Организация страховки при прохождении горных маршрутов



Организация страховки при прохождении горных маршрутов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Организация страховки при прохождении горных маршрутов. Методические рекомендации. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва, 1987 г. 

 

Снаряжение для обеспечения безопасности. Характеристики и рекомендации по его использованию 

К группе двусторонних зажимов можно условно отнести также клеммы (рис. 27), представляющие из себя металлические пряжки различных конструкций, предназначенные для завязывания на одинарной и двойной основной веревке схватывающего узла, не отстегивая от себя петлю самостраховки.



Рис. 27. Примеры использования клемм. А — использование клеммы Салева, Б — использование клеммы Сафронова, В — две проекции клеммы Сафронова. Условные   обозначения: d    —   диаметр   репшнура,    б —   зазор   для    проведения    петли   репшнура, равный   ⅔  диаметра.


Достоинством является простота конструкции и малый вес.

Конструкция А — общеизвестная европейская клемма фирмы Салева. Недостаток ее — возможность самопроизвольного выстегивания веревки, что требует повышенного внимания при пользовании.

Конструкция Б (автор А. Сафронов, Ленинград) лишена этого недостатка и легко изготавливается собственными силами из стального прутка диаметром 5—6 мм.

Кошки. Все существующие модели кошек по конструкции можно подразделить на следующие:

-шарнирные, в том числе регулируемые, соединяемые из двух или трех частей;

-бесшарнирные с цельной платформой;

-бесшарнирные с платформой, регулируемой по размеру обуви.

Число зубьев у кошек 10 или 12, причем, как правило, десятизубые с укороченными передними зубьями, а двенадцати — с удлиненными.

Для успешного преодоления ледовых и особенно крутых склонов необходимо, чтобы система «ботинок-кошка» была жесткой, поэтому шарнирные кошки рекомендуется использовать только при жесткой подошве ботинка.

По   каталогам   насчитывается   около   20   моделей   кошек.

Из шарнирных пользуются известностью модель Салева (рис. 28) (12 зубьев, из высоколегированной стали, вес 1,0 кг), модели Штубаи (рис. 29), Интеральп.

 

Рис. 28. Модель Салева.

Рис. 29. Модель Штубай.

 

Из кошек с регулируемой платформой наилучшей является модель Хойнард (США) (рис. 30), собирающаяся из восьми штампованных элементов по ботинку по принципу сборки детского конструктора, с жесткими без колечек лапками. Крепление к ботинку синтетической прорезиненной тесьмой с пряжкой. Преимущество такой тесьмы в том, что она не намокает и, следовательно, остается мягкой при низких температурах.

Рис. 30. Модель Хойнард. А — общий  вид, Б — узел передних зубьев.

 


Рис. 31. Кошки Муравьева с замком «Лягушка». А — вид сбоку, Б — вид сверху, В — регулировочный зазор, позволяющий изменять габаритный размер кошек. Условные   обозначения: 1   — страховочный  ремешок, 2 — дужка   задняя.  3 — дужка   передняя.  4 — планка с  отверстиями,  соединительная,   5 — штырь фиксирующий,  6 — замок   «Лягушка». 

В настоящее время в связи с переходом на высокогорные ботинки на подошве «Вибрам» освоена новая модель двенадцатизубых кошек с жесткой регулируемой платформой, предложенная Е. Муравьевым  (Свердловск).

Доставлявшее ранее много неудобств крепление тесьмой в новых кошках заменено на переднюю и заднюю дужку с защелкой горнолыжного типа (рис. 31). «Лягушка» (защелка) дополнительно притянута к голеностопу ремешком для подстраховки от самооткрывания. 

 

Технические средства страховки

Подразделяют по назначению для использования вторым в связке   (страхующим)   и для использования  первым в связке. В первом случае речь идет о приспособлении, присоединенном   к   страховочному   карабину,   через   которое   осуществляется торможение при срыве первого в связке.

Во втором случае это автоматический тормоз (амортизатор), соединенный или смонтированный на обвязке первого в связке и являющийся фактически также и средством самостраховки, так как срабатывание происходит независимо от действий партнера по связке.

Отечественной промышленностью технические средства для страховки и спуска не выпускаются.

Техническое средство, используемое страхующим, крепится (навешивается) на страховочный крюк либо на грудную обвязку страхующего. Туристам рекомендуется способ крепления к крюку, который предполагает высокую степень надежности забивки крюка для страховки. Все рассматриваемые технические средства имеют две или три ступени торможения, из них первая и вторая обеспечиваются непосредственно конструкцией технического средства, а третья достигается закладкой веревки для дополнительного трения за корпус страхующего или добавочный карабин.

Наиболее известны следующие конструкции.

Восьмерка Клога (рис. 32).

Металлическая пластина толщиной 10—12 мм в виде двух колец диаметром 25 мм и 50 мм, соединенных перемычкой. Межцентровое расстояние 80 мм. Имеет одну ступень торможения при угле между ветвями 180°. Усилие торможения на отечественной веревке до 400 кгс. Фиксирование веревки после срыва конструкцией не предусматривается. Недостатком также является «подкручивание» веревки при нагружении.

 Рис. 32. Восьмерка Клога 

 

Техническое  средство,   используемое   первым в связке –

 автоматический тормоз (амортизатор)

 

Принципиальная ценность данного способа заключается в возможности значительного уменьшения динамической нагрузки на наиболее слабое звено— верхний крюк. Сущность приема — протравливание ограниченного запаса веревки через систему с заданным усилием трения, на что расходуется полностью или частично энергия падающего тела.

Испытания, проведенные на стенде как с имитированным грузом, так и посредством прыжков, позволили определить следующие основные требования к автоматической тормозной системе:

исходя из допустимого нагружения верхнего крюка, сила трения должна быть в пределах 250—400 кг  (не более);

устройство должно не стеснять движений альпиниста и должно быть удобным в пользовании;

устройство должно иметь возможно малый вес и габариты;

в устройстве должна быть обеспечена возможность настройки на желаемую величину силы трения;

должна   быть  обеспечена   плавность  работы   силы   трения;

должна быть обеспечена надежная выдача запаса веревки,

предусмотренного в конструкции для протравливания (около 2 м);

должно отсутствовать протравливание при статическом нагружении системы.

Рекомендуются три отечественные конструкции для автоматического торможения.

Автоматический тормоз Абалакова (рис. 42) выполнен в виде двух щек с регулируемым подпружиниванием, через которые с трением проходит основная веревка, соединяемая с грудной обвязкой карабином.

 

Рис. 42. Автоматический тормоз Абалакова.

Условные  обозначения:

1 — пояс или обвязка. 2 —запас основной веревки на протравливание 1.5—1,8 м. 3 — присоединительный карабин. 4 — гайка барашек натяга щек. 5 — щека левая. 6 — щека правая, 7 — петля для присоединения   к  страховочной  веревке.

 

Запас веревки хранится в специальной кассете, укрепляемой на поясе или обвязке.

Автоматический тормоз Кашевника (рис. 43) выполнен в виде пряжки системы грудной обвязки, через которую также с заданным трением протягивается основная веревка.

Запас веревки хранится либо в аналогичной кассете, либо под клапаном рюкзака.

Автоматический тормоз Саратовкина (рис. 44) выполнен в виде косички длиной 1 м из петель основной веревки. Каждая петля перевязана шнурком или киперной лентой с разрывным усилием 50—80 кг. При нагружении весом падающего тела происходит разрыв шнурков или ленты. При этом разрывное усилие для каждой петли в пять раз превышает усилие разрыва использованного шнурка.

Замеры величин протравливания при известной массе груза 80 кг и высоте падения позволили определить среднюю силу трения на  пути торможения. Для тормозов Абалакова и  Кашевника 300 кгс. Для тормоза Саратовкина 280 кгс.

 


Рис. 43. Автоматический тормоз Кашевника, вмонтированный и пряжку страховочной системы. А — схема присоединения, Б — расположение пряжки и накладки до рынка, В — расположение пряжки и накладки после рывка. Веревка протягивается через отверстия и дополнительно пережата в точке 9.

Условные  обозначения:

I— блокирующий карабин. 2 — грудная обвязка, 3 — корпус-пряжка, 4 — петля для присоединения к страховочной веревке. 5 — запас на протравливание, 6 — беседка, 7 — накладка. 8 — петля соединительная. 9 — зона дополнительного  зажима   входящей  в  пряжку  веревки. 

Рекомендован ленточный прошитый амортизатор, заимствованный из опыта строительно-монтажных работ Минстроя СССР. Гашение энергии происходит за счет разрушения ниток,   которыми   прошиты  сложенные   петли.   Отмечается   его надежная   работа   при   коэффициенте   падения   2   и   излишняя жесткость   при   малых   величинах   коэффициента   падения. Из   зарубежных   известны   также   амортизаторы    Пенберти (рис. 45) и Штихта (рис. 46), выпускаемые фирмой Салева. Они состоят из металлической планки, пристегиваемой к обвязке. Планка выполнена с тремя последовательно расположенными отверстиями, через которые происходит протравливание запаса веревки (тормоз Пенберти), либо двойной ленты шириной 25 мм (тормоз Штихта, размеры 30x80 мм, вес 90 г).

 

Рис. 44. Автоматический тормоз Саратовкина из отрезка основной веревки 2,5 м. А — тормоз, Б — схема перевязки каждой петли.

Условные обозначения:

1а, 2а — участки петли, перевязываемые узлом, 3 — узел из шнурка или киперной ленты, 1, 2 — участки петли аналогичные участкам 1а, 2а, подготовленные к перевязке  узлом,  4 — место  перевязки.

 

Кроме того, в качестве амортизатора, как уже говорилось, могут быть также использованы техническое средство страховки «Букашка-З» и двусторонний зажим «Рыбка».

 Рис. 45. Амортизатор Пенберти. Условные обозначения: 1 — регулировка   усилия   трения,   2 — петля   к  основной   веревке,  3 — запас   веревки на   протравливание

 

Рис. 46. Ленточный амортизатор Штихта.

Условные обозначения: 1 — петля  ленты   к   основном веревке.    2 — запас   на    протравливание.    3 — планка    с тремя   пазами   под ленту.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru