Использование вертолета на спасработах в горах



Использование вертолета на спасработах в горах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Ю. Арутюнов. На помощь идет вертолет. Побежденные вершины. 1970-1971 Мысль, Москва, 1972 г.

 

 

Внешне спокойные и красивые горы в то же время строги и взыскательны к тем, кто не понимает или не считается с законами их природы. Неожиданными и грозными препятствиями в горах могут стать бурные горные реки, селевые потоки, снежные лавины, камнепады, зияющие трещины ледников, резкая изменчивость погоды.

Горы с каждым годом становятся все «многолюднее», все выше в горы идут люди, иногда на сложных и труднодоступных участках они попадают в беду. Помочь им могут лишь опытные альпинисты-спасатели. До ближайшего населенного пункта дни, а иногда и недели сложного пути по ущельям, ледникам, скальным, снежным и ледовым кручам. Длительное пребывание на высоте травмированного или заболевшего, как известно, резко снижает сопротивляемость организма недугу и быстро ухудшает состояние.

В подобных случаях единственным наиболее эффективным способом оказания быстрейшей помощи является вертолет. Он быстро доставляет к потерпевшему врача и спасательный отряд, а также транспортирует пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Неоценимую помощь вертолета для спасения людей особо оценили альпинисты, чабаны, горные туристы и все те, кто по роду своей деятельности оказывается в труднодоступных и к тому же отдаленных горных районах. Печальный исход происшествий в ряде альпинистских мероприятий был результатом отсутствия быстрой доставки потерпевших в ближайшие больницы.

Вспомним 1936 г. Группа альпинистов в Центральном Тянь-Шане совершала восхождение на Хан-Тенгри. Во время спуска с вершины они попали в полосу резкой и длительной непогоды. Обмороженные и обессиленные в многодневной борьбе с разбушевавшейся стихией, восходители с трудом спустились в свой лагерь. Но из пяти человек трое были уже не в состоянии двигаться, впереди же предстоял длительный путь по 57-километровому леднику Иныльчек, переправы через горные реки, прохождение перевалов и ущелий, для того чтобы добраться до тех мест, откуда можно было бы дать знать о себе. Собрав остатки сил, с помороженными руками и ногами, отправился вниз за помощью руководитель группы. Вскоре он вернулся, и, к счастью, не один. Обеспокоенные долгим отсутствием альпинистов, им навстречу вышли киргизские пастухи с караваном лошадей. Но и это не в полной степени помогло альпинистам, нуждавшимся в срочной медицинской помощи. Долгий караванный путь не вынес Лоренц Саладин. В тяжелом положении были В. Абалаков и М. Дадиомов. Происшествие для них кончилось длительным лечением и целым рядом ампутаций.

Для сравнения приведем случай, происшедший в таком же отдаленном и труднодоступном горном районе Памира, когда на помощь пришла авиация.

В июле 1967 г. альпинисты Казахстана совершали восхождение на пик Коммунизма. На пути к вершине они расположились биваком. Ночью снежная лавина сбросила бивак со спящими альпинистами на 500 м вниз по склону. Команда литовских альпинистов быстро пришла на помощь потерпевшим. По радио из Душанбе был вызван вертолет санитарной авиации. Без него пришлось бы доставлять серьезно травмированных людей по сложному пути не менее десяти дней. Трудно сказать, что их тогда могло ожидать. Вертолетом же, несмотря на сложность условий, потерпевшие были доставлены в больницу в течение одного дня... 

  


Вертолет на спасательных работах. Фото Ю. Арутюнова

 

Особо острая необходимость в обеспечении спасательной службы вертолетами в тех горных районах, где сосредоточивается большое число людей- спортсменов, туристов, изыскателей, отдыхающих. Одни из таких районов — Приэльбрусье. Растущий спортивно-туристский комплекс с гостиницами, турбазами, подъемниками и другими спортивными сооружениями привлекает много народа. Здесь действуют шесть профсоюзных альпинистских лагерей, не считая спортивных мероприятий других ведомств. Приезжают из разных городов много экскурсантов на субботу и воскресенье. Проживают много местных жителей и обслуживающего персонала гостиниц и баз. По планам в ближайшие годы Приэльбрусье будет принимать несколько миллионов человек в год. Район занимает огромную территорию высокогорья. В ней много туристских, альпинистских и прогулочпых маршрутов. Нередко отдельные из них требуют на прохождение не один день. Пути эти различны вплоть до самой сложной категории трудности.

Существующая в районе альпинистская спасательная служба (контрольно-спасательный пункт ВС ДСО профсоюзов), несмотря на то, что является ведомственной организацией, обслуживает альпинистские лагеря и по существу обслуживает всех, так как других организаций такого рода в Приэльбрусье нет. Нередки случаи, когда КСП, несмотря на свои ограниченные силы, одновременно проводит несколько спасательных работ в различных частях района. А это может быть обеспечено только с привлечением к спасательным работам санитарной авиации.

Широкое использование вертолетов Эльбрусским КСП в последние годы в отличие от прошлых лет дало возможность проводить спасательно-транспортировочные работы быстрее, эффективнее и с привлечением меньшего числа людей. И основное — все пострадавшие быстро доставлены в лечебные учреждения и в короткое время выздоравливали.

Сравним две спасательно-транспортировочные работы, проведенные в разное время и различными средствами на одном и том же участке гор — Чатынском плато.

В 1963 г. на транспортировочных работах там было занято более 100 человек на протяжении 7—8 дней. При этом возникали значительные трудности с доставкой к месту происшествия спасательного снаряжения и продуктов питания на всю эту массу людей.

В 1969 г. аналогичная операция на том же месте проводилась с помощью вертолета. На ее провидение потребовалось восемь спасателей, и в течение одного дня пострадавший был доставлен в больницу.

 


 

Вывод из сравнения этих случаев очевиден.

В 1969 г. КСП Эльбрусского района провел около десяти спасательных работ с участием вертолетов. Большинство из них завершалось в течение одного дня.

Технические средства, и в частности вертолеты, оказывают неоценимую помощь спасателям и спасаемым, однако, какими бы совершенными они ни были, их эффективное использование зависит от квалификации и опыта тех, кто ими управляет и руководит. В 1968 г. А. Г. Рудяшко во время спасательных работ впервые посадил машину на ледяном плато на высоте 3600 м. Рельеф был сложным. Небольшую ровную площадку с одной стороны ограничивала скальная стена; с другой — ледовый обрыв. Несколько проходов сделал пилот, прежде чем приземлился на этом необычном для него «пятачке». Находящиеся здесь альпинисты не были знакомы с условиями полетов вертолета в высокогорье Они не знали, где лучше выбрать место для организация посадочной площадки, как ее обозначить и помочь пилоту сориентироваться на местности. В результате пилот посадил сюда машину, а затем с большим трудом произвел отсюда взлет.

Но уже на следующий год, после того как пилот не однократно проводил спасательные работы вместе с альпинистами, площадки выбирались удачно и полеты проходили нормально. От пилота, участвующего в спасательных работах в горах, требуются большой опыт, мужество, находчивость. Успеху во многом способствуют совместные, согласованные действия его с альпинистами-спасателями.

Основываясь на практике совместных работ, пилоты КСП Эльбрусского района составили перечень необходимых условий и требований для рационального использования вертолетов на спасательных работах в горах.

В связи с широким освоением горных районов в нашей стране обеспечение спасательной службы вертолетами становится крайне важным. Большая действенность спасательных работ возможна лишь в том случае, если вертолеты будут специально подготовлены и оборудованы для этих целей. Необходимо также, чтобы вертолеты предоставлялись по первому требованию руководителей спасательных работ. В то же время каждый альпинист должен понимать, что вызов вертолета является весьма ответственным делом. Совершенно недопустимо его использование там, где можно обойтись без вертолета.

Условия, необходимые для полетов в высокогорной местности:

1. Облачность — высота над местом  посадки: нe ниже 350 м (на местности с абсолютной отметкой до 2000 м), не ниже 600 м (на местности с абсолютной отметкой свыше 2 км).

2. Видимость не менее 5 км. 3. Ветер не более 5 м/сек — в закрытых ущельях, котловинах; до 18 м/сек — на открытых плато, гребнях, седловинах.

Выбор места и организация посадочной площадки на снежно-ледовом рельефе высокогорья.

1. Наилучшим местом для организации посадочной площадки являются открытые плато, седловины, перевальные точки.

2. Посадочную площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со сниженном компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать подбора площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.

3. На снежно-ледовых склонах небольшие выположенные площадки малопригодны для посадки и взлета вертолета. Наиболее подходящим местом для организации посадочной площадки будут выпуклые участки склона с ровной центральной частью.

4. Теневые участки склона наименее подходящи для посадки вертолета, так как пилоту трудно определить уклон местности и расстояние до поверхности посадочной площадки.

5. Уклон посадочной площадки не должен превышать 5°.

6. Размер посадочной площадки (минимальный) 30х20 м с открытыми подходами на расстояние но мерее 300 м.

7. При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке).

8. Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и т. д.).

9. Необходимо показать пилоту направление ветра (для этого люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в «затылок», в 3—4 м от точки приземления, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать; вращательные движения туловищем на 80—90° вокруг! своей оси.

После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой пилот выбрасывает вымпел с запиской, в которой сообщает, что определил направление ветра по знакам, поданным альпинистами. С площадки можно уйти, но только в этом случае на своих местах оставить маркировочные предметы (рюкзаки или воткнутые в снег палки, ветки), без которых пилот не сможет ориентироваться в условиях плохой или ограниченной видимости.

10. Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из альпинистов должен постоянно двигаться по площадке

11. При взлете вертолета необходимо также выстроиться слева от линии взлета или поставить темные предметы для ориентировки пилота относительно снежной поверхности.

12. Если предполагается посадка на незнакомое поле (место), где нет людей и подготовленной площадки, необходимо пилоту взять с собой на вертолет пять-шесть сосновых веток высотой 1,5—2 м. К их комлевой части привязать тяжелые предметы (камни). Перед посадкой ветки выбрасываются с вертолета на площадку для привязки к месту приземления и пространственного ориентирования.

13. Для быстрого обнаружения пилотами вертолета альпинистов на ледово-снежном или скальном рельефе последним необходимо дать ракету вверх, в сторону, противоположную той, откуда летит вертолет.

Обеспечение безопасности при работе спасателей с вертолетом.

1. Во время приземления на закрытый ледник, когда вертолет еще находится в подвешенном состоянии (едва касаясь основными колесами поверхности снега), спасатели, связанные веревкой, должны выйти из вертолета и, прежде всего, произвести зондирование площадки под основными и передними колесами, а затем всей посадочной площадки на предмет обнаружения ледовых трещин.

2. Подходить к вертолету и выходить из него необходимо только со стороны переднего сектора во избежание попадания под хвостовой винт.

3. При взлете или посадке вертолета все легкие близлежащие предметы необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета, а также в ледовые трещины.

4. Экипаж вертолета и все находящиеся на его борту должны быть соответственно экипированы для самостоятельного спуска в долину в случае необходимости.




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru