Часть 7. Особенности преодоления препятствий и передвижения на различной местности



Часть 7. Особенности преодоления препятствий и передвижения на различной местности

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Особенности преодоления препятствий и передвижения

на различной местности

(С.В. Баленко «Школа выживания». Москва, 1994)

Во время переходов на пути будут встречаться реки, притоки, каналы, ручьи, озера, болота, травянистые склоны, а иногда и районы зыбучих песков, которые необходимо преодолеть с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому каждый должен знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть встречающиеся на маршруте водные преграды, уметь оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы, научиться быстро оценивать встречающиеся на пути препятствия и определять способы их преодоления.

Для обеспечения безопасности при переправе важно уметь правильно выбрать место для нее. Однако обстоятельства не всегда позволяют заранее исследовать водный рубеж. Но если у вас имеется карта данного района, то можно предварительно подобрать подходящее для переправы место. По ней можно определить направление и скорость течения реки, ее ширину и глубину, характер берегов. Определив направление и эти параметры, легко найти величину вероятного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения, измеренную в м/с, и на ширину реки, м). Рассчитав величину сноса, можно наметить по карте наиболее благоприятный район (место) высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные преграды необходимо выбирать наиболее узкие участки. Берега в этом месте должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа. Надо стремиться к тому, чтобы берег реки в исходном районе был выше противоположного: это позволит лучше выбрать место высадки. Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный, что зависит от обстановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправа через водные рубежи осуществляется следующим образом: вплавь; вброд; на средствах, оборудованных из подручных материалов; на подручных средствах; на переправочных средствах, найденных в районе переправы: на специальных плавсредствах. Во всех случаях желательно сохранить одежду и обувь сухими.

Переправа через водные преграды вплавь. Необходимо уметь не только держаться на воде и плавать, но и плавать с поднятой над водой рукой, толкая впереди себя плотик или сверток с одеждой, а также преодолевать неширокие водные преграды с ходу, не снимая одежды и снаряжения. Для преодоления водного рубежа вплавь следует выбирать наиболее узкие участки, а если таковых нет, то переправляться лучше в таких местах, где есть островки или камни, на которых можно было бы отдохнуть и согреться.

Чтобы сохранить одежду и обувь сухими, необходимо из подручных материалов связать небольшой плотик или завернуть вещи в плащ-накидку в виде узла. Держась одной рукой за плотик (либо узел) нужно толкать его перед собой и так переправляться на другой берег. Если течение быстрое, то целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как он может быстро отделиться и уплыть по течению реки. Вместо небольшого плота можно использовать доску или бревно.

Преодоление водной преграды вброд. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно имея с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд в тех местах, где есть отмели.

Если реку преодолевает один человек и у него есть веревка (стропа), то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груды прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа людей, то первым обычно идет наиболее опытный. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом и вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Смотреть следует не в воду, так как можно потерять равновесие, а на место выхода из нее.

Когда переправляются два человек, они могут стать лицом друг к другу и положить руки на плечи товарища. Если переправляется группа людей, можно использовать так называемый "таджикский способ", т.е. стать стенкой таким образом, чтобы наиболее сильные и рослые товарищи были по краям, или образовать круг, обняв друг друга за плечи.

В любом случае место переправы выбирать необходимо после предварительной разведки на возможно более широком, а следовательно, и более мелком участке реки.

Через горные реки чаше всего переходят по камням и кладкам, при этом надо быть крайне внимательным, так как они обычно бывают очень скользкие, поэтому можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.   

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос, стропу) и, держась руками за нее, преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее благоприятным временем для преодоления горных рек вброд является раннее утро, когда они имеют наименьшую глубину.

Если дно покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, следует раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде, что обеспечит бесшумность движения.

Переправа через водные преграды на средствах, сделанных из подручных материалов. При благоприятной обстановке и наличии времени необходимо заранее подготовить такие переправочные средства. Наиболее простым из них является плот, связанный из бревен, досок, пустых бочек, канистр, кольев. Его вязка, если есть строительные материалы, не требует особой сноровки и опыта. На большой глубине управлять можно с помощью весла.

В качестве переправочного средства можно использовать плотно связанный тростник, кустарник или камыш, а также плащ-палатку, набитую соломой. В лодку просто превратить автомобильную камеру (на одного человека). Ее можно сделать также, обтянув плащ-палаткой надутую камеру, автомобильное колесо или специально сделанный каркас.

При постройке переправочных средств из подручных материалов необходимо учитывать, что грузоподъемность плота из пустых канистр и бочек определяется из расчета 1 дмЗ на 1 кг массы.

Переправа через водные преграды на специальных плавсредствах. Люди, попавшие в экстремальные условия, могут иметь надувные лодки, спасательные жилеты (например, спасательные лодки типа ЛАС-1, спасательные жилеты САЖ-43), водонепроницаемые хлорвиниловые чехлы и другие переправочные средства. Однако если переправляется группа людей, а имеется только одна резиновая лодка небольшой грузоподъемности, то целесообразно организовать так называемую челночную переправу. Этот способ хорош при преодолении озер и тихих рек.

ТЕХНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕПРАВ

ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ С ПОМОЩЬЮ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ

 

Как свидетельствует опыт, для преодоления водных преград, помимо имеющихся табельных средств, необходимо употреблять местные подручные средства и материалы.

Для устройства переправ могут применяться только те местные средства и материалы, которые являются достаточно прочными и при использовании в качестве плавучих опор имеют запас плавучести на воде. Все подручные материалы можно разделить на две категории. К первой категории относятся местные средства – готовые предметы обихода жителей, обычно не разбираемые, а применяемые в конструкции в том виде, в котором они находятся на месте. Этими средствами могут быть лодки всех типов и видов (спортивные ялики, рыбачьи лодки, джонки), бочки деревянные и металлические, бидоны из-под краски и молока, банки, ведра, кормушки для скота, ушаты, плетни, заборы, двери, оконные переплеты, автокамеры, брезент, парусина.

Ко второй категории относятся местные материалы, требующие дополнительной работы с ними для получения переправочной конструкции: дерево (бревна, доски, накатник, пластины, жерди, хворост); большие растения (камыш, гаолян, тростник, солома); прорезиненная материя и парусиновые мешки; воловьи и бараньи шкуры.

Найденные на месте переправочные средства должны быть проверены. Если предполагается использовать их как плавучую опору, то нагрузкой или расчетом необходимо установить грузоподъемность теоретически (произведя расчеты) или практически (создав определенную нагрузку).

Дерево (бревна, брусья, пластины, рейки, доски, колья, жерди, дрова и т. п.) применяется для постройки плотов. При использовании бревен в качестве плавучих опор в плотах подъемная сила его определяется в табл.1.

Грузоподъемность и объем бревен различных пород деревьев также вычисляется в табл. 2 и 3. Если на практике длина и диаметр бревен отличны от приведенных в таблице, то объем его находят по средним промежуточным цифрам. Например, объем бревна длиной 6 м со средним диаметром 27 см будет: 0,318+0,36:2 = 0,344 м3.

Таблица 1 

Подъемная сила воздушно–сухих сосновых бревен (кг)

Длина
бревна, м
Средний диаметр (D+d/2), см
18 20 22 24 26 28 30 32 34
4 26,8 32,8 40 47.6 55,8 65 74,5 85 96
5 32,8 40.5 49,1 58,5 68,8 79,8 92 106 117
6 39,5 49 59,3 70 82,7 96 110 125 141
7 46,3 57 69 82,1 96,3 112 129 146 165
8 54 65 79 94 110 128 146 166 189
9 59,3 73,3 89 105 124 144 165 188 212
10 66 81,6 99 117 138 160 184 209 236

Определить объем бревна, зная породу и влажность дерева, можно установить его подъемную силу.

Исходя из массы груза и грузоподъемности одного бревна, можно определить, сколько их необходимо для переправы. Для этого общую массу груза надо разделить на грузоподъемность одного бревна.

Готовые деревянные изделия (чаны, бочки, ушаты, фанерные и дощатые ящики, корыта, кормушки) используются в качестве плавучих опор в плотах.

Таблица 2
Объем бревен (м3) 

Длина бревна, м

Средний диаметр ( D+d/2), см

18

20

22

24

26

28

30

32

34

4

0,103

0,126

0,154

0,183

0,215

0,25

0,286

0,327

0,368

5

0,126

0,156

0.189

0.225

0,265

0,307

0.352

0.407

0,458

6

0,152

0.188

0,228

0,27

0,318

0,27

0,423

0,479

0,54

7

0.178

0,22

0.226

0,316

0,371

0,431

0,495

0,561

0,634

8

0,208

0,25

0,304

0,361

0,425

0,492

0,565

0.64

0.723

9

0,228

0.282

0,342

0.406

0,478

0,554

0,635

0,72

0,814

10

0,254

0,314

0,38

0,45

0,53

0,614

0.706

0,803

0,906

Таблица 3
Подъемная сила деревьев различных пород  (м3)

Порода дерева

Свежесрубленное

Воздушно-сухое

Тополь

0,38

0,61

Ель

0,3

0,44

Лиственница

0,21

0,46

Сосна

0,19

0,35

Вяз

0,38

0,45

Ольха

0,1

0,44

Осина

0,12

0,4

Липа

0,13

0.4

Клен

0,06

0,35

Ясень

0,1

0,3

Дуб

0.1

Перед применением эти средства должны быть тщательно проверить на водонепроницаемость и грузоподъемность. В случае необходимости их следует хорошо проконопатить и просмолить. Надо помнить, что выдерживание этих средств на воде для намокания дерева способствует их лучшей водонепроницаемости. Подъемная сила бочек зависит от их объема (табл. 4).

 

Таблица 4

Размеры и подъемная сила бочек

Вид бочки

Высота, м

Диаметр, м

Объем, м3

Теоретическая подъемная сила, т

Практическая подъемная

сила, т

больший (D)

меньший (d)

Обиходная

0,66

0,62

0,51

0,132

0,132

0,066

Керосиновая

0,76

0,63

0,54

0,209

0,209

0,105

Обиходная

0,86

0,75

0,61

0,246

0,246

0,123

Спиртовая

1,14

0,85

0,72

0,369

0,369

0,185

Пивная

1,4

1,37

1,17

1,276

1,23

0,615

Объем бочек, имеющих размеры, не указанные в таблице, определяется по формуле: У= 0,195х(D+d))2хh, где: V - объем; D - внешний диаметр; d - внутренний диаметр; h - высота

Например, объем бочки высотой h = 1,4 мм диаметром в середине D = 1,37 мм по концам d = 1,17м будет определяться следующим образом (в данном примере цифры взяты из таблицы); V=0,195х(1,37+1,17)2х1,4 = 1,76 м3

Подъемная сила бочки (в тоннах) практически принимается равной 0,5–0,7 ее объема. В нашем примере подъемная сила будет: 1,76 х 0,5 = 0,88 т.

Необходимое количество бочек в опоре равно массе переправляемого груза, деленной на подъемную силу одной бочки.

Для ящиков, ушатов и других открытых деревянных изделий подъемная сила 1 м3 их объема практически принимается равной 0,5 т/м3. Это объясняется тем, что у открытых деревянных изделий 1/3 их высоты идет на свободный борт (1/3 объема выпадает), а часть объема идет на поддержание собственной массы на воде.

Фанерные и деревянные ящики, если они не поддаются конопатке и осмолке, могут использоваться как готовая тара для опор, в которую накладывают нарезанные по размерам ящиков дрова, жерди, доски. Лучше всего в них укладывать хворост, сено и солому, завернутые в прорезиненную материю, клеенку, плащ-палатку, брезент и другие водонепроницаемые материалы.

Для переправы людей могут использоваться местные и рыбачьи лодки, крупные речные и озерные суда (дощаники, лайбы, дубы, берлины, баржи и пароходы). Найденные суда осматривают. Они должны быть прочными и не подгнившими. При наличии течи щели заделывают деревом, тканью, паклей, смолой, дегтем. Лодки и другие плавучие средства нужно ремонтировать, конопатить и осмаливать.

Подъемная сила 1 м3 рабочего объема судна равна 1 т, рабочий объем составляет 50 – 70 %. общего его объема (табл. 5).

Таблица 5

Размеры и подъемная сила судов

Тип судов

Размеры, м

Подъемная

сила, кг

Длина

Ширина

Осадка

Обычная лодка

6

1,2

0,3

900

Промысловая рыбачья лодка

6,9

1,5

0,3

2100

Спортивная байдарка

100

Шлюпка

600

Дощаник

6,4

2,2

0,25

3200

Лайба

10,6

3,2

0,35

10000-12000

Дуб

12

3,5

0,4

14000

Берлина

19

2,2

0,55

10000-20000

Малый каяк

6-8

3

0,3

1600-5000

Большой каяк

12-15

0,3

5000-10000

Малая джонка

1000-6000

Большая джонка

8000-17000

Кроме приведенных в таблице судов, на реках можно встретить большое количество лодок, имеющих различное назначение, размеры и грузоподъемность. Работа людей, попавших в экстремальные условия, с местными лодками заключается в умении производить погрузку судов, переносить малые переправочные средства, грести на лодках, а также ремонтировать их.

Грузоподъемность лодок, паромов и других переправочных средств определяется загрузкой их людьми: масса одного человека принимается равной 80 кг. Лодки загружают до того момента, пока высота борта над поверхностью воды (высота свободного борта) станет равной 0,25м. По количеству людей, находящихся в лодке, судят о ее грузоподъемности. При быстром течении, темноте, ледоходе, ветре и волнении водной поверхности необходимо увеличить высоту свободного борта до 0,5м.

Грузоподъемность лодки можно определить и таким способом. Устанавливают ее полезную высоту (например, 0,6 м), которую исчисляют от поверхности воды при незагруженной лодке до линии, проходящей на 0,25 м ниже кромки борта (свободный борт); далее измеряют среднюю ширину лодки (2 м) и длину (12 м). Полезный объем лодки равен грузоподъемности. В этом случае: V = 12х0,6х2 = 14,4 м3. Таким образом, грузоподъемность лодки составляет 14,4 т.

Железо-жестяные изделия – металлические балки различных поперечных сечений (двутавровые, швеллеры, рельсы), железные бочки, жестяные ушаты, бидоны, хозяйственные термоса, банки из-под горючего и масел могут найти широкое применение при организации переправ из подручных средств. Бочки, ушаты, бидоны используют в качестве плавучих опор в паромах и плотах (табл. 6).

Таблица 6

Емкость металлической тары

Разновидность тары

Емкость, л

Хозяйственный термос переносной

12-25

Хозяйственный термос передвижной

36

Бидоны из-под масел и горючего

10-20

Молочный бидон

до 30

Баки автомашин и тракторов

36-250

Грузоподъемность металлических бидонов (табл. 7) и банок (кг) равна их емкости (л) за вычетом собственной массы (кг). Например, жестяной бидон емкостью 100 л при массе 15 кг и полном погружении поднимает груз 85 кг (100-15=85).

 

Таблица 7

Грузоподъемность бидонов

Диаметр основания бидона, м

Высота, м

Емкость, м

Собственная масса, м

Ориентировочная грузоподъемность

(при высоте свободного борта 20 см), кг

0,92

1,18

600

110

410

0,85

1,12

500

90

340

0,78

1,15

400

80

260

0,70

1

300

67

180

0,64

0,86

200

55

105

Кожаные и пробковые изделия (бурдюки, гупсары, спасательные круги и шары) используются при индивидуальной переправе вплавь, а также в качестве плавучих опор в плотах. Например, во многих районах Средней Азии и провинциях Китая местные жители широко применяют при переправах бурдюки и гупсары, в обиходе используемые для хранения воды, вина, молока. При переправе на гупсарах сама переправа носит название гупсар (встречается на некоторых топографических картах). Бурдюки можно приспособить для переправы имущества, помещаемого внутрь (их размер несколько больше, чем обычных). Надувают бурдюк ртом через имеющееся в нем отверстие. Для удобства надувания в качестве своеобразного вентиля применяют срезанную с одного конца катушку от ниток или камыш, через которые бурдюк наполняется воздухом. Практикой установлено, что если один человек будет надувать несколько бурдюков подряд, то первый из них он надует за 2 – 4 мин, второй – за 5 – 6 мин, третий – за 8 – 10 мин.

Грузоподъемность бурдюка зависит от его величины. Считается, что у бараньего бурдюка она равна 50 кг, однако на практике  он выдерживает одного человека со снаряжением, то есть имеет грузоподъемность 80–85 кг. Расчетная грузоподъемность гупсара 75 – 80 кг, но при полном погружении он выдерживает 96–100 кг.

Средние размеры бараньих бурдюков: ширина (короткая сторона) 0,35 м, длина (длинная) 0,7 м. У гупсара ширина (короткая сторона) имеет 0,5–0,65 м, длина (длинная) 1–1,2 м.

Резиновые изделия (автопокрышки, резиновые подушки и т.д.) целесообразно применять при переправе вплавь. Подъемная сила этих средств 20–80 кг.

Картонные изделия (коробки, чемоданы, ящики и т.д.) также могут использоваться при переправе вплавь. Перед этим они должны быть осмолены или обернуты клеенкой, плащ-палаткой или брезентом.

Материя готовые изделия (плащ-палатка, брезентовые полотнища, клеенка, прорезиненный материал), набитые сеном, соломой, хворостом, а также фанерные ящики и чемоданы, обернутые ими, служат опорой в плотах. Земленосные и обыкновенные мешки, набитые сосновой корой или другими материалами, обладающие плавучестью, используются при индивидуальной переправе вплавь.

Такие материалы, как солома, сено, камыш идут для набивки плащ-палаток, брезентовых полотнищ, клеенок, используемых в качестве опор в плотах. Сухой камыш и солому вяжут в отдельные пучки с помощью веревок или проволоки. По внешнему виду пучки похожи на фашину. Подъемная сила соломы и камыша довольно значительна (например, у 1 кг ржаной соломы она составляет 3 кг). Недостатком этих переправочных средств является ограниченность их применения. Практика показала, что камыш и солома бывают сухими лишь осенью, а в другое время года найти их в таком виде трудно. Кроме того, после 3-4 ч нахождения в воде грузоподъемность камыша и соломы быстро падает.

Пустотелые тыквы, арбузы, дыни также применяются в качестве подручного плавучего средства. Население горных районов Средней Азии использует их, например, при переправах через бурные реки. Для этого в тыкве, арбузе или дыне проделывают отверстие и через него извлекают содержимое. Высохшие тыквы очень крепки, отверстие в них можно закрыть пробкой. Два пустотелых арбуза или две тыквы, подвязанные на концах короткой бечевы (0,6 м), значительно облегчают переправу вплавь.

Вспомогательные подручные средства – канаты, веревки, тросы, цепи, гладкая проволока, гвозди, скобы, болты, хомуты, якоря и т.д. служат для крепления отдельных элементов в плотах и паромах. Без них нельзя устроить ни одной конструкции для переправы.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПЕРЕПРАВЕ ВПЛАВЬ

Переправа вплавь во много раз ускоряет преодоление водных препятствий. В современных условиях переправа вплавь в одежде производится на нешироких реках и озерах (30-60 м), причем это могут делать только люди, отлично овладевшие плаванием. Но в данном случае необходимо использовать переправочные средства и материалы.

Намеченный участок (место) переправы нужно тщательно разведать: изучить противоположный и свой берег, а также препятствие. Разведка производится как по карте, так и визуальным наблюдением.

В отношении противоположного берега необходимо установить, где располагаются препятствия (канавы, овраги, болота, ручьи), имеются ли естественные укрытия (кустарник, лес, овраги), какие дороги (тропы) там проложены.

На своем берегу требуется выяснить наличие подходов к водной преграде, найти местные плавучие средства и материалы (лодки, паромы, бочки, бревна, доски), выбрать места для сосредоточения переправочных средств.

При разведке водного препятствия надо определить его ширину и глубину, скорость течения, крутизну берегов, характер дна, узнать, где имеются отмели, броды, судоходна ли река.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу надо забить два кола и измерить расстояние между ними. Затем забросить в воду поплавок или какой-либо другой предмет и наблюдать, за какое время он проплывет это расстояние. Делением расстояния (м) на время (с) получают скорость течения реки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – 0,6–1 м/с, быстрым – 1–2 м/с, очень быстрым – более 2 м/с.

При разведке пунктов (участков) переправы вплавь необходимо установить: скорость течения реки (для точного расчета относа переправляющихся течением); наличие и характер заграждений (препятствий) на обоих берегах (особенно на воде); места устройства переправочных средств и заготовки материалов для их изготовления.

При переправе через широкие реки, скорость течения которых свыше 1 м/с, всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить его можно, лишь увеличив скорость переправы, что возможно для людей, хорошо обученных плаванию и гребле подручными материалами (самодельными веслами, малыми саперными лопатками). Переправа вплавь со скоростью 15–30 м/мин (0,25–0,5 м/с) при скорости течения реки более 0,5 м/с уже будет вызывать относ плывущего. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с  величина сноса (О) будет равна:

О=1/0,5 х 100 =200 м

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы места отвала (отплыва) назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Те, кто будет применять описываемые далее способы переправы вплавь на переправочных средствах, должны знать следующее:

– удельный вес воды принимается равным 1, а удельный вес человеческого тела – 0,935– 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.)

– для удержания на поверхности воды не умеющего плавать человека массой 80–100 кг требуется дополнительная подъемная сила (предполагается, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), следовательно, подъемная сила нужна только для 1/4 объема (массы) тела плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

– для подъема 1/4 объема тела плывущего человека необходимо иметь плавучее средство подъемной силой 20 - 30 кг.

Люди без подручных средств переправляются вплавь, как правило, на реках шириной до 60 м при скорости течения до 1 м/с.

Наиболее удобным стилем плавания при переправе в одежде является брасс, на боку и кроль, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. Прежде чем начать переправу в одежде, необходимо отпустить ремень на брюках, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Обувь (ботинки, сапоги, туфли) закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое вещевого мешка (рюкзака) уплотняется, сверху кладется плащ-палатка и застегивается крышка. При наличии оружия (автомата, винтовки, ружья), его кладут на рюкзак или вещевой мешок сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить.

Чтобы облегчить переправу вплавь слабым пловцам, их вещи можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Уложив вещи на плотике, человек толкает его перед собой и плывет, держась за него. Кроме того, можно пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, спасательные круги и шары, поленья дров.

Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату или жердям. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Люди плывут, держась за канат или жердь на расстоянии 10 м друг от друга. Если скорость течения реки больше 1 м/с, один конец каната укрепляют на берегу, а к другому привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь. Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

Для переправы умеющих и не умеющих плавать отдельных людей или групп через широкие реки сооружаются плоты специальной конструкции. На таких плотах переправляющиеся должны чувствовать себя на воде свободно, устойчиво и иметь возможность с помощью рук, ног или самодельных весел двигать эти конструкции в воде. Переправа производится со скоростью 15-30 м/мин.

Одним из подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. Важно уметь правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размер плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в ней карман на расстоянии 25-30 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размер 1,45 х 1,5 м. Плащ-палатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и прочее) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.

Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый заключается в том, что два ее края складываются и одновременно заворачиваются. Края полотнища  в этом   случае свертываются полосами шириной по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки до 60 кг, объем 0,08 м3. При переправе через широкое реки, где возможны большие волны, свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатки.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) находит за другую с расчетом перекрытия кармана на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки до 30 кг, объем около 0,1 м3.

Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел. Он должен находиться сверху, чтобы палатка могла полностью погружаться в воду.

Движение переправочной конструкции при горизонтальном положении плывущего осуществляется с помощью рук и ног. Это позволяет переправляющемуся принимать горизонтальное и вертикальное положение по отношению к поверхности воды (в первом случае - лежа на конструкции или рядом с ней на воде, во втором – сидя или стоя в ней). При горизонтальном положении сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции места) в 3–4 раза больше, чем при переправе в вертикальном положении (обычно плывущий, находясь в конструкции или рядом с ней на воде, занимает площадь 1–1,5 м2). В создаваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20–30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.

Переправа вплавь может производиться с помощью плащ-палаток, но в этом случае необходимо раздеваться. Для такой переправы используют также плащ-палатки, набитые сеном, соломой и другими объемными материалами, причем отдельно связанные плащ-палатки лучше соединять по три-четыре и скреплять их досками или оружием. Получаемые таким образом треугольные и четырехугольные плоты более устойчивы на воде, чем отдельные плащ-палатки, и обычно их буксируют один-два хороших пловца.

Переправляться вплавь можно также на двух поленьях или на двух-четырех мешках. Их набивают сосновой корой, пробкой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.

Для переправы могут использоваться также бидоны, большие стеклянные бутыли в хворостяной оплетке, спасательные шары, ведра, завернутые в плащ-палатку (по два в одну). Люди либо лежат на этих средствах, и тогда движение по воде осуществляется с помощью рук и ног, либо удерживаются за них руками, а движение происходит посредством ног.

Четыре человека могут переправляться вплавь на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100–200 кг (из расчета 25–30 кг на каждого). Для удержания человека на бревне служат привязанные к бревнам жердевые планки либо ремни-веревки. Бревно, оборудованное рамой из жердей, переправа на которой осуществляется с помощью лопат. Такие бревна могут использовать даже те, кто не умеет плавать или плавает плохо.

Кроме того, для переправы вплавь в горизонтальном положении могут быть использованы плоты различной конструкции, сооружаемые для переправы в вертикальном положении.

Находясь в вертикальном положении, переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15–30 м/мин. Однако при этом переправляющийся занимает площадь, которая (в плане конструкции плота) в 2–4 раза меньше, чем при горизонтальном положении.

Переправляясь в конструкции, люди располагаются в ней в положении сидя либо стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую переправляющиеся опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45–50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8–1 м. Стоять надо с согнутыми в коленях ногами, чтобы уменьшить площадь сопротивления и тем самым ускорить движение.

Все конструкции плотов в основном состоят из жердевых рам и опор, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов для переправ вплавь в вертикальном положении. Плоты могут быть рассчитаны на одновременную переправу двух человек и более. Размеры плавучих средств в этом случае соответственно увеличиваются.

Плот из жердевых связок. Переправляющийся заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Достигнув глубины 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок или ладонями.

Можно сделать плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух человек. Плащ-палатки можно заполнить одеждой и снаряжением переправляющихся, добавить немного сена или соломы. Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом), затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним. Вместо объемных материалов в палатки можно завернуть хворостяные шары.

Плот делается также из двух фанерных ящиков, обернутых плащ-палатками, или рулонов из фанерных листов, или цилиндрических каркасов из хвороста. Способ переправы людей в плотах такой конструкции ничем не отличается от того, при котором используются две плащ-палатки, набитые сеном или соломой.

На плоту из четырех плащ-палаток могут переправляться четыре человека с грузом до 100 кг. Порядок сборки: сначала  плащ-палатку  набивают объемным материалом, затем связывают раму плота с подвешенными к ней двумя жердями для переправы на них людей в положении стоя. Эту раму укладывают на опоры и привязывают к ней. Груз устанавливают на плащ-палатки и привязывают к раме плота. Гребля осуществляется с помощью самодельных весел или лопат.

Плот из одного или двух корыт (кормушек), обернутых двумя – четырьмя плащ-палатками. Порядок работы: сначала готовят опоры (корыта заворачивают в плащ-палатки), затем устраивают раму, к которой подвешивают продольные жерди для переправляющихся стоя, а после этого раму укладывают на опоры (корыта) и привязывают к ним (груз, уложенный поверх корыт, также привязывают к опорам).

Раму для плота из жердей вяжут из двух сухих жердевых связок (фашин) диаметром 40-50 см, которые затем скрепляются двумя поперечными жердевыми планками. Снизу рамы подвешивают продольную жердь. На ней во время переправы стоят люди (по два-три человека справа и слева), гребут самодельными веслами (досками).

Вместо связок из жердей можно брать бревна, брусья, доски из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося. Такая конструкция тяжела для переноски, потому ее следует вязать как можно ближе к водному препятствию, три бревна связывают в раму двумя поперечными планками из жердей или обрезков досок. Снизу к плоту подвязывают две жерди, на которых будут стоять люди во время переправы. Таким же способом можно сделать раму из четырех бревен (два находятся рядом в середине плота). Переправа осуществляется с помощью самодельных весел.

Плот из камышовых фашин для одновременной переправы людей и грузов вяжут и скрепляют из отдельных элементов. Число переправляемых людей и количество грузов надо брать с учетом подъемной силы плота. Так как камыш быстро намокает, плоты используют для непродолжительной переправы (один-два рейса). Таким же способом устраивают плоты из сухого хвороста  или еловые породы деревьев. Они намокают медленнее, чем тростниковые. Плоты из хвороста тяжело переносить, поэтому их вяжут у берега.

Количество   переправляемых на плоту из одной бочки  зависит от ее подъемной силы.

Порядок сборки: вяжут раму из четырех продольных и четырех поперечных жердей, укладывают ее на бочку и привязывают. К раме подвязывают продольные жерди, на которых стоят переправляющиеся. Переправа осуществляется с помощью досок или самодельных весел.

Плот из двух (четырех) бочек  устраивают для переправы большого количества людей и грузов (зависит от количества и подъемной силы бочек).

Сборка плота предусматривает выполнение следующих работ. Сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которых стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадки для грузов. Такая конструкция позволяет переправляться большому числу людей, и поэтому переправляющиеся могут легко переносить плот от места сборки к воде.

Для переправы людей и грузов можно сделать плот из ушатов. При малой высоте ушатов и переправе через широкие реки, когда сильное волнение, сверху следует накрывать их плащ-палатками или другими водонепроницаемыми материалами. После того как подготовлены ушаты для опор, приступают к вязке рамы, затем расставляют ушаты, укладывают на них раму и привязывают ее. При расчете подъемной силы ушатов надо брать только 3/4 их высоты, так как 1/4 – это высота свободного борта,  которая в расчет не принимается. Таким образом, ушат должен быть выше рамы на 1/4 своей высоты. Устройство на плоту площадки для груза и подвешивание снизу двух продольных  жердей  производится после привязывания рамы к ушатам.

Для переправы восьми человек делают поплавок ТЗ (трудно затопляемый),   оборудованный рамой. В раме переправляются по четыре человека с каждой стороны. Для сборки конструкции берут поплавок с подвязанной подкладочной доской. Раму вяжут из четырех продольных и двух поперечных жердей. К ней подвязывают две жерди, на которых стоят люди во время переправы. Собранную раму укладывают на поплавок и привязывают к нему.

Переправочные средства из местных материалов могут быть простой конструкции (в частности, плоты из бревен, жердей, дров, брезента, набитого соломой или сеном, бочек, бидонов и т.д.). Они рассчитаны на переправу как одного человека, так и небольшой группы людей.

Следует учитывать, что плоты из бревен или брусьев требуют для переноски значительного количества людей и на воде трудно управляемы. Поэтому более пригодными считаются различного рода лодки, мешки, набиваемые подручным материалом, и плотики из простейших подручных средств. К таким переправочным средствам, как плоты и паромы, предъявляются следующие требования: грузоподъемность строго соответствует количеству переправляемого груза; конструкция простая, легкая и быстро изготавливается из подручных средств; центр тяжести конструкции располагается, возможно, ниже для обеспечения большей устойчивости на воде; форма переправочного средства обеспечивает хорошую подвижность и легкую управляемость на воде.

Плоты и паромы состоят из опор и верхнего строения. Опоры поддерживают верхнее строение и переправляемый груз на воде, сохраняя его сухим во время переправы. Верхнее строение плотов и паромов сооружается из хвороста, жердей, досок или бревен, а опоры - из подручных средств и материалов, обладающих достаточной подъемной силой.

Плот может иметь треугольную или прямоугольную форму, причем последняя в меньшей степени отвечает требованиям лучшей управляемости и хорошей подвижности его на воде.

Плоты, как правило, вяжут на берегу (от 30 мин до 2 ч), а паром – на воде. Обычно для плотов берут материалы не длиннее 3 м.

Работы по устройству плота целесообразно проводить в такой последовательности. Сначала заготавливают и раскладывают материалы для его вязки; затем сооружают опоры, на которые укладывают и закрепляют верхнее строение плота; далее устраивают приспособление для гребли или протягивают канат через препятствие.

Опоры и верхнее строение вяжут проволокой, веревками или хворостяными вицами. Прочность конструкций в значительной степени зависит от тщательности и надежности вязки элементов плота, поэтому она требует особого внимания. Веревки не должны быть сырыми, так как после их высыхания вязка ослабнет. Крепления можно затягивать подгонкой клиньев. Острые ребра деревянных деталей необходимо стесывать, иначе веревки быстро перетрутся. Кроме того, надо избегать крепления элементов с помощью гвоздей, так как соединения из них быстро расшатываются, что чревато «расползанием» конструкции на воде под нагрузкой.

Переправляться можно с помощью весел, досок, жердей, лопат. Весла изготовляются из подручных материалов – досок и жердей, скрепленных полосовым железом или, в крайнем случае, гвоздями.

При сооружении переправочных средств для одного человека и небольших грузов можно использовать переправочные средства из одинарных или двойных брезентовых мешков, набитых подручными материалами: соломой, сеном, камышом, тростником, хворостом или стружкой.

Одиночный мешок должен иметь размер 2х1х0,5 м, масса его в заполненном виде 50 кг, грузоподъемность равна массе человека и снаряжения (груза). Для получения такого мешка необходимо иметь брезент размером 3х4 м; при вязке надо следить за тем, чтобы перекрывающие края и концы брезента находились сверху.

Плот из двойных брезентовых мешков имеет 1,8–2 м в ширину и 3,8–4 м в длину. Поперечное сечение мешка 0,7х0,5 м. Собственная масса плота составляет около 100 кг (в зависимости от массы брезента), грузоподъемность – два–четыре человека со снаряжением. Уложенные в мешки опорные доски (5х26 см) привязываются к ним проволокой или веревками. К доскам прикрепляют четыре жерди, к которым, в свою очередь, подвязывают две настилочные доски такого же размера.

Плоты из сухих досок, бревен и жердей имеют подъемную силу 60–150 кг, массу 100–300 кг. Дощатые плоты вяжут на берегу, бревенчатые – на воде у берега. Конструкция плота из бревен допускает переправу одного человека со снаряжением, (грузоподъемность плота из жердей равна массе одного человека без снаряжения. На устроенных таким образом плотах люди при переправе располагаются сидя; движение по воде осуществляется с помощью весел.

Соломенная или камышовая фашина длиной 1 м и диаметром 0,3 м имеет подъемную силу 30–40 кг. Указанный материал можно применять без оболочек, но непродолжительное время, так как камыш намокает уже через 2 ч, а солома еще быстрее. Поэтому, чтобы можно было использовать такие материалы длительное время, фашины рекомендуется заворачивать в брезент (плащ-палатки).

Плот из бочек вяжут из одной, двух, четырех и более бочек.  Плоты из одиночных поплавков (бочка, бочонок и т.п.) должны иметь вылеты, обеспечивающие устойчивость

конструкции на воде. Порядок работы таков: сначала готовят раму из досок или жердей, затем снизу подвязывают бочки, а сверху укладывают жердевой или дощатый настил. Плот из одной бочки рассчитан на одного человека со снаряжением, а тот, что состоит из двух и скрепляется поперечными жердями или досками, – на двух и т.д. Для плотов большей грузоподъемности бочки подбирают одного размера. Плот из шести бочек (2х3,5 м), вмещает четырех человек со снаряжением.

Для изготовления плота из плащ-палатки сначала делают раму из жердей или досок, а затем к ней подвязывают поплавки из плащ-палаток. Для получения такого поплавка необходимо развернуть плащ-палатку и уложить на неё солому, сено или мелкий хворост. После этого ее плотно заворачивают и концы ее связывают так, чтобы шов приходился на середину плота. Грузоподъёмность таких плотов составляет 50-70 кг. Вязка плотов из бурдюков  может осуществляться двумя способами.

Один из них заключается в следующем. Сначала связывают из жердей или брусков диаметром 8 см прямоугольную раму, затем привязывают к ней поперечные бруски на расстоянии 0,7 м друг от друга. Бурдюки «ногами» подвешивают к поперечинам, «шеями» – к середине, а сверху настилают доски. Выворачивание, надувание и подвязывание бурдюка к раме производят четыре человека.

При другом способе в брусе рамы просверливают восемь отверстий: в четыре из них попарно вставляют «ноги» бурдюков, в два пропускают веревки, охватывающие «спины» бурдюков, два крайних служат для якорных канатов. Брус с привязанными к нему бурдюками называется звеном. Плот составляется из двух и более звеньев в зависимости от переправляемого груза. При определении количества подручных средств исходят из расчета, что два бурдюка приходятся на каждого переправляющегося.

Для плота из бревен с настилом из хвороста берут бревна длиной 3–5 м и диаметром 18–30 см, которые вяжут на воде. Для плота на пять-шесть человек требуется 15–20 бревен. Они скрепляются поперечинами из таких же бревен с помощью веревок, проволоки или хворостяных виц. Толщина слоя хвороста, укладываемого на плот, составляет 18–30 см.

Плот из хворостяных фашин или из сплошного тюфяка вяжут из рам, между которыми зашивают хворост в виде фашин или россыпью так, что образуется тюфяк. Хворост заготавливают из лиственных пород дерева. Рама сооружается из жердей или накатника. На таких плотах могут переправляться шесть-восемь человек.

Сборка плота заключается в следующем:  нижнюю раму кладут на воду недалеко от берега, на неё укладывают слой хвороста 30 см, а на него – вторую раму, которую связывают с первой. Поверх нее укладывают второй слой хвороста (обязательно перпендикулярно направлению нижнего ряда), а затем – третью (верхнюю) раму, после чего плот связывают.

Плоты из крупных дров (длина поленьев 1,5–2 м, диаметр 25 см) имеют грузоподъёмность до 1 т  могут служить для переправы 20–25 человек. Существуют два способа сборки плота.

Первый состоит в следующем: на берегу, у уреза воды, перпендикулярно течению укладываются по две слеги на опору плота так, чтобы их концы заходили в воду, а на них – дрова, причем для того, чтобы поленья не скатывались в воду, у торцов слег забивают два кола. После выравнивания дров их подвязывают к жердевым рамам, укладываемым сверху. Далее на готовую опору кладут три жерди-прогона. После укладки настила и закрепления его жердями плот стаскивают на воду.

При сборке плота вторым способом на слеги сначала укладывают жердевую раму, затем дрова, а поверх них – верхнюю раму. Концы и с середины обеих рам связывают веревками или проволокой, и таким образом дрова зажимаются между ними.

Плот из деревянных кормушек или ушатов обычно строят из кормушек для скота, которые применяют отдельно или скрепляют между собой досками и жердями. Размер плота 1,75х2,5м, масса около 80 кг, грузоподъёмность – два человека со снаряжением. Можно сидеть на дне кормушек во время переправы. Высота свободного борта достигает 15 см.

Плот на ушатах пригоден как переправочное средство для одного человека со снаряжением при стоячей воде или слабом течении. Чтобы ушат не захлестнуло водой, его желательно чем-нибудь прикрыть сверху (например, куском материи). При использовании одиночного ушата сначала из досок и жердей устраивают вылет, обеспечивающий устойчивость плота, массой около 50 кг. Плот из трех ушатов рассчитан на двух человек со снаряжением или трех без снаряжения. При устройстве плота из четырех ушатов сначала заготавливают раму из жердей или досок. Ушаты подвязывают к ней с таким расчетом, чтобы свободный борт составлял 1/3 их общей высоты. Поверх рамы устраивают жердевой или дощатый настил.

На реках с течением более 1 м/с для придания ушатам фиксированного положения рекомендуется закреплять их между дополнительными жердевыми рамами, расположенными на 20-30 см ниже основных. Веревки или проволока охватывают ушаты снизу и сверху крестом, что обеспечивает их строго вертикальное положение в конструкции.

Фанерные ящики в качестве опор после их конопатки и осмолки снаружи и внутри могут использоваться для строительства плота. Кроме того, иногда они служат тарой (каркасом), в которую укладывают нарезанные по их размеру сухие дрова, жерди, доски. В этом случае ящики не осмаливают, а их подъемная сила равна 1/3 объёма м3. в ящики можно укладывать сено, солому, мелкий хворост, предварительно завернутые в водонепроницаемые материалы (плащ-палатки, брезент, клеенка). В этом случае подъёмная сила ящика равна половине его объёма. Для устройства плотов ящики подбирают одного размера и, по возможности, большого. К середине каждой стороны ящика, а также по его углам набиваются вертикальные планки, чтобы общей рамой плота связать их вместе. На один плот, рассчитанный на пять-шесть человек, идёт 1– 20 ящиков в зависимости от их размера.

Порядок сборки таков: сначала на исправные ящики набивают планки, а затем их конопатят и осмаливают. Ящики устанавливают рядами для каждой опоры и прибивают к ним сначала нижние доски рамы, потом на них укладывают верхние, а затем дощатый или жердевой настил. Плоты из заполненных фанерных ящиков вяжут на воде на специально установленных слегах.

Герметически закрытые или завернутые в брезент бидоны могут применяться в плотах вместо бочек. Количество бидонов, банок и т.п. зависит от их размеров и массы. Сосуды подобного типа закупоривают деревянными пробками или затыкают промасленными тряпками. Запоры бочек, бидонов и других емкостей в конструкции плота должны располагаться сверху. Отверстия в них заделывают деревянными пробками, обернутыми материей или паклей, и осмаливают. Плоты собирают на берегу и в готовом виде спускают на воду.

Из двух, трех или четырех автомобильных камер можно устроить плот. Грузоподъёмность конструкции из двух камер от грузового автомобиля рассчитана на одного человека. Рекомендуется делать плоты из трех камер.

Лодка из подручных средств для двух человек со снаряжением собирается следующим способом. Мешки набивают соломой или сеном и туго затягивают веревкой либо проволокой; затем их кладут на брезент так, что образуется прямоугольник размером 1,6х2 м, и привязывают к жердевым рамам, которые располагаются снизу и сверху мешков (нижняя может быть собрана из досок), а затем заворачивают в брезент. Края закрепляют досками таким образом, чтобы дно плотно натянулось и имело жесткую опору.

Кроме того, нужно уметь делать якоря и заменяющие их приспособления для переправы через водные преграды на плотах из подручных средств.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОЕМОВ ПО ЛЬДУ

При преодолении водоемов по льду нужно соблюдать осторожность. Нельзя переходить реку или озеро в неразведанных местах, а также там, где быстрое течение, сток теплых вод, выколка льда и полыней.

Надо помнить, что лед всегда бывает тоньше над глубоким местом и около зарослей. Прежде чем преодолеть водоем, необходимо установить, какова толщина льда на выбранном для перехода участке (см);

Одиночные пешеходы                               5

Одиночные пешеходы с грузом               7

Группы людей                                           7-9

Легковой автомобиль                               26

Грузовой автомобиль (УАЗ) с грузом     37

ГАЗ-51 и ГАЗ-53                                       44

ЗиЛ-130                                                      45

Гусеничный трактор (легкий)                  52

Гусеничный трактор (тяжелый)               60

Если приходится идти по неокрепшему или уже подтаявшему льду, то следует вооружиться палкой либо шестом. Когда лед прогибается или трещит под ногами, надо немедленно отойти в сторону. Особую осторожность нужно соблюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровня воды превращает ледяной покров в своего рода мост.

При переходе замерзших водоемов на лыжах необходимо предварительно расстегнуть крепления, высвободить кисти рук из петель лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака, это обеспечит свободу движения в случае неожиданного провала под лед. Желательно, чтобы расстояние между лыжниками было 5–6 м.

Человек, под которым провалился лед, должен лечь у края полыньи на грудь, расставив пошире руки в стороны, положить их на лед и ждать помощи товарищей. При наличии шеста можно опереться на него, положив на лед. Если есть надежда получить помощь от товарищей, попавший в полынью не должен сам пытаться выбраться из нее, так как края полыньи обламываются, и он может полностью погрузиться в воду, а при быстром течении воды попасть под ледяной покров. Подходить к такому человеку опасно. Нужно осторожно подползти к нему, широко расставляя при этом руки и ноги. Если в спасении принимает участие группа людей, то подползать к нему нужно цепочкой, держа друг друга за ноги. Приблизившись к пострадавшему, необходимо бросить ему веревку, подать палку, шест, доску, ремень или верхнюю одежду, чтобы он мог выбраться из полыньи. Причем оказать помощь следует как можно быстрее, так как человек, находясь в холодной воде, замерзает и теряет сознание через 10-30 мин (в зависимости от географических условий). После спасения с пострадавшего следует снять мокрую одежду, энергично растереть тело до покраснения кожи смоченной в спирте или водке суконкой (или руками), дать горячее питье, поделиться одеждой, доставить на базу или обогреть его около разведенного костра. В случае резкого ослабления дыхания нужно сделать искусственное дыхание. Если пострадавший не может передвигаться самостоятельно, надо оборудовать для него носилки, тепло укрыть и перенести в район базирования группы.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru