Часть 5. Обеспечение безопасности в водных путешествиях



Часть 5. Обеспечение безопасности в водных путешествиях

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические рекомендации
В.Н. Григорьев, Р.И. Севастьянов, А.В. Серебренников)
(Центральный совет по туризму и экскурсиям. Управление самодеятельного туризма
Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва,  1976)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Водный туризм является одним из наиболее техничных видов туризма, поэтому турист-водник, прежде чем пойти в поход, должен соответствующим образом подготовить и оборудовать свое судно — средство передвижения в туристском походе, а в самом походе должен правильно использовать технические приемы посадки в судно, гребли, преодоления препятствий, причаливания к берегу. По сложности средств передвижения водный туризм уступает, пожалуй, только автомототуризму, а по сложности применяемой техники и тактики его можно сравнить с горным туризмом.

Анализ случаев аварийности и травматизма в водном туризме показывает, что далеко не все участники водных походов и путешествий учитывают, что этот вид туризма не только сложен, но и опасен. До сих пор можно встретить туристов, пренебрегающих основными правилами обеспечения безопасности, не имеющих необходимых спасательных средств. Не меньшую опасность таит в себе и появление на трассах водных путешествий людей, не имеющих достаточного туристского опыта, не прошедших необходимых консультаций в маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК), не ставших на учет в поисково-спасательной службе (ПСС) МЧС России.

Сама арена деятельности туриста-водника — реки и озера — потенциально опасна, поэтому необходимо, чтобы каждый турист-водник, по какой бы реке он ни шел и как бы хорошо он ни плавал, имел индивидуальное спасательное средство. Анализ несчастных случаев показывает, что в подавляющем большинстве они вызваны отсутствием спасательных средств. Эта статистика подтверждается и в простых, и в сложных походах. Например, только за последние годы главной причиной несчастных случаев с туристскими группами на реках Катуни, Уде и Хемчике явилось отсутствие индивидуальных спасательных средств.

В настоящее время наиболее надежным и достаточно удобным спасательным средством является надувной спасательный жилет. Спасательный жилет состоит из оболочки в форме жилета и помещенных в нее воздушных емкостей, надуваемых через специальные трубки с клапанами. Для предотвращения смещения жилета вверх в нижней части прикреплен специальный поддерживающий ремень. Армейский спасательный жилет с полностью надутыми камерами имеет подъемную силу не менее 16 кг.

При плавании на любом туристском судне каждый участник должен иметь спасательный жилет. Его необходимо одеть, застегнуть и надуть, а поддерживающий ремень — подогнать по длине и застегнуть. Не полностью застегнутый спасательный жилет хуже, чем его отсутствие. Так, в 1969г. во время похода по реке Черемош с одной из участниц произошел несчастный случай только из-за того, что при падении в воду с нее мгновенно был сорван потоком спасательный жилет. Причина: не был застегнут поддерживающий ремень. Приведенный в готовность спасательный жилет в случае попадания человека в воду при перевороте судна или сбросе с судна надежно удерживает человека в вертикальном положении. В подавляющем большинстве случаев, не считая особо сложных походов, этого достаточно, чтобы человек не утонул. Очень ценно то, что в аварийной ситуации этот жилет выполняет свои спасательные функции без дополнительных действий со стороны человека. Одетому в такой жилет человеку при попадании в воду уже не нужно думать о поддержании себя на поверхности, он может сразу же приступить к действиям по оказанию помощи своим товарищам, по спасению имущества, плавсредств и т. п. Использование спасательных жилетов в туристских походах любой категории сложности должно стать нормой.

Помимо отсутствия индивидуальных спасательных средств, одной из наиболее распространенных причин аварий является потеря ориентировки на реке и вследствие этого попадание в сложное и опасное место, а также потеря ориентировки при прохождении отдельных препятствий и отклонение из-за этого от намеченной линии движения. Чтобы этого не случилось, при подготовке похода необходимо тщательно собрать, изучить и запомнить ориентиры каждого серьезного препятствия, причем ориентиры хорошо заметные и постоянные. На горных реках такими ориентирами могут быть скалы, осыпи, бомы, вершины характерной формы или цвета, каменные острова, не заливаемые в самую высокую воду, хорошо разработанные .долины и устья крупных притоков, отдельно стоящие деревья необычной формы или редкой породы. Не могут быть ориентирами мелкие притоки, так как они иногда пересыхают и плохо видны с реки. Не могут быть ориентирами также и любые притоки, если они впадают в реку там, где она разбивается на протоки. При подготовке похода каждому препятствию нужно сопоставить ориентиры, характерные для этого препятствия, наметить место для причаливания и проведения разведки и определить расстояние, на котором нужно причалить еще до подхода к препятствию.

Чтобы правильно выбрать линию движения при прохождении сложного и опасного препятствия, проводят тщательно и правильно организованную разведку его с берега. Это является необходимым условием безаварийного преодоления подобных препятствий. Очень важно правильно оценить сложность и опасность каждого препятствия для того, чтобы принять нужное решение о способе его прохождения, мерах безопасности, страховке. Никогда не следует безоговорочно доверять прочитанному в отчете или книге описанию препятствия. Достаточно немного измениться уровню воды и данное препятствие может настолько изменить свой вид, что придется менять даже способ его прохождения. Поэтому каждое серьезное препятствие должно быть обязательно разведано.

В водном походе необходимо проводить разведку всех препятствий, рекомендуемых для этого предыдущей группой, а также тех препятствий, характер которых существенно меняется с изменением уровня воды. В случае первопрохождения разведываются почти все препятствия. В процессе движения при определении необходимости разведки препятствия нужно руководствоваться следующим правилом: разведывать все препятствия, линия движения в которых не просматривается с наплыва. На реках с мощным течением необходимо иногда разведывать препятствия и с видимой линией движения, если эта линия проходит через высокие водосливы или высокие стоячие волны, т. е. прохождение связано с опасностью. Разведка проводится с того берега, ближе к которому пройдет предполагаемая линия движения. Если при разведке с одного берега выясняется, что линия движения пройдет у другого берега, нужно переправиться и повторить разведку. На очень узких реках, шириной не более 15 м, можно проводить разведку с любого берега.

Разведку рекомендуется осуществлять в следующем порядке: сначала проводится оценка мощности, направления, а также чистоты отдельных струй и сливов, на которые разбивается поток, оценка возможности перехода в случае необходимости из одной струи в другую. При этом можно пользоваться чурбаками, ветками и т. п., хотя эти мелкие предметы и ведут себя в струе не совсем так, как байдарка, лодка или плот. Одновременно оценивается высота и направление (косые или прямые) стоячих волн на выходах сливов, возможность входа и выхода из струи в различных местах. Затем окончательно выбирается линия движения. Разведку нужно проводить с небольшой высоты над водой. Со скал или бомов, возвышающихся над водой более, чем на пять-семь метров, течения и струи в порогах видны намного яснее, однако, скорость течения, высота валов и водосливов — преуменьшаются: препятствие с высоты выглядит гораздо безопаснее, создается впечатление о легкости его прохождения. Это очень опасная ошибка. Следующий важный этап разведки — выбор ориентиров и их запоминание. Любая самая хорошая линия движения может быть нереализована, если потеряна ориентировка при прохождении препятствия. Трудность этой операции состоит в том, что ориентиры выбираются с берега, когда они видны с какого-то одного более высокого уровня, а находить эти ориентиры приходится с воды, с более низкого уровня. Ориентиры должны быть контрастными по форме или цвету и хорошо заметными с воды на общем фоне местности. Для обозначения поворотом, переходов из одной струи в другую или от одного берега к другому очень хороши ориентиры типа створных знаков (совпадение двух или нескольких ориентиров по одной линии). Чаще всего в русле реки в качестве ориентиров используются камни, возвышающиеся над уровнем потока. Эти камни хорошо видны снизу, а сверху они бывают прикрытыми набегающим потоком воды. Поэтому нужно удостовериться, что камень, хорошо видный снизу, виден и сверху.

Если естественных ориентиров недостаточно или они нехарактерны, плохо заметны, то можно попросить любого свободного участника группы выполнить роль ориентира, тем более, что он может быть одновременно и сигнальщиком и подавать команды на корректировку линии движения. Обычно таких команд три: «левее», «правее» и «прямо». О способе подачи команд нужно договориться заранее. Удобны команды руками — отведенная горизонтально рука сигнальщика указывает, что нужно двигаться в данную сторону, две руки, поднятые вертикально, соответствуют команде «прямо».

После того, как ориентиры намечены, необходимо еще раз просмотреть их с низкого уровня, присев на берегу у самой воды. Сев в байдарку, лодку или на плот, необходимо тут же найти первый из всей цепочки ориентиров данного разведанного участка. Если ориентир не находится, необходимо тут же с берега повторить разведку. Нельзя начинать прохождение препятствия, не найдя первою ориентира, в надежде привязаться к нему где-нибудь дальше. Ведь при входе в препятствие обстановка осложнится, потребуется усиленное внимание на выполнение маневров и тогда уже пытаться войти в цепь ориентиров будет очень трудно.

Длинная цепь ориентиров трудно запоминается, поэтому разведывать и запоминать ориентиры в зависимости от сложности препятствия нужно на участке длиной 200— 500 м. Длина этого участка зависит и от сложности линии движения. Желательно, чтобы на разведанном и проходимом в один прием участке было не более пяти-шести ориентиров. Ориентиры должны быть выстроены в последовательную цепь, каждый последующий ориентир должен быть хорошо различим от предыдущего. Каждое изменение линии движения: поворот, переход от одного берега к другому и т. п. должен быть обозначен своим ориентиром.

Вопрос обеспечения безопасности — это начальное обучение максимально возможного числа любителей водного туризма, а также дальнейшее обучение туристов-водников, которые постоянно занимаются этим видом спорта. Те, кто самостоятельно, без учета накопленного в водном туризме опыта постигают его «азы», учатся «читать» реку, преодолевать препятствия — не минуют переворотов, не минуют ошибок. Однако иногда цена ошибки в водном туризме слишком велика — жизнь человека. Поэтому лучший выход — первоначальное обучение в школах, организованных секциями водного туризма под руководством опытных инструкторов.

Но по мере накопления опыта и перехода к более сложным водным путешествиям на безопасность их проведения начинают влиять новые факторы. Ведь для опытного туриста сам по себе переворот байдарки, лодки или даже плота еще не авария. В определенных условиях переворот допустим. Водный туризм не стоит на месте. Здесь всегда существуют ступеньки, для преодоления которых требуется очередное усовершенствование техники и тактики. Новые технические и тактические приемы рождаются в процессе преодоления каждой из этих ступенек. Ведь со старой техникой и тактикой их не возьмешь. Рождение же новых приемов связано с определенным риском.

Если не рискнуть на преодоление очередной ступеньки, то и техника и тактика любого вида туризма остановятся в своем развитии. Необходимо только правильно определить допустимую степень риска. В развитии видного туризма две таких ступеньки можно четко наметить уже сейчас. Первая — переход на многоводные реки, например, Катунь, Ципа и Ока. В первом прохождении Катуни у туристов были неоднократные перевороты, но тогда и плоты и техника не соответствовали характеру препятствий. Прошло несколько лет и ступенька была преодолена. А затем вслед за плотами по мощнейшей воде Нижней Катуни пошли надувные лодки и даже байдарки. Вторая ступенька — переход на горные реки Памира и Тянь-Шаня, а также Алтая. Полное преодоление этой ступеньки, пожалуй, еще не закончено.

Таким образом, риск необходим. Но какова допустимая степень риска? Переходя к оценке конкретных препятствий, можно сказать, что риск допустим только при наличии высокого спортивного мастерства, только в тех случаях, когда есть время и реальная возможность обеспечить должный уровень безопасности, т. е. обеспечить действенную страховку. Действенной называется такая страховка, которая со 100-процентной вероятностью позволяет ликвидировать последствия аварии, т. е. еще до начала следующего опасного препятствия спасти людей и выловить суда в случае их переворота. Если же должный уровень безопасности обеспечить нельзя, то риск недопустим. Нужно иметь в виду, что с изменением техники и тактики преодоления препятствий меняются и способы страховки. Здесь уже старые способы не всегда могут обеспечить необходимую действенность в условиях преодоления освоенных за последние годы туристами-водниками качественно новых, неизмеримо более сложных препятствий.

Страховка организуется там, где жизни туриста угрожает опасность вне зависимости от протяженности опасного участка, опыта туристов, категории сложности путешествия. Основная задача страховки — в случае аварии быстро, до попадания аварийного экипажа в следующее препятствие, выловить экипаж и судно, не допустив травм экипажа и поломки байдарки, лодки или плота. Основная конкретная цель всякой страховки — подать терпящему бедствие экипажу или отдельным его членам конец спасательной веревки, закрепленной на берегу. Когда спасательная веревка натянется, люди или судно «маятником» будут прибиты к берегу.

Говоря о безопасности, нельзя упускать из виду и необходимость специальных тренировок участников водных походов по действию в условиях различных аварийных ситуаций. Растерянность, неумение бороться с аварией в сложных ситуациях страшнее не меньше, чем отсутствие спасательных средств. В последнее время психологической подготовке человека по преодолению критических ситуаций уделяется большое внимание, и это не случайно. На примере аварий в море выяснено, что убивает не голод, не жажда, не отсутствие спасательных средств, а растерянность и страх. Конечно, авария на самой опасной горной реке, пожалуй, полегче аварии где-нибудь в Атлантическом океане. Однако, и в этом случае растерянность и страх — первый и основной враг, первая и основная причина гибели людей, оснащенных всеми необходимыми спасательными средствами. Не теряться, бороться за спасение себя и своего судна, трезво оценивать свое состояние и свои возможности — вот основные действия — закон поведения при аварии. К аварии нужно готовиться так же, как к прохождению порогов и других препятствий: нужно тренироваться в покидании перевернутого судна, в обратном переворачивании лодок и плотов, в плавании в спасательном жилете в бурной реке, в бросании и приеме спасательного конца.

В аварийной ситуации необходим постоянный самоконтроль и контроль за обстановкой на реке. Если турист сброшен в воду с плота или лодки, он должен попытаться догнать судно и взобраться на него, независимо от того, в каком положении оно находится. Перевернувшись с байдаркой, нужно выплыть и держаться за нее. Плывя вместе с судном, надо стараться как можно быстрее пристать к берегу. Находясь в воде, необходимо помнить об основных опасностях — ударах о камни, сбоях в дыхании и переохлаждении. За последние годы отмечено несколько случаев гибели очень опытных туристов, оснащенных всеми необходимыми спасательными средствами. По-видимому, здесь можно выделить одну общую причину — потеря самоконтроля в результате длительного действия одного из перечисленных выше факторов.

Чтобы ослабить удары о камни, необходимо занять в воде правильное положение — поднять и слегка согнуть ноги. От ударов о камни можно защищаться также лодкой или байдаркой. Удары о камни наиболее вероятны на сложных участках реки. Поэтому, если впереди серьезное препятствие: крутой водослив, водопад, частые камни, лучше бросить судно и самому добраться до берега. Если до начала опасного участка до берега добраться уже нельзя, можно зайти в «тень» камня и там дождаться подачи спасательного конца с берега. Удары о камни чаще всего приходятся на конечности, что менее опасно. Удары по жизненно важным центрам могут вызвать потерю сознания или болевой шок, что очень опасно. На горных реках с сильно вспененной водой подъемной силы в 16 кг обычного спасательного жилета может оказаться недостаточно для того, чтобы предохранить человека от сбоев дыхания и захлебывания в валах. Для таких рек необходим спасательный жилет с подъемной силой 22—24 кг. Полезен в этом случае надувной воротник на спасательном жилете.

Большую опасность представляет переохлаждение организма. При плавании в холодной воде горных рек, особенно весной, переохлаждение наступает очень быстро. Поэтому при подходе к опасным участкам следует надевать шерстяные вещи, ведь шерсть, даже мокрая, лучше сохраняет тепло. Попав в воду, необходимо контролировать время пребывания в воде и всеми силами стараться его сократить. При сильном переохлаждении сначала притупляется реакция на опасность, теряется способность принимать наилучшие решения, а затем наступает безразличие. Время наступления этого момента зависит от физического состояния, возраста и типа нервной системы каждого конкретного человека, однако 10–15 минут – это крайний предел пребывания в холодной воде горных рек. Если за пять–семь минут не удалось причалить к берегу с байдаркой или лодкой самостоятельно или с помощью страховки, организованной с берега, нужно бросать судно и прибиваться к берегу самому. Этот лимит времени требует четких и быстрых действий также и от страхующих.

Основы безаварийного проведения похода закладываются при его подготовке. Как же нужно готовить поход? Подготовка состоит из разработки маршрута, подготовки группы, снаряжения и составления графика движения. Основным требованием является соответствие выбранного маршрута техническому уровню и физическим возможностям участников путешествия. Однако в водном походе, достаточно часто, кроме руководителя группы, есть еще командиры судов, роль которых в группе очень велика. Именно от действий командира судна в значительной степени зависит безопасность путешествия. К командирам судов предъявляются повышенные требования — они должны иметь опыт похода на категорию ниже, либо в качестве руководителя группы, либо командира судна.

Определенную роль в обеспечении безопасности водных путешествий играет и физическая нагрузка участников. Она сильно изменяется не только в зависимости от сложности маршрута, но даже и от района путешествия при одной и той же категории сложности путешествия. Например, такая эталонная «пятерка», как Ка-Хем, физически значительно легче многих «троек» и «четверок» на Приполярном и Полярном Урале, включающих многодневный подъем против течения и волок длиной 25—35 км через перевал. Поэтому при выборе маршрута нужно обязательно учитывать и физическую нагрузку, которая будет в походе. Если группа не схожена и формируется вновь, руководитель обязан провести совместные предпоходные тренировки, чтобы оценить техническую подготовленность и физические возможности участников, с которыми он раньше не ходил, иначе он может столкнуться с фактом несоответствия группы маршруту непосредственно уже на маршруте. Такое несоответствие может стать причиной аварии или срыва похода.

Снаряжение и продукты также должны соответствовать маршруту. Индивидуальные спасательные средства обязательны в любом походе. Если на маршруте есть опасные и сложные препятствия, требующие страховки, группе необходимо страховочное снаряжение. При проведении похода в северных районах (Кольский полуостров, Полярный и Приполярный Урал, горы Путорана) необходимо иметь больше теплых вещей, чем обычно, а кое-где и примус с запасом топлива. В любом водном походе продукты, которые могут подмокнуть и от этого испортиться, необходимо хранить в герметичной упаковке, удобной для повседневного контроля за их расходованием и состоянием. При перевороте судна бывают случаи запутывания в веревках. Поэтому каждый турист должен иметь нож в ножнах для того, чтобы в случае необходимости быстро разрезать веревку. Каждому туристу следует также иметь спички в непромокаемой упаковке, чтобы развести костер, если придется выбраться на берег отдельно от группы. Если маршрут проходит по ненаселенной местности, хлеб необходимо заменить сухарями и мукой, а продукты взять на весь маршрут.

При проведении похода с подъемом против течения и волоком необходимо тщательно отбирать снаряжение, чтобы не иметь ничего лишнего. Любое упущение может стать либо косвенной причиной аварии, либо усугубить последствия уже произошедшей аварии. Но правильно подобрать снаряжение еще недостаточно, необходимо также проверить его исправность, а в случае необходимости и отремонтировать. Например, при проведении байдарочного похода по горно-таежным рекам необходимо серьезно укрепить кильсон, нижний пояс стрингеров и всю конструкцию байдарки. На не очень сложных реках с высотой валов более 0,3 м необходимо оборудовать байдарку фартуком, позволяющим легко покинуть байдарку при перевороте.

Для составления графика движения необходимо собрать как можно больше материалов о маршруте, как о его водной части, так и о путях подхода к воде. По подходам необходимо узнать о наличии дорог и транспорта, регулярности движения и виде транспорта, ориентировочную стоимость проезда, конечный пункт, куда можно доехать. Исходя из этих сведений, выделяется определенное время на подъезд к маршруту. Если путь подхода к воде предусматривает движение пешком, следует иметь в виду, что средняя скорость движения при переносе снаряжений челноком (в две ходки) составляет 10—12 км в день по тропе. Таким образом, пешеходные подходы более 50—60 км могут занять много дней и прохождение самого водного маршрута уже теряет смысл. Переходя к составлению графика движения по реке, нужно пользоваться материалами отчетов групп, уже прошедших данный маршрут, а в случае первопрохождения постараться выделить по общегеографическим данным однородные участки реки и составить их описания. Скорость движения на этих участках будет зависеть от количества и характера препятствий, от направления движения (вверх или вниз по реке). В графике движения обязательно должны быть предусмотрены резервные дни – на непогоду, на ремонт байдарок, на ожидание самолета и т. п. Правильно составленный график движения – одно из важнейших условий отсутствия спешки на маршруте, а, следовательно, и важное условие безаварийного проведения похода.

Обеспечение безопасности при плавании на различных судах имеет свои особенности. Ниже приведены рекомендации по обеспечению безопасности при плавании на байдарках, плотах и надувных лодках.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ

НА БАЙДАРКАХ

 

По способам осуществления страховку различают: с воды, с берега и взаимную на воде. Наиболее действенна страховка с воды. Для страховки с воды выделяется байдарка с полным экипажем. Эта байдарка проводится или обносится за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву в полной готовности и находиться ниже по течению, но возможно ближе к опасному участку, например, в улове, заводи или «тени» большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано возможно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В страхующей байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25—30 м. Репшнур нужно свернуть в легко разворачивающуюся бухту. К свободному концу репшнура следует закрепить альпинистский карабин. Другой конец репшнура нужно закрепить в байдарке так, чтобы его можно было легко отпустить в случае необходимости (например, когда аварийная байдарка начинает тащить страхующую, а также при передаче этого конца на берег). Если со страхующей байдарки не видно начала преодолеваемого группой препятствия, необходимо выставить сигнальщика, который даст знать экипажу страхующей байдарки о начале движения очередного экипажа и об аварии, если она произошла.

В случае переворота проходящей препятствие байдарки страхующая байдарка должна как можно скорее подойти к аварийной. Если аварийная байдарка и экипаж плывут отдельно, необходимо сначала спасать людей, затем байдарку, а уж потом отдельные предметы снаряжения, которые могут выпасть из байдарки. Отдельно плывущему человеку не следует пытаться влезть в страхующую байдарку, подошедшую к нему. Он должен взяться за корму байдарки и слепка вылезть на нее, не нарушая равновесия. После этого страхующая байдарка подводит его к берегу.

Подходить к аварийной байдарке нужно со стороны выше по течению. Затем, зацепив карабин страховочного репшнура за обвязку байдарки, нужно, разматывая страховочный репшнур, как можно быстрее двигаться к берегу, не допуская натяжения репшнура. Страховочный репшнур можно зацепить также за спасательный репшнур аварийной байдарки, если он имеется и не запутан. Если спасательный репшнур аварийной байдарки имеет достаточную длину (20—25 м), можно доставлять к берегу непосредственно этот конец. Когда страхующая байдарка подошла к берегу, один из членов ее экипажа должен выйти на берег и закрепить доставленный конец репшнура или передать его участнику, уже стоящему на берегу. Если страхующая байдарка не смогла доставить страховочный конец на берег до момента его натяжения, то на плесе ее экипаж еще может пытаться подтянуть аварийную байдарку к берегу, следя за тем, чтобы натяжение страховочного конца не создало опрокидывающего усилия. Если рядом есть свободная байдарка, уже прошедшая препятствие, то она может доставить на берег конец, привязанный к страхующей байдарке. Однако, если до берега не очень далеко, свободная байдарка может действовать более эффективно, упершись носом в аварийную и толкая ее к берегу. Толкание аварийной байдарки к берегу – довольно действенный прием, так как боковое сопротивление перевернутой байдарки невелико. Если страхующая байдарка не смогла доставить на берег конец спасательной веревки до начала следующего препятствия, его необходимо отпустить. Нельзя входить в препятствие сцепом из двух байдарок на туго натянутой веревке. Если последующее препятствие достаточно серьезное или очень длинное, экипаж аварийной байдарки также должен бросить свою байдарку и выбираться на берег. Работы по спасению байдарки могут быть возобновлены только ниже этого препятствия.

С берега применяется страховка с бросанием спасательного конца и страховка с подачей спасательного конца с помощью «кораблика» или спиннинга.  Береговая страховка любым способом должна быть задублирована для большей надежности, т. е. должно быть выставлено два последовательных поста страховки через 30–50 м.

Страховка с бросанием спасательного конца может использоваться только на узких реках, шириной до 10–12 м, при большей ширине реки эта страховка из-за недостаточной точности броска мало эффективна. Страхующий становится на мысу или на достаточно устойчивом камне, возможно дальше выдающимся в реку с того берега, ближе к которому проходит предполагаемая линия движения, а также та часть струи, в которой может оказаться байдарка при возможной ее аварии. Спасательный конец длиной 25–30 м должен быть собран в свободно лежащую бухту большого диаметра у ног страхующего. Нижний конец спасательной веревки должен быть привязан за дерево или большой камень на берегу, а верхний – снабжен легостью для бросания. Легость делается или из самой веревки или используется небольшой мешочек с песком, кусок дерева и т. п. При появлении аварийной байдарки с экипажем, страхующий бросает легость так, чтобы она попала за байдарку впереди первого человека, держащегося за байдарку. Не нужно намечать для бросания какие-то заранее определенные точки, не связанные с байдаркой — в воде легость мгновенно сносит благодаря большому сопротивлению репшнура, попавшего в воду, а предсказать величину этого сноса очень трудно. В бросании легости нужно заранее тренироваться. Если легость брошена правильно, то веревку обязательно пронесет сначала мимо первого, а затем и второго человека, держащихся за байдарку, и вероятность захвата ими веревки будет достаточно велика. Захватив спасательный конец, один из членов экипажа аварийной байдарки привязывает его к обвязке байдарки. Если люди плывут отдельно от байдарки, вероятность захвата ими веревки значительно меньше. В этом случае легость нужно бросать перед плывущим и дальше за него, чтобы веревка оказалась у него перед грудью.

На особенно узких и неглубоких реках применяется страховка с подачей спасательного конца самим страхующим, бросающимся в воду. В этом случае на спасательном конце вместо легости закрепляется карабин. Страхующий, в свою очередь, обязательно страхуется с берега другими участниками вторым спасательным репшнуром. Приблизившись к аварийной байдарке, он цепляет карабин за обвязку байдарки и возвращается на берег.

В последнее время начали применять страховку с берега с подачей спасательного конца «корабликом». «Кораблик» — водяной змей, позволяющий завести леску далеко от берега: при большой скорости течения ее можно протянуть через всю реку. При организации страховки «кораблик» делается больше, чем для рыбной ловли, а вместо лески привязывается спасательная веревка. С помощью «кораблика» эту веревку можно протянуть довольно далеко и экипаж аварийной байдарки сможет легко его захватить.

Нередко для передачи конца спасательной веревки аварийному экипажу, находящемуся на камне, используется спиннинг с миллиметровой леской и грузиком на конце.

В ряде случаев, особенно при движении в каньонах, щеках, очень трудно или просто невозможно организовать страховку с воды или с берега. В этих случаях две или три байдарки движутся с взаимной страховкой. Наибольшей опасности подвергается экипаж первой байдарки, так как выбирает линию движения он. Экипажи второй и третьей байдарок, следуя за первой, почти освобождены от необходимости выбора линии движения, поэтому они и осуществляют страховку. В основном это делает экипаж второй байдарки. Вторая байдарка должна быть снабжена страховочным концом. Экипаж ее должен быть достаточно сильным и опытным. В случае аварии методика действия страхующей байдарки такая же, как описано выше. При взаимной страховке байдарки идут теснее, чем обычно, на расстоянии 20—30 м.

Если в группе три или больше байдарок, при страховке необходимо соблюдать порядок и не бросаться всем сразу к аварийной байдарке. Подавать страховочный конец должна только одна байдарка, если ей это не удалось, подает следующая. Свободные байдарки могут только помогать страхующей, как описано выше.

В последнее время в некоторых сложных байдарочных походах группы берут с собой надувную резиновую лодку типа «ЛАС» специально для организации страховки. Действительно, эту лодку легче обнести, да и страховать с нее проще, удобнее и безопаснее, чем с байдарки. В частности, аварийный экипаж может быть принят в лодку с воды. Такой опыт организации страховки заслуживает широкого распространения в сложных водных походах.

Еще два новых тактических приема также можно отнести если не к разряду страховочных, то, во всяком случае, к разряду повышающих безопасность. Первый из них — движение в качестве передовой байдарки, легко управляемой и в значительной степени разгруженной одиночной байдарки с сильным и опытным членом группы. Эта байдарка может заранее предупредить об опасном участке, требующем разведки и страховки, а сама из-за легкой управляемости и большой скорости может уйти из опасной зоны, разведав ее, насколько можно, с воды. При этом не тратится время на разведку относительно несложных участков, разведываются только сложные. Опасность же попадания с ходу в сложный и опасный участок за счет высокой маневренности сведена до минимума. Второй тактический прием — движения с базовым лагерем. Применяется этот способ на коротких (пять - десять км), но насыщенных сложными препятствиями участках. В этом случае байдарки оставляются у начала препятствия, а весь груз переносится к концу участка, где организуется постоянный базовый лагерь, служащий в течение всего времени прохождения этой части маршрута (два - три дня). При этом экономится время за счет ежедневной разбивки лагеря, разгрузки и загрузки байдарок (правда, это же время уходит на хождение от лагеря к байдаркам), нет опасности подмочить или утерять продукты или снаряжение при преодолении препятствий. Скорость движения группы при этом мала (два – четыре км в день), однако это вполне отвечает нормативам преодоления весьма сложных участков. В качестве примеров участков, где можно применить такую тактику, можно назвать Кагунские и Ка-Хемские щеки, Иньсукский каскад на Кантегире, предустьевый каньон на реке Хзан-ор в Дагестане, участок перед пятым каньоном и пятый каньон на Чаткале. Страховка организуется для спасения плывущих в воде людей и байдарок. Однако довольно часто аварии возникают при навале байдарки на какое-либо препятствие: камень, корягу, низко нависающие ствол или ветви дерева, завал. В большинстве случаев такой навал заканчивается переворотом и поломкой байдарки и прижатием ее к препятствию на которое произошел навал. Особенно опасны стволы и ветви деревьев, коряги, завалы. Когда быстрое течение затягивает байдарку под низко нависающие стволы или ветви деревьев, нужно, если позволяет высота, постараться пригнуться как можно ниже и пройти, не теряя скорости. Можно также, если байдарка без руля, попытаться выйти из затягивающей струи обратной греблей. Нельзя хвататься руками за нависающие ветви, так как байдарку будет затягивать сильнее и вероятность переворота при этом еще больше увеличится. Очень опасен навал на корягу, так как своими разветвлениями она может проткнуть оболочку и прочно захватить байдарку. При навале на камень, если байдарку прижимает носом или средней, находящейся между гребцами, частью трудно избежать переворота.    Если же байдарку наваливает кормой, начиная от второго гребца, то можно попытаться избежать переворота открениванием байдарки декой к камню, а не наоборот. При любом откренивании вода должна подтекать под байдарку, а не давить на ее погруженную в воду часть. Открепившись в сторону камня, необходимо быстро, используя инерцию байдарки и скорость течения, пройти мимо камня в свободную воду. Если этот маневр не удался, байдарка переворачивается, становится декой против течения и, согнувшись против камня. прочно прижимается к нему потоком. При этом обычно ломаются или расстегиваются кильсон и фальшборты и ломаются средние (один или несколько) разрезные шпангоуты. Носовая и кормовая секции набора байдарки чаще всего остаются целыми. При навале байдарки на камень экипаж должен постараться удержаться на камне или за камнем в его «тени», где нет течения, а затем влезть на него. В этом случае остальные участники группы немедленно начинают спасательные работы. Скорость спасательных работ определяется тем, что экипаж аварийной байдарки, находясь на камне в мокрой одежде, быстро переохлаждается. Еще быстрее наступает переохлаждение, если люди, потерпев подобную аварию на горной или горно-таежной реке, стоят в воде. Переохлаждение — это мощнейший неблагоприятный фактор, отрицательно воздействующий не только на физическое состояние человека, но и на его психику. Поэтому в подобной ситуации группа должна быть готова как можно быстрее как к страховке, так и к спасательным работам. Все члены группы должны иметь четкое представление о том, что делать каждому из них при страховке и спасательных работах. Все указанные работы обязательно выполняются в спасательных жилетах.

Если байдарка находится на камне вместе с экипажем, первой задачей спасательных работ является подача терпящим бедствие туристам конца спасательной веревки. Спасательный конец подается с берега броском, с помощью спиннинга или «кораблика». Аварийный экипаж, приняв спасательный конец, привязывает его к обвязке байдарки в той ее части, которая находится дальше от берега, с которого ведутся спасательные работы. Другой конец спасательной веревки должен быть закреплен на берегу выше по течению. Вторая задача — снять байдарку с камня. Сделать это обычно очень трудно, так как течение сильно прижимает середину байдарки к камню. Аварийному экипажу нужно попытаться приподнять над водой ту часть байдарки, которая находится дальше от берега и вылить из нее воду. С берега в это время подтягивают спасательный конец. Если одну часть байдарки удалось облегчить и поднять над водой, то другая ее часть, находящаяся в воде ближе к берегу, действует как водяной парус или якорь и течение само начинает стаскивать байдарку с камня. Находящиеся на берегу участники усиливают воздействие течения подтягиванием спасательного конца. Когда течение полностью стащит байдарку с камня, выбранная часть веревки закрепляется и байдарка «маятником» прибивается к берегу. Если с помощью облегчения одной части байдарки снять ее с камня не удается, необходимо разрезать оболочку в средней части байдарки. В этом случае сила течения, прижимающая байдарку к камню, уменьшается, так 1как вода свободно проходит сквозь разрез, и байдарка снимается значительно легче. Могут быть и другие способы снятия байдарки в зависимости от конкретной ситуации.

После снятия байдарки спасательный конец подается поочередно членам экипажа аварийной байдарки. Поскольку при малейшем заклинивании камнями спасательной веревки в воде, она натягивается, и человека, закрепленного за спасательный конец, начинает притапливать (эффект «водяного змея»), то для потерпевших подобную аварию рекомендуется не привязываться к веревке, а только держаться за нее. Для того чтобы руки не соскользнули с веревки, на ее конце следует сделать узел проводника, либо закрепить какую-нибудь легость или небольшую палку. При вытягивании пострадавшего нужно следить с берега за тем, чтобы веревку не заклинило. При малейшей опасности подобной задержки веревки последнюю нужно либо подтягивать, либо стравливать. Если все же веревка заклинилась и спасаемого участника начинает притапливать и он захлебывается, он должен немедленно отпустить спасательный конец и выбираться на берег самостоятельно. Предвидя подобное, остальные участники группы должны заранее организовать в 10—25 м ниже по течению пост перехвата свободно плывущего человека. Если же спасаемый не испытывает притапливания, например, при небольшой скорости потока, ему в течение трех-пяти минут не следует бросать заклинившейся веревки: группа принимает срочные меры по расклиниванию веревки или заброске пострадавшему конца второй спасательной веревки ниже места заклинивания первой веревки. Перехватившись за новую веревку, пострадавший с ее помощью прибивается потоком к берегу.

В том случае, когда экипаж аварийной байдарки не смог удержаться на камне, людей спасают как описано выше, а для спасения байдарки необходимо попытаться подойти к камню на другой байдарке и высадить на него человека. При подходе к камню можно воспользоваться его «тенью», где нет течения. Если же высадка на камень невозможна, придется ждать подъема или спада воды. Подъем воды может смыть байдарку, а спад — даст возможность подойти к ней вброд или облегчит переброску человека на камень. Когда к байдарке переброшен человек, дальнейшие работы осуществляются по методике, описанной выше.

Наиболее опасно попадание байдарки в завал. Завалы чаще всего непохожи друг на друга и поэтому трудно дать исчерпывающие рекомендации по спасательным работам в завалах. Главная опасность завала — подсос воды. Он не одинаков по всей ширине завала: чем более глубоко находятся в воде бревна завала, тем подсос потока сильнее. При попадании в завал прежде всего нужно попытаться выбраться на него. Если выбраться на завал в данном месте нельзя, нужно уходить из области сильного подсоса в область более слабого. Только оказавшись в полной безопасности, нужно приступать к спасению байдарки. Байдарку, пользуясь боковыми течениями, также нужно выводить в область слабого подсоса. Здесь можно будет перевернуть байдарку, вылить из нее воду, а затем либо сесть в нее, либо транспортировать в более удобное место. Очень опасен завал с острыми сучьями, которые могут привести к травмам экипажа или пропороть оболочку байдарки.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ НА ПЛОТАХ

Страховка в походе на плотах имеет свои особенности; в отличие от походов на других видах судов, здесь даже при плавании группой из нескольких плотов практически исключается страховка с воды. Экипаж второго плота обычно занят страховкой с берега и подачей сигналов экипажу, проходящему порог. Страховка же с воды экипажем второго плота малоэффективна, так как плот гораздо менее маневрен при причаливании и отчаливании, чем байдарка или лодка, да и в потоке он может перемещаться в основном только вперед и с ограниченной скоростью вбок, т. е. практически другим плотом нельзя перехватить аварийный плот или его экипаж, плывущий отдельно от плота. Поэтому в плотовом походе для обеспечения страховки с воды рекомендуется иметь надувную лодку или байдарку, которые можно использовать также для осмотра препятствий с другого берега, куда на плоту не всегда удается переправиться в том случае, если плот стоит слишком близко от начала порога или шиверы. Лодку можно использовать для оказания помощи людям, плывущим отдельно от плота, для вылавливания унесенных вещей и гребей, для переправы к застрявшему перевернутому плоту, для передачи на него спасательного конца и т.п. На лодке нельзя перехватить неуправляемый плот и доставить его к берегу, так как инерция плота во много раз превышает силы 1ребцов. Надувную лодку можно хранить надутой на плоту, если размеры плота позволяют это сделать. Можно везти ее и в упаковке, надувая лишь при необходимости.

Имеется положительный опыт совместного плавания на плотах и надувных лодках типа «ЛАС». Совместное плавание на плотах и байдарках не рекомендуется из-за разных скоростей судов и слишком различного подхода к прохождению сложных участков. Это будет вызывать лишь ненужные задержки в пути. Плавание группой из двух плотов существенно повышает безопасность похода сравнительно с плаванием на одном плоту, так как экипаж второго плота на сложном участке может организовать страховку с берега и в случае необходимости оказать квалифицированную помощь аварийному плоту. Наличие на берегу лоцмана, имеющего, как правило, большой опыт сплава и ликвидации аварий, а также свободного экипажа плота, поможет снять плот с камней, организовать переправу на берег, вовремя отыскать место остановки перевернутого плота и организовать его спасение и т. п. Сохранение хотя бы одного из плотов и определенного запаса продуктов и снаряжения значительно скрасит жизнь и уменьшит лишения потерпевшей аварию группы, для которой река является единственным путем выхода в населенную местность. Плавание группой более чем из двух плотов, при условии последовательного прохождения наиболее сложных участков (в чем и состоит преимущество большой группы), приводит к большим потерям времени и поэтому нецелесообразно.

Иногда организуется страховка с помощью спасателей, бросающихся в воду на перехват плывущих людей или вещей. Спасатель плывет в спасательном жилете и страхуется с берега веревкой. Этот способ эффективен на плесовых участках, на порогах же скорость течения значительно выше скорости плавания такого спасателя, поэтому прежде чем он продвинется на необходимое расстояние поперек реки, его снесет вниз на всю длину веревки. Если же ниже по течению между спасателем и берегом окажется надводный камень, то зацепившаяся за него веревка грозит притоплением и быстрым переводом спасателя в разряд утопленника, болтающегося под водой на привязанной веревке. Во всех случаях привязывание к веревке должно осуществляться только с помощью альпинистского карабина, позволяющего быстро отцепиться от нее. Неумелое обращение с веревкой стоило жизни не одному туристу-воднику. На случай непредвиденных осложнений с веревкой рекомендуется всегда иметь под рукой острый нескладной нож в ножнах. Но даже наличие карабина и ножа не всегда гарантирует успешный выход из трудных положений. Поэтому, организуя страховку или переправу с помощью веревки, нужно заранее продумать ситуации, в которых может оказаться турист, работающий с веревкой. Ведь сила потока, набегающего на закрепленного на веревке человека, настолько велика, что зачастую не оставляет ему возможности осуществить полноценные движения руками и ногами. А времени на эти движения, прежде чем человек захлебнется, остается несколько секунд.

Следует сказать о самостраховке — комплексе мероприятий, обеспечивающих автономную защиту человека от аварий. Самостраховка предусматривает наличие спасательного жилета и шлема. Необходимо, чтобы спасательный жилет имел достаточную подъемную силу и надежно крепился на туристе. В качестве защитного шлема чаще всего используются хоккейные и велосипедные шлемы при условии усовершенствования их крепления на голове. Непригодны горняцкие и строительные фуражки и каски с большими полями, так как при попадании в воду их сразу же срывает с головы. Малопригодны мотоциклетные шлемы из-за своей громоздкости и быстрого намокания. Для защиты коленного сустава и голени, как наиболее уязвимых мест при ударе о камни, многие туристы в последнее время используют самодельные щитки из кусочков пенопласта, зашитых в ткань. Эти щитки пришиваются непосредственно к штормовым брюкам, в которых туристы находятся на плоту. Кроме того, каждому туристу рекомендуется иметь при себе комплект, в который входят документы, деньги, спички, индивидуальный медицинский пакет — все это в непромокаемой упаковке, а также нескладной нож в ножнах.

Самостраховка при плавании на плоту предусматривает нахождение надежного узла плота, за который можно держаться во время подтопления плота или его удара о камень, а также во всех других случаях, когда на туристов с полной силой начинает действовать водный поток. На деревянных плотах большое распространение получили страховочные колья, врубаемые в бревна става. Держась за них, туристы могут противостоять напору воды при глубоком заныривании плота и при ударе его о камень. На надувных плотах страховочные колья крепить негде, но как показал опыт, и потребность в них меньше, так как обладая большей гибкостью и запасом плавучести, надувные плоты не так сильно погружаются в воду, как деревянные в аналогичных ситуациях, поэтому тут и сила воздействия потока на людей меньше. Здесь достаточно прочно держаться за переднюю гребь, детали настила или заднюю подгребицу. При этом, если на деревянных плотах от ударов волн больше страдали передние гребцы, для которых и ставились страховочные колья, то для надувных плотов положение несколько изменилось - водяной вал в пороге сильнее обрушивается на задних гребцов, которым при этом нужно думать не только о личной безопасности, но и об удержании задней греби.

Одним из наиболее распространенных видов аварий является переворот плота. Правда, теперь это не рассматривается как что-то чрезвычайное. Некоторые лоцманы уже заранее планируют место переворота плота при прохождении порогов. С широким внедрением в практику надувных плотов перевороты участились. Это объясняется понижением устойчивости, так как центр тяжести надувного плота располагается выше, чем у деревянного плота. При значительном превышении длины плота над его шириной (обычно отношение длины плота к ширине составляет 2,5:3,0) перевороты плотов совершаются из-за нарушения поперечной устойчивости, т. е. вначале плот кренится на один из бортов, а затем переворачивается. Имеется положительный опыт сибирских туристов, которые на небольших по размеру деревянных плотах уменьшали крен плота за счет отклонения за борт одного из членов экипажа, как это делается обычно на яхтах или в гонках мотоциклов с колясками. Для выполнения этого маневра вдоль бортов плота с помощью специальных кольев крепятся веревки-леера для удержания своеобразного «колясочника». Уменьшить опасность переворота можно также за счет правильной загрузки плота (равномерное распределение груза и членов экипажа с каждого борта). При просмотре порога заранее можно оценить характер воздействия боковых струй, которые, как правило, и опрокидывают плот, с тем, чтобы соответствующим перемещением членов экипажа в нужный момент противостоять их воздействию. Повышению остойчивости в некоторой степени способствует размещение всех камер только под бортами плота (середина плота остается свободной). Некоторые туристы при достаточном резерве плавучести уменьшают объем надутых камер, если при просмотре порога выявляется опасность переворота (при этом опускается центр тяжести и повышается остойчивость).

Если же переворот произошел, то первое что нужно сделать — быстро выбраться на перевернутый плот. Запаса его плавучести даже в этом положении хватит, чтобы защитить экипаж от волн и ударов о камни. Когда порожистый участок кончится, можно подумать о способе причаливания плота к берегу. Очень часто перевернутый плот тормозится своими надстройками и привязанными рюкзаками (если они не были оставлены па берегу при прохождении порога) и в концу концов цепляется за камни и останавливается. Чаще всего это происходит не у самого берега, поэтому экипажу предстоят еще спасательные работы по снятию плота с камней, переправе людей на берег, спасению груза, перевороту плота в нормальное положение и его ремонту. Но пока перевернутый плот плывет, необходимо вывести его из главной струи, которой он обычно следует. Для этого используют основные или запасные греби или их обломки, а также шесты и ваги, прихваченные при перевороте. Некоторые запасливые лоцманы укладывают вдоль бортов небольшие весла. Сразу после переворота и размещения членов экипажа на перевернутом плоту нужно вспомнить о швартовочных концах, которые следует вытащить из воды, распутать и смотать снова в удобную для работы бухту. Переворачивают плот в нормальное положение после того, как он будет подведен к берегу. Имеется опыт переворота плота и на воде, конечно, на плесовом участке.

Посадка плота на камни более опасна для деревянных, чем для надувных плотов. На плотах надувных обычно легче удержаться, так как и удары о камни происходят более мягко и набегающий поток не так сильно подтапливает плот, прижатый к камню. Деревянные же плоты подтапливает очень сильно. При резкой остановке плота от удара о камень вся сила потока обрушивается на гребцов. Поэтому, если удар предвидится заранее, то все члены экипажа по команде должны принять меры по самостраховке — ухватиться за страховочный кол, подгребицу, багажник, настил плота или другие подобные элементы конструкции.

Первое, что нужно сделать после посадки на камень, — постараться разгрузить ту часть плота, которая находится выше по течению, чем камень, на котором сидит плот. Иначе под давлением набегающей воды плот может стать вертикально. После стабилизации положения плота можно не торопиться и посовещаться о том, что делать дальше. Главное, на что нужно обратить внимание — что будет с плотом, когда он сойдет с камня. Если плот не стоит на ребре, то, как правило, снять его с одного камня всегда удается, однако, зачастую вслед за снятием плота следует более серьезная его посадка на два нижележащих камня, ликвидировать которую много сложнее. Поэтому рекомендуется тщательно продумать всю операцию по снятию плота заранее, предусмотрев и тех людей, которые будут управлять плотом, когда он окажется на плаву.

Снятие плота с камня на мелком месте осуществляется с помощью ваг. Предсказать все возможные ситуации при снятии с камня невозможно. Можно лишь указать некоторые типичные технические приемы. Хорошо использовать ваги и шесты в качестве слег, если их удастся просунуть между плотом и камнем. Иногда подтапливают нижнюю (по течению) часть плота с тем, чтобы давление набегающей воды помогало приподнимать плот. В ряде случаев удавалось снимать плоты раскачиванием и вращением вокруг камня с помощью гребей. На глубоких местах с быстрым течением хорошо помогает так называемая «оплеуха», т. е. бревно (запасная гребь), привязанное одним концом вплотную к передней  ронжине или стреле плота и выпущенное на веревке через заднюю подгребицу в струю с быстрым течением.

Очень серьезные посадки (постановка плота на ребро) требуют организации спасательных работ с берега. Если людей на берегу нет, то приходится кому-то из экипажа уходить на берег и организовывать затем переправу остальных членов команды. Здесь большую помощь при передаче веревки на плот с берега может оказать спиннинг с миллиметровой леской и грузиком на конце. Чтобы снять плот, нужно прикладывать усилия в двух направлениях: во-первых, тянуть его вверх по течению, ослабляя давление воды, и, во-вторых, тянуть его вбок, сдергивая с камня. Нельзя забывать и о том, что как только плот окажется на плаву, сил береговой команды может не хватить, чтобы удержать и причалить его к берегу. Поэтому веревка должна быть закреплена за камень или дерево с некоторой свободой для протравливания по мере спуска плота. Иногда для сдергивания плота применяют ворот или полиспаст из альпинистских карабинов. При этом следует соблюдать особую осторожность, так как на конце веревки, идущей к плоту, развивается очень большое усилие и изношенная или слегка поврежденная веревка может лопнуть и нанести серьезные увечья людям, находящимся рядом. Если все испытанные способы снятия плота не дали результата, то прибегают к разбору части настила у надувных плотов или отделению нескольких бревен става у деревянных плотов. Иногда приходится разрезать ронжины или стрелы деревянного плота. Ремонт такого плота занимает все-таки меньше времени, чем постройка нового.

Очень опасны для плота прижимы. Прижимами называются участки с очень крутыми поворотами, где большая масса воды наваливается на внешний берег поворота. Сила этой навальной струи настолько велика, что работы гребей может оказаться недостаточно, чтобы избежать удара плота о берег (чаще всего скальный). Чтобы грамотно пройти прижим, нужно строго держаться ближе к внутренней части основной струи, пересекать же струю следует только на прямых участках. Но часто даже грамотного захода в прижим оказывается недостаточно для ухода от удара, так как почти вся вода бьет в скалу. В этом случае нужно работать изо всех сил. Наиболее частая ошибка состоит в том, что при виде надвигающейся скалы перестают работать «поперек струи», а разворачивают плот параллельно берегу и начинают работать «от берега». Эффективность такой гребли гораздо ниже. Работать на пересечение струи нужно до самого конца. Лишь когда пройти прижим явно не удается и в следующее мгновение плоту грозит удар о скалу, следует убрать переднюю гребь, а задней гребью отвести корму от берега (так как плот после удара начнет разворачивать) и приготовиться к сильному толчку. Если после первого разворота грозит второй (вокруг кормы), следует убрать заднюю гребь и помочь развороту передней гребью. Обычно после одного-двух разворотов плот подхватывается течением и уходит от прижима. Наиболее опасны случаи, когда плот прижимает к скале боком и подтапливает. Тут нужно быстро перебраться на выступающие из воды части плота и крепко держаться. Скорее всего плот сразу же отойдет от берега. Хуже, если его начнет разворачивать в вертикальное положение. Тогда, если нет возможности выбраться на берег, нужно прыгать в воду, чтобы не оказаться зажатым между плотом и берегом.

Еще более опасны для плота завалы. Перекрывая собой отдельные протоки, а в редких случаях и всю реку, нависая над рекой на стрелках островов, они опасны тем, что под ними «ли рядом с ними проходит большое количество воды, сила течения которой может не позволить уйти плоту в сторону от завала, если он был замечен слишком поздно. Основной способ не попасть в завал — внимательно смотреть за рекой н своевременно уходить от завала в другую часть потока. Если с камнями и даже прижимами можно проводить эксперименты по оценке своих знаний свойств водного потока, то с завалами такие эксперименты полностью исключены. Завалы чаще образуются в среднем и нижнем течении реки, когда наиболее сложные препятствия уже пройдены, наступило благодушное настроение, команда отдыхает. Поэтому даже при своевременном обнаружении завала участники часто опаздывают с началом интенсивной работы гребями. Если плот подтянуло к завалу, нужно немедленно выпрыгнуть на завал, чтобы не оказаться вместе с плотом под завалом. Сила течения под бревнами завала такова, что человек не в силах справиться с ней. Поэтому о спасении какого-либо снаряжения можно думать лишь после того, как все члены экипажа окажутся в безопасности. Если плот не совсем затянуло под завал, можно снять с него груз, греби, веревки с обязательной страховкой работающих на плоту. Плот после попадания в завал, как правило, спасти не удается. Лишь незначительные завалы можно разобрать или проделать в них проход.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЛАВАНИИ НА НАДУВНЫХ

ЛОДКАХ

При плавании на надувных лодках нужно применять все приемы техники безопасности и приемы страховки для байдарок. Вместе с тем необходимо отметить ряд особенностей в мероприятиях по технике безопасности, присущих только надувным лодкам вследствие особенностей их конструкции. Для надувной лодки не страшен удар об круглый камень, скользящее прижатие к плоской стенке. Опасны же для лодок препятствия, при соприкосновении с которыми может произойти прорыв оболочки. Это коряги и деревья, лежащие в воде или низко нависающие над ней, это остатки свай и различный строительный мусор в реке (рельсы, глыбы расколотого бетона, арматура), завалы с торчащими из них сучьями, камни и прижимы с острыми, сколотыми гранями. Такие места требуют от экипажа лодки повышенного внимания и осторожности.

Для экипажа лодки представляют опасность движений лодки в водовороте, удар о скалу или камень, встреча с крутой волной и другие случаи, когда от резкой перемены скорости или направления движения лодки турист может упасть за борт. Опасна для надувных лодок встреча с валами в потоке под углом или бортом к границе вала, когда лодка от удара в борт может перевернуться. Определенную опасность для надувных лодок представляют водяные ямы за большими камнями или плитами в пороге. Относительно легкая надувная лодка при недостаточной скорости может застрять в яме.

При перевороте надувной лодки экипаж должен собраться к лодке и попытаться отбуксировать ее к берегу самостоятельно или с помощью страхующих. В случае невозможности буксировки на ближайшем отрезке реки, экипаж должен попытаться перевернуть лодку в нормальное положение собственными силами. Для этого члены экипажа, помогая друг другу, забираются на перевернутую лодку, берутся за леера, протянутые по борту и откренивая лодку на один из бортов, перевертывают ее на себя, после чего забираются в лодку и продолжают плавание. На всю эту операцию у тренированного экипажа уходит две-пять минут.

При посадке лодки на камень необходимо попытаться снять лодку с камня, не вылезая из нее, для чего экипаж раскачивает лодку и интенсивно работает веслами, помогая течению снять лодку с камня. Перед этим необходимо убедиться, что стаскивание лодки с камня не приведет к прорыву оболочки. Если опасность прорыва реальна, то перед снятием лодки с камня необходимо облегчить ее, для чего один или два члена экипажа покидают лодку, держась за леера, а после снятия лодки быстро забираются в нее.

При навале на камень или дерево необходимо действовать быстро, но осторожно, так как действия могут привести к перевороту лодки. Экипаж должен покинуть лодку, перебравшись, если это возможно, на препятствие и принять меры к обводке лодки вокруг препятствия, помня о том, что в определенный момент, когда препятствие перестанет держать лодку, ее подхватит поток и в считанные доли секунды необходимо будет успеть прыгнуть в лодку. Если лодку невозможно обвести вокруг препятствия, то ее необходимо разгрузить и перетащить через препятствие пли с помощью других лодок переправить на берег.

При прорыве оболочки место прорыва легко найти по идущим из понтона пузырям воздуха (если прорыв в подводной части) или шипению выходящего из отверстия воздуха (если прорыв в надводной части). Дыру необходимо заткнуть подручными средствами — тряпкой, штормовкой и т. п. и попытаться быстрее пристать к берегу. Если к берегу быстро пристать нельзя, необходимо продолжать плавание, подкачивая спускающуюся полость. На берегу необходимо порванное место зашить и заклеить, предварительно вылив из понтона воду, которая могла туда проникнуть, и просушив внутреннюю полость понтона.

При прохождении высоких валов грузовой отсек лодки часто заполняется водой, что затрудняет управление лодкой. При первой возможности необходимо пристать к берегу и вычерпать или слить воду. Во время движения воду могут отчерпывать свободные от гребли члены экипажа, используя подходящие емкости.

При прохождении крутых сливов, при прыжках лодки с камней нередки случаи выброса за борт членов экипажа, особенно задних гребцов. Выпавший за борт турист должен схватиться за леер лодки и при первой возможности забраться в лодку самостоятельно или с помощью товарищей. Не рекомендуется бросать лодку и выбираться на берег самостоятельно.

Если лодка застряла в водяной яме или улове, то выбраться оттуда можно только с посторонней помощью с берега или при помощи водяного якоря, забрасывая его за пределы ямы или улова.

При попадании лодки в водоворот и резком ее наклоне нельзя откренивать лодку в обратную сторону, так как при выходе из области засасывающего действия воды лодка резко выпрямится и может перевернуться или выбросить за борт членов экипажа.

Если лодку прижимает к завалу и уйти от него уже нельзя, необходимо приготовиться к прыжку на завал и в последние секунды перед столкновением выпрыгнуть на завал. Только оказавшись в безопасности, можно подумать о спасении лодки и снаряжения.

В лодке всегда нужно находиться в спасательном жилете и в каске, а при прохождении сложных порогов еще и в дополнительном спасательном снаряжении: щитках, наколенниках, налокотниках, специальных костюмах. При плавании на лодке ни в коем случае не засовывать ноги под веревки, вещи и т. п. Помнить о том, что при перевороте лодки ничто не должно мешать выходу из лодки. При укладке груза в лодку не допускать выступания вещей над бортами лодки, так как при перевороте лодка может зацепиться выступающими вещами за камни или другие предметы. Все вещи должны быть тщательно привязаны друг к другу и лодке, все непривязанные предметы при перевороте обязательно выпадут в воду. Если от препятствия (водяного вала, ямы, камня и т. п.) не удается уйти, необходимо направить нос лодки прямо на препятствие. При выборе маршрутов походов нужно помнить о том, что постепенное усложнение препятствий, преодолеваемых группой на надувных лодках, позволит экипажу лодки полностью раскрыть возможности своего судна и избежать многих аварийных ситуаций.

При подготовке группы к походу необходимо на сравнительно несложных участках отработать (или восстановить) порядок действий членов экипажа при отчаливании, причаливании и перевороте лодки. Необходимо также отработать порядок страховки лодок при прохождении препятствий и оказания помощи потерпевшей аварии лодке, а также отработать и опробовать порядок укладки и систему крепления груза в лодке.

При подготовке надувных лодок к походу в первую очередь надо проверить состояние оболочки. Через несколько лет эксплуатации оболочка надувной лодки начинает стареть, становится ломкой, теряет эластичность. Плавание на такой лодке становится опасным, так как при сильном ударе оболочка может лопнуть. Первым признаком стареющей резины является хрустящий звук при деформации оболочки. Еще одним признаком является появление трещин на оболочке при складывании ее вдвое. Если старением поражены отдельные небольшие участки оболочки, то на них необходимо положить заплаты. Если же старение охватило всю резину, то плавать на такой лодке нельзя.

Надутая лодка должна сохранять упругость не менее четырех-пяти часов. Совершенно новая лодка сохраняет упругость в течение 20—28 часов.

Чтобы защитить дно лодки от проколов, проклеивают днище резиной толщиной 0,5—1 мм. Такая проклейка хотя и увеличивает вес лодки на два-четыре кг, но зато надежно защищает ее дно. Борта лодки не следует проклеивать, так .как это существенно увеличивает ее вес, не обеспечивая выигрыша в надежности. Анализ многих походов четвертой и .пятой категории сложности показывает, что из общего числа проколов на долю бортов приходится менее 10%. Другим способом защиты дна лодки является использование брезентового защитного чехла, который одевается на лодку и шнуруется по центру. Чехол также предохраняет вещи внутри лодки от выпадения за борт. Недостаток такого чехла—большой вес (примерно 10 кг и недостаточная надежность, так как намокший брезент сравнительно легко прорывается камнями. К тому же, если проклейки резиной хватает на четыре-шесть походов, то брезентовый чехол приходит в негодность после двух-трех походов.

При подготовке лодки к походу необходимо проверить, а в случае необходимости и отрегулировать стравливающий предохранительный клапан (он должен срабатывать при нагреве воздуха в понтоне) и пережимные приспособления на трубках, связывающих отсеки лодки между собой. Необходимо проверить упаковочные водонепроницаемые мешки для продуктов и снаряжения, так как вода в лодке есть практически всегда, на протяжении всего похода. Для снаряжения и продуктов, боящихся воды, рекомендуется двойная упаковка — в индивидуальные герметичные мешки, которые в свою очередь укладываются в большие герметичные мешки, уложенные в рюкзаки и сделанные по размеру рюкзака. Такой метод упаковки гарантирует сохранность продуктов и снаряжения.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru