Часть 2



Часть 2

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Захаров П.П. Обеспечение безопасности при оказании медицинской помощи и проведении спасательно-транспортировочных работ силами геологоразведочного подразделения. Библиотека экстремальных ситуаций. Справочно-методический сборник в 35 томах. 
Редактор и составитель Лучанский Григорий. Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Точки страховки

Принимая во внимание, что не всегда под рукой может оказаться альпинистский ледоруб, а страховка становится просто необходимой, то возможны подручные способы организации точки страховки.

На крутом осыпном склоне. Страховать можно через отдельно стоящий большой камень, предварительно проверив его надежность и опору нижней части его на осыпи. Если рядом есть скальные выходы или деревья - навязать на выступе или вокруг дерева петли из веревки.

На травянистом склоне. Если есть длинный кол около 1 м и диаметром не менее 5-6 см, можно, заострив его конец, забить его в склон и на него навесить петли и затем через карабин страховать обычным способом. Можно веревку обвить вокруг кола два - три раза и организовать торможение подобным образом, но при этом помнить, что нагрузка на точку страховки в этом случае увеличится в два - три раза. В отдельных случаях можно использовать головку (клюв) кирки. Загнать клюв кирки в склон (одним ударом), придавить ее рукоять коленом и страховать, обернув веревку в полную петлю за головку кирки. Здесь есть опасность сползания веревки и «зарезания» в склон, но хуже, если она соскользнет через головку наверх и вырвет кирку из склона.

Если на склоне есть кучки кустов, то страховать можно, используя их комлевую часть. Вокруг комля куста плотно навязывается петля в три - четыре оборота репшнура или ленты, два - три оборота веревкой в петлю прощелкивается карабин и дальше страховка проводится обычным образом. Если нет карабина, то страховочную веревку продеть в петлю. При этом трение в точке страховки возрастет. Если нет уверенности в надежности подобной точки страховки, то следует подстраховать аналогичным образом этот куст к другому, вышерасположенному.

Тонкие деревья блокируются в один «букет» указанным способом.

Надежность подобных подручных точек страховки можно проверить достаточно надежным способом. После полной готовности точки страховки страховочную веревку закрепить наглухо на петле и сбросить вниз по склону. 3-4 человека спускаются на 4 - 6 м и, взявшись за закрепленную веревку, по команде с максимальным усилием стараются вырвать точку закрепления. Если кроме амортизационных явлений нет других подвижек веревки и точки страховки, то можно начинать работу.

На снежном склоне. Отсутствие ледоруба или лавинной лопаты вполне может компенсировать обычная штыковая лопата. Особенно, если она заранее заготовлена. На рис. 31 приведена схема ее подготовки. Посередине лезвия лопаты, там, где образуется ребро жесткости, в которое вставляется древко, просверлить два отверстия диаметром 3,0 - 3,5 мм. Стальной тросик диаметром 3,0 мм продеть в эти отверстия (в обхват ребра) и его концы связать в петлю диаметром 60 - 70 см. Узел петли из тросика должен быть завязан и замаркирован очень надежно. Лучше, если это сделать профессиональной оплеткой двух концов тросика.

Для организации страховки через такую лопату на снежном склоне плотно вытоптать площадку размером около 0,5 м . Лопату вогнать в дальний край площадки на глубину 35 - 40 см. Петлей прорезать площадку и вывести ее ниже наружного края площадки. Снег снова затоптать. В петлю прощелкнуть карабин и страховать как обычно. Можно применить и обычный деревянный кол (рис. 32).

Если на рабочем маршруте предполагается частый выход на снежные склоны, то для организации страховки и особенно для повышения надежности точки самостраховки, обычный ледоруб можно усилить. Из репшнура или ленты вяжется замкнутая петля. Полусхватывающим узлом или стремечком она закрепляется посередине древка ледоруба. Дальнейшие действия аналогичны вышеприведенному случаю с лопатой. Можно иметь с собой заранее приготовленную петлю из тросика и пользоваться ею в случае необходимости.

В таблице 7 приведены сравнительные результаты проверки различных вариантов точки страховки на снежном склоне. Условия испытаний: снежный склон крутизной 40°, снег - глубокий, плотный, площадка хорошо формовалась. Ледоруб во всех случаях был забит по головку. На рисунках в таблице он несколько выведен из снега - это сделано для удобства чтения схемы. Во время испытаний (полный световой день) прослеживалась определенная линейная закономерность в данных, что позволяет говорить о цифрах одного порядка. Там, где говорится о результатах соединения ледоруба с лопаткой, имеется в виду стандартный прием, принятый в альпинизме и горном туризме, когда для усиления точки страховки, особенно на рыхлом или свежем снегу, на штычок ледоруба надевается обычная лавинная лопата.

На скалах. Если нет скальных крючьев, то при наличии основной веревки, ленты или кусков репшнура можно наладить точку страховки или самостраховки для длительного использования, к примеру там, где надо долго стоять на одном месте,- при отборе образцов. Выбрав камень, размерами подходящий к трещине в скале, в которую свободно войдет рука, обвязать его веревкой (приготовить петлю). Узел закрепить туго и просунуть в трещину в ее самой широкой части. Затем опуская (двигая) камень по трещине, уложить его так, чтобы он попал в более узкую ее часть. Потянув за концы веревки, заклинить его, рывками на веревку проверить надежность и устойчивость. Концы веревки связать узлом в петлю. Навесить карабин. Страховать обычным способом. Таким образом, можно использовать головку скального или геологического молотка или использовать узел на петле (рис. 33).

На отдельно выступающую скалу (выступ) навесить веревочные петли, продеть карабин - точка страховки готова (рис. 34). При этом убедиться, что основание камня или выступа не имеет заметных трещин, стоит надежно. Никогда не использовать точку страховки для непосредственной страховки вверх - рывок страховочной веревки может сдернуть петлю или вырвать заклиненный камень. Лучше, если на пути страховочной веревки будет перегиб скалы, угол или выведенная петля будет способствовать изменению направления рывка.

 

Таблица 7

Схема крепления ледоруба в снегу

Условие вырыва, кгс

ледоруб

ледоруб с лопаткой

Перпендикулярно к линии склона, без площадки

20

 

Вертикально к линии склона, без площадки

40

 

Вертикально к линии склона, без площадки, оттяжка за середину древка ледоруба

70

130

Вертикально в площадку в 30 см от ее наружного края, то же

95

170

То же, но в 60 см от наружного края площадки

115

250

Оттяжка за лопату. 1-й результат - без площадки, 2-й результат - на площадке в 60 см от ее наружного края.

90

305

 


Рис. 31



Рис. 32


Рис. 33


Рис. 34

 

На леднике. Вырубить ледовый столбик (рис. 35). Если применяется не ледоруб, а обычная кирка,- не делать резких глубоких ударов, конструкция клюва кирки будет дробить лед, а не скалывать, как клюв у ледоруба. Значит, в этом случае толща столбика может быть разрушена трещинами и он потеряет свою надежность. Вокруг столбика можно навесить петлю, если делается долговременная точка постоянной страховки, а если страховочная веревка идет с протравливанием, то чтобы в момент остановки она не примерзла к столбику, под нее подложить какую-либо х/б ткань.

Ледовая проушина. Ее можно сделать, имея в наличии один трубчатый ледовый крюк (ледобур) длиной 25 - 30 см. На рис. 36 приведена последовательность высверливания отверстий для проушины. Представляется целесообразным привести и результаты испытаний ледовой проушины на прочность: высверливались проушины во льду средней плотности 0,8 - 0,9 кг/дм3, температура льда около 0,2°, петли навязывались из различного материала, результаты статической нагрузки: при L = 15 см репшнур 6 мм - до 600 - 800 кг; при L = 15 см лента шириной 25 и толщиной 2 мм - до 1100 кг; при L = 20 см веревка диаметром 9 мм - до 1240 кг - без вырыва ледовой проушины!

«Т»-образное закрепление точки страховки. Этот способ закрепления точки страховки стал известен не так давно. Рассмотрение его надежности для наглядности сделаем в сравнении с усилием вырыва традиционной точки страховки - через ледоруб. На схеме (рис. 37), приведено закрепление ледоруба, но из таблицы 8 видно, что диапазон его замены достаточно широк и надежен.

 

Таблица 8

Способ закрепления и предметы, используемые для точки страховки

Усилие вырыва точки страховки, кгс

Традиционное закрепление ледоруба, перпендикулярно к снежному склону

50-150, в зависимости от состояния снега

«Т»-образное закрепление ледоруба

300-500

«Т»-образное закрепление палки, практически то же

ветки дерева того же диаметра, что и древко ледоруба

Практически то же

В «Т»-образном закреплении, вместо ледоруба зарытые:

 

рюкзак с вещами

500 - 700

анорак, свитер

300 - 500

рукавица, набитая снегом

150-250

 

Конкретное применение подобного способа закрепления предлагается рассмотреть на примере такого сложного случая АС, когда впереди идущий партнер по связке проваливается в ледниковую трещину. Если при рывке веревкой напарника уложило в снег головой в направлении трещины, страховочную связочную веревку закрепляют, как показано на рис. 38. Причем узел проводника на связочной веревке каждый участник связки должен завязать до выхода на ледово-снежный маршрут. После падения свой ледоруб надо вставить в эту петлю-узел и вогнать его до головки. После этого можно проводить другие действия для себя. Если в момент срыва в трещину второго (заднего) участника рывком бросило в снег на спину и потянуло к трещине - резко перевернуться на живот и проделать те же действия, что приведены выше. Если в момент рывка партнеру удалось устоять на ногах (так обычно происходит, если между партнерами не было слабины веревки), то сразу надо готовить траншею, как показано на рис. 39, минуя промежуточное закрепление веревки (рис. 38). Для этого:

- удерживая веревку весом своего тела; ноги плотно в снег, корпус отброшен назад, веревка в полный натяг;

ледорубом позади себя вырубают траншею;

- достать из кармана кусок репшнура (ленты), связать замкнутую петлю и полусхватывающим или стремечком закрепить на древке ледоруба;

- второй частью петли на основной веревке впереди себя, завязать узел Бахмана;

- протянуть узел Бахмана на всю длину руки, затем осторожно (без рывков!) переступая мелкими шагами, дать связочной веревке уйти в трещину так, чтобы Бахман полностью принял нагрузку на себя;

- только после этого можно производить действия для себя. Уже после этого порядок действия будет следующим:

организовать точку самостраховки: второй узел Бахмана или схватывающий, отдельно забитая в снег лавинная лопата и т.д.;

- подойти или подползти к краю трещины, выяснить у товарища о его состоянии, сбросить вниз резерв связочной веревки (если его хватает) или вторую веревку;

- на краю трещины, особенно, когда речь идет о фирне или снеге, под все веревки, уходящие в трещину, подложить любые предметы, чтобы предотвратить дальнейшее прорезание веревки в край трещины;

- после этого организовать полиспаст или другую систему подъема и приступить к извлечению товарища из трещины.




Рис.35




Рис.36




Рис.37



 Рис. 38



 Рис. 39



 Рис. 40

 

 

Тормозные системы

Любая точка страховки, через которую осуществляется спуск или подъем пострадавшего, должна быть абсолютно надежной. Там, где обычно обходятся одним крюком, одинарной петлей и т.п. - здесь же точку страховки следует усилить многократно: петли в три - четыре ряда, блокировка крючьев (рис. 40), забитую в снег лопату сблокировать со второй лопатой или ледорубом и т.д. Веревка, на которой производится спуск или подъем пострадавшего, подстраховывается системой полиспаста на тот случай, если на точке страховки будет потерян контроль за страховочной веревкой (рис. 41).

Карабинный тормоз (одинарный). На сблокированную точку навешивается карабин «а», поперек которого вставляется второй карабин «б», древко молотка «в» (длинный крюк, палка толщиной 4 -5 см и т.п.). Затем страховочная веревка продевается в поперечный карабин или обводится вокруг древка молотка и т.п. На рис. 42, позиция А, приведен вариант закладки двойной веревки, а в позиции Б -одинарной. Конец страховочной веревки «г» должен быть закреплен на отдельном крюке. К концу веревки «д» привязывается пострадавший, сидящий в стандартной страховочной беседке или в петле (рис. 52). Спусковую веревку пропустить через карабин грудной обвязки, а на уровне пояса ее обвязать репшнуром вместе с пострадавшим.

 

 


Рис. 41



Рис. 42

Узел (петля) Гарда. Этот вид тормоза лучше всего работает в сочетании с карабинами типа « ирбис \ Карабины трапециевидные будут сильно зажимать веревку, и может возникнуть ситуация, что под нагрузкой будет невозможно провести спусковую веревку через узел - ее просто зажмет.

Узел «пожарника» (ныне называется УИАА - по аббревиатуре Международного союза альпинистов). Держит надежно, но при малейшем ослаблении внимания спусковая веревка быстро «убегает» через карабин (рис. 43).

«Восьмерка». Наряду с известным приспособлением УДСВ - 1 (Л.В. Панкратов, В.Н.Костиков «Средства защиты на геологоразведочных работах», Москва, «Недра», 1987), существует более простое в обращении тормозное устройство - «восьмерка», которая одинаково надежно работает для спуска по закрепленной веревке, осуществления страховки и в качестве тормоза (рис. 44). Особенно эффективна «восьмерка» в следующем сочетании: «восьмерка» пристегивается к карабину на грудной обвязке или беседке, страховочная веревка пропускается через нее и уходит в карабин на ближайшем к страхующему крюке. Если принять КПД «восьмерки» за 10, то подобное сочетание дает КПД = 8.

Указанные тормозные системы существенно облегчают работу страхующего, однако применять их надо с осторожностью и после накопления определенного опыта работы с ними. Следует помнить, что без навыка плавного протравливания веревки через тормозное устройство, чрезвычайно резкое закрепление (торможение) веревки может привести к созданию на тормозном устройстве ситуации «глухого рывка». В таком случае вместо плавного перераспределения нагрузки за счет тормозящих усилий, большая часть нагрузки резким рывком придется на точку закрепления, да и страхующий получит весьма сильный и резкий удар - рывок веревкой.

В зависимости от конкретной ситуации указанные приспособления могут быть заменены подручными средствами:

- страховочную веревку обмотать в полтора - два оборота вокруг дерева, скального выступа, ледового столбика (в этом случае его нужно вырубить несколько глубже);

- обвивая свободный конец веревки вокруг нагруженного (рис. 45). В данном случае нужно предупредить пострадавшего о том, что спусковая веревка будет идти рывками из-за большого трения и неудобства работы с ней и чтобы он был готов к ее неожиданным проскальзываниям.

 


Рис. 43



Рис. 44



Рис. 45

 

Спуск легко пострадавшего без сопровождения

Общая схема приведена на рис. 46. Порядок действий страхующего и пострадавшего будет следующим:

- если есть опасность срыва пострадавшего с точки страховки, он должен сразу же быть поставлен на независимую самостраховку, так же как и сам страхующий должен быть на самостраховке. У последнего длина петли самостраховки не должна «выпускать» его дальше края площадки;

- пострадавший может снять самостраховку только после того, как он будет привязан к спусковой веревке, заложенной в тормозное устройство и страхующий даст команду - «Страхую!»;

- при переходе с площадки пострадавшему следует наметить первые опоры, на которые он встанет ногами за перегибом площадки, а страхующий в момент его перехода края площадки должен держать веревку внатяг и выдавать ее только по командам пострадавшего;

- после ухода пострадавшего за край площадки страхующий должен плавно выдавать страховочную веревку, четко выполняя все поступающие от пострадавшего команды;

- если для перехода края площадки пострадавшему нужна помощь, то тот человек, который будет ему в этом помогать, тоже должен быть на плотной самостраховке, не выпускающей его за перегиб площадки;

- по окончании спуска пострадавший должен организовать себе самостраховку, затем отстегнуть спусковую веревку, дать соответствующую команду наверх и до прихода страхующего (страхующих), не предпринимать никаких самостоятельных действий по дальнейшему движению;

- страхующий, получив от пострадавшего команду о том, что последний встал на независимую самостраховку, снимает спусковую веревку из тормозного устройства, закрепляет ее для собственного спуска к пострадавшему;

- проверить надежность закрепления своей спусковой веревки, пристегнуть свою самостраховку к спусковой веревке (узел Бахмана или схватывающий). Только после этого страхующий имеет право снимать свою самостраховку, которая держала его на площадке;

- спустившись к пострадавшему, страхующий должен встать на отдельную самостраховку и после этого предпринимать дальнейшие действия.

 

Подъем легко пострадавшего без сопровождения

Общий порядок действий при любом способе подъема из трещины:

- выяснить у пострадавшего его состояние и уровень необходимой для него помощи;

- в случае необходимости спуститься к нему по отдельно закрепленной веревке;

- до тех пор, пока наверху не будет налажена система для его вытаскивания, пострадавший для снятия нагрузки с грудной обвязки должен сделать: подтянуть одну из ног, согнув ее в колене, и вокруг стопы обернуть один - два оборота на сброшенной ему веревке (рис. 47); подтянуть нижний конец этой веревки к уровню груди и зажать обе пряди руками, затем выпрямить согнутую ногу и встать в петле.

Находящиеся наверху в это время организуют «Т»-образное закрепление точки страховки и навязывают систему полиспаста (рис. 48). После готовности системы один из верхних подползает к краю трещины и на свободном (сверху) конце веревки опускает к пострадавшему карабин (узлом не привязывать). Если нет свободного карабина, то образовавшуюся петлю «г» пострадавший должен проще вщелкнуть в карабин на грудной обвязке или на беседке. После завершения этих манипуляций находящиеся наверху обычными приемами полиспаста начинают его подъем наверх. Пострадавший, подтягиваясь на жесткой закрепленной веревке «д», активно помогает тянущим сверху.

Если позволяет состояние пострадавшего, то в любом случае падения на значительную глубину возможна организация системы его самовылаза по связочной или спущенной к нему, закрепленной наверху веревки (рис. 49).

 


Рис. 46. 



Рис. 47. 



Рис. 48. 



Рис. 49.

 

Порядок подготовки и действий:

- из двух сложенных пополам 5-метровых репшнуров (тонких лент) завязывает выше себя на веревке два схватывающих или два Бахмана;

- затем пропускает свободные концы от узлов под грудную обвязку и на уровне стопы завязывает в замкнутые петли;

- обернув петли вокруг ног в один оборот (чтобы не отбрасывало корпус при дальнейшем подъеме) на их концах связывает стремечко и надевает на стопу;

- поочередно приподняв ноги, подтягивает в натяг узлы на веревке и, нагружая стремечко, встает на петли;

- дает наверх команду «Готов!» и, после получения ответа, начинает подъем по закрепленной веревке, поочередно поднимая ноги и передвигая вверх по веревке узлы (рис. 50).

Действия страхующего сверху:

- после получения команды «Пошел!» начинают страховку пострадавшего связочной веревкой (если он не идет по ней), четко выполняют все его команды, причем получение команды от пострадавшего «Стой!» или «Держи!» означает, что страхующий должен взять страховочную веревку внатяг и держать так до получения очередной команды от пострадавшего;

- после того, как над краем трещины появится голова пострадавшего, к нему должен подползти (подойти) помощник (рис. 51), и помочь ему преодолеть край трещины;

страхующий в этот момент должен держать страховочную веревку практически внатяг, четко выполняя команды пострадавшего;

- после выхода пострадавшего из трещины, отвести его от края, освободить от веревок, в случае необходимости поставить на самостраховку и начинать оказывать ему помощь.

Действия группы перед выходом на снежно-ледовый маршрут:

- каждому участнику связки заранее связать систему самовылаза, концы репшнуров убрать в карманы брюк или куртки;

- на связочной веревке каждый участник впереди себя на расстоянии 60 см от грудной обвязки вяжет узел проводника (рис. 38).

- если в группе нет достаточного количества снаряжения для обеспечения каждого участника системой для самовылаза, то у первого в группе должен находиться в кармане следующий набор снаряжения: два конца репшнура или узкой мягкой ленты длиной по 5 м, два карабина, кусок репшнура или ленты длиной 3м- для связывания грудной обвязки у пострадавшего, если у него ее не было;

- без наличия данного минимального набора снаряжения приемы самовылаза и организации полиспаста невыполнимы.

Рекомендации – предупреждения:

- если в системе самовылаза применяются схватывающие узлы, то скорость подъема значительно снизится, т.к. каждый раз нужно будет затрачивать усилие на распускание (освобождение) затянувшихся узлов;

- даже если вытаскивание пострадавшего производится самым простым способом со страховкой через дерево или просто усилием нескольких человек и т.п. - подстраховка тянущей веревки обязательна, т.к. в случае любой неожиданности можно упустить пострадавшего, а повторное его падение окончится еще большей травмой;

- ни в коем случае не тянуть за веревку, закрепленную на грудной обвязке пострадавшего! Процесс вытаскивания достаточно длительный и обвязка очень скоро подтянется под мышки и начнет сдавливать грудную клетку пострадавшему - ощущения весьма болезненны! Тянущую веревку следует перезакрепить на страховочную беседку, а если ее нет у пострадавшего, то хотя бы связать для него из ленты (репшнура, куска веревки) петлю и посадить в нее(рис. 52).

- чтобы пострадавшего при вытаскивании не перевернуло вниз головой, веревка от беседки, пояса, петли должна проходить под грудной обвязкой;

- в любом случае действовать следует организованно и быстро, помня, что человек в свободном висе на грудной обвязке (без опоры ногами) может без болезненных ощущений находиться не более 5-7 минут, а через 15 - 20 минут подобного состояния последствия могут быть необратимы (рис. 53).

Во всех случаях подобных работ следует проявлять максимум оперативности, действовать быстро и уверенно вне зависимости от состояния сорвавшегося. А оно может быть серьезным, как физически (травмы), так и психологически (холод, влажность, а если произошло заклинивание в узкой ледниковой трещине, то и вмерзание тела в лед). Любое промедление может иметь губительные последствия. Даже кратковременное пребывание в ледниковой трещине приводит к сильному переохлаждению организма.

Успех дела зависит от решительности группы, наличия снаряжения и самочувствия пострадавшего.

  


Рис. 50.



Рис. 51.


Рис. 52.

 

Организация перил

Иногда на пути встречаются участки не столь сложные, но объективно опасные, то для быстрого и безопасного провода большой группы применяются веревочные перила, как временные - на один проход, так и постоянные - для длительного пользования. Перила -это вертикально или горизонтально закрепленная основная веревка (рис. 54). Ее крепят на рельефе при помощи крючьев, выступов, ледовых столбиков и т.п. Наверху и внизу вертикальные перила должны быть обязательно закреплены, посредине или в нескольких местах - по обстоятельствам. На горизонтальных перилах - траверс, концы веревки должны быть закреплены. Количество промежуточных закреплений горизонтальных перил определяется характером рельефа (рис. 55).

Натягивать туго веревку нельзя - при срыве или проскальзывании на точки закрепления придется дополнительная нагрузка. В местах закрепления и изменения направления перильной веревки навешиваются постоянные самостраховочные петли длиной не более 50 - 60 см. При движении по перилам следует выполнять определенный порядок приемов:

- подниматься вдоль веревки или оставляя ее между ног;

- ни в коем случае не наступать на веревку, особенно если обувь подбита триконями или в кошках;

- использовать микрорельеф для постанова ног, руками придерживаться за веревку. Вертикальное, даже чуть наклоненное к склону положение корпуса даст больше уверенности в движениях и облегчит подъем;

- для самостраховки применяют узел Бахмана, реже – схватывающий. Петля для узла не должна быть длиннее 35 см. В отдельных случаях возможна организация верхней страховки.

- при спуске двигаться лицом к склону, держась двумя руками за веревку и передвигая вниз узел Бахмана или схватывающий;

- на рис. 56 показан спортивный способ спуска по перилам вниз. Этот прием удобен, когда крутизна возрастает и силы рук недостаточно:

Чтобы удержать в равновесии корпус. Веревка в этом случае пропускается через спину и делается один оборот вокруг верхней руки, вторая рука держит веревку на уровне груди. Отводя ею веревку ближе - дальше от груди, регулируется трение о корпус. Даже если и в этом случае покажется недостаточной надежность торможения, то нижней рукой надо набросить веревку на плечо и, зажав ее в кулаке на уровне груди, можно усилить тормозящий момент. Самостраховка осуществляется обычным образом, узел проводится вниз по веревке верхней рукой (по спуску);

- переход от одной точки закрепления перил к другой делается следующим образом: подойдя к точке закрепления, по другую ее сторону закрепить на перилах второй узел самостраховки или скользящий карабин, а затем отстегнуть нижний карабин или развязать самостраховочный узел;

-на горизонтальной части перил самостраховка осуществляется только при помощи скользящего карабина. Длина самостраховочной петли не должна превышать 30 - 35 см, с тем, чтобы в случае срыва можно было рукой дотянуться до перильной веревки.

 

 


Рис.53.


Рис.54.


Рис.55.


Рис.56

 

Переправы через горные реки

Принципы мер безопасности, характерные для переправ через горные реки полностью подходят к любому случаю переправы через реку с бурным течением, каменистым, порожистым дном, протекающей по дну каньона и т.п.

Переправа вброд. Для этого способа лучше выбрать место ниже поворота реки и наискось от внутреннего берега по направлению течения воды (рис. 57). Если дно каменистое, то лучше переправляться в обуви (на босу ногу) для предотвращения травмирования ног о камни. Для большей уверенности переправы удобно использовать шест (рис. 58), длиной порядка 2,5 м и диаметром не менее 5 см. Упор шестом в дно выше по течению воды, корпус слегка наклонен в эту же сторону. Для подстраховки шеста его можно короткой петлей привязать к поясу или грудной обвязке. Если сила потока не позволяет надежно переправиться в одиночку, то лучше встать лицом друг к другу и, уперевшись руками друг другу в плечи, переставным шагом переходить поток (рис. 59 а). Ниже по течению должен встать наиболее сильный и рослый человек. Возможна переправа шеренгой в три - четыре человека (рис. 59 б).

Для повышения надежности можно организовать страховку для каждого переправляющегося. Страховочная веревка крепится на берегу за дерево, отдельный камень, «букет» кустов и т.п., а второй ее конец - узлом проводника на грудной обвязке или вокруг пояса у переправляющегося. Точка страховки должна быть несколько выше места переправы. Если страховка осуществляется на двойной веревке, то одна из них, верхняя, служит для страховки, а нижняя по течению - на случай срыва - подтягивает сорвавшегося к берегу (рис. 60).

Массовую переправу вброд для большей надежности и ускорения проводить со страховкой на перилах. Концы перильной веревки закрепляются на надежных точках закрепления. Веревку натягивать полиспастом. Она должна быть над поверхностью воды не выше, чем на 15 - 20 см, так, чтобы ее не захлестывал поток. Самостраховка обычным способом - скользящим карабином или петлей. Ни схватывающий, ни узел Бахмана и т.п. не применять, так как при срыве невозможно будет подтащить сорвавшегося к берегу. Там, где характер потока диктует повышенные меры безопасности для переправляющегося, то следует ему организовать еще и страховку обычным образом (рис. 57).

 


Рис. 57.



Рис. 58


Рис. 59.


Рис. 60

 

Переправа по бревну. Короткий, но бурный поток можно преодолеть, если перебросить через него бревно (рис. 61). Комлевую часть бревна обкладывают большими камнями, делается мешок для того, чтобы при переброске комель не «ушел» с места. Если нет камней, то можно упереть бревно в вырытую канаву или кочку. Длинное и тяжелое бревно можно сплавить по течению реки. Для этого комлевую его часть закрепляют, а само бревно вершиной лежит вверх по течению воды. За него делается подстраховка веревкой. Опустив вершинную часть бревна в воду, отталкивают его и, придерживая страховочными веревками, дают силе воды оттянуть его к противоположному берегу (рис. 62).

В отдельных случаях возможна переправа под потоком. Этот вид переправы нужно считать экстремальным и всячески избегать его проведения - он очень громоздок по организации и проведению. Тем более, что если удается переправить на другую сторону потока одного человека для закрепления веревок, то значит можно найти решение для подобной переправы и других людей. Кроме того, подобная переправа требует большого количества специального снаряжения.

При проведении переправ необходимо соблюдать определенные правила:

1.Тщательно разведать берега, оценить обстановку с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, наличия материала и снаряжения.

2.Определить способ переправы и меры безопасности.

3.В случае необходимости установить место для наблюдения за переправой и организовать ниже по течению пункт перехвата, который также должен быть обеспечен страховкой.

4.До начала переправы проверить надежность точек закрепления и страховки.

5. Первым на переправу выпускать самого опытного участникагруппы, чтобы своими действиями он мог продемонстрировать остальным правильные приемы переправы.

6.При переправе по бревну с использованием перил, они должны быть от бревна ниже по течению, чтобы при срыве перильной веревки сорвавшегося не затянуло под бревно.

7.При передвижении вброд по перилам двигаться лицом к течению воды и приставным шагом.

8.Там, где на страховке движется человек, не применять схватывающего узла - только скользящий карабин или петля из репшнура или ленты.

9.Не допускать к переправе вброд по перилам более одного человека.

10.Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.

11.Там, где есть опасность для любого из участников группы, должна быть организована надежная страховка.

12.Тяжелые грузы переправляются отдельно на подручных плавсредствах.

13.Все веревочные перила должны натягиваться только системой полиспаста.

 

Опасности рельефа и климата

Если под термином «опасность» понимать угрозу, возможность (точнее вероятность) нарушения нормальных условий деятельности, вплоть до возникновения АС, то применительно к полевым работам геолога уровень безопасности определяется сопоставлением сил и возможностей группы с конкретными условиями деятельности.

Внешние факторы, угрожающие безопасности, уровень подготовленности группы - это в конечном счете залог правильного выбора маршрута и оптимального, с точки зрения безопасности, тактического решения предстоящей работы, и показатель квалификации людей, выполняющих эту работу.

Рассмотрим внешние факторы, влияющие на понятие «безопасная деятельность человека в походных условиях».

Туман сокращает видимость и затрудняет ориентировку. Даже хорошо знакомые ориентиры резко меняют свой «вид» и могут серьезно дезориентировать, нарушает зрительную связь, осложняет управление группой, в отдельных случаях создает психологическую депрессию. Туман в высокогорье вызывает обледенение скал. В тумане темные тела кажутся ближе, а светлые - дальше по расстоянию. Учитывая определенную непродолжительность тумана, следует сделать незапланированный бивак и переждать до его рассеивания.

Дождь и снегопад не только снижают видимость, но и увеличивают технические трудности, особенно на скальных участках маршрута.

Намокшая одежда, обувь и снаряжение значительно усложняют обстановку, замедляют действия, создают опасность заболевания.

Ветер может являться причиной обморожений, порывистый, шквальный - может сбивать с ног. На снежном рельефе сильный ветер, перенося с большой скоростью значительные массы снега, даже в ясную погоду может создать условия бурана, замести следы, засыпать снегом и порвать палатку.

 

 

 

 


Рис. 61.



Рис. 62.



Рис. 63

 

 

Темнота в южных районах наступает очень быстро и может серьезно затруднить действия группы. Движение в сумерках и темноте неизбежно замедляется и порой становится опасным. Планируя дневные переходы, следует принимать во внимание не только продолжительность светлой части дня, но и ее границы. При необходимости ночевать на маршруте следует резервировать время, необходимое для организации бивака, приготовления пищи и полноценного отдыха.

Гроза. Статистика показывает, что грозовая активность и вероятность разряда молнии в горных районах больше по сравнению с равнинными, причем грозы в горах продолжительнее.

Градиент грозового потенциала особенно велик над острыми скальными вершинами, отдельными выходами скал, жандармами на гребне и даже над снежными вершинами, служащими естественными громоотводами (рис. 63 (1, 2)).

По мере спуска с возвышенности и удаления от нее вероятность прямого удара молнии уменьшается. По аналогии с действием громоотвода зона защищенности возникает, когда высота «громоотвода» в 5-6 раз больше высоты защищаемого объекта. В свою очередь, последний не должен быть далее по горизонтали на расстоянии, превышающем высоту выступа. В момент разряда возможно отклонение его траектории. Вот почему не рекомендуется находиться ближе, чем на 2 м к основанию «громоотвода» (выступа) (рис. 63.3). В этой связи нелишне вспомнить ошибку, допускаемую людьми, попадающими в грозу на открытом месте - они стремятся прижаться к отдельно стоящему дереву, ища защиты. Это очень опасная ошибка - разряд идет вниз по стволу дерева.

Меры безопасности в грозовой обстановке:

- выбрать наименее поражаемое место - пониже и подальше от опасного возвышения;

- исключить контакт с мокрыми скалами (рис. 63.4), тесными щелями, навесами и гротами (рис. 63.5,6);

- присесть на корточки, но не стоять;

- изолировать себя от мокрой земли или скал с помощью капроновой веревки, даже мокрой, обуви с резиновой подошвой, спального мешка, рюкзака и пр.;

- в зависимости от характера места укрытия принять меры страховки или самостраховки на случай срыва;

 - изолировать от себя (группы) все железные предметы снаряжения и инвентаря - на скалах, все связать в одну связку и опустить на длину веревки вниз от места отсидки или бивака.

Камнепады. Для них характерна достаточно ярко выраженная сезонная и суточная цикличность. Наибольшее их количество приходится на вторую половину лета, когда скалы освобождаются от снега и льда. Суточный цикл определяется в основном высотой гребня или склона и его экспозицией. Камнепад обычно начинается через час -полтора после освещения участка скал солнцем, когда оттаивает ночной лед, удерживающий камни. При солнечной погоде наибольшая интенсивность камнепадов бывает в полдень, а после полудня становятся камнеопасными западные склоны. В дождь и теплую погоду опасность камнепадов возрастает - они возможны даже ночью.

Разрушенные гребни, сильно расчлененные контрфорсы, выступающие элементы рельефа - это характерные места возникновения камнепадов, а кулуары и желоба - пути их схода. Нагромождение камней под склонами, борозды на осыпных и травянистых склонах, кары и мульды, заваленные свежими обломками камней - это свидетельства того, что на верхних склонах места образования камнепадов. Увидеть зарождение камнепада удается весьма редко; обычный сигнал опасности - это стук падающих камней. От отдельного камня уклониться можно, но при возникновении серьезного камнепада необходимо искать укрытия под защитой перегиба склона, большого выступа и т.п.

Крутизна горных склонов, недостаточно объективно оцененная, сама по себе может служить источником опасности. При осмотре «в лоб» крутизна искажается, да и в процессе движения возможны серьезные ошибки в ее оценке, намеченные ориентиры скрадываются ограниченным полем обзора и изменением ракурса.

Травянистые склоны, несмотря на кажущуюся простоту, таят в себе разные опасные неожиданности. Падающий камень летит бесшумно, и заметить его можно только в последний момент. Крутой травянистый склон после даже непродолжительного дождя становится серьезной технической проблемой для безопасного его преодоления, особенно на спуске. Нередки случаи, когда в подобных ситуациях приходилось организовывать спуск по таким склонам по закрепленной веревке. Свободно лежащие камни, незаметные в траве, могут быть причиной проскальзывания и падения.

При подъеме зигзагом следить, чтобы на склоне не было людей, находящихся друг под другом (рис. 64).

Морены. Осыпи. Движение по береговым моренам проводить по их гребню. Выходить на гребень морены или в самом начале ее, когда еще нет ее боковых крутых склонов или по такому склону (внимание - камни!) вертикально вверх без траверсов и зигзагов. Спуск с морены весьма опасен из-за ненадежного сцепления ее составляющего грунта, мелких камней, песка и отдельных камней.

Движение по срединным моренам ледника опасно тем, что продукт разрушения лежит на ледовой поверхности и при любом шаге возможно опрокидывание или проскальзывание точки опоры.

Движение по мелкой осыпи хоть и не представляет опасности, но таит серьезное неудобство - рыхлая масса проскальзывает под каждым шагом, не поддается формованию ступеней. Осыпи средней величины, особенно молодые, опасны тем, что камни в них еще не улежались, ненадежны в своем сцеплении. Движение по ним напряженно и отнимает много сил. Крупная осыпь характерна тем, что на ней возможно опрокидывание отдельных крупных глыб. Движение по такой осыпи скорее напоминает скальное лазание, чем собственно хождение.

 


Рис. 64



Рис. 65

 

Ледник. Передвигаясь по ледникам, учитывать места преимущественного расположения трещин и их характер соответственно перегибам и поворотам тела ледника, возможность падения отдельных глыб (сераков) на ледопадах или отдельных фирновых блоков и вытаявших камней. Следует помнить, что обвалы разрушающихся ледяных сераков не имеют установившейся цикличности, но они наиболее вероятны при ярком солнце, после затяжных дождей. На теле ледника ряд поперечных или продольных полос более темного цвета, чем весь снежный покров, свидетельствуют о том, что это протаивающее снежное покрытие над ледниковыми трещинами. Серьезной опасностью являются снежные мосты через трещины. Лучший способ их преодоления - это обойти их. Особенно опасны закрытые трещины на склонах перевалов (бергшрунды). Нередки случаи, когда бергшрунд тянется от края и до края перевального склона или они расположены в ряд друг над другом. Если есть хоть какая-либо возможность обойти их по боковым выходам разрушенных скал и т.п. - не стоит пренебрегать такой возможностью (рис. 65).

На протяженных снежных полях без хорошо заметных ориентиров трудно оценивать расстояния. Имеющиеся перегибы склонов зрительно сглаживаются однообразием цвета. Здесь возможны серьезные ошибки, особенно при движении в тумане. Однородность снежного покрова действует дезориентирующе - рельеф спокоен, видимых опасностей нет. При каждом выходе на закрытый ледник или большие снежные поля следует связаться в связки и наладить систему для самовылаза на случай падения в трещину. Движение всей группы должно осуществляться точно след-в-след. Команды ведущего обязательны для выполнения каждым участником группы.

Снежные карнизы. Величина и форма карнизов на гребнях зависят от силы и направления ветра и от рельефа основания (рис. 66). Как правило, карниз свисает на подветренную сторону, хотя бывают гребни с карнизами в обе стороны. Карниз обрушивается от превышения веса снежной массы или физических факторов: подрезание линии безопасности цепочкой следов, лыжами, падением на него камня и пр. Движение по карнизному гребню всегда опасно и напряженно. Здесь требуется тщательная страховка и предельная аккуратность в движении. Если в начале гребня, с которого свисает карниз, нет скального выхода, то страховку следует организовать на сблокированных ледорубах и пр. При движении большой группы лучше натянуть перила, причем промежуточные точки закрепления перильной веревки делать на вбитых по головку ледорубах. Короткий карниз можно обрушить, прорубая его основание ледорубом или лопатой.

Лавины. Пожалуй, это одна из наиболее могучих и непредсказуемых сил природы. Помня необычайное разнообразие механических свойств снега и их малую стабильность, можно представить себе и многообразие условий, порождающих лавины и особенности таких «спусковых механизмов», которые позволяют силе тяжести преодолеть удерживающие силы.

Однако часто достаточно совсем небольшой нагрузки - веса человеческого тела, чтобы изменить устойчивое состояние покрова снежного склона.

В отдельных случаях лавина может сойти со склона крутизной всего в 12 - 15°. Со склона круче 60° снег осыпается, не задерживаясь.

Для человека опасна даже совсем небольшая лавина. Известен случай, когда сошедший слой снега толщиной 20 см, размером 3x3 м стал причиной гибели человека. Маленький обвал снега всего в 5 м3, плотностью 0,2 т/м3, мчащийся со скоростью 10 м/сек, будет эквивалентен тому, как если на человека наедет машина со скоростью 30 км/час.

Сложность ситуации усложняется тем, что нет (наверное, в ближайшее время и не будет) механизма предупреждения схода снежных лавин, возникновения того критического момента, когда лавина «поедет».

Густой хвойный лес на горных склонах - достаточно верный признак отсутствия лавин на этом участке. Если в гуще таких склонов видны белые продольные полосы - это явно лавинные лотки и рано или поздно по ним сойдет лавина. Наиболее безопасны широкие долины с террасами на склонах и средняя часть широких ледниковых долин. Ущелья с террасами, наклоненными в долину, способствуют образованию весьма опасных снежных сбросов. Причем падение лавины с одного берега может спровоцировать возникновение встречной лавины с противоположного. Путями схода лавин могут быть русла горных ручьев, которые служат естественными лотками для снежных масс, скапливающихся в водосборных воронках. Характерным признаком того, что склоны лавиноопасны, являются большие снежные выносы под склоном - лавинные языки.

При необходимости прохождения склона, вызывающего подозрения на лавиноопасность, следует выбирать наиболее безопасные участки: гребни, скальные острова, группы деревьев, служащие в какой-то мере опорой снежному насту. След прокладывать от одного опорного пункта к другому, если даже это связано с удлинением пути или излишним набором высоты. Следует всячески избегать прокладывания пути через кулуары и места их выходов, мульды, желоба и открытые крутые склоны. Страховку организовывать на скальных островах и отдельных выходах скал, стволах деревьев и т.п.

Если есть подозрение, что склон лавиноопасен, но подниматься или спускаться по нему все же надо,- то идти только по линии падения воды, не допуская никаких зигзагов или траверсов. Если нет возможности избежать пересечения лавиноопасного склона, делать это надо не по нижней или средней части возможной зоны отрыва лавины, а только по верхнему краю (рис. 67). След прокладывать несколько наклонно - горизонтальное пересечение склона способствует большему нарушению глубины снежного покрова. Идти строго след-в-след, плавно, тихо. Известны случаи отрыва снежной массы от резкого крика, плоского удара лыжами по склону и т.п.

И все же, что делать, если сошла лавина и катится на тебя?

- немедленно освободиться от рюкзака, лыжных палок, лыж, ледоруба и постараться удержаться на поверхности лавины или ближе к ней;

- закрыть лицо и дыхательные пути, используя для этого рукавицы, капюшон или воротник куртки, шапку;

- стараться не потерять ориентацию в пространстве. Если получится, с помощью рук и ног «вынырнуть» на поверхность лавины;

- если есть время, с максимальной скоростью уйти с пути лавины;

- если уже невозможно, закрепиться всеми имеющимися способами на склоне, расположиться к снежному потоку так, чтобы создать наименьшее сопротивление и попытаться пропустить снег вокруг себя и над собой;

- если лавина несет, то в момент ее торможения стараться приблизиться к поверхности лавины, пока снег не отвердел;

- лавина остановилась и ты находишься в ее теле - всеми способами разрушай ледяную корку, образующуюся на стенках снежной камеры вокруг лица в результате дыхания, не дай корке сдавливать тело;

- сохранять силы, не кричать, не делать бесполезных судорожных движений, не спать, не считать свое положение абсолютно безнадежным - оставшиеся на поверхности товарищи придут на помощь.

Горные реки - суровая преграда на пути человека в горах. Режим течения подчинен суточному циклу интенсивности таяния ледников и снега в истоках. Приток талой воды достигает максимума к 16 - 17 часам дня в верхнем течении реки. К раннему утру (5-7 часов) уровень падает до минимума. В теплые дни суточное колебание уровня может быть в пределах 1,5 м.

Весенние паводки, захватывающие часть лета, к осени спадают и реки заметно усыхают. Мощность горной реки изменчива. Если в верховьях она допускает пешие переправы вброд, то, наполнившись притоками, уже в средней своей части делается сложной для переправы и опасной. Низовья рек, падающих с гор, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, низкой температурой, колебаниями уровня и скоростью течения.

Вода в горных реках холодна. В верховьях ее температура колеблется в пределах плюс 3 - 7°, не прогреваясь даже в относительно мелких местах. Скорость течения достигает 10 м/сек. При такой скорости вода может сбить человека даже при глубине по колено. Глубина рек невелика, она увеличивается в теснинах и уменьшается на разливах, где река делится иной раз на несколько рукавов, разделенных островами.

Дно усеяно камнями, частично подвижными, что приводит к постоянным изменениям его рельефа. Русло часто перегорожено большими монолитами, что способствует возникновению бурунов и водоворотов. Даже очень сильные физически и опытные пловцы не могут противостоять напору горной реки.

 


Рис. 66


Рис. 67


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru