Международные полярные станции



Международные полярные станции

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: В.И.Срезневский. Международные полярные станции. Отчет Императорского Русского Географического общества за 1882 г.

Глава вторая

Экспедиции общества, его ученые предприятия и путешествия его членов

Ученая деятельность Географического Общества неослабно продолжалась в отчетном году в том же направлении, как и в предшествующие годы и, можно надеяться, дала результаты не менее важные, нежели результаты прежних лет.

Известная часть ученых сил Общества была направлена на изучение окраин отечества и стран сопредельных, другая часть посвящена била исследованиям внутренних областей России.

На дальнем севере оканчивали в течение отчетного года свою организацию и начали свои наблюдения две русские полярные экспедиции под начальством действительных членов Андреева и Юргенса, а действительный член Фусс совершил астрономическую поездку на Новую Землю; на дальнем востоке продолжал исследование Сахалина член-сотрудник Поляков; на юге, в пределах Средней Азии, занимался исследованием Памира член-сотрудник Регель, там же, но ближе к западу совершил свою известную поездку из Асхабада в Мерв действительный член Лессар; во вновь присоединенной Батумской области исследовал эту любопытную страну член-сотрудник Петерсен, на Кавказе занимались отысканием остатков доисторического человека действительный член Анучин и член-сотрудник Хатисян, наконец, в пределах Европейской России занимались исследованием Урала член-сотрудник Малахов и г.Иваницкий, антропологическими работами в Тверской губернии действительный член князь Путятин; член-сотрудник Вольтер изучал латышское население Витебской губернии; действительный член Кузнецов продолжал свои работы по изучению торговли западного края, а член-сотрудник Елисеев посетил наиболее отдаленные части Русской Лапландии с целью ознакомиться с населением прибрежья озера Энаре.   

Первое место между всеми сими предприятиями занимает, несомненно, устройство международных полярных станций, на осуществление которого со стороны Географического Общества было обращено особенно большое внимание.

Международные полярные станции

Обширное международное предприятие - устройство полярных метеорологических станций, подготовлявшееся в течение нескольких лет и стоившее значительных усилий всем учреждениям, которые приняли в нем участие, наконец, окончательно организовалось, притом в размерах больших, нежели это было первоначально предполагаемо. Еще в начале отчетного года можно было говорить с уверенностью не более как о девяти станциях для северного полушария, между тем в августе этого года уже начали свою деятельность двенадцать станций на северном полушарии и две на южном.

Станции эти располагаются на северном полушарии в следующем порядке от востока к западу, начиная от Берингова пролива.

1) Русская станция на устьях Лены, снаряженная Географическим Обществом на средства, данные правительством и находящаяся под начальством действительного члена корпуса флотских штурманов поручика Н. Д. Юргенса.

2) Голландская станция в устьях Енисея (гавань Диксона), устроенная голландским метеорологическим институтом на средства правительства и частных лиц, состоящая под управлением д-ра Шнелена.

3) Вторая Русская станция на Новой Земле (Мало-Кармакульский залив), снаряженная, как и первая, Географическим Обществом на средства правительства, находится под начальством действительного члена, лейтенанта К. П. Андреева.

4) Русско-финляндская станция в русской Лапландии, в Соданкюла, устроенная Финляндским ученым обществом на средства правительства и находящаяся под начальством проф. Лемстрем.

5) Норвежская станция в Боссекоп, в норвежской Лапландии, снаряженная метеорологическим институтом на правительственные средства и находящаяся под начальством ассистента Стена.

6) Шведская станция на Шпицбергене, устроенная Стокгольмской академией наук на средства, данные купцом Шмитом и находящаяся под начальством капитана Мальмберга.

7) Австрийская станция на острове Ян-Майен, устроенная графом Вильчеком на его средства и находящаяся под начальством лейтенанта Вольгемут.

8) Датская станция в Год-гавен, на западном берегу Гренландии, устроенная Копенгагенским метеорологическим институтом на средства правительства и  находящаяся под начальством адъюнкта Паульсон.

9) Германская станция в Кумберланд-зунде, устроенная немецкой полярной комиссией на средства, данные правительством и находящаяся под начальством д-ра Гизе.

10) Первая Северо-Американская станция в Леди-Франклин-бай, устроенная Вашингтонским Signal-Office на правительственные средства и находящаяся под начальством лейтенанта Грили.

11) Английская станция на большом Невольничьем озере, в форте Рей, устроенная Лондонским метеорологическим бюро на правительственные средства и находящаяся под начальством капитана Даусона.

12) Вторая Северо-Американская станция на мысе Пойнт-Барро, устроенная, как и первая, на средства правительства, тем же Вашингтонским Signal-Office и находящаяся под начальством лейтенанта Рей.

Две станции южного полушария, Французская и Немецкая, находятся: первая на мысе Горн, под начальством лейтенанта Курсель-сен-Элей, вторая на южной Георгии, под начальством д-ра Шрадера. Обе станции устроены на средства правительств и организованы национальными полярными комиссиями.

В отчете за прошлый 1881 год было с достаточною подробностью изложено о первоначальном возникновении идеи о международных полярных станциях и об организации этого предприятия международной полярной комиссией. Затем было изложено также о деятельности Географического Общества по устройству первой русской станции на устьях Лены до момента отправления членов этой экспедиции из Петербурга. В настоящем очерке предстоит указать на деятельность Общества по устройству второй русской станции на Новой Земле и изложить сведения о Ленской и других полярных станциях, полученные в течение года.

***

Окончив снаряжение Ленской станции во второй половине декабря 1881 года, Географическое Общество было в состоянии выяснить положение сумм, Высочайше ассигнованных на устройство полярных станций, и вычислив на основании только что сделанного опыта стоимость снаряжения проектируемой второй станции, обратилось к Августейшему своему покровителю с ходатайством о даровании Обществу нового пособия для устройства полярной станции на Новой Земле, необходимость каковой находила себе подтверждение как в соображениях чисто научных, так и политических.

3-го марта Государю Императору благоугодно было назначить в распоряжение Общества для устройства Новоземельской станции 20.000 рублей. Полярная комиссия энергически взялась за дело и менее нежели в два месяца все снаряжение станции было окончено.

Местом для устройства станции был окончательно выбран Мало-Кармакульский залив, где уже ранее провел зиму 1879-1880 года поручик Тягин и где находятся постройки спасательной станции Общества спасания на водах, любезно предоставленные этим Обществом в распоряжение полярной станции.

Начальником станции был избран действительный член лейтенант К. П. Андреев, известный своими работами по гидрографии в Балтийском море. По ходатайству Совета г. Андреев был откомандирован морским министерством в распоряжение Географического Общества с назначением ему от министерства содержания наравне с начальником Ленской станции г. Юргенсом. Помощниками ему были назначены: мичман 8-го флотского экипажа Володковский и врач 11-го пехотного Туркестанского батальона Л. Ф. Гринивецкий, оба откомандированные их начальством в распоряжение Географического Общества, из них г. Володковский с назначением, ему усиленного содержания.

Как и в предыдущих случаях, различные ведомства оказали Географическому Обществу свое содействие: морское министерство, как уже сказано, откомандировало в распоряжение Общества начальника экспедиции и его старшего помощника, с назначением им усиленного содержания; сверх того оно предоставило в распоряжение экспедиции четырех матросов и снабдило экспедицию несколькими инструментами. Гидрографическим департаментом даны 2 столовых и 1 карманный хронометры, двое морских часов, большой призмо-зеркальный круг, шлюпочный компас, Nautical almanac и мореходные таблицы. Военное министерство откомандировало в распоряжение Общества врача для экспедиции, снабдило экспедицию берданками, револьверами, патронами, медикаментами и хирургическими инструментами. Главная физическая обсерватория оказала содействие при выборе и выписке из-за границы научных приборов и подготовила членов экспедиции для предстоящих им наблюдений, а также проверила метеорологические и магнитные инструменты и определила постоянные величины этих последних.

Экспедиция снабжена была таким же рядом инструментов, как и Ленская, с незначительными лишь изменениями, так, взамен одного из флюгеров ей отпущен анемометр Зеренсена шведской системы, приспособленный к наблюдениям в холодных странах и испытанный в экспедиции 1872-73 гг.

Благодаря указанному содействию правительственных учреждений, а также замечательной энергии и распорядительности начальника Новоземельской полярной станции лейтенанта Андреева, снаряжение экспедиции было окончено в течение менее нежели двух месяцев, так что 7-го мая часть экспедиции, именно врач экспедиции г. Гринивецкий с одним из наблюдателей и четырьмя нижними чинами отправились из Петербурга на коммерческом пароходе «Чижов», принадлежащем товариществу мурманского пароходства, шедшем в Архангельск кругом берегов Швеции и Норвегии. Под надзором г. Гринивецкого отправлены были запасы экспедиции, медикаменты, оружие и часть научных приборов.

Несколькими днями позже, именно 25-го мая г. Андреев оставил Петербург в сопровождении старшего помощника своего г. Володковского и направился в Архангельск сухим путем, через Вологду. Тем временем в Архангельске, благодаря любезному содействию Архангельского губернатора, шли деятельные приготовления: были сделаны запасы дров, керосину, строительного материала, были выстроены разборные павильоны для наблюдений. К половине июля все было окончено, так что 19-го числа в 8 час. вечера экспедиция оставила Архангельск на том же пароходе «Чижов», который доставил сюда г. Гринивецкого с его спутниками. Переход до Малых Кармакул был сделан при самой благоприятной погоде: все время был штиль и ясное небо; море было совершенно чисто ото льда. 23-го июля в 4 часа утра прибыли в Малые Кармакулы и тотчас начали очистку дома и перевозку вещей на берег. Дома станции найдены в целости, но очень запущенными, так как зиму здесь провели 11 поморов, об участи которых так беспокоились: они случайно остались прошлой осенью на южном берегу Новой Земли, без теплого платья и провизии. По их словам, зимою течет потолок жилого дома; вследствие такого заявления постройка была ремонтирована. 25-го июля экспедиция окончательно перебралась на берег.

Можно присовокупить к этому, что во время прибытия экспедиции погода на Новой Земле стояла необыкновенно теплая; так в первый день своего пребывания там члены экспедиции наблюдали вечером температуру + 15,5° Реомюра; на другой день стало свежее, но все же, несмотря на туман, термометр показывал днем и вечером 12,9°.

***

Члены Ленской полярной станции оставили Петербург, как об этом было упомянуто в Отчете за прошлый год, 19-го декабря. Начальник станции Н. Д. Юргенс пробыл в Иркутске лишь несколько дней и затем отправился в Якутск, где под его надзором должны были строиться разборные дома для станции и павильоны для наблюдений, а также приготовлялись некоторые запасы. Впоследствии к нему присоединились и гг. Бунге и Эйхвер, делавшие в Иркутске некоторые заготовления. Пароход «Тихон Задонский» под командою г. Познанского, доставил эту часть экспедиции и все запасы от Витима до Якутска.

Все приготовления были окончены в половине июня. 20-го числа, в 5 час. вечера, экспедиция вышла из Якутска на трех паузках и одном карбасе, нагруженных всем снаряжением экспедиции: инструментами, оружием, патронами, домом и павильонами, которые взяты в разобранном виде (длина дома 6 саженей, ширина – 3 сажени), съестными припасами (между прочим, взяты 2 коровы и теленок), сеном,
осветительными материалами (экспедиция взяла 120 пудов керосину, так как для освещения 3 стеклянных шкал магнитометров должны круглый год днем и ночью гореть 4 лампы) и разными строительными материалами, между прочим кирпичом и, даже, глиною, так как во всей Ленской дельте глины нет, а в Булуни она плоха. Экипаж этой экспедиции составляли, кроме чинов станции, два лоцмана якута и 17 человек рабочих якутов же.          

Плавание вниз по Лене продолжалось пятьдесят дней, так что лишь 10-го августа пришла экспедиция к месту своего назначения. О путешествии этом известно весьма немного. Между прочим, известно из последнего сообщения г. Юргенса, что оставив Булунь 20-го июля, суда экспедиции 28-го числа выдержали бурю на Лене, у Тас-ары, были вынуждены поэтому выгружаться и чинить суда. Все инструменты остались целы. 3-го августа экспедиция вошла в одну протоку Ленской дельты. 10-го числа пришли к острову Сагастырю, а 16-го начали выгружаться.

Самые поздние известия об экспедиции относятся к половине октября и были сообщены американскими офицерами Шютце и Гарбером, возвратившимися с устьев Лены. По словам их, экспедиция устроилась очень хорошо: дом тепел и удобен и соединен с павильонами для наблюдений, выстроенными из барочного леса, посредством крытых галерей. Г. Юргенс уже определил и вычислил положение станции: оно составляет 73°22'30" широты и 96°15'15" восточной долготы от Пулкова. Экспедиция, по словам американцев, имеет хорошие запасы топлива, все члены ее здоровы.

Надобно заметить, что при снаряжении экспедиции начальником ее не было забыто ничего, что сделало бы жизнь ее членов менее однообразной и предохранило бы их от скуки, так экспедиция имеет порядочную библиотеку как по своей специальности, так и для чтения; не забыты также шахматы, карты и другие игры.

Говоря о Ленской станции нельзя не упомянуть о том полном содействии, которое было оказано ей со стороны местных властей в Восточной Сибири. В Якутске построен был переносный разборный дом для экспедиции, приобретены были сплавные суда,
наняты лоцманы и сплавщики, прикомандирован был переводчик, хорошо знающий якутский язык. Наконец, на средства, данные генерал-губернатором, была учреждена почта специально для Ленской станции; раз в месяц эта почта будет поддерживать сношения станции с Якутском, доставляя туда письма, газеты, журналы, привозя оттуда известия о ходе работ экспедиции.

***

Имея в виду привести в связь наблюдения, производящиеся на полярных станциях, с наблюдениями постоянных европейских станций, Географическое Общество озаботилось устройством временных метеорологических станций в северных окраинах европейской России и в Сибири, а также вошло в сношения с различными ведомствами относительно производства ими наблюдений магнитных.

Вследствие таких соображений Географическим Обществом совместно с главной физической обсерваторией, были приобретены шесть серий метеорологических приборов, которые и были распределены между отдельными станциями. Между прочим, на средства, пожертвованные сибирским купечеством, была устроена метеорологическая станция в Преображенском, на Нижней Тунгуске. Руководство этой станции поручено члену-сотруднику Черскому, известному деятелю Восточно-Сибирского Отдела.

Другая из Сибирских станций устроена в Обдорске, где производство наблюдений принял на себя проживающий там бывший студент г. Гервасий, при сотрудничестве живущего там же и тоже бывшего студента г. Цукермана.

В северной России устроилась всего лишь одна новая метеорологическая станция. По указанию архангельского губернатора генерал-майора Баранова Общество вошло в сношения с проживающим в Мезени г. Эдемским, бывшим студентом земледельческой академии, который принял на себя производство наблюдений по программе полярных станций. Морское министерство пришло, в этом случае на помощь делу, ассигновав Эдемскому ежегодное пособие.

Несколько менее удачны были старания Географического общества организовать магнитные наблюдения, одновременные с наблюдениями полярных станций. С этою целью Совет Общества вошел в сношение с министерством народного просвещения в видах привлечения к участию в производстве наблюдений русских университетов. К сожалению, некоторые университеты не нашли возможности принять на себя производство упомянутых наблюдений. Университеты Казанский и Дерптский организовали у себя правильные наблюдения. Казанский университет ассигновал с этою целью до 600 рублей из своих специальных средств на вознаграждение наблюдателям, относя в то же время на средства кабинетов приспособление необходимых инструментов и постройку барака для наблюдений.

Не лишним будет сообщить здесь несколько сведений о некоторых из прочих международных полярных станций. (См. Морской Сборник, 1883. Февраль, - сообщение М. А. Рыкачева в ноябрьском собрании Г. О. 1882 года).

Финляндская станция в Соданкюла

На устройство этой станции и на усовершенствование Гельсингфорской обсерватории отпущено Финляндским правительством в распоряжение Финляндского ученого общества 63.000 финских марок. Означенное общество поручило ведение всего дела своей метеорологической комиссии. По выбору комиссии непосредственное руководство по снаряжению станции поручено профессору Лемстрему, который намерен сам отправиться на место, в сопровождении ассистента Бизе и 4-х наблюдателей: гг. Грамста, Дальстрема, Зундемана (натуралист) и Петрелиуса. Он сам должен был начать наблюдения и вести их до ноября, затем передать заведывание станциею ассистенту Бизе. Профессор Лемстрем и весь личный состав экспедиции (за исключением кандидата Зундемана) в июне 1882 года посетили Павловскую обсерваторию, чтобы ознакомиться с точным и исправным ведением наблюдений в этом учреждении и определить некоторые постоянные величины магнитного теодолита. В своем отчете ученому Финляндскому обществу профессор Лемстрем говорит, что впечатление, вынесенное наблюдателями из этого превосходно снабженного и образцово-управляемого учреждения, лучше всяких других средств способствовало внушению сознания той ответственности, которую они на себя принимают и чего от них ожидают. Экспедиция будет строго держаться международной полярной программы.

Предполагают делать зоологические исследования и наблюдения над явлениями жизни растений; на пособие зоологическим исследованиям Гельсингфорский университет отпустил особые средства.        Для ботанических целей прикомандирован к экспедиции специалист-ботаник на средства, пожертвованные различными обществами и частными лицами. В половине июля экспедиция вышла из Гельсингфорса, рассчитывая прибыть к месту назначения в конце июля и приступить к наблюдениям в начале августа.           

Голландская станция

С разрешения русского правительства Голландия снарядила экспедицию в гавань Диксона. Голландское правительство отпустило для этой цели 30.000 гульденов. В дополнение к этому собрана была некоторая сумма частными пожертвованиями.

В июле экспедиция вышла из Голландии на пароходе «Варна», она заходила в Дронтгейм и Гамерфест, а оттуда вместе с пароходом «Луиза» отправилась к месту назначения.

К сожалению, экспедиция эта, по-видимому, не достигла Енисея, по крайней мере, судя по телеграммам, полученным в Копенгагене и у нас с парохода «Луиза» из Гамерфеста, оказывается, что южное Карское море переполнено льдами и что «Варна» затерта льдами в 80 милях к востоку от Вайгача.

Шведская станция

Швеция снарядила станцию на острове Шпицберген. В состав ее входят, кроме начальника, четыре ученых помощника и 6 человек нижних чинов.

1 июля в 9 ч. утра экспедиция с инструментами и запасами вышла из Готенбурга на двух военных пароходах «Urd» и «Verdande» под командою известного Паландера, бывшего командира «Веги», который за 10 лет перед тем прозимовал на Шпицбергене вместе с Норденшельдом.

Предполагалось высадиться в Мосель-бае, но этого пункта не удалось достигнуть. Капитан Паландер телеграфировал из Тромсе, что суда «Urd» и «Verdande» только что вернулись с Шпицбергена, где высадили шведскую полярную экспедицию у мыса Тордсена, так как при нынешнем положении льдов невозможно было достигнуть Мосель-бая. Выгрузка была чрезвычайно затруднена обилием льдов.

Наблюдения предположено было начать с 15 августа.

Мыс Тордсен находится на юго-западном берегу Шпицбергена, в широте 78,5°, и в долготе 15,5° от Гринвича.

Австрийская станция

Как упомянуто, австрийскую станцию снарядил на свои средства граф Вильчек.

Экспедиция вышла из Полы на военном транспорте «Пола» 2 апреля, заходила в Берген, откуда 26 мая отправилась к острову Ян-Майену, но, встретив льды, 8 июня вернулась в Тромсе. Наконец, 14/26 июля председатель международной комиссии получил посланную из Лейта телеграмму начальника станции лейтенанта Вольгемут, в которой он извещает, что экспедиция 1/13 июля пришла в Мери-Мус-бай, на острове Ян-Майене, станция устроена и что наблюдения начнутся в назначенный срок 1 августа нового стиля.

Датская станция

Экспедиция отправилась из Копенгагена 17 мая, в составе следующих 6 лиц: г.Паулъсона, адъюнкта - начальника экспедиции, г. Петерсона - математика, г. Рейдера, лейтенанта флота - астронома, г. Петерсена - химика, г. Гастрена - врача, г. Нергарда - механика.    

Экспедиция надеялась достигнуть места назначения в конце июля, но сведений о ней еще не получено.

Германская станция

В состав Германской станции входят: доктор Гизе - начальник, г. Амброер - астроном, доктор Шлифаке - врач и естествоиспытатель, доктор Реш - метеоролог и ассистент, г. Абб - ассистент, г. Беклен - инженер, г. Земань - механик.

Экспедиция вышла из Гамбурга на купленном для нее пароходе «Германия» в половине июля, прошла Пентландский пролив 6 июля и к концу месяца рассчитывала достигнуть места назначения, в Дэвисовом проливе, вблизи Кумберланд-зунда. По телеграфным сведениям видно, что пароход вернулся, доставив благополучно экспедицию к месту назначения.

 

Станции Американских Соединенных Штатов

Соединенные Штаты отправили две экспедиции, одну в Леди-Франклин-бай, а другую на мыс Барроу. Обе экспедиции снаряжены на три года. Они начали наблюдения за год до условленного международного срока и окончат годом позже.

Руководство снаряжением станций поручено начальнику Signal-Office генералу Газену, который заявил председателю международной полярной комиссии, что он принимает для американских экспедиций международную программу полярной комиссии. Из отчета начальника станции в Леди-Франклин-бай лейтенанта Грили видно, что экспедиция вышла на судне «Протеус» 7 июля 1881 г. из порта С.-Джонса (на Нью-Фаундленде), заходила для пополнения запасов теплой одежды и для того, чтобы взять туземцев в Годхавен, Упернавик и Провен, и 11 августа достигла Дисковери-бай в Леди-Франклин-бай.

На пути экспедиция осмотрела английский склад на острове Карей; получила английскую арктическую почту на острове Литлетон, нашла пассажный инструмент экспедиции «Поларис», осмотрела английский склад на мысе Гаукс и оставила склад в заливе Карла Риттера. Достигнув залива Леди-Франклин, пришлось один день употребить на то, чтобы пробить во льду канал, после чего приступлено к выгрузке всех запасов и строений на берег. В день отхода «Протеуса», 18 августа 1881 г., постройки были собраны и покрывались крышею. Станцию назвали фортом Конджер; широта ее = 81°20', долгота = 64°58' от Гринвича. «Протеус» доставил в Signal-Office метеорологический дневник, веденный во время плавания от С.-Джонса до залива Леди-Франклин. В нынешнем 1882 году была сделана попытка доставить в форт Конджер почту и свежую провизию. С этой целью отправлен был пароход «Нептун», который вышел из С.-Джонса 4 июня и вернулся 28 сентября, не достигнув цели, по случаю непроходимого льда.

Начальник станции на мысе Барроу лейтенант Рей сообщает от 15 сентября 1881 г., что его экспедиция достигла места назначения 8 сентября; после тщательных поисков выбрано удобное место на северо-восточном берегу входа, названного «Golden Fleece» по имени судна, доставившего экспедицию на мыс Барроу. На противоположном берегу, в расстоянии 1,5 мили, находится селение индейцев, Оглами. Этим именем названа обсерватория. Переборка совершена с большими затруднениями, так как в проходе и на озерах уже образовался лед; удобной пристани не было, и при свежей погоде сильный прибой заливал шлюпки; местные жители помогали при перевозке груза. Широта станции по счислению = 71°17'50", долгота 156°23'54" от Гринвича. На пути к мысу Барроу, у Лисборна, судно «Golden Fleece» встретило сильную бурю, которая снесла его далеко к NW. У мыса Барроу оно выждало только, пока весь груз удалось перевезти на берег и сложить его на достаточно высоком месте, чтобы прилив не мог до него достать. Затем лейтенант Рей поспешил отправить судно, из опасения, чтобы оно до выхода из Берингова пролива не было затерто льдом. Лейтенант Рей просит на следующий год выслать из С.-Франциско судно на 15 дней ранее, чем в 1881 г.

Английская станция

Англия, при содействии Канады, снарядила одну станцию на большом Невольничьем озере. Вследствие слишком поздно последовавшего разрешения парламента отпустить кредит на экспедицию (ачальник метеорологической конторы в Лондоне г. Скот получил уведомление о разрешении кредита лишь 3 апреля н. с. 1882 г.), пришлось очень спешить с ее отправлением; тем не менее уже 11 мая она отправилась из Англии через Квебек к месту назначения. Компания Гудзонова залива оказала ей все возможное содействие; компании железных дорог в Англии и Канаде и общество Албанского пароходства приняли на себя бесплатно доставить к месту назначения весь груз и все инструменты. Начальником экспедиции назначен капитан артиллерии Даусон; с ним отправились еще 2 наблюдателя из сержантов артиллерии. Экспедиция рассчитывала быть в Виннипеге в конце мая, и в месте стоянки бригады Гудзонова залива в начале июля; можно надеяться, что в августе она достигла места своего назначения.

 

Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru