Путешествие в горах. Техника горовосхождений



Путешествие в горах. Техника горовосхождений

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Малеинов А.А., Тушинский Г.К. Путешествие в горах. Государственное издательство географической литературы. Москва, 1950 г.
Ответственные  редакторы: кандидат географических наук Н.А. Солнцев, заслуженный мастер спорта по альпинизму С.И. Ходакевич

 

Введение

Путешествие в горах сопряжено с преодолением многочисленных трудностей и подчас опасностей. Знание закономерностей развития горного рельефа и процессов, протекающих в горах, намного облегчает путешественнику выбор маршрутов для восхождения на вершины и пересечения целых горных систем.

Работы по изучению и освоению горных районов в нашей стране проводятся очень широко. Многочисленные изыскатели, геологи, географы и другие специалисты постоянно ведут исследования в высокогорье. Кроме того, среди людей различных производственных специальностей большую популярность приобрели занятия горным туризмом и альпинизмом и путешествия в горах стали для многих из них формой активного отдыха.

Все это требует появления в печати хотя бы краткого руководства, из которого горовосходитель мог бы узнать об особенностях природы гор, о технике и тактике горовосхождений.   Наша  задача   и  состоит  в  том,  чтобы в доступной форме изложить основные вопросы формирования рельефа гор и рассказать читателю, как нужно готовиться к путешествию в горах. Знания основных процессов, формирующих рельеф, приемов и техники горовосхождений, режима и темпа движения в горах помогут горовосходителям легче преодолевать трудности и получить известный образовательный материал.

Замечательны слова М. В. Ломоносова, высказанные им в книге «О слоях земных».

«Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины, и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность». М. В. Ломоносов. О слоях земных, Госгеолиздат, 1949, § 2, стр. 17.

Путешественнику в горах приходится работать как летом, так и зимой. Поэтому приобретают особое значение вопросы преодоления трудностей, связанных со снегом и фирном. Если, путешествуя летом на Кавказе, снега встречают (в июле — августе) лишь с высоты 2 700— 3 000 м, то в январе — феврале снежные склоны приходится преодолевать уже с высоты 1 000—1 500 м.

Горы, не имеющие постоянных снегов, зимою покрываются снегом за счет опускания сезонной снеговой линии, и условия передвижения по ним становятся такими, как и на больших высотах летом.

В Арктике же и совсем незначительные горы (на высоте порядка 800—1 000 м над уровнем моря) большую часть года покрыты снегом, а на многих островах, имеющих высоты лишь 500 м, лежат льды, достигающие мощности 200—300 м.

Горные хребты издавна являлись препятствием для передвижения.   Люди   обычно   пользовались    наиболее удобными понижениями в горных хребтах, через которые и «переваливали» с одного склона на другой. Но исследователь часто должен пересекать хребты не по удобным путям, а двигаться по направлениям, связанным с преодолением наиболее трудных участков.

Так, геодезист, разбивая сеть триангуляции, должен забраться подчас на труднодоступные вершины; изыскатель, производя сравнения вариантов тоннельного пересечения хребта, обязан сопоставить в натуре все возможные трассы, изучить подходы к порталам тоннелей и возможные условия эксплуатации дороги в зимних условиях, когда на высотах, окружающих будущую магистраль, еще лежат глубокие снега, бушуют метели и большие препятствия создают снежные заносы и падающие лавины.

Летом, поднявшись на заснеженные вершины, видишь под ногами чудесную панораму вертикальных ландшафтных, поясов. Глубоко внизу, на 3—4 тысячи метров ниже, в долинах видны серебристые реки, окруженные лесами. Со дна долин леса поднимаются вверх по склонам.

Выше расстилаются ярко-зеленые, почти изумрудные высокогорные луга, по их верхней границе разбросаны пятна россыпей и осыпей, спускающихся длинными языками со склонов скальных вершин. Кое-где среди зелени лугов еще видны остатки зимних лавин в виде грязно-белых конусов выноса.

Еще выше количество голых пятен осыпей становится все больше, и склоны приобретают серовато-коричневые тона. Над этой зоной возвышаются белоснежные склоны, покрытые фирном. Они дают питание ледяным «потокам», сползающим до лесов, и поэтому внизу видны ледяные языки, обрамленные яркой зеленью. А над всем этим господствует голубое небо. С гребней и вершин гор открываются горизонты на сотни километров.

Зимой, когда снеговой покров одевает все вокруг белой пеленою, мы наблюдаем лишь два резко различных пояса: темную полосу лесов и белоснежные поля на склонах, таящие в себе огромную опасность для путешественника из-за часто обрушивающихся вниз снежных лавин. 

В горах происходит непрерывное разрушение склонов. Летом часто слышится грохот камнепадов и непрерывный шум горных рек, несущих обломочный материал. Но и зимой под белоснежным покровом, одевающим склоны гор, идет постоянная работа разрушения за счет морозного выветривания. Большое значение в перераспределении обломочного материала в зимнее время имеют лавины, сносящие обломочный материал в нижние части склонное и на дно долин.

Поэтому для успешного путешествия в горах необходимо знать основные законы развития горного рельефа и иметь ясное представление о современных процессах, его изменяющих.

Очень часто на пути восходителей лежат высокие хребты, покрытые снегами и льдами, преодоление которых требует знания разносторонних сведений как из области географии, так и техники горовосхождений.

Широкое хозяйственное освоение территории нашей великой Родины ставит перед советскими восходителями задачи круглогодичного исследования горных районов. В связи с этим сведения, сообщаемые в нашей книге, могут быть полезны для широкого круга специалистов, которым предстоит путешествие в горах.

 

Техника страховки

Пути восхождения на вершины всегда таят в себе опасности. Их возможно избежать, зная условия жизни гор, особенности горного климата, безупречно владея техникой горовосхождения и находясь всегда наготове к оказанию помощи товарищу.

Под техникой страховки мы понимаем совокупность приемов, направленных к упрочению положения человека на крутом склоне и к задержанию его в случае падения. Четко организованная страховка является неотделимой основой советской техники горовосхождения.

Вопреки тенденции буржуазных спортивных идеологий, проповедующих индивидуализм в горовосхождениях, поощряющих восхождения в одиночку, по «головоломным» маршрутам, советская спортивная школа признает только такие маршруты и такую технику лазания, при которой риск со стороны горовосходителей сведен к минимуму.

Однако среди некоторых исследователей гор различных профессий, повседневно встречающихся по условиям работы с необходимостью преодоления трудных участков горного рельефа, спортивной технике страховки еще не придается должного значения.

Совершенно недопустимо легкомысленное отношение к страховке и отсутствие бдительности на так называемых «легких» местах, которое можно встретить как среди молодежи, так и среди достаточно опытных альпинистов. Это влечет за собой аварии в пути и подчеркивает необходимость самого непримиримого отношения к легкомысленности и расхлябанности в вопросах организации страховки.

Вопросы страховки хорошо изучены виднейшими мастерами советского альпинизма, среди которых следует отметить Е. Казакову и В. Абалакова. Е. Казакова с бригадой научных работников и альпинистов провела серьезную работу по испытанию всех применяемых у нас методов страховки и существующего снаряжения. Эта работа выявила непригодность некоторых методов страховки, применявшихся ранее в практике восхождения. 

Определение момента связывания. В практике горовосхождений вопрос об определении момента, с которого восходитель обязан идти со страховкой, имеет огромнейшее значение. Психологическое воздействие глубины и крутизны сугубо индивидуально, так же как и ощущение опасности. Воздействие глубины и личный опыт всегда напоминают о необходимости связывания.

Определение момента связывания следует ставить в зависимость от:

1)   вероятности падения и невозможности самостоятельно задержаться;

2)   от психологического воздействия глубины и

3)   от прочности поверхности склона (степень ломкости скал, состояние снега).

Во всех случаях сомнения следует решать вопрос о связывании в сторону большей осторожности. Если у одного из членов группы возникает предложение связаться, его следует оценивать как момент необходимости связывания. Горовосходитель, пренебрегающий связыванием и считающий, что веревка будет мешать движению, недостаточно подготовлен для серьезной самостоятельной работы.

Совершенно недопустимо развязывание в середине маршрута вместо переключения на одновременное движение всей связки (на легких участках между трудными). Психика человека, соединенного веревкой с товарищами и развязавшегося в середине трудного маршрута, не успевает переключиться на значительно большую осторожность в движении без связки. Небольшое соскальзывание, легко задержанное   товарищем   в  связке,  при отсутствии страховки может превратиться в гибельное падение.

Большое значение в определении момента связывания имеет состояние поверхности склона.

Ломкие скалы и мокрый, скользкий снег (особенно при отсутствии кошек) всегда заставляют связаться раньше, чем это следовало бы сделать на крепких скалах и рыхлом снегу (той же общей крутизны). Размокшая от солнца поверхность снега на леднике также заставляет восходителей, ранее шедших здесь без связки, связаться во избежание опасности падения в скрытые под снегом трещины.

Хождение без связывания по маршрутам, требующим страховки, недопустимо и в целях достижения безаварийности должно преследоваться самым жестоким образом. В работе с молодыми горовосходителями следует поставить во главу угла воспитание в духе ответственности за коллектив.

Каждый советский горовосходитель, вне зависимости от его личной квалификации, должен совершенно реально представлять себе, что, позволяя пренебрегать связыванием в тех местах рельефа, где движение сопряжено с возможностью падения, а вероятность самостоятельной задержки весьма мала, он совершает серьезное нарушение правил восхождения.

Отношение к вопросам страховки должно быть высокосознательным, основанным на безупречном знании основ техники страховки, реальном представлении тех возможностей, которые дает современная техника и наличное снаряжение. 

Веревка и ее качество. Все виды страховки в горах проводятся с помощью веревки. Сущность страховки состоит в предупреждении возможности падения и своевременном задержании (при падении) одного из членов связки. Поскольку при падении развивается большая энергия, необходимым условием действенной страховки является поглощение энергии падения. Приемы страховки должны быть такими, чтобы амортизация динамического удара при падении могла быть легко осуществлена всего лишь одним человеком. Как показали работы и расчеты Е. Казаковой, когда высота падения равна длине 30-метровой веревки, возникает удар в 1 300 кг, если же высота падения вдвое больше, удар равен  1 750 кг. Сопоставив предел прочности веревки (1 000—1 200 кг) с размерами удара, нетрудно уяснить, что жестко закрепленная веревка не может выдержать этого удара и всегда порвется. К тому же и корпус человека не может выдержать такого большого усилия.

Основным поглотителем энергии падения во всех видах страховки является трение. Падающее тело остановится, когда работа трения полностью компенсирует энергию падения. Чем большее сопротивление удару окажет страхующий, зажав веревку руками на камне или карабине, тем больше будет сила торможения и меньше протравливание   веревки   для   его   задержания.

Альпинистская веревка имеет сравнительно небольшой запас прочности. Лучшие пеньковые веревки в целом конце могут выдержать не более 1 000—1 200 кг статической нагрузки, но так как веревка между людьми всегда имеет узлы и перегибы, то в этих местах ее прочность понижается до 500—600 кг. Мокрая веревка теряет еще до 10% прочности. Таким образом, восходитель должен знать, что даже новая веревка может выдержать нагрузку максимально в 500 кг.

В настоящее время в практике горовосхождений применяются веревки из волокна четырех сортов: сизаль, пенька, лен и капрон. Применение капрона более чем в два раза повышает прочность веревки при той же толщине.

Наиболее часто встречающееся волокно — сизаль. Сизальская веревка менее гибка, нежели пеньковая и льняная, но менее гигроскопична и соответственно меньше обмерзает при работе на льду и снегу.

Пеньковая и льняная веревки мягче в сухом виде и, таким образом, лучше в работе на сухих скалах, но совершенно неудобны в намокшем виде. Разрывное усилие веревки сизальского волокна выше, чем веревки льняного и пенькового волокна. В веревке большое значение имеет не столько предел статической прочности, сколько ее амортизационные способности, так называемая «работоспособность веревки», ее упругость.

Сизальская и льняная крученые веревки — это то, чем мы располагаем. Однако эти веревки имеют такую небольшую способность поглощения энергии, что достаточно падения человека с превышением в один метр над позицией страховки (при жестком закреплении веревки), чтобы веревка, которую мы считаем нормальной, разорвалась, даже без наличия узлов и перегибов (без которых в практике организации страховки никогда не обойтись).

Почти свободна от указанных недостатков веревка из капрона, имеющая широкие перспективы применения для горовосхождений.

Альпинистская веревка довольно быстро амортизируется.

Отделение в одной из прядей веревки верхнего слоя волокон сигнализирует о сношенности веревки. Механическая прочность поношенной веревки быстро падает. Поношенная веревка выдерживает напряжение лишь в 200-300 кг.

Для легкости контроля за состоянием веревки, иногда в верхний слой заплетается цветная нитка, разрывы которой определяют пригодность веревки к дальнейшей эксплуатации.

Небрежное хранение веревки влечет за собой снижение ее прочности (вследствие загнивания срединных волокон). Таким образом, может оказаться внешне совершенно целая веревка — совершенно непригодной.

Нужно всегда помнить, что только высококачественная альпинистская веревка с заводским паспортом может быть использована для серьезных восхождений. Всякие заменители альпинистской веревки могут дать только внешнее впечатление страховки. Веревку без ежегодного испытания (проверки) допускать для работы ни в коем случае нельзя.

Перед каждым выходом веревка проверяется. Проверка производится тщательным просмотром всей веревки, выявляющим поврежденные пряди. Поврежденной в походе веревкой иногда можно пользоваться, завязывая в местах повреждений небольшие узлы проводника.

Узлы на концах веревки не завязываются, т. к. они будут мешать при продевании веревки через карабин. Для того, чтобы концы веревки не расплетались, на них накладываются марки. Это производится следующим образом. Конец веревки, на расстоянии около 30 мм, распускается и пряди складываются параллельно. После чего конец обматывается прочной ниткой и прошивается в 3—5 направлениях поперек веревки. Ширина марки равна 1,5—2 диаметрам веревки.

 

Техника движения по  травянистым склонам  и осыпям

Значительная часть пути горовосходителя проходит по травянистым склонам в зоне альпийских лугов и меньшая часть пути по осыпям. Летом движение по травянистым склонам, где зачастую проходят тропы, не представляет больших трудностей, ни тем более опасностей. Но поздней осенью, зимой и весной ранее безопасные склоны становятся лавиноопасными. Продвижение в это время по ним требует большой внимательности и осторожности.

И даже летом, когда сходят зимние снега и склоны пастбищной зоны покрываются богатым зеленым ковром, путешественник должен знать о том, что здесь необходима правильная организация техники движения.

Максимальная крутизна травянистых склонов до 50°; на более крутых склонах почвенный слой держится плохо. Ботинки, окованные триконями, достаточно хорошо держат, цепляясь за траву.

При подъеме все участники группы двигаются одновременно: след в след, с интервалом не менее 1,5 м.

Идти следует плавно, без рывков и скачков, прямо вверх небольшими шагами (слишком большие шаги быстро утомляют (мышцы и сердце). Ногу нужно ставить на всю ступню возможно более горизонтально, используя для опоры каблука отдельные пучки травы, небольшие, прочно лежащие камни, играющие роль ступенек.

При ходьбе по склонам круче 10—15° носки ног должны быть слегка развернуты в стороны, причем, чем круче склон, тем должен быть больше угол между ступнями. На ледоруб не опираются, а держат в руке на перевес и обязательно штычком вперед, иначе можно поранить идущего сзади.

На склонах круче 25—30° при общем направлении движения вверх идти следует короткими зигзагами, возможно ближе друг к другу, ледоруб держать двумя руками, штычком к склону, клювом вниз.

Спускаться по травянистым склонам следует прямо вниз. На склонах круче 30° опускаются короткими зигзагами, меняя направление зигзага в зависимости от утомляемости мышц и от общего направления движения. Спуск производится на полусогнутых ногах, играющих роль пружин.

Зимние лавины сносят со скал, находящихся над травянистыми склонами, много камней, которые после стаивания лавинных снегов остаются на крутых склонах в неустойчивом положении. В густой траве такой плохо лежащий камень представляет большую опасность, так как при перекатывании даже по сравнительно некрутому уклону он быстро приобретает большую живую силу. Если при ходьбе небольшой группой выбор пути по травянистому склону имеет сравнительно небольшое значение, то двигаясь большой колонной, особенно с вьючным транспортом, руководителю приходится уделять серьезное внимание вопросу правильной организации движения с тем, чтобы голова колонны не оказывалась над ее хвостом и не угрожала бы последнему случайно сброшенными камнепадами. Выпуклое неявно выраженное в рельефе ребро может служить основным направлением движения колонны. Вогнутые части рельефа нужно обходить. Повороты колонны при изменении курса производятся на наиболее пологих или выпуклых местах профиля.

Однако, когда травянистые склоны расположены на узких террасах, между оплошными поясами скалистых стен или «бараньих лбов» движение по ним не столько трудно, сколько опасно из-за возможности падения на скалы.

Бывали случаи, когда восходители, неправильно избравшие путь выхода на ледник, вынуждены были еще на травянистых склонах применять кошки, веревку и крюки.

Почти всегда этого можно избежать правильным выбором пути, но, тем не менее, если крутизна травянистых склонов и их обрывистость над скалами очень велики, следует безоговорочно прибегнуть к применению техники горовосхождения, включая веревку (особенно, если восходители нагружены большими рюкзаками).

Хвататься за пучки травы, кусты, мелкие камни не следует, т. к. они не могут являться надежной опорой.

Техника движения по травянистым склонам на кошках мало чем отличается от движения на кошках по фирну, однако здесь существует большая опасность споткнуться о травяные кочки. Движение, в случае связывания, производится одновременно всеми участниками связки.

Особую осторожность следует проявлять при движении по крутым мокрым травянистым склонам.

Техника движения по осыпям сравнительно несложна, хотя и здесь нужны определенные навыки и знания.

При выборе пути по осыпям следует иметь в виду, что легче всего подниматься по крупно-каменистым осыпям, т. к. чем крупнее камни, тем прочнее они лежат и по ним можно подниматься, как по ступеням. Для спуска следует выбирать осыпи, состоящие из мелких сыпучих камней, щебенки — чем мельче щебенка, тем легче и быстрее можно спуститься по осыпи.

Подниматься по осыпям следует прямо вверх, предварительно просмотрев возможность движения ближе к скалам, где камни лежат более прочно. Надо также определить места переходов с одной крупнокаменистой осыпи на другую, обращая особое внимание на возможность возникновения камнепадов по пути движения. Идти по осыпям следует спокойно, некрупными шагами, все время соблюдая равновесие и выбирая места для постановки ног. Ногу следует ставить на край камня, обращенный к склону, тем самым как бы поддерживая устойчивость камня; если встать ногой на край камня, обращенный от склона, то камень может опрокинуться, а восходитель сорваться и получить травму. Кроме того, падение камней опасно для идущих ниже. В тех случаях, когда от неосторожного шага верхнего срывается камень, идущий ниже должен задержать этот камень, пока он не набрал еще скорости и не вызвал камнепада. Если по пути попадаются неустойчивые камни, об этом следует предупреждать идущих сзади товарищей: «Осторожно, слабый камень!».

Удобны для подъема и осыпи из мелких, хорошо слежавшихся или смерзшихся камней.

При необходимости подниматься и пересекать осыпи из мелких неустойчивых «камней надо носком и рантом ботинка углублять ногу в склон, а когда под ней прекратится движение осыпи, переносить на ногу тяжесть тела.

Спускаться следует прямо вниз, а по более крутым осыпям — зигзагом. Поскольку эти осыпи оползают под ногами, — больших шагов при спуске делать не следует, достаточно делать мелкие шаги или, переставляя ноги, как бы топтаться на осыпи, чтобы вместе с нею скользить вниз. В тех случаях, когда спускающийся набирает чрезмерную скорость и ползущая вместе с ним осыпь начинает «засасывать» ноги, нужно двумя-тремя быстрыми шагами перейти в сторону и двинуться с новым потоком камней.

При спуске ледоруб держат сбоку в положении на изготовке, штычком к склону.

Большой осторожности требуют крупные камни, попадающиеся на мелких осыпях. Иногда такие камни могут служить надежными «островками». Но если они лежат на гладком основании, встав на такой камень, можно вызвать камнепад.

При подъеме и спуске по осыпям, так же как и по травянистым склонам, следует идти всем одновременно, несколько в стороне один от другого, если верхний случайно столкнет камень, это не грозит идущему ниже. Когда большая группа поднимается зигзагом, верхние после поворота могут оказаться над своими спутниками, в этих случаях участники разбиваются на несколько отдельных групп и проходят ветви зигзагов поочередно так, чтобы, когда одна группа (верхняя) движется, то нижняя занимала бы безопасную позицию от камнепадов.

Осыпи, лежащие неглубоким слоем на гладких крутых плитах, на отдельных наклонных террасах, на льду - опасны и движение по ним требует большой осторожности, а местами поочередного прохождения с применением страховки. Осыпи во время дождя очень опасны камнепадами.

 

Переправа через горные реки

Горные реки являются одним из первых серьезных препятствий, которые встречаются на пути восходителей в горах. Особенности горных рек — большая скорость течения (до 6—8 м в секунду), определяемая крутизной уклона русла, низкая в течение всего года температура воды, затрудняющая переправу вброд и вплавь, и, наконец, переменный характер режима реки (резкие изменения расхода воды в течение года и в течение суток).

Наиболее полноводны горные реки летом, во второй половине дня (в период максимального таяния ледников и высокогорных снегов).

Теплые ветры (фены), сильные дожди часто способствуют увеличению горных потоков до такой степени, что даже ручьи или сухие прежде русла превращаются в ревущие потоки, представляющие большие трудности и опасность для организации переправ.

Своевременно и правильно выбранная и организованная переправа значительно облегчает передвижение на трудных подходах к вершине. Наоборот, плохо организованная переправа может не только сорвать тактический план восхождения, но и подвергнуть большому риску личный состав экспедиции и ее грузы.

Основные вопросы, которые интересуют путешественников, столкнувшихся в горах с препятствием в виде реки, это выбор места переправы и техника ее организации. Выбор места зависит от того, какой способ переправы намечен руководителем группы: вплавь, вброд или на специальных устройствах; из последних можно отметить мосты, а также навесные приспособления, переправа по которым идет на «беседках».

Переправа вплавь применяется обычно только в предгорьях или в широких долинах, где скорость реки значительно замедлена и река более полноводна. Преодоление рек этим способом применяется главным образом на реках Средней Азии, где постоянных мостов мало. В данном случае очень часто приходится прибегать к помощи местного населения, знающего места переправ и имеющего лодки, бурдюки, надуваемые воздухом и являющиеся основой для составления плотов. Лишь в малонаселенных районах приходится организовывать переправы, не надеясь на чью-либо помощь.

Почти во всех случаях, раньше чем приступить к переправе на импровизированных, плотах или надувных резиновых лодках, следует рекомендовать наладить через реку перила наискось по течению вниз, под углом не менее чем 45° к направлению течения, с тем чтобы средства переправы были застрахованы от потери. Страховка производится на карабине, которым плот (лодка) подцепляется к веревке перил. Такой «паром» может быть надежным средством переправы. При отсутствии специальной надувной лодки можно прибегнуть к вязке бурдюков, для чего могут быть с успехом применены горные прорезиненные палатки, набитые мелкими ветвями, соломой или травой (рис. 81). Правда, наличие незаклеенных дыр или простроченных, непроклеенных швов вызовет довольно быстрое промокание бурдюка. Поэтому цельное дно палатки из двуслойной прорезиненной материи будет хорошей основой для такого самодельного бурдюка.

Для успеха переправы вброд очень важно выбрать такое место, где сила течения реки была бы рассредоточена по значительной ширине или разбита на ряд потоков. Большие порожистые перекаты в широкой долине, от ледника, вплоть до лесной зоны, часто создают возможности такой переправы.

Более глубокие русла рек в лесистой долине обычно дают меньше возможностей для переправы вброд.

Мощные языки лавин, оставшиеся после снежной зимы, низвергнувшиеся с зоны альпийских лугов, местами образуют надежные снежные мосты, которые можно использовать для переправы людей и вьюков. Снежные мосты особенно характерны для крутых глубоких долин юга, где они значительно дольше задерживаются с северной затененной стороны ущелья.

При организации переправы вброд необходимо использовать особенность горных рек уменьшать к утру количество проносимой воды за счет сокращения таяния ночью. План пути подхода к вершине с учетом переправы через опасную реку вброд тактически следует строить так, чтобы эта переправа пришлась на то время дня, когда река имеет наименьший расход воды. Оценка опасности мест переправы лежит на руководителе группы. Во всех случаях переправ вброд следует применять веревочные перила, являющиеся достаточно хорошей гарантией  от   срыва   переправляющегося   силой   потока воды. В несложных переправах это проделывают, держась одной рукой за перила, а при переправах через более полноводные и быстрые реки — с обязательным подцеплением перил к карабину грудной обвязки. Переправляющиеся обычно идут по одному в ботинках, надетых на босую ногу (во избежание ранения ног камнями), с засученными брюками или в трусах. В переправе без веревочных перил полезно использовать полутора-двухметровый шест для прощупывания дна и опоры.


Рис. 81. Паром из палаточных бурдюков

Так называемый «таджикский» способ переправы (рис. 82) заключается в том, что несколько людей (трое-четверо) берут друг друга за плечи и, встав шеренгой вдоль по течению, двигаются одновременно, имея, таким образом, более прочную опору, нежели при движении в одиночку.


Рис. 82. "Таджикский" способ переправы

Можно отметить интересный способ переправы «кольцом», при котором люди становятся в круг (6—8 человек) и, взявшись за плечи, двигаются поперек потока.

Вьючные животные хорошо переправляются вброд; при этом их не следует вести на поводу, так как они хорошо ориентируются сами. Переправы вброд неудобны тем, что вызывают намокание обуви (что особенно нежелательно перед предстоящим путем но леднику). Навесные переправы (над водой) ликвидируют это неудобство.

Для устройства навесной переправы нужно выбрать такое место реки, где русло ее наиболее узко. Самое примитивное устройство навесной переправы — это натянутые перила с «беседкой», скользящей на карабине (рис. 83).

В организации такой переправы самое существенное — это переправа первого и натяжение перил. Переправа первого осуществляется переходом реки вброд в более широком месте или перепрыгиванием в узком месте по выступающим камням, через протоки, при условии тщательной страховки с высокого берега, чтобы захваченная течением воды веревка не сорвала переправляющегося. Первый, переходящий реку, должен быть без рюкзака. Обычно для этого вызывают «охотника» — крепкого физически, смелого человека. После прохождения первого, веревку переводят к месту, где намечена организация переправы. Для всякого устройства переправы существенно, чтобы исходный берег был выше противоположного по меньшей мере на два  метра, при длине веревки 30 метров. После того как веревка перешла с берега на берег, ее надежно закрепляют на одном из берегов. Для этого обычно употребляется узел-«удавка». Закрепление производится на стволе дерева или большом береговом камне, как правило, на исходном берегу, а натяжение — на противоположном берегу. Чем туже натянута веревка, тем легче переправа. Для натяжения применяется блочная система на сдвоенной веревке, аналогичная системе горизонтальных перил при траверсировании скал. Каждый участник из индивидуального куска вспомогательной веревки, длиной 4 м, соединенного в кольцо, делает себе сиденье, накладывая веревку на поясницу и бедра, и подцепляется этим сиденьем к натянутым перилам. Придерживаясь руками за веревку, начинают осторожное скольжение по перилам. Быстрое движение не рекомендуется, так как это сильно портит веревку. Применение блок-карабина устраняет это нежелательное явление. 

Снятие переправы после перехода последнего производится подобно снятию веревки после спуска «сидя». Так как веревка сдвоена, она может быть легко вытянута за один из концов. В том случае, когда карабинов и вспомогательной веревки не хватает на каждого переправляющегося, скользящий карабин с сиденьем перетаскивается вдоль по перилам длинным концом вспомогательной веревки на исходный берег. Таким же путем поступают при переправе по перилам грузов. При переправе через реку грузов большого объема (или раненых людей) подвеска осуществляется на двух карабинах. В этом случае карабины следует соединять между собой.

Самый быстрый и безопасный переход через реку совершается по мостовым устройствам. Конечно, организация даже примитивного моста сопряжена с затратой довольно значительного количества времени и имеет смысл, главным образом, при передвижении большой, тяжело нагруженной колонны. Самый простой мост — это жердь валежника, положенная с берега на берег, с натянутыми параллельно ей веревочными перилами (рис. 84). При сравнительно безопасной речке за перила просто держатся рукой, при бурных, многоводных реках к перилам подцепляются на карабине, прикрепленном к грудной обвязке.

Укладка бревна (жерди) через реку производится в наиболее узком месте реки со значительно высокими берегами. Для этого к верхней, наиболее тонкой части жерди привязываются две веревки. Комлевая часть жерди упирается в лунку у исходного берега. Жердь ставится в лунку   вертикально   и   постепенно   наклоняется, удерживаемая веревками, на противоположный берег. После того как бревно или жердь положено на берега, по нему, балансируя, со страховкой, проходит первый, наиболее опытный и ловкий из участников переправы и налаживает перила с одной или двух сторон жерди. Если последняя сильно прогибается под тяжестью тела, следует натянуть двое параллельных перил и середину бревна подвесить куском вспомогательной веревки к натянутым перилам. Высота подвески должна доходить до уровня груди человека среднего роста.

Если ширина потока настолько велика, что длины одной жерди не хватает, можно использовать две или три жерди, последовательно выдвигаемых с исходного берега на подвешенных к перилам карабинах и вспомогательной веревке. Подвеска идет в местах соединения жердей. Сочленение жердей шарнирное — простым охватом подвески из вспомогательной веревки.

Для всяких мостовых работ полезно иметь топор для обрубки бревен и жердей. Использование ледоруба для этих целей рекомендовать нельзя, чтобы на леднике не оказаться со сломанным ледорубом.

Хорошо налаженные переправы не представляют серьезного препятствия. Однако недостаточно оцененные условия переправы через реку и слишком легкомысленное отношение к их организации могут быть причинами несчастных случаев еще на путях подходов к вершинам.



Рис. 83. Переправа на "беседке"


Рис. 83. Жердевой мост на перилах


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru