Часть 4. Техника прохождения водных маршрутов



Часть 4. Техника прохождения водных маршрутов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Отчет "Передвижение по рекам". Типы рек.Техника прохождения водных маршрутов.

ПОСАДКА И ВЫСАДКА

Определенные технические приемы посадки на судно и высадки с него необходимы для того, чтобы экипаж быстро и правильно занимал и покидал свои места, не повредив и не опрокинув судна, чтобы судно отходило от берега в наиболее выгодном положении с полным экипажем в максимальной готовности к работе. Для всех гребных судов отвал от берега рекомендуется носом против течения с последующим разворотом. Поэтому посадка на судно начинается, когда оно привязано к берегу носовым причальным концом. Однако бывают случаи, когда судно не привязывают, например, если оно зачалено очень близко от препятствия и для попадания в нужную точку недостаточно имеющегося участка реки. Тогда судно проводят вдоль берега выше по течению и посадка начинается на непривязанное судно. Четырехместный катамаран может быть отвязан при погрузке, так как его удобно загружать, подводя к берегу поочередно разными бортами. В случаях посадки на непривязанное судно причальный конец заранее должен быть смотан и закреплен на судне, а один из гребцов должен постоянно удерживать и следить за судном. Обязательно на непривязанное судно садится гребец каяка или одноместного катамарана. Для него посадка наиболее сложна, так как нужно удерживать судно и садиться. Практически одиночные суда удерживаются слабой посадкой носа на берег или на мелкие камни у берега (чтобы можно было столкнуться упором весла в дно) или гребцами с других судов, поскольку одноместные суда всегда идут в группе с многоместными.

При посадке в каяк или байдарку гребец должен положить весло поперек судна на деку или на фальшборты немного впереди от своего посадочного места и удерживать его и судно за фальшборты или привальные брусья двумя руками, затем перенести ближнюю к судну ногу и поставить ее на кильсон впереди сиденья. После этого нужно перенести в судно и вытянуть вперед другую ногу, затем, приподняв тело на руках, вытянуть вперед ногу, перенесенную в судно раньше, и окончательно сесть на сиденье (рис. 1).

Если на судне есть упоры, они должны нормально прилегать к бедрам гребца, если упоров нет, необходимо упереть ступни в перекладину кильсона, а колени—в фальшборты. Если байдарка оборудована рулевым управлением, необходимо (для заднего гребца) упереть ступни ног в коромысло рулевой колонки, которое должно иметь ход в пределах 40—50°. Затем гребец натягивает нижнюю резинку «юбки» на обруч посадочного места и берет в руки весло.


Байдарка отходит от берега после полной готовности переднего гребца к работе. Иногда каякам и байдаркам необходимо отходить от берега носом по течению, например, если разворот может отбросить судно в струю, идущую к противоположному берегу, а ему необходимо удержаться у этого берега. В этом случае посадку в байдарку начинает передний гребец. Усложняется задача удержания судна при посадке, так как течение будет все время стаскивать корму с отмели и прижимать к берегу нос. Если же корма находится на плаву, то течение будет отбивать ее от берега. Поэтому в случае отвала носом по течению лучше всего, если байдарку или каяк удерживает за корму гребец с другого судна.На этом посадка в каяк или одноместный катамаран заканчивается, после этого по команде гребца отпускает нос тот, кто его удерживал с берега, либо сам гребец, упираясь веслом в дно, сталкивает нос с мели движением всего судна назад. В двухместную байдарку сначала садится задний гребец, после его посадки передний гребец отвязывает причальный конец, сматывает и закрепляет его, после чего садится сам. Если при посадке переднего гребца байдарка находится на плаву, то у берега ее удерживает задний гребец упором весла в дно со стороны, противоположной берегу, или просто держась руками за берег. Если нос байдарки вытащен на берег, задний гребец слегка страхует веслом байдарку от смещения во время посадки переднего гребца, затем нос сталкивают, как было описано выше.

ТЕХНИКА ОТВАЛА ОТ БЕРЕГА

Надувные суда типа ЛАС, ПСН и НДЛ чаще отходят от берега носом по течению, для них это более удобно, чем для байдарок, так как надутый баллон на самом борту судна не дает течению сильно прижать к берегу нос. Посадка идет в непривязанное судно, которое удерживает за корму самый задний гребец. Его весло уже находится в лодке. Остальные гребцы садятся с кормы или через борт, держа весла в руках, в порядке наибольшего удаления посадочных мест от берега. Когда все гребцы сели, заняли рабочее положение и взяли весла в руки, задний гребец слегка сталкивает корму и вскакивает в судно. Иногда на надувных судах применяют фартуки с посадочными местами под «юбку», как это делается на байдарках. Такие фартуки несколько затрудняют посадку самого заднего гребца, натягивание «юбки» на обруч посадочного места производится им в первую свободную минуту после отплытия.

Четырехместный катамаран может отходить от берега как носом против течения, так и носом по течению. Если посадка производится на отвязанный катамаран, причальный конец должен быть заранее смотан и закреплен на катамаране. Судно удерживает у берега носовой гребец (при отвале носом против течения) или кормовой гребец (при отвале носом по течению), чье место находится у берега. Его весло в это время лежит на каркасе катамарана. Гребцы садятся на катамаран с веслами в руках. При отвале носом против течения первым садится кормовой гребец ближнего к берегу борта, затем кормовой и носовой гребцы дальнего от берега борта. Гребцы ставят в рабочее положение упоры, берут в рабочее положение весла. После того, как все окажутся готовы, последний гребец слегка сталкивает катамаран, садится на свое место, ставит в рабочее положение упоры, берет в рабочее положение весло. При отвале носом по течению первым садится носовой гребец ближнего к берегу борта, затем носовой и кормовой гребцы дальнего от берега борта.

Плот стоит у берега всегда в одном положении: носом вперед, привязанный, как правило, носовым и кормовым причальными концами. В команде плота выделяют специальных чальщиков—носового и кормового. Посадка на плот начинается с того, что носовой чальщик отвязывает, сматывает и закрепляет на плоту носовой конец, после чего вся команда, кроме кормового чальщика, становится на плот и приводит греби в рабочее положение. Кормовой чальщик отвязывает, сматывает кормовой причальный конец, одновременно удерживая за него плот у берега. Затем он вместе с причальным концом прыгает на плот. Если кормовой чальщик не в силах удержать плот, он может завести кормовой конец петлей за дерево или большой камень и сесть на плот, удерживая свободный конец в руках. Плот будет удерживаться за счет трения веревки о дерево или камень. Затем чальщик отпускает свободный конец причальной веревки, плот отходит от берега, чальщик выбирает причальную веревку из воды, сматывает ее и закрепляет на плоту.

При отвале от берега гребных судов носом против течения носовые и кормовые гребцы производят дугообразные гребки—носовой от носа со стороны берега, кормовой — от кормы со стороны, противоположной берегу. Одновременно на одно- и двухместных судах закладывается небольшой крен внутрь поворота, и дальше работа производится на внутреннем борту поворота дугообразными гребками носового—к носу, кормового—от кормы (на одноместном судне единым гребком от кормы к носу). На четырехместном катамаране работают с обоих бортов дугообразными гребками с внутреннего борта поворота носовой—к носу, кормовой—от кормы, с внешнего борта носовой—от носа, кормовой—к корме. Как только судно развернулось и выровнялось по течению, переходят к прямой гребле. При отвале от берега носом по течению носовой гребец с ближнего к берегу борта производит дугообразный гребок от носа, кормовой гребец производит прямой гребок, на одно- и двухместных судах закладывается небольшой крен вниз по течению. После того как судно отойдет от берега на необходимое расстояние, кормовой гребец выравнивает судно дугообразным гребком от кормы.

Аналогичны приемы отвала от берега четырехместного катамарана и надувных судов. Если отвал от берега производится из улова или из области стоячей воды за большим камнем или скалой на берегу, выходить из улова нужно против течения основной струи, направляя судно под углом около 30° к направлению основной струи. Носовой и кормовой гребцы работают в основном со стороны, обращенной вниз по течению, задавая в ту же сторону крен. Носовой гребец делает зацеп в струе, кормовой прямыми гребками ускоряет судно. Разворот в нормальное положение завершается под действием струи, носовой гребец может выполнить еще один зацеп, кормовой—гребок от кормы с опорой на весло.

Отвал от берега плота производится совместной работой кормовой и носовой гребей к берегу, при этом кормовая гребь должна начать работу с опережением, чтобы сначала откинуло течением корму, затем нос ее догонит, а если опережает нос, то корму все время будет поджимать к берегу.

 

ПРИЧАЛИВАНИЕ К БЕРЕГУ

Причаливание складывается из выбора места причаливания, маневрирования судна с целью выхода к точке причаливания, остановки и закрепления судна у берега.

Причаливание к берегу гребных судов всегда производится носом против течения. Судно подводится ближе к берегу, затем дугообразными гребками разворачивается поперек течения, нос его направляют на берег, при этом нос входит в область более слабого течения, а на корму действует более сильное течение, которое и завершает разворот. Затем прямыми гребками нос медленно подводится к берегу. Такая техника причаливания пригодна для ровной небыстрой воды. На быстрине, а тем более на быстрине с валами, причаливание гребных судов производится из улова, в области стоячей воды за камнями или скалами. В этом случае причаливание начинается с разворота судна носом к берегу и придания ему скорости поперек струн. Как только судно войдет в улов, носовой гребец со стороны берега делает зацеп, кормовой гребец прямыми гребками вгоняет судно в улов и завершает работу обратным гребком от кормы на внутренней стороне поворота, при этом на одно- и двухместных судах закладывается крен внутрь поворота. Как только нос судна коснулся берега, носовой гребец, ближайший к берегу, выскакивает на берег и удерживает судно руками, а затем привязывает причальный конец. На быстрине гребец выскакивает сразу с причальным концом и удерживает судно, обернув одним витком причальный конец вокруг дерева или камня.

Причаливание плота производится параллельной работой носовой и кормовой гребей от берега, при этом плот прижимается к берегу бортом. Кормовая гребь опережает носовую, чтобы корму не относило от берега. Как только корма коснулась берега, на берег выскакивает кормовой чальщик с кормовым причальным концом и оборачивает его одним витком вокруг заранее намеченного дерева или камня, удерживая плот. Выскакивать нужно лицом по течению, удерживая веревку перед собой. Как только плот остановился, кормовой чальщик делает еще один оборот веревки вокруг дерева или камня и завязывает се. Затем с плота сходит носовой чальщик и привязывает носовой причальный конец. Кормовому чальщику могут помогать удерживать плот другие члены экипажа, но на плоту до его надежного закрепления обязательно должны оставаться капитан и загребной носовой греби.

Если при причаливании плота из-за неправильной работы гребями нос раньше коснулся берега, а корму не сумели удержать и плот начал разворот вокруг носа, упершегося в берег, необходимо зафиксировать носовым причальным концом нос плота, вытянув на плот носовую гребь, а потом, после завершения разворота, привязать оказавшуюся впереди корму. Иногда такой способ причаливания с разворотом вокруг носа, называемый причаливанием «тыром», применяют специально, так как он позволяет на время до 1—2 минут (пока течение разворачивает корму) удерживать нос на берегу. За это время можно надежно зафиксировать причальный конец. Но для современных плотов на надувных элементах плавучести такой способ причаливания опасен возможностью повреждения элементов плавучести и не оправдан, так как масса современных плотов сравнительно невелика и их можно удержать описанным выше способом. Поэтому к причаливанию «тыром» следует прибегать только в крайних случаях. Если плот все же зачален «тыром», обратный разворот, теперь уже вокруг кормы, лучше провести перед погрузкой, когда плот без груза и без экипажа.

Высадка людей. Высадка с гребных судов производится в порядке, обратном порядку посадки. Гребец каяка и носовой гребец байдарки выскакивают, как только нос судна коснулся берега, удерживая судно в равновесии двумя руками за фальшборты или привальные брусья (кормовой гребец помогает удерживать судно упором весла или держась за берег). Кормовой гребец байдарки выходит после того, как носовой гребец привязал причальный конец, удерживая равновесие судна так же, как и носовой (носовой помогает удерживать судно). Гребцы надувных судов выходят после привязки причального конца, начиная с находящегося ближе к берегу. Гребцы четырехместного катамарана выходят после привязки причального конца, начиная с того, кто находится дальше от берега. Экипаж плота после привязки причальных концов выходит с плота в произвольном порядке. Весла с гребных судов должны быть вынесены на берег, греби плота вытащены на плот. После выхода на берег экипажа любого судна (или после его разгрузки, если это остановка на ночлег) судно нужно привести в такое положение, чтобы силой течения его оболочка и причальные концы не терлись о камни на берегу или в воде. Для этого суда перечаливают в спокойные заливы, частично или полностью вытаскивают на берег и т. п. В каком бы положении ни находилось судно—полностью в воде, частично на берегу пли полностью на берегу,—оно должно быть привязано.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Для успешного преодоления естественных препятствий в русле реки необходимо, как говорят сейчас, чувство воды (раньше говорили—умение «читать» воду).

Чувство воды — это отчетливое представление о том, где окажется судно и какие силы будут на него действовать, если перестать им управлять. Только на основе данных, подсказываемых чувством воды, можно действовать в потоке уверенно и эффективно. Способность ориентироваться в водной ситуации, быстро реагировать на се изменения приходит лишь с опытом плавания по бурной воде.

Для каяков и байдарок, одно- и двухместных катамаранов очень важно также чувство крена. Чувство крена во многом определяет устойчивость этих судов при прохождении сложных участков реки. При этом мало одних знаний, где и как следует накренять судно, необходим автоматизм соответствующих навыков. Крен должен являться реакцией на реальное воздействие воды на судно, никогда не следует задавать крен до того, как он будет действительно необходим. Не столь решающее, но серьезное значение имеет чувство крена в технике прохождения препятствий на надувных лодках типа ЛАС.

Техника прохождения препятствий складывается из техники прохождения отдельных элементов, ибо каждое препятствие является комбинацией нескольких элементов. К таким первичным элементам относятся сливы различной высоты и крутизны, косые и прямые, пологие и крутые стоячие валы, бочки, ворота между камнями, прижимы, области стоячей или противоположно текущей воды.

Прохождение сливов. Общее правило прохождения сливов для всех судов—входить в середину языка и держаться перпендикулярно гребню слива. Однако это правило трансформируется, в особенности для байдарок, в зависимости от высоты и крутизны слива. Чем выше и круче слив, тем выше поперечный вал, стоящий за сливом. В какой-то момент он приобретает обратный гребень. При большой крутизне, когда слив превращается в водопад, перед обратным валом возникает бочка. Широкие пологие водосливы не выше 1 м на байдарке можно преодолевать лагом, разворачивая судно на сливе (телемарк). Судно нужно откренивать в сторону слива и поддерживать опорой на весло со стороны слива. Также можно преодолевать более высокие пологие сливы, пересекая слив наискось и уходя вбок от нижнего вала при наличии сбоку свободного пространства (рис. 2). Если свободного пространства нет, байдарка может проходить сливы до 2 м высотой напрямую, как и другие суда, разогнавшись для протыкания нижнего вала.


Уход поворотом телемарк от валов за сливом (в средней позиции показано откренивание лодки)


Плоты, катамараны и длинные надувные суда (ПСН, НДЛ) достаточно хорошо проходят вал, стоящий под сливом, при достаточной  скорости, запасе плавучести и приемлемой высоте слива. Реальная опасность  переворота через корму возникает при прохождении вала под сливом более короткими и жесткими надувными судами типа ЛАС и СП. За счет набора скорости на сливе опорная поверхность дна при входе на вал уменьшается, и ударом обратного гребня лодка может быть опрокинута. Чтобы избежать переворота, при входе на вал рекомендуется уменьшить скорость, передним   гребцам вывеситься вперед, чтобы проломить  гребень вала. Необходимо также проходить вал строго перпендикулярно его гребню.

Прохождение водопадов. При прохождении водопада нужно тщательно взвесить возможности судна и экипажа, мощь потока и бочки, тип слива — прямой, косой или винтовой, — наличие препятствий ниже по течению. Суда должны проходить водопад, направляя нос строго перпендикулярно гребню слива. После прыжка суда сильно погружаются в пенную бочку и тормозятся в ней. Поэтому уже на заходе должен быть максимально облегчен нос и приобретена скорость. В бочке необходимо энергично грести вперед, глубоко погружая весла. Перед самым прыжком на плоту следует убрать носовую гребь. В бочке весьма вероятно смывание гребцов, поэтому перед прыжком всем необходимо застраховаться. При преодолении водопада на байдарке нос ее лучше направлять под небольшим (не более 30°) углом к гребню, иначе она может встать свечой. Байдарка разворачивается на нужный угол непосредственно перед прыжком. Сразу после прыжка делается первый гребок со стороны, нижней по течению, с целью удержаться о воду и вытащить судно из-под слива. В бочке очень важно правильно держать крен, сообразуясь с ее нестационарными струями. В момент прыжка и погружения в бочку гребцы должны отклониться назад, при выходе из бочки—вперед. Оценить возможность прохождения водопада можно только на основании опыта. Плоты проходят иногда водопады высотой до 4 м, байдарки—до 2 м, катамараны и надувные суда—до 2,5—3 м.

Прохождение вала. Гребные суда и плоты могут преодолевать стоячие валы значительной высоты. Крутые валы преодолеваются перпендикулярно гребню вала, при этом гребные суда развивают скорость, протыкая гребни валов. Если есть возможность, лучше идти краем струи, где высота валов меньше. При преодолении крутых косых валов судно должно быть перпендикулярно гребню вала на самом гребне, между валами оно может быть под другим углом, поворот производится в последний момент. Плоты, катамараны и надувные суда преодолевают крутые валы высотой немного меньшей, чем длина судна, байдарки—высотой до 1,5 м. Пологие валы можно проходить перпендикулярно гребню, не развивая скорости, гребные суда проходят пологие валы лагом, задавая крен к валу и опираясь на него лопастью весла, воткнутой в вал горизонтально. Так же байдарка может удерживаться от переворота в крутых валах, если вошла в них лагом. На гребне вала притяжениями обоих гребцов, выполняемыми в разные стороны, байдарку легко развернуть перпендикулярно гребню. Пологие валы преодолеваются без ограничения высоты. Короткие, более жесткие надувные суда типа ЛАС и СП при входе на крутой вал резко поднимают нос, а при переходе через гребень—корму, что может привести к выбрасыванию гребцов в воду. Более длинные надувные суда изгибаются, принимая форму вала.

Прохождение бочки. Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, например, при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, и перевернуть его.

Прохождение каменистых участков. На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда прежде всего уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения, для разворотов и смещений используются «тени» больших камней. Катамаран может использовать траверс, а также наезды на небольшие камни одним из баллонов с целью торможения или разворота. Небольшие камни можно пропускать между гондолами. Плот на таких участках движется по основной струе, где относительно меньше камней и также использует для смещения «тени» больших камней, забрасывая в них корму или нос (при движении с разворотами). Иногда приходится проходить ворота между мелко сидящими подводными или полуподводными камнями, ширина которых меньше ширины плота или катамарана. Такие ворота проходят с открениванием на один борт.

Прохождение прижима. Для прохождения неосложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму «корабликом», при выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. При прохождении прижима плотом плот смещается на внутренний край струи работой обеих гребей. Самое главное –  поддерживать правильный угол, чтобы ось плота была параллельна струе, то есть плот нужно ориентировать не относительно прижима, а относительно струи.

Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и «тени» камней. Для плота в этом случае остается мало места и времени, и его нужно использовать наиболее эффективно. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.

Выход из улова. Техника захода или выхода из улова на струю для гребных судов описана выше. Требуются специальные приемы вывода из улова плота. Плот подводится возможно ближе к струе у того выступа берега, за которым образовался улов, и одновременной сильной работой гребей забрасывается в струю, при этом кормовая гребь должна слегка опережать носовую.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru