Якуты - Ящик



Якуты - Ящик

Составитель Григорий Лучанский

Я

ЯГА – род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур, а дорогие яги из гагарьих шеек. // шуба, тулуп, халатного покроя, в Тобольске с откидным воротом; в Оренбурге без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу носят все, особенно в дороге и на охоте.

ЯКУТЫ  (жилище). Основным типом жилища был четырехугольный балаган (дьнэ) с плоской, чуть покатой крышей, со стенами из вертикально поставленных бревен, с небольшим наклоном внутрь, снаружи обмазанных глиной и коровьим пометом, замешанным в глине; обмазка ежегодно менялась. Отапливался и освещался балаган камельком-чувалом.  Под одной крышей с балаганом обычно находился хотон (хлев для скота). До середины 19 в. у якут летним жилищем служила ураса (конусообразное строение из бересты.

ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА (ЯВ) – вещества (газы, жидкости, твердые вещества), способные вызывать отравление организма (интоксикацию) при вдыхании, попадании внутрь и (или) при контакте с кожей.  Среднесмертельная доза (летальная доза, ЛД) при попадании в желудок ядовитой жидкости – до 500 мг/кг, твердого вещества – до 200 мг/кг; при попадании на кожу – до 1 000 мг/кг. Летальная (средне-смертельная) концентрация (ЛК) при вдыхании пыли – до 10 мг/дм3, газа – не более 5 000 см3/м3.

ЯКОРЬ СНЕЖНЫЙ (вариант 1). С обеспечением страховки на горном рельефе относительно благополучно обстоит дело на скалах и льду, и за последние годы заметен прогресс: ведущие команды обеспечивают себя титановыми скальными крючьями; ледобурные крючья, сделавшие наряду с айс–фифи революцию в ледовой технике, по надежности я простоте сделали страховку на льду еще лучше, чем на скалах. А страховка на снегу осталась все на том же неудовлетворительном уровне. Промышленность пока ничего не дает, кроме ледоруба. Но ледоруб на снегу – плохая страховка. Даже в хорошем плотном снегу рывок 60–100 кгс – это предел.

В то же время статистика несчастных случаев отмечает большой удельный вес срывов на снегу. В особенности типична аварийная ситуация на спуске с перевалов, что обычно происходит уже в середине дня, когда участники устали, а снег размягчен, представляя ненадежную опору даже для ноги, а усилие вырыва ледоруба снижается вдвое, и он становится негодным и для перил.

Полноценным предметом страховочного снаряжения на снегу можно считать снежный якорь, распределяющий усилие рывка при срыве на достаточную поверхность опоры снежной массы. Следует предостеречь от экономии на его размерах: его опорная площадь должна быть не менее 800–1000 см2, например, размерами не менее 350X240 мм. Попытки использования для якоря так называемой лавинной лопатки («Снаряжение для горного туризма», Профиздат, 1987, с. 151) необоснованны: опорная площадь лопатки вдвое меньше вышеуказанной, а предельное усилие рывка, как показал опыт, втрое ниже (видимо, влияет масштабный эффект, это явление можно также объяснить зависимостью от объема снега, вовлекаемого в деформацию, а объем, как известно, зависит от куба линейных размеров, тогда как площадь – только от квадрата).

  

Второй важный фактор – обеспечение устойчивости снежного якоря при рывке. Простейшее крепление тросовой петли в центре парусности (рис. 1) часто приводит к выворачиванию якоря, что может происходить из–за изменения плотности снега с глубиной. Не гарантирует и разнесение петли на две точки крепления (рис. 2):

достаточно любой случайной несимметричности, даже небольшого отклонения рывка в сторону, чтобы якорь выскочил из снега вбок.

Устойчивость снежного якоря при его плоской форме может быть обеспечена за счет пространственной схемы крепления петли; в воздушном змее аналогичная система называется путля. Путля может делаться четырехконечной (рис. 3) или трехконечной. Прочность путли должна быть такой, чтобы выдерживать рывок не менее 250–300 кгс, то есть статическая прочность с учетом запаса прочности – 500–600 кгс. Конструкция путли из «мягкой» 4–миллиметровой проволоки с креплением ее на лопатке загнутыми из этой же проволоки крючками недостаточно прочна: в технике принято допускаемое напряжение несортовой стали ограничивать величиной 15 кгс/мм2; изображенный в указанной книге крючок разогнется под нагрузкой всего 64 кгс; распределение нагрузки между крючками может быть неравномерным. Проволоку можно заменить на качественную и применить закалку. Крючки можно сваркой превратить в ушки, но тогда усложняется транспортировка якоря. Поэтому предпочтительнее путлю делать из троса, но диаметром не менее 2,5 мм.

При установке снежного якоря необходимо расправить тросовую петлю в направлении предполагаемого рывка. Нельзя рассчитывать на то, что при рывке путля расправится сама: якорь может выскочить из снега в самом начале нагружения. От этого недостатка свободен якорь с килеватостью (рис. 4), путля которого плоская. Но он менее удобен при транспортировке.

Самодельщикам рекомендуется обязательно испытать каждый предмет страховочного снаряжения. Это распространяется и на снежный якорь. В технике принято во всех случаях, когда это связано с обеспечением безопасности человека, иметь не менее чем двукратный запас прочности, что и необходимо соблюсти при испытаниях. Попутно дается методическая рекомендация совместить испытания с учебно-тренировочными занятиями по технике передвижения и страховки на снегу. Очень убедительным оказалось сравнительное опробование страховки с ледорубом и со снежным якорем: разрядники, ранее под всякими предлогами оставлявшие внизу снежные якоря, даже после одной такой сравнительной демонстрации с ним уже не расставались.

ЯКОРЬ СНЕЖНЫЙ (вариант 2). Хорошо известно, что организовать страховку на крутых снежных склонах порой очень сложно. Основной «инструмент» страховки – ледоруб (в лыжных путешествиях – лыжи). Чтобы повысить эффективность страховки, было создано несколько различных конструкций фирновых крюков или снежных якорей. Надежность таких крюков не раз проверена в ряде туристских походов. Их применение – шаг вперед по сравнению с системой трех ледорубов, выдергиваемых после завершения спуска. Система ледорубов надежна, но сложна в организации и, кроме того, требует временного оставления наверху трех ледорубов. Причем три участника группы лишаются важного инструмента самостраховки и должны пассивно ждать окончания спуска.

Применение оставляемого снежного якоря избавляет группу от этого. Недостаток якорей (кроме того, что они безвозвратно утрачиваются) – в довольно трудоемкой операции продергивания веревки и ее ограниченной длине.

  

Предлагается конструкция выдергивающегося снежного якоря. Назначение крюка – организация групповой страховки на крутых снежных и фирновых склонах. По сравнению с выдергиваемой системой ледорубов и оставляемым фирновым крюком эта конструкция имеет следующие преимущества;

а) быстрая организация страховки;

б) абсолютная безопасность при выдергивании (спокойно скользящий по склону якорь вместо летящих тяжелых ледорубов);

в)  ледорубы на время спуска не оставляются и могут быть вновь использованы;

г) не нужно продергивать веревку;

д) снежный якорь может использоваться многократно.

Успешное испытание снежного якоря на спуске группы с перевала Беседина (МКТ) по крутым склонам висячего ледника (рыхлый снег, затем фирн) позволяет рекомендовать его как эффективное средство страховки.

Комментарий

Предлагаемый снежно-фирновый крюк (якорь) интересен тем, что авторы конструктивно решили одну из главных задач при спуске групп по снежному рельефу – возможность сдернуть крюк в нужный момент снизу. Это обеспечивает спуск всей группы с верхней страховкой.

Крючья такого типа, безусловно, найдут применение в горных походах с прохождением снежно-ледовых перевалов, в том числе и у туристов-лыжников. Хотя уже в таком виде якорь вполне годен для использования, туристам стоит задуматься над его усовершенствованием. Вот основные направления, в которых, по нашему мнению, стоит поработать:

1.  Поиски оптимального профиля и размеров крюка.

2.  Совершенствование выдергивающей системы.

3.  Модернизация конструкции с целью применения крюка для других походных целей (например, в качестве лавинной лопатки, подставки под примусы и т. д.).

ЯРАНГА (по-чукотски), я я н г а (по-корякски),– переносное, круглое в плане жилище у кочевых чукчей и коряков, а также у некоторых групп кочевых эвенов и юкагиров. Состоит из вертикальной стенки (ряд связанных по трое толстых палок) и конической крыши из шестов; покрывается оленьими шкурами. Внутри яранга устанавливается полог кубической формы, сшитый из оленьих шкур. Полог собственно и служит жилищем. Он отапливается и освещается фитилем, горящим в специальном жирнике. Пространство яранги вне полога служит кладовой, местом приготовления пищи и т. п. Оседлые чукчи и эскимосы обычно устраивают стенки яранги из дерна и камней и лишь крышу и полог – из оленьих шкур. Последнее время даже полог делают иногда деревянным в виде небольшой комнаты. Яранги вытесняются современными типами жилища и сохраняются главным образом в быту оленеводов.

Чукотская яранга


Постройка яранги


ЯПОНЧА – епанча, род плаща.

ЯРАНГА – переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири.

ЯРЛЫК – 1. В XIII-XV вв. на Руси: грамота, письменный указ ханов Золотой Орды. 2. Листок на чем-нибудь с наименованием, клеймом, указанием и т.п. 

ЯЩИК  вместилище для чего-нибудь, обычно четырехугольной формы.   


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru