Часть 4. Техника передвижения по снегу



Часть 4. Техника передвижения по снегу

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Антонович И. (автор и художник). Техника передвижения по снегу. Пособие для начинающих альпинистов. Часть 4. Физкультура и спорт, 1951 г.


 

В зависимости от состояния снега, направления движения и крутизны снежных склонов альпинисту приходится применять различные приемы, обеспечивающие успешное передвижение.

Передвижение по отлогому рельефу и некрутым склонам совершается обычной, но медленной ходьбой. С увеличением крутизны склонов появляется необходимость в дополнительной опоре, увеличивающей устойчивость. Дополнительная опора создается применением ледоруба. При передвижении по крутому склону нужно постоянно иметь две точки опоры (на склоне две ноги — переносится ледоруб, на склоне одна нога и ледоруб — переносится другая нога).

Темп движения в значительной степени зависит от состояния снега и крутизны склона. Наиболее выгодным и легким является передвижение по уплотненному снегу и слегка размягченному теплом фирну, в котором легко протаптывать ступеньки ботинком.

Сделать это в смерзшемся снегу и фирне значительно труднее, а поэтому при передвижении по смерзшемуся снежно-фирновому покрову применяется та же техника, что и при передвижении на кошках по льду (см. «Техника передвижения по льду»).

В сильно размягченный теплом старый снег и фирн, как и в свежевыпавший снег, нога проваливается глубоко, что очень затрудняет передвижение.

Чтобы облегчить передвижение по такому снегу или фирну, нужно идти небольшими шагами. Перед тем как перенести вес тела на выставленную вперед (или в сторону) ногу, сначала надо запрессовать снег двумя-тремя нажатиями ноги. Этого иногда бывает недостаточно. Тогда следует сгрести снег с краев в углубление и опять запрессовать его. Образовавшийся в результате запрессовки под следом большой снежный ком будет хорошей опорой для ноги.

Туловище, как правило, надо держать в вертикальном положении, ни в коем случае не наклоняться к склону и не ложиться на него, так как это может привести к срыву ступеньки или соскальзыванию ноги с нее.

Ступеньку в снегу надо вытаптывать или выбивать ботинком так, чтобы ее площадка была горизонтальной.

При передвижении но снегу большое значение имеет умелое применение ледоруба. Ледоруб применяют как средство страховки и самостраховки, им пользуются для зондирования снега, покрывающего трещины (рис. 2), для самозадержания при срыве (рис. 16). Особенно часто ледоруб применяется как дополнительная опора при передвижении (рис. 5—11, 13, 14). В сильно уплотненном снегу и фирне лопаточкой ледоруба вырубают ступеньки.

При передвижении по некрутым склонам ледоруб следует держать на изготовке к самозадержанию (рис. 12).

Для обеспечения безопасности передвижения альпинисты связываются между собой веревкой (см. «Техника страховки в горах»).



1. Передвижение «связки». В верхней части ледников, где трещины часто бывают замаскированы снегом (который лишь сверху покрывает их тонким слоем), нужно идти очень осторожно, связавшись веревкой в группы по 3—4 человека (такая группа называется «связкой») на расстоянии 8—12 м друг от друга. В связке каждый альпинист, кроме идущего впереди, собирает часть веревки петлями в руку. Выпуская или набирая эти петли, альпинист регулирует натяжение веревки.



2. Зондирование снежного моста. Встречающиеся на пути ледниковые трещины нужно обходить или переходить через них по снежным мостам. Перед тем как переходить снежный мост, нужно проверить его прочность — зондировать ледорубом. Если ледоруб входит в снег очень туго и не прокалывает его насквозь, значит этот мост прочен и по нему можно переходить. Идти надо осторожно, мягко ставя ноги на мост. Обязательна страховка.


3. Переползание по снежному мосту. Если при зондировании снежного моста ледоруб легко входит в толщу снега и прокалывает его насквозь, значит мост непрочен и при прохождении по нему можно провалиться. Следует поискать другой более прочный мост или попытаться обойти трещину, а если таких возможностей нет, то найденный непрочный мост нужно переползать, распределяя при этом вес тела на возможно большую площадь. Обязательна страховка.



4. Подъем «елочкой». По некрутому склону (крутизной 25—30°) следует подниматься «елочкой», идя в «лоб» по склону. Ступни нужно разводить носками в стороны, и чем круче склон, тем больше должно быть это разведение. Шаги надо делать небольшие. Ступеньки следует выбивать 1-3 ударами внутреннего ранта ботинка. Ледоруб можно использовать для дополнительной опоры.



5. Подъем «зигзагом». По длинным, не лавиноопасным склонам средней крутизны (30—45°) следует подниматься косо вверх по зигзагообразной линии, под углом 40—45°, повернувшись полуоборотом к склону. Ступеньки выбивать 1—3 ударами боковых рантов ботинок. Ступни ставить на склон параллельно одна другой в горизонтальном положении. Ледоруб держать на изготовке (рис. 12) или упираться его штычком в склон  (рис. 5).



6. Поворот на углу «зигзага»При подъеме по зигзагообразной линии поворот надо делать в следующем порядке (при склоне справа): упереться штычком ледоруба в склон; стоя на правой ноге, выбить носком ботинка левой ноги ступеньку впереди и немного выше правой ноги; стать на левую ногу, а затем, стоя на носке левой ноги, повернувшись лицом к склону, выбить внутренним рантом правой ноги следующую ступеньку в обратном направлении «зигзага» и затем перехватить ледоруб штычком к склону.




7—8.  Подъем по крутому   склону   «в   лоб».   По крутому склону (40—65°) можно подниматься прямо «в лоб», все время имея две точки опоры. Стоя на обеих ногах, надо перенести ледоруб вверх и вонзить его в снег до половины древка (рис. 7), а в мягком снегу — до головки, после этого, держась за прочно вонзенный в снег ледоруб и стоя на левой ноге, надо носком согнутой в колене правой ноги выбить ступеньку на уровне левою колена (рис. 8), затем, став на   правую  ногу, выбить ступеньку левой ногой. Стоя прочно на обеих ногах, вновь перенести ледоруб вверх, вонзить его в снег и т. д.

В плотный снег и фирн трудно вогнать ледоруб глубоко одним ударом. Поэтому удары следует повторить 2—3 раза (не вынимая, однако, ледоруба совсем из образовавшегося отверстия), при этом ледоруб нужно слегка поворачивать вокруг продольной оси древка для расширения отверстия. Обязательна попеременная страховка.



9. Подъем по настовому склону. Если тонкий слой снега (5—15 см) покрыт непрочным настом, который часто проламывается под ногой при полном перенесении на нее всего веса тела, следует на каждом шаге проламывать наст сильным ударом ботинка. Если такой непрочный наст лежит на глубоком рыхлом снегу (25—50 см), то при передвижении по насту нужно дополнительно опереться на склон голенями, руками и древком ледоруба, увеличивая этим площадь опоры тела на наст/


10. Пересечение некрутого склона. Пересекать некрутой снежный склон нужно повернувшись к нему боком. Ступеньки выбивать носковым рантом ботинка, располагая их по двум параллельным линиям в шахматном порядке. Расстояние между верхним и нижним рядами ступенек должно быть 8—10 см. При склоне справа линия ступенек для правой ноги будет идти вверху, а для левой ноги — внизу. При выбивании ступенек следует штычком ледоруба упираться в склон.


11. Пересечение крутого склона. Крутой склон надо пересекать, повернувшись к нему лицом, постоянно имея две точки опоры. Стоя на обеих, широко расставленных ногах, вонзить ледоруб в склон перед собой до половины древка, в рыхлом же снегу — по головку, затем носком ботинка левой ноги (при пересечении склона в левую сторону) выбить на расстоянии широкого шага влево ступеньку и стать на нее. Затем правой ногой выбить ступеньку рядом с левой ногой и т. д. Обязательна попеременная страховка.


12. Спуск по некрутому склону. Спускаться следует небольшими шагами, повернувшись спиной к склону. На рыхлом снегу ногу надо ставить на склон вертикально, а при уплотненном снеге сильным ударом вбивать каблук в склон, держа колени слегка согнутыми. Ледоруб следует держать на изготовке, т. е. держать его перед собой или сбоку одной рукой за головку, а другой — за древко. Такое положение ледоруба в случае потери равновесия дает возможность немедленно применить самозадержание.


13. Спуск скольжением. Спускаться скольжением можно только по некрутому знакомому, ранее пройденному и не лавиноопасному склону, на котором снежный покров однороден и нет трещин» обрывов и скал. Вес тела надо равномерно распределить на обе согнутые и немного расставленные ноги, штычком ледоруба опираться сзади себя. Для торможения нужно повернуться боком к склону и сильно налечь на ледоруб и боковые ранты ботинок.


14. Спуск по крутому склону. Спускаться следует повернувшись лицом к склону, постоянно имея две точки опоры. Стоя на левой, согнутой в колене, ноге и держась руками за ледоруб, вонзенный в склон, нужно носком ботинка правой ноги выбить ступеньку на шаг ниже левой и стать в нее правой, затем (стоя на обеих ногах) перенести ледоруб вниз, ближе к себе, и вонзить его в только что освободившуюся на склоне ступеньку и т. д. Обязательна попеременная страховка.


15. Передвижение по гребню со снежным карнизом. При передвижении по такому гребню нельзя идти по карнизу (А) или под ним (Б), так как карниз может обвалиться. Идти нужно по склону, противоположному карнизу, ниже линии возможного отлома карниза (В). Двигаясь по гребню, следует еще издали наблюдать за карнизами, определяя их величину, опасную границу и намечая по ним путь движения. Обязательна попеременная страховка.


16. Самозадержание   на   снежном   склоне.    При потере устойчивости и падении на склон необходимо немедленно, не теряясь, принять меры к самозадержанию, пока скорость скольжения по склону еще не увеличилась. Для самозадержания нужно повернуться на живот. На рыхлом снегу тормозить надо древком ледоруба, глубоко вонзенным в снег, и носками ботинок широко расставленных ног. На уплотненном снегу и фирне тормозить надо клювом ледоруба.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru