Особенности жизни в горах. Безопасность при занятиях альпинизмом.



Особенности жизни в горах. Безопасность при занятиях альпинизмом.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Школа альпинизма. «Физкультура и спорт», Москва, 1989 г.

 

 Особенности жизни в горах. Организация выездов. Биваки. 

Горин Ю.В.

Экипировка альпиниста 

При подборе альпинистского снаряжения и предметов личной экипировки прежде всего следует исходить из их назначения с учетом особенностей альпинистского существования в горах, где рельеф, погода и перепады температуры резко отличны от равнинных. Цветовая гамма должна быть по возможности яркой и разнообразной, чтобы альпинист, а также предметы его одежды и снаряжения были хорошо заметны на горном рельефе.

Предметы альпинистской экипировки должны быть теплыми, вентилируемыми, ветро- и водонепроницаемыми, легкими, прочными. Главная рекомендация здесь может быть одна: каждый альпинист должен стремиться создать свой индивидуальный комплект снаряжения и экипировки. Правильно подогнанные, учитывающие особенности фигуры, отвечающие индивидуальным наклонностям и удобные в использовании, снаряжение и одежда альпиниста но только создадут комфортные условия, но и существенно помогут в повышении безопасности работы на маршруте восхождения. Рассмотрим предметы, входящие в комплект личной экипировки альпиниста.

Высокогорные ботинки изготовляются в разных модификациях и вариантах исполнения внутреннего устройства, утеплителей и прокладок. Основной тип подошвы — типа «Вибрам» из высококачественной литой резины с глубоким рифлением поверхности сцепления. Шнуровка через дырочки и специальные крючки. Внутри ботинка обязательна стелька. Войлочные стельки более теплые, но при намокании теряют теплоизолирующие и механические свойства. Стельки из пенополиуретана более жесткие, но и более водостойкие, хорошо держат ступню на внутренней стороне подошвы.

Уход за ботинками включает регулярную чистку от пыли и грязи, просушку и пропитку верха водоотталкивающей смазкой, хранение в оптимальных условиях. Засохшая грязь деформирует материал и интенсивно вытягивает из него смазку. Поэтому грязь надо смывать сразу по приходе на бивак или базу. Мокрые ботинки насухо вытирают изнутри и снаружи, сушат без влияния прямого воздействия огня и солнца. При пропитке ботинок должен быть сухим и теплым, а смазка — прогретой до полужидкого состояния. Пропитку проводят в несколько приемов, давая каждый раз смазке впитаться. Не рекомендуются жировые смазки типа рыбьего жира, касторового масла. Обеспечивая хорошую водонепроницаемость, они размягчают кожу, делают ее податливой, ботинок перестает «держать» ногу на рельефе.

В межсезонье ботинки хранят в темном помещении с нормальной влажностью. Их надо слегка промазать ваксой, набить бумагой, а подошву оберегать от контактов с минеральными маслами, соляркой: набухшая резина плохо держит и быстро изнашивается.

Ботинки с подошвой типа «Вибрам» хорошо держат на скалах, фирне, снегу, тропах, камнях. На мокрых скалах и особенно покрытых мхом, на мокрой траве возможны проскальзывания. На льду и жестком снегу обязательны кошки.

Защитные гамаши, гетры, «фонарики» (рис. 22). Чтобы в ботинок сверху не попадали снег, вода, мелкие камешки и пыль, надевают защитные предметы различной конструкции. Гетры бывают на застежках типа «репей» или на резинках: наверху — под коленкой, внизу — вокруг ботинка. Гамаши обычно закрывают всю часть застежки ботинка и немного выходят за верхний кант ботинка. «Фонарики»—самый простой защитный предмет; из брезента, капрона, авизента шьют трубу высотой 15—20 см, по краям продергивают резинку. Ширина «фонарика» трубы должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила стопа в двух-трех теплых носках.

 


Рис. 22. Снегозащитные приспособления:

а — «фонарик»; б — гамаши; в — бахилы

 

Для длительного передвижения по глубокому снегу зимой или на высотных восхождениях изготавливают «бахилы»—брезентовый сапог с подошвой из нескольких слоев того же материала или войлока, в который входит нога в ботинке. Бахилы завязываются под коленкой или над ней. В бахилы вшивают наколенники из полиуретана — для защиты коленей от длительного воздействия холода и снега.

Шекльтоны — валенки с двойной кожаной подошвой или специально пошитые утепленные сапоги с подошвой из толстого войлока и кожи. Такая обувь усиливается союзками и задниками из кожи и утепляется изнутри мехом, а сверху — плотным брезентовым чехлом. Шекльтоны имеют оковку, либо используются в комбинации с кошками. Используются на высотных восхождениях. Наряду с ними применяются специальные двойные или тройные ботинки: внешний — из кожи или пластика на мощный подошве, внутренние — из фетра, мягкой кожи и меха.

Бивачная обувь. Удобны кроссовки, вязаные или меховые носки с непромокаемой подошвой. Кроссовки теплее, надежнее на ноге, но они тяжелее и, намокнув, дольше высыхают.

Носки, чулки. Носок должен быть гигроскопичным, мягким и теплым, несколько длиннее обычного (перекрывающим всю голень), не должен натирать ногу, быстро протираться в контакте с обувью. Совместить эти требования в одном материале трудно, поэтому обычно используется комплект из 3—4 пар носков различной толщины. Носки надевают в следующем порядке: на чистую ногу — мягкий хлопчатобумажный, затем — тонкий шерстяной и поверх — толстый шерстяной. Шерстяной носок, надетый на голую ногу, даже при небольшом люфте ноги в ботинке, дает сильные потертости. Чулки из грубой шерсти с лавсаном должны перекрывать колено и заканчиваться плотной резинкой наверху. В этом варианте они хорошо сочетаются с брюками гольф с застежкой под коленкой.

Для занятий, скальных восхождений удобны уже упомянутые укороченные брюки гольф. Материал — плотное сукно в клетку или однотонное, грубая шерсть, крупный вельвет. Брюки должны быть усилены накладками на коленях и сзади, иметь два накладных или прорезных кармана (с клапанами) спереди, два — сзади, а справа-сбоку — карман-пенал для скального или ледового молотка.

При пошиве или подгонке готовых брюк следует помнить, что поверх них будет надеваться беседка страховочной системы, которая может перекрыть пришитые не на месте карманы.

Для снежных маршрутов, непогоды следует иметь длинные брюки из синтетических материалов. Для таких брюк применяется застежка сбоку на всю их длину — типа «репей» или крупной пластмассовой застежки-молнии. Это позволит надевать и снимать их в любое время, не снимая с ног обуви.

При отсутствии специальных используются брезентовые брюки из комплекта штормового костюма.

Штормовой костюм — куртка с капюшоном и брюки-полукомбинезон с помочами. Материал — тонкий брезент. Удобна их универсальность: они терпимо «держат» воду, удобны при работе в лесу, на снегу, осыпях, леднике. Отрицательные качества — тяжелы и неэлегантны. Штормовая куртка из комплекта хорошо предохраняет тело при трении веревки (спуски, страховка) и тормозит при скольжении на снежных склонах.

Анорак — длинная, ниже колена, куртка без разреза, надеваемая через голову; имеет спереди карман на клапане или застежке-молнии, рукава на резинке и шнурок по подолу. Изготавливается из синтетических тканей и предназначается в основном для защиты от ветра и дождя. Для удобства лазанья в анораке их стали шить приближенными по форме к спортивным курткам, с застежкой-молнией во всю длину. И в том и в другом случае обязателен капюшон. Анорак плохо «дышит», рвется при соприкосновении со скалами, слишком «скользок» на снегу и льду.

Плащи и накидки. Плащ из перкаля, накидки из полиэтилена или ткани типа болонья надежно закрывают от дождя альпиниста вместе с рюкзаком. Удобны на подходах в непогоду.

Пуховые куртка и брюки. Незаменимы для теплозащиты. Куртки шьют с капюшонами и без них. Куртки не прошиваются насквозь и содержат внутри заполненные пухом, перекрывающие друг друга отсеки. Верх куртки: каландрированный капрон, синтетическая плащевка, внутри — тонкий капрон, тонкий перкаль или подобные ткани. Вес куртки 400—700 г. Толстые, массой более 1 кг, удлиненные куртки обычно предназначаются для высотных восхождений. Пуховой жилет весом 200—400 г хорошо предохраняет от холода и широко применяется на коротких маршрутах восхождений в комбинации со свитером или коротким анораком.

Брюки или полукомбинезон становятся необходимыми на высотных восхождениях или длинных траверсах.

Свитера. Рубахи. Белье. В высокогорье тепло бывает только при прямом солнечном освещении, а остальное время прохладно или холодно, но не настолько, чтобы надевать теплую куртку. Поэтому в комплекте должны быть шерстяные рубахи и 2—3 свитера разной плотности вязки. На подходах удобны хлопчатобумажные майки или тонкие рубахи типа «ковбойка», шорты или спортивные трусы. Нижнее белье для работы в холодную погоду должно быть шерстяным, причем рубашка — длинной, перекрывающей поясницу.

Универсальны шерстяные спортивные костюмы —рубашка на молнии, с карманчиками и рейтузы.

Рукавицы необходимы для защиты рук от холода, снега, ожогов при протравливании веревки на страховке и предохранения от травм на рельефе. Рабочие рукавицы («верхонки») шьют из брезента. Они должны быть плотными, достаточно мягкими, перекрывать запястье. Теплые рукавицы делаются пуховыми или шерстяными с накладками или верхней оболочкой из плотного материала. Недостаток «магазинных» варежек — они слишком коротки, быстро рвутся. Варежки и рукавицы обязательно фиксируются резинками или тесемками, так как при частой смене характера работы на рельефе их можно легко потерять.

Шерстяная шапочка. Обычная спортивная лыжная шапочка — лучший вариант для ношения как под защитной каской, так и в обычном применении. На шапочке не должно быть «архитектурных» излишеств — они будут мешаться под каской. На подходах по ущельям хороши матерчатые шапочки с козырьком или панамы. Для холодных восхождений удобны обычные подшлемники, которые надежно перекрывают и шею от холода.

Защитная каска (рис. 23) изготавливается из вязкого, ударопрочного пластика, защищенного сверху лаковой окраской. Имеет подбородочный и затылочный ремни и амортизирующий каркас, на отдельных моделях — маленькие козырьки, крепление для налобных фонарей. Можно применять монтажные каски из стеклопластика, но они менее надежны: эпоксидное связующее нестойко «солнечной радиации. Незащищенный лаком стеклопластик через 3-4 недели пребывания на горном солнце значительно теряет прочность.


Рис. 23. Защитная каска:

а —амортизирующая подвеска; б —воздушное пространство между подвеской и корпусом каски: в — отверстия для вентиляции; г—подбородочный в затылочный ремни для крепления каски

 

 Рис. 24. Рюкзаки:

1 и 14— накладные кожаные петли для ремней; 2 — клапан; 3 — затяжные ремни; 4 — боковой карман: 5 — пряжки: 6 —клапан нижнего кармана: 7 — нижний карман; 8 — петелька для крепления ледоруба; 9 — верхняя петелька; 10 — узел крепления лямок; II — лямки; 12 — уплотненная спинка рюкзака; 13 — регулирующие ремни и пряжки лямок; 15 — поясной ремень;   16 — фиксирующий ремень с  пряжкой

 

Защитные очки должны иметь фильтры только из цветного стекла, защиту с боков от проникновения лучей солнца, хорошую вентиляцию, дужки, снабженные фиксирующей резинкой. В палатке очки во избежание их повреждения подвешиваются под конек крыши. Для предохранения кожи лица от ожогов и обморожений к очкам подшиваются марлевые защитные маски, полностью перекрывающие все лицо, подбородок и шею.

Рюкзак. В альпинизме широко применяются два вида рюкзаков. Обычная модель мягкого рюкзака с тремя нашивными карманами и одним в верхнем клапане. Такой рюкзак удобен на подходах и простых восхождениях, вместителен, но лазать с ним по сложным скалам затруднительно. Второй тип рюкзака («анатомическая» модель) удачен по конструкции, качеству и цветовой гамме применяемых материалов (рис. 24). Рюкзак универсален, достаточно вместителен. Привязными ремнями снаружи к нему можно прикрепить палатку в чехле, кошки, каску, ледоруб. Опорный бедренный "пояс позволяет разгрузить плечи и одновременно не даст рюкзаку болтаться за спиной. Несущая система сделана регулируемой, что позволяет легко подогнать ее по фигуре при различном наполнении рюкзака. Плечевые лямки соединяются с верхом рюкзака, что уменьшает тягу назад. Удачное сочетание размеров и конструкции несущей части делает рюкзак удобным и на подходах и при лазанье.

До сих пор широко распространен станковый рюкзак (станок — жесткая конструкция из металлических планок или трубок). Он удобен при переноске больших, «угловатых» грузов, но мешает в лазанье на рельефе. Отдельные модели имеют съемный станок-каркас.

Для однодневных походов и восхождений применяются «скальные» рюкзачки, в которых легко помещаются веревка, каска, свитер, набор крючьев, мелкое снаряжение, фляжка и небольшой запас продуктов. Такие рюкзаки удобны для работы первого на сложном рельефе.

Укладка рюкзака имеет свою последовательность. Сначала надо отобрать необходимые вещи. К спине и на дно укладывается поролоновый коврик или каремат, создающий внутренним каркас, ближе к спине и ниже — тяжелые предметы, выше и к наружной стенке — те, что полегче. Предметы, которые могут понадобиться на ходу, например плащ, нужно уложить под клапан рюкзака. Уложенный рюкзак нужно опробовать на себе и отрегулировать элементы несущей системы.

 

 

Безопасность при занятиях альпинизмом. 

Захаров П.П.

Обучение приемам динамической страховки на учебном страховочном стенде и оказание помощи партнеру по связке при срыве 

Следует отметить, что в альпинизме до сих пор не найден способ стабилизации динамической страховки и управления процессом торможения. Настойчивые поиски ведутся и у нас в стране и за рубежом. В качестве примеров можно привести ставшие популярными шайбу Штихта и восьмерку, а также приспособление ленинградца Б. Л. Кашевника. Эти и многие другие приспособления— несомненный шаг вперед в совершенствовании системы взаимной страховки. Однако все они имеют пока серьезный недостаток: регулирование усилия торможения в процессе удержания партнера осуществляется страхующими по-прежнему вручную.

Наиболее перспективным направлением поиска стала разработка амортизаторов для гашения импульсных нагрузок. Первые образцы такого амортизатора, изготовленные НИИТГП, отличаются простотой и технологичностью. Он сделан из тканей лент объемного строения. Принцип его работы основан на множественной пластической деформации с последовательным разрушением одного или нескольких слоев ленты в виде тканых петель. Строение лент и конструкция амортизаторов позволяют широко программировать порог их срабатывания в зависимости от условий применения. К сожалению, подобные амортизаторы изготавливаются пока одного типа, с пороговой нагрузкой срабатывания 360—400 кг, что не обеспечивает высокой надежности для скальных крючьев. Например, на верхний крюк, на котором будет происходить удержание с применением амортизатора, придется до 600 кг нагрузки. Тем самым заранее будет задана задача движения лидера с 50— 60%-ной возможностью вырыва крюка в случае его падения. При дальнейшем усовершенствовании амортизатора подобного типа это усилие должно быть снижено до 250—300 кг.

Еще один существенный недостаток указанной конструкции амортизатора — он одноразового пользования и после срабатывания не поддается реставрации. Кроме того, в силу очень высокого порога срабатывания он не может быть применен для обеспечения безопасности при движении по самым ненадежным поверхностям горного рельефа — снежно-фирновым и некрутым ледовым склонам. Здесь порог срабатывания амортизатора должен находиться между 60—70 кг.

На таких склонах основным средством страховки служит ледоруб, который в общей страховочной цепи является самым слабым звеном — с усилием вырыва не более 120—150 кг. А это значит, что с учетом деления нагрузки на древке ледоруба усилие рывка со стороны сорвавшегося не должно превышать 60—75 кг. Вот откуда появляется требование к такому начальному порогу срабатывания амортизатора.

Для реализации этого условия заслуживает внимания амортизатор «косичка», так сказать, подручного изготовления, применяемый на всех этапах обучения альпинистов.

Амортизатор «косичка» предложен мастером спорта В. Д. Саратовкиным из Новосибирска. Принцип его работы основан на тех же началах, что и упоминавшегося амортизатора НИИТГП. Он может быть сделан из отдельного куска основной веревки (и даже полуверевки) длиной 5 м или завязан на концах связочной веревки перед каждым партнером по связке. Петли амортизатора вяжутся последовательно, наподобие бесконечной вязки узла «булинь» (рис. 50). Каждое переплетение петель связывается медицинским бинтом шириной 5 см или капроновым шнурком с усилием разрыва 10 кг. Работает «косичка» за счет поочередного разрыва связывающих колец. Петли, потеряв связывающую их основу, поочередно распускаются, высвобождая за один цикл до 20 см веревки. Кинетическая энергия падающего тела рассеивается за счет последовательного натяжения шнуров перед их разрывом: трения петель веревки друг о друга и о шнуры, внутреннего трения веревки, беседки и тела альпиниста.

Эффективное использование всех трех механизмов рассеивания энергии предопределяет повышенную надежность «косички» в сравнении с другими системами. Недостаток ее — определенная «громоздкость», но, если вязать «косичку» из мягкой веревки, ее размеры существенно уменьшатся и она будет более компактной.

Такого рода амортизатор легко и быстро изготавливается и, главное, реставрируется. За одно практическое занятие по страховке на снегу он может выдержать подряд 3 рывка, после чего за 15—20 минут полностью восстанавливается. Для этого нужны запас бинта, капронового шнурка в небольшой складной нож. Причем при переходе, допустим, со скальной части маршрута на снежный склон, который из-за своего состояния не дает гарантий организации надежной страховки, можно, сделав кратковременную остановку и связав на самой страховочной веревке амортизатор, смело двигаться вперед. Надежность страховки при возможном срыве практически стопроцентная.

Применительно к организации пункта нижней страховки на скалах с применением амортизатора «косичка» при наличии в группе двустороннего зажима конструкции Б. Л. Кашевника можно добиться практически полной автоматизации процесса страховки партнера (рис. 51). При такой схеме страхующий свободно выдает страховочную веревку через зажим по мере продвижения ведущего в связке вверх. При срыве ведущего страхующий может вообще отпустить веревку, поскольку двусторонний зажим Кашевника «рыбка», обладая отличными амортизационными свойствами, сам начинает тормозить протягивающуюся через него усилием срыва веревку. И если порога его срабатывания (300 кг) оказывается недостаточно для остановки веревки, начинает срабатывать амортизатор «косичка».

 Рис. 50. Простейший амортизатор системы В. Д. Саратовкина — «косичка»: а — первый шаг вязки петель; б — последующий порядок вязки: в — общий вид; г — фиксирующие узелки;  д — переноска  амортизатора  в чехле под обвязкой

 


 

Техника передвижения в горах. 

Кудинов И.Б.

Передвижение по ледовому рельефу (совместно с Гудялисом А.В.)

Ледовое снаряжение 

Возросшая сложность альпинистских маршрутов требует применения современной техники в полном ее объеме, включая арсенал технических приспособлений. Его основное назначение — обеспечение безопасности. Изготавливаемое промышленностью снаряжение полностью не удовлетворяет растущих потребностей альпинистов. Этот пробел спортсмены восполняют, изготовляя самодельное снаряжение. Применение случайных материалов, стремление к необоснованному облегчению снаряжения, несоблюдение технологических требований при сварке и термической обработке часто становятся причиной аварийной ситуации. Самодельное снаряжение необходимо испытывать по методике УИАА. Надо учитывать динамический характер критических нагрузок, добавляя некоторый запас прочности на непредвиденные обстоятельства.

Заметим, что быстрота и безопасность восхождения, значительное снижение физических нагрузок у спортсменов во многом зависят от снаряжения. Особенно важно современное снаряжение и технику вводить на начальных этапах обучения. Альпинистское снаряжение должно быть тщательно отобрано, испробовано, проверено и подогнано. Каждый восходитель подбирает технические средства, учитывая свой рост, пропорции, а также сложность, крутизну и состояние маршрута.

Техника передвижения по льду основана на относительно малой твердости ледового рельефа, что позволяет использовать острые, впивающиеся в лед предметы. К ним прежде всего относятся кошки и ледоруб, а для обеспечения безопасности — ледовые крючья.

Кошки бывают жесткие, шарнирные, специальные (платформы). Изготавливаются они методом штамповки из высококачественных сплавов хрома, никеля, молибдена. Кошки отечественного производства обычно изготавливаются из стали ЗОХГСА. Для очень сложных ледовых маршрутов употребляются кованые кошки. В настоящее время широко применяются 12-зубые кошки, хотя встречаются и 8-, 10- и 14-зубые. Их вес от 550 до 800 г. Специальные модели из высокопрочных сталей хорошо держат и на скалах. Средняя высота зубьев — 35 мм. Кошки с короткими зубьями (20—30 мм) используются для очень твердого льда, а с длинными (40—50 мм) — для фирна и плотного снега (рис. 115).

Ледоруб должен отвечать ряду требований, так как от его качества часто зависят надежность прохождения маршрута, безопасность. Состоит он из трех основных частей: головки, рукоятки и штычка (рис. 116).

Головка изготавливается из высокопрочных сплавов хрома, никеля, молибдена, других специальных сплавов и сталей. Клюв современных ледорубов  согнут, что позволяет проходить очень крутые ледовые и фирновые маршруты. Клюв острый, тонкий, с зазубринами снизу. Зазубрины увеличиваются от конца клюва к рукоятке. Сейчас широко применяются ледорубы с двумя рядами зубьев (снизу и сверху). Такая конструкция способствует лучшему врубанию в лед. Второй конец головки представляет собой изогнутую лопатку, предназначенную для рубки ступеней, чистки льда от крошки и снега, других целей. Поэтому лопатка с обеих сторон заточена под углом 45—50°. Отверстие в головке предназначено для страховки ледоруба. Ледоруб используется для опоры при движении, рубки ступеней, организации страховки и самостраховки, а также для различных креплений в спасательных работах. Сейчас также применяются ледорубы С различной геометрией клюва и меняющимся углом наклона (рис. 117).

 

Рис. 115. Виды альпинистских кошек:

а - 10-12-зубые шарнирные; б -12-зубые   типа платформы; в - отечественного производства защелкой тросом

          

 Рис. 116. Виды ледорубов:

а—длинный — для снежных   маршрутов;

б — короткий — для комбинированных маршрутов

 

 Рис. 117. Виды головок ледорубов:

а — нормальные, удобные для вырубания ступеней; б — для преодоления ледовых стен; в — со сменными частями головки 

 

Рукоятка ледоруба — овальной формы, изготавливается из трубки, покрытой теплоизолирующим и влагоустойчивым синтетическим материалом или резиной. Для рукоятки используются сплавы металлов, отличающихся специальными механическими свойствами. Лучшие современные образцы ледорубов выдерживают нагрузку до 1600 кг (требования УИАА — не менее 400 кг). Внутренняя полость рукоятки заполнена очень легким материалом, адсорбирующим звуковые волны, благодаря чему удается избежать неприятного звука при ударах ледоруба о скалы и лед. Сейчас также в ходу фибергласовые или специальные волокнистые рукоятки. Деревянные рукоятки применяются все реже.

Штычок ледоруба, или наконечник, часто снабжен отверстием для различных вспомогательных целей. Рукоятка и штычок имеют плавный переход.

Длина ледоруба зависит от роста альпиниста и от маршрута. Для комбинированных скально-ледовых маршрутов применяются ледорубы с короткими рукоятками (60 см), а для снежных маршрутов— с длинными (85—90 см). Вес современных ледорубов колеблется в зависимости от длины и габаритов в пределах 650—850 г.

В нашей стране сейчас используются цельнометаллические модели производства Ленинградской экспериментальной судоверфи. Рукоятка изготавливается из алюминиевого сплава в виде трубки специального сечения, на которую надето изолирующее покрытие. Головка с сильно изогнутым клювом снабжена выступающими зубчиками, лопатка или боек приварены. Ледоруб оснащен темляком из капроновой ленты.

Айсбайль отличается от ледоруба только конструкцией головки, вместо лопатки имеет боек. Таким образом, айсбайль служит переходным устройством между ледорубом и молотком (рис. 118). Ледовый молоток чаще всего используется на комбинированных маршрутах с протяженными ледовыми участками. Имеет сильно изогнутый клюв. Радиус изгиба клюва молотка для вертикальных ледовых участков равен длине рукоятки. Длина рукоятки превышает длину скальных молотков и достигает 35—45 см. Рукоятка изготавливается из высокопрочных металлических трубок. Головка точно центрирована. Клюв с острыми зубцами хорошо заточен, при ударе не вибрирует. Некоторые модели снабжены пластиной с зубчиками, укрепленной под резиновой рукояткой молотка. Пластина обеспечивает минимальную вероятность проворачивания клюва при боковой нагрузке и предохраняет от возможных ударов рукой о лед.

Для твердого льда используются короткие, очень тонкие клювы с маленькими зубчиками, а для фирна — длинный, достаточно толстый клюв с большими зубцами (рис. 119). 



Рис. 118. Аисбайль (крайний слева)

Рис. 119. Виды ледовых молотков:

а — кобура для крепления молотка на беседке

 

Вес современных молотков от 370 до 790 г.

Ледовые крючья. В качестве основной точки страховки на льду применяется ледобурный крюк. Отдельные особенности его конструкции продиктованы удобством пользования и практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда (от пористого молодого глетчерного до натечного) влияет также мало. Для натечного льда надо сделать оговорку, касающуюся режущей части крюка. Здесь большое значение имеет точность заточки режущей части крюка, и если пятка режущих кромок не опущена (рис. 120), крюк в лед не пойдет. Даже если с большими усилиями удастся ввернуть крюк, то во льду вокруг крюка появляются внутренние напряжения и при рывке может произойти выкалывание линз льда. Крюк с правильно заточенной режущей кромкой легко от руки идет в лед. По данным испытаний, ледобур выдерживает нагрузки до 1500 кг.

Кроме повышенной и стабильной прочности к числу достоинств ледобурных крючьев можно отнести и возможность установки их практически в любом месте ледового склона. Также установлено, что ледобурные крючья лучше выдерживают долговременные статические нагрузки, чем кратковременные импульсные. Изобретение и повсеместное внедрение ледобурных крючьев явилось новым этапом в развитии альпинизма, отразилось на выборе и тактике прохождения маршрутов.

Серьга крюка выполняется в разных видах. Она может быть качающейся, плавающей, с приварной ручкой для удобства заворачивания, опускающейся по телу крюка, дистанционная. Серьга должна иметь прочность не менее 1500 кг.

Ледовый якорь (айс-фи-фи). Для преодоления склонов большой крутизны иногда используют ледовый якорь. Варианты якорей отличаются друг от друга наличием или отсутствием лопатки, а также различными модификациями ручки. Лопатка предназначена для преодоления снежных карнизов, бергшрундов, для других вспомогательных целей (зачистка ступеней, «карманов», чистка льда под ледобуры). Один из интересных вариантов — складной ледовый якорь, где острый клюв убирается внутрь ручки (рис. 121). Ледовый якорь должен выдерживать нагрузку не менее 150 кг без поломок и остаточной деформации. Как и ледобурный крюк, он определил качественный скачок в ледовой технике.

Рис. 120. Типы ледовых крючьев:

а — полые трубчатые с ленточный нарезкой (разной длины), б — фирновый винтовой; в — для натечного льда; г —штопорный; д —«морковка»; е — правильный угол заточки  ледорубного крюка

 

Специальное снежно-ледовое снаряжение. К специальному снаряжению можно отнести снежные и фирновые якоря, лавинные лопаты, зонды, лыжные палки, пилы для снега,  пробки-якоря для льда и т. д.

Использование снежного якоря в виде пластины, согнутой под углом 120° и снабженной двойной тросовой оттяжкой для крепления к основной веревке, позволяет увеличить в зависимости от величины якоря несущую его способность до 200—340 кгс. Размеры снежных якорей различны: 300x300 мм, 200x200 мм, 140X140 мм (рис. 91).

 Рис. 121. Складной ледовыи якорь-айс-фи-фи:

а – клюв; б – ручка с мягкой оплеткой; в – шарнир; г – репшнур для петли

 

 Подготовка снаряжения. Переноска и хранение 

Необходимо тщательно проверить и подготовить ледовое снаряжение.

Прежде всего надо проверить кошки — нет ли микротрещин и поломок. Хорошее прилегание кошек на ботинке — важная предпосылка для уверенного движения. Кошки считаются хорошо подогнанными, если зубья расположены по ранту ботинка и если кошка не спадает с поднятого вверх ботинка даже не будучи привязанной.

Передние зубья должны выступать на 25—30 мм. Более длинные зубья при хождении на кошках перегружают мускулатуру ног, препятствуют надежному лазанью. Слишком короткие зубья не способны выполнять своих функций (рис. 122).

Кошки крепятся к ботинкам тросиком, ремнями или пяточным креплением наподобие горнолыжного. Рекомендуется пользоваться прорезиненными ремнями из синтетических материалов. Основное требование — ремни должны быть гибкими, прочными, надежными, не должны менять своей длины при намокании и изменении температуры, не замерзать на морозе. Длина каждого ремня около 170 см. Они бывают из двух частей или сплошными. Пряжка или узел должны находиться с внешней стороны ботинка, чтобы случайно не зацепиться за нее зубом кошки. При других способах крепления к ботинку кошки следует подстраховывать ремнем или тесьмой вокруг голени.

На подходах кошки крепятся к рюкзаку снаружи, что позволяет быстро надеть или снять их. Носить кошки пристегнутыми к поясу не рекомендуется: при падении можно получить травму.

 

 Рис. 122. Крепление кошек к ботинкам:

а — фиксация носкового ремня; б — пряжка с наружной стороны ботинка: о фиксирующий узел; г—пяточная скоба

 

 Рис. 123. Способы крепления ледоруба:

а —короткая скользящая петля; б —скользящий темляк; в — петли из репшнура и ленты

Ледоруб перед восхождением также подвергают тщательному осмотру. При необходимости надо заточить клюв, лопатку, штычок. Коротко о способах ношения и крепления ледоруба (рис. 123).

а. Короткая петля, привязанная к отверстию в головке. Преимущества: надежно держится в руке в случае зависания, удобно рубить ступени на льду, проходить ледовые стены лазаньем. Недостатки: легко пораниться при падении, трудно переложить ледоруб из одной руки в другую, освободить руку для выполнения того или иного приема.

б. использование темляка. Преимущества: ледоруб застрахован, удобно держать его в руке. Недостатки: легко пораниться в случае падения, трудно передать из руки в руку, неудобно использовать при свободном лазанье, при организации страховки.

в. Длинная петля для привязывания ледоруба к грудной обвязке. Преимущества: ледоруб надежно застрахован, его не потеряешь, легко передать из руки в руку. Недостатки: длинная петля при движении может цепляться за выступы и путаться, ледорубом можно пораниться в случае падения.

Применительно к условиям иногда приходится выбирать между некоторыми затруднениями при выполнении технического приема (когда ледоруб закреплен) и возможностью потерять ледоруб, если он не подстрахован.

На подходах, там, где (по рельефу) нет нужды в ледорубе как в дополнительной точке опоры, его переносят привязанным сзади к рюкзаку. Там же, где рельеф часто меняется и столь же часто меняется потребность в ледорубе как опоре, его удобнее носить сверху под одной из лямок рюкзака, выпуская ручку под рукой — сбоку.

Ледовые крючья на восхождении размещаются на ремнях обвязки или беседки. Но при падении или скольжении можно пораниться зубцами крючьев. Альпинисты   придумали своеобразную кобуру — на зубья крючьев надевают полиэтиленовые пробки. Одежда должна быть аккуратно подогнана и заправлена. Не рекомендуется одежда из синтетических тканей, имеющая малый коэффициент трения. Обязательны рукавицы, защитные очки, каска.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru