Горнолыжный инвентарь



Горнолыжный инвентарь

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Ю. Анисимов. Горнолыжнику нужны…Техника молодежи №12, 1958 г.

Горные лыжи... Прекрасное многостороннее физическое развитие, ни с чем не сравнимое радостное ощущение спуска, красочная здоровая окружающая обстановку — вот что привлекает к этому виду спорта все больше и больше любителей. На VII Олимпийских играх, в которых принимали участие спортсмены почти по всем видам зимнего спорта, в соревнованиях по беговым конькам участвовали команды 17 стран, а по лыжным гонкам — 22 стран. По прыжками на лыжах — 13 стран, лыжному двоеборью — 12 стран и по горнолыжному спорту — команды 29 стран.

Заметно выросла техника: выполнение поворотов стало совершеннее, повысилась устойчивость, обогатился арсенал приемов на спуске, увеличилась скорость. Но вся многообразная техника не могла быть столь эффективной, если бы у лыжников не было соответствующего инвентаря.Он непрестанно совершенствуется, а в некоторых случаях и создается вновь.

В нашей стране этот вид спорта еще не достиг широкого размаха. У нас есть многочисленные горные районы, по площади превосходящие целые страны, с замечательными, с точки зрения лыжников, снежными условиями, с многочисленным населением, где много молодежи, желающей заняться горными лыжами.

Есть несколько причин, задерживающих развитие горнолыжного спорта в СССР. Одна из них — неудовлетворительное положение с инвентарем. Поэтому, знакомя читателя с современным инвентарем горнолыжника, мы вынуждены ставить вопрос перед нашей промышленностью о необходимости скорейшего освоения и выпуска современного горнолыжного инвентаря.

…Лыжи

B горнолыжном спорте есть три различных, самостоятельных вида, по которым проводятся все соревнования:

Слалом. Длина трассы 150—700 м. Перепад высот между стартом и финишем 60-300 м. Примерная средняя скорость 30-40 км/час.

Слалом-гигант. Длина трассы 1 000—2 500 м. Перепад высот 250—600 м. Средняя скорость 50—60 км/час.

Скоростной спуск. Длина трассы 2 000—4 000 м. Перепад высот 500—1 000 м. Средняя Скорость 70—80 км/час. Для женщин трасса и все остальные данные соответственно уменьшаются примерно на 30 %.

Сказалось ли это на производстве инвентаря? Конечно. Сейчас выпускаются лыжи специально для слалома для спуска и для гиганта.

Слаломные лыжи делаются клееные многослойные, из древесины различных пород. На наружные слои идет наиболее ценное для горных лыж дерево — гикори. Нижняя, верхняя и боковые поверхности отделываются пластическими массами. На скользящую поверхность ставится пластмасса 2—3 мм толщины, отличающаяся твердостью, эластичностью и небольшим коэффициентом трения. Боковые, и верхние части закрываются более тонким слоем пластмассы. Он предохраняет лыжи от повреждений, не дает проникать внутрь влаге; делает их более прочными, улучшает скольжение. У лыж, отделанных пластмассой, красивый, нарядный вид сохраняется долго. Скользящая поверхность лыжи окантовывается стальным 1,5—2-миллиметровой толщины кантом, ширина его 6—7 мм.

Кант выступает за край грузовой площадки на 0,2—0,5 мм, благодаря чему его легко точить. Острая режущая кромка канта особенно важна на леденистой трассе. Окантовывается лыжа по всей длине от носка до задника. Специальными металлическими пластинками отделывается носок и задник лыжи. Ребра верхней плоскости лыжи укрепляются сплошным пластмассовым кантом. Слаломные лыжи — гибкие, эластичные, способные, прогнувшись, быстро принимать первоначальное положение, не допуская длительных колебаний. Их сравнительная легкость и совершенная форма позволяют легко и быстро выполнять повороты различной крутизны на любой трассе.

Лыжи для скоростного спуска отличаются от слаломных большей — на 5—10 см—длиной, большей жесткостью и весом. Иная форма (менее выражена «талия», большая ширина всей лыжи) обеспечивает им устойчивость на большой скорости. Они лучше держат направление. На скользящую поверхность таких лыж ставится пластмасса с минимальным коэффициентом трения (тефлон, кофикс). Для улучшения скольжения окантовка таких лыж делается «потайной», на поверхность выходит только узкая полоска металла, остальная часть заделывается пластмассой.

Для гигантского слалома используются специальные лыжи — нечто среднее между лыжами для спуска и для слалома. Но чаще в зависимости от характера трассы гиганта берут либо слаломные, либо спусковые лыжи.

Спортсмен, подбирая себе лыжи, должен учитывать, кроме прочего, состояние снежного покрова. Например, для леденистого наста нужны более жесткие лыжи, а для мягкого снега — более гибкие. Но состояние трасс часто меняется, и лыжнику приходится возить с собой несколько пар лыж.

Чтобы избежать этого, одна французская фирма сделала лыжи с регулируемой гибкостью, но пока они еще не вошли в обиход спортсменов.

...Обувь

Современные слаломные ботинки довольно сложны. Двойной высокий (расположенный один в другом) верх, с толстой мягкой прокладкой из пенопласта плотно облегает ступню, голеностоп и часть голени. «Внутренний ботинок» делается из мягкой, тонкой кожи, хорошо облегающей ногу, а «наружный» — из плотной, жесткой, водонепроницаемой. Такое устройство обеспечивает немедленную и полную передачу лыжам любого усилия ног. Их конструкция дает возможность свободного передне-заднего движения голеностопа, максимально ограничивая в то же время его боковые сгибания. Это облегчает работу голеностопа на поворотах.

Предельно узкие подметка и каблук почти не выходят за боковые пределы грузовой площадки лыжи и позволяют на поворотах ставить лыжу под большим углом к снежной поверхности, а на спуске вести лыжи узко, что является одним из требований современной техники. Большое удобство создает специальная прокладка (супинатор), поддерживающая свод стопы.

Выпускаются двойные слаломные ботинки с воздушным поддувом, имеющие в задней части резиновые камеры. На старте они легко и быстро подкачиваются небольшой грушей, притом ботинок плотно обжимает ногу, а после финиша воздух через ниппель выпускается, и нога освобождается.

...Крепления

От пружинных креплений, имевших существенные недостатки, слаломисты перешли на более совершенные — длинноременные. Это крепление состоит из носковых, регулирующихся, металлических скоб с рантодержателями и пяточных скоб, к кольцам которых ремнем прикручивается ботинок. Оно обеспечивает надежное и удобное соединение ботинка с лыжами. Ремни лучше охватывают ступню, облегчают и улучшают управление лыжами. Очень удобное на слаломе, это крепление при падении на большой скорости все же создает угрозу получения травмы. Сейчас большинство лыжников на скоростном спуске пользуется более сложными и дорогими, но лучше обеспечивающими безопасность креплениями модели «Маркер-автоматик». При сильном ударе или чрезмерном давлении носок ботинка здесь высвобождается из специального зажима, и лыжа свободно вращается на ноге, не отрываясь от ботинка.

...Палки

Горнолыжники пользуются палками из бамбука, камыша, алюминиевых и стальных трубок. Длина палок (по сравнению с прошлыми годами) увеличилась: поставленная острием на пол, она должна ручкой доставать подмышки лыжника. Ручки петли и переплетения колец делаются из кожи.

Все большим спросом пользуются стальные палки. Тонкостенная конусная трубка, оканчивающаяся острием, без штыря, создает в такой палке удобное для «работы» распределение веса.

...Очки

Горнолыжнику они особенно нужны на скоростном спуске и гиганте. Образцы лучших очков конструктивно примерно одинаковы. Они удобны тем, что имеют широкий обзор, мягкую, безопасную при падении, резиновую оправу с пенопластовой подкладкой, плотно прилегающую к лицу, цветные, легко меняющиеся фильтры из целлулоида.

...Штормовка

Делается из легкой, плотной материи, защищающей от ветра и снега. На скоростном спуске пользуются специальной штормовкой; она плотно, как свитер, облегает тело, не парусит, но и не продувается, не стесняет движений. Шьется она из материи, идущей на обычную штормовку, но в нескольких местах вставляются полосы из вязаной шерсти.

Лыжный спорт не только физически развивает спортсмена и вырабатывает у него волю, умение преодолевать опасности и трудности. Он доставляет эстетическое удовольствие и самому лыжнику и окружающим. Яркие краски, совершенные формы костюма радуют глаз.

...Брюки

Фасон горнолыжных брюк прочно вошел в обиход спортсменов, и не только слаломистов. Узкие книзу, надеваемые с подтяжками, они всегда подтянуты, позволяют свободно сгибаться, не парусят. Материал для них должен быть гладким, плотным, но не тяжелым (хорош, скажем, габардин). В последнее время применяют новый, очень удобный для этой цели материал — «эластик». Он не мнется, хорошо тянется, не намокает. Покрашенный в яркие цвета, не выгорает на солнце.

Есть еще целый ряд вещей (свитер, белье, носки), которые должны делаться из хорошей шерсти, быть теплыми и легкими.

...Перчатки

Вместо обычно применяемых кожаных варежек, слаломисты все больше начинают пользоваться перчатками, в них удобней держать палки, лучше их «чувствуешь». Шьют их из кожи, на тыльной стороне делаются утолщения, предохраняющие руку при ударе о древко флажка или жесткий наст.

...Шлем

Надевается при тренировках и соревнованиях по скоростному спуску. Защищает голову при падении. Сделан из кожаных валиков, внутрь которых кладется или резина, или волосяной жгут.

***

Как же обстоит дело с отечественным инвентарем и снаряжением?

Безусловно, на этом участке произошли отрадные перемены.

В 1958 году резко увеличилось производство слаломных лыж. Их начали выпускать Львовский, Таллинский и Ленинградский заводы.

Улучшилось их качество: все лыжи делаются только клееные, усовершенствована окантовка. На скользящую поверхность ставится целлулоид, обладающий нужными качествами. Такие лыжи вполне могли бы удовлетворить большинство спортсменов, но их непомерно высокая цена (340—360 руб.) и непривлекательная, быстро портящаяся отделка приводят к тому, что они залеживаются в магазинах и на складах. А красивые, тщательно отделанные и более дешевые чехословацкие, болгарские и другие импортные лыжи сразу раскупаются.

Нелестную славу среди слаломистов завоевала Мукачевская фабрика. Намного раньше других начавшая выпуск лыж, она выпускает слаломные лыжи удивительно низкого качества. Не делаются еще лыжи для скоростного спуска.

Московская фабрика спортивной обуви освоила изготовление современных слаломных двойных ботинок, но делает их мало и неохотно, далеко не выполняя плана, и опять-таки по очень высокой цене (500 руб. пара).

Так же невозможно купить длинноременные крепления.

Палок выпускается большое количество, и бамбуковых и алюминиевых, хотя и тут качество заставляет желать лучшего.

Алюминиевые палки сделаны лучше, но петли из дерматина быстро рвутся, ремешки на кольцах сразу вытягиваются, и кольца теряются, трубки слишком тяжелы. А солидный завод (марка с медведем) безусловно мог их сделать качественнее.

Не лучше обстоит дело со снаряжением. Очки не выпускаются.

Слишком много времени уходит у нас на освоение того, что за рубежом уже вошло в практику спортсменов.

Слаломные брюки в магазинах бывают только импортные, в мизерных количествах.

Обычных штормовок продается теперь много и разного фасона, а специальные для спуска не делаются, слаломных перчаток нет.

Пора, давно пора и «Физкультспортснабу» и «Главкультторгу» перестать только выносить резолюции. Ведь не в малой мере отсутствие массовости и наши неудачи на международных аренах результат такого отношения к инвентарю и снаряжению горнолыжников.

Сейчас легкая промышленность решает ответственную задачу по увеличению и улучшению изделий широкого потребления. Пусть же будет услышан и голос тысяч энтузиастов этого увлекательного вида спорта. Они будут горячо благодарны, если современный, хорошего качества, красивый и недорогой инвентарь горнолыжника станет доступен каждому любителю.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru