. Роль ленчика — равномерная передача веса груза на спину животного. От полок ленчика к шее и крупу животного отходят передняя и задняя ременные шлейки, служащие для удержания седла от сползания при подъеме и спуске. Под животом полки ленчика крепятся одной или, лучше, двумя подпругами, затягиваемыми сбоку пряжками. Передняя подпруга должна проходить непосредственно сзади передних нот животного и промежуточным ремешком соединяться с передней шлейкой. Размер ленчика должен соответствовать спине животного. Ленчик от седла лошади, конечно, не годится на ишака и наоборот. Несоответствие седел вызывает сильные потертости.

Рис.113. Ишачье седло

 

В случае необходимости перевозки грузов сложной конфигурации или тяжелых неразъемных частей, на ленчике крепится специальное вьючное приспособление, захваты которого (хомутами) рассчитаны таким образом, чтобы перевозимый груз был возможно точнее сбалансирован относительно хребта животного. Как на пример такого крепления можно указать на санитарные носилки, крепящиеся сверху седла, или ствол горной пушки, крепящийся на артиллерийском седле.

Основа правильного навьючивания — хорошая балансировка грузов. Подготавливая грузы к вьючному транспорту, нужно так их распределить между собой, чтобы в каждой паре вьюки имели одинаковый вес. Если в распоряжении группы имеются весы, следует прикинуть вес каждого вьюка. Перед навьючиванием нужно просмотреть спину животного и потник и, поставив животное на ровную площадку, положить потник ближе к холке и немного провести его по шерсти до места седла, затем сбоку накладывать ленчик. Ремнями седло надежно прикрепляется к спине. Грузы накладываются на седло одновременно двумя людьми по обе стороны и подвязываются к седлу и между собой не менее чем двумя ремнями. Подвьюченный груз обтягивается сверху вместе с седлом и брюхом животного ремнем с пряжкой, который называется круговым торокам. Если на ленчике седла имеются специальные откидные полки или крюки, процесс навьючивания значительно облегчается. После подвешивания вьюков на крюках или полках достаточно всего лишь одного кругового торока. Грузы, выступающие далеко за габариты седла, нужно навьючить с той стороны, где на узкой тропе не будет выступающих скал.

После навьючивания задерживать колонну животных не следует, и сразу по готовности следует ее отправлять.

Во время движения вьючных животных необходимо, чтобы каждое животное имело своего сопровождающего, обычно из числа участников экспедиции. Сопровождающие мулов, лошадей и верблюдов идут впереди животного, ведя его наповоду, сопровождающие ишаков идут сзади. В трудных и опасных местах вьюки проводят поочередно, предварительно осмотрев и обработав тропу. При этом животных нужно слегка страховать за уздечку или за хвост, а груз поддерживать палками или ледорубами. Как правило, животное идет на свободном поводу.

Натянутый повод утомляет человека и нервирует животное.

Через 20—30 минут после начала движения следует подтянуть подпруги. Перед подъемом нужно подтянуть переднюю шлейку, перед спуском — заднюю. Снимать грузы с животных следует только на привалах длительностью свыше 20 минут. При остановке на ночлег после развьючивания необходимо сначала оставить животное под седлом, отпустив подпруги на 15—20 минут во избежание простуды, и только после этого снимать седла. Осмотр копыт на остановках следует считать обязательным.

При остановках колонны следует выбирать горизонтальные площадки или ставить животных поперек крутой тропы, головой к обрыву. На бивуаке выше снеговой линии животное следует беречь от простуды. Не нужно с разгоряченной спины лошади сразу снимать потник, также как сразу после тяжелого марша и развьючивания поить и давать овес. Воспаление легких — частая болезнь у лошадей. Перед водопоем следует ослабить подпруги, а при развьючивании — подсушивать потники. Ни в коем случае нельзя класть их на землю, чтобы не перенести земли и песка на спину животного. Снятые седла лучше класть на груз или на большие камни, при сухой погоде потником вверх.

Режим и темп движения колонны с вьючными животными примерно те же, что и пешей колонны людей, с той лишь разницей, что в середине ходового дня вьючной колонны делается один перерыв около одного-двух часов для кормления животных, при котором вьюки обязательно снимаются. На коротких остановках во время крутого длинного подъема полагается время от времени давать животным отдышаться.

Пока есть более или менее проходимая тропа, ведение навьюченного животного не представляет больших трудностей, но когда путь переходит на ледник или снежник, животное чувствует себя гораздо неувереннее и даже небольшая трещина в леднике, которую легко можно перешагнуть, может заставить животное остановиться. Здесь нужно предварительно пройти человеку или заклинить в трещину моренный камень. Если не идет первое животное,  нужно попробовать вперед пустить другое,  третье и т. д. Когда одно из животных пройдет через трещину, все остальные сами пойдут за ним.

Для движения по ледяным склонам следует подрубать ступени, а животных, предназначенных для перехода по леднику, заранее ковать подковами с железными шипами. На снегу гнать вьючных животных нужно в такое время дня, когда снег тверд и не проваливается под тонкими ногами животного. На рыхлом снегу люди идут впереди и протаптывают тропу.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru