Часть 5



Часть 5

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Захаров П.П. Экипировка и полевое снаряжение для проведения маршрутов и организации полевых лагерей. ФГУНПП "Аэрогеология". 2006 г.

Технические приемы передвижения и страховки на травянистых склонах, моренах и осыпях. Ходьба в горной местности имеет свои особенности и чаще не похожа на то, как человек передвигается в городских условиях. Начиная от специальной обуви и в прямой зависимости от рельефа варьируется  длина шага, ноги скорее ставятся более сверху вниз, чем в привычном шаге, более широкий постанов  ступней  чем обычно, нужен постоянный контроль за равновесием и координацией движений.

Горные тропы с частым перепадом крутизны; протяженные травянистые склоны с кочками, отдельными камнями и промоинами; осыпи из различного размера камней, моренные отложения – от мелочи, почти песка, до крупных валунов – все это требует специфических приемов передвижения и обеспечения личной безопасности – самостраховки. Передвижению в горах характерно соблюдение ровного, умеренного темпа, соразмерности шага ведущего группы с шагом самого низкорослого участника группы (женщины).

Переводной коэффициент от набора высоты к движению по равнине, по затрате энергии, приблизительно 1: 16. (см. Табл. 5).

                                                                                         Таблица 5.

Темп движения

На равнине, км/ч

Набор высоты в горах, м/ч

Медленно

3.0

150 - 200

Средне

4.5

250 - 300

Быстро

6.0

400-500

 -Передвижение по травянистым склонам. Подъем вверх осуществляется зигзагом (угол разворота - 45°), нижняя (по склону) нога ставится несколько развернутым носком вниз по склону, ледоруб в положении самостраховки, его положение меняется при каждом изменении направления подъема. Для удобства постанова ног активно используются травянистые и земляные кочки, отдельные камни, естественные ступеньки рельефа Спуск (без тропы) желательно проводить по линии падения воды. Большая часть нагрузки приходится на икроножные мышцы. Ногу ставить полностью на стопу, несколько расслабляя  икроножные мышцы. Ледоруб только на изготовку.

- Передвижение по осыпям. Принцип - тот же, что и по травянистым склонам, но здесь имеются характерные отличия: в зависимости от размера составляющего материала осыпей и их состояния: старые (слежавшиеся) или подвижные.. Мелкая – наиболее сложная в преодолении – поставленная и нагруженная нога почти на каждом шагу уползает вниз и начинается «пробуксовка». Но на спуске по ней можно скользить вместе с щебнем под весом собственного тела. Ледоруб при этом – на самостраховке. На средней осыпи камни как правило более устойчивы, но отдельные крупные камни могут обрушится в любой момент и придавить руку или ногу. Спускаться лучше прямо вниз, обходя наиболее крупные камни.  Преодолевая крупные осыпи иной раз приходится применять приемы скалолазания, чтобы переместиться с одного камня на другой. Спуск производится по наиболее удобному и безопасному пути.

-Передвижение по моренам. Для выхода на плато ледника чаще используются боковые морены.Они сложены из конгломерата песка с разнокалиберными скальными обломками. Гребень морены составлен крутыми ее склонами. Как правило движение идет по гребню морены. Склоны морены подвижны и опасны для преодоления. В случае крайней необходимости пересечения бокового склона морены следует следовать правилам показанным на рис. 61. рис. 111.   Если в сухую погоду движение по морене не представляет особых сложностей, то во время или после дождя, моренные склоны и гребни могут быть источниками оползней и даже селевых потоков.


Рис.129. Пример пересечения бокового склона морены, осыпи: а – правильно; б – неправильно.

Для пересечения склонов указанных видов рельефа приняты одинаковые приемы:

- до начала движения внимательно осмотреть вышележащие склоны - нет ли  угрозы падения камней;

- при изменении линии подъема (зигзаг) не должно быть скопления  людей друг над другом;

- в местах изменения направления движения, дождаться последнего и после этого менять направление;

- для большего сохранения равновесия, нижнюю по склону ногу (трава, мелкая осыпь) ставить стопой несколько развернутой носком вниз по склону;

-  ледоруб держится в положении  самостраховки (штычком к склону);

- при движении по крупной осыпи  ледоруб убирается за спину, под лямку рюкзака;

- переходя осыпной (мореный) склон выбирать удобное место для постановки  ног на естественные углубления (ступени), выступающие из осыпной мелочи камни;

- помнить, что на травянистых склонах опасность от схода камня усугубляется гашением в траве звука падающего камня.

 

Технические средства (приспособления) для страховки,  тормозные системы (устройства) - осуществляют одну и ту же функцию -  создают дополнительное трение проходящей через них веревки, т.е. регулируют тормозящее усилие в страховочной цепи.

По характеру использования они подразделяются по назначению:

- когда страхующий участник связки использует устройство для обеспечения страховки. В этом случае техническое средство навешивается на страховочный крюк или грудную обвязку (пояс) страхующего.;

- когда оно используется ведущим связки в качестве частично (полностью) амортизирующего средства на случай срыва. В этом варианте оно соединяется с грудной обвязкой и является фактически средством самостраховки, т.к. его срабатывание происходит независимо от действий нижнего партнера по связке.

(Использование подобных устройств в большей мере дело скорее навыка и привычки, чем следование строгой рекомендации. К такому выбору можно прийти только путем проб и ошибок).

Международным Союзом альпинистских ассоциаций (UIAA) разработан перечень требований к средствам и используемым приемам страховки, обеспечивающих возможность грамотного выбора и сравнения различных  технических средств страховки:

1. Легкость показа и освоения приема страховки.

2. Возможность применения для веревок различного диаметра (8 - 12 мм).

3. Возможность легкого и быстрого протравливания и выбирания веревки страхующим.

4. Исключение чрезмерных деформаций веревки: скручивание, перегибы, карнизы  и т. п.

5. Безопасность для рук страхующего (что не исключает необходимость работы в перчатках, рукавицах).

6. Возможность быстрой и простой фиксации веревки после остановки падения (удержания) сорвавшегося.

7. Одинаковость тормозного усилия, как на сухой, так и на мокрой веревке.

8. Прием должен обеспечивать удержание груза при пяти падениях по нормам стандарта UIAA на одном участке веревки.

9. Прием должен быть действенным вне зависимости от направления рывка, только за счет инстинктивного захвата веревки страхующим.

10. Должно обеспечиваться усиление торможения при направлении рывка вниз - до 300-400 кгс.

11. При направлении рывка вверх усилие торможения без дополнительных действий страхующего должно обеспечиваться в пределах 150-300 кгс.

12. Способ страховки должен быть таким, чтобы страхующий был вынужден всегда захватывать веревку всеми пальцами рук, а не «двумя пальчиками».

13. Приспособление для организации страховки должно быть универсальным и применимым как для спуска по веревке, так и для спуска пострадавшего.

14. Кроме того, желательно, чтобы приспособление имело малые габариты и вес.

Ткани для снаряжения - современные требования к качеству мягкого альпинистского снаряжения  возрастают по мере накопления опыта сложных восхождений и желания повысить личную безопасность от  погодных  условий и создать максимально высокие комфортные условия для продолжительной работы в горах, не редко на больших высотах. Современная промышленность вполне готова сегодня удовлетворить если не самый изысканный вкус и потребности, то во многом соответствовать подобным требованиям. Знание альпинистами характеристик тканей, применяемых для изготовления одежды и снаряжения, поможет правильно подобрать предметы снаряжения, применительно к задачам восхождения, погодным условиям того р-на, где будет совершаться восхождение.

Водонепроницаемость материалов для снаряжения и одежды - обязательное требование к защите от влаги (снега, дождя).

Воздухопроницаемость – способность «дышать», не создавать на внутренней поверхности одежды скопления конденсата.- это еще одно требование предъявляемое к подобным тканям

Заменитель пуха синтетический – материал нового поколения с улучшенными теплозащитными свойствами, не впитывает влагу, не продувается, но «дышит». Опробирован для теплой одежды в условиях Арктики, на зимних и высотных восхождениях. Торговая марка – «Thinsulate». Изделия из заменителя не следует долго хранить в туго свернутом виде. Не рекомендуется гладить утюгом.

Ткани и материалы для верхних слоев одежды (верхняя одежда):                                          

Q.B TEX, Q.B TEX - RIPSTOP, Q.B TEX U-RIPSTOP, Q.B TEX - POLY DOBBY - полиамидные и полиэфирные материалы, отличающиеся различной структурой плетения волокон и имеющие с внутренней стороны покрытие Q.B TEX. Уникальное покрытие Q.B TEX с миллиардом крошечных пористых отверстий (примерно 1,4 млрд./кв.см или 9 млрд./кв.дюйм) имеет отличные характеристики водоотталкивания и водонепроницаемости, влагоиспаряемости и воздухообмена. Покрытие Q.B TEX обеспечивает надежную защиту от дождя, снега и ветра, а также вывод испарений тела наружу. 

В полиамидных плетениях типа RIPSTOP используется технология, когда более толстые и прочные волокна образуют каркас в виде клетки, который включен в плетение более тонких волокон. Эта технология позволяет улучшить характеристики материала на разрыв и растяжение, но не утяжеляя его. В полиэфирных плетениях POLY DOBBY используется технология сложного структурного плетения, которая делает материал прочным, но мягким. Это идеальные материалы для одежды ски-альпиниста и  горнолыжника, обладающие превосходной гибкостью и обеспечивающие удобство и свободу движения.

TRINITECH - многофункциональный материал, имеет интегральное микроструктурное покрытие, состоящее из крошечных пор, переплетенных в сотовой структуре. TRINITECH имеет надежные водонепроницаемые и влагоиспаряемые характеристики наряду с превосходной долговечностью и однородной структурой. Этот материал обладает высокой прочностью и обеспечивает полный комфорт в самых суровых климатических условиях. Отличный материал для наиболее требовательных видов спорта, альпинизма  и туризма.

POLY DOBRY WATERPROOF - мягкий, прочный, водоотталкивающий материал на основе полиэфирных волокон, имеющий с внутренней стороны пористое покрытие. Быстро сохнет и обладает хорошими воздухо-пропускными способностями. Устойчив к многократному изгибу и оптимален для использования в условиях городской зимы.

POLY CIRE DOWNPROOF -  мягкий, легкий и приятный на ощупь износостойкий материал из полиэфирных волокон, имеющий водоотталкивающее покрытие. Защищает от ветра, быстро сохнет и обладает свойствами хорошего воздухообмена. Отлично подходит для городских пуховых изделий.

NEW MICRO OXFORD  NC/ NEW MICRO PNC/ MICRO TWILL NC - мультикомпозиционные материалы на основе микроволокна с различными видами плетений. Микроволокно тоньше всех видов ткани (в два раза тоньше шелка). Например, микроволокно весом 1 грамм можно растянуть в длину до 10 км. Текстильные материалы из таких волокон имеют множество воздушных "камер" с мельчайшими порами, которые способствуют терморегуляции. Эти материалы защищают от ветра и обладают водоотталкивающими и водонепроницаемыми свойствами. Они функциональны, имеют превосходный внешний вид и приятны на ощупь.

POLARTEC® (POLARFLEECE, POLARPILE, WINDBLOC и др. ткани из семейства POLARTEC) - современный материал, который больше известен под названием «Полар».  Мировым производителем является американская фирма Malden Mills. Кроме того, в мире насчитывается немало технологических аналогов POLARTEC, называемых FLEECE. Однако лишь немногие из них (например, канадский YURON FLEECE) не уступают тканям POLARTEC по свойствам и качеству. С технологической точки зрения POLARTEC представляет собой 100% полиэстер, иногда с добавлением таких компонентов, как лайкра, хлопок, шерсть, нейлон, искусственный шелк. Разновидности материала имеют соответствующие индексы по толщине: серии 100, 200, 300.  POLARTEC по целому ряду свойств, превосходит шерсть и другие натуральные волокна. Он не намокает, не впитывает запахи, прекрасно сохраняет первоначальный цвет, форму и объем и при этом «дышит» и сохраняет тепло ничуть не хуже, чем шерсть. Очень приятен на ощупь, не вызывает зуда, легок, быстро сохнет, не впитывает влагу, защищает от ветра, мелкого дождя и снега, хорошо отводит влагу от тела. Прекрасный внешний вид и высокое ощущение комфорта, позволили материалу получить широкий диапазон использования: детская одежда, куртки для путешествий и спортивные костюмы, изделия  для дома и работы, школы и загородных прогулок. Альпинисты по достоинству оценили превосходные качества и максимальное удобство верхней одежды из «Полара». Не случайно в английском языке ткани семейства POLARTEC называются «CLIMAT CONTROL EABRICS», что можно дословно перевести, как -  «ткани, управляющие климатом».  Вариант материала  - WINDBLOC - частично сочетает в себе преимущества мембранных материалов и «Полара» (обычно с подкладкой), внутри которой расположена мембрана. Получается ткань, внешний слой которой защищает от дождя и снега, мембрана блокирует ветер, внутренний слой приятен прикосновением к телу. Испарения тела беспрепятственно выходят наружу. Особенно ярко преимущества WINDBLOC проявляются в прохладную и холодную погоду при большой физической нагрузке на альпиниста.

TASLAN WATERPROOF, TASLAN B-RIPSTOP WATERPROOF, TASLAN S-RIPSTOP WATERPROOF, TASLAN SUN SPARK WATERPROOF, TASLAN OTTOMAN WATERPROOF, TASLAN S.T.R. WATERPROOF - современные водоотталкивающие материалы на основе полиамидных волокон, имеющие с внутренней стороны пористые покрытия. Быстро сохнут и обладают хорошими воздухо-пропускными способностями. Эти материалы прочны, устойчивы к трению и многократному изгибу и оптимальны для использования в суровых  климатических условиях (в т.ч. - городских).

«BERBER» - новый удобный, многофункциональный и удивительно красивый материал для верхней одежды самого широкого диапазона использования: верхние куртки, жилеты, пуловеры. Материал имеет малый вес, обладает высокой теплоизоляцией, отлично стирается и быстро сохнет, хорошие водооталкивающие данные. Для всех видов активного отдыха. Производитель -известная фирма «Glenoit Mills».

Подкладочные ткани и материалы:

POLAR FLEECE ANTIPILLING - приятный на ощупь материал с не закатывающимся ворсом. Обладая воздухо-изолирующими свойствами, POLAR FLEECE ANTIPILLING сохраняет тепло, защищает от сырости и не поглощает влагу. Имеет антибактерицидные, гипоаллергенные свойства и не вызывает зуда. Обладает свойствами вентиляции, быстро сохнет и обеспечивает высокую степень теплоизоляции.

POLARPILE - долговечный материал, который обеспечивает особенно мягкое и приятное ощущение от прикосновения. Прекрасно сохраняет тепло, защищает от сырости и не поглощает влагу. Используется как подкладочный, так и верхний материал.

NYLON LINING NYLON TRILOBAL NYLON TAFETTA - полиамидные материалы, абсорбирующие влагу, выделяемую телом, и транспортирующие ее к внешним слоям одежды. Обладают гипоаллергенными и отличными воздухообменными свойствами.

NYLON DOWNPROOF - прочный, легкий, износостойкий материал из полиамидных волокон, имеющий водоотталкивающее покрытие. Защищает от ветра, быстро сохнет и обладает свойствами хорошего воздухообмена. Материал идеален для городских пуховых изделий.

TYVEK - высокотехнологичный материал TYVEK® от DuPont используется в пуховых изделиях в качестве внутренней подкладки (пухового пакета) между внешними и подкладочными материалами. Он состоит из полиолефинового волокна, которое по своей природе водонепроницаемо. Толщина каждой нити волокна настолько мала, что значительно меньше человеческого волоса. Этот тонкий, но очень прочный, плотный и износостойкий материал обладает уникальным сочетанием мягкости и легкости. Усиливая эксплуатационные качества пуха, он обладает высоким сопротивлением проникновению пуха, а также высокой однотонностью и белизной для разделения цветов между внутренним слоем и светлой поверхностью материала. Он отлично "дышит" и имеет хорошие водоотталкивающие и водонепроницаемые свойства. Его использование в пуховых изделиях предотвращает вылезание пуха через мягкие внешние материалы и уменьшает объем и вес одежды.

WIND STOPPER FLEECE - ворсистый материал, обладающий уникальной комбинацией высокой теплоизоляции и ветрозащитных свойств. Вдвойне, более теплый, чем обычный флис, предотвращает потерю тепла и увеличивает чувство комфорта.

Утеплители (заменители пуха):

THINSULATE™: THINSULATE -C, THINSULATE PLUS-TDS, THINSULATE LITELOFT-THL - материалы THINSULATЕ американской  фирмы 3М представляют собой новое поколение уникальных теплоизолирующих материалов.  Их состав - смесь полиэфирных и полиолефиновых волокон, микроволоконная структура максимально приближена к структуре натурального пуха. Этот синтетический заменитель натурального пуха, исключающий его основной недостаток - способность абсорбировать влагу у материала - менее 1%. При сравнении теплоизолирующей способности слоев утеплителя равной толщины материал превосходит натуральный пух в 1,5 раза, другие тонковолоконные материалы – в 2 раза. После стирки практически не имеет усадки (не более 10% после 20 стирок). Поддерживает необходимый баланс влажности; полностью восстанавливает форму после сжатия; практически не впитывает влагу, в т.ч. капли дождя и пота; не имеет запаха, не вызывает аллергических реакций. Данный материал является  идеальным для производства всепогодной спортивной и др. одежды, обуви, перчаток, одеял, спальных мешков. Многократная его стирка не влияет на его объем и прочность, материал экологически чист, ему присвоен высший международный сертификат качества.

THINSULATE - C. Состав –смесь полиэфирных (35%) и полиолефиновых (65%) волокон, толщина от 0,3 до 1,75 см, теплосохраняющяя способность- 0,11 - 0,48 м7К/Вт *

 THINSULATE PLUS-TDS. Состав –полиэфирных (25-35%) и полиолефиновых(75-65%), толщина от 0,29 до 0,55 см., теплосохраняющяя способность- 0,064-0,127 м 7К/Вт

THINSULATE LITELOFT-THL. Состав-полиэфирных (77-87%) и полиолефиновых(23-13%), толщина от 1,6 до 2,9см., теплосохраняющяя способность- 0,28-0,62 м7К/Вт

*Данные испытаний по методике DIN54101-T01

CONJUGATE YI SOFT - произведен из полимеров, имеющих различные степени вязкости. Он имеет хорошую упругость из-за спирального соединения волокон, хорошо сохраняет форму и имеет антибактерицидную обработку.

HOLLOFIL COMFORELE - патентованные утеплители от DuPont, представляют собой плетение полых полиэфирных термоизолирующих волокон. Каждое волокно имеет четыре воздушных канала, которые обеспечивают отличную теплозащиту при длительном ношении, и повышают вентилирующие свойства утеплителя. Он очень легок, прекрасно стирается и быстро сохнет, полностью восстанавливая свою форму. Мягкий и эластичный, он позволяет свободно двигаться и не сковывает движений, что очень важно для ски-альпинизма и катания на горных лыжах.

GOOSE DOWN - натуральный гусиный пух является естественным теплоизолятором в любых походных условиях. Пух представляет собой наиболее ценный слой оперения птицы и обладает уникальными свойствами - он легок, свободно дышит и, благодаря своей пористой структуре, вбирает большой объем воздуха. Натуральный пух обеспечивает приятное тепло, исключающее опасность перегрева и потения. В изделиях марки BAOH наилучшее качество обеспечивает цельный пух GOOSE DOWN (80/20), состоящий на 80 % из пуха и на 20 % из пуховых перьев.

Ткани для рюкзаков, палаток и спальных мешков:

CORDURA  - высокотехнологичный материал, разработанный компанией DuPont, обладающий повышенной прочностью и долговечностью. Даже самый тонкий материал CORDURA имеет двойное сопротивление трению, сопоставимое со стандартным полиамидным материалом. Материал CORDURA обладает высокой стойкостью к различным видам механических нагрузок. Используется в одежде, где предъявляются повышенные требования к прочности и долговечности (в частности - различного рода накладки на плечах, коленях, локтях). Толстые варианты ткани  применяются для пошива рюкзаков, маршрутных мешков (баулов), спортивных сумок и чехлов.

RIPSTOR NULON - один из лучших синтетических материалов для верха походных палаток, а NULON 1900T  и  PU 2000 - крепкий и износоустойчивый материал для дна палатки.

PERTEX  (его разновидности: AQUABLOCK  и ENDURANCE) – материал, отвечающий широкому диапазону требований, предъявляемых  для спальных мешков.

Примечание к разделу «Ткани». При равных условиях, для одежды из тканей х/б (брезент) и каландрированного капрона время необходимое на страховку уменьшается вдвое, а поглощение энергии падения (скольжения) со стороны страхующего будет равно задаче удержания не одного, а сразу 3-4 человек. Критической скоростью может считаться  скорость порядка 10 м/с, которая ожидается на склонах крутизной выше 40° (если сорвавшийся в брезентовом костюме) и на склонах порядка 30°, если  на сорвавшемся одежда из синтетических тканей. При скорости ниже критической, страхующий будет иметь  резерв времени и выбрать  запас веревки, принять меры для удержания при срыве.

При натурных испытаниях  удержание начиналось после скольжения сорвавшегося мимо страхующего. Скорость скольжения (в «синтетике») в этот момент была зафиксирована в два раза больше, чем при срыве в брезентовом костюме. Кинетическая энергия возросла в 4 раза. Это может означать только одно - срыв на снежном склоне крутизной более 40° по своим нагрузкам приходящихся на падающего и на точку страховки, приближается  к последствиям срыва на скальном отвесе.. Причем скорость падения  практически одинаковая: падение на отвесных скалах будет порядка 50 км/ч, а на крутом снегу – 48 км/ч. При падении на снегу вероятность получения травм не столь высока как на скальном рельефе.

Соотношение скорости скольжения при срыве на снегу в зависимости от материала одежды альпиниста (см. Табл. 9)

                                                                                                        Таблица 9.

Материал одежды сорвавшегося

Брезент,           х/б

Каландр

Угол крутизны склона падения

45°                   30°

45°                                   30°

Максимальная скорость скольжения по

снежному склону, м/с

7                      4

14                                      8

Кинетическая энергия тела Ек, кгм

200                    64

800                                 356

Время, имеющееся в распоряжении

страхующего, с.

9                       16

4                                         8

Минимальный запас веревки

для протравливания, м

3,3                    1,1

13,2                                      4,3

Т - образная точка закрепления для страховки на снегу. Поперек склона (к линии будущей нагрузки) прорезается траншея глубиной 50-60 см для укладки ледоруба. Посредине древка  стремечком, полусхватывающим узлом привязывается  петля (лента, двойной репшнур) и выводится из траншеи через желобок в снегу. Затем ледоруб засыпается снегом и траншея плотно затрамбовывается. К выведенной наружу петле крепится карабин: в него пропускается страховочная веревка. Надежность подобной точки страховки видна из данных Табл. 7, составленной  ведущим западным методистом Питом Шубертом (Германия):

                                                                                   Таблица 7.

Способ закрепления и используемые предметы для

страховки

Усилие вырыва точки

страховки, кгс

Традиционное закрепление ледоруба

перпендикулярно  к снежному склону

50-150 в зависимости от

состояния снега

Т-образное закрепление ледоруба

300-500

То же, палка, «букет» веток, того же диаметра,

 что и рукоятка ледоруба

Практически то же.

В Т-образном закреплении использованы:

 

- рюкзак с вещами

500-700

-анорака, свитер

- рукавица плотно набитая снегом

300-500

150-250

Если второй партнер по связке сбит с ног силой падения в трещину, то  подготовка Т-образного закрепления проводится в следующем порядке:

- возможно надежнее закрепить ноги, выбив большую ступень;

-вставленный в петлю проводника на связочной веревке ледоруб любым способом загнать в снег (лучше по головку), этим снимается нагрузка с партнера и переносится на ледоруб;

-позади себя вырыть траншею и организовать Т-образное закрепление;  -забить трещину снегом, а на выведенную петлю защелкнуть карабин;

- на нагруженной веревке (впереди себя) закрепить зажим, узел Бахмана с достаточно длиной петлей, чтобы она достала карабин выведенный из снега;

- пристегнуть конец этой петли к карабину;

- по возможности плавно перенести нагрузку страховочной веревки на Т-образное закрепление;

- после этого отстегнуться от связочной веревки предпринимать действия по оказанию помощи пострадавшему. и т.п. и пристегнуть к карабину прикрепить

При выполнении работ на краю трещины – обязательна самостраховка не позволяющая упасть через край трещины вниз.


Рис.130. Т-образная точка страховки:  1 – закрепление связочной веревки при срыве партнера:  2  - вырубание траншеи:  а – веревка к пострадавшему в трещину; б – вырубание траншеи для ледоруба. 3 - Т-образная точка страховки: а– центр тяжести ледоруба (точка закрепления петли из двойного репшнура, толстой ленты); б – направление нагруженной веревки к пострадавшему.

Топор – один из обязательных предметов базового лагеря дальних экспедиций. Лучше, если это будет нормальный плотницкий, но не маленький туристский топорик, продаваемый в любом хозмаге. Если предвидится использование в базовом лагере дров для приготовления пищи, желательно иметь небольшой колун (весом 3-5 кг) для колки толстых чурок.

Тормоз Штихта. Изобретен в средине ХХ века Францем Штихтом  (Германия), производитель фирмы «Salewa», «Petzl» и др. По принципу работы, напоминает шайбу Штихта – это металлическая пластина с пятью пазами для прохода веревки или сложенной вдвое ленты шириной 25 мм. К страховочной системе (крюку, выступу) крепится карабином. Обеспечивает усилие торможения в 300-400 кгс. Плохо работает с мокрой и промороженной веревкой.


Рис. 131. Заправка веревки в тормоз Штихта.

Точки страховки не стандартные. Предлагаемые способы страховки не являются табельными для альпинистской деятельности, но неоднократно испытывались на специализированных учебно-методических сборах работников геологических служб и показали достаточно высокие результаты. Принимая во внимание специфику экспедиционной работы, когда в случае необходимости под рукой может отсутствовать необходимый предмет снаряжения, с определенной долей надежности можно организовать не стандартную точку страховки для спуска/подъема оборудования (страховка людей не желательна):

- На крутом осыпном склоне. Страховать можно через отдельно стоящий камень больших размеров нижней частью заглубленный в осыпь. Вокруг камня сделать два-три оборота основной веревкой и навесить карабин – можно использовать как для собственно страховки, так и для организации перил для спуска/подъема. Если есть хоть небольшие скальные выходы, проверив как «поет» забиваемый в его трещины крюк, можно организовать точку страховки через крюк.

- На крутом травянистом склоне. В практике спортивного альпинизма бывают случаи, когда после дождя или снегопада, для спуска по крутой траве, организовываются спуски дюльфером (Ц.Кавказ, спуск на южную сторону в Сванетию  с Ушбинского перевала). Для организации точки закрепления можно использовать: деревянный кол (длина не менее 1 м, диаметр 6-8 см), забиваемый под обратным углом наклона к общей крутизне склона; страховать через головку кирки (забить в склон одним резким, сильным ударом), Есть опасность сползания веревки и ее «зарезания» в склон или соскальзывания вверх. На головке кирки можно завязать петлю и навесить в нее карабин. В таком случае страховка приобретет больший эффект. Если на склоне есть куча кустов – плотно (вплотную к корневищу) обвить петлей из веревки и застегнуть карабин. Если нет карабина, страховочную веревку пропустить в навязанную петлю. Для усиления точки, подстраховать (сблокировать) этот куст с вышерасположенным кустом. Тонкие деревья блокируются в один «букет».

Надежность подобной точки страховки можно проверить подручным способом: в петлю застегнуть карабин и вниз по склону спустить двойную веревку; 3-4 человека спустившись на 4-6 м одновременно резко нагружают эти веревки (рывок по команде); если кроме амортизационных не появилось других подвижек на точке – можно начинать работу.

- На снежном склоне. Отсутствие ледоруба  вполне может компенсировать обычная штыковая лопата. Она должна быть заранее подготовлена: там где на лезвии лопаты находится ребро жесткости, с двух его сторон просверливается (пробивается пробойником) два отверстия под  трос диаметром 3 мм.. Пропустить трос в отверстия и завязать плотным узлом (лучше заранее трос сплести профессионально). На снежном склоне плотно вытоптать площадку 50х50 см и лопату вогнать в дальней ее стороне, несколько под противоположным углом к общему наклону склона; петлей из троса прорезать площадку и выпустить конец петли из склона; сюда навешивается карабин; дальнейшие действия как обычно.


Рис. 134. Варианты использования трещины/расщелины  для создания точки страховки подручными способами: а – заклинивание камней с веревочными петлями; б – использование вместо закладки карабина и крупных узлов на основной веревке; в – использование каверны в скалах; г – точка страховки через ствол дерева.




Может быть использован деревянный кол длиной не менее 1 м и диаметром 8 -10см. К средине кола привязать замкнутую петлю из веревки (ленты, двойного репшнура), на конце петли завязать узел проводника и застегнуть карабин. Вытоптать площадку (см. выше), пропустить петлю через склон. Таким же образом можно усилить обычный ледоруб. Обычно имеется заранее заготовленная петля из троса (3 мм). Обычный ледоруб можно усилить штыковой лопатой: вбитый в склон (площадку) ледоруб с петлей, с наружной его стороны подкрепляют забитой вплотную к его древку лопатой, так чтобы петля находилась поверх лопаты. Лучшим вариантом окажется Т-образное закрепление этого же кола в снежной траншее (см. Т-образная точка страховки).

- На скалах. Когда нет крючьев или закладок, но надо длительное время стоять на одном месте, самостраховку можно организовать следующим образом: камень подходящий по размерам ширине трещины, обвязать лентой, веревкой, репшнуром и закрепить (сильно, рывками потянув за  веревку, ленту) в трещине, как закладку. Можно на конце основной веревки навязать большой, плотный узел и его загнать в трещину (использовать рукоятку молотка, ледоруба. (См.рис.70) Таким же образом можно использовать головку геологического или скального молотка.

 - Торможение веревкой в страховочном карабине. На сблокированную точку (выступ) навесить  карабин, пропустить в него веревку и той ее частью, которая будет в руках страхующего, сделать два-три шага оплетки вокруг уходящей вниз рабочей (страховочной, спусковой) части веревки. Отводя тормозную часть  веревки в сторону и несколько вверх, можно  регулировать  спуск до его полной остановки.

- спусковую (страховочную) веревку обмотать в полтора–два оборота вокруг дерева и страховать.


Рис 137. Узел булинь: 1 – одним концом веревки (цифры – последовательность вязки); 2 – булинь для создания грудной обвязки: а -  контрольный узел.


Примечания: - указанные приемы торможения существенно облегчат работу страхующего, однако применять их следует с осторожностью и вниманием за ходом веревки;

- следует помнить, что резкое закрепление (торможение) веревки может привести к возникновению на точке торможения ситуации «глухого рывка»  и разрушить эту точку.

 

Трикони (Т) - металлические подковки для горных ботинок: разной конфигурации для ранта, средины подошвы и пятки (каблука) по имени изобретателя, немецкого альпиниста Ханса Триконя.

Прибивались Т. специальными П-образными металлическими скобками с насечкой и заостренными концами. Т. использовались до появления ботинок с подошвой типа «вибрам». В наше время Т. имеют практическое «хождение» - на Красноярских столбах, на тренировках и во время соревнований по зимнему лазанию и в различных экспедиционных условиях (геологи, топографы, армия и пр.) Неизменным успехом пользуются плотные ботинки, подошва которых полностью закрыта Т. Причем Т, как правило, самодельные, самых различных конфигураций по профилю, но обязательно, каждый Т. имеет три прорези. Отдельные образцы имеют форму пластин, крепящихся к подошве латунными шурупами. Есть отдельные образцы без прорезей - просто целиковая скобка идущая под рантом (в край) ботинка.

Тубус (тамбур) - специально удлиненный капюшон пуховой куртки так, как это делают народы Севера для зимней одежды (парки), чтобы при его затягивании перед лицом образовывался своеобразный тамбур. В тамбуре создается микроклимат за счет выдыхаемого теплого воздуха, который не сразу уноситься ветром или «съедается» морозом за его пределами. Подобная переделка капюшона стандартных пуховых (штормовых) курток постоянно дает отличный результат. См. Маска ветро- холодо- защитная.

Узлы.Любые манипуляции связанные с веревкой не обходятся без использования узлов, помогающих проводить ту или иную работу по обеспечению надежности внутри страховочной цепи. Несмотря на огромное количество применяемых человеком веревочных узлов (в морском деле их более 3000),  в альпинизме апробировано многолетним опытом и рекомендовано для применения лишь ограниченное их количество, условно разделенное на группы:

Для обвязывания, название, привившееся по первоначальному их применению  (обвязывание альпиниста и привязывание к веревке). Сейчас применяются для привязывания веревки к другим предметам (в том числе и для пристегивания к карабину грудной обвязки или пояса): 

Булинь – узел, применяемый для привязывания конца веревки к какому-нибудь предмету (выступ, дерево и т.п.). Изначально  (до появления ИСС) рассматривался как основное средство для привязывания альпиниста к веревке (в связку). Поддержание петли булиня на уровне груди, осуществляется свободным концом веревки, куском репшнура или ленты. Ими  вяжутся подтяжки (помочи, бретели).  

Восьмерка - аналог проводника, но с дополнительным оборотом. Не подвержен самораспусканию, и в отличие от проводника не затягивается под нагрузкой. Считается узлом спасательной службы.

 

Рис.138.  Восьмерка 

Проводник  - вяжется на конце веревки и служит для пристегивания веревки к ИСС, закрепления веревки на крюке-карабине. Под нагрузкой  узел сильно затягивается, поэтому рекомендуется его модификация - восьмерка.

 Рис.139. Узел проводника (проводник) 

Для связывания веревок. Веревки одинакового диаметра связываются прямым (морским) узлом, грейпвайном; веревки разного диаметра и веревка+лента: брамшкотовым и  встречным:

Прямой (морской)  –  оба конца веревки должны располагаться параллельно с одной стороны узла. Узел подвержен самораспусканию, особенно при прерывистых нагрузках. Применять только в сочетании с контрольным узлом.

 

Рис.140.Прямой (морской). На концах веревки вяжутся контрольные узлы (см. Булинь)

 

- Грейп-вайн  (с англ.–«виноградная лоза») - универсальный узел с трудно запоминаемым рисунком для связывания двух веревок. Не развязывается при любой нагрузке. Надежен,  для связывания петель-оттяжек. В отечественной практике написание названия узла делается слитным.

 

Рис.141. Грейп-вайн: а – для связывания двух веревок (лент); б – для вязки петли-удлинителя (оттяжки).

 

Брамшкотовый  -  с появлением встречного узла активно теряет свое значение.


           Рис.142. Брамшкотовый узел: а – одинарный; б – двойной

 

Встречный - надежный и универсальный узел, хорошо работает под значительными и прерывистыми нагрузками. Отлично работает при связывании веревки (репшнура) и ленты, двух лент - одинаковых и разных по ширине. Легко развязывается после снятия нагрузки.


 Рис.145.Узел Прусика: а – вязка замкнутой петлей; б – вязка одним концом репшнура

 

Специальные узлы:

Стремя   - универсальный вспомогательный узел для опоры ногами при самовылазе, спасательных работах, организации  самостраховки. Легок в исполнении, не распускается под нагрузкой, легко развязывается после снятия нагрузки 

Прусик (узел Прусика) – по имени автора, немецкого альпиниста Адольфа Прусика. Многие поколения альпинистов использовали этот узел для разнообразных целей. При его использовании  следует учитывать возможность оплавления и обрыва узла при  интенсивном трении (быстрый спуск, резкие прыжки на спуске, внезапные остановки и другие экстремальные ситуации).Но все это не отменяет его применения во вспомогательных целях.  Многие годы этот узел имел отечественное название – «Схватывающий узел», теперь сам узел и название применяются  все реже.

 

-  Бахмана и карабинный – эти  узлы  имеют функции схватывающего узла, но не затягиваются под нагрузкой и работают на обледенелой веревке. После снятия нагрузки освобождаются легким подталкиванием карабина вверх по веревке.

 

           Рис 146.  А - узел Бахмана; Б - карабинный узел. 

Гарда (петля Гарда) - работает при любом состоянии веревки. Ошибочно считается тормозным, он скорее - фиксирующий узел (петля). Для его работы  на точке страховки нужны два карабина - только трапецевидные. Узел надежен в спасательном деле.

 Рис.147.  Узел Гарда

 

Пожарник – устаревшее название времен сизалевых веревок. Применялся для спуска по веревке и в спасательном деле. С появлением капроновых веревок первого поколения для применения не рекомендовался, так как оплавлял оплетку веревки. Появление мягких (эластичных) веревок дало узлу новую жизнь - теперь, под другим названием  - . узел UIAA.

Узел UIAA  - хорошо работает только на мягкой, эластичной веревке и на грушевидных карабинах  (отечественные "Ирбис"); позволяет проводить страховку  первого одной или двумя руками, выдавая или выбирая страховочную веревку через карабин. При работе на жесткой веревке, пряди веревки схватываются вокруг карабина, без протравливания, создавая,  предпосылки для возникновения ситуации “глухого рывка”. Мягкая веревка, проскальзывая вокруг карабина и постепенно зажимая все пряди узла, забирает при этом большую часть нагрузки на это трение. При этом на самого страхующего приходится усилие торможения максимум до 40-50 кг.  См. - Пожарник

 

Рис.149. Рифовый узел – порядок вязания; а – контрольный карабин

 

-  Рифовый  (штыковой, штык) – незаменим для фиксации веревки после удержания срыва, внезапного сильного рывка веревки, позволяет быстро и надежно освободить руки страхующего от страховочной веревки находящейся под нагрузкой. Узел быстро вяжется и легко распускается под нагрузкой. 

Контрольный узел – вспомогательный узел, вяжется концами веревки после основного узла. Предназначен для предотвращения распускания основного узла.

- Узел для маркировки бухты веревки. . Вначале конец веревки несколько раз оборачивается вокруг прядей бухты, а затем пропускается в петлю сделанную из второго ее конца и затягивается в ней.

 

Рис.150. Порядок маркировки веревки: а – для хранения, переноски через плечо, в рюкзаке (под клапаном рюкзака); б – для закрепления и переноски на спине. 

Варианты связывания лент:

- Трубчатая лента: на одном из концов завязывается заготовка узла в который пропускается второй конец ленты (узел при этом не должен быть затянут). Пропустив второй конец ленты через узел, плотно прижав оба ее конца следует с усилием затянуть узел. После этого встать в готовую петлю ногами, взяться за нее руками и за счет становой силы (можно короткими рывками) окончательно затянуть узел.

- Ременная лента складывается так, чтобы один ее конец был длиннее другого. Далее складывать ленту как узел проводника. Затянуть узел В образовавшейся петле должен быть один из концов ленты, второй должен выходить из узла.



 

Рис.151. Варианты связки ленты: а – трубчатой; б - ременной

Рис. 152. Укорачивание веревки: а – связочная (страховочная) веревка закрепленная на необходимую длину на грудной обвязке «проводником»; б – «проводник» - фиксатор свободного конца веревки; в – свободная веревка собранная в кольца. 

Укорачивание веревки. При движении на легких скалах или по сильно расчлененным гребням, веревка, запутываясь в рельефе, может оказывать отрицательное действие - сброс камней, торможение движения, рывки на альпиниста и даже его срыв.  В подобной ситуации удобнее идти на укороченной веревке. Каждый из партнеров связки надевают на себя кольцами связочную веревку (типа солдатской скатки). Веревку идущую к партнеру, крепят на карабине грудной обвязки небольшим узлом проводника. «Лишнюю» веревку  можно собрать в бухту и убрать  под клапан рюкзака, защелкнув конец оставшейся  веревки   проводником на грудной обвязке.

При движении по леднику участники связки (кроме первого) берут в руки запас веревки (3-5 колец) с тем, чтобы при срыве кого либо из связки в трещину был запас веревки на организацию самостраховки и Т-образного закрепления ледоруба. Во время движения по закрытому леднику наличие свободной веревки не желательно. Запас веревки в кольцах позволяет регулировать общий темп движения связки  на трудных участках – отпускаются кольца; на более простых, по мере движения, кольца снова подбираются в руку.

Уход за снаряжением - каждый предмет снаряжения или инвентаря должен быть отремонтирован, просушен и уложен (вывешен) на хранение так, чтобы не появлялся запах затхлости и, не было «пролежней» - особенно этим страдают предметы из алюминизированной ткани. Ботинки промазать, туго набить внутри газетой (паклей) и зашнуровать. Палатки, после тщательной просушки, укладываются в чехлы и свободно раскладываются на полках (стеллажах). Один-два раза в межсезонье их следует проверить и проветрить. Пуховое снаряжение после чистки/стирки должно быть тщательно просушено и свободными стопками разложено на стеллажах. Железное снаряжение покрывается тонким слоем антикоррозийной смазки. Крючья, карабины, кошки, ледовый инструмент в любом сомнительном случае отбраковываются. Снаряжение  должно быть в полной боевой готовности.

Фифи (сленг) - небольшой, узкий крючок, позволяющий его язычку легко входить в ушко крюка, оттяжку, петлю закладки, и выниматься без дополнительных усилий, что позволяет альпинисту прошедшему выше последнего крюка, свободно снимать с него лесенки и др. снаряжение. Изготавливается преимущественно из титана (прочность и легкость) и других легких металлов.  

Фляга - полиэтиленовая или металлическая, зашитая в чехол из плотного сукна (лучше солдатская). Фляга должна быть подстрахована тонким ремешком или капроновым шнуром к поясу, петельке на куртке, ремню. Выходя утром с бивака, заполнить флягу свежим чаем, жидким киселем, но ни какао или кофе - это тяжелые для усвоения на марше продукты. Добыча воды на скальном маршруте (зимой и на высоте - особенно) всегда процесс трудный и часто невыполнимый. Поэтому фляга - это предмет постоянной заботы альпиниста. При первой же возможности ее следует вновь наполнить.

“Фонарики” (сленг) – защита от попадания в ботинки песка, мелких камешков, снега. Это труба высотой несколько выше голени, с застежкой молния или липучкой сбоку (внутри). Под стопой крепится шнурком через «пистоны» по нижнему краю «фонарика». Наверху - плотная резинка и для подстраховки молнии, липучки/кнопка. В центре (по низу) пришивается металлический крючок, который зацепляется за шнуровку (застежки) ботинка. Этот предмет снаряжения по внешнему виду очень похож на китайские фонарики - поэтому  такое название. Шьются из плотного нейлона, авизента, брезента.

Фонарь налобный  - закрепляется плотной широкой (регулируемой) резинкой на каске или вокруг головы. Герметично упакованный блок питания  находится в кармане или на самом фонаре, иногда крепится на тыльной стороне каски.


Рис. 154. Налобные фонари (Petzl): а – корпус фонаря; б – широкая резинка вокруг головы; в – широкая лента – поддержка сверху; г – коробка с питанием; д- провод.

Химическая чистка снаряжения – допускается при строгом соблюдении рекомендации фирм-изготовителей. В противном случае можно легко смыть пропитку, испортить специальный защитный слой и просто вывести из строя добротную вещь.

Часы-будильник - на группу лучше иметь двое наручных часов со звоном. Установить ежедневное вечернее время завода часов. Во время дневной работы (чтобы при ударах молотком не стряхнуть маятник) часы лучше держать в кармане куртки или брюк, но обязательно под молнией или пристегнутыми к пуговице.

Шайба Штихта. Изобретатель (средина ХХ в) F.Sticht (Германия), производство фирмы «Petzl» - в настоящее время является одним из простейших и популярных устройств, для динамической страховки. Применяется в сочетании с карабином на крюке или грудной обвязке (поясе). Шайба может дать практически любое снижение усилия протравливания, как за счет трения через перегиб, так и за счет значительного качественного эффекта зажимания веревки между карабином и шайбой, даже при использовании для спуска по веревке. Шайба - круглая (овальная, квадратная) пластина (сталь, титан, легкие сплавы) толщиной 8-10  мм  с прорезью шириной по диаметру веревки и длиной  в два диаметра веревки, плюс 1 мм. Выдерживает нагрузку в 300-400 кгс. Веревка продевается в прорезь петлей, которая пропускается в карабин. Торможение происходит за счет трения о карабин и края прорези. Имеется контрольная пружина,  не позволяющая шайбе проскальзывать вниз по веревке. Для подстраховки шайбы, вяжется петля из тонкого шнурка и продевается в специальное отверстие на теле шайбы.


Рис. 155. Шайба Штихта: 1 - общий вид: а - корпус шайбы; б - пружина; в - карабин; г – петля веревки в карабине; д – отверстие для страховочного шнурка; е - веревка к партнеру по связке; ж – веревка страхующего; 2 – точка страховки через шайбу; з – точка самостраховки. 

Рис. 156. Клемма фирмы « Saleva»: а – с одинарной петлей из репшнура; б – с двойной петлей, для усиления торможения.

Шайбы-клеммы – самые простые по конструкции тормозные устройства, типа зажимов, работающих на принципе перегибания веревки.


Рис.157. Вариант шекльтонов с передней шнуровкой. (Н.Тенцинг (слева) и Э.Хиллари перед штурмом Эвереста, 1953 г)


Шекельтоны (Ш.) - по имени автора, английского альпиниста и путешественника Эрика Шеклтона - это высокие сапоги (валенки) с двойной кожаной подошвой (толстый войлок), усиленные союзками и задниками из кожи и утепленные внутри мехом, а свержу обтянутые плотным брезентом. Ш. имеют сменную оковку или используются с кошкам. Применяются для  высотных и зимних восхождений. На кавказских восхождениях (Эльбрус, Казбек), прекрасно зарекомендовали себя  лётные унты и обычные (лучше подшитые) - валенки.

Шлямбур (Ш.) - в быту носит название – пробойник. Цельный или полый, головка из твердого сплава диаметром 8 -10 мм, боёк - закаленный. Полый Ш. снабжен резиновой грушей для продувки выбиваемого отверстия не вынимая самого Ш. из отверстия.  Имеется подстраховка из шнурка, а на теле пробойника - риска, по глубине необходимого отверстия. Опытный альпинист может пробить одно отверстие за 2-3 мин. При выбивании отверстия шлямбур надо постоянно проворачивать вокруг оси, чтобы коронка лучше разрушала породу.


Рис.158. Виды шлямбуров: А – цельный; Б – полый; 1 – головка из твердого сплава; 2 –коронка; 3 –рукоятка; 4 – боек; 5 –груша; 6 – отверстие для выдувания крошки; 7 – страховочная петелька; 8 – грубая накатка на рукоятке.

Шлямбурный крюк (Ш.к.). Для прохождения участков, не преодолимых иными способами; для страховки на опасных местах; для тяжелых спусков и особенно при спасательных работах – Ш.к. бывают незаменимы.

Ш.к. бывают двух типов: постоянный и демонтируемый. Тело крюка из легких сплавов имеет на конце разжимные прорези. Дюбель  из закаленной стали диаметром 3 мм.  Проушина - сталь или титан. Длина крюка 30-40 мм. Диаметр - 8-10 мм - в зависимости от характера породы.  Проушины Ш.к. бывают самых различных форм - по направлению рывка, положению карабина и веревки  Правильно забитый постоянный крюк должен быть строго перпендикулярен скальной поверхности. Длина (глубина) отверстия -  соответствовать длине тела крюка. В коротком гнезде, дюбель упираясь  в дно отверстия не раскроет тело крюка полностью и последний даже при  минимальной нагрузке может выпасть из гнезда. Проушина - плотно примыкать к скале. Отклонения от указанных правил недопустимы - резко снижается надежность крюка,  и он может вылететь из гнезда при самых незначительных нагрузках. Нормально забитый крюк выдерживает до 2000 кгс.

Демонтируемый Ш.к. работает следующим образом: после установки его в гнезде, на резьбу стержня  закручивается гайка, этим  дюбель постепенно  вытягивается из  крюка и распирает своим конусным хвостовиком тело крюка в отверстии. Когда надо извлечь крюк из гнезда, сворачивают гайку, ударяют по стержню и вынимают крюк. Отверстие для такого крюка выбивается глубже длины крюка. В комплект входит ключ для гайки.


Рис. 159. Шлямбурный крюк: А – постоянный: 1 – корпус крюка; 2 –проушина; 3 – дюбель из закаленной стали; 4 – разжимные прорези на конце крюка; Б – демонтируемый (многоразового использования): 1 – стержень с резьбой М4 и коническим хвостовиком; 2 – корпус крюка; 3- проушина; 4 – гайка затягивающая стержень; 5 – ключ для гайки; 6 – разжимные прорези на конце крюка; В – порядок выбивания отверстий под крюк

Шов (сшивка материалов). При самодельном изготовлении снаряжения или его ремонте применяется только двойной шов, даже если он выполняется вручную. В этом случае следует шить т.н. «сапожным» швом. Переплетение шва несущего нагрузку должно быть точно посредине сшиваемых тканей (деталей). Толстые ленты и места их соединения ни в коем случае не протыкать раскаленным шилом и не пробивать пробойником, в случае нагрузки, края прожженных отверстий будут просто срезать сшивную нить. Силовые швы выполняются строчками, которые располагаются перпендикулярно действию сил. Не допускается усиление швов заклепками. При динамических нагрузках эластичность швов имеет большое значение. Есть даже своя формула определения прочности силовых швов, где сила разрыва силового шва на сдвиг равна силе разрыва нити на количество стежков в силовом закреплении. Силовые швы заканчиваются только закрепками, но никоим образом не обметочным, через края сшиваемых деталей. В описаниях изделий часто встречаются следующие названия швов:

- Закрепки - зигзагообразные швы длиной 2-3 мм, прошиваемые в местах наибольшего напряжения. Увеличивают срок службы и надежность изделия;

Закрытые швы - в которых нити находятся внутри изделия, для того, чтобы нитки не рвались при трении о внешние предметы;

Проклеенные швы - проклейка швов специальной лентой с внутренней стороны изделия. Эти швы не промокают даже при сильном дожде;

- Теплые швы - при этом внешняя и внутренняя ткани не сшиваются вместе, а соединяются специальной промежуточной лентой.

- Холодные швы – пропускают холодный воздух, т.к внешняя и внутренняя ткани сшиваются вплотную друг к другу.


Рис. 161.  Штопорный крюк (средина ХХ века, автор Ю.И.Черносливин, Ленинград).


Шомпол - для чистки ствола ледобура от ледяного столбика, образующегося при  заворачивании крюка.  Стальной, с небольшим кольцом-ручкой на конце. Диаметр 3-4 мм. Длина Ш.  должна превышать самый длинный ледобур, имеющийся в наборе.

Штопорные крючья  - ледовые крючья из закаленного стального прутка диаметром 6-10 мм  с петлей для карабина. Внешне очень напоминают обычный штопор, только большой длины – до 250 мм. Применялись для зимнего и натечного льда, до появления ледобуров.

Якорь снежный (Я.с.). Страховка на снежном рельефе, наиболее ненадежный вид страховки из-за малой несущей способности закрепленного в снегу ледоруба. Дополнительное укрепление точки страховки при помощи Я.с.. позволяет значительно повысить надежность страховки за счет создания большей площади сопротивления возникающей при срыве нагрузки на ледоруб. При массовой страховке, для большей надежности, точку страховки, могут обслуживать два человека: один удерживает головку ледоруба, второй - собственно страхует. Следует помнить, что «плавающая» прочность точки страховки на снегу не позволяет рассчитывать на их способность выдержать «глухой» рывок в критической ситуации.

Степень возрастания усилий вырывания ледоруба (по В.Винокурову) с применением дополнительных приспособлений - см. Табл.10.

Способ страховки и характер снега

Усилие вырывания

ледоруба в кгс

Страховка через головку ледоруба в свежем снегу,

придерживая головку рукой

50-70

То же в уплотненном снегу

До 100

То же в утоптанном снегу

120-140

Лавинная лопата, прикрепленная на конце ледоруба

75-105

Петля из троса на средине древка ледоруба

(рис. 144 рис. 162, поз.1)

75-140

Пластина площадью в 1  дм². Крепится к рукоятке

ледоруба петлей из стального троса диаметром 3 мм

100-175

Снежный якорь «Плуг» площадью 9 .дм².

 Толщина пластины 3 мм,  согнутая под углом 120°,

ширина 200-250 мм, высота не менее 300 мм.

Страховочная петля из стального троса

диаметром 3 мм, не короче 1 м (рис. 162 поз.2)

200-350

Снежный якорь «Парашют» площадью 7,5 дм².

 (рис.162 поз. 3)

150-280


     
        


 Рис. 162. Системы страховки на снегу: 1 – ледоруб с петлей из стального троса диаметром: а – подготовка; б – рабочее положение; 

Снежный якорь: а – общий вид; б – равномерная нагрузка прядей троса; в – неправильное положение – под нагрузкой якорь будет вырван из склона; 3 – снежный якорь  «Парашют» общий вид, а – заглубление якоря в снежный склон; б – направление нагрузки при  рывке; в – дополнительный упор рукой за головку ледоруба или упор коленом ноги


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru