Транспорт в горах



Транспорт в горах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Поляков А.И. Транспорт. Из книги "Спутник альпиниста". Под общей редакцией Д. М. Затуловского. Государственное издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1957 г.


Готовясь к выезду в горы, следует четко изучить предстоящий маршрут, наметить, на каких участках пути каким видом транспорта пользоваться. Для высотных восхождений в горных районах, где пока нет альпинистских лагерей, снаряжение и концентрированные продукты питания приходится везти по железной дороге или самолетом из пунктов отправления экспедиции (группы).

Железнодорожные перевозки. Для железнодорожных перевозок рекомендуется пользоваться контейнером. Он вмещает до 2 т груза, и его перевозка обходится недорого. В контейнере можно везти любые продукты, вплоть до топленого масла (в молочных флягах). Специальной упаковки снаряжения и продуктов при этом не требуется.

Контейнеры перевозятся только малой скоростью, поэтому груз необходимо отправлять заблаговременно. При сдаче контейнера железной дороге его необходимо опломбировать специальным железнодорожным пломбиром.

Большим экспедициям иногда приходится отправлять груз в товарных вагонах и вагонах-ледниках. В этих случаях также не требуется специальной упаковки грузов. Скорость движения таких вагонов примерно та же, что и контейнеров.

По железной дороге быстрее всего грузы перевозятся багажом по билетам и товаро-багажом без билетов, но этот способ обходится дорого и требует тщательной специальной упаковки груза. Каждое «место» багажа должно быть аккуратно обшито однородным материалом внутренним швом, однородной ниткой. Вес «места» не должен превышать 75 кг, а его габарит — 75х35х40 см. Каждое «место» должно быть снабжено специальной биркой. В товаро-багаж принимаются обитые железной лентой ящики, обшитые и обвязанные тюки. Вес «места» не должен превышать 165 кг, а его габариты — 200х75х75 см.

Правила упаковки грузов и виды тары. Независимо от требований железной дороги груз еще в пункте отправления необходимо упаковать так, чтобы его можно было без перепаковки перегружать с железной дороги на автомашину, а с автомашины на вьючный транспорт для доставки в базовый лагерь. Личное снаряжение, которое может понадобиться до прибытия в базовый лагерь, следует раздать участникам до выезда в горы.

При упаковке грузов «места» надо взвешивать и все их подбирать в зависимости от вида вьючного транспорта. На осла, принимая во внимание трудность пути, можно грузить 50-70 кг, на лошадь — 70-120 кг, на верблюда — 150-250 кг, на яка — 60-100 кг, на мула, лошака — 110-120 кг. Исходя из этого, вес одного «места» должен быть соответственно равен: для осла — 25-35 кг, для лошади — 35-60 кг, для верблюда — 75-125 кг и т. п. Подбирая нужный вес, ящики и другие «места», можно попарно туго связывать веревкой или льняной тесьмой (ТРТ-20). Хорошо забитые консервные ящики перепаковки не требуют. Каждой группе, а тем более экспедиции необходимо иметь с собой весы типа безмен со шкалой до 60 кг.

При движении с караваном для упаковки грузов желательно иметь специальные вьючные сумы и вьючные ящики. Вьючная сума делается из брезента с подкладкой из прорезиненной ткани. Ее размеры для лошадей и ослов (в см): длина — 60, ширина — 25, высота — 40. Для верблюдов сумы следует делать несколько большими. Для лучшей защиты от проникновения влаги под крышкой сумы делаются дополнительные брезентовые полы, которые плотно застегиваются или зашнуровываются. Вьючный ящик делается из 5-8-миллиметровой фанеры и оклеивается брезентом. Его размеры, (в см): длина — 65, ширина — 30, высота — 55. Ящики можно вьючить как на лошадей, так и на верблюдов. В этом случае размеры соответственно увеличатся (80х45х60 см).

Хорошая тара для сыпучих грузов (мука, крупа, сахар, компот и пр.) — большие льняные (или из грубошерстной плотной ткани) мешки, вмещающие 100-120 кг. Груз равномерно распределяется по обеим сторонам мешка так, чтобы середина была пустой и ложилась на вьючное седло. Такой мешок можно сшить из двух стандартных мешков. Чтобы груз не пропитался запахом пота животного, при перевозке под мешки подкладывается попона из плотного брезента.

Все «места» должны быть перенумерованы. Номера надо ставить на видных местах. Груз, особенно продукты, следует рассортировать на расходуемые на подходах, в базовых лагерях, на штурмах и т. д. В этом случае, кроме номера, «место» отмечается соответствующим индексом, а еще лучше — яркой краской.

Подробную опись содержания «мест» необходимо иметь в двух экземплярах (один из которых вложен в груз).

Предметы снаряжения, которыми пользуются в пути следования: палатки, спальные мешки, кухонная посуда и продукты на текущий расход — упаковываются в отдельные, специально замаркированные «места» и укладываются на автомашинах или в караване так, чтобы до них в любую минуту можно было добраться.

Надежной тарой под масло, сельдь в рассоле и подобные продукты являются 20- или 40-литровые молочные бидоны. Они тяжелы и неудобны для перевозки на вьюке (особенно на ослах), но зато обеспечивают сохранность продуктов.

Все «места» необходимо упаковывать так, чтобы их содержимое при перевозке не издавало стука, который может испугать животных. Надо остерегаться ожога животных перевозимым керосином.

Автоперевозки. В конечных пунктах железных дорог, как правило, имеются пассажирские и грузовые автобазы. Пассажирские автобазы предоставляют машины как под людей, так и под груз. Перевозки на них обходятся дорого, так как плату за эти перевозки взимают по тарифам грузовых такси в оба конца. Грузовые автобазы предоставляют машины для перевозки грузов, причем на груженую машину более 4-5 человек сажать запрещается.

Расчеты с автобазой можно производить через Госбанк.

Вьючный транспорт. В глубь большинства горных районов Памира, Тянь-Шаня и Алтая, а также в некоторые районы Центрального Кавказа автомобилем проехать нельзя. Приходится прибегать к помощи вьючных животных. Вьючный транспорт может перебросить в условиях бездорожья на большие расстояния и значительную высоту все грузы экспедиции (группы). Скорость его в горах немногим уступает скорости пешего альпиниста. Для лошадей она равна 4-5 км в час, для ослов — 3,5-4 км в час, для верблюда и яка — 2-3 км в час, для мула и лошака — до 4 км в час. В день караван в горной местности проходит от 20 до 30 км.

Большей частью при перевозках приходится пользоваться лошадьми и ослами, реже — верблюдами и яками. Каждое из этих животных имеет свои преимущества и недостатки.

Лошади хорошо преодолевают бездорожье, а при специальной оковке могут идти по леднику; хорошо преодолевают броды. Однако лошади более пугливы и требуют большего ухода, чем ослы; значительно хуже верблюдов переносят недостаток воды.

Осел плохо идет по камням, осыпям и вязкой почве, не годен для движения по ледникам, с большим трудом переправляется через бурные и каменистые реки, плохо переносит сырость, сильный холод; он упрям; если осел ложится или падает, его трудно поднять. При движении по каменистым дорогам ослов следует ковать. Один человек может гнать по хорошей дороге до 15 ослов, по горным тропам нужно не менее одного погонщика на 5 ослов.

Верблюд не может ходить по каменистым осыпям, моренам, так как быстро сбивает ноги; не пригоден для движения по узким, крутым тропам и по ледникам.

Як по горам идет хорошо, но медленнее лошади и осла и менее их удобен для завьючки.

Мул и лошак более пригодны для горных переходов, чем осел и даже лошадь, как под верхом, так и под вьюком. Мул и лошак могут нести груз больше лошади, но скорость их движения меньше.

Караван лучше формировать из однородных животных. Нанимая вьючный транспорт или покупая вьючных животных (особенно при дальних переходах на Памире и Тянь-Шане), нужно взять погонщиков из местного населения. Идеальны постоянно действующие караваны, где погонщик знает повадки каждого животного.

Во время движения в трудных местах и при переправах альпинисты должны помогать караванщикам, для чего животных следует заблаговременно закрепить за альпинистами. Если караванщиков нанять нельзя, забота о животных полностью ложится на участников экспедиции (группы).

При формировании каравана нужно избегать нанимать или покупать животных со сбитой (стертой) спиной: пользы от них мало, а хлопот много. Приобретая животное, его надо тщательно осмотреть, обращая особое внимание на состояние спины, ног, ковку.

Небольшие потертости, имеющиеся и вновь образующиеся, надо обязательно промывать некрепким раствором марганцовки, смазывать ксероформовой мазью или посыпать сухим ксероформом.

Для того чтобы устранить всякие причины, вызывающие потертость спины у животных, надо правильно выбрать вьючное седло, правильно оседлать лошадь, а затем правильно ее завьючить.

Седла существуют специальные вьючные (их можно взять напрокат вместе с животным), а также казачьи и кавалерийские (для лошадей). Седло должно отвечать следующим требованиям:

а) внутренняя поверхность его должна соответствовать очертанию спины животного;

б) седло должно лежать на спине животного плотно, но быть приподнято над позвоночником;

в) передняя лука не должна давить на холку животного;

г) особое внимание надо уделить потнику седла, который должен быть из толстого (10-16 мм) и совершенно гладкого войлока;

д) для перевозок по крутым тропам седло необходимо оснастить нагрудником и подхвостником; лучше седло с двумя подпругами.

Прежде чем седлать животное, надо осмотреть его спину и пригладить шерсть от холки к хвосту. Затем следует внимательно осмотреть потник, удалить складки или комки грязи (во избежание загрязнения потников седла на привалах необходимо класть на груз или камни, а в сухую погоду поворачивать потниками кверху). Подпруги надо подтягивать постепенно, причем переднюю туже, так, чтобы под нее с трудом подсовывался палец, а заднюю — слабее, чтобы не стеснять дыхания животного. Через 30-40 мин. после выхода каравана подпруги следует проверить и подтянуть.

Для навьючивания животных необходимо иметь достаточное количество хорошей веревки или льняной тесьмы (ТРТ-20). Одно из основных условий правильного навьючивания грузов — одинаковый вес обоих вьюков. На ночевках вьюки разобщать не следует. Каждая пара вьюков, как правило, должна быть закреплена за определенным животным. Вьюки накладывают на седло одновременно по обе стороны его. После этого их связывают вместе, а затем крепко перевязывают, обхватывая вкруговую веревкой, тесьмой или ремнем вьюки, седло и брюхо животного.

На специальных вьючных седлах имеются крючки; вьюки навешиваются на них, а затем обвязываются вкруговую, как было описано ранее. При навьючивании можно рекомендовать скреплять между собой две вьючные сумы с помощью альпинистских карабинов. По окончании навьючивания караван задерживать нельзя.

Если специальных караванщиков нанять не удалось, то на каждые 3-5 животных (в зависимости от рельефа пути) выделяют ответственного альпиниста из состава экспедиции (группы). Сопровождающие должны стараться не испугать животных, которые двигаются, как правило, голова в хвост. Впереди каравана должен идти наиболее опытный альпинист, задающий темп движения. Поить лошадей в пути можно, если они сразу же будут продолжать движение.

Во время кратких остановок развьючивать животных не следует. При переходах протяженностью до 30 км длительных привалов с развьючиванием делать не рекомендуется. Если понадобится остановиться на 1-2 час, животных следует развьючить.

По прибытии на ночевку животное ни в коем случае нельзя сразу расседлывать. Следует отпустить подпруги и в зависимости от степени усталости животного дать ему выстояться от 40 мин, до 2 час. При выстаивании лошадей не надо ставить близко друг к другу, чтобы они не бились (от комаров и слепней) и ее дрались между собой. В зависимости от характера местности лошадь стреноживается или привязывается к длинной, закрепленной на колышке, веревке. В местах, где мало травы, а также на ледниках и снежных перевалах нужно иметь с собой сено, ячмень или овес, которыми следует подкармливать животных. Лошадям рекомендуется давать в день зерна 4-6 кг, ослам — до 2 кг, верблюдам — 3-5 кг, сена при необходимости — 2 - 3 кг.

Подковывать лошадей и ослов должны только знающие и опытные лица: неправильной ковкой животное можно надолго вывести из строя. Подковы с шипами рекомендуется применять только при движении по ледникам.

Режим и темп движения каравана зависит от рельефа местности, он равен примерно темпу пешей группы.

При крутых подъемах и спусках надо время от времени давать животным возможность отдышаться. При этом следует особо тщательно смотреть за положением и состоянием вьюка. При переходах по ледникам и снегу обязательно предварительно разведать и промаркировать путь для каравана. Проделанная ледорубом небольшая тропинка и расчистка пути обеспечивают более надежное движение животного. Небольшие трещины во льду следует заваливать сверху камнями. В местах, где животные чувствуют себя неуверенно, важно провести одно из них, тогда остальные почти безбоязненно пойдут следом. В таких местах иногда приходится менять головных животных. По снегу проводить караван надо рано утром, когда есть твердый наст; в рыхлом снегу тропу протаптывают люди.

Не следует включать в караван жеребцов, так как они ведут себя неспокойно и часто затевают драки, даже на крутых местах. Для вьюка с ценными и хрупкими вещами следует выбирать наиболее спокойных и сильных лошадей.

Если приходится ехать верхом и переправляться через горные реки, надо, прежде чем сесть в седло, проверить, как подтянуты подпруги, сидеть в седле плотно, носки глубоко в стремя не просовывать, чтобы в любой момент можно было их вынуть. При переправах через горные реки часто приходится доверяться инстинкту лошади. В опасных местах ноги из стремени надо обязательно вынуть, чтобы быть готовым спрыгнуть в воду, если вода начнет крутить лошадь или понесет ее. При этом ни в коем случае нельзя отпускать повод: лошадь, как правило, выбирается на берег и выносит седока.

При крутых подъемах и спусках следует спешиться.

Как нанимать и оплачивать вьючный транспорт. Единых тарифов на оплату вьючного транспорта в горах не существует. Обычно за наем вьючного транспорта приходится платить наличными деньгами, что при составлении сметы экспедиции необходимо предусмотреть. По опыту последних лет, на Памире и Тянь-Шане за наем одного животного приходится платить в сутки столько же, сколько и караванщику: 10-25 рублей. По договоренности можно платить аккордно за перевозку всего груза, независимо от числа животных. На такие перевозки, а также на наем караванщиков и животных нужно заключить двусторонние трудовые соглашения, которые необходимо заверить в райисполкоме или сельсовете, а также составить акт о выполнении указанных в соглашении работ. Только таким образом оформленные документы могут быть приняты к отчету.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru