Часть 6. Безопасность походов



Часть 6. Безопасность походов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Безопасность походов

 

Турист-водник, пришедший на реку, построивший или собравший судно и пустившийся в плавание, подвергается риску или ставит себя в потенциально опасную ситуацию. В результате неправильных действий туриста или других причин потенциально опасная ситуация может превратиться в аварийную или в аварию. Авария — это попадание туриста в воду или нахождение на неуправляемом туристском судне хотя бы одного туриста. В настоящее время в водном туризме известны четыре вида аварий: переворот туристского судна; поломка судна; сброс туриста в воду с судна в результате воздействия на судно водного потока; попадание туриста в воду не с судна, а на броде, на разведке и т.п.

Под несчастным случаем понимается травма или гибель туриста, попавшего в аварию. В водном туризме результатом большинства несчастных случаев является смерть, так как на туриста в воде очень быстро воздействуют сразу несколько опасных факторов.

Назовем степенью риска отношение числа погибших за год туристов в оформленных группах к числу участников оформленных туристских походов. Этот количественный показатель может быть вычислен  для самых разных случаев — для одной реки, для физико-географического района, для походов одной категории сложности, для социальных или возрастных групп туристов и т. п. Тем самым можно получить количественный показатель сравнения опасности. Однако пользоваться им нужно достаточно осторожно, учитывая то обстоятельство, что причинные связи несчастного случая прослеживаются с большим трудом, а для применения законов математической статистики, к счастью, сравнительно невелико число погибших и, к несчастью, сравнительно невелико и число туристов, участвующих в оформленных походах (а только по этим походам есть статистика). В среднем в 80-е годы число погибших по всем видам туризма за год составляло около 50 человек из 200 тыс. участников походов, то есть степень риска  занятий  спортивным  туризмом  составляла. 2,5*10-4. В водном туризме этот показатель иногда доходил до 3*10-4.

 

Таблица 1.

Походы, категории сложности

1984

1985

1986

1987

участвовало, тыс. человек/ погибло, человек

степень риска

10-4

участвовало, тыс. человек/ погибло, человек

степень риска

10-4

участвовало, тыс. человек/ погибло, человек

степень риска

10-4

участвовало, тыс. человек/ погибло, человек

степень риска

10-4

Простые

1

26,1/0

0

27,2/4

1,5

29,0/1

0,3

31,6/1

0,3

2

12,3/2

1,6

13,1/3

2,3

14,3/0

0

15,2/4

2.6

3

7,3/2

2,7

8,4/1

1,2

8,4/5

6

9,0/3

3,3

Всего

45,7/4

0,9

48,7/8

1,6

51,7/6

1,2

55,9/8

1,4

Сложные

4

1,8/0

0

2,7/3

11

3,4/3

9

3,9/0

0

5

2,8/6

21

2,8/3

11

2,3/1

4

3,9/2

5

6

0,2/2

100

0,3/0

0

0,9/8

90

Всего

4,6/6

13

5,7/8

14

6,0/4

6,7

8,7/10

11,5

Итого

59,3/10

2

54,5/16

2,9

57,7/10

1,7

64,6/18

2,8

Величина степени риска в водном туризме с разделением по категориям сложности и по простым и сложным походам за 1984—1987 гг. приведена в таблице 1. Данные говорят о том, что степень риска в простых походах в основном в два раза ниже средней степени риска по всем походам, а степень риска в сложных походах в 4—6 раз выше степени риска по всем походам и соответственно в 8—12 раз выше степени риска в простых походах. Соотношение настораживающее.  Хотя сложные походы гораздо опаснее простых, но участники этих походов имеют более совершенное снаряжение и должны лучше владеть техникой и тактикой, быть значительно лучше тренированными. Значит, реально их подготовка недостаточна.

Насколько социально оправдан этот риск? Какова степень этого риска сравнительно со степенью риска профессиональных и некоторых других опасных для здоровья любительских занятии? Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить о том, что со времени сформирования человека как вида вся его жизнь неразрывно была связана с риском. Постепенно с развитием цивилизации степень этого риска уменьшилась, но есть и сейчас ряд профессий, необходимых для общества степень риска в которых очень велика, например шахтеры, водолазы, пожарники, летчики-испытатели, космонавты и др. но появилось много и практически безопасных профессий. Между тем человек в силу заложенной издревле необходимости отстаивать свое существование в условиях постоянного риска испытывает потребность, как говорят, испытать себя и победить в неблагоприятных условиях при определенной степени риска.


Рис. 1

Степень риска для жизни человека при различных работах

Туризм, в частности водный, удовлетворяет эту потребность тех, кто не может ее удовлетворить в обыденной жизни. Вопрос лишь в том, чтобы степень риска соответствовала  уровню знаний и умений человека, который этому риску подвергается. Если соответствует, то риск социально оправдан, он удовлетворяет социальную потребность.

Теперь о величине степени риска. Живя, например, в Москве и участвуя в уличном движении, каждый житель города подвергается риску. По данным ГАИ, в результате автотранспортных происшествий в 1987 г. в Москве погибло около 700 человек. Значит, степень риска просто проживания в Москве (нельзя жить в городе и не ходить по улицам) составляет около 1*10-4. Еще выше эта величина для водителей личных легковых автомашин. По данным зарубежной печати, степень риска шоферов составляет 17*10-4, водителей мотоциклов—200*10-4. Распределение степеней риска для различных видов деятельности человека представлено на рис. 1. Степень же риска занимающихся спортивным туризмом по средним многолетним данным составляет 2,5*10-4, то есть всего в два с половиной раза выше степени риска жителей Москвы. Но и эту степень риска необходимо уменьшать, хотя свести ее до нуля, по-видимому, не удастся.

Составим модель несчастного случая (по А. В. Будаговскому). Человек, испытывая социальную потребность в риске, собирает группу себе подобных и хочет отправиться в туристский поход. Для приближенного определения доступной для него (и группы) меры риска в спортивном туризме имеется орган — МКК и документы — «Правила проведения спортивных туристских походов», «Перечень классифицированных маршрутов», «Положение об МКК», определяющие содержание и способ работы этого органа. Основная задача этого органа — определить, соответствует ли закладываемая туристом степень риска (сложность похода) уровню его умений и навыков в туризме. Какая-то часть туристов идет в поход, минуя МКК, то есть определяет для себя самостоятельно допустимую степень риска, часто ошибаясь. Некоторая часть туристов может не согласиться с оценкой допустимой для них степени риска со стороны МКК и выйти в поход, также минуя МКК. Так или иначе, туристы оказываются в походе и вступают во взаимодействие с источниками повышенной опасности.

Для водного туризма первый источник повышенной опасности — сам водоем без препятствий. (Считается, что опасность пребывания на реке или озере компенсируется наличием спасательного жилета). Более опасные источники — пороги, шиверы, водопады, на пешеходной части — броды. Источники повышенной опасности могут быть предусмотренными и непредусмотренными. Предусмотренными можно назвать источники, обозначенные на схемах и привязанные к ориентирам, просматриваемые с воды до конца или разведанные. Непредусмотренными будут источники повышенной опасности, к встрече с которыми туристы не готовы. Вступая в соприкосновение с источником повышенной опасности, например, начиная прохождение порога, группа ставит себя в потенциально опасную ситуацию. Потенциально опасной ситуации может не возникнуть, если группа выбрала способ движения, исключающий взаимодействие с источником повышенной опасности, например обнос.


Рис. 2.  Модель несчастного случая (по А.В. Вудаговскому)

Преодоление потенциально опасной ситуации требует действий, которые могут быть правильными или неправильными. Правильные действия в большинстве случаев приводят к безаварийному преодолению потенциально опасной ситуации. Неправильные, а частично и правильные действия вследствие случайных причин приводят к аварийной ситуации. Аварийная ситуация может перейти или не перейти в несчастный случай в зависимости от поведенческой реакции попавшего в аварию туриста.

Эта модель несчастного случая построена, исходя только из собственных решений и действий туриста. Она, безусловно, верна для случая столкновения с непредусмотренными источниками повышенной   опасности. В этом случае все определяется самим человеком, имеется три решающих момента, от которых зависит возникновение несчастного случая. Первый момент — выбор степени риска в соответствии с уровнем умений и навыков туриста. Сюда входит правильный выбор маршрута, правильный выбор судна, физическая и техническая готовность, тренированность туриста, то есть вопросы тщательной подготовки похода. Второй момент — выбор правильного способа действия, правильной техники и тактики в потенциально опасной ситуации. Анализ несчастных случаев показывает, что первый момент дает около 60%, второй—около 90% и третий — около 70% ошибок, допускаемых в походах, где произошли несчастные случаи. Более защищен (с помощью консультаций и МКК) первый момент, менее защищены второй и третий, когда турист принимает самостоятельные решения.

Для случая столкновения с предусмотренными источниками повышенной опасности в модель должны быть введены дополнительные действия группы, повышающие уровень безопасности, — разведка и страховка. Эта модель может оказаться полезной при анализе несчастных случаев для установления причинных связей.

 

АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Анализ несчастных случаев дает возможность выявить некоторые причинно-следственные линии, связывающие максимумы несчастных случаев с определенными упущениями в снаряжении, методике утверждения групп и т. п.

Анализ несчастных случаев показывает также постоянное устойчивое преобладание тактических ошибок над техническими в качестве причин аварий, повлекших за собой несчастные случаи. Это говорит как о трудностях обучения и овладения тактикой, так и о недостаточном внимании к тактике.

В последние годы причинами несчастных случаев становились неудачные конструкции катамаранов — односекционные баллоны, неудачная привязка гондол, не задерживающая баллон при разрыве гондолы. Косвенными причинами несчастных случаев было недостаточное количество запасных весел на катамаране. Все более выявляется необходимость коротковолновой радиосвязи в пределах прямой видимости между судами в группе. Отсутствие такой радиосвязи также являлось косвенной причиной аварий, сопровождающихся несчастными случаями.

Значительную опасность для туриста-водника представляют открытые водоемы — озера и водохранилища. Самостоятельных маршрутов на гребных судах по открытым водоемам нет, они входят как составная часть некоторых маршрутов, чаще всего на байдарках, но иногда и на катамаранах в центральной части и на севере европейской части страны, на плато Путорана. На севере есть достаточно крупные озера с высокой волной и холодной в течение всего лета водой. На озерах и водохранилищах встречается один тип аварии — переворот судна. Наиболее опасно для туриста, попавшего в аварию на открытом водоеме, переохлаждение, так как, чтобы добраться до берега, приходится затратить много времени, например при плавании против ветра. Поэтому основная задача при плавании по открытому водоему — не допустить переворота байдарки. При подготовке маршрута необходимо собрать данные о направлении и силе господствующих ветров в период похода, об изменении силы ветра в течение суток, о величине волн, поднимаемых ветром. Ходить по открытым водоемам в Направлении и против ветра не рекомендуется при высоте волны больше 0,5—0,6 м, что соответствует волнению в два балла, а при направлении ветра и волны в борт судна — при высоте волны более 0,2—0,3 м, что соответствует волнению в один балл. При известной скорости ветра высота волны в любой точке водоема может быть определена по таблицам, если известна длина разгона волны, то есть расстояние от берега до интересующей точки в направлении ветра. Имеется шкала для визуальной оценки силы ветра. Для пересечения открытых водоемов следует выбирать время суток с наименьшей силой ветра, чаще всего это утренние и вечерние часы или ночь. Если поход проходит в достаточно высоких широтах, в июле можно плыть и ночью. Плыть на озере нужно всегда кучно, на расстоянии не больше 50 м между судами. Если при переходе через озеро суда захватил усиливающийся ветер, нужно плыть к ближайшему берегу или острову в направлении носом на волну.

В заключение остановимся на изменении представлений о ныне самом распространенном виде аварий — перевороте судна. Перевороты легких судов — байдарок и надувных лодок — всегда считались допустимыми. В туризм вошла техника эскимосского переворота, техника обратного переворота надувных лодок, а теперь и четырехместных катамаранов. Перевороты тяжелых судов — деревянных плотов — рассматривались раньше как тяжелая и недопустимая авария. Однако с освоением мощных рек, например Катуни, и появлением плотов на надувных элементах плавучести отношение к переворотам тяжелых судов начало меняться, их стали рассматривать как явление обычное. Освоение еще более мощных горных рек типа Муксу вновь подталкивает к представлению о том, что перевороты тяжелых судов недопустимы. Переворот тяжелого судна  можно рассматривать как сигнал того, что группа или недостаточно подготовлена, или неправильно выбрала время сплава, или неправильно оценила сложность и опасность участка реки. Если группа получила такой сигнал, то есть произошел переворот тяжелого судна без несчастного случая, группе следует серьезно задуматься если не о прекращении сплава, то хотя бы об изменении тактики прохождения в сторону увеличения обносов и проводок. На очень мощных реках нужно более осторожно отнестись к распространенной рекомендации о том, что потерпевшие аварию люди должны непременно оставаться на перевернутом неуправляемом тяжелом судне. Прочность современных тяжелых судов может оказаться недостаточной для неуправляемого плавания на мощных горных реках, суда быстро разрушаются и не могут служить коллективным спасательным средством даже при очень большом запасе плавучести.

ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ВОДНОГО ПОТОКА

Водный туризм — потенциально опасное занятие. Опасность для жизни становится реальной, если турист попадает в воду и на него начинают воздействовать опасные факторы водного потока.

Первая и основная опасность — это возможность утопления, то есть потери дыхания в результате закрытия дыхательных путей водой. Опасность утопления есть всегда, в походе любой категории сложности, на любой реке. Она меньше на спокойных реках, охватываемых маршрутами первой категории сложности, где потерпевшему достаточно навыков дыхания, приобретенных при обучении плаванию. Она быстро растет с ростом категории сложности маршрута, так как в бурной воде трудно дышать и поддерживать себя на плаву. Особенно велика эта опасность на горных реках, несущих в воде большое количество взвешенных частиц. Вторая опасность — переохлаждение организма, зависящее от времени пребывания в воде с низкой температурой. Опасность переохлаждения велика на всех реках в период весеннего половодья и на горно-таежных и горных реках с холодной водой в любое время года. Переохлаждение наступает вследствие интенсивной отдачи тепла организмом. Температура тела быстро понижается.

Последовательные симптомы переохлаждения следующие: отклонения от нормального поведения, агрессивность, затем апатия; усталость и нежелание двигаться; потеря чувства опасности, ложное ощущение благополучия; неловкость в движениях, нарушения речи; потеря сознания.


Рис. 3. График выживаемости человека в воде:

1 – безопасная зона; 2 – зона потери сознания; 3 – зона возможной смерти; 4 – смертельная зона

При температуре тела 34—35° С появляется мышечная скованность, начинаются нарушения деятельности головного мозга, при температуре тела около 33° С сокращается частота пульса до 50, при температуре тела 30° С начинается аритмия и пропадает сознание. Остановка дыхания и смерть наступают при температуре тела около 24—25° С. Ниже приведена таблица 2, где представлены средние данные об опасности пребывания в воде различной температуры в обычной одежде.

Воздействие охлаждения на организм очень индивидуально и зависит также при прочих равных условиях от типа нервной системы и степени возбуждения.

Третья опасность — возможность получения травмы деталями судна при его перевороте, береговыми предметами, камнями в русле, а также от попадания между судном и берегом, между судном и камнями в русле. Эта опасность почти отсутствует на простых маршрутах и очень велика на сложных, особенно горных реках.

Таблица 2

Температура

воды, ºС

Время до наступления, час

Допустимое

время, мин

потери сознания

вероятной смерти

10

0,25—0,5

0,25—1,5

3—5

10-12

0,5—1

1—2

10

13—15

2—4

6—8

20

16—18

2—4

6––8

30

19—21

3—7

8––10

40

Серьезная травма, полученная при перевороте судна, может явиться причиной шокового состояния. У нетренированного и малоопытного туриста шоковое состояние вызывает сам факт переворота судна и попадания в воду, даже не сопровождающийся травмой.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru