Снег и лед на горном маршруте



Снег и лед на горном маршруте

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: К. Рототаев. Снег и лед на горном маршруте. Побежденные вершины 19701971Сборник советского альпинизма. Москва,  Мысль, 1972 г.

 

Хорошо известна любовь альпинистов всех стран к скалам, как к наиболее привычному и надежному пути к вершинам (о характере подходов к самому маршруту восхождения мы здесь говорить не будем). Снежно-фирновые и ледовые участки сложных маршрутов вызывают у восходителей обычно меньший энтузиазм, потому что в отличие от скал снег и лед очень изменчивы.

Скалы открыто выставляют напоказ свои формы, структуру, характер. Передвижение по ним приносит меньше откровений для восходителя, оно обычно приятно разнообразно, хотя и может быть порой предельно трудным. Даже небольшой выступ, короткая трещина или крошечная зацепка могут сыграть большую роль и идут в дело. Здесь и технически и психологически больший комплекс надежности (исключение составляют лишь самые ломкие, сильно разрушенные скалы большой крутизны), богатый ассортимент опор и неровностей в скальной тверди, большое трение и достаточное постоянство всех этих свойств, т. е. именно то, что совсем не характерно для снега и льда.

Снежно-ледовые склоны таят в себе обычно сюрпризы. Даже однообразный по виду склон может существенно отличаться в разных частях. От места к месту могут меняться прочность, плотность, водонасыщенность, устойчивость снега или льда, образующих склон. Внутренние изменения в них, ничем внешне не проявляясь, могут происходить за очень короткое время. Предусмотреть их обычно трудно, а иногда и невозможно. Тут нередко борьба человека за каждый шаг идет уже не в открытую, и недаром многие, даже признанные, «асы» альпинизма считают, что снежно-ледовые участки маршрутов в связи со скрытоизменяющимися их свойствами часто «выше человеческих ухищрений».

Естественно, что присущие таким участкам холод, влажность, малое трение, недостаточная или меняющаяся прочность опор доставляют восходителям много хлопот и дополнительных трудностей. Очень сложна и не всегда вполне разрешима на снежных и ледовых склонах проблема организации надежной страховки и самостраховки. Сам выбор страховочных средств при этом слишком ограничен. Обычными атрибутами прохождения таких маршрутов являются намокающие, смерзающиеся и ломкие веревки, трудноразвязываемые и заедающие узлы, сырая и обмерзающая обувь и одежда, сырые и холодные ночевки, повышенная вероятность обморожений и т. д.

Нет нужды повторять здесь все то, что сказано в методической альпинистской литературе по поводу общих характеристик снежно-ледовых маршрутов и техники движения по снегу и льду. Стоит лишь, пожалуй, отметить, что обычно в соответствующих пособиях о снеге и льде сказано слишком кратко и бедно и это само по себе свидетельствует о малой разработанности такого важного для альпинистов вопроса.

Не претендуя на восполнение этого пробела, мы попытались здесь лишь обратить внимание на некоторые особенности снежно-ледовых маршрутов, создающих восходителям наибольшие тактические, технические или психологические трудности. Вопросы лавинной опасности нами здесь не затрагиваются, так как они требуют отдельной обстоятельной статьи и на более высоком уровне, чем до сих пор.

Хочется все же сказать, что работа на снежно-ледовых участках имеет свои преимущества перед чисто скальной работой.

Конечно, выходя на такой маршрут, нужно быть готовым к любым трудностям и осложнениям, необходимо быть достаточно экипированным для действий в трудных условиях на любом снежном или ледовом участке. То, что грамотный спортсмен-альпинист должен в равной степени хорошо владеть и скальной и снежно-ледовой техникой, совершенно очевидно, но, однако, «нелюбовь» многих восходителей к снегу и льду хорошо известна. Чаще всего она объясняется лишь психологическими причинами. Их формула банально проста: «скалы откровенны, а снег и лед обманчивы!» При этом часто забывают о том, что в отличие от скал снежно-ледовые участки представляют нам неоценимые возможности создавать собственноручно опоры, ступени, выступы там, где мы хотим, где это нам удобнее. Здесь альпинист более свободен в выборе средств и способов обеспечения движения, в выборе вариантов пути, может «достраивать» и видоизменять то, что предлагает нам природа. Нужно только использовать эти возможности наилучшим образом. Бесспорно, для этого важно умение правильно разобраться в обстановке и хорошо владеть техническими приемами, нужна тактическая гибкость и... качественное снаряжение.

К сожалению, стремление упростить технологию производства ряда видов спортинвентаря приводит в последнее время нередко к нежелательным результатам. Так, качество альпинистской обуви снизилось. Оковка горных ботинок производится преимущественно штампованными триконями вместо сварных. Конечно, производство последних несколько сложнее, но они дают надежную и прочную рантовую оковку. Кроме того, в штамповку идут слишком тонкие и мягкие пластинки, которые быстро изнашиваются либо просто разгибаются. Оковка ботинок нередко приходит в негодность после одного (!) восхождения. Оковка ботинок с сильным смещением триконей от ранта внутрь ступни намного снижает технические возможности восходителей на снежно-ледовых (а также и скальных) склонах и даже создает опасность срыва на крутых участках.

Отнюдь не устраняют трудностей и попытки некоторых наших альпинистов применять обувь на вибраме. Во-первых, отсутствие обуви на вибраме. Во-вторых, вибрам хорошо держит на сухих скалах, но не спасает на сложных снежно-ледовых участках. Здесь, наоборот, проявляются его основные недостатки по сравнению с триконями. На льду вибрам применяется только с кошками, а на плотном снегу и фирне, даже при средней крутизне, сносно держит лишь новая подошва с острыми краями. Но именно края подошвы быстро стираются и закругляются, и такой вибрам на снежно-ледовых участках держит плохо.

Именно поэтому возникали попытки компромиссных решений проблемы. Японцы, например, сконструировали легкие горные ботинки с профилированной подошвой типа «вибрам» и встроенными в нее отдельными пластинками-триконями. Эти ботинки оказались удобными для подходов и коротких несложных маршрутов, но широкого распространения не получили. 



Положение ноги на склоне. Рантовая оковка:

1 – сварные трикони;

2 – штампованные, по ранту.

Смещенная оковка:

3 – круто, не держит;

4 – положе, но не держит;

5 – полого, держит;

6–7 – срыв ноги

при изменении угла ее постановки.

 

Наиболее удобным и надежным на трудных снежно-ледовых участках по-прежнему остается применение хорошо отриконенных по ранту ботинок. И наилучшими для этого являются сварные рантовые трикони. Конечно, нужно улучшать качество нашей альпинистской обуви и увеличить количество разных ее моделей, применимых в тех или иных специфических условиях (в том числе и ботинки на вибраме).

Для ботинок же на вибраме мы, например, применяли съемные трикони собственного изготовления, конструктивно напоминающие легкие кошки или небольшие (по подошве) зубчатые снегоступы, прикрепляемые к ноге с помощью резиновых ремней. Они оказались очень удобными, так как хорошо выполняют роль «идеального ранта», позволяют освобождать ногу от лишнего груза тогда, когда нет нужды их надевать, и поэтому весьма долговечны. Возможно, в дальнейшем следует использовать эту идею, совершенствуя альпинистское снаряжение.

Касаясь других видов снаряжения и учитывая накопленный опыт, нужно отметить, что, выходя на комбинированные и снежно-ледовые маршруты, особенно на длительные, необходимо брать запасные веревки. Даже самая лучшая веревка может неожиданно выйти из строя на таком маршруте, если температура воздуха меняется от положительной к отрицательной. На снегу и льду веревки обычно сыреют или намокают и, замерзая, становятся ломкими и требуют частой замены. Недооценка этого обстоятельства может поставить восходителей в тяжелое и даже аварийное положение.

Вряд ли стоит подробно останавливаться на том, что работа на маршруте в подобных условиях требует усиленной экипировки, в особенности запаса носков и рукавиц. Практика, тем не менее, показывает, что наши альпинисты зачастую легкомысленно подходят к таким «деталям» снаряжения, что нередко уменьшает работоспособность группы на маршруте.

Фактически совершенно не применяются нашими альпинистами средства для расчистки опор и зацепок на скалах от снега при снегопадах и вообще при восхождениях в осенне-зимнее время, хотя такой нехитрый инвентарь, как маленький жесткий веник или щетка из тонкой сталистой проволоки, может сильно облегчить движение, сделать его более надежным, сэкономить время и уменьшить опасность обморожений. Продуманная подготовка к восхождению, пополнение «вооружения» группы даже таким элементарным инвентарем, пусть и не числящимся в официальных табелях, могут в очень большой степени способствовать успеху дела.

Открытые участки глетчерного (ледникового) льда, даже при сложном рельефе, большие участки равномерно плотного снега или фирна обычно не представляют собой непреодолимых препятствий, разве что могут заметно снизить темп движения или создать трудности с организацией надежной системы страховки. Труднее выбрать оптимальный путь, когда плотность снега меняется от места к месту и под снегом есть лед. Именно сочетание снега со льдом (натечным или глетчерным) требует особого внимания и учета их свойств. Одно из слабых мест в подготовке многих альпинистов – неумение определять на маршруте зоны возможных ослаблений прочности снежного пласта или участков, где уменьшается его сцепление с нижележащей поверхностью, что часто приводит к разного рода происшествиям.

1 – Участок снежного склона:

а – наиболее опасные зоны скрытых изменений,

б – более надежные участки.

2. Рантклюфт – полость у края снежника.

3. Снег на льду и его разрыхление у края.

4. Ослабление снега и образование полости над выступом.

5. Натечный лед под снегом у скал.

6. Разрыхление края снежника возле скал

 

Следует помнить, что участками наибольших нарушений стабильности свойств снежного пласта являются края снежников, места переходов от скал и льда к снегу, и наоборот. Здесь возможны несколько основных случаев. Обычно края снежного пласта тоньше остальной его части, что само по себе уменьшает их прочность, но еще важнее то, что соседние свободные от снега участки сильнее нагреваются солнцем и, излучая тепло, нагревают прилегающую к ним полосу снега, ускоряют его таяние и разрушают связи между слагающими его частицами. Поэтому снег возле скал или камней обычно рыхлее, мокрее и слабее, чем в остальной части снежного склона. И если в целом снег на склоне плотный и надежный, то это вселяет в идущего уверенность в хорошем состоянии всего склона и несколько притупляет осторожность, что может привести к срыву у края снежного пласта.

Нередко у края снежинка образуется замаскированный рантклюфт от подтаивания пласта снизу, от камней. Такая щель иногда бывает большой ширины (1 – 2 м) и образует под снегом малозаметную снаружи полость. Снежный или фирновый козырек может внезапно обломиться под ногами. Весьма велика вероятность срыва или травм при ударе о камни на дне полости.

Очень часто бывает и так, что в результате попеременного таяния и замерзания воды под снегом у скал образуется пласт натечного льда и восходитель, монотонно продвигающийся по внешне равномерно плотному и однообразному склону, вдруг попадает на твердый крутой лед, замаскированный тонким, непрочным слоем снега. Не будучи подготовлен к такой неожиданности, он теряет опору. Еще хуже сцепление пласта снега со льдом, когда, (при активном таянии) нижний, прилегающий ко льду слой снега насыщен водой. Если в первом случае сдираемый подошвой со льда снег может иногда «автоматически» спрессоваться ниже в ступень и несколько сдержать, приостановить скольжение, то в случае с насыщенным водой промежуточным слоем этого обычно не происходит. Незнание подобных особенностей приводит к очень характерной и опасной ошибке: двигаясь по снежному склону, альпинист чувствует некоторую неуверенность из-за отсутствия твердой почвы под ногами; приближаясь к скалам и внутренне настраиваясь на то, что вот сейчас кончится «этот неуютный снег» и можно будет с облегчением взяться за прочные зацепки и встать на твердый, надежный выступ, он начинает неосознанно торопиться и тянуться к скалам, старается сделать к ним длинный последний шаг, теряет осторожность... Это опаснейшая ошибка, тактическая и психологическая, одновременно возникающая от потери контроля над собой и от неумения четко оценить обстановку и свойства снежного участка пути.

Большое влияние на стабильное состояние снежно-фирновых склонов оказывает и рельеф поверхности под пластом. В тех местах (уже не на периферии снежных участков), где выступы скального ложа близко подходят к поверхности покрывающего слоя, возможно возникновение тех же явлений, что и отмеченные выше.



Характерный рисунок границ

снежной толщи, вскрытых таянием.

Справа – схема образования «рисунчатой» поверхности.

Пунктир на левом рисунке – наилучшие варианты

пути, цифры показывают слои снега.

 

Поэтому нужно очень внимательно изучать и при подходе и при самом преодолении даже самые «благополучные» по виду склоны, стараясь хотя бы по самым малоприметным признакам определить различия в структуре отдельных участков и постоянно быть настороже. Очень важно научиться читать на снегу или фирне те «знаки и рисунки», которые создает природа.

Одним из наиболее важных признаков, по которому можно судить о различиях в прочности и структуре снежно-фирнового склона, служит рисунок обнажающихся границ между отдельными слоями, составляющими снежно-фирновую толщу. Дело в том, что в холодное время года последовательное накопление снега на склонах происходит не сразу, с паузами, во время которых поверхность снега в большей или меньшей степени запыляется или уплотняется ветром, протаивает или покрывается корочкой льда. Кроме того, снег двух снегопадов может сильно отличаться один от другого по величине, форме, цвету, прозрачности частиц. Так или иначе, отдельные слои снега различаются (иногда сильно, иногда малозаметно) по виду, и с той или иной четкостью в разрезе всегда видны границы между отдельными слоями.



Прессовка ступеней

на склоне и снежном мосту:

а – нормальное положение,

б – перегрузка и трещины отрыва

 

Таяние снега и фирна на поверхности в весенне-летнее время обычно идет неравномерно. В одном месте быстро протаивает сразу несколько слоев, в другом – один-два. При этом на дневной поверхности пласта образуется более или менее заметный, иногда очень затейливый, но всегда вполне закономерный рисунок обнажившихся границ между слоями снега, напоминающий продольно-концентрический срез древесного ствола с извилистыми волокнами (как поверхность листа фанеры). По этому рисунку на поверхности пласта вполне возможно определить, в каком месте склона исчезло при таянии больше слоев снега, а в каком меньше. Чем больше слоев исчезло, тем тоньше остающийся под ногами пласт, тем вероятнее, что сквозь него можно провалиться на камни или лед. Наиболее надежный путь по такому рисунчатому склону идет там, где сохранилось наибольшее количество слоев в «пачке».

Теперь обратимся к приемам движения и страховки. На рыхлом снегу, прессуя ступени, спортсмены часто забывают о том, что прочность прессуемого снега ограниченна, в случае перегрузки связи внутри снега могут нарушиться и готовая ступень сорвется под ногой. В равной степени это относится и к прессовке следов на снежных мостах. Оптимальная степень прессовки в каждом конкретном случае – дело опыта и интуиции. Особая осторожность и недопущение перегрузок нужны при формовке снежных ступеней и следов на мостах через трещины и на снегу, лежащем на льду или на плитах. Здесь особо тщательно нужно соблюдать правило постепенного, без рывков нагружения и разгрузки ступеней.

Техника страховки на снегу включает немного приемов, причем обычный способ страховки через ледоруб довольно неудобен. Удобнее применять ледоруб с отверстием для карабина в головке, тогда возможен обычный, более простой прием страховки через  крюк, роль которого в данном случае выполняет прочно загнанный в снег ледоруб. Однако и при этом сохраняется ряд неудобств, а также отсутствует возможность организации раздельной страховки и самостраховки. Автором статьи были в свое время сконструированы, испытаны, а затем применялись на практике специальные дюралевые крючья для снега и фирна, которые при правильном использовании обеспечивают надежную страховку и самостраховку на раздельных точках, а, кроме того, освобождают ледоруб от страховочных функций. Это позволяет не быть привязанным к единственной точке и инструменту страховки (ледоруб) и организовывать движение, как при крючьевой работе на скалах или льду, с промежуточными крюками. Это повышает надежность движения, экономит время и дает большую оперативную свободу. Различие в крючьях этого типа для снега и фирна заключается в ширине опорных лезвий и длине крючьев.

Американские восходители применяли в горах Аляски для аналогичных целей дюралевые трубки, но, по нашему мнению, это можно делать только на плотном фирне. Новые американские крючья для снега лучше выполняют свое назначение, но требуют прокапывания канавки-щели для тросика (что не очень удобно), а на среднеплотном снегу могут вырваться при резкой маятниковой нагрузке.

Еще один прием, многократно проверенный и успешно применяемый автором с 1954 г., позволяет надежно закреплять веревку с помощью подручных средств на плотном снегу и фирне для спусков по крутым участкам или через бергшрунды без потерь напряжения.



Крючья для снега и фирна:

а – собственной конструкции,

б – американский крюк

 

Для этого используются два ледоруба и кусок репшнура, спуск производится на двойной веревке, система из двух ледорубов после спуска легко снимается веревкой снизу. Естественно, снимая снизу систему закрепления, нужно стоять в стороне от падающих сверху ледорубов. Основная забота при такой системе спуска заключается в том,  чтобы не допускать протягивания веревки вокруг вертикального ледоруба в процессе спуска по веревке, что осуществляется напарником, – он просто придерживает двойную веревку рукой, находясь в верхней либо в нижней точке участка.

Эта система отличается от предлагавшейся в свое время В. М. Абалаковым схемы отсутствием специального приспособления – самосбрасывателя. Кроме того, применение самосбрасывателя снижает надежность закрепления веревки и представляется поэтому сомнительным.


Система закрепления веревки

для спуска по ней.

Для снятия системы тянут вниз

за конец с узлом «В».

Репшнур вытаскивает ледоруб «А»

через ледоруб-блок «Б», а затем тянет

оба ледоруба вниз, вместе с веревкой

 

Надо отметить, что нежелание применять на рыхлом снегу, особенно на зимних и высотных выходах, легкие снегоступы является, по-видимому, большим упущением. Применение небольших легких снегоступов с грузовой рамочной площадкой, подвешенной на поперечной оси (дающей ноге свободу в продольной вертикальной плоскости), должно быть весьма перспективным.

На фирновом склоне движение и страховку могут существенно облегчить упоминавшиеся выше крючья для фирна и измененная у нас, наконец, современная модель ледоруба. Ложкообразная лопаточка его позволяет рубить ступени в фирне, в то время как прямая (старой модели) лопаточка ледоруба в фирне застревает, вязнет. Нужно бы еще дополнить новую модель отверстием в головке ледоруба, что расширило бы его применение и для страховки на фирне (как это упоминалось для снега).

 



Последовательность рубки ступеней:

а – в обычном льду,

б – в натечном льду

 

Из всех видов льда в горах наиболее коварным является натечный, на котором далеко не всегда применимы стандартная техника и приемы. В жаркое время обычный глетчерный лед может быть сравнительно рыхлым (особенно фирновый лед) и насыщенным водой. В таком льду плохо держат обычные крючья и с большим успехом выполняют свою роль плоские ледовые крючья старого образца, снятые, к сожалению, с производства.

В холодное время года, наоборот, на поверхности ледников прежде мокрый, насыщенный водой лед превращается в очень плотный, крепкий лед, сходный с натечным. На натечном льду плохо держат кошки: зубья их почти не проникают в лед, и, что не менее важно, плохо забиваются крючья и вырубаются ступени. Под ледорубом лед выкалывается плоскими линзами и пластинами. Кошки для такого льда должны быть очень остро отточены, а движение по нему особенно аккуратным и безошибочным.

Даже если обычными способами удается вырубить ступень или забить крюк в натечном льду, то в этом месте часто образуются незаметные и опасные внутренние сколы; при нагрузке на крюк или ступень лед неожиданно скалывается и опора теряется.



Заточка режущей

головки бурава для льда

 

Чтобы этого не случилось, применяют специальную технику рубки ступеней и специальные крючья. Последовательность рубки и углы вхождения клюва ледоруба должны при этом совершенно измениться. Сначала вырубается большая пологая лунка, а затем ступень очищается мелкими горизонтальными ударами ледоруба. Для крюка тоже готовится широкая мелкая лунка, снимающая самый жесткий верхний слой, и крюк (не вертикально) забивается в лед в центре лунки мелкими частыми ударами. Это несколько предохраняет от крупных внутренних сколов. Но для сильно перемерзшего, ломкого, как стекло, льда и этот способ забивки крючьев не дает гарантию надежности (штопорные крючья, в такой лед вворачивать нельзя). Тогда приходится сверлить в лунке отверстие под круглый крюк буравом на 2/3 длины крюка, а затем забивать крюк. Диаметр отверстия должен быть несколько меньше диаметра крюка. Заточка режущей головки бурава показана на рисунке. Такой способ оказался на практике достаточно надежным.

Из современных ледовых крючьев для нормального льда неплохо себя зарекомендовали прутковые штопорные и трубчатые штопорные крючья. Но поскольку «штопоры», входящие в обиход наших альпинистов, самодельные, то приходится подчеркнуть очень важное обстоятельство, упускаемое, к сожалению, умельцами из виду: технология изготовления прутковых штопорных крючьев предусматривает спиральную завивку отпущенного нагретого прутка с последующей проточкой самого штопора на тонком заоваленном диске наждака и небольшой подколкой. В таком случае крюк прочен, несколько вязок и равномерно нагружается. Попытки вместо этого просто точить на прутке резьбу и применять затем этот пруток как штопорный крюк приводят в большинстве случаев к срезу-скручиванию прутка под нагрузкой и срыву!

Хороши для льда титановые крючья, которые почти не вытаивают на солнце, если перед забивкой были хорошо охлаждены.

 

* * *

Все то, о чем идет речь в статье, адресовано, прежде всего, альпинистам. Но по нашему мнению, не менее важно знать и учитывать все отмеченные трудности и особенности и горным туристам, прокладывающим свои тропы все дальше к сердцу гор, и исследователям, геологам, гляциологам и многим другим, кому так или иначе приходится иметь дело с горной природой, преодолевать многочисленные трудности и препятствия, связанные с работой в условиях сложного горного рельефа.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru